Автор Тема: Женщины-пианисты  (Прочитано 72478 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #25 : Июнь 12, 2009, 20:58:40 »
Я тоже думаю,что о наших половых различиях даже спорить не надо (хотите "шутку"?:))))Пару лет назад,в одной газете было опубликовано предложение,о том,что пора учёным сделать так,чтобы мужчины производили бы грудное молоко).
Другое дело,уделялось ли талантливым женщинам то же внимание что и мужчинам. Дели ли на них "ставку"?А если не делали,в таком случаи пианисты-женщины не могли развиваться,при чём не только в профессии,но и в ,так скажем,бытовой пианистической жизни.
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #26 : Июнь 12, 2009, 23:57:34 »
Как можно не вспомнить об Анни Фишер? В нерихтеровском репертуаре она для меня часто была лучшей. Ее интерпретации сонат си минор Шопена и фа минор Брамса - эпохальные достижения в музыкальном исполнительстве.
ПризнАюсь, у меня есть любимая пианистка (после любимого пианиста, о котором только и пишу в других потоках) - молодая выпускница Киевской консерватории Алия Акбергенова. Жаль, она не одобрила бы выкладывание своих записей. Например, 13-я Соната Моцарта - ее настоящий успех. Туда же можно отнести 30-ю Бетховена, 4-ю Балладу Шопена или "Ночной Гаспар" Равеля. Недавно она порадовала 3-им Концертом Прокофьева. Я привел весьма неполный список произведений из ее репертуара. Всегда желаю ей успехов и физических сил и энергии, а работоспособности ей не занимать.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #27 : Июнь 13, 2009, 10:42:36 »
Да, конечно, А.Фишер очень известная пианистка, я добавила ее в список  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #28 : Июнь 13, 2009, 11:31:55 »
Да, конечно, А.Фишер очень известная пианистка, я добавила ее в список  :)
А. Фишер конечно не плохая пианистка , но божего дара в ней не было. Я бы в список включил Маргариту Лонг и Клару Хаскил и обязательно ВАнду Ландовскую  , хотя записей ее как пианистки совсем не много.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #29 : Июнь 13, 2009, 11:43:47 »
Я бы в список включил Маргариту Лонг и Клару Хаскил и обязательно ВАнду Ландовскую  , хотя записей ее как пианистки совсем не много.

Все эти три имени есть в нашем списке,  :) м.б. Вы еще кого-то назовете, кого мы не упомянули.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #30 : Июнь 13, 2009, 12:00:13 »

Я бы в список включил Маргариту Лонг и Клару Хаскил и обязательно ВАнду Ландовскую  , хотя записей ее как пианистки совсем не много.
Все эти три имени есть в нашем списке,  :) м.б. Вы еще кого-то назовете, кого мы не упомянули.
Вспомнил про Галину Черны-Стефаньскую, которую я слышал в Большом зале филармонии , когда она была молода и ослепительно красива.Блондинка словянской внешности и очень правильными чертами лица.Тем не менее меня  поразил в ее исполнении концерт для ф-но с оркестром Шопена ( первый или второй не помню сейчас).Удивительно мягкая и элегантная манера исполнения, причем с нескрываемыми признаками женственности , которая прекрасно сочеталась с музыкой Шопена.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #31 : Июнь 13, 2009, 14:46:40 »
ПризнАюсь, у меня есть любимая пианистка (после любимого пианиста, о котором только и пишу в других потоках) - молодая выпускница Киевской консерватории Алия Акбергенова. Жаль, она не одобрила бы выкладывание своих записей. Например, 13-я Соната Моцарта - ее настоящий успех. Туда же можно отнести 30-ю Бетховена, 4-ю Балладу Шопена или "Ночной Гаспар" Равеля. Недавно она порадовала 3-им Концертом Прокофьева. Я привел весьма неполный список произведений из ее репертуара. Всегда желаю ей успехов и физических сил и энергии, а работоспособности ей не занимать.

Почему бы вам не посвятить ей отдельный поток ??
Если, конечно, есть что сказать по существу и если вы чувствуете, что эта тема потенциально будет интересна и вам, и читателям форума. К примеру, я лично о её исполнительстве не имею ни малейшего понятия.


Вспомнил про Галину Черны-Стефаньскую, которую я слышал в Большом зале филармонии , когда она была молода и ослепительно красива.Блондинка словянской внешности и очень правильными чертами лица.Тем не менее меня  поразил в ее исполнении концерт для ф-но с оркестром Шопена ( первый или второй не помню сейчас).Удивительно мягкая и элегантная манера исполнения, причем с нескрываемыми признаками женственности , которая прекрасно сочеталась с музыкой Шопена.

Я разделяю ваше внимание к этой замечательной пианистке, она много выступала и была известна в т.ч. и у нас в стране, но ещё более она популярна и почитаема, конечно, в Польше. Она много выступала, а в своё время её записи часто крутили по нашему ТВ времён застоя.
Однако она мне казалась всё же довольно академичной даже в Шопене. Хотя .... разве это плохо ? И разве Шопен в части своего творчества не выигрывает от такого строгого подхода ?
Черни-Стефаньска - очень достойная фигура пианистического мира.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #32 : Июнь 13, 2009, 15:10:45 »
стремление мужчины (Роберта Шумана) превзойти пианистическое искусство женщины (Клары Вик - одной из величайших пианистов всех времен и народов) закончилось трагически для Роберта Шумана - повреждением пианистического аппарата и в конечном счете  нервным срывом, приведшим его в психиатрическую клинику, укоротив творческий период жизни этого гениального композитора.

??
Откуда такие данные ? Первый раз слышу, что он сошёл с ума именно от этого. Что за источник, интересно ?
Мне кажется, он вообще был к этому склонен, о чём я сужу хотя бы по той настойчивости, с какой он добивался Клары Вик у её отца, и при этом довёл всех: и отца, и себя, и её.
Зато сочинил множество гениальных произведений ! :)
Тут, скорее, о другом надо говорить: не о мужчинах и женщинах, а о том, как стремления и страдания гения оборачиваются для нас великими его достижениями в искусстве, порождёнными этими стремлениями и страданиями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #33 : Июнь 13, 2009, 18:52:22 »
Predlogoff
Цитировать
Откуда такие данные ? Первый раз слышу, что он сошёл с ума именно от этого. Что за источник, интересно ?
Мне кажется, он вообще был к этому склонен, о чём я сужу хотя бы по той настойчивости, с какой он добивался Клары Вик у её отца, и при этом довёл всех: и отца, и себя, и её.
Он всего лишь попросил руки Клары, но встретил ожесточенное сопротивление отца Клары, который считал его никудышним композитором  :o  Если бы не было такого сопротивления отца , возможно не было бы такой настойчивости, поскольку за год до этого Шуман спокойно расторг свою помолвку с другой девушкой.
И вообще настойчивость такого рода, по моему ,  вовсе не свидетельствует об аномалии психики  ??? :))))
  Сложно, конечно, говорить о причинах обострения его психического заболевания (кстати, диагностируемое  всего лишь как депрессивно-маниакальный психоз), но на мысль о том,  что одним из обстоятельств, угнетающим его психику, была трагедия с его правой рукой меня навела  недавняя передача Михаила Казиника  о Шумане по радио Орфей. ("Музыка, которая вернулась" от 27 мая 2009 г) http://www.muzcentrum.ru/programs_av_player/?did=2285&issue_id=834
« Последнее редактирование: Июнь 13, 2009, 19:26:26 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #34 : Июнь 13, 2009, 20:13:15 »
Клара Вик (Clara Josephine Wieck Schumann, 13 сентября 1819 — 20 мая 1896)- одна из самых блестящих пианистов-исполнителей своего времени, талантливый композитор, педагог, человек, к которому тянулись все музыкальные «звезды» эпохи, — вот кем была Клара Вик-Шуман, с легкой руки Мендельсона получившая прозвище «несравненная Клара».
Она родилась в Лейпциге в семье известного фортепианного педагога Фридриха Вика. С 5 лет начала обучаться игре на фортепиано, с 10 лет начала давать публичные концерты
В двадцать лет  вышла замуж за Роберта Шумана по большой любви. За 16 последующих лет она родила 8 детей (из них один умер в младенчестве), но не прерывала своей концертной деятельности, к крайнему огорчению Шумана Но ему пришлось смириться, т.к.  двухмесячное концертное турне Клары приносил доходов больше, чем год творческой работы самого Шумана. Между 1840-м и 1854-м годами она дала не менее 140 концертов, хотя это зачастую сопровождалось семейными неурядицами. 
После смерти Р.Шумана (он умер в 46 лет), Клара  осталась с семью детьми (от 15 до 2 лет ) на руках.
Еще сорок лет она прожила после смерти Шумана и, если говорить о ней как о профессионале, это были самые полноценные годы ее жизни. Ее игра славилась особой легкостью и плавностью, программы ее выступлений — разнообразием репертуара. В первую очередь, она, конечно, играла вещи Шумана и Брамса, но также Шопена, Шуберта и Бетховена. Ни одно выступление не обходилось без произведений ее старого друга Мендельсона. Мендельсон научил ее ценить и любить ранних классиков, и она знакомила публику с мало известными вещами Баха и Скарлатти. Разумеется, ее игра не была такой сверкающей, как игра Ференца Листа, — так ведь Лист был первым пианистом мира. И все-таки у Листа были свои восторженные поклонники, а у Клары — свои, и, как писала одна немецкая газета: «Мы должны отметить, что спокойная, прекрасная и корректная игра фрау Шуман зачастую производит большее впечатление, нежели штормовая экстравагантность господина Листа». Особенно ее любили в Англии, куда она часто приезжала на гастроли.
В памяти ее друзей и поклонников она осталась серьезной и здравомыслящей женщиной, заслужившей прозвище «жрица» — и за свою неприступность, и за беззаветную преданность искусству. Ее «рекорд» - 60 лет на концертной сцене с постоянным успехом «сверхзвезды» — не был побит ни одной подвизавшейся в музыке женщиной.
 Когда Брамс, с которым ее связывала глубокая дружба до конца ее жизни, посоветовал ей несколько умерить свой пыл, даже если заработки немного снизятся, она написала ему: «Ты говоришь об этом только как о способе зарабатывать деньги. Но для меня это нечто другое. Я, помимо этого, ощущаю в себе зов воспроизводить великие произведения, в том числе и Роберта, до тех пор, пока у меня есть силы делать это. Заниматься искусством — это огромная часть моего внутреннего "я". Для меня это — как воздух, которым я дышу».

Нам остается только догадываться, как играла "несравненная Клара", но у нас есть возможность послушать некоторые ее сочинения, например вот эти три романса  для скрипки и фортепиано, соч. 22 (1853) (1. Andante molto  2. Allegretto 3. Leidenschaftlich schnell), которые я записала в Рахманиновском зале в январе этого года
http://files.mail.ru/TOO5I4
         
         
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #35 : Июнь 14, 2009, 00:09:49 »
"Ну баба!"- так и хочется сказать. ;D А Вы ещё,уважаемая Lorina пишете,что мол женщины не способны вытерпеть жизнь пианиста,вот Клара Вик видимо обратное доказательство! :)))))
Если просто подумать,19-й век,это не наши 20-21 века,где и самолёты,и машины,и поезда намного удобнее.Так она сначала родила 8-х детей (!),это какой же должен был быть у неё крепкий организм.Быть женой великому композитору, а это,я уверен не лёгкое дело.И ещё посвящать себя высокому,искусству!И гастролировать!В  "удобствах" тех времен иметь великую карьеру на 60 лет!Это доказательство тому,что человек,не имеет значение от пола,может приспособиться ко многому,если не сказать -ко всему. Всем известно что важную роль имеет как воспитание,и среда в которой растёшь,видимо Вик получило такое воспитание,которое помогало ей противостоять трудностям,и не росла как "роза в саду". Так что,спасибо за интересный рассказ!
Запись я послушал с удовольствием,очень красивые композиции.
« Последнее редактирование: Июнь 14, 2009, 00:21:07 от Trubadur »
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #36 : Июнь 14, 2009, 14:03:13 »
Анна Николаевна Есипова (31 января (12 февраля) 1851, Санкт-Петербург — 5 (18) августа 1914, там же). В один ряд с Кларой Шуман можно смело поставить эту знаменитую пианистку, нашу великую соотечественницу. Музыкальное образование она получила в Санкт-Петербургской консерватории, сначала в классе  Александра Виллуана, прославленного педагога братьев Рубинштейн, а затем продолжила занятия у работавшего в те годы в Петербурге   польского пианиста Теодора Лешетицкого, за которого позднее выходит замуж.
Уже первые выступления  Анны Есиповой были горячо встречены публикой и высоко оценены критикой. После дебюта пианистки в Москве в декабре 1871 года появилась рецензия, написанная не кем-нибудь, а самим Петром Чайковским, отмечавшим, что "виртуозность г-жи Есиповой отличается сочетанием двух крупных достоинств: безупречной чистоты исполнения со зрелостью художественной передачи исполняемого".
А вот, что написал Бернард Шоу, пользовавшийся славой весьма взыскательного музыкального критика под впечатлением от ее концерта:"Эта леди обладает страшной точностью и крепкими нервами. Ее холодное презрение к трудностям, невероятная беглость ее пальцев, свободная от всякой торопливости грация и изящество ее игры без всякого признака сентиментальности - все это объекты для восхищения"
 Eё игру отличали широта замыслов, исключительная виртуозность, певучесть звука, мягкость туше, но как единодушно отмечали без исключения все критики, высшего совершенства Анна Есипова достигла именно в искусстве владения певучим звучанием рояля. Красивый, чистый, мягкий тон был характерной особенностью ее стиля. В восторг от ее игры пришел великий Лист, он подарил юной артистке на память свой портрет с надписью: "Аннете Есиповой. 10 ноября 1873 года, Пешт. Сердечно преданный слуга Ференц Лист".
 После замужества почти двадцать лет Анна Есипова прожила за границей, активно концертируя практически по всей Европе. Удивляла выдержка и выносливость пианистки: порой ее концерты состояли из трех отделений и продолжались почти четыре часа, в один вечер она могла играть два фортепьянных концерта в сопровождении оркестра и сольную программу, например из произведений Бетховена. Необычайно богат репертуар пианистки: Моцарт, Бетховен, Шуман, Лист, Рубинштейн, Аренский... Однако, настоящим ее призванием было исполнение музыки Шопена. Почти эталонным можно считать ее филигранное исполнение мазурок. Даже прославленный польский шопенист Иосиф Гофман в один из приездов в Петербург сказал: "Мне бы поучиться мазуркам Шопена у Есиповой".
До Есиповой только один русский пианист широко прославился за границей — Антон Рубинштейн. Но Рубинштейна еще можно было рассматривать как одиночку, как блестящее исключение. Игра Есиповой засвидетельствовала перед всем светом наличие в России   замечательной школы и высокой пианистической культуры.
 Поражает количество выступлений Есиповой, ее колоссальная творческая энергия, позволившая пианистке объехать бесчисленное количество городов в России и западноевропейских странах. В 1876 году она получает приглашение на гастроли в США. За полгода дает 105 концертов! Только в Нью-Йорке выступает с 37 программами. Все концерты играет на одном инструменте фирмы "Стейнвей", который возит с собой. Успех был грандиозным!
После развода с Лешетицким в 1892 Анна Есипова  вернулась в Россию, где получила место профессора в Санкт-Петербургской консерватории, не прекратив при этом концертную деятельность. Она создала одну из крупнейших русских пианистических школ, среди многочисленных  ее учеников  Сергей Прокофьев и Леонид Крейцер.
В одном из классов Санкт-Петербургской консерватории по сей день висит  портрет, на котором Анна изображена в вечернем платье. Прекрасная фигура, горделивая осанка, серо-зеленые блестящие глаза - она обладала незаурядной красотой.
 Дебютировала Анна  Есипова в 1868 (Зальцбург, «Mоцартеум») и продолжала концертировать как солистка до 1908 (последнее выступление - в Петербурге 3 марта 1908) - тоже довольно солидный срок концертной деятельности - 40 лет!
  К сожалению, во многом мы можем судить об исполнительском искусстве Анны Есиповой, также как и Клары Шуман, лишь по воспоминаниям современников и рецензиям критиков.Но у Есиповой  все таки  сохранились кое-какие записи, сделанные в 1906 году на специальном инструменте "Вельте-Миньон", точно записывающем и воспроизводящем игру на рояле. Наверно, только уважаемые  Предлогов или Лихницкий смогут нам рассказать, что стало с этими записями.

P.S. Не могу не рассказать о том, что директор одной из лучших  бакинских музыкальных школ, в которой я училась, профессор Георгий Георгиевич Шароев (1890-1969) был учеником Анны Есиповой!!! Я его застала уже в последние годы его жизни, но хорошо помню этого седовласого льва. (Среди учеников,правда, больше ходила легенда, что он к тому же является побочным сыном А.Рубинштейна!? ).

« Последнее редактирование: Июнь 14, 2009, 14:27:29 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #37 : Июнь 14, 2009, 14:58:01 »
Возможно, я не очень внимательно читаю сообщения этого потока, но, кажется, никто не вспомнил блистательную Терезу Карреньо. Яркий темперамент, сокрушительная техника и… своеобразный вкус. Видите ли, мне, имеющему в “оперативной памяти” высокие прочтения музыкальных шедевров, иногда все же хочется окунуться в совсем другую эпоху. Это, как посмотреть немое кино с его нешуточными страстями. Не могу сказать, что переживаю те коллизии, когда закалываются, бросаются в пропасти от неразделенной любви, измен и проч., но смотришь на это с пониманием, как на детей, играющих “во взрослых” или что-то в этом роде. Слушая, напр.,  1-ю Балладу Шопена у Карреньо, нужно забыть о всех высоких современных образцах исполнения, а воспринимать, как другую музыку. Повторю: делаю это крайне редко, но иногда возникает эдакое настроение и желание.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #38 : Июнь 14, 2009, 15:31:45 »
Да,Yuriy, спасибо за информацию о  Тере́зе Карре́ньо. На первой странице этого потока в конце есть СПИСОК, я добавила это имя в него ( этот список  я сделала только для того, чтобы было легче ориентироваться, он абсолютно ни к чему не обязывает).
 Надеюсь, что мы в дальнейшем более подробно поговорим о Терезе Карреньо. А Вы, Yuriy,  не могли бы написать небольшую статью о ней и дать нам ссылку на ее исполнение 1-й Баллады Шопена?
« Последнее редактирование: Июнь 14, 2009, 15:42:54 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #39 : Июнь 14, 2009, 18:25:35 »
Перерыл свои Lp и нашел еще вот такое чудо:
Brigitte Engerer. Победитель конкурса им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в 1969 г.
. На Инлее пластинки  куча восторженных отзывов.
Послушал Моцарт Соната К310 и Фантазия К397  совсем не плохо. Может кто знает как сложилась ее карьера. На пластинке 70 гг она еще очень молода.
Разыскал три пластинки Галины Черны- Стефаньской. Два LP с записями первого концерта Шопена на Супрафоне и на Музе ( с Равицким) и еще этюды Шопена..
Концерт звучит  филигранно отточено и ни какой романтической броскости, характерной для Артура Рубинштейна . ЕЕ игра воспринимается как очень изысканая ,сдержаная  и я бы сказал интимная , но уж ни как не академичная ( как считает Предлогофф)
Конечно Галина духом по слабее чем Клара Хаскил, но явно  богаче чем Анни Фишер.
« Последнее редактирование: Июнь 14, 2009, 19:39:18 от Анатолий Лихницкий »

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 767
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #40 : Июнь 14, 2009, 19:06:20 »
Перерыл свои Lp и нашел еще вот такое чудо:
Brigitte Engerer. Победитель конкурса им. Маргариты Лонг в 1970 г.
На Инлее куча восторрженных отзывов.
Послушал Моцарт Соната К310 и Фантазия К397  совсем не плохо. Может кто знает как сложилась ее карьера. На пластинке 70 гг она еще очень молода.
В Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B8%D1%82 есть об Анжерер вполне адекватная информация, за что (в смысле, за адекватность) поручусь! :)
« Последнее редактирование: Июнь 14, 2009, 20:01:27 от Sonik »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #41 : Июнь 14, 2009, 19:25:48 »
Да, она до сих пор играет с самыми знаменитыми оркестрами мира (Берлинским, Мюнхенским и др). Я нашла забавное видео, где она два года назад  вместе с Борисом Березовским  играет Мефисто-вальс (одновременно на двух роялях)
http://www.youtube.com/watch?v=gVQaLFWsy5M

Она, кстати, идет первая в нашем списке (из-за фамилии, конечно, Анжерер)

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #42 : Июнь 14, 2009, 20:45:38 »
Наверно, только уважаемые  Предлогов или Лихницкий смогут нам рассказать, что стало с этими записями.
Слышал, что в советское время на "Мелодии" была выпущена долгоиграющая пластинка с записями А.Есиповой.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #43 : Июнь 14, 2009, 20:56:00 »
Как можно не вспомнить об Анни Фишер?
Помню её выступление в БЗК лет тридцать назад. Она очень изящно держалась за инструментом, но игра сама по себе заметного впечатления не произвела.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #44 : Июнь 14, 2009, 22:43:06 »
Слышал, что в советское время на "Мелодии" была выпущена долгоиграющая пластинка с записями А.Есиповой.

Вот уже легче, может кто-нибудь отзовется, у кого есть эта редкостная пластинка
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #45 : Июнь 14, 2009, 23:08:54 »
  Сложно, конечно, говорить о причинах обострения его психического заболевания (кстати, диагностируемое  всего лишь как депрессивно-маниакальный психоз), но на мысль о том,  что одним из обстоятельств, угнетающим его психику, была трагедия с его правой рукой меня навела  недавняя передача Михаила Казиника  о Шумане по радио Орфей.
Я склонен полагать, что психическое заболевание талантливого, одарённого в чём-либо человека может происходить от недостатка сил личности. Данный человеку талант необходимо нести, как тяжёлый груз, обслуживать его, лилеять. И если сил личности не хватает, может произойти психическая перегрузка, надлом. Судя по музыке Шумана, он был очень одарён, но не был такой уж крепкой личностью, как Бах, Бетховен, Шопен или Прокофьев. И - не выдержал.
Трагедия с рукой у Шумана - вещь для психики серьёзная, но, с другой стороны, известно, как много калек возвращается с войн, бывают увечья и в мирной жизни, но сходят ли люди после этого с ума?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #46 : Июнь 15, 2009, 00:06:28 »
Надеюсь, что мы в дальнейшем более подробно поговорим о Терезе Карреньо. А Вы, Yuriy,  не могли бы написать небольшую статью о ней и дать нам ссылку на ее исполнение 1-й Баллады Шопена?

Я не такой уж знаток ее творчества. Слушал то, что издали на старых советских пластинках. Сейчас их слушать не на чем. Мой покойный приятель переписал с пластинок на диски всех ранее издававшихся пианистов прошлого. Многое, если не все, у меня есть. Попробую найти там Карреньо и выложить.
Нашел о ней в википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BE
Еще сообразил, что в списке нет Элли Ней. В свое время очень впечатлило ее исполнение некоторых последних сонат Бетховена. Постараюсь найти.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 608
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #47 : Июнь 15, 2009, 02:29:34 »
Вот что удалось пока найти:
Баллада Терезы Карреньо в исполнении Александры Oehler -
http://www.youtube.com/watch?v=FYfPwc89AdY

Шуберт-Лист. Венские вечера №6. Играет Тереза Карреньо -
http://www.youtube.com/watch?v=WQq1xegPgcw&feature=related

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #48 : Июнь 16, 2009, 16:54:29 »
Статью  из википедии с биографией  Терезы Карриньо, на которую Yuriy  дал ссылку  я привожу  здесь целиком:
"Мари́я Тере́са Карре́ньо (исп. María Teresa Carreño García de Sena; 22 декабря 1853, Каракас — 12 июня 1917, Нью-Йорк) — венесуэльско-американская пианистка и композитор. Ее называли королевой и Валькирией фортепиано.
Выросла в музыкальной и литературной семье, в 1862 переехавшей в США, где основным учителем юной пианистки стал Луи Моро Готшалк. В десятилетнем возрасте дебютировала с Бостонским симфоническим оркестром, выступала в Белом доме перед Авраамом Линкольном. С 1866 г. жила преимущественно в Париже, познакомилась с Гуно и Россини, брала уроки у Антона Рубинштейна, играла вместе с Листом, в 1873 г. вышла замуж за скрипача Эмиля Соре.
В 1874 г. вернулась в США. Пробовала себя как оперная певица, 1876 г. познакомилась с певцом Джованни Тальяпьетрой, исполнявшим заглавную партию в постановке «Дон Жуана» Моцарта, в которой Карреньо пела Церлину, и вступила с ним во второй брак. Вместе Карреньо и Тальяпьетра в 1885—1887 гг. организовали собственную оперную труппу, с которой гастролировали на родине Карреньо в Венесуэле. Неуспех этих гастролей привёл, по-видимому, к обострению отношений между супругами и разводу.
В 1889 г. Карреньо снова отправилась в Европу, успешно провела гастроли в Германии и вышла замуж в третий раз за композитора Эжена д’Альбера. Неоднократно гастролировала во всех крупнейших городах Европы, в Северной и Южной Америке, Австралии, Африке; в 1891 г. посетила Петербург.
Последние годы жизни Карреньо вновь провела в Америке. В 1917 г. во время гастролей на Кубе она почувствовала недомогание и умерла вскоре по возвращении в Нью-Йорк.
В Каракасе создан Фонд Тересы Карреньо, действует театр ее имени."

 Добавлю, что Тереза Карриньо прожила очень бурную и насыщенную жизнь. Все три брака, которые упоминаются в википедии- со скрипачем Эмилем Соре, итальянским певцом-баритоном Джованни Тальяпьетро  и пианистом-композитором Эженом д’Альбер   были недолговечны,  от этих браков у нее было пятеро детей, одна из ее дочерей Терезитта  тоже стала пианисткой. В 1892 г она вышла замуж в четвертый раз за  АртуроТальяпьетро ( брата своего второго мужа) и на этот раз прожила с ним до самой своей смерти в 1917 г. Тереза Карриньо тоже очень много концертировала в своей жизни, поражает  один только перечень стран и континентов, которые она посетила. Современники отмечают ее элегантность и точность исполнения, а также необыкновенную энергетику, исходящую от этой женщины и завораживающей публику. Выдающийся пианист Клаудио Aррау (1903-91), тоже южноамериканского происхождения, слышал ее игру в Берлине в 1916 году и, вспоминая об этой игре в конце жизни, он говорит просто: "O! Она была богиня!" .  Кстати, я нашла в сети  интересные воспоминания одного господина, который общался c Клаудио Аррау после одного из его последних концертов. По его просьбе  Клаудио Аррау  назвал первую десятку пианистов мира и   Тереза Карриньо в его списке была на первом месте ! ( на втором шел Бузони, из наших там был только Рихтер).
   Т.Карриньо оставила после себя не только около сорока музыкальных сочинений, на одно из которых Yuriy  дал ссылку (Рапсодия № 15), но и книгу под названием "Possibilities of Tone Color by Artistic Use of Pedals" (я перевожу примерно так "Возможности звуковых оттенков в художественном использовании педалей").  Вот краткая аннотация этой книги  "One of the leading pianists of the late 19th century explores in a warm and non-academic style the subtle tone colorings made possible through combinations of touch and pedal. Many inspiring points of views and advanced special techniques such as "pedal-crescendo" and "pedal-diminuendo" are covered in detail"
Точно также, как Анна Есипова, Тереза Карриньо в 1906 г сделал запись 18-ти пьес на Вельте-миньоне, и на радость многим СD этой записи можно купить в интернете. Специалисты отмечают, что для этой записи Т.Карреньо в отличие от многих других пианистов (включая мужчин) выбрала сложнейшие пьесы для исполнения -  Бетховена, Шопена, Листа. Исполнение ею бетховенской сонаты №21 - это первая дошедшая до нас мехническая  запись этой сонаты.
 
Я полагаю, что эти  три  блистательные пианистки, с которых мы начали разговор - серьезная и вдумчивая "жрица" Клара Вик-Шуман  (1819 г.рожд.), красавица Анна Есипова (1851 г.рожд) и огненная, "Валькирия фортепьяно" Тереза Карриньо (1853 г.рожд.) своим талантом, энергетикой и самоотверженным служением искусству озарившие всю вторую половину 19-го столетия, и могут, видимо, считаться первыми профессиональными пианистками в истории исполнительского искусства.
А далее следует  большой перерыв, и только спустя двадцать лет начала вырисовываться следующая плеяда выдающихся женщин-пианисток-  Маргарита Лонг (1874 г), Ванда Ландовска (1879г), Бекман-Щербина (1882 г), Элли Ней  (1882 г),  Мария Юдина (1899) и Клара Хаскил (1899), которые блистали уже в следующем, 20-м столетии.
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2009, 17:36:11 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Чацкий

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 54
Re: Женщины-пианисты
« Ответ #49 : Июнь 16, 2009, 19:16:54 »
может быть я прозевал, но мне показалось странным, что не было названо имя Кати Новицкой. В начале 70-х на ее концерты народ ломился. Не знаю, как позже сложилась ее судьба, но тогда она была одним из самых притягательных музыкантов Москвы.