Автор Тема: дирижёры Юровские: братья - Владимир (р.1972) и Дмитрий (р.1979) и их отец - Михаил (р.1945)  (Прочитано 86748 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 458
Я  была, да. меня лично это  рассказ утомил. Потому что он был невероятно долгим. Больше, чем полтора часа, мне кажется, что минимум 1. 45, потому что антракт начался в 21.00. Уж музыку просто хотелось послушать.
Мне кажется, что В. Юровский не очень интересный рассказчик. Это ведь какой-то особенный талант, не так уж часто встречающийся. Помню, лет 20 назад я слушала Рождественского, у него получалось это блестяще. Ну и то, о чём он говорил: это такой не очень интересный разбор технических вещей. Вот я вам скажу, что "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом, но есть там одно место, написанное хореем.  Ну и что? Что это изменит в вашем восприятии текста, особенно, если вы не отличаете ямб от хорея. ну или даже если отличаете. Всё то же самое, но полчаса, ок. Но всё вместе продолжалось 4 часа. Это при том, что сама симфония звучит 1 час 15 минут.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2017-06-16 03:19:00

просвещенная ночь: Вагнер и Малер, ГАСО в КЗЧ, дир. Владимир Юровский

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3607473.html

Уже привычным для середины июня циклом "просветительских концертов", "историй с оркестром", Юровский до сих пор дирижировал полностью сам, а тут из трех запланированных вечеров оставил себе только один, средний: открывалась серия Рождественским -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3603640.html

- закрываться должна Лазаревым. Концепция цикла заранее казалась несколько формалистской, умозрительной: прежде серии были тематические, а вечера нынешней составлялись на основе программ, некогда в давнем прошлом уже исполненных легендарными дирижерами, Рождественский и Лазарев не сговариваясь (как отметил Юровский) выбрали программы Кусевицкого, на себя же Юровский взял программу Малера, прозвучавшую 7 октября 1909 года в Амстердаме. Программа тоже по сегодняшним понятиям нестандартная, состоящая из короткого вступления к "Нюрнбергским мейстерзингерам" Вагнера и монументальной Седьмой симфонии Малера. Причем то и другое Юровский с ГАСО уже играл, увертюру прям-таки в текущем сезоне, правда, в самом его начале, а симфонию в позапрошлом году.

Взяв слово, Юровский первым делом прокомментировал именно структуру программы, с точки зрения наших дней и, предположительно, по версии самого Малера. Признался, что Седьмая среди симфонией Малера им наиболее любима, о чем можно было догадаться, раз он берется за нее с такой частотой при всех творческих и организационных сложностях, с ней связанных; но его пристрастие будто бы мало кто разделяет, что все-таки неверно - Седьмую симфонию включают в концерты нечасто, но и не реже большинства крупных и особенно поздних симфоний Малера, Шестой или Восьмой, да и Вторая или Третья едва ли намного популярнее; на музыку Седьмой симфонии ставятся балетные спектакли; она используется для оформления драматических постановок; в общем, преувеличивать эксклюзивность нынешнего факта ее исполнения не стоит, эксклюзивность вечера совершенно в другом.

О симфонии Юровский рассказывал дольше, чем она звучит - а звучит Седьмая симфония минимум час пятнадцать, иной раз и час двадцать, в зависимости от дирижера. Упомянув, что Малер терпеть не мог давать своим симфоническим опусам литературные, "сюжетные" программы, завернул, опираясь на партитуру, исследуя тематический материал, отмечая использования редких и новых для эпохи композитора инструментов, такую "повесть", целый "роман" где и "весла плещутся о воду", и "олень с криком продирается сквозь чащу", и "войско шло всю ночь, а к утру повстречало стадо коров". Но коль скоро в задачи Юровского входило представить Седьмую симфонию Малера как "роман", справился он с ней блистательно - не берусь судить о музыковедческой стороне вопроса, но как беллетристу и в разговорном жанре нет равных Владимиру Михайловичу отнюдь не среди дирижеров исключительно. При этом он не боится употреблять специальных музыкальных терминов, не скатывается в профанацию, хотя находит место и для иронии, виртуозно пользуется постструктуралистской методологией, приемами деконструкции, а огромный объем информации доносит внятно, на серьезном содержательном уровне, и вместе с тем ненавязчиво, с невероятным, просто небывалым, уникальным ораторским тактом. Поэтому при некотором внешнем сходстве его пространного спича местами с "лекциями" какого-нибудь М.Казиника, а то и отклонением в "астрал" сродни Роксане Сац или Светлане Виноградовой, при том что с формулировками по поводу заимствований кинокомпозиторами Голливуда малеровских приемов типа "Малер писал музыку, когда еще и немого кино не существовало" (смотря какую музыку - эру кино Малер вполне застал), невольно вызывающими в памяти сакраментальное высказывание Жанны Дозорцевой "к сожалению, Моцарт до взятия Бастилии не дожил", по сути представленный Юровским "роман" оказывается принципиально иным культурным явлением, аналога, пожалуй, не имеющим, я, во всяком случае, не подберу.

А как органично вписываются в его рассказ оркестровые фрагменты, иллюстрирующие те или иные тезисы крошечными, вплоть до одного единственного аккорда или интервала, кусочками из гигантского симфонического полотна, анонсированного в полном виде на второе отделение - это просто ж дух захватывает! Конечно, при всем том без малого два часа кряду, а первое, "просветительское" отделение шло примерно столько, сидеть и слушать сколь угодно увлекательное, захватывающее повествование физически тяжело и не всякому по силам, уж я на что тренированный, а притомился. И оркестру, кажется, тоже выпало испытание не из легких - все-таки фрагментарные иллюстрации к просветительскому конферансу и исполнение пусть короткого, на несколько минут, но полноценного симфонического сочинения, как увертюра к "Мейстерзингерам" - слишком разные "форматы", и моментально, на ходу перестроиться - для самого высококлассного коллектива все равно проблемно. Возможно, поэтому, или мне показалось от некоторой усталости, увертюра Вагнера, завершая первое отделение, вышла хуже, чем на октябрьском юбилейном концерте ГАСО в БЗК:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3440254.html

С другой стороны, и увертюра вписывалась отдельной главкой, скорее даже "прологом" (а в программе Малера, на которую Юровский опирался, она шла под конец вечера "эпилогом") в замысленный Юровским "роман".

Пафос Юровского в целом сводился к тому, что Малер вроде как лукавил, называя Седьмую симфонию опусом "светлым", по мнению дирижера центральными, смыслообразующими в симфонии являются написанные ранее три средние части, "ночная музыка", или, если угодно использовать альтернативный вариант перевода с немецкого (Юровскому было угодно), "ночные пьесы", "ночные истории", с аллюзией не только музыкальной к Шуману, но и литературной к Гофману (вот, кстати, и из трех концертов текущего цикла Юровский себе взял второй... - нельзя, чтобы случайно!). Четвертую часть Седьмой симфонии Юровский воспринимает, и он остановился на этом очень подробно, подчеркнул неоднократно, как письмо жене Альме, послание, адресатом оставшемся "непрочитанным", то есть непонятым и во всяком случае не сразу оцененным (Юровского-то поблизости не оказалось, вот и некому было Альму Малер просветить - как не повезло Альме, как повезло нам!). Оптимистический же "дневной" мажор в крайних, необычайно масштабных частях симфонии, первой и финальной, Юровский склонен интерпретировать как показной, "картонный", обращая внимание на подробности партитуры, без комментария непрофессиональным ухом едва ли различимые (вроде растянутой на несколько тактов септиму, нисходящую по динамике звука до пиано). В таком же ключе, с наличием мрачной подоплеки, видится Юровскому, насколько я понял - хотя он говорит про то весьма недвусмысленно, ссылаясь к тому же на Адорно и его замечание о неспособности Малера говорить "да" - и "свет" Седьмой симфонии Малера, и "комизм" вагнеровских "Мейстерзингеров", нарочитый, скрывающий некую универсальную экзистенциальную трагедию человеческого существования. Так ГАСО с Юровским увертюру и сыграли - при том что никому нельзя помешать усмотреть в ней на голубом глазу помпезную мощь и телячий восторг без каких-либо двойных смыслов и обозначенных Юровским подтекстов.

Я до последнего не верил, что концерт пройдет с антрактом - ну явно же незачем делать антракт, если впридачу к симфонии следует всего лишь увертюра, пускай сопровождаемая вступительным словом. В результате к моменту, когда закончилось первое, преимущественно "просветительское" отделение, времени прошло столько, что я уже не мог остаться на второе - торопился с отъездом. И не знаю при таком раскладе - завидовать мне тем, кто вслед за беспрецедентно (я бы сказал - невозможно) емким анализом музыкального материала, его конструкции, скрытых планов, своеобразия выразительных средств на разных уровнях (от тембров, тесситур и нестандартных способов звукоизвлечения до историко-бытового контекста создания опуса, его репетиций, пражской премьеры, исполнения в Амстердаме в рамках той пресловутой "программы", послужившей Юровскому точкой отсчета в реконструкции "романной" фабулы симфонии) сразу вслед за небольшим перерывом пережил и переосмыслил, держа в голове сказанное до того, целиком Седьмую симфонию Малера "еще раз". Труд, полагаю, посильный - но благодарный ли? В любом случае выбора меня Юровский масштабами своего проекта лишил; так-то не привыкать к ним уже, концерты "Войны и мира" стабильно заполночь затягивались, в трех отделениях - ничего, все выжили и до сих пор вспоминают с восхищением, но дорога звала, мне еще и с подскоком торопиться пришлось.

Зато у меня есть возможность, перечитывая заметки по поводу предыдущего исполнения Юровским с ГАСО той же Седьмой симфонии, соотнести их с его свежими комментариями. И по поводу структур концертных программ (в тот раз, не в пример нынешнему, программа строилась ну образцово-классически: первым отделением перед "трудной" симфонией Малера шел шлягерный скрипичный концерт Сибелиуса, солировал Кавакос), и в связи, прежде всего, с неочевидными содержательными пластами, приоткрытыми Юровским сейчас. Полагаю, за пару лет взгляд Юровского на его любимейшую среди малеровских симфонию, интерпретаторский к ней подход не могли поменяться совсем уж радикально, но что я там без подсказок разобрал - это одно дело (однако совпало, надо же!):

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3186936.html

А в свете воспринятого непосредственно на концерте - первом отделении - попытался уже за несколько сотен километров от Москвы послушать в гостиничном номере с ноутбука через интернет запись трансляции: во до чего техника дошла! - да не совсем, что-то не шибко играется трансляция, может потом прорвется. Так и заканчивается сегодня моя персональная "ночная история с оркестром".
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
Дни и ночи просвещения

«Истории с оркестром» от Геннадия Рождественского и Владимира Юровского

В концертном зале имени Чайковского проходит летний цикл просветительских концертов «Истории с оркестром. Дирижеры играют и рассказывают», ставший с момента премьеры в 2014 году одним из самых успешных абонементов Московской филармонии. Со своими программами уже выступили Геннадий Рождественский и Владимир Юровский. Рассказывает Юлия Бедерова.

http://kommersant.ru/doc/3328703
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
С фейсбука:
Абсолютно не могу себе представить, как слушали полуторачасовую лекцию Юровского о 7 симфонии Малера нормальные люди - те, кто никогда раньше не сталкивался с разбором музыкального произведения на уровне где какая тема, как они взаимодействуют и видоизменяются, и почему здесь малая септима, а здесь коровьи колокольчики. Т.е. представить-то могу, я же сидела среди них, но что они из нее вынесли - это вопрос. Нет, конечно, подготовленные заранее с оркестром и иллюстрирующие рассказ музыкальные примеры - это, безусловно, здорово. Но даже я поймала себя на мысли, что когда после всего этого разбора зазвучала, собственно, симфония, почти ничего из сказанного и продемонстрированного ранее мне не вспомнилось. Точнее, я заставляла себя ради эксперимента вспоминать его слова - но исключительно усилием мысли, что в какой-то момент стало очень мешать. В конце концов мне надоело и я все же выключила аналитический мозг - и только после этого смогла, наконец, воспринимать музыку по-настоящему. Как это происходит, если не через мозг, да и я бы не сказала, что через чувства, - описать словами сложно, но пусть здесь будет термин "подсознание" за неимением лучшего. В любом случае, это явно выход из себя и соприкосновение с чем-то большим, чем ты (сквозная тема последних моих постов, да, но пусть сейчас так). Но ведь и чем-то большим, чем структурный каркас, пусть даже нужный самому Малеру и, уж тем более, чем его взаимоотношения с женой.
Владимир Михайлович, разумеется, знает это лучше кого бы то ни было, и в его исполнении этот выход в трансцендентность всегда слышен (никогда не забуду, как он поднял Первую симфонию Рахманинова на такую высоту, какой, прости любимый композитор, там и не было изначально). Вопрос только в том, что и как говорить перед исполнением. И сегодня наш маэстро был немножечко Джейн Остин.


- Едва завершив репетицию, Малер сбежал со сцены, поставил стул прямо напротив Альмы, сел и посмотрел ей в глаза. По большому счету, он написал всю эту огромную симфонию только с одной целью: произвести впечатление на свою жену. Но она, смутившись и отведя глаза, либо не смогла, либо не захотела этого понять...

Я, кстати, не говорю, что мне это не нравится. Просто обычно у меня Джейн Остин отдельно, а симфонии Малера отдельно. Но, с другой стороны, отчего бы и не совместить.
Не удержусь от еще двух цитат, теперь - дословных (предыдущая была все же собирательной, хоть и очень близко к тексту):

- Малер - все-таки существо ночное.

И, наконец:

- Ночь - не время для шуток.
https://www.facebook.com/?ref=tn_tnmn

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Реплика о том же Н. Зимяниной:

...ушла вчера с Седьмой симфонии Малера (после 3-й части). Владимир Юровский полтора часа про нее рассказывал в духе урока музлитературы (с живыми примерами – разные группы демонстрировали свои козырные моменты, заодно и репетнули лишний раз). На саму музыку меня потом уже не хватило. К тому же собственно симфония Малера, начавшаяся в половине десятого, по-моему, все равно прозвучала больше как экзерсисы для ГАСО в образовательных целях. Нет, одной своей волей и дивным жестом такую музыку не поднять. Не знаю, может, там после третьей части случилось чудо, напишите тогда. Юровский красив, но уже слишком красив, не налюбуется собой как лектором.

https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/981723831964665?pnref=story
« Последнее редактирование: Июнь 18, 2017, 17:37:54 от Papataci »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Чай или кофе? Собака или кошка? Юровский или Курентзис?
Один дирижер превращает концертный зал в лекторий, другой — в храм
http://www.colta.ru/articles/music_classic/15171

Автор -- Е.Бирюкова

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Darya Leitstern добавила 4 новых фото — на седьмом небе в Концертный зал им. П.И. Чайковского.
16 июня в 15:12 · Москва ·
https://www.facebook.com/daryaleitstern/posts/1516464735065183?pnref=story

Лучший подарок ever это великий Владимир Михайлович Юровский, в особенности когда он не только дирижирует, но еще и рассказывает! Не люблю прилагательные, но в случае с Юровским их напротив всегда мало. Поскольку он Самый – музыкальный, интеллектуальный, фанатично преданный своему делу, порядочный, благородный, точный – нет ничего важнее Безусловно-Точных-Слов, и он их находит, а главное, эти слова у Юровского не расходятся с делом, потому он еще и последовательный. Больше, чем дирижер, – культурное явление, надежный проводник по музыкальным мирам, просветитель в истинном смысле этого слова. Каждая его идея словно жемчужина, превращающаяся впоследствии в россыпь жемчуга, ибо подхватывается, растет и живет.

А когда Владимир Михайлович выступает в роли лектора, дух захватывает и у неофитов, и у музыковедов. Иные порой упрекают его в необъятности рассказов – но то от увлеченности и колоссального объема знаний, так что завсегдатаи «Историй с оркестром» давно привыкли, тем более что эти эссе, образные, метафоричные, логично выстроены по форме – с педантичным вниманием к деталям и при этом ощущением цельности. Как это было вчера, на концерте его летнего мини-фестиваля по следам программ выдающихся дирижеров прошлого. Юровский выбрал ту, что представлял в Амстердаме в 1909 году Малер – свою же Седьмую симфонию, эту «Песнь ночи», и вагнеровскую увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам», которая, собственно, цитируется в финале симфонии. И после полуторачасовой лекции, надо не забывать, они с оркестром грандиозно сыграли Седьмую – о, каким же волнующим, страшным, фантастичным может быть сон в летнюю ночь, и притом именно в срединном теневом триптихе содержится самая трогательная музыка из всего малеровского наследия.

Я не стану уж своими словами пересказывать подробно вчерашний вечер – всё равно с Владимиром Михайловичем не получится тягаться, тем более – спасибо филармонии – вы можете это самостоятельно увидеть и услышать, что я очень советую:

http://meloman.ru/concert/istoricheskie-programmy-velikih-dirizhyorovbrdirizhiruet-i-rasskazyvaet-jurowski/

Такая любовь, в общем)
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 458
Цитировать
Каждая его идея словно жемчужина, превращающаяся впоследствии в россыпь
жемчуга, ибо подхватывается, растет и живет.
Хотела бы я посмотреть, как жемчужина превращается в россыпь жемчуга. Чудо, наверное. На другой ветке обсуждается, зачем нужны восторженные фанатские статьи.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 867
В концерте фестиваля «Истории с оркестром» Владимир Юровский объяснил и сыграл Седьмую симфонию Малера

Слова оказались красноречивее музыки

Петр Поспелов

Вступительное слово дирижера длилось час сорок минут – такого в нашей концертной практике еще не было.

https://m.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/06/20/695131-vladimir-yurovskii
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Говорит и показывает Владимир Юровский

Надежда Травина, 20.06.2017 в 22:35

http://belcanto.ru/17062001.html
Che mai sento!

Онлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 884
С 1 сентября 2017 Владимир Юровский - еще и главный дирижер Симфонического оркестра Берлинского радио. Выпущен такой вот трейлер к началу сезона:
https://www.facebook.com/rsbOrchester/videos/10155704036784190/

В общем, и так-то мы его нечасто видели-слышали в Москве, а теперь... Ценность каждого его появления возрастает.