Автор Тема: Россини, "Золушка". КЗЧ, 8 сентября 2010 года, дир.М.Плетнёв  (Прочитано 9544 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rno.ru/rus/afisharus.html

8 сентября 2010
среда, 19.00  Москва,
Концертный зал им.П.И.Чайковского

Продолжение Второго Большого фестиваля РНО
 
 Дж.Россини
"Золушка" (концертное исполнение)
 
Солисты
Серена Мальфи
меццо-сопрано, Австрия
Бруно Пратико
баритон, Италия
Антонино Сирагуса
тенор, Италия
Тициана Трамонти
сопрано, Италия
Андреа Патучелли
бас-баритон, Италия
Анастасия Белукова
сопрано
Паоло Бордонья
баритон, Италия
Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова п/у Б.Тевлина
Российский национальный оркестр

Дирижёр
Михаил Плетнёв
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, какие будут сображения по составу солистов ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Серену Мальфи (сама Золушка?) я вообще не знаю...Пратико, Сирагузу и т.д. вплоть до Трамонти слышали, знаем. Там ещё и певцы из Молодёжной программы?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тенор [cit] Антонино Сирагуза (Ладислао) – заслуженный «белькантист», и серьезности его работы не могут испортить несколько натужные верхние ноты и покрикивание [fincit] будет участвовать, если верить афишам, в концертном исполнении "Золушки" 8 сентября, в рамках фестиваля РНО.

Да, судя по всему, это будет он ! :)

Кстати, коллеги, кто-нибудь из наших посетителей пойдёт в КЗЧ слушать плетнёвскую "Золушку" ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Дмитро

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Дольчев 100% сходит, все расскажет и покажет. У него это всегда очень живописно получается.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Фестиваль идёт по плану, так что завтра услышим и проверим.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Gianni Schicchi

  • Гость
Господа Лично Присутствовавшие, поведайте, как оно всё было... vi preghiamo...

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 345
Я сегодня был на "Золушке".

Сегодня как мне показалось публика была в основном не оперная, а плетневская. Когда в начале вышел Плетнев, ему устроили длинную овацию, и в конце на поклонах хлопали больше всех. Хотя за то что он сделал с оперой, ему вовсе не хлопать надо.

Порезана опера была совершенно беспредельным образом, такого сейчас нигде и никто себе не позволяет. То что выкинули повторы всех кабалетт и стретт (уцелел чудом повтор повтор в теноровой арии с браслетом) - это ладно, так часто делают. Но удалили целиком всю сцену и арию Алидоро! И все "сухие" речитативы. Клавесиниста на сцене вообще не было. Второй акт открывался сразу арией Дона Маньифико Sia qualunque delle figlie без речитатива, потом сразу без речитатива ария Рамиро Si ritrovarla io giuro, потом сразу без речитатива дуэт Un segreto d'importanza и т.д.

Почему-то оперу разделили двумя антрактами. Первый был между квинтетом Nel volto estatico и второй арией Дона Маньифико, видимо вместо вырезанной арии Алидоро. :-) Второй там где положено. Учитывая что между первым и вторым антрактами было музыки всего минут 20, зачем понадобился этот антракт, я не понял.

Зато впервые на концертном исполнении оперы в Москве я увидел полезное новшество - два экрана, на которые передавался перевод оперы. Первый блин, правда, получился комом. Перевод показывался с ноутбука из презентации в формате Power Point (был случай, когда поверх текста вылезли окошки Windows), причем человек, который перещелкивал кадры презентации, плохо понимал когда их надо перещелкивать и часто написанное на экране сильно расходилось с тем что звучало на сцене. Но нововведение безусловно полезное, и я надеюсь, что такая практика на концертных исполнениях опер будет продолжено.

Очень порадовали певцы, правда не все.

Принц дон Рамиро - Антонино Сирагуса (!!!). Это один из ведущих в мире россиниевских теноров. Сегодня он выдал высший класс. Сирагуса живьем очень отличается от записей. Голос у него реально большой, при необходимости он легко перекрывает оркестр, хор и всех солистов. На мои уши, тембр очень красивый. Он нифига никакой не легкий тенор, а полноценный лирико-спинто, способный при желании хорошо спеть, например, Каварадосси. Но я надеюсь, что такого желания у него не возникнет. Колоратура и верх у него есть благодаря технике. В целом спел он сегодня идеально, а ария Si ritrovarla io giuro - вообще образцово-показательная.

Дон Маньифико - Бруно Пратико (!). Он уже в возрасте и по голосу это слышно. Но мастерство никуда не делось, спел он отлично. Актер он великолепный. Публика его принимала восторженно, и сегодя был исключительный случай, когда народ прервал его овацией, криками "браво" на середине третьей арии Sia qualunque delle figlie и он некоторое время не мог продолжить арию. Секстет тоже прервали на середине аналогичным образом.

Алидоро - Дмитрий Неласов. Хороший звучный баритон, почему ему не дали спеть арию - не знаю.

Дандини - Энрико Марабелли. Не то чтобы он был совсем уж плохой, но я очень пожалел, что петь Дандини не приехал изначально заявленный Паоло Бордонья. Его я слышал в этой партии 4 года назад в БЗК, по сравнению с Марабелли это было небо и земля. Слушать его можно, но не более.

Золушка - Серена Мальфи. Поет аккуратно, техника хорошая, голос небольшой и малоинтересный. В целом - средне.

Сестренки Золушки
Клоринда - Анастасия Белукова и Тисбе - Тициана Трамонти. Сказать можно примерно то же, что и о Серене Мальфи. Средне. Хотя сказать чтобы совсем плохо тоже не могу. Пожалел, что на Золушкиных сестренок не пригласили девушек из театра Зазеркалье, которые их пели на Золотой маске 2 года назад - Людмилу Шихову и Марию Рубинштейн. Они и пели намного лучше, и артистически были куда интереснее.

В целом. Я сегодня ходил слушать Сирагусу и Пратико. Ими чрезвычайно доволен. Остальное меня мало волновало.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Уважаемые участники форума! А мне сегодняшний вечер вечер в  зале им. Чайковского показался просто замечательным! И «Золушка» в исполнении итальянских певцов оправдала почти все самые смелые мои ожидания. Прежде всего, поразил, конечно, Плетнев и его замечательный оркестр. Куда подевалась обычная сдержанность и «закрытость» маэстро? Когда он вышел и начал дирижировать увертюрой, я его просто не узнал (наверное, просто мало слушал). Сегодня он был похож на вулкан, кипевший энергией и эмоциями. И этой энергией он зарядил весь оркестр и всю музыку оперы. Никакого намека на партитуру, он все дирижировал наизусть (а опера-то немаленькая!), у него даже столика не было! Через минуту он, вообще, сунув куда-то палочку (под мышку, что ли?) начал дирижировать «голыми руками», пальцами, бровями, головой, всем телом, потом палочка вернулась на место. Чудесная музыка Россини лилась какой-то животворной рекой, очень естественно и красиво. А таких «упругих» темпов я вообще ни у кого не слышал! Хочу отметить также удивительную чуткость к певцам, он их всех просто «на ладонях держал»! Мне кажется, что несмотря на все сделанные купюры (кстати, мне показалось, что драматургию оперы они не нарушили), оркестру удалось передать именно дух музыки Россини.
Певцы, конечно, тоже очень порадовали. Самым интересным мне показался тенор Антонино Сирагуса (мне кажется, я встречал и другой вариант произнесения его фамилии – Сирагуза), исполнявший партию Рамиро. Я слышал его  ранее  в записях. Но ни одна из них не передавала всех особенностей его удивительного голоса, недостатков в котором я сегодня просто не нашел (хотя мне обычно такие легкие тенора не очень нравятся). Голос, на самом деле, и не очень большой, но обладает совершенно уникальной полётностью, абсолютной ровностью, очень приличным объемом. Звуковедение мне показалось просто идеальным, нигде никакого нажима, легато исключительное. При этом передача тончайших динамических нюансов, все пиано-пианиссимо в многочисленных труднейших ансамблях были слышны, ни один звук не потерялся! Верхние «до» в арии были исполнены удивительно легко, а последняя фермата была просто выдающейся. Я думаю, те, кто ее слышал, не скоро забудут. А какой мягкий, красивый тембр, какая удивительная звонкость, ясность, четкость, чистота и культура звука! После арии зал взорвался овацией! А какое чувство юмора! Какой хороший артист! В общем, считаю, что мы сегодня слышал певца самого высокого мирового уровня! Даже Флорес на меня в свое время не произвел такого яркого впечатления, все-таки у него не такой чарующий тембр, у него нет такой волшебной спонтанности в звуковедении,  и поет он немного механистично. Хотя, пожалуй, у Флореса голос совершенно идеально сфокусирован, особенно наверху.
Конечно, всех совершенно очаровал замечательный бас-баритон и великолепный артист Бруно Пратико в роли Дона Маньифико. Он продемонстрировал высочайший профессионализм, изумительное владение россиниевским стилем, в том числе скороговоркой. Правда, первые несколько фраз прозвучали, как мне показалось, несколько надтреснуто (артист все-таки  немолод), но буквально через минуту он окончательно распелся, и все смогли полностью оценить его очень приятный тембр. Единственное, мне всегда казалось, что у этого персонажа тембр должен быть немного потемнее и «погуще», но это нисколько не умаляет достоинств Бруно Пратико в этой роли. Ведь вторая ария Дона Маньифико стала настоящим шедевром музыкальности и артистизма. А какие замечательные жанровые сценки он разыгрывал, как интересно пел в ансамблях! Это было не просто комикование, это был образ, над которым он много думал и работал.
Партию Анджелины пела молодая, двадцатипятилетняя певица Серена Мальфи. Мне очень понравилась ее музыкальность, тонкая фразировка, культура исполнения. Тембр бархатный внизу, но немного резче и жестче наверху. Вообще, голос у нее матовый, гибкий, тягучий и в то же время  достаточно подвижный и красивый, но ему не хватает яркого выноса звука вперед (если так можно выразиться) и, все-таки, немного не хватает объема. Думаю, что у этой очень молодой, красивой, эмоциональной девушки всё еще впереди. Считаю, что она достойно справилась с такой трудной партией. Правда, к концу она, видимо, устала и немного «смазала» пару пассажей, но это не имеет никакого значения.
Партию Дандини исполнял баритон Энрико Марабелли. Сначала он мне не очень понравился, его голос звучал сдавленно, напряженно и совершенно «не хотел тянуться», и моя любимая ария из первого действия прозвучала без должного блеска, но во втором действии он распелся, показал неплохой тембр, а в третьем (было два антракта) стал петь еще лучше, его голос замечательно вписался во все труднейшие ансамбли. Да и артист он тоже, как оказалось, прекрасный, настоящий талант!
Партию Клоринды интересно (создав образ легкомысленной блондинки-кокетки) и весьма четко исполнила наша соотечественница  Анастасия Белукова. Правда, арию она не пела (видимо, ее также купировали, чтобы не затягивать концерт, и так всё закончилось довольно поздно), но уже достаточно давно за ней наблюдая за этой очаровательной певицей, могу предположить, что она бы с этой труднейшей арией с успехом справилась бы.
Партию Тисбы пела Тициана Трамонти. Мне показалось, что голос у нее не очень приятного тембра и не очень большой звучности, но она тоже распелась к концу и тоже прекрасно справилась с ансамблями. И еще она очень стильно выглядела: эффектное платье, оригинальная прическа. И все это очень хорошо вписывалось в спектакль: получились такие разные по характеру дочери Дона Маньифико!
Наконец,  партию наставника Алидоро немного тяжеловато спел баритон Дмитрий Неласов. Я думаю, что купирование его арии было связано с тем. что он заменил в последний момент итальянского исполнителя.Он тоже очень хорошо сыграл свою роль, изобразив в начале слепого, а потом  что-то типа «нотариуса»…
Одним словом, вечер не просто удался, а, на мой взгляд, превратился в незабываемое событие и закончился триумфом солистов, оркестра и, прежде всего, Плетнева. Мы устроили стоячую овацию. Все они ее сегодня заслужили.


« Последнее редактирование: Сентябрь 09, 2010, 01:46:02 от Schwarzenstein »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, спасибо за замечательные рассказы !
Я тоже там был, но я внесу свою скромную лепту другим способом :)

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg44736#msg44736
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Про формат - интересно, что когда я делилась с друзьями впечатлениями об этом вечере, я в рассказе все время сбивалась с "оперы" на "концерт." То, что оригинал почикали, было очевидно с самого начала, но, приняв эти "концертные" правила игры, я получила от "представления" массу удовольствия. Плетнев четко задал - очень россиниевское - настроение, и именно с ним публика и покидала зал. Наверное, правильнее это было бы назвать дивертисментом или фантазией на тему "Золушки", но такой жанр явно имеет право на существование.

Helene

  • Гость
Re: Россини, "Золушка". КЗЧ, 8 сентября 2010 года, дир
« Ответ #11 : Сентябрь 10, 2010, 18:07:44 »
 В vkontakte.ru есть два фрагмента из этой "Золушки". Ссылка что-то не получается. Можно просто зайти в контакт и набрать Антонио Сирагуса, поиск по видео.
« Последнее редактирование: Сентябрь 10, 2010, 18:19:22 от Helene »


Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
А я-то тут и не отметился...
В моей бедной оперными впечатлениями, к тому же ещё оптимистически короткой:) жизни было ужасно мало хороших певцов - вот всего те, что поют в московских театрах. Такой редкий голос, как тенор, там вообще почти не представлен. Я слышал двух хороших теноров - Нурлана Бекмухамбетова и Алексея Татаринцева. Хороших, рабочих лошадок, крепких профессионалов.
А на Золушке я услышал что-то великолепное. Оборался после Ритроварлы по уши:-)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Gianni Schicchi

  • Гость
Как вы замечательно г-на Бекмухамбетова определили! Про г-на Татаринцева не скажу, т.к. не слышали ещё, и в ближайших планах не значится, а вот о первом - метко, метко! Действительно, там налицо - точнее, слышен отчётливо - кропотливый, вдумчивый труд, разбор "по складам", затем - вновь смётывание по фразам, заглаживание швов... А вот заезжее высочество было поистине аристократичным в своей (без сомнения, тоже многократно выверенной и тщательно пригнанной прежде) элегантной одежде представленного нам образа - да так естественно сидящей на нём, что будто бы он в ней родился... а если швы и видны, то лишь для того, чтоб можно было разглядеть, как  аккуратно они прострочены. Ну а если словами не портновскими, а конно-спортивными выразиться (раз уж вы давеча о лошадином заговорили) - то тут, разумеется, породистый, весь лоснящийся, отборным зерном да сочной травой выкормленный скакун, легко - и, главное, охотно и азартно! - берущий препятствия, да не коснувшись копытом :-), а, чётко вымерив шаг и дыхание, взмывая и зависая в воздухе над ними. Ну а если продлить ещё немного сей анимализм - то кинолог не мог не отметить явное знакомство с кобелиными привычками: во всяком случае, выражение превосходства над соперниками с помощью подчёркивания своего размера :-) - да, в самом непосредственном смысле, то есть росчерком когтей на земле - этот "штришок" заставил лишний раз улыбнуться. Так же, впрочем, как и интонация главной героини (о, интонация, которую ещё подчеркнули поворот головы, взгляд и улыбка... так явно заставившие подумать о повадках canis familiaris противоположного пола!) при словах "моей местью будет моё прощение"... brava! Это было сыграно тонко - да и заставило лишний раз оценить преимущество ближнего обзора (а вот игра маньифико маэстро Пратико была столь доходчива :-), что её вполне можно было оценить и с самой вершины зала, откуда я, аки демон, внимала, опоздав, сперва)... А кричали вы и правда знатно! И видно было, как эчелленце было приятно, он прямо жмурился в лучах вашего (и моего, разумеется, тоже - ТУТ я с вами спорить не буду) восторга.
« Последнее редактирование: Сентябрь 11, 2010, 00:54:24 от Gianni Schicchi »

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Джанни, а вы все-таки были на Золушке?:)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Россиниевский национальный
// "Золушка" на фестивале РНО
 
Газета «Коммерсантъ»   № 167 (4467) от 10.09.2010 

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1500155&NodesID=8

Большой фестиваль Российского национального оркестра представил концертное исполнение оперы Россини "Золушка". Дирижировал Михаил Плетнев, пела международная команда с абсолютным перевесом итальянских артистов. Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

"Золушка", пожалуй, просилась в самые интригующие номера фестивальной недели. За нормальное качество вокала можно было не сомневаться, подбирать по верным меркам адекватных и "вкусных" исполнителей для оперных концертов у нас теперь умеют. Самому-то РНО полноценные опыты в россиниевском стиле, безусловно, не в новинку, достаточно вспомнить только одно событие с его участием, "Итальянку в Алжире" с Альберто Дзеддой, едва ли не лучшее оперное событие прошлого сезона. Но вот насколько оперная музыка Россини по сердцу и по темпераменту самому Михаилу Плетневу — на этот счет сомнения были.

Но получилось очень убедительно: сыгранный нарочито камерным составом Россини был легок, пружинист, в меру искрист, прочитан не просто основательно, но и с удовольствием. Если придираться, малость недоставало спонтанности и какой-то веселой алхимической соли, которая превращает просто живое и качественное исполнение в глоток чистой эйфории. Но это у оркестра. Певцы по этой части положение вполне корректировали — во всяком случае, в безупречно сделанных ансамблях вместе с нарастанием крещендо и с увеличивающимся темпом скороговорки в крови, казалось, подскакивал уровень серотонина.

Индивидуальные работы получились менее равномерно. Сестры-злюки в исполнении двух сопрано — итальянки Тицианы Трамонти и нашей Анастасии Белуковой — временами тонули в оркестре, прямо скажем, совсем не вагнеровском по уровню децибел. Когда на сцену вышел и взял первые ноты Антонино Сирагуса, певший принца Рамиро, контраст вышел такой поразительный, что в записи это показалось бы невообразимым ляпом звукорежиссера: итальянский tenore di grazia выдавал, помимо полагающихся звенящих верхов, легчайшего тембра и эффектной техники, просто-таки артиллерийскую силу звука.

Золушкой-Анджелиной была Серена Мальфи, понравившаяся красивой сочной окраской своего легкого меццо, но несколько зажимавшаяся с потерями для и так небольшого голоса. Рядом с Анной Бонитатибус, певшей Золушку под управлением Теодора Курентзиса четыре года назад, ее никак не поставишь. Впрочем, у госпожи Мальфи "примадоннской" закалки еще нет по вполне понятным причинам — ей всего 25 лет.

Что солидный опыт в россиниевском репертуаре значит многое, сполна показал знаменитый итальянский "буффо" Бруно Пратико: его баритон, казалось бы, объективно уже в неважной форме, но поди это заметь при мастерской и гомерически смешной игре — вокальной, актерской, всяческой. Остальные два баритона, Энрико Марабелли (Дандини) и Дмитрий Неласов (Алидоро), при всей их голосистости на фоне старшего коллеги несколько терялись. Им, правда, не очень повезло из-за того, что оперу давали в слегка урезанной версии, вырезав речитативы, в которых можно было бы вдоволь покомиковать, но даже при таком раскладе публика, кажется, насмеялась на полгода вперед.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Имею вопрос. Есть ли достойные внимания DVD записи с упомянутым тенором? CD, к сожалению, больше не собираю, в небольшой квартире уже места не сыщешь...

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 345
Имею вопрос. Есть ли достойные внимания DVD записи с упомянутым тенором? CD, к сожалению, больше не собираю, в небольшой квартире уже места не сыщешь...
Gaetano Donizetti:
Don Pasquale
Cond. Gérard Korsten
Orchestra e Coro del Teatro Lirico di Cagliari
[tdK, CD 2004, DVD 2006]
Это отличная постановка, все поют и играют очень хорошо

La Cenerentola
Cond. Renato Palumbo
Orchestra e Coro del Teatro Carlo Felice di Genova
[tdK, DVD, 2007]
Это я не видел

Zelmira
Cond. Maurizio Benini
Scottish Chamber Orchestra
[Opera Rara UK, CD, 2004]
Это CD, но для такой записи я бы нашел место даже в самой тесной квартире

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Спасибо за рекомендации! По поводу тесноты и CD - это отговорки. Просто в последнее время потянуло больше к DVD. Хочется видеть живое действие. Еще раз спасибо...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.operanews.ru/10091201.html

При выходе дирижера к публике раздался шквал аплодисментов: москвичи недвусмысленно выразили поддержку Плетневу, чья репутация сильно пострадала вследствие летнего скандала в Таиланде. И на протяжении всего вечера эта манифестация морально-политической солидарности повторялась не раз. Но если отвлечься от вопросов гордости за нашу «попранную национальную святыню» от академической музыки, то постараемся задаться вопросом – а по заслугам ли? Какова объективно была «Золушка» от Плетнева?

Если рассматривать вопрос узко, то то, за что Плетнев непосредственно в ответе, то есть РНО, был на высоте: звучание сильно сокращенного оркестра (что естественно для исполняемой музыки) было без преувеличения замечательным. РНО не специализируется на музыке подобного рода, мы больше ценим его за Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, немецких романтиков. Тем ценнее результат – игра была чистой, нежной, яркой, одухотворенной. Соло безупречны, стиль выдержан. Возможно, туттийные места временами были несколько громковаты – это, пожалуй, единственное, в чем можно усомниться. Плетневу удалась и архитектоника целого, и внимание к деталям – совершенно очевидно, что была сделана заявка на интерпретацию, которая не выглядела беспочвенной.

Но опера есть опера – сложная штука. И не оркестром единым она жива – даже если это Вагнер или Рихард Штраус. Что уж говорить о Россини – голос, голос и еще раз голос, как говаривал сам пезарский хлебосол и обжора: вот, что совершенно необходимо для его опер. А вот в этой епархии, увы, не все было по высшему классу.

Основу каста составляли итальянские вокалисты – в основном не слишком именитые, но специализирующиеся на россиниевском репертуаре. Самым известным среди них был король буффонады Бруно Пратико, исполнивший партию Дона Маньифико. Передать словами его выкрутасы на сцене невозможно – этот умилительный толстяк способен развеселить самого закоренелого зануду. В рассказе Маньифико о его будущей сладкой жизни во дворце (когда одна из дочек, наконец, охомутает принца) Пратико, изображая ищущую его покровительства некую дамочку, ходил на цыпочках, помахивал веером и растягивал свой черный блузон наподобие платья с кринолином – ну просто вылитый Александр Калягин в роли незабываемой Донны Розы Дальвадорес. К сожалению, мы вынуждены говорить не о кино, и не о драматической сцене – и тут восторги придется поубавить и с грустью констатировать: Пратико уже не тот. Голос певца, никогда не отличавшийся особой красотой, что, впрочем, для его амплуа и не требуется, приобрел совсем какой-то противный оттенок, кроме того, тремолирует на середине. Особенно все это бросалось в уши в начале оперы, когда Пратико подъезжал чуть ли не к каждой ноте и его назойливые портаменто изрядно досаждали. По ходу исполнения он распелся и несколько присобрал свой расшатанный вокальный аппарат: в сочетании с выдающейся актерской игрой все это можно было вполне принять и получить даже некоторое удовольствие.

Серена Мальфи (Анджелина) обладает приятным меццо, довольно-таки культурным, но технически, увы, небезупречным: и верхи удавались через один, и колоратурная техника весьма посредственная. Певица хороша собой и артистична, но, право, для центральной героини этого маловато - с тоской вспоминалась вовсе не красавица, но вокально просто идеальная Золушка Анны Бонитатибус.

Салернского принца Рамиро пел Антонино Сирагуса. Возможно, в каком-то репертуаре, даже и на каких-то партиях в операх Россини, певец и хорош – выучка у него присутствует. Но после Флореса, Миронова или Браунли слушать такого Рамиро решительно невозможно: громогласное, грубое, агрессивное пение, смазанные колоратуры, голос, совершенно лишенный обаяния, звучащий напряженно, без тени изящества. Вызвавшие сумасшедшую овацию зала верхние «до» Сирагусы меня повергли в ужас – на мой вкус это более походило на крик раненого зверя, чем на пение.

Странным Дандини предстал Энрико Марабелли: статью этот «камердинер» и впрямь тянул на августейшую особу (по сюжету слуга притворяется принцем, дурача семейство Маньифико), но голосом – едва ли: заваленный верх, неозвученный низ, да и тембр так себе. Удивило приглашение солиста Михайловского театра Дмитрия Неласова на роль Алидоро: в родных стенах этот баритон то насилует Тоску, то соблазняет Кармен, а тут… Ничего положительного об этой ходке певца на территорию бельканто сказать не могу: все было спето грубым помолом, да еще и каким-то явно простуженным голосом. Не произвела особого впечатления и Анастасия Белукова (Клоринда): вроде бы вокал грамотный, но до уровня Ольги Трифоновой (певшей в компании Бонитатибус и Курентзиса) – далеко как до Рио-де-Жанейро.

Но если состав солистов-вокалистов вызывает некоторые нарекания, то Русский хор имени Свешникова просто ужаснул: еще прочитав о его участии в этом проекте в программке, я усомнился в целесообразности приглашения этого коллектива в россиниевский репертуар. «Но, кто знает, теперь ими руководит велемудрый Борис Тевлин, сделавший конфетку не из одного хора – может быть все иначе теперь?» – подумалось мне. Увы, мои сомнения оказались не беспочвенны: такой манерой можно разве что «Дубинушку» исполнять, а надсадные вопли теноровой партии приводили меня в отнюдь не священный трепет.

Вот и получается: хороший у нас симфонический дирижер Плетнев, музыкант тонкий, свое дело делает честно и красиво, любим мы его все. А «Золушка» получилась почему-то не более чем на «госоценку».

Александр Матусевич
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Это же надо, как отделали Сирагусу! :o Чему же тогда верить, если такие противоположные мнения? ??? Да... Ещё раз убеждаюсь, что только своё личное восприятие и личные предпочтения... :-*

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Чему же тогда верить, если такие противоположные мнения? ???

:)) Верить никому нельзя, но быть в курсе других мнений - можно и нужно. Я далеко не всегда разделяю мнения, изложенные в тех статьях, которые я размещаю на форуме.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: Россини, "Золушка". КЗЧ, 8 сентября 2010 года, дир
« Ответ #23 : Сентябрь 21, 2010, 11:43:37 »
Да здесь дело даже и не в вере. Просто мнения профессионалов должны более-менее совпадать. Ведь есть же строгие критерии: что и как должно быть спето. Может не понравиться тембр голоса, манера исполнения, даже внешность, но чтобы так...
Вот, кстати, ещё одно частное мнение. http://users.livejournal.com/_arlekin_/1814630.html

"Золушка" Дж.Россини в КЗЧ, Большой фестиваль РНО, дир. Михаил Плетнев
Мне очень близок подход Плетнева к музыкальному материалу - вдумчивый, сдержанный, аналитический. Но, к сожалению, и такой подход не универсален. С Россини он не срабатывает. И дело не в том, что Плетнев плохо продирижировал "Золушкой", а в том, что он ее слышит определенным образом, и это "слышание" не совпадает с моим представлением о том, как эта вещь должна звучать. За последние несколько лет почему-то "Золушка" пользовалась большим спросом, ею дирижировал в концертном исполнении Курентзис в БЗК, неудачный в плане музыкального качества, но интересный постановочно спектакль по ней привозило питерское "Зазеркалье" - есть с чем сравнить, даже если не брать какие-то эталонные варианты в записи. Курентзиса я слушал на репетиции, когда опера шла с остановками, а солисты пели вполголоса, но впечатление было потрясающее тем не менее:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/743310.html?mode=reply

Плетнев, умеющий как никто замедлять темпы и приглушать звук, и это на фоне общего поветрия играть максимально громко и быстро, оперу-фейерверк умудрился превратить в почти невыносимую тягомотину, особенно что касается первых двух действий. Мхатовские паузы между музыкальными репликами здесь были как никогда не к месту и не по делу, контрасты темпа и силы звука, за счет которых Плетнев часто обнаруживает свежесть неожиданный драматизм в избитых, казалось бы, партитурах, в "Золушке" Россини не срабатывают.

Плетнев представил Золушку не героиней комической сказки, но по-настоящему страдающей девушкой, что в случае с Россини ну совсем ни к чему. В таком контексте ее песенка про одинокого короля, музыкальный лейтмотив оперы - весьма проникновенно, филигранно был выстроен секстет в последнем действии, но во многих других случаях, увы, утонченность музыкальной ткани оборачивалась попросту провалом. Насколько справилась с задачей исполнительница Серена Мальфи - тоже большой вопрос, она была совсем уж не плохая, но достаточно средняя, а для успеха при подобной усложненной задаче требовался вокал более сильный, а главное, более пластичный. Мне совсем не понравился Антонино Сирагуса в партии принца Рамиро, хотя аплодисменты он срывал на раз - суетливый, визгливый, хотя, по крайней мере, живой в этом полумертвом действе. Лучше всех, по-моему, удался Дон Маньифико - необычайно артистичный толстяк Бруно Пратико, причем артистичный, что важно, не в ущерб качеству вокала, но очень прикольный. В самом начале он, в момент, когда персонаж поет про осла, взял и подарил какой-то сидящей через три кресла от меня жуткой бабке чудесного плюшевого ослика, и до окончания концерта я уже не мог оставаться спокойным, до того мне тоже такого ослика хотелось. Однако и артистизм итальянца не всегда шел на пользу исполнению в целом - певец существовал в своем ритме, отдельно от Плетнева и, соответственно, от оркестра, и это особенно было заметно в его сольных номерах.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Ути-пути, Ш. Матусевич опять в своем репертуаре. Помните, как Татаринцев коверкал форму гласных? Это из той же оперы.
Своего мнения про Бруно Пратико критик не составил и полез в один очень популярный LJ:
Цитировать
Что такое настоящий голосистый россиниевский певец стало понятно при появлении Bruno Praticò. Он на мизерных остатках своего голоса, на мастерстве и технике, которых более чем достатачно, стал одним из героев вечера. Вот ему не нужен никакой режиссер, п ч все давно срежиссировано, отыграно сотни раз и столько же отпето. Ну и итальянской живости, несмотря на габариты, и обаяния просто бездна. Конечно же есть качка и старческий противный тембр, но фирменная скороговорка opera buffa на большой скорости и отчеканенные доли, это не может оставить равнодушным.

Цитировать
Самым известным среди них был король буффонады Бруно Пратико, исполнивший партию Дона Маньифико. Передать словами его выкрутасы на сцене невозможно – этот умилительный толстяк способен развеселить самого закоренелого зануду. В рассказе Маньифико о его будущей сладкой жизни во дворце (когда одна из дочек, наконец, охомутает принца) Пратико, изображая ищущую его покровительства некую дамочку, ходил на цыпочках, помахивал веером и растягивал свой черный блузон наподобие платья с кринолином – ну просто вылитый Александр Калягин в роли незабываемой Донны Розы Дальвадорес. К сожалению, мы вынуждены говорить не о кино, и не о драматической сцене – и тут восторги придется поубавить и с грустью констатировать: Пратико уже не тот. Голос певца, никогда не отличавшийся особой красотой, что, впрочем, для его амплуа и не требуется, приобрел совсем какой-то противный оттенок, кроме того, тремолирует на середине. Особенно все это бросалось в уши в начале оперы, когда Пратико подъезжал чуть ли не к каждой ноте и его назойливые портаменто изрядно досаждали. По ходу исполнения он распелся и несколько присобрал свой расшатанный вокальный аппарат: в сочетании с выдающейся актерской игрой все это можно было вполне принять и получить даже некоторое удовольствие.

Причем критик не понимает разницу между качкой и тремоляцией:-)

Критика Сирагусы тоже ниже плинтуса. Страшно далеки они от народа...
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: Россини, "Золушка". КЗЧ, 8 сентября 2010 года, дир
« Ответ #25 : Сентябрь 22, 2010, 00:06:37 »
Просто мнения профессионалов должны более-менее совпадать. Ведь есть же строгие критерии: что и как должно быть спето.
Что касается строгих критериев, то где-нибудь они, может быть, и есть, но только не у нас. Это признают уже все специалисты. Критерии у нас размыты. На это указывали и организаторы I Всероссийского музыкального конкурса, проводящегося, в том числе, и по специальности "сольное пение". Время покажет, удастся ли с помощью нового конкурса четко определить и сформулировать эти критерии.
Может не понравиться тембр голоса, манера исполнения, даже внешность, но чтобы так...
Так ведь критик этот, как мы уже заметили, высказывает претензии в основном именно к тембру и манере исполнения Сирагусы ("грубое, агрессивное пение", "лишенный обаяния тембр" и т.д.), а к технике-то он (за исключением якобы "смазанных" колоратур) особенно и придраться не может,  все-таки признавая за итальянским певцом "хорошую выучку". И на том, как говорится, спасибо. В кои-то веки приехал певец мирового уровня в самом расцвете сил и таланта, так обязательно кто-нибудь должен его несправедливо обругать. Обидно. Единственное, что меня успокаивает - это мысль о том, что Сирагуса вряд ли ознакомится со столь безжалостной отповедью. Думаю, что подавляющее большинство из тех, кто сидел в зале, точку зрения Матусевича не разделяют (во всяком случае, судя по последовавшей за арией долгой овации).
« Последнее редактирование: Сентябрь 22, 2010, 00:25:20 от Schwarzenstein »