Автор Тема: А.Б.Гольденвейзер (1875–1961) - выдающийся пианист и его школа: С.Е.Фейнберг (1890-1962), Г.Р.Гинзбург (1904-1961)  (Прочитано 33995 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Замечательная ранняя запись Г. Гинзбурга (1934 г.)
"Свадебный день в Трольдхаугене" Э. Грига:

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=14640&mode=search

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Оцифрована пластинка А. Гольденвейзера 1938 г.:

Турецкий марш (Моцарт)
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=14601&mode=search

Скерцо (Мендельсон)
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=14602&mode=search

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Несколько фотографий А. Б. Гольденвейзера:


Профессоры Московской государственной консерватории Сергей Иванович Танеев (слева) и Александр Борисович Гольденвейзер (справа) музицируют в Ясной Поляне у Льва Николаевича Толстого. 01.01.1890 г.


Писатель Л. Толстой (слева) , биолог И. Мечников (справа) и пианист А. Гольденвейзер (в центре) за беседой. 01.07.1909 г.


Александр Гольденвейзер (справа) ведет занятия по классу рояля в Московской Государственной консерватории. 01.01.1948 г.


01.06.1955


Педагог Московской консерватории пианист Александр Гольденвейзер на репетиции участников конкурса имени П. И. Чайковского. 01.02.1958


01.01.1960


01.01.1960

01.01.1962


01.01.1965




Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Несколько фотографий А. Б. Гольденвейзера:

Да, любопытно !
Большинство этих фотографий я вообще никогда не видел - их ведь слишком строго отбирали для статей и книг, в результате чего почти весь материал лежал в архивах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
lorina, а вы не скачивали вот это ?
Я не знаю, где это всё выпускается и продаётся, я уже устал искать и спрашивать, хотя раньше всё это лежало в магазине в Рахманиновском обществе в Москве.
Давайте послушаем, как играет бетховенские сонаты сам Гольденвейзер:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3467949

(Piano Sonatas) Ludwig van Beethoven - Piano Sonatas Nos. 14, 6, 27, 21 (Александр Гольденвейзер/ Alexander Goldenweiser, piano) - 1940s-1950s

Если скачаете, разместите, пожалуйста, на вменяемом ресурсе ! Проведём сравнение интерпретаций Гольденвейзера, Башкирова и Л.Бермана (все они играли "Лунную").
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
lorina, а вы не скачивали вот это ?
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3467949
(Piano Sonatas) Ludwig van Beethoven - Piano Sonatas Nos. 14, 6, 27, 21 (Александр Гольденвейзер/ Alexander Goldenweiser, piano) - 1940s-1950s
Если скачаете, разместите, пожалуйста, на вменяемом ресурсе ! Проведём сравнение интерпретаций Гольденвейзера, Башкирова и Л.Бермана (все они играли "Лунную").

Постараюсь скачать  и выложить в ближайшие дни.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Lorina, вы волшебница.
Будем слушать и обсуждать. Давненько я хотел выяснить, было ли что-нибудь в исполнении "Лунной" Башкировым и Л.Берманом непосредственно от игры их великого учителя.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Давненько я хотел выяснить, было ли что-нибудь в исполнении "Лунной" Башкировым и Л.Берманом непосредственно от игры их великого учителя.

В явном виде было у Лазаря Бермана, но не у Башкирова, что меня удивило, т.к. они практически ровесники и учились у Гольденвейзера одновременно. Видимо, сказалась ещё более ранняя пианистическая закалка Башкирова, полученная им в Тбилиси у А.Д.Вирсаладзе, тогда как Берман очень рано попал под присмотр Гольденвейзера.
Я послушал запись Гольденвейзера, представляющую громадный исторический интерес в плане выяснения практического воплощения его педагогического бетховенизма, выразившегося также в создании собственных редакций сочинений Бетховена. Не претендуя на полноту исследования, которое должны проводить профессионалы, поскольку это их работа и им за это бюджетные деньги платят, я хотел бы отметить особенности исполнения самого АБГ и некоторые общие и частные детали трактовок, общие для Л.Н.Бермана и его великого учителя.
Прежде всего бросается в глаза глубоко трагическая трактовка 1-й части, в которой, пожалуй, нет намёка на "лунность" и вообще на какую-либо пейзажность (хотя в переносном смысле можно вести речь о духовном ландшафте одинокой страдающей личности). Неспешная подача материала, фактурная многоплановость, "органность" басовых октав и "одинокая" мелодия в верхнем регистре - всё то же самое присуще и исполнению Л.Бермана, в чём я усматриваю явную то ли исполнительскую, то ли педагогическую преемственность его трактовки по отношению к идеям Гольденвейзера - сегодня уточнить это уже невозможно, да и не в этом суть.
Любопытно, что в игре Гольденвейзера в последней трети 1-й части прослушиваются 2 тончайших стилистических штришка, которых нет ни у Бермана, ни, тем более, у Башкирова: это два типично бетховенских динамических перепада от сильной к слабой звучности, которые реализуют в своей игре лишь самые знающие и внимательные бетховенисты. Отрадно сознавать, что наш А.Б.Гольденвейзер принадлежит к их числу - я слушал эти моменты с величайшим волнением и был полностью удовлетворён глубиной понимания нашего великого мастера ф-п игры и знатока бетховенского стиля !
2-я часть, пожалуй, не столь показательна, но зато любопытно и явно преемственно у Бермана многое в финале сонаты: Гольденвейзер играет его в подчёркнуто неспешном темпе, поражая масштабом разворачивающегося материала и передаваемых им страстей, но не бешеным проявлением этих страстей. Такое сдерживание мощи производит большое впечатление, несмотря на концертные случайности (это живая запись из зала) - то же самое наблюдается и в игре Бермана: хотя в его виртуозных возможностях грех сомневаться, но стильность берёт верх над инстинктами виртуоза. Одна яркая деталь: как выяснилось по прослушивании записи АБГ, перед кодой финала сонаты Л.Н.Берман повторяет неординарное динамическое решение своего учителя, когда взлетающие пассажи неожиданно теряют силу и уводятся на пианиссимо ! Мы по этому поводу уже дискутировали в потоке о Бермане (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=794.msg9501#msg9501), а здесь я хотел бы отметить, что это решение откровенно заимствовано Берманом у Гольденвейзера, в чём опубликованная запись АБГ убеждает целиком и полностью. Сходны также их исполнительские решения генеральной кульминации и окончания сонаты: взлетающая хроматическая гамма, трель, каденция и т.д. Я там даже пошутил:

... скорее всего он воспринял подобный "неромантический" подход к "Лунной" от Гольденвейзера.
Вообще, исполнения, подобные исполнению Берманом "Лунной", заслуживают не короткого "эссе", а целой музыковедческой диссертации под таким, к примеру, названием: "Исполнение 14-й бетховенской сонаты Лазарем Берманом как зеркало просвещённого академизма школы Гольденвейзера"  
Шучу

Ха-ха, если бы я знал в тот момент, насколько я близок к истине, хотя и не слышал ещё исполнения самого Гольденвейзера !
В общем, теперь я пришёл к окончательному выводу, что бермановское исполнение "Лунной" - это типичный продукт школы Гольденвейзера и, видимо, дань памяти великого учителя от одного из его лучших учеников.
« Последнее редактирование: Январь 16, 2012, 22:45:14 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Григорий Романович Гинзбург исполняет op. 58 Николая Яковлевича Мясковского "Песня и рапсодия".

http://www.youtube.com/watch?v=TFsHJze5IBw

Выходило на этом диске:



[вложение удалено администратором]

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Собрание фортепианных произведений А. Б. Гольденвейзера:
http://intoclassics.net/news/2012-02-09-27049

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.Б.Гольденвейзер (1875–1961)
« Ответ #36 : Февраль 26, 2012, 01:23:44 »
Небольшой фильм о Гольденвейзере:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=E29AKGQFQDA

Кто посмотрит, расскажите, пожалуйста, стоит ли его смотреть и имеется ли в нём что-то интересное и, быть может, новое. Мне пока некогда, посмотрю позже, но посмотревших прошу высказаться.

Да, кстати, продолжается поиск электронной версии "Дневников" Гольденвейзера. Тоже прошу сообщать, если появится.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.Б.Гольденвейзер (1875–1961)
« Ответ #37 : Февраль 26, 2012, 23:11:08 »
Небольшой фильм о Гольденвейзере:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=E29AKGQFQDA

Посмотрел я его : это один из фильмов последних лет с участием Доренского, Луганского и других музыкантов. Фильм содержит любопытные кадры старинной хроники, многих из которых я никогда не видел !
Да уж, даже по таким отрывкам можно понять, как много интересных материалов до сих пор скрывается в архивах времён СССР.
« Последнее редактирование: Февраль 26, 2012, 23:22:07 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Большое спасибо за ссылку.

Я неоднократно пыталась в Музее Глинки заказать экскурсию по музею-квартире Гольденвейзера (равно как и Голованова). И все время один и тот же ответ; после ремонта (!!!) обе мемориальные квартиры не работают. Какая-то это странная история, тем более, что недавно в квартире Гольденвейзера проходили Сафоновские чтения. Может быть у кого-то есть какая-то информация, что с этими филиалами глинковского музея происходит и можно ли туда попасть?
« Последнее редактирование: Февраль 27, 2012, 22:53:33 от Ренне »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я неоднократно пыталась в Музее Глинки заказать экскурсию по музею-квартире Гольденвейзера (равно как и Голованова)

О музее-квартире Голованова мы кое-что размещали вот здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2301.15

И про квартиру А.Б.Гольденвейзера, которая в своё время была почти таким же сакральным для наших музыкантов местом, как и музей Скрябина, я тоже слышал, что там проходят какие-то тематические мероприятия, и я даже звонил туда несколько лет назад, но тогда они отговаривались грядущим ремонтом. А теперь отговариваются прошедшим ремонтом ? :))
Забавно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Интересная тема - "А. Б. Гольденвейзер и певцы". Я тут провел некоторые изыскания и оказалось, что в дискографии Гольденвейзера довольно значительное место занимют ансамблевые записи c выдающимися вокалистами своего времени (Е.Д. Кругликова, Г.П. Виноградов, П.И. Чекин, Н.С. Чубенко, М. Роменский и др.). Собрался материал на полный диск. Не знаю, заинтересует ли он каких-нибудь издателей. Во всяком случае, эта тема, по-моему, еще никем не затрагивалась.

Романс М.И. Глинки "Как сладко с тобою мне быть" в исп. Г. Виноградова и А. Гольденвейзера:
http://www.youtube.com/watch?v=W8glj-uVRKU

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Чуть было не пропустил:




Воспоминания


Издательство Дека-ВС, Москва, 2009
560 стр., 60х88 1/16, с илл.

«Воспоминания» А.Б. Гольденвейзера были написаны им в конце 40-х годов XX века и отражают целую эпоху русской культуры. Помимо автобиографических сведений, раскрывающих личность, творческую и педагогическую деятельность самого А.Б. Гольденвейзера, не менее ценны воспоминания о педагогах-учителях, друзьях, товарищах, партнерах: на страницах «Воспоминаний» перед читателем предстает целая плеяда музыкантов, актеров, писателей, среди которых К.С. Станиславский, М.О. Гершензон, В.П. Прокунин, А.И. Губерт, А.И. Зилоти, П.А. Пабст, С.И. Танеев, Л.Н. Толстой, А.С. Аренский, В.И. Сафонов, Г.Э. Конюс, М.М. Ипполитов-Иванов, П.Ю. Шлёцер, С.В. Смоленский, Н.Д. Кашкин, И.В. Гржимали, Е.А. Лавровская, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Г.Л. Катуар, Г.А. Алчевский, И. Левин, Т.Х. Бубек, Всеволод Букжли, К.А. Кипп, А.А. Ярошевский, А.Ф. Гедике, Н.К. Метнер, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, С.А. Кусевицкий, М.П. Беляев, Н.А. Римский-Корсаков, Эжен Д"Альбер, Эмиль Зауэр, Иосиф Гофман, Софья Ментер и А.Н. Есипова, София Познанская, Игнацы Ян Падеревский, Альфред Грюнфельд, Рауль Пиньо, Феруччо Бузони, Леопольд Годовский, Яша Хейфец, Ф.И. Шаляпин и многие другие. Широко представлена консерваторская, а также концертная жизнь Москвы.«Воспоминания» А.Б. Гольденвейзера, надеемся, заинтересует самый широкий круг читателей, а не только специалистов. Полностью они публикуются впервые.
http://www.paoline.ru/tovar_68089.html
http://www.youtube.com/watch?v=oq9L_qeR0g0

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Книжка очень интересная, хотя и не новая: это переиздание советского сборника. Но книга очень интересная с т.з. исторических свидетельств, предоставляемых Гольденвейзером. А он никогда не врал и не любил выдумывать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
аккомпанирует Гольденвейзер
« Ответ #43 : Апрель 03, 2012, 11:01:12 »
оказалось, что в дискографии Гольденвейзера довольно значительное место занимют ансамблевые записи c выдающимися вокалистами своего времени

Я так понял, это, в основном, магнитные записи 40-х гг. ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: аккомпанирует Гольденвейзер
« Ответ #44 : Апрель 03, 2012, 11:30:41 »
Я так понял, это, в основном, магнитные записи 40-х гг. ?

Как раз наоборот - это грамзаписи (пластинки гл. обр. 40-х гг., в основном еще не оцифрованные).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
аккомпанирует Гольденвейзер
« Ответ #45 : Апрель 03, 2012, 12:04:35 »
Как раз наоборот - это грамзаписи (пластинки гл. обр. 40-х гг., в основном еще не оцифрованные).

Вот странно ..... Зачем же было ждать до 40-х гг. ? Вся эта восковая техника и раньше использовалась. Впрочем, до этого времени у Гольденвейзера могло не возникать желание записываться с певцами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: аккомпанирует Гольденвейзер
« Ответ #46 : Апрель 03, 2012, 12:19:50 »
Вот странно ..... Зачем же было ждать до 40-х гг. ? Вся эта восковая техника и раньше использовалась. Впрочем, до этого времени у Гольденвейзера могло не возникать желание записываться с певцами.
До войны у него тоже были какие-то записи (с Кругликовой, например).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
С.Е.Фейнберг (1890-1962)
« Ответ #47 : Апрель 18, 2012, 15:39:45 »
http://philharmonicseasons.ru/roschina_interview_04022012_6.php

рассказывает Людмила Рощина:
-----------------
Самуил Евгеньевич Фейнберг, я не скажу, что не любил, когда в классе была публика, но он к этому относился абсолютно спокойно. И уроки наедине, лично для меня, были более ценными и запоминающимися. Он, говоря современным языком, не терпел никакой рекламы. Играя, например, в концертах 32 сонаты Бетховена он не стремился записать их циклом, чтобы это осталось [в записи]. Об этом он, к большому сожалению, не заботился. И в результате записанными остались только несколько сонат. Слава богу, что все Прелюдии и фуги Баха записал. Он приходил со своим братом, Леонидом Евгеньевичем, по воскресеньям в Малый зал и записывал 48 прелюдий. Весь цикл он записал с одного дубля, кроме прелюдии D-dur из I тома. Он её почему-то переписывал три раза. Память фантастическая.
-----------------

P.S. Я выделил поразившее меня предложение: Фейнберг записал оба тома ХТК с одного дубля ?? Если бы я не знал, о ком идёт речь, я бы просто не поверил ! Но это Фейнберг: он - мог это сделать !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Г.Р.Гинзбург (1904-1961)
« Ответ #48 : Июнь 24, 2012, 11:43:15 »
Опус 25 Шопена в исполнении Гинзбурга издан целиком. Среди них - один из сильнейших стрессов моей жизни - Этюд op.25 №11 в исполнении Гинзбурга: это просто какая-то бомба ! В своё время, когда И.Бэлза обсуждал с Г.Гинзбургом польскую мелодику и идейную тематику шопеновских вещей, в частности, и этого Этюда, то Гинзбург спросил у него: если легенда связывает этот Этюд с событиями польской истории, в частности, с Собеским, то "что же пело войско Собеского по польскому обычаю перед битвой ?". Бэлза сообщил ему, что первыми звучали слова "O gloriosa Domina". Это как раз слова вступительного мотива этой пьесы - её лейтмотива. Видимо, Григорий Романович глубоко проникся рассказом И.Бэлзы, в результате чего построил на этой "военной" программе свою трактовку, поэтому когда Этюд в его исполнении заканчивается, то представляется даже не "битва" какая-то и не чьи-то "страдания" и даже не "гибель", а безжалостный и беспощадный расстрел прямо в упор из пушек, когда не остаётся вообще ничего и всё разлетается в пыль и клочья.
Гинзбург так ярко подавал этот образ, что с тех пор, как я его услышал с этим Этюдом, никто уже не может своим исполнением заслонить мне его трактовку, тем более, что сегодня никто уже не осмелится играть этот Этюд так, как это делал Гинзбург.
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2012, 11:53:34 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
В МГК выпустили 4-дисковый сет С. Е. Фейнберга с Бахом. Поскольку найти на их сайте информацию не очень просто, пусть она весит и здесь тоже. На дисках собраны неизвестные ранее записи С. Е. Фейнберга из его домашнего архива (см. следующий пост)!

http://www.mosconsv.ru/ru/disk.aspx?id=131934







    Год выпуска: 2012
    SMC: CD 0125-0128

Творчество Самуила Евгеньевича Фейнберга - выдающееся явление в мировом музыкальном искусстве. Это был композитор с самобытным миром идей и образов, пианист, достигший вершин исполнительского мастерства, педагог, создавший свою оригинальную школу и воспитавший огромное количество прекрасных музыкантов, ученый-исследователь, обобщивший свой опыт в книгах и статьях, содержащих ценнейшие мысли о музыкальном искусстве.

С. Е. Фейнберг родился 14 (26) мая 1890 года в Одессе. Он рано обнаружил яркие музыкальные способности. Первым учителем, оценившим музыкальное дарование своего ученика, пробудившим его любовь к классической музыке и поддержавшим его стремление к сочинительству, был А. Ф. Иенсен (до него С. Е. Фейнберг занимался у учительницы сестры - С. А. Гуревич). В 1904 году, с благословения Иенсена, Фейнберг поступил в класс А. Б. Гольденвейзера в Филармонию и год спустя перешел вместе со своим профессором в консерваторию. Уже при окончании Московской консерватории в 1911 году молодой музыкант обратил на себя внимание грандиозностью ставящихся им задач и широтой музыкальных интересов. Об этом говорит уже само перечисление произведений, входивших в его дипломную программу: Концерт Генделя, Адажио Моцарта, Прелюдия, хорал и фуга Франка, незадолго до этого написанный Рахманиновым Третий концерт. Кроме того, сверх основной программы он представил экзаменационной комиссии оба тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

И далее, в течение всей своей жизни Фейнберг сохранял титанический масштаб освоения фортепианного репертуара. В 20-х годах он исполнил в двух концертах все 10 сонат Скрябина, вместе с профессором Московской консерватории Б. О. Сибором - все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано. Он неоднократно давал циклы концертов из всех 32-х фортепианных сонат Бетховена. В его репертуар входили все основные сочинения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Скрябина, многие сочинения Чайковского, Рахманинова, Метнера и других композиторов.

В программы своих выступлений с оркестром Фейнберг часто включал 4-й и 5-й концерты Бетховена, концерт Скрябина, 3-й концерт Рахманинова, 1-й и 3-й Прокофьева, свои собственные концерты. Его партнерами в симфонических концертах были дирижеры А. Гаук, Э. Купер, Н. Голованов, А. Орлов, Н. Аносов, из зарубежных гастролеров Ф. Штидри, А. Коутс.

Он последовательно пропагандировал советскую музыку, часто являясь первым исполнителем многих сочинении Прокофьева, Мясковского, Ан. Александрова и других советских композиторов. В 1926 году в его исполнении впервые в СССР прозвучал 3-й концерт Прокофьева. Роль Фейнберга как пропагандиста современной отечественной фортепианной музыки была общепризнанной. В опубликованной переписке Мясковского с Прокофьевым есть знаменательное высказывание Николая Яковлевича Мясковского по поводу предстоящего исполнения 5-й сонаты Прокофьева: «У нас она получит свое признание, как только ее исполнит Фейнберг».

Вот одна из концертных программ пианиста тех лет: Мясковский -Соната № 2; Александров - Соната № 3; Прокофьев - Соната № 4; Скрябин - Соната № 5; Фейнберг - Соната № 6.

Уже первые собственные сочинения Фейнберга привлекли внимание как отечественных, так и зарубежных музыкантов. Видный американский музыковед Карл Энджел, говоря о большой группе советских композиторов, развивающих наследие Скрябина, указывал: «Наиболее индивидуальное явление в этой плеяде - творчество Самуила Фейнберга. У него мощное дарование. Возможно,он даже гениален. Его две фантазии для фортепиано - концентрированный экстракт глубоко музыкальной души... Современность его музыки не повисает без опоры в воздухе, а покоится на прочном камне...»/Musical Quarterly, New York, 1925/.

С. Е. Фейнберг нашел свой определенный, самобытный стиль, идя по пути углубления, усложнения музыкальной ткани, открывая новые звуковые и виртуозные возможности фортепиано. Фортепиано посвящено почти все его творчество: 12 сонат, 2 фантазии, 2 сюиты, 3 концерта (2-й удостоен Государственной премии СССР). Среди других сочинений - скрипичная соната, различные обработки, более 50 романсов. В 1925 году Фейнберг с триумфом играет свою Шестую сонату на фестивале современной музыки в Венеции. О нем пишут как об «одном из самых выдающихся музыкантов современности».

В книге «Пианизм как искусство», говоря о корнях советского пианизма, Самуил Евгеньевич Фейнберг указывает на чрезвычайно ценную его особенность: «Традиции нашего пианизма созданы в первую очередь крупнейшими русскими композиторами-исполнителями. Достаточно назвать такие имена, как Балакирев, Лядов, Рахманинов и Скрябин, Метнер, Прокофьев, Шостакович, - и мы ясно увидим, что все основные достижения идут по преемственным стадиям, от одного крупнейшего пианиста-композитора к другому. И именно тот пианист, который одновременно является и замечательным композитором, проявит особую чуткость и будет способен поднять стиль исполнения до высокого совершенства».

Эти слова Самуила Евгеньевича дают ключ и к пониманию природы его собственного исполнительского стиля. Широта горизонта композитора-мыслителя позволяла Фейнбергу и в роли интерпретатора подняться до высоты, с которой гораздо полнее открываются все грани, ракурсы и скрытые глубины произведения. Он обладал особым умением одухотворить сочинение главной идеей, основным настроением, благодаря чему оно приобретало неповторимый характер. Игру Фейнберга поэтому нельзя спутать ни с какой другой. И хотя мощная личность творца-философа слышна за каждой сыгранной им нотой, это не только не противоречит авторскому стилю и смыслу произведения, но сообщаетему особенный, живой трепет подлинной жизни.

С юныхлетдо последних дней постоянным спутником Фейнберга была музыка И. С. Баха. В репертуар исполнителя входили почти все клавирные сочинения великого композитора; широко известны фейнберговские обработки его органных сочинений. Фейнбергу были чужды «музейно-охранительные» тенденции в исполнении Баха. Сторонникам стилизованной манеры, стремящимся приблизиться к звучанию клавесина, он противопоставил интерпретацию, полнокровно выявляющую все лучшие качества современного фортепиано. Бах в его исполнении предстает перед слушателем, прежде всего, как художник с огромным диапазоном мыслей, чувств и переживаний, глубоко человечный, лишенный какого-либо намека на аскетизм.

«С. Е. Фейнберг исполняет Баха так, как будто он вместе с композитором создает эту музыку. Он играет так, как будто пером вырисовывает всю полифоническую ткань. Все голосоведение в его исполнении настолько ясно и естественно, что нет ни одного момента, где бы оно не находило своего законченного завершения», -писал профессор Московской консерватории В. В. Нечаев («Советский музыкант», 20 ноября 1950 г.).

Велик вклад С. Е. Фейнберга в отечественную бетховениану: циклы концертов, в которых он неоднократно исполнял все 32 сонаты великого композитора, были яркими событиями музыкальной жизни нашей страны. В своем прочтении Бетховена Самуил Евгеньевич ставил во главу угла идейное начало, драматургию. Не сковывая и здесь свою фантазию рамками «охранительных тенденций», он ярко индивидуализировал образный строй каждой сонаты, подчеркивая контрасты, излюбленные бетховенские акценты, диалоги, «гениальные странности», выявляя оркестральность, свойственную бетховенскому стилю. Особое внимание он уделял построению формы, считая, что Бетховену «именно в сонатной форме удалось создать гениальные произведения, может быть, величайшие среди всех музыкальных композиций». Из композиторов-романтиков С. Е. Фейнбергу был особенно близок Шуман. Пианист сумел проникнуть в «святая святых» внутренне противоречивого, контрастного и психологически сложного творческого мира композитора.

«Интерпретатор Шумана, - пишет Фейнберг, -должен суметь сочетать в своей игре предельную виртуозность с проникновенным лиризмом. Он должен освоить и жестко метрические построения и утонченнейшие, своевольные колебания ритма. Он должен то полностью подчиняться конкретной логике изложения, то находить в своей душе особый индивидуальный резонатор, чтобы уловить едва доносящийся «голос издалека». В последние годы жизни болезнь заставила Фейнберга прекратить публичные выступления (его последний концерт в Большом зале Московской консерватории состоялся 3 апреля 1956 года), но его ученики и все те, кто бывал на его уроках в 28-м классе Московской консерватории, помнят, с каким совершенством играл Самуил Евгеньевич до последних своих дней! (Последние записи сочинений Баха были сделаны Самуилом Евгеньевичем за месяц до смерти, наступившей 22 октября 1962 года).

Его память была поразительной, создавалось впечатление, что он может играть все и всегда, как если бы он специально «держал в пальцах» весь свой грандиозный репертуар. Каждый урок был праздником, в классе всегда была особенная, возвышенная атмосфера священного служения искусству; каждый в это время ощущал свою сопричастность ему.

Об удивительной глубине и остроте мысли и об огромной эрудиции Фейнберга можно получить представление, прочитав его книгу «Пианизм как искусство», уникальную по глубине и тонкости наблюдений, широте обобщений. Многие ее положения впервые освещают сложнейшие проблемы музыкального (и в частности исполнительского) искусства, открывают новые горизонты и пути музыкальной мысли.

Редкие человеческие качества Самуила Евгеньевича - кристальная честность, благородство, великодушие, скромность, доброта - снискали емулюбовь и уважение всех, кто его знал. Простота в общении, мягкость, весь обаятельный облик учителя притягивали к себе молодежь и вызывали ее доверие и горячее желание стремиться к высотам избранного искусства.

Исполнительское искусство С. Е. Фейнберга, запечатленное в аудиозаписи, вызывает огромный интерес у нас в стране и во всем мире. Причем этот интерес все возрастает. Все больше возрастает интерес и к собственным сочинениям С. Е. Фейнберга. Хочется выразить надежду, что эта тенденция будет развиваться, и композиторское наследие замечательного музыканта со временем займет по праву принадлежащее ему место на концертной эстраде наравне с музыкой выдающихся наших мастеров.

С юных лет и до последних дней музыка И.С. Баха была неизменным спутником С. Е. Фейнберга. Его исполнительским дебютом, состоявшимся в феврале 1914 года в Москве, в зале Синодального училища (ныне Рахманиновский зал Московской консерватории), было исполнение двух томов «Хорошо темперированного клавира». И далее, в течение долгой концертной жизни Фейнберг неоднократно играл как «Хорошо темперированный клавир», так и большинство других клавирных сочинений Баха. Незадолго до смерти Самуил Евгеньевич осуществил грамзапись всех 48-ми прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха, перекинув, таким образом, арку от своего исполнительского дебюта к вершине своего исполнительского мастерства. Мировая музыкальная общественность с восторгом отозвалась на это событие: «Исполнение Фейнбергом «Хорошо темперированного клавира»... принадлежит к самым прекрасным образцам игры на рояле. Его трактовка является очень живой и молодой, с мягким лирическим оттенком... Какой пианизм, какое острое чувство колорита и динамики!» («Музыкальная Америка», 1961 г.).

Известный деятель культуры ГДР, профессор А. Курелла назвал запись «Хорошо темперированного клавира» в «числе важнейших художественных событий 1961 года».

Проблема стиля исполнения сочинений Баха имеет долгую историю: споры, как нужно играть Баха, как играл свою музыку сам композитор, не утихают по сей день, да, наверное, не утихнут никогда. Одни исполнители в поисках максимального приближения к стилю эпохи используют на рояле регистровые принципы управления звуком, свойственные органно-клавирному стилю. Они стараются добиться безупречной звуковой ровности в пределах одного эпизода и мгновенной смены звучности при переходе к другому, полной метрической точности, часто отказываются от употребления педали и выделения голосов.

Другие считают, что старинную музыку нужно играть на старинных инструментах, изучают свидетельства современников об особенностях исполнительского искусства того времени. Фейнберг ставит вопрос по-иному: «Как использовал бы сам гениальный композитор достоинства современного рояля? Возможно, что, ознакомившись с особенностями наших инструментов, автор «Хорошо темперированного клавира» совсем не одобрил бы реставрационно-музейных тенденций». Признавая все же правомерность этих тенденций и уместность применения «орнаментальных» трактовок для токкатообразных пьес и эпизодов, восторгаясь отдельными удачами выдающихся исполнителей на этом пути (В. Ландовская), Фейнберг тем не менее решительно выступает за полножизненный метод трактовки Баха, метод, в полную силу использующий богатейшие возможности современного рояля - его звуковую мощь, гибкость и экспрессию динамики.

На этом пути Фейнбергу удалось достигнуть предельной выразительности исполнения. Ему удается выразить речевую экспрессию музыки Баха за счет тончайших тембровых и динамических нюансов, окрашивающих не только каждый голос, каждую фразу, но порой даже каждую ноту. Большая ритмическая свобода (особенно в трактовках каденций) обосновывалась Фейнбергом, во-первых, ее исключительной выразительностью, а во-вторых, отсутствием веских оснований считать, что Бах совсем не пользовался этим родом экспрессии. При этом Фейнберг подчеркивал, что «полножизненный», полный экспрессии стиль исполнения Баха требует особого творческого такта, умения удержаться в рамках, допустимых вкусом и стилем, что исполнение полифонии Баха - прежде всего система тончайших оттенков. И он владел этим арсеналом средств в совершенстве: он, как никто другой, мог придать музыке «особые приметы» через деталь - будь то характерная модуляция, штрих, динамический оттенок во фразе или нюанс в движении. В своеобразии этих всегда крайне выразительных деталей - одна из причин, почему игру Фейнберга не спутаешь ни с какой другой.

Отсутствие в интерпретациях Фейнберга привычных канонов порой отпугивало от него ревнителей «прописных законов». Его исполнение больше говорит тонкому знатоку и непредубежденному любителю, чем умеренному приверженцу традиции. Это - известная примета новаторского творчества, но будущее всегда принадлежит ему. Подтверждением этого служит глубоко духовное, живое искусство Фейнберга, которое не только не стареет, но, наоборот, становится все свежее и моложе в наше время.

Виктор Бунин
« Последнее редактирование: Июнь 24, 2012, 14:25:35 от Максим »