Автор Тема: Опера и микрофон  (Прочитано 30902 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Опера и микрофон
« : Ноябрь 02, 2007, 19:19:43 »
Микрофон, на мой взгляд, портит оперные голоса.

Вчера по культуре показывали повтор концерта из Германии (Вийязон, Нетребко, Доминго).

В одном из эпизодов Анна Нетребко отошла от микрофона, стала ходить по сцене и поворачиваться боком к микрофонам. Голос (а, вернее, весь театр) зазвучал совершенно по-иному. Красиво и чисто, хотя местами тихо. Зал зааплодировал. Я тоже как-то зауважал Анну Нетребко и мнение о ней у меня изменилось.

Помню подобный эффект у Абдразакова на Шаляпинском конкурсе этого года в Казани.  Когда певец ходил по сцене и свободно пел - голос звучал просто великолепно. Когда стал петь точно в микрофон - голос сжался и стал звучать неинтересно.

Мне кажется, что хорошие оперные певцы лишь проигрывают, когда поют у микрофона.

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Опера и микрофон
« Ответ #1 : Ноябрь 02, 2007, 21:38:01 »
Гаранс, какой зал?? Это был опен-эйр на огромной открытой площадке, там никакого зала не было и в помине, без грамотной подзвучки в таких местах петь невозможно в принципе.  Нетребко взяла микрофон в руки один раз прикола ради, все остальное время они пели на расстоянии от микрофонов.

« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2007, 21:42:28 от Гайдамак »

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: Опера и микрофон
« Ответ #2 : Ноябрь 02, 2007, 21:41:33 »
...
Помню подобный эффект у Абдразакова на Шаляпинском конкурсе этого года в Казани.  Когда певец ходил по сцене и свободно пел - голос звучал просто великолепно. Когда стал петь точно в микрофон - голос сжался и стал звучать неинтересно.

Интересно. Я слышал, что в этом зале в Казани плохая акустика ...

Trovatore

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #3 : Ноябрь 02, 2007, 21:43:09 »
Есть действительно места, где без микрофона не обойтись. Просто надо не облизывать его, а петь на растоянии.

Оффлайн Гайдамак

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Опера и микрофон
« Ответ #4 : Ноябрь 02, 2007, 23:46:52 »
Концерт на открытом воздухе с несколькими тысячами зрителей определенно к таким местам относится. 

Оффлайн garans

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 833
  • преподаватель (не вокал), любитель пения
Re: Опера и микрофон
« Ответ #5 : Ноябрь 03, 2007, 11:32:37 »
Гаранс, какой зал?? Это был опен-эйр на огромной открытой площадке, там никакого зала не было и в помине, без грамотной подзвучки в таких местах петь невозможно в принципе.  Нетребко взяла микрофон в руки один раз прикола ради, все остальное время они пели на расстоянии от микрофонов.

Залом называют и публику в театре - не важно, на открытом воздухе или в закрытом помещении. Так же как и аудитория - это могут быть все слушатели, включая радиослушателей и телезрителей. Насколько я понимаю.

Не знаю, тот же самый был концерт или другой из той же серии (я склоняюсь к последнему варианту), но впечатление совсем иное.

Когда все оперные певцы поют в микрофон, даже на значительном расстоянии, у них явно слышен разговорный, горловой тембр. Когда они поют "в помещение" - слышен в основном чистый сильный поток звука. Этот-то звук и произвёл на меня большое впечатление, как и на всех зрителей. Поэтому-то я и говорю о вреде микрофонного усиления, которое превращает красивый оперный голос в подобие эстрадно-самодеятельного.

Quasimodo

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #6 : Ноябрь 03, 2007, 11:55:32 »
Гаранс, какой зал?? Это был опен-эйр на огромной открытой площадке, там никакого зала не было и в помине, без грамотной подзвучки в таких местах петь невозможно в принципе.  Нетребко взяла микрофон в руки один раз прикола ради, все остальное время они пели на расстоянии от микрофонов.

Залом называют и публику в театре - не важно, на открытом воздухе или в закрытом помещении. Так же как и аудитория - это могут быть все слушатели, включая радиослушателей и телезрителей. Насколько я понимаю.

Не знаю, тот же самый был концерт или другой из той же серии (я склоняюсь к последнему варианту), но впечатление совсем иное.

Когда все оперные певцы поют в микрофон, даже на значительном расстоянии, у них явно слышен разговорный, горловой тембр. Когда они поют "в помещение" - слышен в основном чистый сильный поток звука. Этот-то звук и произвёл на меня большое впечатление, как и на всех зрителей. Поэтому-то я и говорю о вреде микрофонного усиления, которое превращает красивый оперный голос в подобие эстрадно-самодеятельного.
ну насмешили право, спасибо Вам, гаранс, за поднятое настроение))))

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: Опера и микрофон
« Ответ #7 : Ноябрь 05, 2007, 18:16:40 »
А я категорически против микрофона в опере. Хочется слышать "живой" голос а не усиленный чудо-средствами. а то скоро с привлечением современной техники и из Баскова с Киркоровым Карузо с Тито Гобби сделать можно будет.

Trovatore

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #8 : Ноябрь 05, 2007, 18:33:56 »
А я категорически против микрофона в опере. Хочется слышать "живой" голос а не усиленный чудо-средствами. а то скоро с привлечением современной техники и из Баскова с Киркоровым Карузо с Тито Гобби сделать можно будет.

Никто же и не спорит, что в театре не должно быть микрофона. Просто есть залы с определенной аккустикой, и на открытом воздухе без микрофона не обойтись

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: Опера и микрофон
« Ответ #9 : Ноябрь 05, 2007, 18:46:56 »
Можно вспомнить гастроли Римского оперного театра с Тоской в о Дворце Съездов (кажется в 2003 году). Какой был скандал тогда по поводу микрофонов у артистов! А ведь прославленные были исполнители (Даниелла Десси приезжала). Мне кажется, все это вредит прежде всего имиджу самих артистов.

Trovatore

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #10 : Ноябрь 05, 2007, 18:55:03 »
Можно вспомнить гастроли Римского оперного театра с Тоской в о Дворце Съездов (кажется в 2003 году). Какой был скандал тогда по поводу микрофонов у артистов! А ведь прославленные были исполнители (Даниелла Десси приезжала). Мне кажется, все это вредит прежде всего имиджу самих артистов.

Я в этом зале не был, но то, что я видел по телевизору, позволяет мне сомневаться, что там можно своим голосом зал озвучить, разве что на пол-арии хватит

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: Опера и микрофон
« Ответ #11 : Ноябрь 05, 2007, 19:05:15 »
Я ничьих достоинств не хочу умалять, но может тогда стоило бы отказаться самим артистам выступать в таких условиях, чем давать сам повод для сомнений и дискуссии на эту тему?

Trovatore

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #12 : Ноябрь 05, 2007, 19:17:32 »
Я ничьих достоинств не хочу умалять, но может тогда стоило бы отказаться самим артистам выступать в таких условиях, чем давать сам повод для сомнений и дискуссии на эту тему?

Да ничего в этом зазорного нет, все Open-Air проходят с микрофонами, а если кто-то начал возмущаться, то надо было ему учебники подарить

котдор

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #13 : Ноябрь 07, 2007, 18:28:30 »
все, о чем вы говорите, проблема не микрофона, а негодного звукорежиссера. любая телезапись, например, просто нереальна без микрофона, потому что именно он и снимает звук для записи. просто микрофон не всегда используется для подзвучки, в оперных концертах он просто стоит себе как палочка (или висит под потолком) и туда просто идет звук. для того, чтоб ходить по сцене, вовсе необязательно, чтоб микрофон стоял в одном месте - он может быть в виде так называемой гарнитуры, прикреплен, например, к волосам исполнителя и вы его никогда не увидите, а звук будет или снят, или усилен. не понимаю, какой скандал был на римской опере - ведь со времен ссср ни кто не пел в кремле без усиления звука. не думаю, что считается позорным  петь в зале, напрочь не приспособленном для вокала. чтодж, певцы должны были голоса надорвать, чтоль? кстати, альфа-банк, организатор тех гастролей, перед приездом римской оперы перееобрудовал зал, оснастив новые, синие, кресла современноыми средствами звукопередачи. глупость написали, а мы повторяем. мне лично говорил эннио морриконе, самый большой придира по части звука, что звук в кремле - хороший.  что касается прелестной "выходки" анны в берлине- не могу не аплодировать звукорежиссерам концерта!!! брави !!! умудриться снять звук даже там, где он не должен появиться вообще! это просто суперработа.
выдам секрет - команда звукорежиссеров великого каррераса состоит из 12 человек ;Dа  и как звучит!! ;D

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: Опера и микрофон
« Ответ #14 : Ноябрь 07, 2007, 20:26:39 »
Я была на том спектакле во Дворце Съездов и говорю по своим впечатлениям. Слышно все было как-бы в 2 голоса, вначале слышно исполнителя, а через долю секунды его же голос, через боковой динамик.

котдор

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #15 : Ноябрь 09, 2007, 21:33:30 »
ну и при чем тут  певцы? организаторам нужно было бы серьезней отнестись к этому вопросу. я тоже была нра тех тосках, нормально для такого сарая.

Оффлайн basai

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Re: Опера и микрофон
« Ответ #16 : Ноябрь 22, 2007, 17:10:37 »
Дорогой котдор! Откройте еще один секрет : Альварес в новогоднем концерте Спивакова тоже пел с подзвучкой?

котдор

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #17 : Ноябрь 28, 2007, 11:57:12 »
боюсь, что да. причем звук меня к несчастью не удовлетворил при всей моей нежной любви к господину альваресу. самое тяжкое впечатление оставила подзвучка оркестра, которая была произведена как-то кургузо и без души. вспоминается работа в ммдм команды, например, каррераса. после их многочасовой работы вообще снимается впечатление какого-либо присуствия в зале и подзвучки, и самих многочисленных звукорежиссеров. то же было и в кремле, на  концерте каррераса в декабре 2005. народ упивался превосходным пением дона хосе. но когда брантнер не отключил аппаратуру в связи с тем, что госпожа гулегина, по его словам свела на нет возможность,  повторного появления на сцене виновика торжества. после его ухода в гримерку его саундинжинеры просто вырубили звук, посчитав свою работу оконченной, а за подзвучку приглашенных в концерт гостей они не отвечали. к слову сказать, госпожа гулегина вовсе не заметила, что подзвучка снята и превосходно взяла зал кремля, как ни в чем не бывало.
мне кажется, что певцы, обладающие нормальным оперным голосом, зря соглашаются на подзвучку. они вполне справляются с залом дома музыки и оркестром :D сужу по флоресу - все было превосходно и профессиональная запись концерта, следанная с привычного операторского места в амфитеатре тому блестящее подтверждение.
хотя... господин альварес микрофончиками избалован....  в москве он дваджы пел с подзвучкой. видимо, привычку к микрофону он приобрел после появления программы "дуэтто", которую обожает весь мир и которая исполняется на огромных площадках, где живое пение невозможно.

Оффлайн basai

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Re: Опера и микрофон
« Ответ #18 : Ноябрь 28, 2007, 16:37:32 »
Спасибо,котдор. То есть теперь  нельзя быть уверенным ,что ты слышал "натуральный" голос певца  нигде? Или все-таки есть какие-то театры (в Европе),которые никаких подзвучек не допускают ? Или кто ж такие сведения будет афишировать?"Дуэтто" Альварес поет с Лиситрой(или Личитра), его  я не так давно  слушала в Цюрихской опере в Андре Шенье. Звучал он здорово! Тоже микрофоны?

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: Опера и микрофон
« Ответ #19 : Ноябрь 28, 2007, 22:35:23 »
Да, при всем моем уважении к записи, и прочей такой технике(вещи, безусловно нужные) как сейчас можно быть уверенной, что я слышу голос артиста, а не что-то усиленное, улучшенное и пр?

котдор

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #20 : Ноябрь 29, 2007, 11:51:23 »
дорогие друзья, я думаю, что следует различать уровень опасности быть слегка обмануться в звуке при выступлении певца в театре и на концерте. в театре вряд ли кто пойдет на такой скандалище, в концертах - сплошь и рядом. думаю, что это идет от недобросовестности певца, ведь нет таких залов, кроме стадионов и огромных сараев типа кремля, в которых не смогли бы спеть без подзвучки оперные певцы (не буду говорить о трудностях камерных певцов, неосмотрительно берущих для концертов большие залы). при подзвучке не надо напрягаться, можно обозначать звук, остальное делает за него звукорежиссер. в результате - или певец поет с полной отдачей, либо вполне комфортно поет с подзвучкой, не напрягаясь и не волнуясь за качество выступления. но тогда можно смело сказать, что за певца оперу поет не он сам, а его асемирная слава (как у дона хосе) или его звуковик (как у него же). что в-общем-то есть по-существу пресловутый чес.
не будем облыжно обвинять всех певцов в использовании техники, ведь стоящий на сцене микрофон еще не говорит о том, что идет усиление звука. современные телевизионные и радийные техники не дают иного способа снять звук, как через микрофон - стоит ли он перед певцом или спрятан в прическе (приклеен к щеке) и невидим зрителям. но при желании любой микрофон может быть включен на усиление звука.
вообще, как-то приятней и честней оставаться в голосом певца один на один в зале, предназначенном для пения без усиления. все же опера есть опера.
в россии сильно фокусничают с микрофонами многие певцы, хотя вполне могли бы обойтись и без них. жаль, все-таки если певец поет настоящую оперу, он не должне опираться на микрофончик, как ну скажем господин бочелли или скажем гооспожа сиссел, при всем моем к ним уважении. впрочем, певцам видней. не суди, да не судим будешь, хотя и не факт ;D
ну да и микрофоны не самое страшное. я знаю одну певицу, звезду, которая, к несчастью, уже несколько лет использует на концертах фонограмму. что там микрофончик в волосах и коробочка под костюмом...

Оффлайн La_Sirena

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 380
Re: Опера и микрофон
« Ответ #21 : Ноябрь 29, 2007, 21:43:14 »
Получается у нас вообще нет гарантии? Какой тогда зал имеет в этом отношении, так сказать , хорошую репутацию? Где можно быть ну с большой долей вероятности надеяться услышать действительно качественный вокал без подзвучки? Или это теперь из области прошлого?

Оффлайн basai

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 32
Re: Опера и микрофон
« Ответ #22 : Ноябрь 30, 2007, 11:21:07 »
И какая-то позиция у музыкальных руководителей театров на этот счет существует,или,если приходит в театр "Звезда" (ну, положим, тот же Каррерас) то  уже ему решать,пользоваться услугами своих звукорежисеров или нет?

котдор

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #23 : Ноябрь 30, 2007, 16:14:39 »
Получается у нас вообще нет гарантии? Какой тогда зал имеет в этом отношении, так сказать , хорошую репутацию? Где можно быть ну с большой долей вероятности надеяться услышать действительно качественный вокал без подзвучки? Или это теперь из области прошлого?

не сказала бы. в консе этим не балуют точно. вообще, микрофоны - бич заезжих звезд, которые себя не утруждают на нашем диком востоке. а вообще "чистые" концерты и правда становятся редкостью.

котдор

  • Гость
Re: Опера и микрофон
« Ответ #24 : Ноябрь 30, 2007, 16:19:19 »
И какая-то позиция у музыкальных руководителей театров на этот счет существует,или,если приходит в театр "Звезда" (ну, положим, тот же Каррерас) то  уже ему решать,пользоваться услугами своих звукорежисеров или нет?

не беспокойтесь, пожалуйста. каррерас в театр не придет уже никогда для того, чтоб спеть оперу. о звездах. они выставляют в россии обчно сильно завышенные требования по сравнению с остальными городами мира и кочевряжаться, так что у огранизаторов жизни нет :D наш дикий рынок, который еще не привык "посылать" зарвавшихся звезд, кушает любые капризы. так что директо театра давно уже ничего не решает по двум причинам: 1. звезды практически не приглашаются для участия в спектаклях. 2. здания театров используют лишь как арендную площадку. теаптры не такие идиоты, чтоб брать на себя расходы по выплате высоченых гонораров и накладных расходов по привозу звезды и  ее свиты, состоящей из родственников и  агентов и их родственников ;D