Автор Тема: пианистка Мария Юдина (1899-1970)  (Прочитано 37010 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #25 : Октябрь 16, 2010, 19:48:05 »
Цитировать
Вот тут имеется "Хроматическая фантазия и фуга" И.С.Баха в исполнении Юдиной:   http://intoclassics.net/news/2010-04-20-15754
Там очень большой файл
 а можно скачать только хроматическую фантазию в исполнении Юдиной http://files.mail.ru/HWMEJQ
и интересно сравнить эту же фантазию, исполненную на  клавесине (играет Кристиана Жакоте)
http://files.mail.ru/PN72HT

« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2010, 19:58:22 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #26 : Январь 30, 2011, 20:05:05 »
Вчера  в концертном зале Гнесинки состоялся довольно интересный концерт памяти М.В.Юдиной  с такой программой:
  1 отд
Юрий Кочуров. Адажио соль мажор для фортепиано
Исп. Марина Дроздова
 Д. Шостакович. Вокальные сочинения на тексты Пушкина и Микеланджело.
Исп. Юрий Федорищев, Марина Дроздова
П. Хиндемит. Соната для двух фортепиано.
Исп. Марина Дроздова, Юрий Фаворин

  2 отд
Александр Локшин. Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано (1982)
Исп. Денис Бурштейн
Б. Барток. Соната для 2-х фортепиано и ударных.
Исп. Денис Бурштейн, Ростислав Шараевский,
Марина Дроздова, Владимир Терехов

Я вообще люблю ходить на концерты памяти кого-либо, потому что узнаешь довольно много нового. Но вчерашний концерт меня привлек еще и тем, что в его прграмме я заметила  сочинение Александра Локшина. Я не так давно узнала это имя -  случайно послушав одно из его сочинений, я сразу же для себя поняла, что это гений. И все прошедшее время я очень сильно удивлялась, почему мало кто знает имя этого композитора и практически его сочинения не играют. И вот на концерте  Марина Анатольевна Дроздова, ученица М.В. Юдиной вдруг рассказала, что, оказывается, Мария Вениаминовна тоже считала Локшина гением и я, конечно, была бесконечно рада, что я не одинока в своем восхищении Локшиным.
Доп. материалы
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg52993#msg52993
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #27 : Январь 31, 2011, 19:00:20 »
я заметила  сочинение Александра Локшина. Я не так давно узнала это имя -  случайно послушав одно из его сочинений, я сразу же для себя поняла, что это гений. И все прошедшее время я очень сильно удивлялась, почему мало кто знает имя этого композитора и практически его сочинения не играют. И вот на концерте  Марина Анатольевна Дроздова, ученица М.В. Юдиной вдруг рассказала, что, оказывается, Мария Вениаминовна тоже считала Локшина гением и я, конечно, была бесконечно рада, что я не одинока в своем восхищении Локшиным.

Знаете, что я подумал, когда слушал музыку вечера памяти Юдиной ? Когда звучали Кочуров, Локшин, я думал о том, как это всё серо: ни с т.з. тематизма, ни с т.з. гармонии, ни с т.з. голосоведения нет никакой внятности, яркости, ничто не цепляет за сознание. Такие произведения можно лепить сотнями, но вряд ли от этого кому-то добавится счастья.
Я ещё могу понять Юдину, которая в своё время радовалась всему, хоть что-то хоть как-то напоминает "музыку", но в наши дни, когда перед нами, можно сказать, РАЗВЕРЗЛИСЬ фонографические архивы, когда исполняются ЦЕЛИКОМ собрания сочинений как гениальных (включая самые случайные и проходные их опусы), так и просто известных и даже второстепенных авторов прошлого, даже напрочь забытых старинных авторов, то невольно возникает вопрос: А ЧЕМ ЭТО ЛУЧШЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ ИЛИ СВЕЖЕЕ ВСЕГО ПРЕЖНЕГО ?
Как говорится, "давайте признаемся": всё это невзрачно, несмотря на хорошее исполнение. Ладно там в 1-й половине и в середине ХХ века, но я удивляюсь, что это обстоятельство для кого-то сегодня может быть неочевидно.
« Последнее редактирование: Январь 31, 2011, 19:44:00 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #28 : Январь 31, 2011, 19:15:03 »
Когда звучали Стравинский, Кочуров, Локшин, я думал о том, как это всё серо....
Вроде бы раньше вы Хиндемита уважали и Стравнским не обзывали  ;)
см. также здесь
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1964.msg52805#msg52805
 :(
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #29 : Январь 31, 2011, 19:43:04 »
Когда звучали Стравинский, Кочуров, Локшин, я думал о том, как это всё серо....
Вроде бы раньше вы Хиндемита уважали и Стравнским не обзывали  ;)
см. также здесь
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1964.msg52805#msg52805
 :(

Ох, я поторопился из нелюбви к Стравинскому, много играемому в своё время Юдиной ! :)) Сейчас поправлю. До Хиндемита я ещё не дошёл, но Локшина и Кочурова только что послушал - да, это можно слушать, но ........ Но что-то мне тоскливо от такой музыки .....
Да, это "музыка", и она даже что-то выражает, но, если воспользоваться логической ссылкой на остроту Скрябина, это "что-то" невзрачно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Catar

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 5
Мария Вениаминовна Юдина
« Ответ #30 : Январь 22, 2012, 22:46:57 »
Сталин плакал над музыкой Моцарта в исполнении Юдиной. Человек, у которого нет сердца, но только расчет, замешанный на параноидальной мании, для которого люди – ничто, не смог устоять.
Запись 23-го концерта на пластинку проходила ночью, был страшный ажиотаж, оркестранты психовали: трех дирижеров сменили в эту ночь.  Но Мария Вениаминовна Юдина была совершенно спокойна. Зная, что запись будет слушать Сталин, Мария Вениаминовна хотела его усовестить: “Посмотри, что ты сделал – 50 миллионов предсмертных стонов на твоей совести”. Она была абсолютно спокойна, как может быть спокоен, величественен и надмирен человек во время одновременного отпевания миллионов убиенных.
В этот момент Мария Вениаминовна творила великое таинство: перед тираном отпевала души, замученных им жертв.
Она исполнила адажио 23-го концерта Моцарта как реквием по 50-ти миллионам усопших.
Какой глубокий смысл был вложен в музыку!
Юдина желала донести до сознания величайшего из преступников и убийц (может быть, одного из самых страшных в истории человечества), что на его совести миллионы невинно загубленных душ. Музыкой, воздействовав на его сердце, разжалобила, и… Сталин заплакал.
Впервые до его сознания дошел масштаб содеянного. Поэтому перед смертью он хотел услышать именно эту музыку, чтобы самому обрести утешение. Он как будто пытался произнести последние слова: “Умирая, человек становится стомиллионнопервой жертвой. Я жил как тиран, а умираю в луже своей мочи”.
У Сталина случился инсульт, он упал и 30 часов лежал в луже мочи, потому что никто не смел приблизиться.
В комнате, где он умер звучала музыка Моцарта. На патефоне стояла пластинка, он слушал гениальное исполнение М.В.Юдиной. 
Вот что может музыка!
Никакие поэты, музыканты, философы не смогли усовестить тирана, а Мария Вениаминовна безмолвно, бессловесно, вложив глубинное архетипическое содержание в музыку, разжалобила злодея. Неслыханно!
Книга о Марии Вениаминовне, в которой описан известный факт так и названа: “Фортепианное евангелие Марии Вениаминовны Юдиной”.
История свидетельствует: в 1942-м году, после прослушанного Сталиным по радио 23-го концерта Моцарта в исполнении М.В.Юдиной (той же ночью записанного на пластинку специально для него), число заключенных Гулага уменьшилось на треть. Сталин принял решение единолично, не собирая заседаний политбюро, комиссий или советов.
Юдина запретила Гулаг.
Вот что может музыка…

Sergey

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #31 : Январь 23, 2012, 00:03:50 »
Вчера  в концертном зале Гнесинки состоялся довольно интересный концерт памяти М.В.Юдиной  с такой программой:
  .......
  2 отд
Александр Локшин. Прелюдия и тема с вариациями для фортепиано (1982)
Исп. Денис Бурштейн
................
Я вообще люблю ходить на концерты памяти кого-либо, потому что узнаешь довольно много нового. Но вчерашний концерт меня привлек еще и тем, что в его прграмме я заметила  сочинение Александра Локшина. Я не так давно узнала это имя -  случайно послушав одно из его сочинений, я сразу же для себя поняла, что это гений. И все прошедшее время я очень сильно удивлялась, почему мало кто знает имя этого композитора и практически его сочинения не играют...
Уважаемая Лорина! Об одной из причин, по которой не играют можно узнать, прочитав материалы, представленные здесь. Или же прочитав книгу "Гений зла", написанную сыном композитора. Скачать её можно на сайте http://lokshin.org/ru.htm
Также когда-то на форуме Классика проходила многостраничная тема, посвященная этому композитору - см. здесь

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #32 : Январь 23, 2012, 00:35:46 »
прочитав книгу "Гений зла", написанную сыном композитора

Бог ты мой .....
А "гений зла" - это кто в данном контексте ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина
« Ответ #33 : Январь 23, 2012, 01:02:27 »
Сталин плакал над музыкой Моцарта в исполнении Юдиной. Человек, у которого нет сердца, но только расчет, замешанный на параноидальной мании, для которого люди – ничто, не смог устоять

Знаете, я не верю, что Сталин мог так разлимониться. И дело не в его личности и не в его исторической миссии - дело в том, что он был большим политическим актёром, можно сказать - великим актёром. К примеру, приглашённые для беседы философы и историки могли застать его в Кремле с томиком работ какого-нибудь древнего мыслителя в руках - и товарищ Сталин с глубокомысленным видом при этом изрекал что-нибудь типа такого: "Интересная книга, надо бы переиздать".
Т.е. я бы не доверял не только рассказам о его сентиментальности, но и ему самому, потому что это всё продолжение его политики. Да, это хитрая и дальновидная политика, но это политика, а не какие-то личные душевные проявления.
Я хочу подчеркнуть, что при этом Сталин, получивший разностороннее образование, ещё в семинарии проявил свои великолепные музыкальные качества - он разбирался и в вокале, и в нотах, так что "дилетантом" в музыке его вряд ли можно считать. По крайней мере, это слово применительно к нему нельзя применять в уничижительном смысле: он знал и любил музыку, в т.ч. и оперу. Я полагаю, он меньше любил инструментальную музыку, поэтому, даже если верить этой легенде, он, услышав концерт Моцарта по радио и потребовав запись Юдиной, этим хотел ещё раз показать, что он всегда держит руку на пульсе и не чужд "высокого". Это политика - и не стоит придавать этому слишком большое - а тем более, мистическое - значение.

Мария Вениаминовна Юдина была совершенно спокойна. Зная, что запись будет слушать Сталин, Мария Вениаминовна хотела его усовестить: “Посмотри, что ты сделал – 50 миллионов предсмертных стонов на твоей совести”

Тут я хотел бы опять отметить, что россказни о "десятках и сотнях миллионов", погубленных "сталинскими репрессиями" - это диссидентский бред, индуцированный из-за рубежа недобросовестными западными исследователями и подхваченный нашими параноиками-предателями. Конечно, 50 миллионов - это не 110 миллионов, до которых доврался Солженицын, потеряв всякую меру своему вранью (у нас и народу-то столько не было, иначе пришлось бы перебить чуть ли не бОльшую часть населения), но всё равно: реальная цифра - это что-то около 2.5-3 млн "репрессированных". Почему я беру это слово в кавычки - это не "репрессии", это был такой способ функционирования и обновления управляющего и обслуживающего политическое и экономическое управление государственного аппарата.
Да, конечно, 50 миллионов или 3 миллиона - всё равно это очень жестоко, но давайте в своём понимании жестокости той эпохи не будем терять разум, обличая её: нельзя же в 20 раз ошибаться ! Западные учёные давно уже признали политизированный характер своего антисоветского вранья и призвали научное сообщество прекратить демонизировать Сталина - заметьте, движение к истине началось именно на Западе, известном своими глубокими позитивистскими философскими установками, а не у нас: такое ощущение, что мы в своём стремлении высечь самих себя, как это сделала приснопамятная унтер-офицерская вдова, перегнули палку в своём старании. Не к лицу нам продолжать делать это, тем более, что в "лихие 90-е" за счёт прямых потерь и отстрела, а также по причине нищеты и невзгод полегло от голода и болезней, перестреляло друг друга и было посажено в тюрьмы гораздо больше народу, чем при Сталине.
Зато теперь у нас писательница Дуня, обожавшая поминать всуе "слезинку ребёнка", вышла замуж за Сатану, проводившего зверские реформы в "лихие 90-е" - и ничего ! Они навели в стране шороху похлеще Сталина, а "каяться" никто даже и не думает ! Типа, "всё нормально": "репрессии" были при Сталине, а при демократии таких жертв быть не может, потому что не может быть никогда. А тем не менее, они и народ истребили бестолку, и страну развалили: Путин утверждает, что он её только-только восстановил, да и то не до конца - далеко нам ещё до уровня 1989 года, с которым теперь целый век всё будут сравнивать и который теперь будет играть роль 1913-го, удобного для сравнения во времена СССР ! Зато вот такие двойные стандарты.

В комнате, где он умер звучала музыка Моцарта. На патефоне стояла пластинка, он слушал гениальное исполнение М.В.Юдиной.  
....
после прослушанного Сталиным по радио 23-го концерта Моцарта в исполнении М.В.Юдиной (той же ночью записанного на пластинку специально для него), число заключенных Гулага уменьшилось на треть

Ну это всё сказки. Разумеется, это не "факты", а красивая легенда, подогнанная под имеющиеся совпадения и хитрые политические ходы самого Сталина.
Я выше сказал, что я не исключаю, что Сталин и впрямь мог пожелать иметь пластинку услышанного им концерта Моцарта, но в какой степени можно доверять "испорченному телефону", т.е. переданному через третьи руки изложению реальных событий и каковы были эти события на самом деле, нам никто уже сегодня не расскажет.
Со своей стороны я убеждён, что Юдина не врала и что-то действительно имело место, но что именно ? Что она рассказала Шостаковичу, что именно Шостакович рассказал тому, кто донёс до нас его мысль и что именно было донесено и насколько было на этом пути искажено - этого нам тоже никто не скажет.
Но история очень красивая, и как легенда она вполне, что называется, "в духе времени".
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 01:18:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Мария Вениаминовна Юдина
« Ответ #34 : Январь 23, 2012, 01:11:17 »
Сталин плакал над музыкой Моцарта в исполнении Юдиной. Человек, у которого нет сердца, но только расчет, замешанный на параноидальной мании, для которого люди – ничто, не смог устоять....
История свидетельствует: в 1942-м году, после прослушанного Сталиным по радио 23-го концерта Моцарта в исполнении М.В.Юдиной (той же ночью записанного на пластинку специально для него), число заключенных Гулага уменьшилось на треть. Сталин принял решение единолично, не собирая заседаний политбюро, комиссий или советов.
Юдина запретила Гулаг.
Вот что может музыка…
Скорее всего это не боле чем красивая легенда. Насколько я понимаю, она берет свое начало из книги Соломона Волкова "Тестимония", которую Волков представляет как записанные им и вывезенные на запад мемуары Шостаковича. Но эта книга - фальшивка, о чем неднократно заявляли как вдова композитора, так и его друзья, см. письмо вдовы Дмитрия Шостаковича в газету «Московские новости» под заголовком "Мертвые беззащитны" - здесь. Там же представлен и ответ С.Волкова - абсолютно, на мой взгляд, неубедительный. Об обстоятельствах появления этой книги можно также почитать интервью с Генрихом Орловым, представленное в статье Л.Ковнацкой - здесь и далее, в следующих сообщениях форума "Классика" - статью Лорел Фэй "Шостакович против Волкова".
Я уж не говорю о том, что в разных изложениях этой легенды о Юдиной история с записью датируется разными годами. В статье Анатолия Кузнецова «Я единственная, кто работает с Евангелием в руках» (Пианистка М. В. Юдина. Краткий очерк жизни.) - см. здесь, утверждается, что она имела место в 1944 году, а в статье Аркадия Красильщикова "Кто убил Сталина" события с записью происходят в январе 1948 г., см здесь. В дискографии Юдиной действительно есть запись 23-го концерта Моцарта, но она датирована 1943 г. - см. здесь
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 10:04:15 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина
« Ответ #35 : Январь 23, 2012, 01:16:00 »
Скорее всего это не боле чем красивая легенда. Насколько я понимаю, она берет свое начало из книги Соломона Волкова "Тестимония", которую Волков представляет как записанные им и вывезенные на запад мемуары Шостаковича. Но эта книга - фальшивка, о чем неднократно заявляли как вдова композитора, так и его друзья

Сергей, я разместил свой пост ещё не зная, что вы напишете то же самое !
В общем, ситуация понятна, я лишь попытался немного раскрыть её логику.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Catar

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 5
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #36 : Январь 23, 2012, 10:01:56 »
Духовный дар музыканта – Миннэ! Сердце должно быть открыто, полное любви, вдохновения, озарения и осенения музами.
Второй дар музыканта – умение открыть музыку. За формальным звучанием, за нотами, доступными экзотерическому внешнему исполнителю, музыкант должен услышать музыку небесным слухом и открыть.
Пока музыка не услышана, не понята, не доходит до самого исполнителя – он играет намеком, проговаривает как бы во сне тему, о которой лишь догадывается, но не знает ее. Ничего не понимает и слушатель, думая: ‘Что это? Так и компьютер может сыграть, только заложи в него программу’.
Нет. Исполнителя ни с каким компьютером не сравнить. Ни один компьютер не услышит то, что слышит музыкант небесным слухом, отверстым сердцем. Вот тогда начинается музыка, что бы ни играли.
Каждая нота услышана, потому что вначале она прозвучала во внутренних замках. Вся мелодия должна быть озвучена изнутри.
Как Моцарт сочинял? Это род богодухновенного композирования, симфония вышнего и внутреннего. Музыка берется свыше и одновременно вытягивается изнутри. Тогда слагается музыка, которую он пытается переложить на нотный текст. Но музыка больше нотного текста!
Исполнитель должен не по нотам играть технические пассажи, как Лист учил (немного разыграл legato и… как можно быстрей). Нужно за нотами услышать музыку, которая говорит – атлантические вибрации универсума, высшего порядка!
Мария Юдина слышала и говорила через исполнение музыки, этим она и достучалась до сердца такого тирана как Сталин.

regards

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #37 : Январь 23, 2012, 11:22:33 »
Чуть не прослезился. Хочу уравновесить эти боговдохновенные фантазии циничным предположением, что Сталин мог просто быть куда требовательнее к исполнению Моцарта, чем можно подумать, и плакал от огорчения характерной для Юдиной драматизацией и демонизацией Моцарта. Для этого предположения ровно столько же фактов, как и для противоположного, то есть никаких.
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 12:13:16 от regards »

Sergey

  • Гость
Re: Мария Вениаминовна Юдина
« Ответ #38 : Январь 23, 2012, 12:08:41 »
....В дискографии Юдиной действительно есть запись 23-го концерта Моцарта, но она датирована 1943 г. - см. здесь
Заинтересовавшись этой историей, я все-таки решил проверить данные о времени записи 23-го концерта Моцарта. Я знал о том, что на московской фирме "Виста Вера" выходило немалое количество компакт-дисков с записями Юдиной, среди которых был и диск с 20-м и 23-м концертами Моцарта. Поскольку самого диска этой фирмы у меня нет (хотя я его видел в продаже), посмотреть - какой год указан на диске, можно было только в каталоге на их сайте. Фокус в том, что мне показалось маловероятным, чтобы какие-то записи Моцарта делались в 1943 г. как это указано в датировке в дискографии Марии Юдиной на сайте "Погружение в классику", на которую я сослался в своем предыдущем сообщении. Мне как-то слабо верилось, чтобы в 1943 г. - в самый разгар тяжелейшей войны в Москве могли делаться какие-либо записи классических произведений большого размера, таких как, например, фортепианные концерты. Некоторое время вчера вечером и сегодня утром сайт "Виста Вера" не работал, поэтому разрешить свои сомнения я не мог. Но вот сейчас сайт заработал и там четко указано, см. здесь, что записи 20-го и 23-го концертов Моцарта с участием Юдиной сделаны в 1948 г.
Вот эта дата, на мой взгляд, более правдоподобна. После войны в Советский Союз попали трофейные немецкие магнитофоны, на которых и стали производиться записи больших произведений, так как магнитофон существенно облегчал этот процесс. А раньше, в домагнитофонную эру, подобные записи в СССР могли делаться только либо на так называемый тонфильм (то есть на кинопленку), либо по кусочкам сразу на пластинки, но и то, и другое было весьма непростым мероприятием.

И еще. На сайте фирмы "Виста вера" в аннотации к диску,  написанной Виктором Деревянко - учеником и другом Юдиной, нет ни одного слова о том, что эта запись якобы сделана по указанию Сталина.
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 12:24:57 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина
« Ответ #39 : Январь 23, 2012, 12:31:50 »
... как-то слабо верилось, чтобы в 1943 г. - в самый разгар тяжелейшей войны в Москве могли делаться какие-либо записи произведений классических произведений большого размера, таких как, например, фортепианные концерты

И тем не менее, к примеру, симфонии Скрябина и Бородина были записаны Головановым именно во время войны и именно на магнитную плёнку. Я думаю, причина примерно в том же, в чём была причина исполнения "Ленинградской" симфонии Шостаковича именно в блокадном Ленинграде: это был символ грядущей победы. Кроме того, власть желала показать, что жизнь продолжается несмотря ни на что. В т.ч. и работа по пополнению фонотеки Радиокомитета.

Некоторое время вчера вечером и сегодня утром сайт "Виста Вера" не работал, поэтому разрешить свои сомнения я не мог. Но вот сейчас сайт заработал и там четко указано, см. здесь, что записи 20-го и 23-го концертов Моцарта с участием Юдиной сделаны в 1948 г.
Вот эта дата, на мой взгляд, вполне правдоподобна. После войны в Советский Союз попали трофейные немецкие магнитофоны

Этот вопрос очень интересен, и я давно хотел его прояснить, но, к сожалению, датировка событий военной поры, связанных с появлением трофейных магнитофонов и магнитных плёнок, а также с проводимыми на них записями, известна лишь узким специалистам. Исходя из моих собственных знаний, я могу предположить, что магнитофоны были захвачены в немецких штабах и армейских центрах при наступлении Красной армии уже в 1942-43 гг. А в те годы разница дат даже в несколько месяцев имела существенное значение, так быстро менялась обстановка !
Так что чисто теоретически Юдина вполне могла бы записать Моцарта и во время войны, если бы на то был дан соответствующий приказ; другое дело, что Сталину во время войны было не до сантиментов и не до прослушивания музычки по радио ! :) А вот после войны - это да ! Тут он уже мог расслабиться, вспомнить, что он является мудрым наставником всех писателей и музыкантов, и продолжить укреплять свой образ всезнающего вождя и отца народов. Последовали разборки и разгромные постановления о писателях, о музыкантах и т.п.
Сталин любил своим личным вниманием к конкретной персоне приводить в замешательство отдельных представителей творческого цеха: он позванивал Пастернаку и другим писателям, не гнушался тем, чтобы позвонить с советского политического Олимпа и музыкантам, и прочим деятелям культуры, инженерам, так сказать, человеческих душ. Так что в принципе я не считаю историю с Юдиной полной мистификацией - это было вполне возможно и вполне в духе интриг Сталина и его идеологии кнута и пряника.
Но сам факт наличия записи ещё никак не свидетельствует о той мистической подоплёке, которую под неё подвели стараниями "рапсодов". Я думаю, что если что-то и имело место, то дело было гораздо проще - как я это обрисовал в предыдущем посте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #40 : Январь 23, 2012, 14:07:55 »
Я так понимаю, что "Виста вера"  выпустила фондовую запись 23-го концерта 48 г., а в легенде идет речь о пластинке, якобы записанной в 43-м г. специально для Сталина в единственном экз. (http://intoclassics.net/news/2010-03-22-35). Теоретически такое могло быть, только потом позднейшую фондовую запись стали неверно датировать 43-м годом.

Sergey

  • Гость
Re: Мария Юдина
« Ответ #41 : Январь 23, 2012, 15:40:30 »
И тем не менее, к примеру, симфонии Скрябина и Бородина были записаны Головановым именно во время войны и именно на магнитную плёнку...
А вы уверены в том, что это было именно так. Я не случайно спрашиваю, так как по нескольким источникам выходит, что магнитная запись стала применяться в СССР для записи музыки только после войны. Причем вроде бы даже не только в СССР, но даже и в США. Вот что пишется в одной из лекций по истории звукозаписи (источник тут):
Цитировать
После окончания Второй мировой войны, начиная с 1945 года, магнитная запись получила самое широкое распространение во всем мире. На американском радио магнитная запись была впервые использована в 1947 году для трансляции концерта популярного певца Бинга Кросби. При этом были использованы детали трофейного немецкого аппарата, который был привезен в США предприимчивым американским солдатом, демобилизованным из оккупированной Германии.
А что касается нашей страны, то можно вспомнить поток о записи Алеко Рахманинова, где вы, уважаемый Предлогов, дискутировали с Лихницким, см. здесь. Приведу одну цитату из этого потока (из поста Лихницкого):
Цитировать
...на магнитофон записи делались начиная с 1946 г.(пример Орлеанская Дева с Преображенской). В 1947 г стали писать на магнитофоны Голованова, а издавать после 1951 года. Для этого использовались трофейные германские магнитофоны фирмы Телефункен М5 и трофейная лента. Своих тогда не было. У американцев тоже сначала были М5, но уже в 1950 г появились Ампексы, которые были копией Телефункенов.
Примерно такая же датировка начала использования магнитофонов отечественной звукозаписью указана и на сайте "Лица лакового диска", посвященного истории отечественной грампластинки:
Цитировать
Запись пластинок в студии в то время производилась непосредственно и однократно на восковой диск (с которого изготавливались затем прессовые матрицы), поэтому возможностей студийного редактирования не было. Предварительная запись на магнитную ленту начала постоянно применяться только с 1947 года
(источник здесь). Вот цитата из еще одного источника "Старая пластинка" (см. тут):
Цитировать
Принято думать, что все записи "Грампласттреста" вплоть до перехода на перепись с магнитных фонограмм в 1947 году (с № 14618 "Матросский вальс", исп. Олег Разумовский с анс. Б.Александрова) являются прямыми записями на воск. Таким образом, все записи на пластинки после 1947 года являются копиями магнитных фонограмм. Однако и до 1947 года производилась иногда перепись на диск магнитофильмов (магнитная запись началась у нас в 1945-1946 годах). Существует предположение, что и ранее, в "допленочный" период, некоторые пластинки были записаны с тонфильмов (звуковая дорожка кинопленки). Документального подтверждения этому нет, подобные факты в регистрационных книгах не отмечены, но возможность такой практики не исключается. Во второй половине 40-х г.г. такие записи (№ 12649 "И буду тебя я ласкать", исп. Кэто Джапаридзе; № 12650 "Как хороши те очи", исп. Кэто Джапаридзе) помечались на массе диска буквами пт (перепись тонфильма). Более того, можно с уверенностью считать некоторые довоенные пластинки (например, записи скрипача М. Полякина) аналогами тонфильмовых записей.
Статья "Послевоенная история ГДРЗ" на сайте канала "Культура" (см. здесь) начинается со следующих слов:
Цитировать
После войны в Москву из Германии была привезена трофейная техника, среди которой были магнитофоны Р-22, ставшим первым принципиально новым носителем звука в Доме звукозаписи, два тонвагена для производства внестудийных записей, микрофоны, магнитофонная лента и богатая фонотека, впоследствии возвращенная Германии.
Несколько иные подробности истории отечественной звукозаписи содержатся в реферате "Исследования фонодокументирования" - см. источник:
Цитировать
Наряду с механической записью звука на диск предпринимались попытки механической записи на ленту....
В 1930-е гг. А.Ф. Шориным был сконструирован аппарат для механической записи звука на киноплёнку, получивший название «шоринофон».
Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи.
Историю отечественной магнитной записи звука, вероятно, надо писать с 1942 г., когда Н.Рабинович разработал наш первый ленточный магнитофон. В нем использовалась четырехголовочная строчная запись, в определенном смысле предвосхитившая первый формат магнитной видеозаписи. В 1945 г. Н.Рабинович разрабатывает первый отечественный студийный магнитофон СМ-45. Образец этого устройства был изготовлен в 1948 г. Почти до конца сороковых годов радиовещание в нашей стране использовало механическую запись звука и тонфильмы (запись на фотопленки, аналогичная используемой в звуковом кинематографе тех лет). Ситуацию удалось переломить после создания в 1945 г. при Радиокомитете Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи (ВНАИЗ).
Основными направлениями работы института в первые годы его существования были определены: электро- и студийная акустика, механическая звукозапись и тонфильмы. Уже в 1944 г. под руководством И. Горона началось конструирование устройств профессиональной магнитной записи. Были созданы два магнитофона: МАГ-1 с подмагничиванием постоянным током и МАГ-2 с высокочастотным подмагничиванием. Эти разработки вели А. Вроблевский и В. Пархоменко. Московский экспериментальный завод выпустил более 70 магнитофонов МАГ-2. Ими оснащались радиодома нашей страны. Позже на смену пришли усовершенствованные аппараты МАГ-3 (разработчик И. Морев) и МАГ-4 (Э. Дыскин).
Но и из этого фрагмента можно видеть, что хотя работа над созданием отечественного магнитофона началась в 1942 г., но "первый отечественный студийный магнитофон СМ-45... был изготовлен в 1948 г."

Очень интересно было бы узнать мнение Максима по этому вопросу. Ведь он, насколько я знаю, как раз занимается изданием записей довоенных и послевоенных лет и, следовательно, лучше нас с вами может знать: когда начали делаться записи на магнитную ленту у нас в стране?

Что же до красивой легенды о Сталине, Юдиной и 23-м концерте Моцарта, то конечно отрицать, что такая история могла иметь место, мы со стопроцентной достоверностью не можем. Но с другой стороны мне не удалось найти ни одного документального подтверждения этой легенды, кроме уже упомянутой мной Тестимонии Соломона Волкова, где со ссылкой на Шостаковича рассказывается следующее:
Цитировать
Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне. "Играла пианистка Юдина,"- добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать. А поддакивать надо было сумасшедшему.

Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на дачу. В Радиокомитете паника. Вызывают Юдину. Собирают оркестр. Ночью устраивается срочная запись. Все тряслись от страха. Кроме Юдиной - ей море по колено. Она позднее рассказывала, что дирижера пришлось отправить домой. Он от страха ничего не соображал. Вызвали другого. Но и этот дрожал и только оркестр сбивал.

Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи. К утру она была готова. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки. В исторически кратчайшие сроки. И отправили ее Сталину. Это тоже был рекорд. Рекорд подхалимажа.

Вскоре Юдина получила конверт, в который было вложено 20 000 рублей. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию Сталина.

Тогда Юдина написала Сталину письмо. Рассказ ее звучал неправдоподобно. Но она никогда не лгала. А писала она следующее:

"Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви". С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.

Но как я уже написал выше, достоверность так называемых воспоминаний Шостаковича в записи Волкова более чем сомнительна. Я думаю, что Волков, дописывая за Шостаковича его "воспоминания" воспользовался мифами и легендами, имевшими хождение в интеллигентской среде. Других же источников этой красивой легенды мне найти не удалось. Но может быть кто-то сможет их подсказать?
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 16:20:43 от Sergey »

regards

  • Гость
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #42 : Январь 23, 2012, 15:58:39 »
Я ни в коем случае не берусь ничего доказывать или опровергать, просто у меня сложилось впечатление, что в этом потоке требования объективности и беспристрастности применяются настолько несоразмерно ценности источника, что разговор приобрёл какой-то фантастический оттенок.

Я прочитал Волкова страниц 20 с интересом, так как многие вещи там невозможно придумать, но к 21 странице накопилась критическая масса признаков, свидетельствующих, что я читаю абсолютно наглую подделку.

Дело не в том, что "это не Шопен": я не представляю себе Шостаковича. Дело в том, что множество эпизодов и мыслей слишком глупы, слишком грязны, слишком примитивны и хватает пассажей, явно предназначенных для кормёжки фирменной клюквой западного читателя.

Шостакович мог быть сколь угодно странным человеком, но поверить, что он был глуп, грязен, примитивен и хотел бульварной славы на Западе мне невозможно. Наличие непроверяемых эпизодов вроде этой легенды или фактов, подлинность которых известна, не опровергают моего абсолютного убеждения, что это - грубая компиляция слухов, фактов и вымысла "в стиле эпохи". Я просто не смог читать дальше, и только пролистал, поскольку вокруг этой книги было слишком много шума. В чём-чём, а во вкусе Шостаковичу не откажешь.

Автор этой книги полностью лишён вкуса.
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 19:24:49 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина
« Ответ #43 : Январь 23, 2012, 16:44:24 »
И тем не менее, к примеру, симфонии Скрябина и Бородина были записаны Головановым именно во время войны и именно на магнитную плёнку...
А вы уверены в том, что это было именно так. Я не случайно спрашиваю, так как по нескольким источникам выходит, что магнитная запись стала применяться в СССР для записи музыки только после войны. Причем вроде бы даже не только в СССР, но даже и в США

Одно другому не противоречит ! Кроме того, авторы этих статей могут далеко не всё знать !
Понимаете, какая вещь - везде говорится о СЕРИЙНОЙ аппаратуре, а какая могла быть "серия", если у немцев нашими войсками были захвачены одиночные экземпляры аппаратуры и, судя по всему, некоторые запасы магнитной плёнки ? "Серия" могла быть в те годы только у немцев, а у нас никаких "серий" ещё не было, что не мешало, однако, использовать чужое исправное оборудование. Я думаю, немцы, когда драпали от наших солдат в 1942-43 гг., вряд ли размышляли над тем, нужно ли уничтожать магнитную технику ! :)) Они просто бросали её при первом удобном случае, потому что уж очень она тогда была громоздкая. Немцы использовали магнитофоны для пропаганды и для организации "культурной жизни" на захваченных территориях, их магнитные аппараты и плёнка могли быть захвачены в информационных центрах, в радиостудиях, в штабах, в войсках при отступлении и т.п. Возможностей было целое множество - война в этом плане "изобретательна" на ситуации.
Вы же должны помнить, что Берия не мог не знать об уровне технической вооружённости Германии и он, будучи человеком грамотным и прекрасно понимающим значение техники и новейших технологий (недаром же именно он возглавил советский атомный проект), не мог не понимать ценности захваченного оборудования, которое необходимо было изучать и даже использовать - в т.ч. использовать в целях изучения (проверять качество фиксации, сроки хранения, поведение плёнки на большим временнЫх промежутках и т.п.).
И я не вижу ничего удивительного в том, что из десятков захваченных аппаратов (а у немцев их были, судя по всему, сотни и, наверное, тысячи, если даже американец сумел вывезти что-то в Америку для изучения) несколько штук оказалось в Радиокомитете ?? Что в этом удивительного ?? Как раз именно там им самое место  - их тут же пустили в дело для пропаганды и для создания фонограмм. А какую-то часть остправили в научно-технические лаборатории для изучения конструкции и копирования технологий.
Более того, остались ведь свидетельства ВОЕННЫХ лет !
Вот, пожалуйста:

... музыкальным руководителем и дирижером спектакля был горячий пропагандист творчества Рахманинова в нашей стране Н.С. Голованов («Франческу» он ставил в один ряд с операми Мусоргского). Под его руководством в СССР (в сталинское время!) были впервые исполнены такие произведения Рахманинова, написанные после отъезда из России, как «Три русские песни для хора и оркестра» (1926), Третья симфония (1935–1936), «Симфонические танцы» (1940) (последние два сочинения — через несколько месяцев после смерти Рахманинова, в июне и октябре 1943 года). Во время войны он записал «Франческу да Римини» на радио, однако по ряду технических причин эта запись не сохранилась

В книге о Голованове этот эпизод описан более подробно, и я его при случае приведу целиком и полностью и вот почему: автор текста, рассказывая о создании в военные годы фонограммы рахманиновской "Франчески", в самом конце даёт ОБЪЯСНЕНИЕ факту исчезновения этой работы Голованова: её ...... РАЗМАГНИТИЛИ ! Именно ЭТО словечко употребляет автор-очевидец ! Но вы же понимаете, что ни пластинку, ни тонфильм нельзя "размагнитить" ! :))
А размагнитили по той причине, что в годы войны сетевое электрическое напряжение было существенно ниже нормы, поэтому, когда война закончилась и в сети появилось номинальное напряжение, эту запись дали по радио и она зазвучала в существенно более высокой тональности !! Ну ясно же, по какой причине ! Потому что механизм магнитофона закрутился быстрее ! Голованов это услышал и выразил своё неудовольствие таким фактом, сказав, что В ТАКОМ ВИДЕ запись нельзя давать по радио. Но его, к сожалению, неверно поняли и запись РАЗМАГНИТИЛИ вовсе ! Я подозреваю, что её не "размагничивали" как-то специально, а попросту на ту же плёнку (из-за дефицита трофейного плёночного материала) записали что-то другое, тем самым сгубив уникальную работу Голованова !
Цитату я приведу позднее, как только отсканирую.
Но можете мне поверить уже сейчас, что не в точной цитате дело, а в самом факте осуществления магнитной записи "Франчески" в ВОЕННЫЕ годы. Следовательно, на Радио магнитофон во время войны уже БЫЛ, не так ли ?

Что же до красивой легенды о Сталине, Юдиной и 23-м концерте Моцарта, то конечно отрицать, что такая история могла иметь место, мы со стопроцентной достоверностью не можем. Но с другой стороны мне не удалось найти ни одного документального подтверждения этой легенды, кроме уже упомянутой мной Тестимонии Соломона Волкова, где со ссылкой на Шостаковича рассказывается следующее

Кстати, если уж, согласно легенде, в момент смерти Сталина эта пластинка была в проигрывателе, то ГДЕ ОНА СЕЙЧАС ? Ужли её кто-то из его приближённых взял её себе на память "Моцарта послушать" ? :))))) Во-первых, непосредственно возле отца народов таких людей не было, во-вторых, сразу после смерти вождя всё было тут же заморожено для расследования обстоятельств смерти, и никто ничего не трогал. Выходит дело, всё это должно где-то лежать как "вещественное доказательство" до сих пор.
Получается, что самым реальным подтверждением легенды о Юдиной и Сталине, поведанной Шостаковичем-Волковым, было бы извлечение из архивов КГБ этой самой уникальной пластинки, сделанной, как гласит легенда, в 1 экземпляре.
Ну и где она ?
Кстати, ведь ещё должна была и магнитная плёнка сохраниться или, как минимум, восковая матрица, с которых делалась эта уникальная пластинка, если кто-то утверждает, что в 1943 году в Радиокомитете ещё не было магнитной записи - ну и где это всё ?
Короче, что-то тут не сходится. Но если всё это будет обнаружено, то это будет даже не "сенсация" - это будет подобно мистическому землетрясению.
Я в это не верю, но почему бы и нет ?
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 16:55:15 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #44 : Январь 23, 2012, 16:51:18 »
Разумеется, вся эта история, как она описана в приведенной цитате Волкова, представляется сказкой про белого бычка.

1. С какой стати Сталину спрашивать про пластинку в радиокомитете? Это ведомство фабрики звукозаписи. А те, видите ли, от страха принялись пластинку записывать, хотя это и не их дело.
2. Можно подумать, Сталин не знает, что все концерты по радио транслируются в живую, иногда в записи на тонфильм.  Как правило, пластинки в то время (до 45 г.) писались сразу на воск, т. е. это совсем разные вещи.
3. Почему пластинка записывается в радиокомитете, а не в доме звукозаписи?
4. Автор пишет все время об одной пластинке, хотя это должен был быть комплект из нескольких пластинок 78 об. мин. И т. д.

Так что не только Шостакович в этой книге, по всей видимости, представляется глупым, но и Сталин, который как раз в таких вопросах разбирался не хуже других своих современников. Конечно, можно сослаться на некомпетентность С. Волкова в этих вопросах, но полит. ангажированность изложения вкупе со всеми этими недоумениями заставляет усомниться в искреннем намерении автора донести правдивую информацию.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианистка Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #45 : Январь 23, 2012, 21:36:16 »
[о Локшине ] Об одной из причин, по которой не играют можно узнать, прочитав материалы
Да, спасибо, Sergey,  я как-то  начинала читать о Локшине, но бросила. Честно говоря, меня с некоторых пор перестали интересовать уж очень сильно жизненные перипетии  разных известных людей, хоть даже в изложении их сыновей.  Уже давно замечено - автор не всегда равен творению.
Если придавать значение всему тому, что пишут о людях творчества и что им приписывают, то половину имен мы бы никогда  не услышали. Поэтому вопрос о малой известности Локшина все равно остается открытым.
Чтобы как-то увязать этот пост с М.Юдиной продолжу свою цитату, начатую Вами
И вот на концерте  Марина Анатольевна Дроздова, ученица М.В. Юдиной вдруг рассказала, что, оказывается, Мария Вениаминовна тоже считала Локшина гением и я, конечно, была бесконечно рада, что я не одинока в своем восхищении Локшиным.


Кстати, если уж, согласно легенде, в момент смерти Сталина эта пластинка была в проигрывателе, то ГДЕ ОНА СЕЙЧАС ?
Да, если бы была найдена  пластинка  с концертом Моцарта, многое прояснилось бы. Кстати, существует опись личного имущества Сталина (4 коробки)
http://baldin.ru/article/read/istorija_stalina.html  
  (опись в самом конце текста)
Туда вошли блокнот, записные книжки, исписанные листы бумаги, белье и даже  ванно-душевые принадлежности, но о пластинке  или проигрывателе не сказано ни слова, хотя есть фраза "Другое имущество, принадлежащее товарищу Сталину, в опись не включалось".
« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 21:49:49 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #46 : Январь 23, 2012, 21:53:10 »
существует опись личного имущества Сталина (4 коробки)
http://baldin.ru/article/read/istorija_stalina.html  
  (опись в самом конце текста)
Туда вошли блокнот, записные книжки, исписанные листы бумаги, белье и даже  ванно-душевые принадлежности, но о пластинке  или проигрывателе не сказано ни слова, хотя есть фраза "Другое имущество, принадлежащее товарищу Сталину, в опись не включалось"

Ну вот.
Я лишь хотел бы уточнить, что в ту эпоху такой продолжительный ф-п концерт, о котором шла речь, на ОДНОЙ пластинке не поместился бы: их должно было быть несколько, ибо т.н. "гиганты" появились значительно позже.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #47 : Январь 23, 2012, 23:06:34 »
существует опись личного имущества Сталина (4 коробки)
http://baldin.ru/article/read/istorija_stalina.html  
  (опись в самом конце текста)
Туда вошли блокнот, записные книжки, исписанные листы бумаги, белье и даже  ванно-душевые принадлежности, но о пластинке  или проигрывателе не сказано ни слова, хотя есть фраза "Другое имущество, принадлежащее товарищу Сталину, в опись не включалось"

Ну вот.
Я лишь хотел бы уточнить, что в ту эпоху такой продолжительный ф-п концерт, о котором шла речь, на ОДНОЙ пластинке не поместился бы: их должно было быть несколько, ибо т.н. "гиганты" появились значительно позже.
Дело даже не в том, что т.н. "гиганты" появились позже. Как раз в этом случае вы ошибаетесь - грампластинки с форматом (размером) 30 см, которые назывались "Гигант" появились на заре развития звукозаписи и выпускались в Советском Союзе еще до войны. Я видел такие шеллачные пластинки в фонотеке моих дедушки и бабушки из г. Мариинск, о которой я тут на форуме уже рассказывал. Помню пластинки "Гигант" с записью концерта Мендельсона в исполнении "сталинского чуда" (как его тогда называли) Буси Гольдштейна, помню пластинки с оперой Евгений Онегин, где пели Норцов и Козловский. Да, чуть не забыл пояснить - шеллачные - означает сделанные из шеллака (шелла́к  — природная смола, вырабатываемая насекомыми, которые водятся только в Индии и странах Юго-Восточной Азии), из которого делались грампластинки до появления полихлорвинила. Помню, кстати, как на первых не шеллачных пластинках из этой фонотеки даже была надпись "экспериментальная" и "хлорвиниловая". Тут важно другое: во времена Сталина еще не было так называемых долгоиграющих пластинок со скоростью вращения 33 об/мин, а все пластинки были только на 78 оборотов в минуту. Так вот, самыми распространенными пластинками были пластинки формата "Гранд" с диаметром 10 дюймов или 25 см. Длительность звучания одной стороны такой пластинки составляла при скорости 78 об/мин не более 3 минут. Поэтому они были удобны для записей эстрадных песен, а также небольших оперных арий - типа баллады и песенки Герцога из оперы Риголетто. Поэтому, как я об этом писал (см. здесь), даже небольшая пьеса Чайковского из Времен года: "Баркарола" в исполнении Якова Флиера не умещалась на одной стороне и запись делалась на двух сторонах. У пластинок размером 12 дюймов или 30 см ("Гигант") время звучания одной стороны уже составляло около 4 минут. Или в сумме двух сторон продолжительность звучания пластинки составляла около 8 минут. Но длительность 23-го концерта Моцарта в исполнении Юдиной - где-то около 23 минут. То есть для полной записи всего концерта на грампластинки требовалось не менее 3 пластинок даже в случае формата "Гигант".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мария Юдина (1899-1970)
« Ответ #48 : Январь 23, 2012, 23:11:13 »
Тут важно другое: во времена Сталина еще не было так называемых долгоиграющих пластинок со скоростью вращения 33 об/мин, а все пластинки были только на 78 оборотов в минуту

Да, вы абсолютно правы: я должен был это обстоятельство специально подчеркнуть - высокая скорость вращения и, соответственно, малый хронометраж.
Кстати, я и не знал, что "гиганты" были распространены в сталинские времена ! Я видел бьющиеся пластинки на 78 оборотов лишь малого формата (миньон, кажется, назывался ?) !
« Последнее редактирование: Январь 25, 2012, 16:07:21 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 482
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Мария Юдина
« Ответ #49 : Январь 23, 2012, 23:33:50 »
Очень интересно было бы узнать мнение Максима по этому вопросу. Ведь он, насколько я знаю, как раз занимается изданием записей довоенных и послевоенных лет и, следовательно, лучше нас с вами может знать: когда начали делаться записи на магнитную ленту у нас в стране?

Мне встречались магнитные записи начиная с 1945 г. Более ранние записи были переписаны на магн. ленту с тонфильмов. Это относится и к записям Н. С. Голованова.
Еще в дополнение к вышеприведенным ссылками по истории звукозаписи в России могу порекомендовать эту известную книгу: http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36462

По нашей теме -
http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36463#175
http://www.rfbr.ru/rffi/portal/books/o_36463#177

« Последнее редактирование: Январь 23, 2012, 23:45:32 от Максим »