Автор Тема: Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета (Баку)  (Прочитано 13409 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова (Баку)

Информация сайта Бельканто:

http://www.belcanto.ru/azer.html



Другие источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%9C.%D0%A4._%D0%90%D1%85%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Театр создан в мае 1920 года Декретом правительства Азербайджанской ССР. Театр был размещён в здании построеном в 1910—1911 гг. (архитектор Г. Тер-Микелов). В 1910 году бакинские армяне - братья Маиловы решили на собственном участке в Баку построить большое, современно оснащенное здание нового театра. Младший брат Илья Лазаревич был врачом, старший - Даниил Лазаревич, был бизнесменом, членом учетно-ссудного торгово-промышленного комитета. Так сказано в "Кавказском вестнике" от 1917 года. [1] Зрительный зал театра вмещал 1281 человека. На сцене театра шли оперные, балетные, драматические спектакли как на азербайджанском так и на русском языке, ставились также и оперетты.

В первые годы на сцене театра были поставлены опера «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова, опера «Шах Исмаил» Магомаева, опера «Ашуг Гариб» Зульфугара Гаджибекова, оперы «Демон», «Мазепа», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Аида», «Фауст», «Кармен», «Тоска»; балеты «Лебединое озеро», «Жизель», «Коппелия».

В сезоне 1924—1925 гг. балетная и оперная труппа театра были выделены в самостоятельный коллектив. В этом коллективе были собраны лучшие мастера азербайджанского музыкального театра:
Бюль-Бюль, Г. К. Сарабский, Г. Гаджибабабеков, М. Т. Багиров, М. Х. Терегулов, Ш. Мамедова, С. Гаджиева, Ф. Мухтарова, А. Рзаева. В 1930 году театру присвоено имя М. Ф. Ахундова.

В 1938 году театр был награжден Орденом Ленина.

В 1940 году на сцене театра был поставлен первый азербайджанский балет «Девичья башня» А. Бадалбейли.

Спектакли, поставленные в театре, неоднократно удостаивались Сталинских премий:

    * 1941 — «Кёроглы» Узеира Гаджибекова (постановка 1937 года)
    * 1958 — «Гюльшен» С. И. Гаджибекова (партия Азада — Константин Баташов, Сталинская премия 2 степени)


http://www.baku.ru/enc-show.php?cmm_id=276&id=56249&c=2056

Баку. Театр оперы и балета - Театр бр. Маиловых
В конце XIX - начале ХХ века в Баку появились первые нефтяные скважины. Вместе с ними в Баку росли здания театров, домов кино и развлечений. Миллионеры-счастливцы на свои собственные средства строили прекрасные здания и особняки. Одним из таких является здание нынешнего Театра оперы и балета.
Интересна история его сооружения .
Братья Маиловы решили на собственном участке в Баку построить большое, современно оснащенное здание нового театра. Младший брат Илья Лазаревич был врачом, старший - Даниил Лазаревич, был бизнесменом, членом учетно-ссудного торгово-промышленного комитета. Так сказано в "Кавказском вестнике" от 1917 года. Братья Маиловы были и известными в России рыбопромышленниками, имели на берегах Куры рыбные промысла. Владели цехами по производству икры.
В 1910-м году в Баку приехала с гастролями известная певица - Антонина Васильевна Нежданова. Ее красота и бесподобный голос очаровали местную публику. А один из старших братьев миллионеров Маиловых влюбился в певицу без памяти. Оказывая ей всяческие «знаки внимания», осыпал золотом и драгоценностями.
Певица провела в Баку около месяца - давала концерты в здании Биржи, в «Зимнем клубе», а то и в деревянном цирке, После окончания гастролей в «Казино» устроили торжественные проводы певицы.
Во время обеда у примадонны спросили: «Когда вы еще обрадуете бакинцев своим приездом!»
Певица пожала плечами: «Наверное, никогда. Я не привыкла выступать в казино, в цирке. Я просто поражаюсь, почему в вашем прекрасном, богатом городе, где живут такие щедрые рыцари, нет оперного театра, где бы певцы могли демонстрировать свое искусство».
Маилов спросил: «Ханум, куда вы намерены отправиться сейчас!» Певица ответила, что ей предстоят гастроли в Японию и что через год она вернется в Россию. Тогда Маилов сказал: «Приезжайте в наш город через год. Мы построим достойное вашего искусства здание, а вы его откроете».
На том и порешили. Маилов поручает подготовку проекта архитектору Баеву и просит его выстроить здание, похожее на тифлисскую оперу, только более красивое и внушительное.
Прослышал об этой истории Гаджи Зейналабдин Тагиев и при встрече с Маиловым поинтересовался, как идут дела. Маилов ответил, что архитектор Баев уже ознакомился с чертежами оперного театра в Тифлисе и, вернувшись в Баку, засел за проект. Гаджи Зейналабдин сказал: «Не представляю, как можно построить такое здание за год! Я сам был каменщиком, подрядчиком, немало домов выстроил. В этом деле, можно сказать, собаку съел. И знаю, что это почти невозможно».
Маилов усмехнулся и говорит: «Гаджи, давай поспорим. Если здание не будет готово за год, я завершу строительство и отдам оперу тебе. Но если я уложусь в срок, то ты возместишь мне затраченные на строительство средства. А здание останется мне». Тагиев согласился.
Театр был построен по классической схеме, то есть в нем есть вестибюльная группа, зрительный зал и сцена. Здесь удобная и рациональная планировка здания. В истории строительства театральных сооружений в эпоху капитализма маиловский театр занимает особое место, так как был готов в рекордные сроки, учитывая уровень строительной техники того времени. Высокий темп работ, принятый в начале строительства театра, не ослабевал до завершения строительства этого крупного сооружения. Здание вместимостью около 1800 человек было построено менее чем за 10 месяцев.
Отметим, что за весь период (с 29 апреля 1910 года до 27 февраля 1911 года) работа продолжалась в три смены, с участием 200 рабочих в каждой. Ночью, во время работы, место работ освещалось прожекторами, чтобы не замедлять темпов строительства. Правильная организация строительных работ позволила Баеву успешно и в кратчайшие сроки завершить все задуманное.
19 февраля 1911 года новый театр осматривал бакинский градоначальник Мартынов в сопровождении инженера Е.Рыбчинского. Пояснения давал Баев.
В связи с окончанием строительства оперы газета «Бакинец» поместила в 1911 году восторженную статью: «Мы склоняем головы перед энергией, талантом и неистощимым трудолюбием архитектора Баева. Действительно, не каждому мастеру удалось бы за семь-восемь месяцев возвысить на голом, пустынном месте столь роскошное, величественное здание.
Этот оперный театр для Баку - бесценный подарок. Ведь для такого большого города с разнообразным населением одного тагиевского театра было, конечно, недостаточно.
Потолок здания покрыт несколькими слоями бархата, поверх которого уложен войлок. Такая изоляция создает в зале и на сцене отличную акустику».
28 февраля 1911 года состоялось открытие нового бакинского Театра оперы и балета. Маилов дает телеграмму певице, приглашая ее на открытие оперы. Она приезжает в Баку и принимает участие в торжествах. На открытии театра была поставлена опера «Борис Годунов». В главной роли выступал Мозжухин. Открытие бакинского оперного театра стало знаменательным событием в общественной и культурной жизни города. После исполнения первой арии певицу осыпали золотым дождем. Сцена была завалена цветами. Маилов и здесь отличился. Он преподнес своей пассии венок, составленный из ассигнаций разного достоинства - пятисотенных, сотенных, пятидесятирублевых и четвертных билетов. Об этом по городу еще долго ходили пересуды.
Место, где построили оперу, было в крайне запущенном состоянии. На фоне ветхих лачуг, старых одноэтажных домов здание театра выглядело особенно величественным. Улицу вокруг оперы не успели замостить, и после дождя грязь здесь поднималась до колен. Это создавало большие неудобства для театралов. Многие, чтобы не запачкаться, нанимали за деньги амбалов. Утопая в непролазной грязи, те несли на закорках до фаэтонов и карет разнаряженных мужчин и женщин.
В 1916 г. бакинцам удалось добиться открытия постоянно действующего музыкального театра (до того времени постоянной оперы в Баку не было, хотя гастролирующие труппы приезжали часто). В октябре 1916 г. в помещении оперного театра начала свой постоянный сезон оперная группа антрепренера П.И.Амираго.
17 мая 1920 года был издан первый декрет «о национализации театров, кино, музеев», а 1-гo июня 1920 года специальным постановлением все театры Баку были переданы в ведение правительства, и оперный театр стал Азербайджанским государственным театром оперы и балета.
В 1925 году азербайджанская оперная труппа отделилась от драматической (до этого они еще не было дифференцированы) и объединилась с труппой русской оперы. В этот же год оперному театру было присвоено имя великого драматурга М.А.Ахундова.
Свой современный облик театр получил после реконструкции в 1987г.


http://en.wikipedia.org/wiki/Azerbaijan_State_Opera_and_Ballet_Theatre

The Akhundov Azerbaijan State Academic Opera and Ballet Theatre (Azeri: Axundov adına Azərbaycan Dövlət Akademik Opera və Balet Teatrı) is a theatre in Baku, Azerbaijan. It was built in 1911.
History

The theatre was built at the request of millionaire Daniel Mailov and funded by Zeynalabdin Taghiyev. According to an urban legend, Mailov and his brother were not invited to a housewarming ball of a famous opera singer from Baku whose new house (now the head office of SOCAR) was one of the most outstanding pieces of architecture in the city. The Mailovs therefore decided to erect a building of their own outdoing the "tactless" singer. In 1910, famous Russian soprano Antonina Nezhdanova visited Baku giving several concerts at various clubs and performance venues. On a ball organized on the occasion of Nezhdanova's departure at the local casino, she was asked whether she would like to visit Baku again. Her response was negative followed by a concern that in a city of so many wealthy people no one would fund the construction of a decent opera theatre where singers could fully demonstrate their musical talent. Daniel Mailov who had grown to admire both Nezhdanova's voice and persona during her tour decided to use this opportunity and offered her to revisit Baku in one year to attend the opening of a new opera theatre, which he would order to build in her honour.

Civil engineer Nikolai Bayev designed the architectural sketch of the theatre.[3] However the construction of such grandiose building in a year was unheard of at the time and required many safety measures to be taken. The Mailovs decided not to wait for the approval of the City Council but were ordered to stop the construction as it violated building regulations.[2] Soon Bayev managed to convince the city legislature and received its approval. Azeri millionaire Zeynalabdin Taghiyev who had earlier sponsored the construction of the Taghiyev Theatre (present-day Azerbaijan State Musical Comedy Theatre) expressed his doubts that the new theatre could be fully constructed in such a short period of time. Daniel Mailov laid a bet: if the Mailovs did not manage to get the theatre built on time, they would offer it to Taghiyev as a gift; if the theatre was indeed built by 1911, Taghiyev would have to cover all the building expenses.

The three-shift work at the site involving 200 workers ensured speedy construction of the building. All works were completed in less than 10 months. The total costs for construction exceeded 250,000 rubles. The city mayor Peter Martynov accompanied by architects and engineers examined the newly-built theatre and confirmed its safety. As promised, Taghiyev paid all the expenses. The official opening of the Mailovs' Theatre was scheduled on 28 February 1911. Daniel Mailov notified Nezhdanova of the ceremony by telegramme beforehand, and the renowned soprano became the first singer to perform at the new opera house. Most of Baku's multiethnic elite attended the event; among the ones not present was the opera singer who had not invited the Mailovs to his housewarming ball.

In 1916, the theatre acquired a resident organization (Pavel Amirago's opera troupe) and began to function on a permanent basis. In 1920, it became a state theatre known as the Opera and Ballet Theatre. In 1925, the Azerbaijani Opera Troupe, the Russian Opera Troupe and the Drama Troupe united to become the official resident organization, and in 1927 the theatre was named after writer Mirza Fatali Akhundov. In 1959, it received the status of an academic theatre.

In 1985, the newly-renovated theatre mysteriously burned down. In 1987, all the restoratory works were finished and the theatre reopened its doors.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
08.06.2009 10:27

http://ru.trend.az/life/culture/1483731.html
 
Бакинский оперный театр будут реставрировать по венецианским стандартам?

Азербайджан, Баку, 8 июня /корр. Trend Life Эльдар Гусейнзаде/

Бакинский Театр оперы и балета может быть реконструирован с использованием опыта работы венецианских архитекторов. В Венеции, после длительной реконструкции, в воскресенье был открыт Оперный театр. Первый спектакль в стенах обновленного здания театра посетила и азербайджанская делегация во главе с министром культуры и туризма Абульфасом Гараевым, которая в пятницу открыла азербайджанский павильон на венецианском Бьеннале современного искусства.

Возможно, будет рассмотрен вопрос привлечения для реконструкции Бакинского Театра оперы и балета специалистов из Венеции, сообщила Trend Life пресс-секретарь Министерства культуры и туризма Зохра Алиева.

Азербайджанский павильон на Бьеннале современного искусства располагается в театре Giudecca-Zitelle. Здесь представлена живопись, видео-арт, инсталляции. В Венеции выставлены работы Таира Салахова, Наили Султан, Теймура Рустамова, Теймура Даими, Нияза Наджафова, Тарлана Горчу и группы художников "Хетт". Руководит работой павильона заслуженный деятель искусств, завсектором живописи, декоративного и прикладного искусства Министерства культуры и туризма Лейла Ахундзаде.

В 2007-ом году Азербайджан стал второй страной СНГ после России, чья выставка "Omnia mea" была представлена в Венеции. На том вернисаже были продемонстрированы произведения художников Чингиза Бабаева, Рашада Алекперова, Орхана Гусейнова, Тамиллы Ибрагимовой, Эльшана Ибрагимова, Али Гасанова, Рауфа Халилова, Рены Эфенди, творческой группы "Лабиринт" и других.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, быть может, кто-нибудь знает или найдёт интернет-адрес официального сайта бакинской оперы ?
В интернете много сообщений об этом театре, но где же сам сайт хоть на каком-нибудь языке ?
Если кто разыщет ссылку на сайт театра, просьба разместить в этом потоке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бакинская опера открыла сезон: любовь как смертный приговор

10:28, 22 сентября 2014 Day.Az

http://news.day.az/culture/521676.html

Азербайджанский государственный театра оперы и балета открыл сезон бессмертной оперой "Лейли и Меджнун".
 
Есть имена, произносимые с некоторым священным трепетом, потому что они составляют цвет и гордость родной земли, являются наилучшими выразителями характера своего народа. Для азербайджанской музыкальной культуры первая строчка в этом длинном, но еще открытом для нового поколения списке, безусловно, навсегда сохранится за основоположником азербайджанской профессиональной музыкальной культуры Узеиром Гаджибейли. Именно в день его рождения - 18 сентября - в Азербайджане отмечается День национальной музыки, и при организационной поддержке Фонда Гейдара Алиева и Министерства культуры и туризма проводится уже шестой по счету Международный музыкальный фестиваль, носящий имя великого композитора.
 
Сквозь череду фестивальных мероприятий особо выделился Театр оперы и балета, который на этот раз подготовил четыре постановки: вершинное произведение композитора - оперу "Кероглу", яркий балет-притчу "Семь красавиц" Гара Гараева, интригующий международный проект - премьеру "Свадьба Фигаро" Моцарта. И все же свой первый оперный спектакль в рамках фестиваля театр открыл весьма символично – с мугамной оперы "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибейли, премьера которой стала отправной точкой отсчета всего азербайджанского музыкального театра.
 
Подготовленная еще к столетию театра, новая, в буквальном смысле яркая, декоративно-красочная постановка оперы весьма благосклонно была встречена бакинскими меломанами - чему служит стабильно высокий интерес публики к данному спектаклю (в целом у театра уже сформировалась "своя" публика, которая старается не пропускать ни одного спектакля), а в этот вечер в театре была заполнена даже галерка. В зале, помимо местной публики, известных отечественных деятелей искусства, было много иностранцев, которые аплодисментами и с некоторым удивлением восприняли появление дирижера – очаровательной Севиль Гаджиевой. Женщина за дирижерским пультом, даже по западным меркам, явление весьма редкое, а увидеть такое на Востоке - любопытно вдвойне.
 
...
 
Известный отечественный режиссер Хафиз Гулиев поставил сдержанный, простой с виду спектакль, статика которого, однако, не имеет никакого отношения к обычному переминанию с ноги на ногу. Чтобы поставить такого рода спектакль, режиссерских навыков и знания музыки мало, нужно еще и для себя, и для зрителей решить мировоззренческий вопрос – что есть любовь? А это куда сложнее, тем более в опере все "закручено" исключительно вокруг темы любви и так мало ясности по данному вопросу.
 
В спектакле с первой ноты, первой сцены постоянно ощущается атмосфера чувственного томления и предчувствие весьма печального финала. Судя по постановке, для Меджнуна любовь – это заоблачная мечта (недаром образ возлюбленной ему видится в облаках). Даже искренняя любовь к нему вполне земной Лейли не может развеять его иллюзию любви, и, как результат, ответный тезис его возлюбленной: любовь - это ночь и смерть.
 
...
 
И все же самое примечательное в каждой постановке бессмертной оперы "Лейли и Меджнун" - это исполнители главных партий. Стоит ли говорить, что имена маститых Назакет Теймуровой (Лейли) и Мансума Ибрагимова (Меджнун) в афишах спектакля – это уже гарантия качественного исполнения. Оба исполнителя находятся "на пике" своего мастерства – исполнение выразительное, эмоционально-насыщенное, осмысленное. Да и в плане вокала голоса очень подходят друг другу – голоса "обволакивающие", бархатно-мягкие, без кричащей резкости, чем "грешат" многие молодые исполнители. И все же нельзя не выделить на сей раз Назакет Теймурову, голос которой подобно бутону розы, символу любви, врученному ей Меджнуном, постепенно ярко раскрывался по мере развития сценического действия.
 
Среди других исполнителей спектакля выделим Тайара Байрамова в партии Ибн Салама, который порадовал не только звонким голосом, но на сей раз и весьма убедительным актерским воплощением. Отметим исполнение Сахибой Аббасовой партии матери Лейли, Низами Багирова и Муталлима Дамирова в партиях отцов влюбленных, которые в целом оставили весьма благоприятное впечатление.
 
Вместо привычного Шахлара Гулиева на этот раз партия Новфеля была поручена молодому баритону Джахангиру Гурбанову. Из "плюсов" молодого исполнителя – довольно крепкий голос. Кроме того, он молод, обладает презентабельной внешностью. Из "минусов" - довольно робкое актерское исполнение, которое, думается, пройдет со временем, по мере накопления сценической практики, и сутуловатость, которая никак не "вписывается" в воинскую выправку благородного военачальника.
 
Как всегда, очень корректна и аккуратна была за дирижерским пультом Севиль Гаджиева. Собранность и удивительная ответственность, с которой наша первая и единственная на сегодняшний день женщина-дирижер подходит к музыкальному руководству спектакля, просто удивляют, а скромность - поражает. Отметим также замечательный аккомпанемент Эльчина Гашимова (тар) и Эльнура Ахмедова в сольных мугамных импровизациях.
 

Читать полностьюhttp://news.day.az/culture/521676.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Коллеги, быть может, кто-нибудь знает или найдёт интернет-адрес официального сайта бакинской оперы ?
В интернете много сообщений об этом театре, но где же сам сайт хоть на каком-нибудь языке ?
Если кто разыщет ссылку на сайт театра, просьба разместить в этом потоке.

Если я правильно поняла, то вот официальный сайт театра http://www.tob.az/
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
В Азербайджанском оперном театре, по слухам, прямо во время пения "слушатели" встают со своих мест, ходят по залу, собираются кучками и разговаривают.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
В Азербайджанском оперном театре, по слухам, прямо во время пения "слушатели" встают со своих мест, ходят по залу, собираются кучками и разговаривают.
О! Так это почти то же самое, что и в КЗЧ и БЗК - встают, ходят, уходят, приходят и т.д.!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зрители испытали культурный шок на премьере "Свадьба Фигаро" в бакинской опере

10:40, 29 сентября 2014 Day.Az  http://news.day.az/culture/523615.html

Даже не верится, что за более чем столетнюю историю Театра оперы и балета, одна из самых совершенных и востребованных в постановочном плане произведений в мировом оперном наследии - "Свадьба Фигаро" В.А.Моцарта - ни разу не была поставлена на отечественной сцене!
 
...
 
В качестве режиссера-постановщика нового спектакля был приглашен известный украинский режиссер Никола Третьяк, который, помимо прошлогодней премьеры, уже известен бакинским театралам как мастер остроумных, изобретательных, изящных комических спектаклей - барочной оперы "Così fan tutte" ("Так поступают все женщины") В.А.Моцарта и решенной в стиле итальянского неореализма постановки оперы "Джанни Скикки" Дж.Пуччини.
 
Режиссура Н.Третьяка подкупает тем, что эстетика его спектаклей не страдает болезнью современного музыкального театра, именуемой "режиссерской оперой", а по сути, нечто болезненно-гипертрофированное с минимальным сценическим реквизитом в духе "стерильно белых стен и геометрического нагромождения". Все было узнаваемо – салонная декорация, кринолины, парики, расшитые камзолы – все, что, собственно, и составляет сценографическую суть барочной оперы. Ничего не отвлекало от музыки и от исполнения, за что зритель, уже с открытием завеса, преисполнился к создателям спектакля большой и неформальной благодарностью.
 
В нынешней постановке "Свадьбы" у Н.Третьяка все словно вибрирует любовью и ее производными – признаниями, ревностью, ссорами, примирением и прощениями... лучше прийти и просмаковать каждую сцену, каждый оборот моцартовской фразировки, тем более все исполнители вполне прилично справились с вокальными задачами.
 
Опера "Свадьба Фигаро" неформально считается "битвой баритонов". Несмотря на грамотное и артистичное исполнение партии Фигаро украинским вокалистом Дмитрием Гришином (комиковал вовсю и с явным удовольствием), никакого превосходства слуги над господином не получилось: победа осталась за графом Альмавива в исполнении роскошного белорусского баритона Владимира Громова. Любвеобильный Граф-Громов, положивший свой хозяйский глаз на Сюзанну, стал центральным вокальным пластом спектакля. И голос с легкостью и без всякого напряжения заполнил зал, и в плане артистизма В.Громов сразу же стал выстраивать очень интересный сценический образ ревнивого самодержца. Впрочем, у В.Громова есть практический опыт подобных ролей (хотя бы вспомним злодея Скарпиа на бакинской сцене), правда несколько смягченный под лукавой атмосферой бурлящего событиями безумного дня.
 
Высокорослый Граф-Громов, каждый раз преклоняя колени перед очаровательными дамами, становился одного с ними роста. С очаровательной и лукавой Сюзанной - Инарой Бабаевой - он сразу же взял какой-то нежный и доверительный, почти заискивающий тон. И в то же время со своей законной сценической супругой - Фаридой Мамедовой, которая замечательно создала запоминающейся образ томно-тоскующей, а моментами весьма предприимчивой и даже чуть истеричной мадам - особо не церемонился: всем было ясно, кто в доме хозяин.
 
Приятный факт – в отличие от других театров постсоветского пространства, которые ставят оперу Моцарта на русском языке, азербайджанский театр преподнес бакинской публике спектакль на языке оригинала – итальянском, на либретто Лоренцо да Понте.
 
Кроме того, бакинская "Свадьба" преподнесла явную сенсацию. Надо было видеть лица зрителей во время исполнения Ильхамом Назаровым первой арии Керубино "Non so piu cosa son" ("Рассказать, объяснить не могу я")! В первые минуты зрители испытали настоящий культурный шок. Вместо привычно ожидаемого меццового травести (театральное амплуа, когда актриса для роли переодевается в мужской костюм) – в бакинской постановке, как и задумал в свое время Моцарт - настоящий редкий мужской контральтовый голос, который даже в записях на сцене ведущих мировых оперных театров не всегда услышишь. И.Назаров еще не закончил арию, а в зале уже раздались аплодисменты, которые буквально переросли в овации и крики "браво", изрядно смутив молодого певца.
 
Сабина Асадова в партии Марселины в паре с Инарой Бабаевой блестяще разыграли "колючую" перебранку двух женщин-соперниц, а Акрам Поладов в партии доктора Бартоло вновь блеснул прирожденным комическим талантом: доктор деловито, поблескивая стеклами своих очков, скороговоркой, без запинки "объяснял" Марселине все преимущества документа-договора и план дальнейшего мщения Фигаро.
 
Сплошное эстетическое удовольствие слышать на сцене Али Аскерова! Роль садовника Антонио маленькая, а удовольствие от его великолепного голоса и исполнения воистину - большое. Нельзя не отметить Турала Агасиева в партии Базилио и дебют Рены Худатзаде в партии Барбарины. Голос у Р.Худатзаде чистый, пение по-ученически сосредоточенное, которое очень идет для роли простушки Барбарины. Есть некоторая зажатость корпуса и рук (куда девать руки - проблема всех начинающих актеров), однако потенциал у молодой вокалистки хороший, и, думается, сценическая свобода – вопрос лишь времени.
 
Для автора этих строк появление на афише имени молодого и, несомненно, талантливого дирижера Эйюба Гулиева – это всегда гарантия аккуратной интерпретации авторского текста. И на сей раз ничего кроме искреннего одобрения новая работа маэстро вызвать не может: Моцарт под руководством маэстро, как заведенный механизм часовых дел мастера П.О.Бомарше (это была первая профессия великого драматурга) был точным и одновременно легким, не без бриозного наполнения. Особой похвалы заслуживает и Вафа Азизова. Ее клавесинные импровизации добавляли "аромат" исторической и музыкально-драматической согласованности всего спектакля.
 
И на этот раз, как и во все дни фестиваля, в зале Театра оперы и балета не было ни одного свободного места. Зрители устроили всем участникам постановки такие бурные овации, что выход на поклон всех исполнителей превратился в отдельную яркую финальную сцену, побудив растроганных солистов смущенно раскланиваться, а маэстро, проявить барочную галантность, бросив в оркестровую яму букет цветов.
 
Читать полностью http://news.day.az/culture/523615.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Баку покажут "Тоску" в звездном составе

18 октября в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета состоится опера "Тоска" композитора Джакомо Пуччини...
 
В целях повышения профессионального уровня спектакля руководством Азербайджанского театра оперы и балета для исполнения главных партий приглашены поистине звезды оперного искусства – заслуженная артистка Украины, обладательница Гран-При и золотой медали Международного конкурса вокалистов им. Ондины Отта (Марибор, Словения) Виктория Ченская. Ее гастроли с триумфом проходили в оперных театрах Дании, Голландии, Германии, Испании, Франции, Англии и Италии. На Международном фестивале оперного искусства в Барселоне она была удостоена специального приза как лучшая исполнительница партии Тоски. Партию Каварадосси будет исполнять народный артист Грузии, лауреат международных конкурсов вокалистов, профессор Теймураз Гугушвили. В роли Скарпиа выступит один из ярчайших баритонов заслуженный артист Республики Беларусь, лауреат международных конкурсов вокалистов Владимир Громов.
 
...

Дирижировать спектаклем приглашен народный артист Республики Беларусь, профессор, лауреат международных конкурсов дирижеров Вячеслав Волич.
 
Спектакль "Тоска" в таком звездном составе, несомненно, станет ярким событием как в творческой деятельности театра, так и в культурной жизни города.

Читать полностью:  http://news.day.az/culture/525684.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"Отелло" вернулся на бакинскую сцену спустя 30 лет

9:47, 14 декабря 2014 Day.Az

http://news.day.az/culture/542092.html

Целый каскад ярких постановок накануне Нового года решил подарить Театр оперы и балета бакинским зрителям. Уже состоялась блистательная премьера белорусской версии балета "Семь красавиц", которую сменил, пожалуй, самый ожидаемый оперный опус Джузеппе Верди "Отелло".

Премьеру оперы "Отелло" ожидали давно и с нетерпением, о чём свидетельствует и активное обсуждение предстоящей премьеры в социальных сетях, и аншлаг в зале. Последняя постановка оперы на азербайджанской сцене состоялась в начале 80-х. Затем последовала почти 30-летняя пауза, которую уже нынешнее руководство Театра оперы и балета посчитало неприлично долго затянувшейся, представив новую концертную постановку "Отелло".

Предпоследняя опера великого итальянца стала не только вершиной его творчества (как давно объявлено музыковедами – кульминационной точкой гениальности композитора), но и вершиной всего итальянского оперного искусства в целом. Эта опера стала достойным ответом престарелого композитора своим злопыхателям на их нападки по поводу "нафталинового" запашка его опер.

Опера яркая, опера сложная в исполнительском плане, и потому даже на подмостках ведущих мировых оперных сцен постановка "Отелло" - явление редкое, а на постсоветском пространстве и вовсе "штучное" (даже в Большом театре идёт концертная версия оперы). Основная сложность заключается в том, чтобы найти достойных вокалистов. Особенно в титульной партии голос исполнителя должен обладать не только вердиевской пластичностью, но и вагнеровской прочностью, точнее, мощью – чего стоит его первая знаменитая фраза "Esultate!" (Радуйтесь!), утверждающая его превосходство и над вверенными подданными, и над разыгравшейся стихией (опера начинается со сцены бури).

Выбор Азера Зейналов в партии Отелло – выбор мудрый. И в плане профессионального подхода, - Азер Зейналов, исполнитель весьма ответственный, и в плане вокала - голос наиболее подходящий, и в образном отношении, - "в копилке" исполнителя есть яркие драматические роли. Самый яркий номер – это восхитительный Большой любовный дуэт со своей очаровательной партнершей Афаг Аббасовой "Gia nella notte densa" (Ты меня за муки полюбила, я тебя — за сострадание к ним) с его роскошным моментом "Un bacio… un bacio ancora… un altro bacio" (Поцелуй… еще поцелуй… еще один поцелуй), который повторит в финале умирающий Отелло. Автор этих строк, несмотря на знание музыкального текста, с удовольствием заслушалась и, судя по "мёртвой" тишине зала во время исполнения, весь зрительный зал завороженно слушал этот красивейший дуэт в не менее замечательном исполнении.

Чуть менее эмоционально и пластично была исполнена "коронная" ария Отелло "Dio! mi potevi scagliar tutti i mali della miseria" ("Бог! Ты мог дать мне позор, униженье и рабской жизни страшные годы!"), но, вполне возможно, что такова индивидуальная трактовка исполнителя – не взрыв сарацинских эмоций, а тихое отчаяние сильного человека, беспомощного перед муками любви. И, погружаясь, растворившись в глубине бездонной красоты вердиевской музыки, всё же невольно обращаешься, не без восхищения, к сюжетным перипетиям шекспировской трагедии, которая актуальна во все времена. Гордый и бесстрашный полководец - мавританский Лев, оказывается поверженным интригой, в основе которой - банальная зависть.

Эффектная сценически, молодая прима Афаг Аббасова - Дездемона в не менее эффектном ажурном платье, напоминающем творение венецианских кружевниц, весьма правдоподобно передавала невинность и чистоту души своей героини, которая так бездумно, во имя справедливости, пытается вернуть расположение мужа к Касси, не осознавая, что приближает свой конец. "Матовый" оттенок голоса Афаг Аббасовой на протяжении всего исполнения звучал мягко, моментами нежно завораживал, однако публика ждала знаменитую песню об Иве (Piangea cantando) и Ave Maria, которые, подобно лакмусовой бумаге, "высвечивают" класс исполнительницы. В целом, понравилось – были волнующие и нежные интонации, ласкающие слух пиано, экспрессия, отчаяние и даже смирение. Афаг Аббасовой удалось избавиться от некой осторожности премьерного волнения, и её своеобразное дрожащее вибрато зазвучало обволакивающе тепло.

А вот кто действительно приятно удивил – так это Антон Ферштандт в партии душегуба Яго. Внушительный и презентабельный Антон Ферштандт с его басово-баритональным вокалом создал весьма интересный облик Яго. Яго-А.Ферштандт – это не вкрадчиво-извивающийся змеевидный отросток в человеческом облике, который, подобно опытному манипулятору, цепко держит и ловко дергает за нити своих "кукол", а, скорее, солидный сардонический злодей, осознающий свою власть и силу и спокойно, несуетливо, методично добивающий своих жертв. Яго-А.Ферштандт на протяжении всей постановки держал зрителя в центре внимания – будь то в "Застольной песне" или в знаменитом монологе "Credo in un Dio crudel" (Верю в творца жестокого). А какой эффектный жест при его язвительных словах "Ессо il Leone!.." (Вот ваш Лев!) в сторону Отелло-Зейналова и застыл во "мхатовской" паузе, вплоть до финального аккорда сцены, – просто загляденье!

Благодаря невероятной артистичности всех троих основных исполнителей - А.Зейналова, А.Аббасовой и А.Ферштандта, концертная постановка превратилась в мини-спектакль. Ещё бы и злополучный платок на сцену, вокруг которого и вращается интрига Яго, и зритель получил бы вполне полноценный спектакль. Тем более исполнители "второстепенных" партий – Алиахмед Ибрагимов (Кассио), Турал Агасиев (Родриго), Джахангир Гурбанов (Монтано), Сабина Асадова (Эмилия) и Талят Гусейнов (Лодовико) - весьма прилично справились со своими ролями.

Отметим и добросовестную работу хора под руководством Севиль Гаджиевой. К женскому хору особых претензий нет, а благодаря ясному делению мужского хора на "голоса" в начальной сцене бури, стало отчётливо слышно, как халтурят тенора – звук либо "открытый" и резкий, либо его и вовсе не слышно на фоне приемлемо звучавших баритонов и басов.

А вот кого и публика, и сами музыканты оркестра восторженно приветствовали, так это появление отечественного мэтра Рауфа Абдуллаева за дирижёрским пультом (одна почитательница таланта маэстро, не дождавшейся финала, уже после антракта, во время его выхода во втором отделении, умудрилась вручить ему букет). Спустя тридцать лет маэстро вновь осуществил музыкальное руководство оперой великого итальянца, который утверждал, что "Хорошая инструментовка состоит не в разнообразии и необычности эффектов — она хороша, когда нечто выражает". В руководстве Р.Абдуллаева было целомудрие – мудрость целого – когда вся музыкальная ткань "выстраивается" из общего, основного образно-эмоционального "тона", не дробясь на отдельно выпадающие части. В то же время, в цельном оркестровом "полотне" оперы были и нежнейшие проникновенные лирические моменты, и зловещие драматургические переломные, когда зрители "кожей" ощущали драматизм, неизбежность надвигающей трагедии. И оркестранты не подвели маэстро, который в знак благодарности на финальном поклоне бросил своим подопечным в оркестровую яму букет цветов.

Но настоящий сюрприз и зрителей, и самого исполнителя главной партии ожидал в конце. На финальном поклоне неожиданно на сцену внесли композицию из цветов с цифрой "50". В зале прошёлся шёпот: "У кого юбилей?". Только по смущённому и растроганному виду Азера Зейналова стало ясно, что известный отечественный тенор уже переступил порог своей полувековой жизни и публика, словно договорившись, стоя в течение несколько минут приветствовала самого юбиляра и его коллег по сцене. Что же, самый лучший подарок исполнителю – это постановка с его участием. И такой подарок и Азеру Зейналову, и бакинской публике подарило руководство Театра оперы и балета, представив долгожданную премьеру "Отелло", которая стала поистине знаковым событием в музыкально-театральной жизни страны.

Читать полностью:  http://news.day.az/culture/542092.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Великолепная постановка "Севильского цирюльника" с участием оперных звезд поразила бакинских меломанов

Какое великолепие – слуховое и визуальное в постановке "Севильского цирюльника" Дж. Россини на сцене Театра оперы и балета! Она словно глоток свежего воздуха – легкого, по-южному пряного и обжигающего своей ослепительной лучезарностью, "приправленного" ароматом стильной костюмной комедии с остроумным всепобеждающим смехом до слез. А что ещё нужно зрителю накануне новогодних выходных дней?
 
...
 
Яркие декорации Таира Таирова, радующие глаз барочные, расшитые золотыми позументами костюмы, словно поддерживают изящную легкость самой комедии, не отягощая её инородными смысловыми инсталляциями. А уже начиная со второго акта, все действия были исполнены изящно, игриво, со столь ожидаемыми публикой постановочными "гэгами", порой обыгранными весьма тонко, а порой и наивного юмора. И даже незапланированно качнувшийся и упавший на исполнителей контрабас, вызвавший "ой" публики, можно трактовать как ещё один "штрих", дополняющий комическую сцену-картину бритья (впрочем, подобные оказии только придают пикантный шарм спектаклям).
 
Это была игра в оперу, при этом в режиссерских и импровизационно разыгранных (любят исполнители порой "похулиганить" на сцене, благо сюжет позволяет) микро- и макросценах абсолютно нет передержанной комической ходульности, они весьма элегантны, а комический эффект достигается не за счет внешнего антуража, а за счет убедительно лукавой актерской игры абсолютно каждого персонажа (включая исполнителей эпизодических ролей - Турала Агасиева в партии слуги Альмавива и Фируса Мамедова в роли офицера, каждый раз пытающего арестовать графа), задействованного в постановке.
 
На вершине зрительских симпатий и выше всяких похвал оперные "старики" - доктор Бартоло в исполнении Акрама Поладова и учитель музыки Базилио в исполнении великолепного украинского баса Андрея Гонюкова. Акрам Поладов - замечательный комедийный исполнитель, и партия хитрого, подозрительного опекуна - ещё одно тому подтверждение. А.Поладов, в буквальном смысле, сделал роль по-настоящему искрометной: столько куража и задора выдавал его слегка надменный опекун Бартоло, что не влюбиться в него публике было просто невозможно.
 
Никто из исполнителей не смог конкурировать по шкале силы аплодисментов на финальном поклоне с Андреем Гонюковым. Уже в "коронной" арии своего персонажа "Клевета, вначале сладко" А.Гонюков проявил и великолепный вокал, и безграничное актёрское обаяние, "сорвав" бурные аплодисменты зрительного зала и первые выкрики "браво". Роль интригана и нечистого на руку Базилио небольшая, но его комическая старческая проплешина, вынутый столь же доисторический пыльный платок и камертон в качестве оружия, парирующий удары шпаги, стали запоминающимися своей выразительной яркостью моментами этого спектакля. И по мере развития сценического действия спектакля, автор этих строк все больше убеждалась, что и завтра, если предстоят его гастроли, пойдёт послушать этого замечательного исполнителя во второй раз уже не только "со знанием дела", но и с явным удовольствием.
 
И на этот раз приятно удивил Владимир Громов. Бакинский зритель как-то привык видеть белорусского баритона "застёгнутого" на все пуговицы шинели злодея Скарпиа в "Тоске", или в камзоле высокомерного барина из "Свадьбы Фигаро". А тут яркое внешнее преобразование в красочный костюм плутоватого брадобрея. Певческое мастерство исполнителя захватило с первой же спетой им музыкальной фразы "коронной" каватины Фигаро "Largo al factotum" ("Место! Раздайся шире, народ!"), великолепно были пропеты все знаменитые россиниевские "скороговорки". И актёрская харизма белорусского исполнителя буквально заставляла радоваться жизни – и сам обманет, и, по ходу действия, позволит Бартоло натаскать себя за уши (благо, есть за что!).
 
Автор этих строк более трёх лет не видела (и не слышала) на сцене театра Фидан Гаджиеву и приятно была удивлена вокалом – голос звучал очень свежо. Барочная музыка требует особой техники исполнения – стильного, лёгкого, при всей сложности и гибкости виртуозных переходов, и наличие в репертуарной "копилке" исполнительницы партии Розины можно только приветствовать. Но ещё большее очарование оставила актёрская игра Ф.Гаджиевой. Её героиня – настоящая, даже по современным меркам, эмансипированная взбалмошная девица, которая бессовестно обманывает и обводит вокруг пальца своего опекуна и выдвигает, своего рода, лозунг вполне в феминистическом "ключе": "Будет всё, как я хочу!". При этом, ни на минуту не утрачивая своего чисто женского кокетства и очарования.
 
В целом, наблюдая за исполнением эффектной сценически Гаджиевой-Розиной невольно подумалось, всё же, как повезло зарубежным исполнителям со своими азербайджанскими партнёршами – одна красивее другой! Возможно, поэтому и весьма занимательно-пикантно был исполнен полный намёков дуэт героини с Фигаро-Громовым по поводу письма к Альмавиве.
 
А вот Альмавива в исполнении Фарида Алиева оставил неоднозначное впечатление. В плане актёрского воплощения – никаких вопросов, комиковал вовсю. В вокальном отношении - то ли технически непростые барочные фиоритуры не согласуются с голосом исполнителя (лирического тенора), то ли сам вокалист был в тот вечер не "в голосе", но всю партию он пропел "вокруг" и "около", но только не в основной тональности.
Нельзя не отметить и Сабину Асадову. Сольный номер – ария Берты - "Старичок решил жениться", в котором она насмехается над Бартоло, в ее партии единственная, но весьма коварная в исполнении. Пропела чисто, с позволения сказать, "вкусно", по праву заслужив свою долю аплодисментов.
 
И на этот раз, весьма прилично звучал оркестр под руководством молодого дирижера Эйюба Гулиева. Манера дирижирования Э.Гулиева - очень интеллигентна, столь же интеллигентно играл и оркестр театра - легко и прозрачно, демонстрируя множество динамических нюансов, выразительных оттенков. И темпы он избрал соответственно мелкой технике бисерной "россыпи" россиниевской партитуры, заставляя исполнителей приспосабливаться не к комфортному для их пения темпу, а к оригинальным ремаркам композитора. В целом, уже можно всерьез констатировать, что в недалёком будущем у Э.Гулиева есть все шансы стать ведущим как театральным, так и симфоническим дирижёром (благо, репертуар у маэстро весьма разнообразный, а отношение к исполняемому материалу весьма ответственное).
 
В целом, второй аншлаг за неделю не может не вызывать чувства позитивного отношения к работе Театра оперы и балета. Не секрет, что современные отечественные театры сейчас больше волнует не актуальный театр, а коммерческая отдача, которая не всегда "попадает" в унисон с имиджем театра. В этом отношении, нужно отдать руководству Театра оперы и балета большой респект. Коммерческий, равно как и художественный, расчёт оказался грамотным: спектакль – зрелищным, доступным во всех деталях даже неискушенным зрителям, с оригинальными режиссёрскими находками и добротным актерским составом. Ну, а достижение оптимума между классической постановкой и интересом зрителей может вселять оптимизм в отношение сохранения и развития лучших традиций театральной жизни столицы.
 
Уже после выхода из театра, зрителей ждал очередной приятный сюрприз. На ступеньках театральной лестницы гитарист и молодая саксофонистка исполняли хит Рэя Чарльза "Hit the road, Jack", словно в продолжение столь тёплого, по общей атмосфере, вечера. Что же, зрители и в стенах зала, и за стенами театра получили уже часть хорошего предновогоднего настроения, а театральный сезон всё ещё продолжается. Меломанам остается только внимательно отслеживать афиши театра, чтобы не пропустить очередной яркий спектакль.

Полностью:

Day.Az. 11:03, 22 декабря 2014 г.
http://news.day.az/culture/543820.html

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10756.msg151205.html#msg151205
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Новогодний любовный рецепт счастья от Россини

На сцене Театра оперы и балета состоялся спектакль с участием исполнителей трех стран

http://www.echo.az/article.php?aid=75882

У.АЛИЕВА
 
 Новогодний любовный рецепт счастья от Россини 

Становится хорошей традицией, что в преддверии каждого праздника Театр   оперы и балета преподносит бакинским меломанам яркие интересные постановки. Вот и нынешняя постановка блестящей, по-весеннему искрометной оперы "Севильский цирюльник", которая по праву считается высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Джоаккино Россини, буквально поразила всеми составляющими: и прекрасными замечательными режиссерскими находками,   и мастерством исполнителей, и чутким музыкальным сопровождением, и непередаваемой особой позитивной энергетикой, словно заполнившей   пространство оперной сцены.

"Цирюльник" - сверхпопулярная, веселая комическая опера, с поистине волшебной музыкой, написанной в привычном для Россини "авральном" режиме (всего за 20   дней), и лихо "завинченным" сюжетом по знаменитой комедии французского драматурга Бомарше: о плутоватом цирюльнике Фигаро, который помогает двум влюбленным - богатому аристократу, графу Альмавиве и красавице Розине. Несмотря на яростное сопротивление подозрительного опекуна Розины (доктора Бартоло) и интригана Базилио, после ряда комических перипетий, финал оперы приводит капризную красавицу и ее незадачливого   воздыхателя к счастливой свадебной развязке.

В режиссерском плане спектакль очаровал   стильностью, легкостью. Настоящий оперный праздник не только для ушей, но и для   глаз. Очень много интересных, оригинальных микродействий комического плана, вынуждающих зрителя улыбаться на протяжении всего спектакля. Под стать неповторимости и красоте спектакля и основной вокальный   состав:   специально приглашенные   белорусский баритон Владимир Громов (Фигаро), и великолепный украинский бас Андрей Гонюков (Базилио),   Фарид Алиев в партии графа Альмавивы,   Фидан Гаджиева в партии   очаровательной Розины,   Акрам Поладов (доктор Бартоло), а также Сабина   Асадова   в партии расторопной служанки Берты.

Владимира Громова, судя   по его частым визитам в   Баку и удачной "прописке" на бакинской   сцене (уже образовалась   даже своя "армия" почитателей этого замечательного баритона, которые не без удовольствия идут "на Громова"), можно уже с   полным основанием назвать белорусско- азербайджанским баритоном. И на   этот раз Громов   в партии плутоватого брадобрея и по совместительству   весьма ловкого любовного курьера - Фигаро очаровал, начиная с первой ноты знаменитейшей каватины Largo al factotum (Место! Раздайся шире,   народ!)   и заканчивая финальным ансамблем Di si   felice innesto (Заботы и волнения).

Впрочем, у всех   участников оперы были моменты под условным названием "полюбуйтесь моим голосом". И у красавицы Фидан Гаджиевой в партии взбалмошной Розины, которая не только великолепно справилась со всеми пассажами   и верхними нотами, но и   не без лукавства разыграла своенравную девицу, приумножая комический эффект усиленной жестикуляцией и   мимикой. И у Акрама Поладова: его сатирическое прочтение образа Бартоло идеально с точки зрения хорошего вкуса, а вокальное наполнение этой непростой роли выше всяких похвал - технически качественные скороговорки, прекрасная фразировка.

Андея Гонюкова,   если не   изменяет память, бакинский зритель слышал впервые и был просто очарован. Он блеснул своим роскошным басом   в знаменитой арии La calunnia e   un venticello... (Клевета, вначале сладко...), проявив при   этом безграничное актерское обаяние. Замечательный исполнитель! Так   идеально вписаться в столь нехарактерную для его импозантной внешности комическую атмосферу может только по-настоящему универсальный мастер!

А вот Фарид Алиев в партии графа Альмавивы оставил несколько неоднозначное   впечатление. При явном дефиците хороших   теноров, тем более в исполнении   столь технически сложной партии россиниевского репертуара, особо   придираться к исполнению автор этих строк не осмеливается. Голосу не хватало легкости и чистоты   интонирования, отсутствие которых компенсировалось весьма органичным актерским вплетением в состав исполнительской   труппы спектакля.

Молодой   дирижер   Эйюб Гулиев практически   безупречно удерживал солистов и сложнейшие   ансамбли этого виртуозного опуса Россини   - темпы, динамику, ансамбли, звучание отдельных   групп инструментов - все говорит о том, что, несмотря   на молодость, за пультом профессионал высокого класса. Маэстро уже продемонстрировал в ряде постановок отличный контакт с оркестром   и умение повести музыкантов за собой. И в этот   вечер оркестр явно превзошел сам себя, порадовав легкостью и прозрачностью, продемонстрировав множество динамических нюансов, выразительных оттенков,   прекрасную слаженность аккомпанемента далеко не простых   вокальных ансамблей.

В целом   все участники этой очаровательной постановки на   эмоции не скупились. Восторженные выкрики публики после спектакля, долго аплодирующей артистам во   время финального поклона, яркое тому подтверждение. А если говорить в целом о спектакле, нельзя не отметить тот факт, что для каждой новой постановки руководство Театра оперы и балета находит адекватные по силе и задачам зарубежных и отечественных исполнителей. Вот   и нынешняя искрометная постановка "Цирюльника", которая покорила всех - и   тех, кто ищет в   театре развлечения, и тех, кто   ходит туда за высоким искусством - только подтвердила, что сцена Театра оперы и балета на   сегодняшний день является лучшим отечественным театральным подмостком.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
В Баку покажут оперы "Натаван" и "Интизар"

БАКУ /Trend Life/ - В преддверии 20 января – Дня национальной скорби - руководство Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета включило в репертуар театра постановку оперы Васифа Адыгезалова "Натаван", показ которой пройдет 11 января, и оперу Фирангиз Ализаде "Интизар", которая будет показана 17 января, сообщает Trend Life со ссылкой на пресс-службу театра.

Как говорится в сообщении пресс-службы, тема Нагорного Карабаха занимает особое место в репертуаре Театра оперы и балета. Оперы "Натаван" и "Интизар", созданные видными азербайджанскими композиторами Васифом Адыгезаловым и Фирангиз Ализаде, посвящены истории и событиям в Нагорном Карабахе. Каждый раз при показе эти спектакли собирают большую зрительскую аудиторию, в том числе видных общественных деятелей республики и представителей прессы.

Автор: Джани Бабаева. Редактор: Константин Шапиро

Trend Life. 8 января 2015 г., 12:17 (GMT+04:00) 
http://www.trend.az/life/culture/2350934.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Звездный состав "Мадам Баттерфляй" на бакинской сцене обеспечил успех спектаклю - ФОТО

Следует отметить, что постоянно приглашая именитых гастролёров на очередную постановку, руководство театра учитывает, прежде всего, репертуар, так называемые "коронные партии", в которых талант зарубежных исполнителей проявляется наиболее ярко.
 
В постоянном репертуаре Театра оперы и балета свыше пятидесяти постановок, включающих произведения зарубежных и отечественных композиторов. Среди них - пять постановок опер последнего оперного классика Италии Джакомо Пуччини.

Полностью:

Day.Az. 12:11, 9 февраля 2015 г.
Читать полностью:  http://news.day.az/culture/554811.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Великолепная «Тоска» на сцене Театра оперы и балета - РЕПОРТАЖ

http://news.day.az/culture/710340.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Цыганская месть на сцене Театра оперы и балета - РЕПОРТАЖ

http://news.day.az/culture/719781.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Оркестр Азербайджанского театра оперы и балета обзавелся новыми музыкальными инструментами

http://interfax.az/view/657599
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Великолепный двойной дебют в "Аиде"

На сцене Театра оперы и балета в Баку

http://www.echo.az/article.php?aid=100392
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
19 ноября на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета будет представлена опера "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. В спектакле главную партию Канио исполнит солист Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З.Палиашвили, народный артист Грузии, лауреат международных конкурсов, профессор Теймураз Гугушвили.

На роль Тонио приглашен ведущий солист Михайловского театра (Санкт-Петербург), лауреат международных конкурсов вокалистов Александр Кузнецов. В спектакле также примут участие заслуженные артисты Азербайджана Афаг Аббасова (Недда), Джахангир Гурбанов (Сильвио), а также солисты Алиахмед Ибрагимов (Арлекин) и Турал Агасиев (крестьянин). За дирижерским пультом будет стоять народный артист Азербайджана, профессор Ялчын Адыгезалов.

http://news.bakililar.az/news_horoshie_novosti_azerbayd_137534.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
19 ноября на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета будет представлена опера "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. В спектакле главную партию Канио исполнит солист Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З.Палиашвили, народный артист Грузии, лауреат международных конкурсов, профессор Теймураз Гугушвили.

На роль Тонио приглашен ведущий солист Михайловского театра (Санкт-Петербург), лауреат международных конкурсов вокалистов Александр Кузнецов. В спектакле также примут участие заслуженные артисты Азербайджана Афаг Аббасова (Недда), Джахангир Гурбанов (Сильвио), а также солисты Алиахмед Ибрагимов (Арлекин) и Турал Агасиев (крестьянин). За дирижерским пультом будет стоять народный артист Азербайджана, профессор Ялчын Адыгезалов.

http://news.bakililar.az/news_horoshie_novosti_azerbayd_137534.html

Сегодня побывал на этом спектакле. Что называется, "знакомые всё лица" (почти) ;D. Теймураза Гугушвили слышал в качестве юного красавца Абесалома в Тбилиси в мае этого года и никак не мог понять, от чего он умирал - от страстной любви к Этери или от старости, настолько почтенный возраст певца: http://classicalforum.ru/index.php?topic=12198.msg178468#msg178468 . Тут возрастного диссонанса не было, но голос не помолодел по сравнению с Тбилиси. >:( Александр Кузнецов регулярно поёт в МихТе, однако в Баку при таком музыкальном сопровождении особо надеяться на что-то не было оснований. Постановка довольно красивая, традиционная, но то, что я слышал, "Паяцев" напоминало весьма отдалённо. Особенно "отличился" оркестр: полный разлад и духовые, глушившие всё и всех. Ну, хотя бы Арлекин порадовал. Программка на 3 языках: азербайджанском, русском и английском. Титров не было никаких.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
В Азербайджанском оперном театре, по слухам, прямо во время пения "слушатели" встают со своих мест, ходят по залу, собираются кучками и разговаривают.

Такого беспредела сегодня на "Паяцах", к счастью, не застал. Правда, и народу было очень мало. Думаю, зал был заполнен от силы на четверть: партер далеко не полон, человек 20 в бельэтаже, всё остальное - зияющая пустота. Но слухи не подтвердились.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
16.11.2016 в 14:00 (школьные каникулы!) театр представил

Цитировать
для детской аудитории 2-актовую оперу "Золушка" на музыку Леонида Вайнштейна. В 80-е годы представитель азербайджанской композиторской школы Леонид Вайнштейн написал детскую оперу-сказку: «Золушка». Автором либретто этой оперы также является сам композитор, к операм он написал либретто на русском языке, по мотивам одноименной сказки французского писателя Ш.Перро. Детская двухактная опера «Золушка» разнообразна и интересна по своему музыкальному материалу. Эта оперы впервые были поставлена на сцене Государственного Театра Оперы и Балета в 80-е годы.
http://afisha.day.az/content.php?lang=ru&et=2&nid=1634

Может быть, на этот спектакль и не было особой необходимости ходить, но иначе второй половине "делегации" не удалось бы посмотреть театр, т.к. вечером уже был самолёт. Боясь на него опоздать, в антракте после первого акта отбыли в аэропорт. Не думаю, что сильно много потеряли, т.к. шум в зале (полный зал детей!), как в театре Сац на "Морозко", и плохая слышимость (проблемы с акустикой?). Пели по-русски. Декорации и костюмы вполне традиционные, но Мачеха - баритон или бас. Билеты в несколько раз дешевле, чем на вечерние спектакли: 5, 6, 7 AZN (200, 240, 280 руб.). На "Паяцев", например, они стоили 22 и 33 AZN (примерно 880 и 1320 руб.). Оплатить билеты картой нельзя. Зато их можно возвращать с определёнными удержаниями (например, не позднее 5 дней до спектакля - 10 %). В день спектакля возврат уже невозможен. Программка на все спектакли стоит 2 маната.

Сегодня днём посмотрел балет "Чернушка", считающийся первым азербайджанским балетом для детей. Цены на билеты  такие же, как и на "Золушку". Спектакль недавно заново поставили после 50-летнего перерыва: http://regionplus.az/ru/articles/view/5943 . Конечно, по этому балету составить представление об уровне балетной труппы сложно, тем не менее выходец из неё, Тимур Аскеров, премьерствует в Мариинке.

Сам театр находится в плачевном состоянии. Скрипучий изношенный паркет (наверное, наследие советских времен); старые и пыльные ковры; такие грязные стекла в окнах фойе, что через них не видно улицу; рваная обивка кресел и лож; разваливающиеся светильники; совершенно безжизненные фойе без единого стула, кресла, дивана и т.п., то же и в гардеробе, в котором вещи можно положить только на барьер. Но амфитеатр, как сказали в кассе, на реконструкции, туда билеты не продают. Как я понял, амфитеатром почему-то называется галёрка (на электронной русскоязычной схеме зала в кассе амфитеатр значится и в качестве третьего яруса при отсутствии первого и второго ярусов; за них, видимо, считают бенуар и бельэтаж). В центральных ложах бельэтажа у кресел нет номеров, поэтому отыскивать свое место надо, отсчитывая стулья.

Удивительно, что опера так запущена, а ведь в Баку даже подземные переходы похожи на роскошные дворцовые залы, отделанные натуральным камнем. Видимо, покойный президент Г. Алиев не был поклонником ни оперы, ни балета, как таковым не является и его сын, ныне здравствующий президент И. Алиев. Тем не менее президентская ложа в театре в наличии. Всего в театре 1068 мест: http://afisha.day.az/catalog.php?lang=ru&pt2=1&ps=1&n=1&nid=52 . Агентурные источники приводят другую цифру - 1072. Они же мне поведали, что президенты как будто бы ни при чём. Причина в директоре, которому уже за 70, а на пенсию он уходить категорически не хочет. Начало реконструкции - его неизбежная отставка, вот он её и оттягивается всеми возможными средствами, опираясь на покровителей в парламенте. А тем временем капельдинеры затыкают дыры в полу салфетками, чтобы понять, проникают в зал крысы или нет, и рассказывают истории, как на поклонах на недавней "Манон" через несколько секунд после занавеса на сцену обрушился поток воды, т.к. крыша над сценой протекает, а целлофан, который для защиты от дождя натянули, прорвался от скопившейся влаги. Но и денег в бюджете на реконструкцию пока нет: в Азербайджане тоже финансово-экономический кризис.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Опера народного артиста Рамиза Мустафаева «Вагиф» представлена в новой постановке

http://azertag.az/ru/xeber/Opera_narodnogo_artista_Ramiza_Mustafaeva_Vagif_predstavlena_v_novoi_postanovke-1014091
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
Скандал в бакинском Театре оперы и балета: Уволились 15 человек

http://vesti.az/news/319427
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 842
"Судьба ханенде" на бакинской сцене

БАКУ /Trend Life/ - В Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в Баку 7 октября состоится первая премьера в новом, 109-м, театральном сезоне, сообщили Trend Life в пресс-службе театра.

Опера была написана композитором в 1978 году, и в том же году поставлена на театральной сцене. Постановка повествует о судьбе известного в начале XX века в Азербайджане исполнителя Мир Саида, его эмиграции в молодом возрасте в Европу, и жизни вдали от Родины. Отметим, что в первой постановке оперы главную партию исполнил покойный народный артист Баба Махмудоглу.

https://www.trend.az/life/culture/2796760.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау