Автор Тема: Посещаемость оперного театра - от чего она зависит ?  (Прочитано 9971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр рассказал о своём любопытном наблюдении:

В Москве, в одном из ведущих театров (правда, я уже не раз замечал, что 75 процентов зрителей там - это те, кто недалеко живет)

И я вот задумался: а почему это так ? Почему в театр ходят те, кто недалеко живёт ? Неужели вокруг театра сосредоточились исключительно любители оперы ? :) Я предполагаю – но не уверен в своей правоте -  что людям, которые недалеко живут, чаще попадаются на глаза афиши театра, поэтому они чаще в него ходят. Играет ли свою роль тот факт, что для них этот театр является "театром шаговой доступности" ?
Возможно ! Но я и в этом не уверен: ведь если бы это было так, то можно было бы понастроить множество театров в густонаселённых районах, и все они хорошо посещались бы ? А так ли это ?
Я задумался, но ничего придумать не могу ! :)
А вы как считаете, уважаемые коллеги ? В чём причина того, что театр чаще всего посещают те, кто живёт недалеко от него ? И так ли это ? Каковы ваши наблюдения ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
В Самаре я этого не замечал, т.к. театров достаточно не много, даже мало. Но я заметил подобную тенденцию с другим культурным учреждением - кинотеатром, расположенным в Торговом центре. Но такая тенденция именно с этим учреждением культуры мне понятна. Других культурных заведений вблизи нет. А сам кинематограф является искусством пролетарским и понятным всем без исключения.
В данном случае я могу предположить только не сколько объяснений причин феномена, представленного в этой теме:
1) Данный театр является одни из не многих учреждений культурного досуга. Кино всем надоело, а театр - это театр. И поэтому такая посещаемость близко живущими людьми. Мне кажется они раз сходили - им понравилось, сходили еще раз, посоветовали друзьям и знакомым, и их вместе с ними затянуло в мир театра. А я по себе знаю, как это быстро затягивает - стоит сходить лишь раз.
2) Вокруг театр действительно живут любители оперы и в целом искусства, которым нравится данный театр и они ходят в него, тем более, что он под боком.
3) В театр ходят так называемые бабушки, которым дома не чем заняться, а рядом театр. Надо же на старости лет к высокому приобщится.

Лично мне кажется более вероятной, указанная мной, первая причина.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Я согласен с Cesar’ом. Да, действительно, постепенно образуются компании людей, которые ходят в этот театр, к которым примыкают новые люди после положительных отзывов своих родственников, соседей и знакомых и т.д. И район это, безусловно, «интеллигентный», здесь живет еще много семей, не забывших культурные традиции. И целые группы «бабушек» здесь тоже существуют, часто ходят на спектакли по дешевым билетам на балкон. А бабушкам издалека, как правило, ездить тяжело. Я тут разговаривал недавно на эту тему с одним человеком, и он мне напомнил историю этого театра, которую я сам уже немного подзабыл. Дело в том, что  театр «Новая опера» все-таки появился относительно недавно. Большой, Театр Станиславского и Немировича-Данченко и Театр Оперетты всегда были у всех на слуху, ходить туда всегда было «престижно» и люди традиционно приезжали и приезжают  туда не только из отдаленных районов, но и из других городов и стран. А «аборигенов» там нет, так как в этом центре уже жилых домов практически  не осталось (большинство из них стоят пустые, а богатые собственники жилья либо сохраняют их в качестве капитала, живя за городом, либо сдают, в основном под офисы!). А в районе, где расположена «Новая опера» люди еще пока живут. И когда театр там появился (это здание с помощью Лужкова достаточно быстро построили), он стал тогда очень популярным (то есть, популярным он был еще до строительства здания, а когда это роскошное помещение появилось, в него трудно было попасть). Потом Колобов безвременно ушел от нас, и популярность театра, увы, заметно упала. И вот тогда на рядовых спектаклях остались почти только «аборигены». А сейчас популярность, по-моему, вновь увеличивается. Но за время падения популярности многие от театра успели либо «отвыкнуть», либо переехать в отдаленные районы. Понятно, что и старение, и «естественная убыль» населения также «имели место быть». Вот таким образом и сложился нынешний «контингент» со всеми его особенностями. Кстати, я уверен, что если театр начнет исполнять зарубежные оперы на русском языке, то народ валом повалит. Ну, представьте себе, насколько интереснее этим людям будет слушать на русском языке «Севильского цирюльника» и «Любовный напиток»? И неужели уровень исполнения этих опер так сильно от этого пострадает? Это к вопросу о том, на каком языке нужно исполнять оперы и как не дать этому жанру умереть.

Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Пермский Оперный Театр им. Чайковского .
В 80 годах прошлого века , там был раскошный репертуар .Прекрасная опера ,Великий балет !
В этом театре шло много прекрасных постановок. Люди ходили битком . Я тогда был юношей ,
И не задавался таким вопросом . Но пришли 90 -е . Зал опустел .
В порыве непонимания я начал пропагандировать оперу и балет всем своим друзьям и соученикам
по музучилищу .Водил их на такие прекрасные постановки ,как паяцы ,Самсон и далила ,
Лебединное Озеро ,Жизель ..Друзья восторгались ,но сами -самостоятельно все-таки его не посещали . Однажды я чуть не заплакал
,когда на Самсоне и Далиле ,я насчитал примерно человек 20 . При этом несчастные артисты пели как
никогда хорошо .Прошло много времени с тех пор .Недавно я обзванивал всех моих Пермских друзей
с кем ходил на спектакли , Кто -то сослался на занятость ,Кто -то жаловался что там сейчас ничего не идет
стоящего .Куда -же девалась та Элита , те благословенные бабушки ,редкие знатоки исскуства -никто из
Пермяков не знает .Посещаемость нулевая .Театр находится в парке ,около реки Камы .Вокруг полно сталинских домов ,где живет Городская интелегенция ,однако театр пуст .И не верьте официальному сайту
или прессе - артисты играют и танцуют сами -себе .Вот это трагедия не только целого Театра ,но всего
театрального исскуства .Что вы хотите ,если по главным каналам страны выступают Петросяны и Биланы ,
и это сплошное  евровидение правит бал в умах молодежи .Нет нормальной пропаганды Оперного исскуства
в нашей стране .Только канал культура иногда показывает что-нибудь этакое и то весьма редко .
Я не считаю нормальной пропагандой Разьезды Гергиева или других именитых артистов по провинциям ,ибо это разовые акции. Слушатель приходит ради собственного престижа или потому -что это Очень круто ,
а мне -бы .да и вам тоже наверняка -хотелось ,чтобы зрители шли по зову сердца .Чтобы они передавали
друг -другу восторг от услышанного ,ну или хотя-бы советовали сходить на ту или иную оперу .
Недавний разговор из Перми с одной барышней .
- Привет ,солнышко ! Представляешь ! К нам Гергиев приезжал ! я его Видела
своими глазами когда он выходил из машины .
- Привет моя хорошая -отвечаю я ей ,а что он исполнял ?
-ой .я не знаю ,я не ходила ,у меня небыло времени ...хочешь я узнаю ....
Однажды в Австрии в 97 году Я побывал на совершенно рядовом исполнении реквиема Моцарта .Меня поразило сколько там молодых людей внимательно слушали эту прекрасную музыку и я спросил у отца почему столько молодежи ходит в Зальцбурге и почему никто из молодых не желает ходить В перми ? на что
он ответил мне : - Сынок . Классика -это элитарное искуство .Понимание эстетики передается из поколения в поколение .От родителей к к сыновьям . Видимо в Австрии более мощные традиции к пониманию классики .Я -сказал Он -и сам не понимаю это явление до конца ...
Он явно слукавил . Все он понимает .
Простите за орфографию или неточное изложение мысли ,но эта тема меня очень давно ,очень сильно волнует . С 14 лет я пытаюсь пропагандировать классику и поверьте успехи мои невелики . Почему то людям, то что я им открываю -нравится ,но только ходить и слушать  они хотят только вместе со мной !
Я прошу вас -форумчан - серьезно обсудить эту тему ,иначе какой смысл в классической музыке ,если я не могу поделиться от переживаний с подавляющим числом населения нашей страны .
« Последнее редактирование: Ноябрь 11, 2010, 05:44:28 от фабио капелло »

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
  " ...какой смысл в классической музыке ,если я не могу поделиться от переживаний с подавляющим числом населения нашей страны "
Тут,главное с членами семьи не промахнуться и приобщить.А уж все население нашей страны....Это из области фантастики :-[

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
я уверен, что если театр начнет исполнять зарубежные оперы на русском языке, то народ валом повалит. Ну, представьте себе, насколько интереснее этим людям будет слушать на русском языке «Севильского цирюльника» и «Любовный напиток»? И неужели уровень исполнения этих опер так сильно от этого пострадает? Это к вопросу о том, на каком языке нужно исполнять оперы и как не дать этому жанру умереть.

Да, это убедительный аргумент в пользу исполнения иностранных опер на русском языке, но на самом деле в настоящее время это маловероятно, т.к. солистам, чтобы иметь спрос за рубежом, что весьма престижно и немаловажно для их карьеры, трудно будет выучивать один и тот же репертуар на 2-х языках – родном и иностранном. По крайней мере, труднее, чем на одном из них ! С другой стороны, петь на русском можно поручать стажёрам театра, что позволит им входить в репертуар, а заодно выполнять просветительскую задачу – в этом есть и другой плюс: публика будет быстрее узнавать новые певческие имена.
Есть ещё один аспект – русская опера ! Разве мало русских опер написано на русском языке ? :)) А много ли их идёт в наших театрах, даже если назвать лучшие произведения ? Раз-два и обчёлся. Я ещё не развернул поток, в котором хотел поместить асафьевский список русских опер, но и без него ясно, что большинство отечественных опер лежит под спудом.
И всё же я согласен с тем, что многие иностранные оперы, издавна исполнявшиеся в России на русском языке, вполне можно было бы давать в современном театре. Нетленные примеры – "Кармен", "Севильский цирюльник", "Травиата" и др. Вероятно, таких примеров не должно быть много, но несколько ключевых иностранных названий нужно держать в репертуаре в исполнении на русском языке (в дополнение к исполнению на языке оригинала).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
А, вообще, интересно, откуда у нынешнего поколения (выросших в 1990-2000-е гг.) появляется интерес к опере, если это не профессиональные музыканты. Ведь чтобы придти в оперный театр, или слушать записи, или читать этот форум - интерес уже должен быть. Допустим, в 80-е гг. (в моем детстве) были дома культуры с оперными студиями. И если родители отдавали туда ребенка в какой-нибудь кружок (например, фортепиано или танцев), у него были шансы со временем дорасти и до оперы. Скажем, моя учительница фортепиано пела в таком любительском оперном театре и как-то позвала меня на "Риголетто". Потом я уже сам ходил и на "Кармен", и на "Иоланту", и на "Царскую невесту", и на "Паяцы" и т. д. (все это шло в клубе под оркестр в настоящих декорациях). Одновременно появился интерес и к записям, и к другим более професскиональным постановкам. Но последние 20 лет на месте этого Дома культуры с Народным оперным театром располагались казино и всякие другие сомнительные заведения. Поэтому мне не совсем понятно, откуда сегодня берутся оперные меломаны. Где их выращивают?

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Вопрос очень интересный и важный. Я-то как раз думал, что первой причиной является элементарное незнание - т.е., скажем, если человек предпочитает попсу, и послушает оперу (понятную и с хорошим исполнением), то интересы модифицируются сами собой.
Исходя из данных фабио капелла, это не так. Увы  :(

А, вообще, интересно, откуда у нынешнего поколения (выросших в 1990-2000-е гг.) появляется интерес к опере, если это не профессиональные музыканты. Ведь чтобы придти в оперный театр, или слушать записи, или читать этот форум - интерес уже должен быть. Допустим, в 80-е гг. (в моем детстве) были дома культуры с оперными студиями. И если родители отдавали туда ребенка в какой-нибудь кружок (например, фортепиано или танцев), у него были шансы со временем дорасти и до оперы.

Как это ни удивительно, оперные студии при ДК в Москве и Московской области в ряде мест сохранились.
Но ведь проблемы касаются всего академического вокала - и камерных концертов, и выступлений академических хоров. И вообще классической музыки - или у нас с ней всё в порядке ?

Приходят в голову две причины. Первая - что слушает маленький ребенок. В советское время вследствие проводимой культурной политики классика занимала едва ли не доминирующее место, и классические произведения звучали в достаточном количестве. Кроме того, родители ребенка обычно считали, что классика - это хорошо, а для лиц музыкальной направленности - еще и престижно. В Москве школьные классы централизованно водили в театр.

Подросшее поколение более поздних советских годов (когда открытости и выбора стало больше, а жавления сверху меньше) классикой уже интересовалось, мягко говоря, меньше. Они сейчас находятся "во власти" и предпочитают, как известно, рок  ;D

Вторая причина - соображения престижности. В советское время престижность классики долгое время поддерживалась сверху. Наверное, "элита" должна сама поддерживать у "народных масс", на которые она оказывает влияние, соответствующее впечатление о классическом искусстве. Но то, что у нас сейчас именуется "элитой", хорошо описывается куплетами Мефистофеля, и роль настоящей элиты общества выполнять не в состоянии.
 

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Хочу сказать, что я именно то поколение, которое выросло в 1990-2000-е. Интерес к опере у меня появился благодаря бабушки и дедушки. Бабушка 40 лет работает в музыкальном садике, а дедушка закончил муз. училище, но продолжать музыкальную карьеру не захотел. С детства я слушал классическую музыку - Бетховен, Моцарт, Штраус, Чайковский, Глинка, Мусоргский. А к опере я приобщился как ни странно на уроке пения в школе. У нас была потрясающая учительница, которая так рассказывала об операх, ставила пластинки, и мы даже пели отрывки из опер. Ваш покорный слуга всегда был запевалой.  ;)
А в театр оперный я впервые попал в 8 лет на балет "Чиполлино". Скажу сразу, мне не очень понравилось, точнее я ничего не понял. А вернулось былое увлечение оперой в 13 лет. И именно тогда я и пошел в Самарский театр оперы и балета на спектакль Кармен, который кстати, исполнялся на русском языке. С тех пор я хожу в наш оперный постоянно, приобщил родственников, одноклассников, друзей.
И кстати, хочу сказать, что практически все спектакле исполняются на русском, кроме Риголетто и Мадам баттерфляй. Но думаю, скоро будут все на оригинале петь. А это плохо, т.к. субтитры в зале я не смотрю, т.к. это отвлекает и иногда просто ничего не видно.
Я только раз видел, когда в зале было человек 30 зрителей. Было это на Иоланте. Притом в спектакле участвовали 3 заслуженных артиста - Михаил Губский, Василий Святкин и Андрей Антонов.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
     Знаете, я бы выделила несколько причин. Если говорить об опере как жанре, то согласитесь, чтобы регулярно и более-менее осознанно слушать оперу, нужно хотя бы начальное музыкальное образование. Сейчас, когда специализация и коммерциализация образования во всех сферах приближаются к абсурду, родители, как правило, отдают ребенка в музыкальную школу, только если предполагают, что это станет его профессией. В прежние времена число детей, окончивших дневную или вечернюю музыкальную школу было неизмеримо больше. И далеко не все из них продолжили музыкальную карьеру. Но они, скорее всего, и есть те посетители оперных театров, о которых мы здесь пишем. И ходят они в театры своей молодости, расположенные в «старых» районах. Ведь молодых лиц в оперных театрах не так уж много.
     Никак не пропагандируется русская национальная опера как музыкальное явление. Почему можно содержать театр, где круглый год исполняется Вагнер и нельзя открыть хоть одну (в Москве или в Питере) «Русскую национальную оперу»? И исполнять там Чайковского, Мусоргского, Серова и Даргомыжского (ну, г-н Предлогофф лучше меня напишет, кого еще)? Почему считается, что, скажем «Лулу» Берга нам интереснее «Черевичек» Чайковского?  ???

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
   Если говорить об опере как жанре, то согласитесь, чтобы регулярно и более-менее осознанно слушать оперу, нужно хотя бы начальное музыкальное образование.
Никак не могу с этим согласиться. Конечно, начальное музыкальное образование - это хорошо, но оно совершенно не является обязательным условием возникновения любви к опере и потребности ее регулярно слушать. Например среди моих знакомых много людей, которые (по вполне объективным причинам) в свое время не смогли получить даже начального музыкального образования. Я его тоже не получил. Но помимо образования существует еще и самообразование, а когда возникает интерес (как правило, нужен только определенный толчок - либо яркий спектакль, либо удачный концерт оперной певицы или певца), то человек постепенно втягивается, потом все больше увлекается, много читает на эту тему, слушает записи, ходит в театр, на концерты, иногда сам начинает изучать ноты, играть на фортепиано или петь... и это прекрасно! Я знаю много таких людей. При условии настоящего интереса, увлеченности и регулярности, о которой Вы говорите, даже неподготовленный слушатель может весьма далеко продвинуться. Неужели Вы всерьез полагаете, что такие люди, о которых я написал, не в состоянии осознанно слушать оперу?

В прежние времена число детей, окончивших дневную или вечернюю музыкальную школу было неизмеримо больше. И далеко не все из них продолжили музыкальную карьеру. Но они, скорее всего, и есть те посетители оперных театров, о которых мы здесь пишем. И ходят они в театры своей молодости, расположенные в «старых» районах. Ведь молодых лиц в оперных театрах не так уж много.
Да, отчасти это так. Но, увы, среди тех, кто когда-то окончил музыкальную школу есть и такие, кто до сих пор без ужаса не может видеть фортепиано. Конечно, таких немного, но они есть (в том числе, и среди моих одноклассников). Большинство же из окончивших, но не продолживших музыкального образования, хотя и посещают иногда концерты, однако, как правило, сохраняют интерес в основном к симфонической музыке, иногда к фортепиано. А оперу считают чем-то очень сложным, непонятным и трудным для восприятия. На мой взгляд, гораздо большее значение, чем музыкальная школа в возникновении интереса к этому жанру имеет общая обстановка в семье, круг общения и, конечно, всякие маленькие случайности, которые иногда так резко могут изменить нашу жизнь! :)

     Никак не пропагандируется русская национальная опера как музыкальное явление. Почему можно содержать театр, где круглый год исполняется Вагнер и нельзя открыть хоть одну (в Москве или в Питере) «Русскую национальную оперу»? И исполнять там Чайковского, Мусоргского, Серова и Даргомыжского (ну, г-н Предлогофф лучше меня напишет, кого еще)? Почему считается, что, скажем «Лулу» Берга нам интереснее «Черевичек» Чайковского?  ???

Вот с этим я абсолютно согласен! Безобразие! Почему у нас идут  "Воццек" Берга и "Кафе Сократа" Сати, но не идут "Чародейка" и "Сказка о царе Салтане" (Нет, выяснилось, что "Салтан всё-таки идет! - и это хорошо, но зато не идет, например, "Русалка" Даргомыжского!). Я уж молчу про "Сервилию". Что же касается «Русской национальной оперы», то, как я понял, такие попытки предпринимаются. Недавно появилась, кажется, «Русская опера», точного названия театра не помню, но одну из главных ролей в его создании сыграл наш прославленный бас Александр  Филиппович Ведерников. Они и спектакль уже поставили.
« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2010, 23:39:28 от Schwarzenstein »

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
А вот ,на самом деле,интересно,почему , окончившие муз.школу и даже консерваторию,совершенно не интересуются не то,что оперой,но даже вообще современным состоянием в классической музыке.Я знаю множество таких людей.Ну,с муз.школой,положим,проще объяснить такое.Если из под палки учился,то кроме отвращения,ничего не вынес.Но в консерваторию,вроде как по призванию стоит поступать,нет?И не предполагает ли это наличие любви и интереса  к музыке вообще,а не только узкой специализации?

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
А вот ,на самом деле,интересно,почему , окончившие муз.школу и даже консерваторию,совершенно не интересуются не то,что оперой,но даже вообще современным состоянием в классической музыке.Я знаю множество таких людей.Ну,с муз.школой,положим,проще объяснить такое.Если из под палки учился,то кроме отвращения,ничего не вынес.Но в консерваторию,вроде как по призванию стоит поступать,нет?И не предполагает ли это наличие любви и интереса  к музыке вообще,а не только узкой специализации?
Ответов на Ваши вопросы могут быть не сколькими. Но вот, на мой взгляд, самый вероятный. Человек под палку учился в музыкальной школе. Помимо музыки он практически ничего не видел. Родители вдалбливали в него, что он великий музыкант. Поэтому после музыкальной школы его отправляют родители в музыкальное училище. А если не родители, то идут сами, т.к. кроме музыки они больше ничего не знают. После муз. училища родители заставляют идти в консерваторию. А после, уже распрощавшись с влиянием родителей уходят из музыки. Почему не интересуются оперой? Да потому что она им настоиграла, опротивела и не когда не нравилась.
Это моя версия

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
И еще я заметил, что интерес именно к опере обычно формируется позже, чем к другим музыкальным жанрам: не в детстве, а, как правило, в юности или еще позже. Не знаю, с чем это связано, может быть с синтетическим характером и сложностью жанра? С особенностью формирования различных видов слуха и музыкальных представлений? Например, когда мне было лет 9, мама повела меня в КДС на оперу "Снежная королева". Сценографию помню до сих пор, но ни одной мелодии...И хорошо помню, что ни одного слова не разобрал! И совершенно со временем забыл, что это была именно опера (только по оставшейся программке выяснил!). Интересно, это особенности моего детского восприятия или так у многих было? Короче, к опере я пришел только в 19 лет без всякого нажима со стороны родителей. И думаю, что это - не единичный случай.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
"Русская опера"  -  это прекрасно, но при условии, что Ведерников-младший не окажется там главным дирижером  ;D

В связи с темой посещаемости оперных театров надо рассматривать и такой фактор, как неправильная ценовая политика.
Мне кажется, что высокая посещаемость Новой Оперы связана, в том числе, с невысокими ценами на билеты.

Не способствуют посещаемости спектаклей и жуткие "видеоряды", создаваемые нашими и приглашаемыми "оттуда"
авангардистами от режиссуры. Господи, чего стоит только изнасилованная каким-то датчанином вместе с А.Аркановым
"Летучая мышь" в той же Новой Опере!  ???
 

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
В 50-60 годы даже у нас в поселке в Узбекистане при школе существовал самодеятельный драматический театр (и хор),спектакли которого шли не только в клубе поселка,но даже в областном русском драмтеатре в Фергане. В 60-70-е годы в Ташкенте существовала самодеятельная оперная студия, работавшая при консерватории,спектакли которой шли даже на сцене Ташкентского оперного театра. Несколько студентов университета, а позже работников завода,где я работала, участвовали в этих спектаклях. Билеты продавались прямо на заводе без всяких там профсоюзных скидок. И залы не пустовали. Но для таких дел нужны очень большие энтузиасты, особенно теперь,при полном равнодушии большинства людей ко всему. И я согласна с тем, что новичку лучше слушать оперу на родном языке.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Schwarzenstein ,вы правы.Опера-несколько" возрастной" жанр.В том смысле ,что воспринимать ее как следует  учишься годами.Но начинать приобщаться  желательно в юности.Пока не закостенело все ;)Хотя вот давеча, одни новые знакомые,узнав,что мы любим джаз и  (О!) оперу,с удивлением заметили,что  а на вид то мы не такие "старые",чтобы все это любить.Это,как бы продолжает теорию,что на Вагнера,к примеру,ходят те,кому за-дцать :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
а на вид то мы не такие "старые",чтобы все это любить.Это,как бы продолжает теорию,что на Вагнера,к примеру,ходят те,кому за-дцать :D

С Вагнером – особый вопрос. Дело в том, что он сознательно делал ставку на физически большие объёмы муз.материала и на колоссальную продолжительность: у него один акт может длиться столько же, сколько у иного композитора продолжается довольно крупная опера в нескольких актах, поэтому слушатели просто физически изнемогают на таких представлениях, и это является частью авторского замысла. Для Вагнера требуется настоящее "погружение", на которое не всякий способен, особенно же смолоду. Действительно, в таких случаях требуется опыт восприятия и даже жизненный опыт, умение жить в ожидании, долгое время находиться в том или ином состоянии и т.п.
Так что по поводу Вагнера разговор особый. Мне кажется, НАЧИНАТЬ с него приобщение к опере довольно проблематично, а вот с наиболее известных зарубежных и русских опер, например, с "Пиковой дамы" или с "Кармен", где есть великолепные мелодии и вполне прозрачно само сценическое действие, вполне можно начинать. Имею в виду, разумеется, вменяемую постановку, а не режоперу ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Ну вот,хорошая тема образовалась:с какой оперы лучше начинать "погружение"?Индивидуально,конечно.Мое приобщение успешно началось в детстве со "Снегурочки" и "Евгения Онегина".Ну,а у Вагнера есть "Тангейзер",вполне приемлим для начинающих,по себе знаю :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот,хорошая тема образовалась:с какой оперы лучше начинать "погружение"?

Я упомянул "погружение" как раз в связи с посещаемостью: представьте себе, что в театре дают оперы, плохо усваиваемые даже продвинутыми посетителями, будет ли это способствовать росту его посещаемости ? Если в театре будут постоянно устраивать "актуализированные" постановки, будет ли это способствовать росту его его посещаемости ? Я вовсе не хочу сказать, что "надо идти на поводу у публики", но интересы и психологию её надо учитывать: ядро репертуара должны составлять такие произведения, которые представляют собой нетленную ценность, а отношение к ним постановщиков, оркестрантов и певцов должно быть соответствующим - бережным и уважительным.
Иначе чего ради содержать театр – чтобы издеваться над классическими шедеврами или ставить нечто никому не нужное ? :) Это же абсурд.
Я хочу подчеркнуть, что в этом конкретном посте упомянул только музыкально-художественную сторону дела, а ведь на посещаемость влияет великое множество других причин.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Вот Двоих товарищей сводил на Пиковую Даму , год назад в Мариинке.
Приезжие . Пели люди несущественные на мой вкус как вокалисты ,
кроме Герелло и Дядьковой . Моим друзьям ,эта русская опера на русском языке
Настолько понравилась ,что на днях мне Андрей позвонил и попросил :
Слушай , Мы опять едем в питер -хотим пиковую послушать .
Эффектно . Красиво .Драматично .
Едем с женами и детьми -встречай , ЕСли нет возможности
провести на пиковую ,то едем в Новгород ... Ну вот ,подумал я .
Возможность есть , а есть -ли Пиковая Дама в Июле-Июне - не знаю .
Расписание на сайте Мариинского театра кончается в мае ..
Так что мне нечего им ответить .
Так вот я о чем : Раз мои двое друзей так прониклись Русской оперой ,
может быть есть смысл исполнять чаще исполнять И русскую оперу
и мировую оперу на русском языке .Так, например ,моя возлюбленная женушка
забраковала всего Р.Штрауса И в частности его оперу Електру -потому ,что ей приходилось
вытягивать шею чтобы понимать спетое , -читать русские субтитры . А в ложе Б ,в мариинком театре
это не очень удобно ,особенно когда заняты оба первых ряда . Хотя и не представляю Електру на русском ,
тем не менее я бы сводил свою единственную на Кармен на русском языке при условии что-бы пели самые лучшие певцы !
Но разве это в Питере возможно ?
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2010, 00:30:17 от фабио капелло »

Оффлайн Dritte-Dame

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 31
Была 17 ноября в Ковент Гардене, в свой первый раз. Давали Ромео и Джульетту. По поводу посещаемости: зал был полон, были заполнены стоячие места. 90% публики- глубокие старики, мне сверху были видны седые волосы, лысины. Реальные дряхлые старики! Один на инвалидном кресле, видела старика на ходунках. 10% - это средний возраст и молодежь. Причем молодежь юго-восточного вида - корейцы, японцы. Интересно, что будет далее, когда произойдет смена поколений. В Ковент Гардене не будет аншлага?

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Если будут субсидии государства и билеты,доступные всем интересующимся,то ничто Ковент Гардену не угрожает.Как и другим  оперным театрам.Без субсидий государства-никуда.Об этом вчера  и Зубин Мета говорил в интервью ,связанном с очередной волной забастовок в театрах Италии. Сеньор Берлускони не желает субсидировать ничего,серьезнее конкурсов красоты и прочих развлекух для электората.И еще запомнилось из этого репортажа,что,например в Германии,где все театры субсидируются,только Семпер-Опер в Дрездене на 73 ,что ли,процента самоокупается.Остальные,гораздо меньше.
А то,что в любом театральном партере,любой столицы вы увидите  людей в возрасте,не удивительно.Ведь у них,как правило,самая высокая покупательная способность :D

Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Если будут субсидии государства и билеты,доступные всем интересующимся,то ничто Ковент Гардену не угрожает.Как и другим  оперным театрам.Без субсидий государства-никуда.Об этом вчера  и Зубин Мета говорил в интервью ,связанном с очередной волной забастовок в театрах Италии. Сеньор Берлускони не желает субсидировать ничего,серьезнее конкурсов красоты и прочих развлекух для электората.И еще запомнилось из этого репортажа,что,например в Германии,где все театры субсидируются,только Семпер-Опер в Дрездене на 73 ,что ли,процента самоокупается.Остальные,гораздо меньше.
Согласен с вами в целом . Несогласен в некоторых частностях :
1 . Ковент Гардену врял-ли что-то угрожает))
2.  Италия . Вряд -ли Что-то угрожает Итальянской опере ,кроме как Депрессивные психозы Новоиспеченых
режиссеров .Потому -что опера и вобще красивая музыка , в моем понимании передается с молоком матери .
Согласен с тем , что культивирование оперы и классической музыки , зависит от нас -тех кто слушает и пропагандирует , и только ( весомо ) от проплаты правительства . Так -же меня заботит что в англии ,например
,есть залы под открытым небом ,где каждый желающий может за несколько фунтов (2-3) сходить на концерты знаменитых артистов . В этих концертах покупательная способность зрителя может быть невелика .
Польза очевидна . У нас таких площадок  нет ! И не будет !
Далее :
давайте смотреть в глаза этой проблеме прямо . Давно -ли вы были в театрах нашей страны ,кроме москвы и питера ? ДАВНО ! я уверен , ибо это так .
Ибо что вздыхать о ковент -гардене или ла-скала .когда посмотрите вокруг - Чита - нет оперного театра .
Улан -уде - театр издыхает . Красноярск - оперетта и только . Пермь -пародия и только пародия на оперу .
Москва, наконец . Куда мне пойти если я буду в москве ? на пасхальный фестиваль ? Но он бывает раз в году
и то не совпадает с моими графиками работ . В большой никогда не пойду ,в остальные тем более .
Я в питере не могу себе позволить такую роскошь по времени -ходить куда захочется ...
Граждане . господа т товарищи ,наконец . Поймите вы все зависит от нас с вами . Если Мы будем искренними
с нашими друзьями ,они сами потянутся . И нечего пенять на правительство : оно с собой разобраться не может ...


Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Люди . мы тут обсуждаем Посещаемость оперного театра , А не степень культурой  обогащенности, или степень покупательой способности старичков .