Автор Тема: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист  (Прочитано 31163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн cometa

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #125 : Февраль 04, 2014, 23:59:54 »
Да, действительно, ушли от темы. Виновата. Чтобы не мешать, ухожу в оперный раздел.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #126 : Февраль 05, 2014, 00:05:26 »
Да не зацикливайтесь Вы на этих советах.

ээ... не могу не отметить риторический прием... если память не изменяет, ответвление поднял не я... я все-таки писал о Лифшице, и вдруг, оказывается... хотя, переход красивый - сам такое люблю ;)

regards

  • Гость
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #127 : Февраль 05, 2014, 00:12:36 »
Отчего же некорректно: я горжусь поставленным тогда рекордом скорости, и он до сих пор не побит. Перед Олимпийскими играми особенно приятно вспомнить, да и видно, что Константин демонстрирует на редкость стабильную игру. Правда, той греческой таверны уже нет :)

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 149
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #128 : Февраль 05, 2014, 00:37:03 »
Только что перечитала  большой кусок потока К.Лифшица  на ForumKlassika.ru  – НОТА СОЛЬ оттуда взяла информацию десятилетней давности о сбежавшем слушателе (да он и сам благородно обозначился ;D).
Куда  нам до  дебатов  того Форума – «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!»  Участники почти те же, но красноречия за 10 лет поубавилось ;).
СПРАВЕДЛИВОСТИ ради: на потоке ForumKlassika.ru  есть  мнения и негодующих слушателей , есть и  восторженные мнения. Так что говорить о дружном клеймлении КЛ нельзя :).
Sonore, Вы сделали прекрасное предложение о "коллективном прослушивании" Баха, но думаю на это никто не пойдет, к сожалению...
Я записи Лифшица на  classic-оnline слушаю с удовольствием :)
« Последнее редактирование: Февраль 05, 2014, 00:47:24 от Алька »

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #129 : Февраль 05, 2014, 00:51:34 »
да и видно, что Константин демонстрирует на редкость стабильную игру.
;D ;D ;D

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #130 : Февраль 05, 2014, 00:53:13 »
Sonore, Вы сделали прекрасное предложение о "коллективном прослушивании" Баха, но думаю на это никто не пойдет, к сожалению...
Я записи Лифшица на  classic-оnline слушаю с удовольствием :)

я тоже :)
и думаю, да - вспоминать баталии десятилетней давности куда приятнее, чем сейчас дать себе труд послушать записи и предметно обсудить :)

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #131 : Февраль 05, 2014, 01:09:23 »
Куда уж предметней мы обсудили прошедший концерт.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #132 : Февраль 05, 2014, 01:13:38 »
Куда уж предметней мы обсудили прошедший концерт.

предметно высказались те, кто на нем был... а кто не был - подняли такой шлейф словесной пыли, что мамочки мои...

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #133 : Февраль 05, 2014, 03:30:46 »
Может быть, я как раз, из НЕуважаемых форумчан, но я как раз отметил и владение временем, и много чем еще. Лифшиц - грандиозный мастер, нравится он кому-то, или нет. Баба Яга меня спросила "настаивать зачем". Отвечаю - зачем. Поскольку я профессиональный музыкант, считаю себя вправе(это не значит, что ставлю себя и свое мнение выше других людей) предостеречь делетантов наподобие Tiferet или Ноты Соль от впадения в крайности и несправедливых суждений. Да, пока не забыл, Лифшиц(пишется через Ф), ПОЧТИ НЕ БРАЛ педаль. Видимо, нужно не только "прочистить уши", но и "разуть глаза".

ну нехорошо.... Вот я непрофессиональный и не музыкант. Но слово "наподобие" .... уж точно смущает :))) И что это Вы так разозлились? )))

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 149
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #134 : Февраль 05, 2014, 08:27:46 »
Нота Соль – если Вы считаете предметным обсуждением пару небрежных  фраз касательно ухода с концерта, то у нас разные представления о принципах обсуждения.
Omniuser – я нашла здесь куда больше смутивших меня слов, чем замеченное Вами «наподобие» …

Права была Tiferet  на 4-ой странице этого потока – все немного разозлились после концерта 2 февраля.
Точнее Б.Ш.Окуджавы написать трудно:

Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #135 : Февраль 05, 2014, 10:15:25 »
Цитировать
Нота Соль – если Вы считаете предметным обсуждением пару небрежных  фраз касательно ухода с концерта, то у нас разные представления о принципах обсуждения.

Дорогая Алька, я считаю вполне предметными замечания Tiferet.
 Те, кто ушёл с концерта, не посчитали выступление КЛ вообще предметом своего внимания. Нет предмета - нечего и обсуждать.
Однако нам это удаётся, десятую страницу начали  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Константин Лифшиц (р.1976, Харьков, СССР), пианист
« Ответ #136 : Февраль 05, 2014, 10:24:30 »
Однако нам это удаётся, десятую страницу начали  :)

Да уж, но на самом деле этот поток вовсе не о Лифшице, а о том, как из ничего можно раздуть событие и устроить его обуждение.
Или к названию этого потока тоже нужно добавить слово "Шутка", как к потоку "Суперзвезда современного пианизма! Шутка"? :)

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,9217.0.html

Там, кстати, Алька спросила:

Я отлично помню поговорку - в каждой шутке есть доля шутки, но в  обсуждениях этого субъекта даже крылатое выражение не выдерживает критики :o

А переполненные залы и уплетающие подобный балаган за обе щеки толпы народа - ничего смешного не вижу, в психушках и не такое встречается. Это беда такая по миру ходит...
Но зачем это на ФОРУМ вытаскивать и зачем создавать было этот тред? или поговорить не о чем? :( :-\

Хороший вопрос.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
На концерте Константина Лифшица. Берлин, Малый зал Концерт-хаус"
Помню, однажды кто-то из пианистов сделал любопытное объявление: "Сегодня играет К.Лифшиц, явка обязательна!" Меня это жутко заинтриговало, решил полюбопытствовать. Но поскольку тогда пианист играл в Москве, а я физически не мог присутствовать (у меня даже есть справка о месте жительства в другом городе), то все- же решил дождаться его приезда в Берлин и сходить на концерт. Если сказано "обязательно", значит должен пойти, тем более человек я доверчивый и очень исполнительный ( бывший командир взвода в Советской Армии) .
Но годы проходят, рассеянный склероз все более и более увеличивается, и закончилось все это тем, что на концерт я опоздал, попал только лишь на второе отделение. Я просто перепутал время, так как в субботу концерты начинают в 19 часов вместо 20-ти. Но это даже к лучшему, так как основной номер программы во втором отделении были "Гольдберг-вариации " И.С. Баха. Как раз то, что я хотел услышать.
Еще раз напомню об акустике малого зала в "Концерт- хаус". Она - абсолютно идеальная, значительно лучше , чем в большом зале, слышна не то, что каждая нота, а каждая струна и ее обертоны.
Итак, вышел на сцену мужчина с очень приятной интеллигентной внешностью, с фигурной бородкой, и сел за рояль, правда с немного усталым и тяжеловатым видом. Понимаете, не просто сел за рояль, а СЕЛ, очень прочно и надежно до самого конца Вариаций, ни разу не покачнувшись корпусом. А затем стал играть. Ровно на десятой секунде Арии я почувствовал, что происходит что-то не то в звуке. Он какой -то странный. То есть, пианист играет Арию, а звук не тянется, звучит дискретно, урывками и фраза не выстраивается, каждая нота по отдельности. Кроме того, убийственно медленный темп. Ничего не могу понять! Ведь буквально месяц назад на этом же рояле играл А.Гаврилюк с бесподобным звучанием. А тут, словно рояль подменили. И когда глянул внимательно, то "мама рОдная", он, оказывается, вообще играет БЕЗ ПЕДАЛИ! То есть, не только Арию, но и все вариации, как оказалось впоследствии. На всякий случай напомню, господа, что если играть все 30 вариаций в таком беспедальном режиме и чудовищно медленном темпе, да еще во всеми повторами в каждой, то музыка звучит минимум полтора часа без перерыва. И все это происходит в одном неумолимом соль-мажоре!!! Зрелище явно не для слабонервных! Лифшиц уложился в час двадцать, что тоже неслабо в качестве испытания на прочность. Это примерно, как выслушать какую-нибудь Симфонию Малера или Брукнера в пяти частях. Но даже в этих симфониях существует перерыв между частями, когда можно хотя бы вздохнуть или чихнуть.
Я понимаю так, что К.Лифшиц решил честно исполнить историческую миссию, связанную с историей создания этих Вариаций, а именно - усыпить слушателя! (По иронии судьбы "Гольдберг-Вариации" были специально заказаны композитору Германом Карлом Кайзерлингом, российским посланником в Саксонии, страдавшим бессонницей, и его придворный пианист Иоганн Гольдберг исполнял эти вариации для него , якобы, с конкретной целью - усыпить. Но этот факт остается до сих пор непроверенной легендой , или попросту, обыкновенной сплетней или хохмой:)
Но! Вариации были написаны для КЛАВЕСИНА!
А теперь немного в сторону, господа, и если не возражаете, слегка напущу мыльных пузырей и чуть отвлекусь.
Как известно, звукоизвлечение на клавесине происходит за счет щипка струны. На фортепиано по струне ударяет фильцевый молоток, точнее, не по одной струне, а по "хору" из трех. Не нужно быть каким-то грамотным и умным прапорщиком, чтобы понять простую истину, как это ни парадоксально, что от щипка звучание струны происходит гораздо громче, нежели от удара молотком. Дольше длится фаза колебания струны и ее затухания. Но, разумеется, концертный рояль во много раз превышает клавесин по размерам и по количеству струн. На клавесине в каждой ноте работает одна струна, на рояле -три. Размер струн тоже неодинаковый, явно не в пользу клавесина. Поэтому в суммарном звучании , да еще с педалью, рояль побеждает. Но если сделать эксперимент и поставить рядом маленький рояль с одной струной в каждом хоре и клавесин, то клавесин победит однозначно по громкости и длительности звучания ! Извлеченные при помощи щипка струны дают к тому же поразительный эффект окраски звука, так как во время фазы свободного колебания струны начинают работать обертоны других струн, обертоны первых рядов.
Для чего я пишу всю эту муру? А для того, чтобы доказать простую истину, что на современном рояле не просто нужно, а НЕОБХОДИМО играть с педалью, так как именно она дает богатую окраску звука, или обертоны, увеличивая звучание каждой струны за счет обертонов всех остальных. Педаль нажимаем, ВСЕ струны открыты, педаль опускаем, открыт только отдельный струнный хор конкретной ноты, и отсюда - обертоны почти не работают, звук не окрашен, он становится белым, пустым и неинтересным.
Кроме того, педаль на современном рояле многофункциональна! Она дает возможность связывать отдельные звуки в единую цепочку, или для удержания баса при смене гармоний (игра legato) - "связующая педаль". Связывать ряд гармоний - "гармоническая педаль".
Обогащать красками звучание рояля - "тембральная" . Кроме этого существует масса других функций педалей, например, акцентирующая, или тремолирующая.
На современном рояле игра без педали невозможна по определению, независимо от того, какую музыку вы играете, и в каком историческом стиле. Даже , в случае того, когда почти не нужна педаль, то все равно нога должна обязательно находиться на ней, чтобы хоть раз, но где-то подчеркнуть сильную акцентирующей долю . Не зря же говорят, что педаль-душа фортепиано!
К. Лифшиц решил, очевидно, поиграть в аутеничные игры со слушателем, доказать, что на рояле можно изобразить клавесин. Чуда не произошло! Аутентичная игра - дело довольно-таки опасное. Отсутствует фактор времени, окружения конкретной эпохи, истории, инструмента, воздуха, дыхания слушателей и их сердцебиения. Для этого нужно очень много знать, или по крайней мере обладать феноменальным пинизмом Г.Соколова и его глубочайших музыкантских качеств, которые в состояние нас приблизить к той эпохе. Надо, кстати, отметить , что пианизм у Лифщица достаточно хороший и крепкий. Это, конечно, не пианизм супер-класса уровня Плетнева или Соколова с Володосем и Хамелиным, но тем не менее вполне приличный и точный в деталях.
В этой связи, вынужден полностью согласиться с пианистом А.Гавриловым, утверждавшим, что игрища в аутентизм на современных роялях превращаются в карикатуру. Прав на сто пудов!
И что же мы имеем в сухом остатке? А то, что звучание Лифщица (беспедальное) было совершено выхолощенным, звук абсолютно неокрашеным и "белым". Его, звук, словно погрузили в ведро с хлоркой, добавили перекиси водорода, смыли всю краску, вытащили из ведра, отжали и высушили на солнце.
Далее, чересчур медленный темп , начиная с арии, превратил восприятие музыку в элементарную пытку. И даже на спасло так называемое "пальцевое легато", как ни старался Лифшиц это делать. Все равно, та же начальная Ария звучала по складам.
А между прочим, именно сам И.С. Бах постоянно требовал от своих же учеников ПЕНИЯ на инструменте, будь это клавир или клавесин. Полистайте того же А.Швейцера в его капитальном труде о Бахе. Говоря коротко и по-содатски, как бывший начальник каптерки: " если написано "ария" , то ее нужно петь! А если ее петь, то очень прошу вас в том темпе, при котором бы у меня хватило естественного дыхания. Иначе я упаду в обморок от недостатка воздуха в легких! "
Но это было только началом. Все последующие вариации, коих было 30 штук, были сыграны тем же однообразным и скучным звуком. Учитывая , что подавляющая часть вариаций изложена в гомофоннном стиле, практически двухголосии, то это звучало у него примерно, как упражнения для развития пальцевой техники, этюды , гаммы и все в том же духе. Никакого намека на фразировку, интонационную наполненность в звуке, и музыку.
Надо отдать должное пианисту, он все ж пытался как-то разнообразить звучание музыки за счет странных звуковых приемов. Думаю, что он прекрасно понимал, что при таком медленном темпе и однообразии материала, нужны срочные спасительные меры в средствах выразительности, чтобы окончательно не уморить слушателя. Но происходило это довольно оригинальным способом: в первом проведении вариаций слишком громко выпячивался аккомпанемент в левой руке на первый план , словно он являлся основной темой, а непосредственно сама тема, в правой руке, скрывалась на десятом плане. Гениальная находка! Все наоборот и с ног на голову! Но зато в повторении игралось все, как положено. Огромное спасибо, слава тебе, Господи! Этот прием повторялся примерно 30 раз, ровно по количеству вариаций. В трех минорных вариациях темп был замедлен еще во много раз до такой степени, что вся звуковая цепочка абсолютно развалилась на ряд отдельных звуков-осколков. Мне это очень напомнило картину, когда Кай в Ледяном царстве медленно перебирал палочкой ледяные осколки( или зеркальные, точно не помню, но что-то в этом духе).
Так что же это за Вариации такие, господа, и как их нужно играть? Оказывается, очень просто. Говорю вам коротко и понятно, как бывший помощник прапорщика.
В любом музыковедческом исследовании об этой музыке говорится совершенно определенно то , что в каждой вариации обнаруживаются элементы конкретного жанра, и в том числе сюитного танца!!! Сарабанда, паспье, полонез, гавот, то есть, полный набор старинных французских танцев. Следовательно, каждому танцу или вариации нужно добавлять свои конкретные и индивидуальные интонации, разнообразное звучание, характеристику, чтобы было интересно слушать, а не СКУ-У-У-У-ШНО!
Находить нужный, нормальный и "живой" темп. Послушайте, как это гениально делает Г.Соколов!
Где это все было у К.Лифщица, в каком месте, в каком такте? Ответ- нигде! А было однообразное, неинтересное, скучно-унылое, медленное для нормального восприятия с естественным сердцебиением, исполнение этой великой музыки. Понимаете, наши фазы сердечного ритма не совпадали, у меня 70-80 ударов в минуту, а вариации игрались в ритме 1-2 удара в минуту (это сердцебиение крокодила: "бум" - один удар, через минуту "бум" - второй удар:)
Поэтому резонанса не было и я остался совершенно безучастным ко всему происходящему!
Но! Как говорится, нет худа без добра! Когда закончился концерт, я вышел из зала и перешел (нашару:) в большой зал. Ура!!! Там как раз начиналось второе отделение, и я с огромным наслаждение послушал Симфонию Моцарта "Юпитер" под управлением Й.Фишера. Никогда в жизни у меня такого не было. После унылой и скучной игры К.Лифщица гениальная Симфония воспринималось, как глоток свежего и чистого воздуха. Все равно, что вы долгое время находились в запертой и прокуренной комнате, а потом внезапно, широко и настежь открыли окно, и на вас обрушился мощный воздушный и живительный поток.
И, наконец, самое последнее приключение. Когда слушал Моцарта,буквально рядом со мной, сидела великая японская пианистка Мицуко Ушида! Я глазам своим не поверил. Срочно и тихонько зашел в интернет, и когда мой айфончик показал, что, оказывается, в первом отделении играла именно ОНА Концерт Моцарта до-мирнор, как раз в тот момент, когда я в малом зале слушал Лифщица.......
Правда, мысленно себя успокоил тем, что японку я уже слышал в Израиле несколько лет назад с 29 сонатой Бетховена и волшебным соль-мажорным Рондо Моцарта, а Лифщица впервые.
Так что, как говорят, любой опыт, даже отрицательный, всегда бывает полезен в жизни.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Уважаемый Наблюдатель, спасибо за столь подробный и корректный, несмотря на негативное впечатление, рассказ об этом концерте!
Che mai sento!

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
сердечные биения...
« Ответ #139 : Май 12, 2015, 02:59:54 »
последнее время что-то модно стало соотносить сердечные биения с музыкой... вот, например, в Клин завлекают к Чайковскому :)

"Дело в том, что классическая музыка в основном написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту), и поэтому благотворно влияет на организм человека. Некоторые музыкальные фразы, проникая в мозг, способны успокоить возбужденные нервные центры, подавить гнев, недовольство или раздражение."
http://muzkarta.info/novost/mezhdunarodnyy-muzykalnyy-festival-proydet-v

но к делу... для начала, странно читать в отзыве уважаемого Наблюдателя, что "на современном рояле игра без педали невозможна по определению"... сравнительные объяснения про клавесин, занимающие значительную долю "рецензии", увы, не спасают - любому практикующему пианисту (и внимательному слушателю) известно, что на рояле вполне успешно можно играть без педали, а педальные краски - они иногда нужны, а иногда - не очень... зависит от трактовки, а звуковые тонкости - от мастерства пианиста...

далее, про темпы... несложно проверить, что 1 ч. 20 мин. - вполне нормальное время исполнения "Гольдберг-вариаций", если играть с повторами... у разных музыкантов время колеблется примерно между 1.10 и 1.35... например:

Перайя - 1.13
Шифф - 1.11
Николаева - 1.12
Королев - 1.25
Тюрек - 1.34 (1957 г.) - !
Штайер (клавесин) - 1.19

наконец, упоминаемый Г. Соколов - 1 ч.26 мин. с "нормальными" и "живыми" темпами...

далее, не могу не отметить следующий пассаж: "учитывая , что подавляющая часть вариаций изложена в гомофоннном стиле, практически двухголосии"... собственно, на этом знакомство с "рецензией" можно заканчивать - ясно, что человек, который пишет об этом сочинении нечто вроде "слишком громко выпячивался аккомпанемент в левой руке", мягко говоря, не очень хорошо представляет смысл термина "гомофония", но что гораздо хуже - не представляет собственно текст "Гольдберг-вариаций" - их структуру, взаимоотношение голосов и прочую "ерунду"...
мой совет - открыть ноты (в инете несложно найти), если их понимание доступно...

далее, не могу не отметить и следующий пассаж: "В любом музыковедческом исследовании об этой музыке говорится совершенно определенно то , что в каждой вариации обнаруживаются элементы конкретного жанра, и в том числе сюитного танца!!! Сарабанда, паспье, полонез, гавот, то есть, полный набор старинных французских танцев. "

хотелось бы попросить хоть одну ссылочку хоть на одно исследование, где такое говорится (см. выделенные фрагменты текста)... да, есть жанровые танцевальные признаки в некоторых, но не так их и много, этих "танцевальных" вариаций - в сущности, чтобы в этом убедиться, достаточно тоже просто открыть ноты... "полный перечень" сюитных танцев оставляю на совести рецензента...

про интонирование, "музыку" и фразировку судить по отзыву, конечно, сложно - мы-то не слышали... но могу предложить запись "Гольдберг-вариаций", сделанную К. Лифшицем в 1994 году... по длительности она практически такая же, как сказано в "рецензии" - 1 ч. 19 мин.

преимущество прослушивания в том, что можно самостоятельно оценить "нормальность" темпов, интонирование, "аккомпанемент в левой руке" и прочие занятные детали исполнения... о "звуке" позволю себе одну ремарку - по моему скромному мнению, с 1994 года хуже звучать у К. Лифшица рояль не стал, а я слышал не менее десятка его живых выступлений с тех пор... с разной степенью использования педали, в зависимости от репертуара...

я понимаю, что может быть не близка трактовка (в т.ч. ньюансы), темпы отдельных вариаций, но "звучало у него примерно, как упражнения для развития пальцевой техники, этюды , гаммы и все в том же духе" - я бы не назвал такой стиль рецензирования корректным...

ссылка на запись:

https://youtu.be/49YpeG9gqjk
« Последнее редактирование: Май 12, 2015, 03:43:30 от Sonore »

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 149
Каждое выступление Константина Лифшица становится поводом для разногласий.
Да, людей, не принимающих манеру исполнения пианиста, немало, но "на его стороне" такие общепризнанные мэтры, как Т.А.Зеликман и Алексей Володин. Для меня эти имена значат чрезвычайно много.
Очень жаль, что последние сезоны Константин не приезжает в Москву. Он от этого ничего не теряет, а вот мы ...

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: сердечные биения...
« Ответ #141 : Май 12, 2015, 13:56:48 »
я бы не назвал такой стиль рецензирования корректным...

Корректный стиль - без наездов на личность исполнителя. Остальное - поводы для споров, и очень хорошо, что они есть. Ваш пост я тоже прочитала с большим интересом. :)
Che mai sento!

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Уважаемый (ая) Sonore! Конечно, ссылки на исследование Вариаций и связи их с жанровой принадлежностью обязательно дам, равно , как и запись Соколова, который играет ЗНАЧИТЕЛЬНО подвижней, нежели   Лифшиц! Кстати, далеко не нужно ходить, можно все   вытащить из ютюба.
Я постараюсь как можно короче именно об исполнении Лифшицем этих вариаций.
1. Я не считаю, что музыку , написанную для клавесина с совершенно иной природой извлечения звука в отличии от современного концертного рояля, нужно исполнять на  современном рояле  без педали, якобы приближаясь к аутентичному прочтению. Клавесин в те времена слушали в небольших помещениях, современный рояль стоит на сцене в концертном зале. Изображать клавесин, играя  на современном рояле без педали - затея , мягко говоря, очень странная и сомнительная. Как сказал очень остроумно один музыкант -пианист, что играть на рояле без педали, это лишать  его естественной магии звучания, которую дает именно педаль.
Согласен, иногда где-то и можно вариации играть без педали, но для это нужно обладать пианизмом по крайней мере уровня Гульда , Соколова или Плетнева, у которых есть в пальцах разнообразные штрихи, феноменальная артикуляция, ритмическая упругость, интонационная выразительность и хорошая энергетика, не говоря уже о глубоких музыкантских качествах.  Лифшиц, к сожалению, таким классом и качеством  пианизма не обладает. Звук его достаточно однообразный , немного вялый и мало окрашенный. Вдобавок ко всему, играя без педали и в очень медленном темпе, он свое исполнение превратил в унылую и скучную игру.
Мне без разницы, сколько можно по длительности играть вариации, хоть три часа. Мне важнее другое, -  чтобы я в этом темпе испытывал комфорт от восприятия музыки и был в едином резонансе с дыханием исполнителя , а не испытывал элементарную пытку.
Лифщиц, к сожалению, также не обладает тем многочисленным арсеналом выразительных средств и исполнительской энергетикой   в сравнении с вышеперечисленными пианистами, чтобы удерживать внимание слушателя на столь долгий промежуток времени. Поэтому, уверен, что в исполнении этих вариаций ему просто необходимо изменить собственную концепцию , чтобы вариации были "  слушабельными" и часть людей не уходила в конце вариаций из зала вкупе с немногочисленной группой людей старшего поколения, мирно дремавших  на своих местах.
А относительно разбора этого цикла и  со ссылками в данном разделе, где говорится только об исполнителе , считаю неуместным и лишним, ибо это никак не будет служить оправданием неудачного выступления пианиста.
« Последнее редактирование: Май 13, 2015, 02:59:53 от Наблюдатель »

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
уважаемый Наблюдатель, дык я и дал список записей, которые выскакивают на первых двух-трех страницах в ютьюбе, чтобы легко было проверить...
вот запись Соколова:
https://youtu.be/6RWfJR31XwU

кроме того, что она по хронометражу длиннее, она даже просто на слух (послушайте первые хотя бы несколько вариаций) в целом спокойнее по темпам, нежели у Лифшица (можно сравнить с записью, которую я привел выше)... жаль, что Вы опять не удосужились проверить свои утверждения...

могу поверить - субъективно Вам показалось, что Соколов играет быстрее... так же как Вам показалось, что "Гольдберг-вариации" имеют "гомофонную двухголосную фактуру"... и так же, как Вам кажется, что Лифшиц имитирует клавесин... утверждение само по себе крайне сомнительное - откуда Вы это, собственно, взяли?.. с другой стороны, я могу засвидетельствовать по не так давно живьем слышанным прел. и фугам из ХТК в феврале прошлого года (я писал о концерте в этом потоке), что исполнение было крайне именно "пианистичным", и с тончайшим владением звуковыми возможностями рояля... хотя, да, педали было совсем немного... но это не мешало Лифшицу ничуть...

играть Баха без педали (или почти без педали) - вовсе не значит имитировать клавесин...

а с нотами я предложил ознакомиться вовсе не для того, чтобы тут, на форуме, представлять какой-то анализ... я чисто для ознакомления с музыкой "Гольдберг-вариаций"... м.б. все-таки поможет разобраться с гомофонией и полифонией, а также с количеством голосов в каждой вариации...

и вот Вы утверждаете, что "в любом музыковедческом исследовании" и т.д. - про танцевальность... а даже одного сразу, сходу, представить не можете... хотя бы статью из англ. Википедии ;)
да таких и не найдете - можете даже не стараться... а если найдете - это все будет вилами на воде...

извините, но я никак не могу доверять ни Вашей компетенции, ни Вашему слуху, чтобы серьезно реагировать на заявления вроде "Лифшиц, к сожалению, также не обладает тем многочисленным арсеналом выразительных средств и исполнительской энергетикой  в сравнении с вышеперечисленными пианистами"...

м.б. лично Вам его исполнение не близко - ну, наше восприятие во многом субективно... но не стоит выдавать субъективные порывы за объективный анализ исполнения, тем более грешащий, уж чего там, элементарной муз. неграмотностью...
« Последнее редактирование: Май 13, 2015, 02:35:22 от Sonore »

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
кстати, вопрос еще - а почему Вы, уважаемый Наблюдатель, упорно именуете ЛифШица ЛифЩицем?..
копипаст?.. русские щи?.. лингвистические предрассудки?.. м.б. националистические предрассудки?..

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Пожалуйста, долго искать не нужно:) http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/13_velikovskij_alexandr.pdf

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
кстати, вопрос еще - а почему Вы, уважаемый Наблюдатель, упорно именуете ЛифШица ЛифЩицем?..
копипаст?.. русские щи?.. лингвистические предрассудки?.. м.б. националистические предрассудки?..
Обыкновенная машинальная ошибка, часто сама клавиатура корректирует независимо от моего желания, просто не всегда проверяю. Конечно Лифшиц, сейчас исправлю.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
мда... читаю по ссылке - спасибо! - весьма "импрессионистичная" статья... см. предыдущий мой пост - "вилами на воде"... и примеры, которые автор статьи приводит - далеко не все убедительные... да он и сам сомневается - скажем, насчет "Полонезов" - почитайте статью ;)

и все это - гипотезы, гипотезы, и еще раз гипотезы... как и насчет исполнительских трактовок...

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
уважаемый Наблюдатель, дык я и дал список записей, которые выскакивают на первых двух-трех страницах в ютьюбе, чтобы легко было проверить...
вот запись Соколова:
https://youtu.be/6RWfJR31XwU

кроме того, что она по хронометражу длиннее, она даже просто на слух (послушайте первые хотя бы несколько вариаций) в целом спокойнее по темпам, нежели у Лифшица (можно сравнить с записью, которую я привел выше)... жаль, что Вы опять не удосужились проверить свои утверждения...

могу поверить - субъективно Вам показалось, что Соколов играет быстрее... так же как Вам показалось, что "Гольдберг-вариации" имеют "гомофонную двухголосную фактуру"... и так же, как Вам кажется, что Лифшиц имитирует клавесин... утверждение само по себе крайне сомнительное - откуда Вы это, собственно, взяли?.. с другой стороны, я могу засвидетельствовать по не так давно живьем слышанным прел. и фугам из ХТК в феврале прошлого года (я писал о концерте в этом потоке), что исполнение было крайне именно "пианистичным", и с тончайшим владением звуковыми возможностями рояля... хотя, да, педали было совсем немного... но это не мешало Лифшицу ничуть...
играть Баха без педали (или почти без педали) - вовсе не значит имитировать клавесин...
У меня немного другая запись дома, студийная,  но эта тоже  замечательная. Несравненно лучше по звучанию и ДИНАМИЧЕСКОМУ исполнению в отличии от Лифшица. (динамическое исполнение, это когда фраза или музыка стремится вперед, а статическое = это,  когда в том же темпе играет, но фраза или музыка стоят на месте. Так вот, Лифшиц именно стоял на месте, поэтому  и было впечатление, что бесконечно устраивает пытку. Клавесин, потому что оригинал написан конкретно для него.


Цитата: sonore
..и вот Вы утверждаете, что "в любом музыковедческом исследовании" и т.д. - про танцевальность... а даже одного сразу, сходу, представить не можете... хотя бы статью из англ. Википедии ;)
да таких и не найдете - можете даже не стараться... а если найдете - это все будет вилами на воде...

извините, но я никак не могу доверять ни Вашей компетенции, ни Вашему слуху, чтобы серьезно реагировать на заявления вроде "Лифшиц, к сожалению, также не обладает тем многочисленным арсеналом выразительных средств и исполнительской энергетикой  в сравнении с вышеперечисленными пианистами"...
Ссылку сходу я Вам уже дал, если хотите другие, то это оригинальные книги о творчестве Баха  на немецком, но я могу перевести и быстро скопировать некоторые фрагменты. А относительно пианистического арсенала и возможностей Лифшица в сравнении с Гульдом или Соколовым, то, простите, нужно быть просто глухим, чтобы не услышать явную разницу не в  пользу Лифшица:))) Простите, но это просто несопоставимые величины, которые даже доказывать нет желания. Сравнивать бледную и скучно-однообразную и беспомощно- статичную игру Лифшица, где , все играется одним неинтересным звуком и  утомительно до невозможности,   с  тем же Соколовым, которого, буквально за неделю до Лифшица также слышал живьем,  с его многоуровневыв звучанием, не говоря уже о глубине исполнения, у меня нет ни малейшего желания тратить на это время, не те весовые категории. Поэтому , давайте на этом закончим нашу милую беседу, мне нужно идти спать.

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 115
да я-то давно уже сплю :)

не смешите - у Соколова нет студийной записи "Гольдбергов"...  она всего одна - с концерта в 1982 году...
Вы даже записи не умеете сопоставлять... ну простите, что-то надо со слухом делать - тренировать что ли... да и с наукообразной корректностью - типа ссылки, опора на нотный текст и т.п.

зачем сравнивать Лифшица с Соколовым или Гульдом - загадка... что-то у Вас ранг быстро повысился - Плетнев уже не фигурирует... а я бы и Соколова с Гульдом сравнивать не стал, но предлагаю забить на эти сравнения и пойти спать, ага...

« Последнее редактирование: Май 13, 2015, 04:23:19 от Sonore »