Автор Тема: Лукас Генюшас (р.1990, Москва), пианист, внук и ученик В.Горностаевой  (Прочитано 54332 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Архиповский музыкальный салон,
пн 9 января 2012 г.,
19:00

Лукас Генюшас (фортепиано)
24 Прелюдии Рахманинова
Побывал.
Очень качественная, осмысленная, основательная игра - как почти всегда у Лукаса.
Редчайший случай - правильно сыграно L'istesso tempo из си-минорной прелюдии.
Аудиоматериалов нет.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 651
Редчайший случай - правильно сыграно L'istesso tempo из си-минорной прелюдии.
Вы имеете в виду правильно сыгранный ритм в этих тактах (плюс сохранение темпа в 42 такте, где 32-е)? Если да, он, конечно, представляет собой известную трудность при разучивании, но неужели правильное его исполненине настолько редко? :)

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Нет.
Обычно весь эпизод играется быстрее написанного.
В до-мажорной кульминации указано замедление, после которого - L'istesso tempo.
Получается несколько медленнее изначального темпа прелюдии (Tempo I + ritenuto).
Вот у Лукаса звучало правильно - каждый аккорд зависает и растворяется, фактура разреженная.

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 651
Нет.
Обычно весь эпизод играется быстрее написанного.
В до-мажорной кульминации указано замедление, после которого - L'istesso tempo.
Получается несколько медленнее изначального темпа прелюдии (Tempo I + ritenuto).
Вот у Лукаса звучало правильно - каждый аккорд зависает и растворяется, фактура разреженная.
Спасибо. :) Я согласен, что такая нотация допускает некоторое расхождение в толковании, но мне кажется, что здесь я с Вами согласиться не могу, и вот почему.

Во-первых, вообще мне не удалось найти у Рахманинова других случаев использования "rit." в сочетании с "L'istesso tempo". Хотя, если такая комбинация, как вы утверждаете, нотирует замедление до некоего нового, более медленного темпа, казалось бы, чего уж проще, поставь "rit. al - - - Meno mosso" и тебя поймут однозначно верно... Собственно таких случаев ("rit. -- Meno mosso/Piú lento/Adagio" и т.д.) у Рахманинова как звёзд на небе (как и у большинства его коллег). :) Следовательно, во всех (из просмотренного мною наследия) случаях, кроме обсуждаемого, Сергей Васильевич считал необходимым (что немудрено, зная точность его записи) явно указать новый темп в результате замедления, а здесь почему-то передумал? Мне кажется, это говорит лишь о том, что он не рассматривал введение в текст произведения пометки "rit./accel." как способ указания на новый самостоятельный темп, пусть даже и постепенно вводимый, а только лишь как способ указания на процесс изменения оного, без результата процесса (в отличие от, например, Чайковского, у которого иногда встречается и "ritenuto" в значении "Meno mosso", т.е. "замедленно").

Во-вторых, косвенным доказательством моего предположения служит использование Рахманиновым во второй части второго концерта сочетания "Rit." - "Piú mosso", причём по контексту последняя пометка очевидно указывает на темп, более быстрый, нежели тот, что был именно перед началом ritenuto, а не чем тот, что сложился в результате ritenuto.

В-третьих, Рахманинов, как и сотни его коллег, сплошь и рядом пользуется нотацией "rit. -- a tempo". Если бы, "rit." само вводило в конце себя некий новый самостоятельный темп, то пометка ä tempo фактически означала бы лишь то, что теперь надо перестать замедлять и просто играть ровно в этом самом новом темпе, и была бы практически избыточной; но ведь не требует доказательств то, что у Сергея Васильевича эта пометка означает именно возврат к "собственно темпу", бывшему до начала ritenuto, и отмену этого самого ritenuto. :)

Должен признать, что Ваше описание с зависающими и растворяющимися аккордами очень привлекательно и сама идея мне кажется красивой. Но -- мне кажется, что это ещё не делает её (идею) верной, а вот в этом последнем качестве я, простите, очень сомневаюсь. :)

(П.С. модератору: может, лучше вынести обсуждение таких тонкостей в поток, посвящённый Лукасу?)
« Последнее редактирование: Январь 14, 2012, 03:14:02 от Сергей »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
(П.С. модератору: может, лучше вынести обсуждение таких тонкостей в поток, посвящённый Лукасу?)

Да, пора открыть поток об одном из лучших молодых пианистов нашей ф-п школы - я выделил обсуждение его концерта в качестве начала этой темы, которая ему посвящена и, надеюсь, получит продолжение.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Сергей, с Вашими выкладками бессмысленно спорить. :)
Хотя в защиту своей версии могу вспомнить такой пример: 3й концерт, 1я часть, 2й такт после цифры 10 - стоит rit., а в следующем такте - Tempo precedente, ma un poco piu mosso. Здесь результат замедления явно рассматривается как новый самостоятельный темп, ведь если за Tempo precedente посчитать Allegro, да еще Piu mosso добавить - оно становится просто неиграбельным. :) Жаль, конечно, что у СВР в записи купюра.
Собственно, можно и так: в 22м такте прелюдии указано Tempo I. Даже если L'istesso tempo не учитывает замедления - эпизод должен звучать в темпе Lento, что ощутимо медленнее традиционного темпа, и уже будет присутствовать этот самый ыффект. :)
С другой стороны, "сквозное" развитие в этом эпизоде тоже звучит логично и убедительно.
Кому как больше нравится. :)

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 651
Сергей, с Вашими выкладками бессмысленно спорить. :)
Хотя в защиту своей версии могу вспомнить такой пример: 3й концерт, 1я часть, 2й такт после цифры 10 - стоит rit., а в следующем такте - Tempo precedente, ma un poco piu mosso. Здесь результат замедления явно рассматривается как новый самостоятельный темп, ведь если за Tempo precedente посчитать Allegro, да еще Piu mosso добавить - оно становится просто неиграбельным. :) Жаль, конечно, что у СВР в записи купюра.
Постойте, по-моему нам надо сперва оговорить значение итальянского слова "precedente". :) По моим сведениям, это означает "предыдущий". :)) Теперь смотрим в партитуру концерта: Весь раздел побочной проходит в общем темпе Moderato вплоть до  мини-"каденции" на Allegro.
Так вот, если считать, что, как и -- по Вашей версии -- в прелюдии, ritenuto в конце Allegro создаёт новый темп, случающийся ещё перед словами Temo precedente ma un poco piú mosso, а потом вводится ещё этот Tempo precedente, то получается, что "предыдущий темп" по отношению к результату ritenuto это, сюрприз, Allegro! :) Разумеется, в темпе Allegro e un poco piú mosso эти такты исполнить невозможно, т.е. единственный темп (из двух), на основе которого мы можем, добавив piú mosso, получить играбельный темп -- это Moderato. "Предыдущим" же темпом во втором такте 10-й цифры Moderato может быть исключительно если мы будем считать, что к этому моменту "действующим темпом" у нас будет Allegro. ;) То есть ritenuto, получается, не создаёт никакого "нового" темпа до тех пор, пока он не будет в явной форме объявлен посредством пометки Tempo precedente ma un poco piú mosso.
Надеюсь, не слишком утомил. ;)
Цитировать
Собственно, можно и так: в 22м такте прелюдии указано Tempo I. Даже если L'istesso tempo не учитывает замедления - эпизод должен звучать в темпе Lento, что ощутимо медленнее традиционного темпа, и уже будет присутствовать этот самый ыффект. :)
Здесь совершенно согласен, играть этот эпизод быстрее начала нет нужды по-моему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
играть этот эпизод быстрее начала нет нужды по-моему.

Это уж точно, но я так понял, с самого начала речь зашла о том, что его нужно играть существенно медленнее первоначального Lento ?
Сергей, а вы не находите, что в данном конкретном случае Рахманинов всё же был недостаточно точен в своих указаниях, оставив ту логическую лазейку, о которой говорит коллега "вещь-в-себе" ? Насколько я понял, Лукас сыграл эпизод L'istesso tempo значительно медленнее, чем самое начало и чем дальнейшее повторение Lento в виде указания "a tempo, come prima" ?
Ведь смотрите, что получается - сейчас я выпишу всю цепочку рахманиновских указаний характера исполнения (не только темпы, но без динамики):

Lento - poco piu mosso - rit. - Tempo I - rit. - L'istesso tempo - leggiero - veloce - a tempo, come prima

И вот тут возникает интересный вопрос и даже не один:

1) можно ли считать указания leggiero и veloce темповыми ?
2) можно ли считать указания Lento - Tempo I - L'istesso tempo - a tempo, come prima ОДНОТИПНЫМИ, т.е. указаниями на один и тот же темп ?

Если указания "Tempo I" и "a tempo, come prima" не вызывают никаких сомнений, с учётом, конечно, контекстных темповых различий, то как относиться к указанию "L'istesso tempo" ? Видеть ли его в этом ряду равноправным или нет ? Почему бы не указать здесь "Tempo I" ? Понятно, что в любом случае буквального повторения темпа всё равно не будет: к примеру, из соображений художественности можно сыграть завершающий эпизод (а особенно самые последние такты) метрономически медленнее первоначального Lento, и это не будет выглядеть "ошибкой", а будет смотреться, как живое дыхание музыки.
Но вот "L'istesso tempo" - это в данном случае синоним Lento и "Tempo I" или нет ?
И по поводу указаний leggiero и veloce у меня тоже вопросы: в какой степени их можно считать темповыми, а не указаниями на характер туше ? И можно ли их трактовать как ускорение ? Мне кажется вполне очевидной комплексность подобных указаний, а в данном случае мы имеем дело с романтической музыкой (вернее, с позднеромантической, но это уже мелочи формулировок), для которой характерны синхронные изменения сразу нескольких параметров.
В общем, эта прелюдия неожиданно оказалась загадкой ! :) Хотя, как мне кажется, сам характер музыки - в зависимости от намерений и темперамента исполнителя - может подсказать ему то или иное решение, которое в любом случае будет убедительным В СОСТАВЕ ЦЕЛОГО. Наверное, это и есть самое главное, поэтому я считаю, что ни одно из решений нельзя назвать "правильным" - а ведь в самом начале было сказано, что Лукас сыграл L'istesso tempo "правильно" ! :))
Меня эта дискуссия ввергла в пучину философских размышлений, и если я раньше не задумывался на эту тему слишком предметно, хотя слышал самые разные варианты исполнения этой прелюдии, то теперь, начитавшись переписки по этому поводу, я сам не знаю, как будет "правильно" ! :) По-видимому, Рахманинов оставил здесь логическую брешь, а своей собственной фонограммы этой вещи он нам не подарил.
Слабым утешением может послужить тот факт, что часто он сам играл не так, как указал в нотах, причём, не только в плане нюансов, а даже текстуально в плане звуковысотности и длительности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 651
Сергей, а вы не находите, что в данном конкретном случае Рахманинов всё же был недостаточно точен в своих указаниях, оставив ту логическую лазейку, о которой говорит коллега "вещь-в-себе" ? Насколько я понял, Лукас сыграл эпизод L'istesso tempo значительно медленнее, чем самое начало и чем дальнейшее повторение Lento в виде указания "a tempo, come prima" ?
Да, как я понял, Лукас сыграл этот эпизод заметно медленнее именно предшествовавшего темпа, т.е., скорее всего медленнее и чем начало прелюдии. И я с самого начала как раз и указал, что согласен, что здесь рахманиновская нотация несколько двусмысленна, но думаю всё же, что не умышленно двусмысленна. Подробнее ниже.
Цитировать
Ведь смотрите, что получается - сейчас я выпишу всю цепочку рахманиновских указаний характера исполнения (не только темпы, но без динамики):

Lento - poco piu mosso - rit. - Tempo I - rit. - L'istesso tempo - leggiero - veloce - a tempo, come prima

И вот тут возникает интересный вопрос и даже не один:

1) можно ли считать указания leggiero и veloce темповыми ?
2) можно ли считать указания Lento - Tempo I - L'istesso tempo - a tempo, come prima ОДНОТИПНЫМИ, т.е. указаниями на один и тот же темп ?
1) По поводу leggiero (у меня в каком-то издании я где-то видел leggiere в этом месте :)) я склонен скорее считать это характером тембра звучания, мало связанным с характером движения, а вот veloce наоборот: у Рахманинова эта помета стоит как правило во фрагментах, нотированных вне метра, без тактовых черт, и должна, думаю, предупреждать попытки исполнять такие фрагменты "музыкально-пропето", и понуждать к игре более "подобно ветру". :)
Впрочем, не думаю, что эти достаточно локальные пометки должны сколько-нибудь сильно влиять на глобальный темп раздела, в котором они проставлены.
2) Думаю, можно, с той поправкой, что "a tempo, come prima" можно считать таковым лишь в данном контексте: ведь вовсе не обязательно подобная пометка будет в любом контексте отсылать именно к начальному темпу пьесы. :)

Цитировать
Если указания "Tempo I" и "a tempo, come prima" не вызывают никаких сомнений, с учётом, конечно, контекстных темповых различий, то как относиться к указанию "L'istesso tempo" ? Видеть ли его в этом ряду равноправным или нет ? Почему бы не указать здесь "Tempo I" ? Понятно, что в любом случае буквального повторения темпа всё равно не будет: к примеру, из соображений художественности можно сыграть завершающий эпизод (а особенно самые последние такты) метрономически медленнее первоначального Lento, и это не будет выглядеть "ошибкой", а будет смотреться, как живое дыхание музыки.
Но вот "L'istesso tempo" - это в данном случае синоним Lento и "Tempo I" или нет ?
Ну конечно, буквального повторения темпа нет нужды достигать (можно вспомнить клинические случай вроде Микеланджели в концерте Равеля, играющего репризы в химически точном метрономном темпе экспозиции и т.д., тогда как М. Лонг с Равелем-дирижёром играют этот же концерт абсолютно свободно и изменяют темпы более чем явно). Но здесь я как раз-таки склонен думать, что "L'istesso tempo" здесь возвращает нас (в общих чертах, конечно) именно к начальному темпу, Lento.
И тут у меня ещё пара наблюдений по поводу темповой нотации у Рахманинова.

Во-первых, практически все встреченные мною случаи употребления им этой пометки сводятся к тем ситуациям, когда он хочет, чтобы новый эпизод начался в том же темпе, что и закончившийся предыдущий, причём в конце предыдущего нет никакого замедления. Пример--стыки многих вариаций в "Рапсодии на тему Паганини"; фактически здесь эта пометка означает лишь сохранение постоянного прежнего темпа и предупреждает придумывание нового темпа в новом эпизоде.

Во-вторых, в романсах "Письмо К. С. Станиславскому" и "Икалось ли тебе...", где Рахманинов пользуется русскоязычными темповыми пометками, он многократно пользуется сочетанием "Задерживая/Сильно задерживая/Медленнее", после чего (спустя такт-два) стоит "Прежний темп". Обратите внимание, он пишет не "первый темп" и не "в темпе", а "прежний темп".
Напомню ещё, что в толковом словаре великорусского наречия :) слово "прежний" имеет несколько значений, сливающихся в некое поле: здесь и "предыдущий, бывший раньше", и "такой же, тот же самый". Так вот, я смею полагать, что Рахманинов, не бывший носителем итальянского языка, использовал слово "stesso" ("L'istesso") именно в значении русского слова "прежний". Именно такая трактовка, мне думается, позволяет непротиворечиво объяснить узус обоих терминов ("прежний темп" и "L'istesso tempo") в разных ситуациях: и как подтверждение неизменности темпа, и как возврат к движению после процесса его изменения ("rit."/"задерживая"), и как  возврат к движению после временного введения нового относительного (не абсолютного) темпа ("Медленнее"). :)

Цитировать
В общем, эта прелюдия неожиданно оказалась загадкой ! :)
Скорее она стала поводом задуматься о новых вещах. ;)
Цитировать
Хотя, как мне кажется, сам характер музыки - в зависимости от намерений и темперамента исполнителя - может подсказать ему то или иное решение, которое в любом случае будет убедительным В СОСТАВЕ ЦЕЛОГО. Наверное, это и есть самое главное, поэтому я считаю, что ни одно из решений нельзя назвать "правильным" - а ведь в самом начале было сказано, что Лукас сыграл L'istesso tempo "правильно" ! :))
Согласен. :) Скажем, Берман, прекрасно играющий эту прелюдию, обсуждаемый эпизод играет даже скорее основного темпа, и всё равно здорово! :)
« Последнее редактирование: Январь 15, 2012, 21:49:50 от Сергей »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
По поводу leggiero (у меня в каком-то издании я где-то видел leggiere в этом месте :)) я склонен скорее считать это характером тембра звучания, мало связанным с характером движения, а вот veloce наоборот: у Рахманинова эта помета стоит как правило во фрагментах, нотированных вне метра, без тактовых черт, и должна, думаю, предупреждать попытки исполнять такие фрагменты "музыкально-пропето", и понуждать игру более "подобно ветру". :)

Да, в его ф-п концертах veloce появляется в схожих ситуациях - например, в конце части или на границе разделов части, и это обозначение сопровождает эпизод, который должен исполняться в характере свободной каденции. Пожалуй, в прелюдии h-moll как раз такой случай ! Тем более, что ритмическая разметка левой руки больше свидетельствует о желании скрыть ритм, нежели обозначить его ! :)
Справедливости ради, однако, нужно заметить, что в его концертах и leggiero тоже встречается в подобных ситуациях.
Что касается L'istesso tempo, то убедили полностью.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
http://www.youtube.com/watch?v=cBm9TE2Lcyg&feature=fvst
Шестнадцатилетний Лукас играет "Ludus Tonalis" Хиндемита.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лукас будет играть Ludus Tonalis.
Слышал у него этот цикл лет 5 назад, было очень здорово.
Рекомендую посетить.

Так это ещё в январе 2013 г. ?

МЗК
22 января 2013 – Абонемент Консерватории №27
Солист: Лукас ГЕНЮШАС (ф-но)
Г.Гендель, П.Хиндемит

Выше вы приводили ссылку на его запись.
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2012, 10:50:52 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 132
Лукаш Генюшас с этой программой будет выступать в МЗК 22 января 2013 года
Это концерт из цикла Вера Горностаева представляет.
Еще заявлено в этом абонементе 2 концерта  тоже уже в наступающем 2013 году:
11 февраля "Утро романтизма Франц Шуберт", солист Ольга КОЗЛОВА
8 мая "Контрасты" - Григ, Шостакович, солист Андрей ГУГНИН

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
22 января – Абонемент Консерватории №27
Солист: Лукас ГЕНЮШАС (ф-но)
Г.Гендель, П.Хиндемит

Вместо Генделя Лукас будет играть "Лесные сцены" и "Венский карнавал" Шумана.

Ну вот.
Генделя в его исполнении интересно было бы послушать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Вчера была на концерте Лукаса - прекрасный был вечер. Я пошла из-за  "Ludus tonalis" Хиндемита -когда еще вживую послушаешь эту колоссальную вешь . И Лукас  превзошел все  мои ожидания. По всему было видно, что эта поразительная  музыка высшего порядка  очень близка ему по духу и он ее исполнил с огромной  самоотдачей.
А Шумана в первом отделении сыграл совсем по иному, очень тонко  и сдержанно- мягкий  и несколько приглушенный звук в сочетании с   удивительной фактурной прозрачностью  придали исполнению  пастельный характер, особенно в Лесных сценах и это было очень интересное исполнение.
Слушателям  повезло, концерт проходил в рамках абонемента  "Вера Горностаева представляет", поэтому концерт  предварял получасовой рассказ Веры Васильевны Горностаевой обо всем -о немецкой музыке, как  основе всей  европейской музыкальной культуры, о Шумане и Хиндемите, о их музыке и судьбах.
Велась видеозапись концерта, так что ждите качественной записи.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Велась видеозапись концерта, так что ждите качественной записи

lorina, а какими средствами проводилась запись и где намечено выложить материалы ? Или об этом не сообщалось ?
И как вы теперь оцениваете игру Генюшаса - есть прогресс ? Или так скажем - имеется ли какой-то стилистический дрейф и наблюдается ли дальнейшее совершенствование пианистического мастерства ?

"Вера Горностаева представляет"

:))

Горностаева не представляет,
Как хорошо нам с ней бывает !

Шутка.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
lorina, а какими средствами проводилась запись и где намечено выложить материалы ? Или об этом не сообщалось ??
Разумеется, не сообщалось, но снимали какой-то серьезной аппаратурой -аппарат стоял на сцене.

И как вы теперь оцениваете игру Генюшаса - есть прогресс ? Или так скажем - имеется ли какой-то стилистический дрейф и наблюдается ли дальнейшее совершенствование пианистического мастерства ?
Да, мне кажется, он значительно вырос за последние два года, ведь я его и раньше слышала, но особого впечатления он не производил. Более того, я была на его сольном выступлении в Дворце на Яузе  в концерте, который состоялся  недели за две до шопеновского конкурса (я еще не ведала  о том, что он будет участвовать в нем) и  тогда я  была просто разочарована его игрой. Правда,  он довольно хорошо и увлеченно  исполнил этюды Шопена, но были еще крупные формы, которые, как мне показалось,  он сыграл так вымученно, нехотя,  невзрачно и бесформенно, что возвращаясь после концерта домой, я думала, может человек и не хочет заниматься музыкой, может его влечет что-то другое, а семейная традиция как бы давлеет над ним и предопределяет его судьбу. Увидев его спустя две недели на шопеновском конкурсе, я пыталась вспомнить, что же он играл  в том концерте  помимо этюдов, и не могла вспомнить :o  Заглянув в программку, увидела, что это была соната №2 (!!!) Шопена - это, конечно,самый настоящий  казус, поскольку я могу отчетливо вспомнить  те произведения, которые некоторые пианисты играли  в концертах и 20 лет назад.
 Через несколько дней после концерта во Дворце я опять слушала Генюшаса уже с первым шопеновским концертом в МЗК на каком то молодежном концерте МГК, тогда еще говорили, что он поделит концерт с Фавориным, но он сыграл его полностью. И тоже мне не совсем понравилась трактовка, и опять же из-за его внутреннего настроя (все таки слушатель всегда чувствует настроение исполнителя), здесь он уже играл с желанием, но вместе с тем и  с ощутимой  долей гонора (я опять же не знала, что он участвет в шопеновском конкурсе). И по моему, из-за своего настроя, он сыграл концерт несколько небрежно, представляя больше себя, нежели Шопена. Ну а на конкурсе, он, конечно,  собрался,  был неузнаваем (мной)  и выступил вполне  удачно, хотя надо сказать, что этюды в  концерте во Дворце на Яузе  он сыграл значительно  лучше (он играл один из опусов)
Между тем, послушав недавно Трифонова в листовской сонате си минор, я вспомнила, что Лукас тоже не так давно ее исполнял в Концертном зале Мариинского театра и решила  переслушать сонату в его исполнении. Я поразилась тому, что Лукас играет ее  с гораздо  большей технической свободой, нежели Трифонов, и может поэтому его исполнение выглядит более убедительным и зрелым.
В общем я решила пойти на текущий концерт, чтобы как то определиться с возможностями Лукаса Генюшаса и в целом я считаю, что концерт был очень удачный. Я думаю, у него есть все предпосылки стать  значительной  фигурой в пианистическом мире.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
по моему, из-за своего настроя, он сыграл концерт несколько небрежно, представляя больше себя, нежели Шопена. Ну а на конкурсе, он, конечно,  собрался,  был неузнаваем (мной)  и выступил вполне  удачно, хотя надо сказать, что этюды в  концерте во Дворце на Яузе  он сыграл значительно  лучше (он играл один из опусов)

Такое впечатление, что в те времена, о которых вы пишете, он ещё не изжил мальчишеское разгильдяйство. А может, не верил в себя - такое бывает сплошь и рядом. А теперь он вырос, стал серьёзнее и понял, что многое может.

Между тем, послушав недавно Трифонова в листовской сонате си минор, я вспомнила, что Лукас тоже не так давно ее исполнял в Концертном зале Мариинского театра и решила  переслушать сонату в его исполнении. Я поразилась тому, что Лукас играет ее  с гораздо  большей технической свободой, нежели Трифонов, и может поэтому его исполнение выглядит более убедительным и зрелым

А согласитесь, что в той трансляции из Франции, которую мы на днях слушали, Трифонов играл Сонату h-moll Листа не только без малейшего понимания материала, но и технически слабо ? Ну просто никакая была игра (остальное я даже слушать не стал). Я бы даже предложил Трифонову убрать это позорище из интернета, потому что стыдно - он словно вернулся года на 3-4 назад. Так что неудивительно, что на таком фоне сколько-нибудь собранное и цельное исполнение Лукаса могло выглядеть значительным. Хотя ещё раз повторюсь - я не верю, что в таком возрасте можно играть такие сложные и насыщенные страстями и смыслом вещи сколько-нибудь адекватно. То же самое скажу и о "Хаммерклавире". Единственным исключением был Фаворин, да и то в единичных случаях - у него тоже не всегда получалось.
А Хиндемит, значит, у Лукаса хорошо пошёл. Ну что ж - порадуемся, когда послушаем ! :) Надо будет покараулить видео, хотя не факт, что его выложат.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 132
В конце марта в ММДМ с 24 по 31 марта проводится монофестиваль к140-летию С.В. Рахманинова.

В Консерватории уже сейчас проходят концерты в связи с этим событием, и вот один из них:

25 марта 2013, Большой зал Консерватории, начало в 19.00

Фестиваль к 140-летию со дня рождения С. Рахманинова
 
Лукас ГЕНЮШАС (фортепиано)
 
В программе:
 
С. Рахманинов
 24 прелюдии

А сегодня 13 февраля Генюшас участвует в Классном вечере В.В Горностаевой (Рахманиновский зал Консерватории в 19.00) и исполняет:
Л.ван Бетховен - Концерт №3 до минор для фортепиано с оркестром, соч.37 в переложении для фортепиано С. Главатских

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... я сама нередко хожу на классные вечера Веры Горностаевой и не помню такого столпотворения - многие даже не попали на первое отделение, в т.ч. и я ....
.... Во втором отделении [вечера класса В.Горностаевой] послушала Гугнина в  Тридцати двух вариациях, Кудряшова в Сонате №13 и Генюшаса в 3-м концерте. Гугнин сыграл очень хорошо,  поразил  бетховенской неистовостью  в одной из последних быстрой вариации, Кудряшов тоже удивил - Скрябина он играет довольно тяжеловесно, а Бетховена, напротив, порой слишком мягко. Лукас Генюшас в целом отлично сыграл концерт (я так понимаю, он готовит его к очередному конкурсу) , правда, в  Рондо тяжеловато прозвучали первые такты. Мало кто понимает, что первые такты в этом Рондо накладывают отпечаток на всю третью часть -их надо играть все-таки легче, игривей, изящней, хоть с какими то  динамическими градациями

Точно такой же аншлаг был на классном вечере Веры Васильевны, посвященном Рахманинову, в ноябре 2012.
А Лукас будет играть 5 концертов Бетховена в июне этого года в Генуе.

Любопытно, спасибо за информацию.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На Генюшаса иду сейчас - на 24 Прелюдии Рахманинова.
Кто ещё из наших там будет ? Пишите после концерта.
И материальчики, материальчики !!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 132
Я тоже была на концерте Лукаса Генюшаса сегодня.
Все меня порадовало: много спрашивающих лишние билетики перед входом, БИТКОМ набитый БОЛЬШОЙ!!! зал Консерватории, море цветов и главное - исполнение Прелюдий Рахманинова.
Я  часто недовольна звучанием в Большом зале и сегодня первая исполняемая Прелюдия №2 соч.3 показалась вначале немного приглушенной, но звучание буквально через несколько тактов стало прекрасным. Я не смогла найти ни одного отрицательного момента в исполнении Лукаса - по-видимому здесь сочетание хорошей школы и великолепных личных способностей самого исполнителя. В некоторых Прелюдиях были акценты новые для меня и очень понравившиеся. Исполнитель полностью слился с музыкой и в целом  ПРЕКРАСНО сыграл всю программу.
На бис прозвучали Гапак Мусоргского и Полет шмеля - выше всяких похвал.  Такого лиричного и в то же время искрометного Шмеля я не слышала ни разу.

Еще любопытная деталь - после концерта в фойе стояло много группок людей, которые явно не торопились расходиться, что тоже на наших концертах бывает крайне редко. Явно не было случайных людей, очень много студентов Консерватории. Я перед концертом разговорилась с Алексеем Кудряшовым - он сказал, что сегодня здесь "все наши".  Не думаю, что этот большой сбор вызван только желанием показаться своему руководителю, скорее всего консерваторцы явно пришли оценить мастерство своего коллеги. И еще одна вещь - в скором времени (Алексей не сказал когда) в зале на Кисловке будет концерт аспиратнов фортепианного отделения - надо последить и не пропустить, думаю будет интересно.
Можно сказать, что среди молодых пианистов четко определились 2 лидера: Фаворин и Генюшас. Их мастерство несомненно.
Дай Бог всей нашей молодежи успехов, а В.В. Горностаевой - низкий поклон и огромное СПАСИБО!!!

Материальчиков к сожалению нет :-[, прямо передо мной на 10 ряду партера слева стояло серьезное записывающее устройство, еще были камеры в зале и возле сцены - скорее всего где-то выложат запись.
« Последнее редактирование: Март 25, 2013, 23:14:12 от Алька »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 900
Какая жалость, я не смогла пойти сегодня на концерт Лукаса  :( Надеюсь на материалы Predlogoff'а
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Да, сегодня был очень удачный концерт. Встреченные в зале знакомые высказали единодушное одобрение.
Забавно, что си минорную прелюдию Лукас полностью переосмыслил в сторону более традиционных темпов, а в связи с его ранней трактовкой была целая беседа. :)