Автор Тема: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)  (Прочитано 9317 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 533
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #50 : Июнь 27, 2017, 17:02:43 »
Татьяна Николаева
вчера в 2:42
Действия
"Набукко", 25.06.2017, Мариинский театр (Новая сцена).
https://vk.com/wall1573216_1370

"Набукко", который был прекрасен, или цветы для Ферруччо Фурланетто )))

Сегодня я отчетливо, всей сущностью своей поняла, что Верди особенный. Его обвиняют и обвиняли много в чём, можно вспомнить, например, укор Чайковского в потворстве "эстетической нетребовательности массы итальянской публики", обвинения критиков в излишней серьезности и пафосности и много какие еще глупости. Так вот, это всё неправда :)

Верди - потрясающий композитор, который как никто другой, умеет обратиться к сущности человеческой души. Найти там и великое, и мелкое. И показать разницу между одним и другим. И показать конфликт - не только между людьми, но и внутри человека... Собственно, на все эти размышления меня натолкнули сегодняшние "Адриана Лекуврер" и "Набукко". Слишком отчетливо проявилась разница между двумя композиторами - беспомощность одного и яркая мощь другого.

Изумительный "Набукко", когда не в чем упрекнуть :) Нерв и дрожь оперы - Абигайль Татьяны Сержан. Это... это... это надо слышать! А кто слышал - тот не забудет. Замечательный Роман Бурденко - Набукко, вокально - очень здорово, артистически чуть не хватает - но это будет и уже рядом, уверена. Понравился и Сергей Скороходов - я его просто люблю, он ни разу не разочаровал меня. И, наконец, Ферруччо Фурланетто. Да, к безумному сожалению, есть возрастные изменения голоса, и это неотменимо. Но несгибаемая воля и ярость первосвященника Захарии - они при нём, в его голосе, и это дает всей опере для меня силу и объем. Чудесный хор, чудесный оркестр - сегодня сложилось почти всё.

P.S. Опять поняла, что больше всего люблю концертные исполнения - когда между тобой, музыкой и исполнителями не стоит режиссер и можно просто воспринимать, впитывать живую энергию музыки, ни на что не отвлекаясь.
P.P.S. Соло на виолончели, как мне показалось, исполнял сегодня Олег Сендецкий, а не Антон Гаккель, как указано в программке.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 533
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #51 : Июнь 29, 2017, 22:43:54 »
Галина Никольская
15 июн в 11:04
https://vk.com/wall30742595_2617

Вчера в Концертном зале Мариинки начался наш трёхдневный марафон - прослушивание оперы Рихарда Вагнера " Тристан и Изольда",вчера прослушали первый акт.Очень было любопытно послушать оперную диву Хайди Мелтон,исполнительницу Изольды!Великая женщина во всех смыслах!Поет просто превосходно,легко,звонко,красиво!Влюбила в себя весь зал!Евгений Никитин выглядит,как настоящий викинг,а исполнил роль Курвенала,слуги Тристана.Очень проникновенно прозвучала песня молодого моряка в исполнении Дмитрия Воропаева без оркестрового сопровождения.В опере мало действия,но много показано душевных переживаний главных героев.Оркестр играл изумительно,практически без шумовых ярких эффектов,вязко и томительно,но в то же время создавал эффект нарастания трагической развязки.Сегодня марафон продолжится!

Галина Никольская
16 июн в 12:51
https://vk.com/wall30742595_2618
Вчера марафон продолжился II актом оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда".Много раз с большим удовольствием слышала выступления немецкого баса Рене Папе по телевизору,а вчера он выступил в роли короля Марка и я его услышала живьём!Это было нечто!Ни одна запись не передает живое бархатное обволакивающее звучание благороднейшего голоса!Я влюбилась окончательно в этот талант!А как он драматически сыграл короля,то упрекал Тристана,то он жалел его!Кумир вечера однозначно стал Рене Папе,все остальные,несмотря на то,что практически весь акт Тристан и Изольда предавались любовным излияниям,не смогли затмить вокальную партию Рене Папе,он прозвучал великолепно!Это любовь с первого взгляда,причем сразу у всего зрительного зала!Потрясающий голос! Браво! Сегодня опять увидим и услышим этот божественный вокал!Ура!Все в Мариинку!

Галина Никольская
17 июн в 10:08
https://vk.com/wall30742595_2621

Вчера закончился наш марафон оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" трагическим III актом.Почему всё хорошее так быстро заканчивается?!!Вот и надеждам на долгую и счастливую жизнь Тристана и Изольды не суждено было сбыться,слишком они поторопились уйти из этой жизни,а ведь король Марк хотел уже благословить их брак!Ах,молодость,молодость,торопыги нетерпеливые!Все исполнители были хороши и убедительны! Михаил Векуа пел нежно и печально,что очень необычно для него! Поразил! Хайди Мелтон была неистова и горяча! Очень жаль,что у Рене Папе была слишком маленькая партия,его хотелось слушать и слушать!

Оркестр играл потрясающе!Недалеко от нас в бельэтаже сидел музыкант Виктор Ухалин или Илья Ильин и играл на английском рожке и для одного музыканта сидел персональный дирижер.Английский рожок звучал очень красиво,печально и щемяще!"Тристан и Изольда" в концертном исполнении - самое потрясающее событие фестиваля "Звёзды белых ночей"! Браво всем!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 533
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #52 : Июнь 29, 2017, 22:44:28 »
Галина Никольская
26 июн в 13:50
https://vk.com/wall30742595_2647

25 июня на сцене Мариинки давали оперу Джузеппе Верди "Набукко" в концертном исполнении в звёздном составе - Роман Бурденко - Набукко,Сергей Скороходов - Измаил,Ферруччо Фурланетто - Захария,Татьяна Сержан - Абигайль!И это было фееричное исполнение,баритон,тенор,бас и сопрано звучали в высшей степени безукоризненно,превосходно и очень красиво!Моя любимая Татьяна Сержан,как за её дебют волновались все поклонники,всю партию провела на высшем уровне,накал страсти за борьбу за трон с Набукко пожирал её саму,в сцене приема яда даже стало жаль её,вероломную!Вот оно обаяние певицы! Оркестр под руководством Валерия Гергиева играл отлично!Но особенно потрясающе звучал хор,умеют же черти пробить до слёз!Это был незабываемый вечер по эмоциям!Зал встал и в едином порыве несколько минут аплодировали и кричали браво!Очень сильное и достойное исполнение!В ложе был замечен замечательный тенор Нажмиддин Мавлянов после дневной оперы "Адрианы Лекуврёр".
Che mai sento!

Оффлайн prism

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 51
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #53 : Июнь 30, 2017, 12:04:18 »
Евгений Пономарев
"Набукко" в концертном исполнении
25 июня
Новая сцена Мариинского театра
http://evg-ponomarev.livejournal.com/126413.html

Опера Верди "Набукко", по-видимому, готовится к новой постановке - концертное исполнение часто предваряет полноценный спектакль. В рамках же фестиваля этот вечер на Новой сцене стал частью цикла из "парадных" исполнений итальянских опер. На каждую партию выбрали лучших в Мариинской опере: центральная партия Абигайль - Татьяна Сержан, заглавная партия Набукко - Роман Бурденко, в последние сезоны поющий баритональные партии на самом высоком уровне. Фенена - Наталья Евстафьева, Измаил - Сергей Скороходов и Захария - Ферруччо Фурланетто (для придания международной значимости).

В первую очередь хочется похвалить оркестр под руководством Валерия Гергиева. Начиная со знаменитой увертюры и продолжая всем оркестровым текстом все было по-настоящему хорошо. Во-вторых, как известно, "Набукко" - хоровая опера. Но Мариинский хор вновь заставляет думать, что в нем завелась какая-то червоточина. Не всегда все звучит идеально, мягко говоря.

С солистами же полный разнобой. Фурланетто в этом сезоне уже нет никакой возможности слушать. Трудно сказать, зачем великий певец так портит в публике память о себе. Почему он не закончил сценическую карьеру два-три года назад? Выдающийся бас уже совсем не бас, о нотах вообще говорить не приходится, поет он очень примерно и, в основном, на харизме. Если это хоть как-то терпимо в драматических партиях (зимой слышал его в Ла Скала королем Филиппом, вспоминая большей частью, как здорово он это пел когда-то), то в партии Захарии выходит что-то мало вразумительное. К концу Фурланетто все больше прячет глаза - смотрит не в зал, а в стоящий перед ним пюпитр - потому что совсем не справляется и это понимает.

Очень хорош Бурденко - Набукко. Пожалуй, несколько смущает его "добрый" тембр (без рычания и властности) в первой половине оперы, но в сценах поругания и обретения веры уже все на месте. Бурденко вообще очень стабильный певец, что не может не радовать.

К сожалению, нельзя сказать этого о Татьяне Сержан. Она в тот вечер пела громко, мощно и несколько крикливо. К счастью, эта певица всегда поет честно и не умеет грамотно халтурить, как многие другие. Поэтому, с одной стороны, Абигайль звучала по-настоящему ("сильно поет", как сказал кто-то в коридоре), а с другой, Абигайль не хватало спокойствия, уверенности и силы - как пела это в лучшие годы Мария Гулегина. Сержан трудно уходить от ее любимого амплуа - благородной жертвы. Когда она жалуется на то, что родилась дочерью рабыни, в интонациях слышится все та же Аида. А для Абигайль это сильнейший диссонанс. Что же касается назализованного и расплывающегося вверху звука, сам будучи несчастным обладателем сезонного аллергического ринита, не могу отделаться от ощущения, что и у Сержан похожие симптомы. Может, мне кажется, но ее зимние выступления всегда удачнее летних.

Наталья Евстафьева спела свою короткую партию, как всегда, аккуратно и грамотно, но на самом верху зазвучало что-то совсем не то - вновь похоже на насморк.

Хорошо пел Скороходов. Из серии итальянских "парадных" спектаклей он, пожалуй, лучший тенор. Он не пытается изображать звезду, а честно стремится выпеть то, что должно. Тембром слегка напоминая молодого Марусина.

Одним словом, слушать было интересно. Но цельного спектакля, как на "Аттиле", не получилось.
« Последнее редактирование: Июль 06, 2017, 19:48:02 от Papataci »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #54 : Июнь 30, 2017, 12:13:39 »
Евг. Пономарев
"Набукко" в концертном исполнении
25 июня
Новая сцена Мариинского театра
http://evg-ponomarev.livejournal.com/126413.html

Опера Верди "Набукко", по-видимому, готовится к новой постановке - концертное исполнение часто предваряет полноценный спектакль.

Этот принцип давно уже не работает в МТ.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 533
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #55 : Июль 02, 2017, 23:51:47 »
Пишет opera_manka (opera_manka)
2017-07-01 10:21:00
http://opera-manka.livejournal.com/27187.html (по ссылке рукопись)

25.06.2017 Набукко (КИ) в Мариинский-2
Набукко – Роман Бурденко
Измаил – Сергей Скороходов
Захария – Ферруччо Фурланетто
Абигайль – Татьяна Сержан
Фенена – Наталья Евстафьева
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

Не везет мне с Набукко – повторилась майская история, опять я слушала оперу в заторможенном состоянии эмоциональной усталости. И в то же время везет мне с Набукко – два неординарных исполнения за два месяца. Снова любимый баритон, а к нему обожаемое сопрано Татьяны Сержан, удивительный Фурланетто, дай бог ему здоровья, звонкий Скороходов, чудесный хор и великий и ужасный Гергиев, благодаря которому вот это все.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #56 : Июль 03, 2017, 05:52:29 »
Оперы без грима

В Санкт-Петербурге проходит XXV Музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей"

Владимир Дудин

Единственная опера Сергея Танеева – музыкальная трилогия «Орестея» – была представлена в Концертном зале Мариинского театра при абсолютном аншлаге. Опера вызвала огромный интерес не только у завсегдатаев, но и у научного сообщества Петербурга. За эту неисполняемую оперу взялся американский дирижер Леон Ботстайн.

http://www.ng.ru/culture/2017-07-03/6_7020_opera.html

===================================

Дудин, как всегда, со своими натяжками и обобщениями.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #57 : Июль 03, 2017, 19:08:51 »
Джанандреа Нозеда объявил об отмене своих выступлений по состоянию здоровья

5 июля вместо объявленного ранее концерта «Бетховен», где в качестве дирижера должен был выступить Джанандреа Нозеда, в Концертном зале Мариинского театра прозвучит Симфония № 8 Антона Брукнера в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Замена программы связана с состоянием здоровья Джанандреа Нозеды и необходимостью реабилитации после перенесенной им операции.

Программа «Бетховен» (Концерт для фортепиано с оркестром № 1 и Симфония № 3 («Героическая»)) прозвучит в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Джанандреа Нозеды в один из ближайших сезонов Мариинского театра.

«Я с сожалением вынужден отменить все свои выступления до середины августа, среди который были запланированы концерты на музыкальном фестивале «Звезды белых ночей», музыкальном фестивале в Вербье, Фестивале Равиния в Чикаго и «Mostly Mozart» фестивале в Нью-Йорке. С нетерпением жду возвращения на эти музыкальные форумы в ближайшие сезоны. Я благодарен всем коллегам и друзьям, за любовь и поддержку, которые я получил со всех концов света. Желаю всем чудесного музыкального лета и надеюсь в самом скором времени вновь присоединиться к вам» – говорится в сообщении Джанандреа Нозеды.

https://www.mariinsky.ru/news1/2017/07/03_1
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн prism

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 51
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #58 : Июль 06, 2017, 18:19:38 »
Евгений Пономарёв

Эва-Мария Вестбрук в опере Шостаковича
29 июня
Мариинский театр
Фестиваль "Звезды белых ночей"

http://evg-ponomarev.livejournal.com/127005.html

Замечательная постановка оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" (режиссер - Ирина Молостова, художник - Георгий Цыпин) идет в Мариинском театре не часто: почти за 20 лет, с 1996 года, прошла всего в 17-й раз. Публика не очень любит ходить на такие спектакли. Но в этот раз был аншлаг - возможно, из-за летнего фестиваля; возможно, из-за исполнительницы главной роли.

Эва-Мария Вестбрук первый раз поет в Петербурге. Это едва ли не единственное "новое" в оперной программе фестиваля этого года (и Нетребко, и Доминго - все это было уже в прошлом году). Поет одну из своих коронных партий, поет в городе Шостаковича. В отличие от наших Катерин Измайловых, поет очень аккуратно (собранный такой верх - вместо расхристанного и несдерживаемого у наших) и академично. Русский язык у голландской певицы так себе, на интонацию это, конечно, влияет. Но в целом получается очень красиво.

Владимир Ванеев в роли Измайлова-старшего играет хорошо, но голосу уже не хватает. На его фоне очень приятно звучит Михаил Кит - один из главных басов Мариинки восьмидесятых - в роли старого каторжника. Тенора (Захожаев, Семишкур) - обычные русские тенора, какие здесь и нужны.

Хорошо бы послушать теперь Эву-Марию Вестбрук в ее вагнеровских партиях. Вот хоть в той же Изольде, например.
« Последнее редактирование: Июль 06, 2017, 19:48:28 от Papataci »

Оффлайн prism

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 51
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #59 : Июль 06, 2017, 18:23:58 »
Макбет в Мариинском театре
02.07.2017
Пишет opera_manka . Есть ссылки на фрагменты.

http://opera-manka.livejournal.com/27635.html

Дирижер – Валерий Гергиев
Макбет – Пласидо Доминго
Банко – Михаил Петренко
Леди Макбет – Екатерина Семенчук
Макдуф – Сергей Скороходов
Малькольм - Андрей Илюшников
Придворная дама - Елена Ушакова
Убийца - Олег Сычев
Врач - Григорий Карасёв

Сомнений, стоит ли идти на этот Макбет, почти не было. Легендарный певец, если и не поразит вокально, то своим присутствием наверняка поднимет градус, воодушевив и коллег, и публику. Да и возможность послушать в роли Леди Екатерину Семенчук интриговала сама по себе.

Доминго для Макбета звучал слишком тенором, за некоторыми исключениями моим консервативным ушам приходилось подстраиваться. С другой стороны, голос звучал ярко и энергично, о возрасте напоминала разве что походка. Так что списывать "дедушку" рано, глядишь и в следующий футбольный год чем-нибудь нас порадует. А еще публика получила бонус в финале - арию смертельно раненного Макбета "Mal per me che m'affidai" из редакции 1847 года, которую раньше в этой постановке не пели.

Леди получилась замечательная. Не знаю, пришлось ли певице "химичить" с верхними нотами, но я осталась от ее исполнения в полном восторге. Складывается впечатление, что Семенчук больше удаются главные роли, без соперничества с сопрано (Дидона, Азучена). Прошедший спектакль стал для меня лучшим выступлением певицы из тех, что я слушала на этом фестивале.

Петренко вновь звучал отрешенно, а вот Скороходов-Макдуф порадовал. В целом впечатление осталось сугубо положительное, хотя после Набукко казалось, что уже ничего не сможет зацепить.
« Последнее редактирование: Июль 06, 2017, 19:48:52 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 533
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #60 : Июль 06, 2017, 19:51:44 »
Цитата: Варвара Синцова

http://iz.ru/node/615300

...Для выступления в роли дирижера Пласидо Доминго выбрал «Трубадура». Резонно было предположить, что в Мариинском театре, который показывает эту сверхпопулярную оперу на новой сцене в невыносимо банальной постановке Пьера Луиджи Пицци, к спектаклю отнесутся как к имиджевому событию и предоставят в распоряжение маэстро Доминго лучших вокалистов. Этот прогноз оправдался отчасти. Великолепна была Екатерина Семенчук в роли Азучены, Алексей Марков сдержанно и элегантно спел Графа ди Луну, полезным профессионалом показал себя Ованес Айвазян в партии Манрико. А вот в карьере Ирины Чуриловой, исполнявшей Леонору, это был не лучший вечер.

У певицы от природы красивый голос, но либо волнение, либо усталость от напряженного сезона (она делит свое время между Мариинским и Новосибирским театрами) привели к тому, что для нее роль превратилась в непрерывное сражение с вокальными трудностями. И если в отдельных сценах появлялась надежда, что сражение закончится вничью, то ближе к финалу стало окончательно ясно, что вокальные трудности одержали полную победу. Маэстро за пультом проявлял терпение и такт, помогая солистке собраться и прийти в себя после пропущенных музыкальных фраз. Впрочем, зрители, попавшие на эту «выставку достижений оперного хозяйства», в конечном счете не сильно огорчились и по завершении спектакля не скупились на проявления благодарности.

Я ещё понимаю, что на ЗБН приглашают Доминго - это имя, а зачем Гергиев всё время приглашает Чурилову? Не лучше ли ей давать побольше отдыхать и не заставлять мотаться лишний раз в Спб?? Описанное в статье вообще-то позор. Не говоря о том, что я не слышала у этой певицы какого-то выдающегося вокала и в тех спектаклях, где она не путалась в партии (это Мими и Маргарита).
Che mai sento!

Оффлайн prism

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 51
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #61 : Июль 07, 2017, 20:40:08 »
Пишет Евг. Пономарев
http://evg-ponomarev.livejournal.com/127325.html

Балет "Ярославна. Затмение"
Стиль оформления и хореографии - в прямом противоречии с музыкой балета

Пусть лучше ставит Эйфман, чем эпигон Эйфмана

1 июля, второй спектакль премьеры (первый - 30 июня)
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"

Владимиру Варнаве доверили поставить большой балет. Балет Бориса Тищенко "Ярославна", балет с историей. В семидесятые в Малом оперном театре, рассказывают, он потрясал культурный Ленинград грандиозным симфонизмом в сочетании с непривычными для балета хорами, талантливой хореографией Олега Виноградова, режиссурой Юрия Любимова, но главное - идеологическим поворотом сюжета. Изучавшееся в школе "Слово о полку Игореве" было "нашим всем" из области древней литературы, свидетельством культурного величия Древней Руси и одновременно демонстрацией древнерусского патриотизма. Усомниться в героичности князя Игоря, как это сделал Тищенко, было в среде композиторов и театральных работников равносильно научному скепсису А.А.Зимина, последовательно доказывавшего неподлинность "Слова". Вот такой полудиссидентский балет пошел в 1974 году в советском Ленинграде. Антивоенный и антимилитаристский (что тогда вполне укладывалось в рамки официальной пропаганды - это, надо думать, и спасло его от запрета), но и призывающий думать, чувствовать, понимать свою культуру и историю.

Можно представить, какого эффекта можно было бы добиться сегодня этой премьерой, если бы ее не поручили Владимиру Варнаве и его команде, из которой особо выделяется Галя Солодовникова, автор декораций и костюмов. Из грандиозного переосмысления древней истории, задуманной Борисом Тищенко - композитором невероятно серьезным, увлеченным Бетховеном и Шостаковичем, Солодовникова сделала банальное и типовое фэнтези. На стенах древнего Путивля стоят люди в костюмах и прическах древнего Китая. Войско Игоря напоминает солдат из "Звездных войн". Сам Игорь одет в костюм супергероя, слегка стилизованный под древность. Половцы - это такие полулюди-полузвери, которые устраивают звериные оргии и почти что сатанинские обряды.

Возможно, в сознании не слишком образованного молодого и успешного дизайнера (российское образование в наши годы все меньше задумывается об обшей культуре человека, экономя на каждом часе общего образования, ограничиваясь исключительно "специальностью"), не способного понять ни "Слово", ни вообще азы русской культуры (очень характерная вещь: из церковно-славянских букв Галя Солодовникова сделала какие-то бессмысленные иероглифы), - это единственный знакомый художественный язык: язык голливудского фильма. Но стиль начинает диктовать значения, и вся идея балета - благодаря бессмыслице художественных решений - превращается в свою противоположность. Конечно же, плохих парней, сатанистов и извращенцев, нужно замочить в сортире как можно быстрее. Дружина Игоря и сам князь - олицетворение светлых сил. Только какие-то они гламурные, расслабленные и туповатые - ведутся на разводку хана Кончака (тоже, кстати, гламурного - руководит зверолюдьми очень умный и цивилизованный злодей, эксплуатирующий их дремучесть). В этом контексте совершенно не ясно, почему княгиня в конце настоятельно рекомендует опустить руки, поднятые в воинском приветствии (оно почти нацистское, только вместо правой руки вперед вытягивается левая). Почему нужно закончить эту священную войну?

Художественное оформление убило балет "Ярославна" уже в момент первого поднятия занавеса. Потому что Тищенко - композитор-интеллектуал. В процессе создания балета он многократно консультировался с сотрудником Пушкинского дома О.В.Твороговым, выдающимся ученым, тонким и глубоким филологом, крупнейшим специалистом по "Слову" (это, кстати, отражено в программке). Он стремился положить оригинальный текст "Слова" на хоровую и оркестровую музыку так, чтобы не потерять те значения, которые могут быть прочитаны в древнем памятнике. И это только один пример настоящей культуры композитора. Оформление Солодовниковой создает культурный диссонанс музыке Тищенко. Кажется, что глубокая и интеллектуальная музыка должна звучать отдельно, а видеоряд идти отдельно. Музыкальный текст балета чрезвычайно сложен, но Владимир Варнава, как и Солодовникова, его не слышит - он (в большом интервью, напечатанном в программке) предлагает нам полюбоваться сложными значками партитуры (страничка партитуры прилагается в виде фото).

Я не случайно начал с Солодовниковой, а не с Варнавы. Владимир Варнава - не просто вторичный хореограф, он хореограф-симулякр. В этом отношении кажется символическим его пятилетняя работа в Карельском балете у Кирилла Симонова. Симонов, кто не помнит, начал свою карьеру хореографа с того, что вписал отдельные танцевальные движения в мощные декорации шемякинского "Щелкунчика". Здесь мы видим то же самое: оформление балета намного мощнее самого балета, оно диктует определенные танцевальные (заведомо не пишу: хореографические) решения. Художественное мышление Варнавы близко мышлению Солодовниковой. В нем нет цельности, оно представляет собой надерганные из разных систем элементы. Преобладает среди систем-доноров балет Эйфмана (с самого начала - массовка поворачивает огромный меч, превращая его в крест - и до самого конца: Ярославна внутри колеса-солнца, Ярославна ходит между воинов и опускает им руки). К нему добавлено немножко Баланчина (вся сцена банкета-тризны с тремя эротичными наложницами списана с "Блудного сына"), немножко Григоровича (вариация Игоря во главе войска - местами точная копия начальной вариации Красса из "Спартака") и совсем немножко Фокина (без этого никак нельзя в половецком стане). Это не цитация, это именно симулякр. Если убрать из балета Варнавы все цитаты, не останется совершенно ничего.

Со стилистикой Эйфмана связаны и лучшие моменты балета. Это чисто танцевальная вариация Дива (если бы он только не носил дурацкий костюм от Солодовниковой!), делающего какие-то нечеловеские движения и наподобие змея подлезающего из-за спины к главным героям, - в конце первого акта. И работа Ярославны внутри колеса-солнца в середине третьего акта. Впрочем, если бы я более-менее следил за творчеством Эйфмана, возможно, я бы и тут легко нашел заимствования, не исключаю. С Эйфманом связана и главная проблема балета "Ярославна". Это его небалетность. Эйфман очень любит "работу с вещами", вроде большого меча или большого колеса. Размещаешь танцовщиков рядом или внутри, прицепляешь танцовщика к вещи - и взаимодействие танцора с вещью замещает танец. За Ярославну танцует колесо. Если в так называемом балете Эйфмана (на мой взгляд, он ближе пластическому театру, вроде "Дерева", нежели балету) собственно танца - процентов десять, то в балете Варнавы - еще меньше. Это проект для Винзавода или Эрарты, но не для балетной труппы Мариинки.

Я понимаю, что Валерию Гергиеву очень хочется исполнить музыку Бориса Тищенко - не просто исполнить, а сделать спектакль. Это можно только приветствовать. Но нельзя допускать на сцене великого театра (пусть и Новой сцене) такой, простите, детский сад. Почему бы не сделать так, как Мариинка обычно поступает в последние годы, - не восстановить легендарный балет? Тем более, что хореограф жив и, наверное, хорошо свой балет помнит. На худой конец, пусть лучше ставит Эйфман, чем эпигон Эйфмана. Ощущение самого тупого троллинга (или, как говорят в сетевой среде, хейтинга - от глагола hate) по отношению к музыке Тищенко, "Слову о полку" и русской культуре в целом не отпускает от начала до конца.

Только сейчас мы начинаем понимать, как кипела культурная жизнь застойного Ленинграда. Насколько интеллектуальны и глубоки, по сравнению с сегодняшним застоем, были композиторы, хореографы, режиссеры того времени. Для моего поколения это откровение - ведь мы на заре юности выдели в культуре застойного времени исключительно пошлость (там ее было действительно немало), да еще и пропитанную идеологией. Пожалуй, это и есть главное культурологическое впечатление, вынесенное мною с балета "Ярославна".

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #62 : Июль 12, 2017, 00:07:37 »
Ночи поющие

Гюляра Садых-заде

В этом году в программе фестиваля почти не было приглашенных оркестров и на удивление мало громких дирижерских имен.

https://m.vedomosti.ru/newspaper/articles/2017/07/11/720689-nochi-poyuschie
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн prism

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 51
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #63 : Июль 16, 2017, 20:32:56 »
Дон Жуан в Мариинском театре, 12.07.2017

Пишет opera_manka
http://opera-manka.livejournal.com/27744.html

Дирижер – Даррелл Анг
Дон Жуан – Евгений Никитин
Лепорелло – Михаил Петренко
Командор – Дмитрий Григорьев
Донна Анна – Альбина ШагимуратоваВиктория Ястребова
Дон Оттавио – Евгений Ахмедов
Донна Эльвира – Млада Худолей
Церлина – Виолетта Лукьяненко
Мазетто – Олег Сычёв
Исчезновение Шагимуратовой из состава огорчило, появление на замену Ястребовой заставило приуныть, но не на столько, чтобы отказаться от похода на мариинского Дон Жуана, первого за два года. Потому что Никитин!
Никитинский Дон Жуан на первый взгляд далек от канонического, он груб и прямолинеен, но в главном все тот же – остроумный, циничный, готовый до смерти отстаивать свою любовь к жизни. Сам певец находится сейчас в настолько великолепной форме, что невольно млеешь от шикарного звучания его голоса. Ни разу не слышала Никитина «криминальным», но таким как сейчас последний год-полтора тоже не приходилось. Таким образом, Дон Жуан в этот вечер был. А вот «Дон Жуана» не получилось.
Не скажу ничего плохого про Петренко, чей Лепорелло доставляет немало удовольствия. К сожалению, сил на большие партии у него хватает не всегда, зато актерски отыграно все было замечательно. Без блеска, но вполне добросовестно и на хорошем уровне провели свои партии Лукьяненко, Ахмедов и Сычев. А вот с доннами случилась беда-беда. От Ястребовой и не ожидалось ничего хорошего, но ее Дездемону было хотя бы жалко, а от донны Анны сначала заболело ухо, а потом и голова. Это было мучение, и как бывает в таких случаях, любая ария, кажется, длится бесконечно. Не дождались достойного исполнения и от Худолей. Ее донну Эльвиру сначала было просто не слышно, постепенно стало получше, но все равно очень мало похоже на ожидаемое. Видимо, певица была нездорова, слушать ее, к счастью, не было мучительно, но оставило чувство недоумения – что же это было.
Что было с оркестром, тоже осталось неизвестным, но порадовать и он не смог. Видимо все дело в приглашенном дирижере, который поразил только наличием планшета вместо бумажной партитуры. Электронный гаджет не помог. То ли Анг не нашел общего языка с музыкантами оркестра, то ли электронные ноты не совпали с обычными, то ли еще что-то, но Моцарта не случилось.
Занятно, но при попытке вытащить из записи что-нибудь с Никитиным, снова заболела голова. Надо будет повторить попытку позже.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #64 : Июль 17, 2017, 09:12:06 »
Прилетели, спели, победили

Доминго и другие на фестивале "Звезды белых ночей"

Владимир Дудин

http://www.ng.ru/culture/2017-07-17/6_7030_domingo.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #65 : Июль 17, 2017, 09:16:50 »
Армянского тенора за рубежом представляет дочь всемирно известной Марии Гулегиной

Культурной визитной карточкой Санкт-Петербурга не колеблясь можно назвать основанный 25 лет назад Валерием Гергиевым фестиваль «Звезды белых ночей».

Недавно приглашение на участие получил и солист Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна Ованнес Айвазян.

Узнайте больше на сайте: http://ru.aravot.am/2017/07/16/246037/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 533
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #66 : Июль 19, 2017, 22:54:12 »
Маргарита Федорова
16 июл в 14:47
https://vk.com/wall5284716_66

8.07.2017, Тоска, Мариинский-2
Потенциально весь состав данного спектакля позволял надеяться на «событие» в случае, если солисты будут в форме. Но мой основной интерес был связан с Е. Никитиным, который в родных пенатах поет Скарпиа редко и последний раз исполнял эту роль года полтора назад. Определенную интригу представлял и ангажемент очередной «восходящей звезды дирижирования» (Андреа Баттистони).

Мариинской «Тоске» с дирижерами не очень везет, и приглашение Баттистони каким-то знаковым исключением из этого ряда не стало. Я бы отнесла его к разряду «прохождение практики для пополнения резюме». За пультом он походил на 18-летнего юношу, который, наконец, получил права и сел за руль «Феррари». По манере дирижирования с преобладанием вертикальных движений прямых рук Баттистони напоминал регулировщика дорожного движения. Ему удавалось эффективно выстраивать крещендо (Te Deum в 1 акте), хотя на пике развития он откидывался назад и, закатив глаза, бился в экстазе головой о стенку оркестровой ямы. В то время как оркестр выходил из-под его контроля и бушевал подобно девятому валу разыгравшейся стихии. А вот до психологического дирижирования 2 акта (кабинет Скарпиа), где надо тонко реагировать на игру в кошки-мышки, которую шеф полиции ведет со своими жертвами, молодой маэстро еще не созрел. Фазы напряжения этой садистско-иезуитской игры им не вполне схватывались, и то, чего добивались солисты на сцене, не находило поддержки в часто однообразном и монотонном по динамике оркестре.

Веристская драма – в той же мере музыкальная, сколь и театральная, и в отличие, например, от опер бельканто, в ней либретто как раз «имеет значение». Не случайно в качестве него берется некое достижение драматического театра: в данном случае пьеса В. Сарду «Тоска», в которой блистала Сара Бернар. Сам Пуччини требовал для исполнения оперы «ультрадраматических» певцов: не только обладающих мощным, возносящимся в кульминациях над большим оркестром голосом, но и ярко выразительных сценически. Ведь характеры его героев определенно гиперболизированы: обезумевшая от ревности Тоска, отъявленный негодяй Скарпиа – такой «Яго в квадрате», разве что Каварадосси на их фоне производит впечатление более «нормального» оперного героя – но и у него есть все возможности проявить себя вокально и сценически.

Тоска – одна из коронных партий Марии Гулегиной, и, когда артистка в форме, то показывает в ней мастер-класс: так случилось и в этот раз. Когда в партнерах выступает молодой тенор, то в образе и интонациях ее Тоски появляются какие-то материнские оттенки – как у более опытной и зрелой подруги, что, в общем, логично. Ованес Айвазян произвел более яркое впечатление, чем в «Трубадуре» (конечно, и партия Каварадосси менее протяженная и ресурсозатратная, чем Манрико). Попадаю я на Айвазяна в Мариинском нечасто, но по этим спектаклям представляется, что артист в плане вокала неуклонно прогрессирует и голос его крепнет: «витторию» прогремел так, что эхо потом еще долго гуляло по закоулкам зрительного зала).

Что касается Евгения Никитина, то он превзошел самые нескромные ожидания, оказавшись в настолько великолепной форме, какой я у него последнее время и не припомню (даже в июньском «Тристане» он несколько померк на фоне темброво насыщенного и мощного вокала Рене Папе). Это был эталонный Скарпиа и в отношении голоса, сильного и налитого металлом по всему диапазону, и в плане актерского воплощения. Благодаря Никитину было достигнуто впечатляющее взаимодействие трех уровней (вокального, инструментального и сценического), задуманное композитором в католически великолепном крещендо Te Deum.

Кстати, либретто партии Скарпиа здесь очень показательно с точки зрения внимания веристов не просто к слову, а к фонетической его точности. Образ аспида, который «свил гнездо в сердце Тоски», ужалив ее ядом ревности, создается в том числе и за счет большого количества свистящих-шипящих согласных:
Va, ToSca! Nel tuo cuor S'annida Scarpia!...
È Scarpia che SCioglie a volo
il falco della tua GeloSia.
Quanta promeSSa nel tuo pronto SoSpetto!

Не все певцы обращают на это внимание, а Никитин обратил, и эти свистящие звуки в его исполнении хорошо выделялись. Особенно утрированно он продлевал звук «с» в репликах Va, Tosca («Иди, Тоска») – Va, Tosssca, добиваясь эффекта поистине змеиного шипения. (Замечу, что когда «Тоской» дирижирует ВАГ, то в этом эпизоде он тоже хорошо подыгрывает герою, усиленно свистя и шипя за пультом).

При этом Евгений умудрялся неумолимо усиливать звучание голоса, перекрывая оркестр, который в Te Deum конкурирует с вагнеровским: к большому инструментальному составу добавлены орган и колокола, и когда вступает на форте медная группа, пробить эту толщу невозможно без наличия более крепкого металла в голосе. В вокале Никитина данный металл присутствует, и в кульминационной фразе Tosca, mi fai dimenticare Iddio! («Тоска, ты заставляешь меня забыть Бога!») его голос пробил оркестр подобно стальному молоту (по терминологии Листа – «громко, как только возможно»), а потом «еще громче» вступил в общую молитву Te aeternum Patrem на пике, так сказать, религиозно-эротического экстаза Скарпии. Справедливости ради скажу, что в свое время Мурзаев, Путилин в Te Deum и мощнее поливали (правда, еще на исторической сцене, в более выигрышных условиях – да Мурзаев и сейчас бы полил, судя по его декабрьскому Риголетто!). Но Никитин одержал над оркестром победу достаточно убедительную, слышно его было хорошо и оркестр его голос нигде не «заслонял». Он и визуально хорошо показал, как Скарпиа входит в раж, все чаще отирая платком совсем по-настоящему выступавший на лице пот.

Этот эпизод в мариинской постановке «Тоски» очень хорошо продуман: внутреннее пространство собора Сант-Андреа-делла-Валле постепенно наполняется группами прихожан и священнослужителей в пышном церковном облачении. В то время как Скарпиа распаляется под влиянием греховных мыслей, монахини возле него падают ниц в религиозном порыве. После переноса на новую сцену спектакль, к сожалению, лишился чудесного тембра органа исторической Мариинки. Зато в недавнем прошлом приобрел звучание аутентичных итальянских колоколов. Исторический факт: Пуччини всеми способами стремился передать в опере атмосферу Рима начала XIX века и воссоздал подлинное звучание колоколов собора Святого Петра, консультируясь с одним из служителей этого храма. Удачное приобретение театра – колокола Fratelli Pagani, старинной фирмы, которой почти полтысячи лет. Они расположены в разных частях закулисного пространства и светлыми яркими тембрами тоже работают на создание нужной атмосферы. (Светлые колокольные тембры и высокие голоса так же характерны для католического богослужения, как темный густой звон и басы-профундо – для православного и, конечно, те старинные русские колокола, которые в театре используются, например, в сцене коронации Бориса Годунова, в «Тоске» были бы инородным телом.)

Во втором действии основным выразительным средством у Скарпиа-Никитина стала драматическая игра. Здесь у него множество оригинальных находок, которых не перечислить, особенно интересно обыграны моменты, когда его герой по сюжету молча наблюдает за своими жертвами. Хотя с Тоской Марии Гулегиной это был поединок равных по силам партнеров, а не упомянутая уже игра кошки с беспомощной мышкой. Так что спектакль получился безусловно фестивального уровня, еще бы более утонченно-изощренного дирижера и ХРОМАЮЩЕГО тюремщика (почему тюремщик перестал хромать? – Т. Абдикеев всегда хромал, и когда он, хромая, медленно пересекал сцену, уже одно это создавало мрачное настроение перед казнью Каварадосси).
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 039
Re: XXV фестиваль "Звёзды белых ночей" (2017 год)
« Ответ #67 : Сентябрь 03, 2017, 11:54:42 »
https://evg-ponomarev.livejournal.com/127491.html
4 июля
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"

Фестиваль этого года активно эксплуатирует успешные проекты прошлого. Вновь Доминго спел баритоном - на сей раз Макбета. Вновь Доминго стал за пульт Мариинской оперы.
Пласидо Доминго - хороший и опытный дирижер. Много лет он с успехом дирижировал в Вашингтонской опере (Джон Кеннеди Центр), где мне довелось в 2000 году прослушать "Трубадура" под его управлением. Однако оперу делает не только дирижер, но и солисты. Прошлым летом для "Травиаты" специально пригласили Ольгу Перетятько. В этот раз никого не пригласили. Более того, Екатерина Семенчук (Азучена) была заметно утомлена "Макбетом", которого 2 июля пела вместе с Доминго. Алексей Марков в партии графа ди Луна почему-то постоянно хрипит. Дальше - еще хуже. Ирина Чурилова - совершенно невозможная Леонора: половина нот просто осталась непропетой; арии и дуэт проходят под девизом "спою, что смогу". Ованес Айвазян в партии Манрико оставляет такое же впечатление.

Едва дождавшись антракта, сбежал. Заполненный почти до отказа зал реагировал совершенно иначе. Доминго - живая легенда, люди пришли посмотреть на великого артиста - пусть и за оркестровым пультом. А когда заранее наполнен восторгами, готов восторгаться и Ириной Чуриловой и уставшей Семенчук.