Автор Тема: Юрий Темирканов и оркестр Петербургской филармонии  (Прочитано 15262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Отзыв _Arlekin`a http://users.livejournal.com/_arlekin_/3302433.html  :

Прокофьев в БЗК: оркестр МГК, сол. Борис Березовский, дир. Юрий Темирканов

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Юрий Темирканов: “Я сказал Ланг Лангу – еще одна улыбка и тебя здесь не будет”

http://www.classicalmusicnews.ru/interview/temirkanov-interview-032016/
 
В марте 2016 года Юрий Темирканов вновь встал за пульт Балтиморского симфонического оркестра.

С 2000 по 2006 он руководил этим оркестром, а десятилетие спустя вернулся продирижировать концертом.

В программе – Четвертая симфония Чайковского и 3-й фортепианный концерт Рахманинова (солист – Денис Мацуев). После одной из репетиций корреспондент газеты “Baltimore Sun” Тим Смит задал маэстро несколько вопросов. Переводила Марина Стокс.

Текст ниже – обратный перевод с английского.

— В Балтиморском оркестре сменилась треть исполнителей с тех пор, как Вы последний раз им дирижировали. Были какие-то сюрпризы на репетиции?

— Никаких сюрпризов. Новые исполнители очень хорошие. Когда я делаю что-то в Чайковском, к чему они не привыкли, реакция мгновенная.

Мне нравятся оркестры, которые хотят играть. А в некоторых великих оркестрах иногда бывает ощущение, что они делают тебе одолжение.

— У Вас очень выразительная манера дирижирования. И дело не только в том, что Вы дирижируете без палочки, это не такая редкость, а в том, что Вы делаете руками и как много говорят Ваши глаза. Большая часть оркестровых музыкантов привыкли к более прямолинейному стилю.

— У дирижера две профессии. Одна – это капельмейстер, который показывает доли. Но сейчас везде музыканты очень профессиональны и им это не нужно. Дирижер должен показать им то, чего они не знают. А остальное написано в нотах.

Дирижер должен понимать, почему музыка написана так или иначе, как-будто читает детектив. Нужно угадать, почему композитор сделал то, что сделал.

Музыка – как письмо. Композитор его написал, но абсолютно все, что он хотел сказать, он написать не мог. Даже Малер не мог, хотя он практически в каждом такте пишет о том, как он хочет, чтобы это дирижировалось.

[Темирканов начинает петь тему из Второй части Четвертой симфонии Чайковского. Пение ритмично, безэмоционально] Чайковский бы так никогда не сыграл.

Я представляю себе, как он сидит вечером дома, с зажженными свечами, укрытый пледом садится за фортепиано и играет эти ноты. [Темирканов снова поет эту тему, теперь ощутимо медленнее, с большей ритмической свободой. Его глаза внезапно становятся грустными, в них почти стоят слезы]. Вот так я думаю Чайковский себя чувствовал в этот момент. Видеть то, что скрывается за нотным текстом, и есть задача дирижера.

Нужно чувствовать музыку. Я иногда спрашиваю музыкантов в оркестре: почему вы всегда играете с одним и тем же выражение лица? Почему? Неужели вы не чувствуете смену настроений в каждой части?

Начало Концерта Рахманинова [Речь о Третьем фортепианном концерте] – это совсем не приятная музыка, это трагическая музыка. А когда я его дирижировал с Ланг Лангом, он пока играл, всё время улыбался. Я ему говорю: еще раз улыбнешься и тебя больше здесь не будет.

— Вы руководите оркестром Санкт-Петербургской филармонии почти тридцать лет и всё еще часто гастролируете с ними. У Вас когда-нибудь было желание работать поменьше или вообще уйти на пенсию?

— Вы знаете хоть одного дирижера, который сам ушел на пенсию? И, Вы знаете, чем ты старше, тем лучше дирижируешь. [Смеется.] Когда я работаю, то чувствую себя лучше.

— Несколько лет назад цитировалось Ваше высказывание о том, что Вы не верите, что женщины могут хорошо дирижировать. Это вызвало споры и породило протесты. Просто для порядка: что Вы думаете о женщинах за дирижерским пультом?

— Да, женщины могут быть дирижерами. И я не против того, чтобы они дирижировали. Но мне просто не нравится. Есть женщины, которые занимаются боксом или штангу поднимают – они могут. Но мне смотреть на это не нравится. Это вопрос моего вкуса. У нас же у всех разные вкусы. Я, например, рыбу не люблю.

Тим Смит, "Балтимор Сан"
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Андрей Шаврей: Мацуев, Темирканов и «оркестр Мравинского» в «Дзинтари»
http://www.lsm.lv/ru/statja/za-efirom/andrey-shavrey-macuev-temirkanov-i-orkestr-mravinskogo-v-dzintari.a191510/

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Путешествие аристократов

Четвертого марта в Карнеги-холл состоится концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.

http://www.vnovomsvete.com/articles/2017/02/02/puteshestvie-aristokratov.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 458
 Самое прекрасное в работе дирижера - участвовать в процессе создания музыки и вовлекать в него оркестр. Об этом рассказал в интервью ТАСС главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Темирканов. 4 марта старейший оркестр России под руководством маэстро выступит с концертом в нью-йоркском Carnegie Hall, который пройдет в рамках ежегодного фестиваля "Вишневый сад".

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kultura/4070525

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
"Дворжак и...". Концерт ЗКР под управлением Ю.Х.Темирканова
http://evg-ponomarev.livejournal.com/124621.html

4 июня
Большой зал филармонии
Фестиваль "Музыкальная коллекция"

Фестивальная программа филармонического оркестра, подготовленная главным дирижером, вызвала большой интерес публики. С одной стороны, яркие и пользующиеся народной любовью имена композиторов: Чайковский, Рахманинов, Дворжак. С другой стороны, увертюра Чайковского "Ромео и Джульетта", открывавшая концерт, была единственным широко известным музыкальным текстом. Далее шли три народные песни, переложенные Рахманиновым для хора и оркестра, и 9 симфония Дворжака ("Из Нового света"), исполняющиеся не часто.

Идея концерта значительна: связь русской классики с музыкой славянских композиторов XIX столетия - важный исторический предмет, напоминающий нам о том, какое значение имела русская культура чуть более века назад в сознании пробуждающейся славянской Восточной Европы. Особенно важный в наши дни, когда разговоры о патриотизме часто заходят куда-то не туда. В таком, культурном патриотизме не вижу ничего одиозного. Например, слушая однажды в Венском Музикферайн программу произведений Яна Сибелиуса, я заметил, что в концепции концерта прослеживается очевидный акцент на венскую школу и венские влияния в творчестве великого финского композитора (особенно если почитать по-венски обстоятельную программку). И подумал о том, что у нас ничего подобного не делают - а ведь Сибелиус связан с русской музыкой не менее, чем с австрийской. Не говоря уж о том, что до 1918 года Сибелиус был подданным Российской империи и Петербург посещал (пусть и не так обстоятельно, как Вену). Концерт Темирканова в какой-то мере можно расценить как выделение русской традиции в творчестве Дворжака, хотя великий чех в названии концерта вежливо поставлен на первое место.

Чайковский прозвучал не идеально. Во-первых, оркестр показался еще не разогретым, во-вторых, я люблю несколько иное акцентирование в увертюре "Ромео и Джульетта". Однако профессионализм и поэтичность медленных лирических частей не вызывают сомнений. Затем большой сводный хор (состоявший из Петербургского камерного хора, Концертного хора Санкт-Петербурга, и хора студентов Петербургской консерватории) исполнил очень интересное произведение Рахманинова - Три русские песни для хора и оркестра, в котором хор, по сути, заменяет солиста. Произведение это создано в 1926 году. Т.е. в самом начале эмиграции, когда русская народная песня, с одной стороны, стала в Европе важным культурным брендом, с другой - подчеркивала самобытность русского музыкального искусства (только что была основана Русская консерватория в Париже, отдельная от Парижской) и, наконец, помогала выживать тысячам эмигрантов. Три разных по настроению и тематике песни, исполненные хором под оркестр, перестают быть личным переживанием (несмотря на громко звучащее "я" певца и действующего лица) и обретают грандиозность излияний общенародной души. Этот трагизм, заложенный в музыкальном подтексте, был замечательно передан на концерте.

Не претендую на то, что понял идею концерта верно - поскольку исполненная во втором отделении самая известная симфония Дворжака (девятая) вдохновлена путешествием в Америку. Впрочем, общепринято лишь то, что в симфонии широко использована народная музыка. А вот богемская или негритянский спиричуэл - в этом комментаторы основательно расходятся. Можно, наверное, уловить и русскую традицию в этой симфонии, и конкретно Чайковского. Как бы там ни было с влияниями, Дворжака Темирканов исполнил блестяще. Первая часть (Adagio) прошла мощно и энергично, напомнив о музыке "Ромео и Джульетты". Вторая медленная песенная часть (Largo) заворожила. В третьей части стало ясно, что дирижер доволен своим оркестром: под танцевальные мотивы Темирканов произвел несколько балетных движений кистью - давно ставших фирменным стилем дирижера. Финальная часть (Allego con fuoco) соединила части мира воедино (в ней повторяются мелодии из трех первых частей) и поставила такую точку, после которой возможна только овация без каких бы то ни было бисов.