Автор Тема: Артём Никитенко, композитор, пианист (род. 1993)  (Прочитано 22645 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Здравствуйте еще раз!

Как и обещал, написал пост про последние события в Санкт-Петербурге, в частности, про мой сольный концерт, а также сделал некоторые анонсы. Читайте на моем сайте!

Выложены видео:
  • Сергей Слонимский. Интермеццо памяти Брамса
    Артем Никитенко. Впечатления о Санкт-Петербурге (обновленная редакция)

http://artem-nikitenko.ru/blog/piter-iiul-2011

Очень жду ваших комментариев!
P.S. В четверг уезжаю в Польшу, по Шопеновским местам. Эта поездка выиграна на Открытом Шопеновском конкурсе в Оренбурге (я стал обладателем Гран-При), обязательно отпишусь по приезду о своих впечатлениях. Спасибо!
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В четверг уезжаю в Польшу, по Шопеновским местам. Эта поездка выиграна на Открытом Шопеновском конкурсе в Оренбурге (я стал обладателем Гран-При)

Артём, я вас поздравляю с вашими успехами !
Желаю вам удачной поездки; пишите о ваших впечатлениях и обо всём, о чём сочтёте нужным сообщить. Конечно, было бы интересно послушать побольше ваших записей, ссылки на них можете размещать прямо в этом потоке, даже если они уже имеются на вашем сайте: дело в том, что посетителю проще кликнуть ссылку здесь, чем куда-то идти её искать ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Интермеццо памяти Брамса" - замечательная вещь ! Послушав эту пьесу в вашем исполнении, я сразу обратил внимание, что вы подаёте её намного академичнее, нежели сам автор.
Кстати, с этой пьесой у меня связана одна моя личная забавная история ! :)
Дело в том, что в советские времена в качестве музыкальных заставок использовали всевозможные инструментальные пьесы - и камерные, и оркестровые. И вот однажды в эфире прозвучало и "Интермеццо памяти Брамса" Слонимского, но тогда я ещё не знал, чья эта вещь ! Тем не менее, я её запомнил и в дальнейшем пытался найти в нотной библиотеке, мучаясь вопросом, кто бы мог её написать ? :)) Я, конечно, узнал тему Брамса (её невозможно не узнать), но терялся в догадках относительно авторства сией обработки: перерыв громадное количество сочинений, я "подозревал" даже Регера ! :)) Но .... ничего не нашёл.
Уже в середине 90-х годов я случайно попал в БЗК на авторский концерт Сергея Слонимского, в котором он исполнял в т.ч. и свои сольные вещи, а также импровизировал на заданные темы. Всё это было очень интересно И ВДРУГ !! И вдруг Слонимский садится за рояль и .... играет ту самую пьесу, в поисках которой я чуть себе все мозги не вывихнул ! :))
Вполне естественно, что после концерта я бросился к нему за кулисы узнать - что это за вещь ?? И тут-то он мне раскрыл, что это его композиция и назвал альбом, в составе которого она к тому моменту уже была опубликована.
Поэтому я рад, что вы сыграли "Интермеццо памяти Брамса" и что вы его цените.

Кстати, в моей памяти уже несколько десятилетий хранится ещё несколько пьес (в т.ч. и оркестровых), авторство которых я до сих пор не могу определить, а эпоха ушла, и пьесы эти никто больше не исполняет. Вот тоже жду: вдруг кто их сыграет ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Спасибо! Интермеццо памяти Брамса - действительно, очень запоминающаяся вещь, и теперь одна из самых любимых в моем репертуаре. Про ссылки на записи обязательно учту, благодарю.
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Добрый день!
Написал пост в своем блоге о впечатлениях от поездки в Польшу, как и обещал.
http://artem-nikitenko.ru/blog/avgust-polsha
Небольшой творческий отчет :)

-------------

08.08.11
 
Добрый день!

Сегодня вернулся из поездки по Шопеновским местам в Варшаве, Польша.

Она была организована В.Я.Селивановской, которая является главой Культурно-Просветительского центра "Червоны Маки", а также Организацией "Молодая Полония". Это было преподнесено в качестве приза обладателю Гран-При I открытого конкурса исполнителей польской музыки "Ноктюрн", который прошел в Оренбурге в ноябре 2010 года.
 

Было очень приятно, что провожать с вокзала в путешествие на родину Фридерика Шопена пришел Пан Яцек Весоловский - заместитель атташе по обороне посольства Республики Польши в Москве. Он преподнес памятные подарки, сувениры, для меня это было несколько неожиданно.

В первый день я выступал в концерте "Молодежь играет Шопена" в Доме Полонии, который располагается в историческом центре Варшавы, на Краковском предместье. Было очень много гостей, в том числе сотрудники Посольства Российской Федерации - присутствовала атташе по культуре Е.Бобрышева, представители учебных заведений Польши. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что состоится еще один концерт в столице Польши, возможно, что он пройдет в Посольстве РФ в Варшаве.

Мне удалось посетить Музей Фридерика Шопена, который просто насыщен передовыми интерактивными технологиями, Костел Святого Креста, в котором хранится сердце Шопена. Я увидел места, где маленький Фридерик в первый раз выступал, жил, поэтому эта поездка для меня является очень важной.

На фотографии: Артем Никитенко, Атташе по культуре Посольства РФ в Польше Елена Бобрышева

3 августа состоялся визит в Посольство РФ, был сам господин Посол - Алексеев Александр Николаевич. Удалось сыграть Токкату из сонаты Г.Бацевич на концертном рояле. Все прошло просто отлично.

До новых встреч!
« Последнее редактирование: Июль 24, 2012, 12:07:40 от Predlogoff »
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Артём Никитенко, композитор, пианист (род. 1993)
« Ответ #30 : Ноябрь 15, 2011, 19:35:09 »
А тем временем Артёму исполнилось 18 лет !
С чем я его поздравляю и желаю всевозможных успехов, в том числе и творческих ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В ближайшее время ждите опубликования моей "Юношеской сонаты" для фортепиано (думаю, что закончу ее к концу июля).

Так что с "Юношеской сонатой" ? :) Вероятно, уже закончена и сыграна ?

Да, кстати, вот записи А.Никитенко, в т.ч. 2-3 части из 2-й ф-п сонаты польского автора (дамы) Гражины Бацевич:

Г.Бацевич, Вторая соната, II-III часть
http://www.youtube.com/watch?v=2CerRynZAGY

Я послушал с интересом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Добрый день!
Давно уже не писал в этой теме, появилось несколько новых сочинений, но не все еще сыграно, так что сегодня хочу поделиться только одним из них.
Из важных профессиональных новостей: поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на композиторский факультет в класс Танонова А.В.

Сегодня хотел бы показать 5 миниатюр для кларнета и фортепиано.
Ноты и запись можно загрузить на сайте http://classic-online.ru/ru/production/42777 или http://artem-nikitenko.ru/dlya-duchovich-instrumentov/pyat-miniatiur-dlya-klarneta-i-fortepiano-2012. Первая зачетная работа, исполнена на концерте в камерном зале консерватории, партия фортепиано - Никитенко Артем, кларнета - Александр Захаренко.

Буду рад услышать впечатления!

P.S. Юношеская соната для фортепиано уже год как написана, но так и не записана, к сожалению. Как только - так сразу.
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Из важных профессиональных новостей: поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на композиторский факультет в класс Танонова А.В.

О, Артём!
Вот это действительно СОБЫТИЕ!
Я вас от всей души и от имени всех слушателей, оценивших ваши сочинения, поздравляю с этим важным профессиональным успехом и желаю вам получения в Консерватории профессиональной закалки высшего класса. А настоящая композиторская жилка у вас есть, и это мы все давно почувствовали.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Спасибо!

Я нашел запись того года своей фортепианной сонаты №1 op.10, и решил ей поделиться.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=JzSeSNXEGqc (не очень качественная запись с концерта еще в колледже)
Аудио/ноты можно скачать на сайте: http://artem-nikitenko.ru/dlya-fortepiano/sonata-dlya-fortepiano-d-moll

Спасибо.
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Из важных профессиональных новостей: поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на композиторский факультет в класс Танонова А.В.
Я Вас так-же поздравляю с поступлением! И желаю, чтоб Вы не сворачивали с наметившегося пути.  Антон Танонов мне известен прежде всего как композитор-попсовик. И даже его сочинения, претендующие на звание академических- целиком пропитаны попсовостью. Так что учитывайте этот аспект.   А я тут прослушал Вашу фортепианную сонату №1 , и если не брать во внимания следующие аспекты, то сама музыка мне понравилась. А аспекты вот какие:  Почему сочинение зовется сонатой? А если это соната, то где сонатная форма? Ну и кроме, 3 части, уместившиеся в 6 минут - это явно не соната, а как максимум- сонатина.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
я тут прослушал Вашу фортепианную сонату №1 , и если не брать во внимания следующие аспекты, то сама музыка мне понравилась. А аспекты вот какие:  Почему сочинение зовется сонатой? А если это соната, то где сонатная форма? Ну и кроме, 3 части, уместившиеся в 6 минут - это явно не соната, а как максимум- сонатина.

Андрей, не поверите, но вы задали в точности те же вопросы, какие возникли и у меня, когда я послушал это произведение сразу после размещения Артёмом ссылки. То есть в наших с вами впечатлениях много общего, следовательно, можно надеяться, что вывод объективен. Но вам как композитору сподручнее задавать такие вопросы коллеге, а я решил помолчать :) Действительно, форма и размеры скорее сонатинные, хотя я согласен с вами в том, что музыка очень симпатичная, а лирическая тема просто замечательная.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Еще раз спасибо за поздравление и за прослушивание музыки!

1 - по поводу педагога. Как мне кажется, направление музыки моего педагога пока что мало влияет на мой стиль, и не думаю, что повлияет в дальнейшем. Я немного расхожусь во взглядах на то, какую цель преследует музыка, и в данный момент мне это не очень близко.
Тем более, в рамках любого (как мне кажется) композиторского класса вы найдете студентов, которых привлекают абсолютно разные направления. Сейчас, как мне кажется, все очень лояльно и у меня есть возможности попробовать и посмотреть много всего интересного, не стесняясь композиторским стилем Антона Танонова.

2 - по поводу Сонаты.
Это уже не первый вопрос по поводу формы. Меня самого смущает немного миниатюрность сонаты, но хотелось сделать именно ее - с хорошим контрастом, конфликтом, в нескольких частях. Я почему-то в большинстве произведений тяготею к миниатюрности, и просто написать что-то большое - пока что не мое  :)
1 часть написана в сонатной форме, старался соблюдать необходимые пропорции частей ну и прочие аспекты. 3 - традиционно для сонаты Рондо.

Но соната еще только первая, и есть большой простор для фантазии и новых опытов. Кстати, соната была написана еще год назад, во время учебы в колледже - сейчас уже многое стараюсь пересматривать, в частности, квадратность, которая до последнего времени у меня была почти везде, как следствие воспитания слуха только на классической музыке.
Сейчас же слуховой диапазон очень сильно расширяется, меня привлекают новые направления, техники, новая музыка.
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
1 часть написана в сонатной форме, старался соблюдать необходимые пропорции частей ну и прочие аспекты.
Не хочу показаться назойливым ворчуном, но меня ошеломили Ваши слова что 1-я часть написана в сонатной форме. Где разработка ? Где отчетливая реприза?  Соната без разработки- это сонатина. Вы вот играли 7-ю Прокофьева. Посмотрите на нее теперь с позиции формообразования, весьма полезно.  А со звуковой точки зрения- мне в общем нравятся Ваши решения. Вкус к организации звуковой материи - у Вас бесспорно есть. Теперь задача - овладеть формой!

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Возможно, что разработка не имеет большого конфликта, драматизма, но все же я постарался ее сделать именно разработкой, хотя получилась она, действительно, весьма небольшой.
По поводу репризы - опять же, все основные темы в ней есть, но в обратном порядке: П.П. - З.П. - Г.П., хотя и урезанная. Тут, наверное, действительно проблемы в объеме материала. Небольшая экспозиция не позволила сделать большой разработки, и небольшая первая часть не позволила сделать больших 2 и 3 частей.
Всерьез задумался над тем, чтобы все-таки переименовать в Сонатину!

Ну и в общем насчет формы - соната является наиболее сложной, как мне кажется, и я делаю только первые шаги в ее освоении. Большое спасибо за Ваши замечания!
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всерьез задумался над тем, чтобы все-таки переименовать в Сонатину!

Меня вы убедили, что это всё же соната, а не сонатина (по форме, но не по свойствам муз.материала и не по его развитости), и эту жанровую принадлежность сильнее всего детерминирует, конечно, 1-я часть, хотя сонатная форма в ней претерпела существенные деформации. Но эти деформации после ваших объяснений и дополнительного прослушивания мне кажутся вполне логичными. Так, если ГП такая ёмкая и короткая, то разработка в сравнении с её длительностью выглядит вполне продолжительной, ведь разрабатывается только ГП, а ПП "ждёт" своей очереди, чтобы вступить в экстатическом варианте. И тот факт, что реприза начинается именно с неё и является зеркальной, в моих глазах вполне логичен - своим буйством разработка как бы индуцирует подобное мощное следствие. В этом, пожалуй, проявляются черты романтической поэмности, а разработка как бы сращивается с началом репризы, которое является в этом отношении продолжением и гребнем кульминации разработочного развития. После ПП естественно ожидать ЗП, а для ГП вы по сути оставили роль короткой коды, как поступает, к примеру, Рахманинов в 1-й части 3-го концерта.
В этом плане всё логично. Но тут вопросик: тональность ПП в репризе вы нарочно сохранили той же, что и в экспозиции, чтобы соблюсти полную зеркальность ? Почему опять в A-dur, а не в D-dur, к примеру ? Ведь ГП идёт в d-moll. Или в репризе ПП служит как бы доминантой для ГП ? Правда, разработка ГП начинается в a-moll и выходит на A-dur ПП в начале репризы. Поясните, пожалуйста, ваши тональные решения.
И рондо в финале выглядит вполне соответствующим этому наименованию - повторяющаяся тема соседствует с развивающими эпизодами и её возвращения не выглядят надуманными. Кстати, мотивное её строение напоминает ГП 1-й части. Тоже логично.
Средняя часть мне не вполне понятна по замыслу - в начале её вы вроде бы желали тональной бифункциональности d-cis, а что в дальнейшем, и чем она заканчивается ? Кроме того, в среднем разделе у вас текст исполнения в некоторых моментах существенно расходится с выложенными нотами.
Любопытно.
« Последнее редактирование: Апрель 19, 2013, 21:01:20 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
По поводу тональных преобразований - ПП в репризе оставлена в той же тональности (A-dur) для того, чтобы сразу же срабатывала ассоциация с ней же в начале произведения. Она у меня сразу сложилась в данной тональности, и мне не хотелось ее сильно видоизменять именно гармонически и тонально.

Мне не кажется, что в данной сонате нужно было обязательно соблюсти принципы тонального построения репризы, хотя в начале сонаты этот принцип сохраняется - разработка начинается в тональности доминанты, но быстро уходит из нее и становится нетональной. Тема ГП сама по себе тональна, ее можно интересно гармонизовать в рамках d-moll, но ее настоящая гармонизация не дает такого ощущения, и здесь играть на тональном контрасте разработки и репризы просто не хотелось, так как сами тональности не так сильно выражены.

Ранее это было очень важно, когда именно взаимодействие тональностей было одним из основных принципов развития материала. Здесь это отходит на второй план.

По поводу рондо. Тема действительно очень родственна теме первой части, и это было одной из главных задач - создать ее похожей на ГП первой части именно для того, чтобы сложился цикл. Я рад, что это удалось.

Вторая часть - я не особо задумывался над принципами бифунциональности, поэтому их не придерживался дальше. Тема дается и в немного другой гармонизации, так что это не несет в себе какого-то основного смысла 2 части. Хотелось создать контрастный эпизод в рамках цикла с другими задачами, в отличие от 1 и 3 частей, побольше развить именно лирическую сторону, которой не хватает в них ну и передохнуть перед мощным финалом.

Насчет разницы исполнения - да, это есть, так как запись была создана несколько раньше создания окончательной редакции нот, и сейчас я понял, что мне следует еще раз все перепроверить. Это аудиозапись снята с видео, поэтому здесь, к тому же, и качество не очень, я постараюсь записать это в лучшем варианте.
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Стельмах Андрей

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 189
Артем, мне нравится ход Ваших мыслей.  А так-же я очень рад, что Вы верно восприняли мои слова. Сонатная форма- действительно самая сложная, но и самая интересная!!!! Удовольствие от создания сонатной формы- нельзя ни с чем сравнить!!! Так что направьте всего себя именно на освоение сонатности!!!! Ибо это и симфония, и инструментальный концерт, да и фортепианные сонаты! Так что только вперед!
 
На счет переименования сонаты №1 в сонатину - Вы только выиграете !!! Ибо у критиканов (таких ворчунов как я) - не останется претензий  ;)

Остается лишь добавить, что досконально освоив и полюбив сонатную форму- Вы будете ярко отличаться от большинства своих однокурсников, удел которых будет лишь освоение сюиты  ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
По поводу тональных преобразований - ПП в репризе оставлена в той же тональности (A-dur) для того, чтобы сразу же срабатывала ассоциация с ней же в начале произведения
......
По поводу рондо. Тема действительно очень родственна теме первой части, и это было одной из главных задач - создать ее похожей на ГП первой части именно для того, чтобы сложился цикл. Я рад, что это удалось.
......
Вторая часть - .... в отличие от 1 и 3 частей, побольше развить именно лирическую сторону, которой не хватает в них ну и передохнуть перед мощным финалом

Да, спасибо, я теперь понимаю, на чём были основаны ваши формообразующие принципы в данной сонате. Кстати, вижу, что в нотах изложена облегчённая версия 2-й части, по-видимому, как раз с целью подчёркивания лирической стороны.
Рассказом о тональностях полностью удовлетворён.
Спасибо, теперь вижу, что это во всех отношениях замечательная соната.
Да, хотел сказать ещё вот что: вы всё-таки хороший пианист, поэтому ваша собственная соната у вас получается слишком виртуозно :) Быть может, её нужно подавать чуть более сдержанно, классично и с чуть большей расстановкой? Мне кажется, что она от этого только выиграет.
Впрочем, вам виднее, вы же автор! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Gleb Yakovlev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 218
Здравствуйте, Артем! Послушал Вашу сонату. Мне очень приятно, что Вы движетесь в направлении освоения именно классических форм.
Хотя претензии в форме все же есть. Хотя бы уже потому, что конечно же никакая это не соната и даже не сонатина, т.к. нет смены тонального контраста между экспозицией и репризой. Хотя в таком возрасте подобные ошибки вполне простительны.
Желаю Вам двигаться дальше и успехов Вам!  :)

Оффлайн Никитенко Артем

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 21
  • Артем Никитенко
    • Сайт композитора Артема Никитенко
Насчет темпов - первая часть играется существенно медленнее (в нотах указан метроном), это также чуть позже уже стало понятно, после первого исполнения и прослушивания, т.к. сначала возникает ощущение сумбурности.

И еще раз спасибо за высказанные мнения!
<a href="http://artem-nikitenko.ru">Сайт композитора Артема Никитенко</a>

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насчет темпов - первая часть играется существенно медленнее (в нотах указан метроном), это также чуть позже уже стало понятно, после первого исполнения и прослушивания, т.к. сначала возникает ощущение сумбурности

Да-да, материал нужно подавать немного членораздельнее, а то этим виртуозным напором нивелируются многие симпатичные детали.
А насчёт формы и наименования "соната" .... Знаете, а может, вы - наш отечественный Веберн и открыли какой-то новый жанр - микросонату ? :) На основании единственного экземпляра трудно судить о возможности открытия некоего направления, но если вы будете работать в этом русле и в дальнейшем, то можно будет сопоставить разные произведения и уже тогда принять решение о жанровой принадлежности.
Всё же соната - это схема, а живое творчество хотя и нуждается в оформлении, но не может быть абсолютно схематично, так что отклонения от схемы не отрицают само клише сонатной формы, но добавляют ему жизни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица