Автор Тема: Посещаемость оперного театра - от чего она зависит ?  (Прочитано 9965 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр рассказал о своём любопытном наблюдении:

В Москве, в одном из ведущих театров (правда, я уже не раз замечал, что 75 процентов зрителей там - это те, кто недалеко живет)

И я вот задумался: а почему это так ? Почему в театр ходят те, кто недалеко живёт ? Неужели вокруг театра сосредоточились исключительно любители оперы ? :) Я предполагаю – но не уверен в своей правоте -  что людям, которые недалеко живут, чаще попадаются на глаза афиши театра, поэтому они чаще в него ходят. Играет ли свою роль тот факт, что для них этот театр является "театром шаговой доступности" ?
Возможно ! Но я и в этом не уверен: ведь если бы это было так, то можно было бы понастроить множество театров в густонаселённых районах, и все они хорошо посещались бы ? А так ли это ?
Я задумался, но ничего придумать не могу ! :)
А вы как считаете, уважаемые коллеги ? В чём причина того, что театр чаще всего посещают те, кто живёт недалеко от него ? И так ли это ? Каковы ваши наблюдения ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
В Самаре я этого не замечал, т.к. театров достаточно не много, даже мало. Но я заметил подобную тенденцию с другим культурным учреждением - кинотеатром, расположенным в Торговом центре. Но такая тенденция именно с этим учреждением культуры мне понятна. Других культурных заведений вблизи нет. А сам кинематограф является искусством пролетарским и понятным всем без исключения.
В данном случае я могу предположить только не сколько объяснений причин феномена, представленного в этой теме:
1) Данный театр является одни из не многих учреждений культурного досуга. Кино всем надоело, а театр - это театр. И поэтому такая посещаемость близко живущими людьми. Мне кажется они раз сходили - им понравилось, сходили еще раз, посоветовали друзьям и знакомым, и их вместе с ними затянуло в мир театра. А я по себе знаю, как это быстро затягивает - стоит сходить лишь раз.
2) Вокруг театр действительно живут любители оперы и в целом искусства, которым нравится данный театр и они ходят в него, тем более, что он под боком.
3) В театр ходят так называемые бабушки, которым дома не чем заняться, а рядом театр. Надо же на старости лет к высокому приобщится.

Лично мне кажется более вероятной, указанная мной, первая причина.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Я согласен с Cesar’ом. Да, действительно, постепенно образуются компании людей, которые ходят в этот театр, к которым примыкают новые люди после положительных отзывов своих родственников, соседей и знакомых и т.д. И район это, безусловно, «интеллигентный», здесь живет еще много семей, не забывших культурные традиции. И целые группы «бабушек» здесь тоже существуют, часто ходят на спектакли по дешевым билетам на балкон. А бабушкам издалека, как правило, ездить тяжело. Я тут разговаривал недавно на эту тему с одним человеком, и он мне напомнил историю этого театра, которую я сам уже немного подзабыл. Дело в том, что  театр «Новая опера» все-таки появился относительно недавно. Большой, Театр Станиславского и Немировича-Данченко и Театр Оперетты всегда были у всех на слуху, ходить туда всегда было «престижно» и люди традиционно приезжали и приезжают  туда не только из отдаленных районов, но и из других городов и стран. А «аборигенов» там нет, так как в этом центре уже жилых домов практически  не осталось (большинство из них стоят пустые, а богатые собственники жилья либо сохраняют их в качестве капитала, живя за городом, либо сдают, в основном под офисы!). А в районе, где расположена «Новая опера» люди еще пока живут. И когда театр там появился (это здание с помощью Лужкова достаточно быстро построили), он стал тогда очень популярным (то есть, популярным он был еще до строительства здания, а когда это роскошное помещение появилось, в него трудно было попасть). Потом Колобов безвременно ушел от нас, и популярность театра, увы, заметно упала. И вот тогда на рядовых спектаклях остались почти только «аборигены». А сейчас популярность, по-моему, вновь увеличивается. Но за время падения популярности многие от театра успели либо «отвыкнуть», либо переехать в отдаленные районы. Понятно, что и старение, и «естественная убыль» населения также «имели место быть». Вот таким образом и сложился нынешний «контингент» со всеми его особенностями. Кстати, я уверен, что если театр начнет исполнять зарубежные оперы на русском языке, то народ валом повалит. Ну, представьте себе, насколько интереснее этим людям будет слушать на русском языке «Севильского цирюльника» и «Любовный напиток»? И неужели уровень исполнения этих опер так сильно от этого пострадает? Это к вопросу о том, на каком языке нужно исполнять оперы и как не дать этому жанру умереть.

Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Пермский Оперный Театр им. Чайковского .
В 80 годах прошлого века , там был раскошный репертуар .Прекрасная опера ,Великий балет !
В этом театре шло много прекрасных постановок. Люди ходили битком . Я тогда был юношей ,
И не задавался таким вопросом . Но пришли 90 -е . Зал опустел .
В порыве непонимания я начал пропагандировать оперу и балет всем своим друзьям и соученикам
по музучилищу .Водил их на такие прекрасные постановки ,как паяцы ,Самсон и далила ,
Лебединное Озеро ,Жизель ..Друзья восторгались ,но сами -самостоятельно все-таки его не посещали . Однажды я чуть не заплакал
,когда на Самсоне и Далиле ,я насчитал примерно человек 20 . При этом несчастные артисты пели как
никогда хорошо .Прошло много времени с тех пор .Недавно я обзванивал всех моих Пермских друзей
с кем ходил на спектакли , Кто -то сослался на занятость ,Кто -то жаловался что там сейчас ничего не идет
стоящего .Куда -же девалась та Элита , те благословенные бабушки ,редкие знатоки исскуства -никто из
Пермяков не знает .Посещаемость нулевая .Театр находится в парке ,около реки Камы .Вокруг полно сталинских домов ,где живет Городская интелегенция ,однако театр пуст .И не верьте официальному сайту
или прессе - артисты играют и танцуют сами -себе .Вот это трагедия не только целого Театра ,но всего
театрального исскуства .Что вы хотите ,если по главным каналам страны выступают Петросяны и Биланы ,
и это сплошное  евровидение правит бал в умах молодежи .Нет нормальной пропаганды Оперного исскуства
в нашей стране .Только канал культура иногда показывает что-нибудь этакое и то весьма редко .
Я не считаю нормальной пропагандой Разьезды Гергиева или других именитых артистов по провинциям ,ибо это разовые акции. Слушатель приходит ради собственного престижа или потому -что это Очень круто ,
а мне -бы .да и вам тоже наверняка -хотелось ,чтобы зрители шли по зову сердца .Чтобы они передавали
друг -другу восторг от услышанного ,ну или хотя-бы советовали сходить на ту или иную оперу .
Недавний разговор из Перми с одной барышней .
- Привет ,солнышко ! Представляешь ! К нам Гергиев приезжал ! я его Видела
своими глазами когда он выходил из машины .
- Привет моя хорошая -отвечаю я ей ,а что он исполнял ?
-ой .я не знаю ,я не ходила ,у меня небыло времени ...хочешь я узнаю ....
Однажды в Австрии в 97 году Я побывал на совершенно рядовом исполнении реквиема Моцарта .Меня поразило сколько там молодых людей внимательно слушали эту прекрасную музыку и я спросил у отца почему столько молодежи ходит в Зальцбурге и почему никто из молодых не желает ходить В перми ? на что
он ответил мне : - Сынок . Классика -это элитарное искуство .Понимание эстетики передается из поколения в поколение .От родителей к к сыновьям . Видимо в Австрии более мощные традиции к пониманию классики .Я -сказал Он -и сам не понимаю это явление до конца ...
Он явно слукавил . Все он понимает .
Простите за орфографию или неточное изложение мысли ,но эта тема меня очень давно ,очень сильно волнует . С 14 лет я пытаюсь пропагандировать классику и поверьте успехи мои невелики . Почему то людям, то что я им открываю -нравится ,но только ходить и слушать  они хотят только вместе со мной !
Я прошу вас -форумчан - серьезно обсудить эту тему ,иначе какой смысл в классической музыке ,если я не могу поделиться от переживаний с подавляющим числом населения нашей страны .
« Последнее редактирование: Ноябрь 11, 2010, 05:44:28 от фабио капелло »

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
  " ...какой смысл в классической музыке ,если я не могу поделиться от переживаний с подавляющим числом населения нашей страны "
Тут,главное с членами семьи не промахнуться и приобщить.А уж все население нашей страны....Это из области фантастики :-[

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
я уверен, что если театр начнет исполнять зарубежные оперы на русском языке, то народ валом повалит. Ну, представьте себе, насколько интереснее этим людям будет слушать на русском языке «Севильского цирюльника» и «Любовный напиток»? И неужели уровень исполнения этих опер так сильно от этого пострадает? Это к вопросу о том, на каком языке нужно исполнять оперы и как не дать этому жанру умереть.

Да, это убедительный аргумент в пользу исполнения иностранных опер на русском языке, но на самом деле в настоящее время это маловероятно, т.к. солистам, чтобы иметь спрос за рубежом, что весьма престижно и немаловажно для их карьеры, трудно будет выучивать один и тот же репертуар на 2-х языках – родном и иностранном. По крайней мере, труднее, чем на одном из них ! С другой стороны, петь на русском можно поручать стажёрам театра, что позволит им входить в репертуар, а заодно выполнять просветительскую задачу – в этом есть и другой плюс: публика будет быстрее узнавать новые певческие имена.
Есть ещё один аспект – русская опера ! Разве мало русских опер написано на русском языке ? :)) А много ли их идёт в наших театрах, даже если назвать лучшие произведения ? Раз-два и обчёлся. Я ещё не развернул поток, в котором хотел поместить асафьевский список русских опер, но и без него ясно, что большинство отечественных опер лежит под спудом.
И всё же я согласен с тем, что многие иностранные оперы, издавна исполнявшиеся в России на русском языке, вполне можно было бы давать в современном театре. Нетленные примеры – "Кармен", "Севильский цирюльник", "Травиата" и др. Вероятно, таких примеров не должно быть много, но несколько ключевых иностранных названий нужно держать в репертуаре в исполнении на русском языке (в дополнение к исполнению на языке оригинала).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
А, вообще, интересно, откуда у нынешнего поколения (выросших в 1990-2000-е гг.) появляется интерес к опере, если это не профессиональные музыканты. Ведь чтобы придти в оперный театр, или слушать записи, или читать этот форум - интерес уже должен быть. Допустим, в 80-е гг. (в моем детстве) были дома культуры с оперными студиями. И если родители отдавали туда ребенка в какой-нибудь кружок (например, фортепиано или танцев), у него были шансы со временем дорасти и до оперы. Скажем, моя учительница фортепиано пела в таком любительском оперном театре и как-то позвала меня на "Риголетто". Потом я уже сам ходил и на "Кармен", и на "Иоланту", и на "Царскую невесту", и на "Паяцы" и т. д. (все это шло в клубе под оркестр в настоящих декорациях). Одновременно появился интерес и к записям, и к другим более професскиональным постановкам. Но последние 20 лет на месте этого Дома культуры с Народным оперным театром располагались казино и всякие другие сомнительные заведения. Поэтому мне не совсем понятно, откуда сегодня берутся оперные меломаны. Где их выращивают?

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Вопрос очень интересный и важный. Я-то как раз думал, что первой причиной является элементарное незнание - т.е., скажем, если человек предпочитает попсу, и послушает оперу (понятную и с хорошим исполнением), то интересы модифицируются сами собой.
Исходя из данных фабио капелла, это не так. Увы  :(

А, вообще, интересно, откуда у нынешнего поколения (выросших в 1990-2000-е гг.) появляется интерес к опере, если это не профессиональные музыканты. Ведь чтобы придти в оперный театр, или слушать записи, или читать этот форум - интерес уже должен быть. Допустим, в 80-е гг. (в моем детстве) были дома культуры с оперными студиями. И если родители отдавали туда ребенка в какой-нибудь кружок (например, фортепиано или танцев), у него были шансы со временем дорасти и до оперы.

Как это ни удивительно, оперные студии при ДК в Москве и Московской области в ряде мест сохранились.
Но ведь проблемы касаются всего академического вокала - и камерных концертов, и выступлений академических хоров. И вообще классической музыки - или у нас с ней всё в порядке ?

Приходят в голову две причины. Первая - что слушает маленький ребенок. В советское время вследствие проводимой культурной политики классика занимала едва ли не доминирующее место, и классические произведения звучали в достаточном количестве. Кроме того, родители ребенка обычно считали, что классика - это хорошо, а для лиц музыкальной направленности - еще и престижно. В Москве школьные классы централизованно водили в театр.

Подросшее поколение более поздних советских годов (когда открытости и выбора стало больше, а жавления сверху меньше) классикой уже интересовалось, мягко говоря, меньше. Они сейчас находятся "во власти" и предпочитают, как известно, рок  ;D

Вторая причина - соображения престижности. В советское время престижность классики долгое время поддерживалась сверху. Наверное, "элита" должна сама поддерживать у "народных масс", на которые она оказывает влияние, соответствующее впечатление о классическом искусстве. Но то, что у нас сейчас именуется "элитой", хорошо описывается куплетами Мефистофеля, и роль настоящей элиты общества выполнять не в состоянии.
 

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Хочу сказать, что я именно то поколение, которое выросло в 1990-2000-е. Интерес к опере у меня появился благодаря бабушки и дедушки. Бабушка 40 лет работает в музыкальном садике, а дедушка закончил муз. училище, но продолжать музыкальную карьеру не захотел. С детства я слушал классическую музыку - Бетховен, Моцарт, Штраус, Чайковский, Глинка, Мусоргский. А к опере я приобщился как ни странно на уроке пения в школе. У нас была потрясающая учительница, которая так рассказывала об операх, ставила пластинки, и мы даже пели отрывки из опер. Ваш покорный слуга всегда был запевалой.  ;)
А в театр оперный я впервые попал в 8 лет на балет "Чиполлино". Скажу сразу, мне не очень понравилось, точнее я ничего не понял. А вернулось былое увлечение оперой в 13 лет. И именно тогда я и пошел в Самарский театр оперы и балета на спектакль Кармен, который кстати, исполнялся на русском языке. С тех пор я хожу в наш оперный постоянно, приобщил родственников, одноклассников, друзей.
И кстати, хочу сказать, что практически все спектакле исполняются на русском, кроме Риголетто и Мадам баттерфляй. Но думаю, скоро будут все на оригинале петь. А это плохо, т.к. субтитры в зале я не смотрю, т.к. это отвлекает и иногда просто ничего не видно.
Я только раз видел, когда в зале было человек 30 зрителей. Было это на Иоланте. Притом в спектакле участвовали 3 заслуженных артиста - Михаил Губский, Василий Святкин и Андрей Антонов.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
     Знаете, я бы выделила несколько причин. Если говорить об опере как жанре, то согласитесь, чтобы регулярно и более-менее осознанно слушать оперу, нужно хотя бы начальное музыкальное образование. Сейчас, когда специализация и коммерциализация образования во всех сферах приближаются к абсурду, родители, как правило, отдают ребенка в музыкальную школу, только если предполагают, что это станет его профессией. В прежние времена число детей, окончивших дневную или вечернюю музыкальную школу было неизмеримо больше. И далеко не все из них продолжили музыкальную карьеру. Но они, скорее всего, и есть те посетители оперных театров, о которых мы здесь пишем. И ходят они в театры своей молодости, расположенные в «старых» районах. Ведь молодых лиц в оперных театрах не так уж много.
     Никак не пропагандируется русская национальная опера как музыкальное явление. Почему можно содержать театр, где круглый год исполняется Вагнер и нельзя открыть хоть одну (в Москве или в Питере) «Русскую национальную оперу»? И исполнять там Чайковского, Мусоргского, Серова и Даргомыжского (ну, г-н Предлогофф лучше меня напишет, кого еще)? Почему считается, что, скажем «Лулу» Берга нам интереснее «Черевичек» Чайковского?  ???

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
   Если говорить об опере как жанре, то согласитесь, чтобы регулярно и более-менее осознанно слушать оперу, нужно хотя бы начальное музыкальное образование.
Никак не могу с этим согласиться. Конечно, начальное музыкальное образование - это хорошо, но оно совершенно не является обязательным условием возникновения любви к опере и потребности ее регулярно слушать. Например среди моих знакомых много людей, которые (по вполне объективным причинам) в свое время не смогли получить даже начального музыкального образования. Я его тоже не получил. Но помимо образования существует еще и самообразование, а когда возникает интерес (как правило, нужен только определенный толчок - либо яркий спектакль, либо удачный концерт оперной певицы или певца), то человек постепенно втягивается, потом все больше увлекается, много читает на эту тему, слушает записи, ходит в театр, на концерты, иногда сам начинает изучать ноты, играть на фортепиано или петь... и это прекрасно! Я знаю много таких людей. При условии настоящего интереса, увлеченности и регулярности, о которой Вы говорите, даже неподготовленный слушатель может весьма далеко продвинуться. Неужели Вы всерьез полагаете, что такие люди, о которых я написал, не в состоянии осознанно слушать оперу?

В прежние времена число детей, окончивших дневную или вечернюю музыкальную школу было неизмеримо больше. И далеко не все из них продолжили музыкальную карьеру. Но они, скорее всего, и есть те посетители оперных театров, о которых мы здесь пишем. И ходят они в театры своей молодости, расположенные в «старых» районах. Ведь молодых лиц в оперных театрах не так уж много.
Да, отчасти это так. Но, увы, среди тех, кто когда-то окончил музыкальную школу есть и такие, кто до сих пор без ужаса не может видеть фортепиано. Конечно, таких немного, но они есть (в том числе, и среди моих одноклассников). Большинство же из окончивших, но не продолживших музыкального образования, хотя и посещают иногда концерты, однако, как правило, сохраняют интерес в основном к симфонической музыке, иногда к фортепиано. А оперу считают чем-то очень сложным, непонятным и трудным для восприятия. На мой взгляд, гораздо большее значение, чем музыкальная школа в возникновении интереса к этому жанру имеет общая обстановка в семье, круг общения и, конечно, всякие маленькие случайности, которые иногда так резко могут изменить нашу жизнь! :)

     Никак не пропагандируется русская национальная опера как музыкальное явление. Почему можно содержать театр, где круглый год исполняется Вагнер и нельзя открыть хоть одну (в Москве или в Питере) «Русскую национальную оперу»? И исполнять там Чайковского, Мусоргского, Серова и Даргомыжского (ну, г-н Предлогофф лучше меня напишет, кого еще)? Почему считается, что, скажем «Лулу» Берга нам интереснее «Черевичек» Чайковского?  ???

Вот с этим я абсолютно согласен! Безобразие! Почему у нас идут  "Воццек" Берга и "Кафе Сократа" Сати, но не идут "Чародейка" и "Сказка о царе Салтане" (Нет, выяснилось, что "Салтан всё-таки идет! - и это хорошо, но зато не идет, например, "Русалка" Даргомыжского!). Я уж молчу про "Сервилию". Что же касается «Русской национальной оперы», то, как я понял, такие попытки предпринимаются. Недавно появилась, кажется, «Русская опера», точного названия театра не помню, но одну из главных ролей в его создании сыграл наш прославленный бас Александр  Филиппович Ведерников. Они и спектакль уже поставили.
« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2010, 23:39:28 от Schwarzenstein »

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
А вот ,на самом деле,интересно,почему , окончившие муз.школу и даже консерваторию,совершенно не интересуются не то,что оперой,но даже вообще современным состоянием в классической музыке.Я знаю множество таких людей.Ну,с муз.школой,положим,проще объяснить такое.Если из под палки учился,то кроме отвращения,ничего не вынес.Но в консерваторию,вроде как по призванию стоит поступать,нет?И не предполагает ли это наличие любви и интереса  к музыке вообще,а не только узкой специализации?

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
А вот ,на самом деле,интересно,почему , окончившие муз.школу и даже консерваторию,совершенно не интересуются не то,что оперой,но даже вообще современным состоянием в классической музыке.Я знаю множество таких людей.Ну,с муз.школой,положим,проще объяснить такое.Если из под палки учился,то кроме отвращения,ничего не вынес.Но в консерваторию,вроде как по призванию стоит поступать,нет?И не предполагает ли это наличие любви и интереса  к музыке вообще,а не только узкой специализации?
Ответов на Ваши вопросы могут быть не сколькими. Но вот, на мой взгляд, самый вероятный. Человек под палку учился в музыкальной школе. Помимо музыки он практически ничего не видел. Родители вдалбливали в него, что он великий музыкант. Поэтому после музыкальной школы его отправляют родители в музыкальное училище. А если не родители, то идут сами, т.к. кроме музыки они больше ничего не знают. После муз. училища родители заставляют идти в консерваторию. А после, уже распрощавшись с влиянием родителей уходят из музыки. Почему не интересуются оперой? Да потому что она им настоиграла, опротивела и не когда не нравилась.
Это моя версия

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
И еще я заметил, что интерес именно к опере обычно формируется позже, чем к другим музыкальным жанрам: не в детстве, а, как правило, в юности или еще позже. Не знаю, с чем это связано, может быть с синтетическим характером и сложностью жанра? С особенностью формирования различных видов слуха и музыкальных представлений? Например, когда мне было лет 9, мама повела меня в КДС на оперу "Снежная королева". Сценографию помню до сих пор, но ни одной мелодии...И хорошо помню, что ни одного слова не разобрал! И совершенно со временем забыл, что это была именно опера (только по оставшейся программке выяснил!). Интересно, это особенности моего детского восприятия или так у многих было? Короче, к опере я пришел только в 19 лет без всякого нажима со стороны родителей. И думаю, что это - не единичный случай.

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
"Русская опера"  -  это прекрасно, но при условии, что Ведерников-младший не окажется там главным дирижером  ;D

В связи с темой посещаемости оперных театров надо рассматривать и такой фактор, как неправильная ценовая политика.
Мне кажется, что высокая посещаемость Новой Оперы связана, в том числе, с невысокими ценами на билеты.

Не способствуют посещаемости спектаклей и жуткие "видеоряды", создаваемые нашими и приглашаемыми "оттуда"
авангардистами от режиссуры. Господи, чего стоит только изнасилованная каким-то датчанином вместе с А.Аркановым
"Летучая мышь" в той же Новой Опере!  ???
 

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
В 50-60 годы даже у нас в поселке в Узбекистане при школе существовал самодеятельный драматический театр (и хор),спектакли которого шли не только в клубе поселка,но даже в областном русском драмтеатре в Фергане. В 60-70-е годы в Ташкенте существовала самодеятельная оперная студия, работавшая при консерватории,спектакли которой шли даже на сцене Ташкентского оперного театра. Несколько студентов университета, а позже работников завода,где я работала, участвовали в этих спектаклях. Билеты продавались прямо на заводе без всяких там профсоюзных скидок. И залы не пустовали. Но для таких дел нужны очень большие энтузиасты, особенно теперь,при полном равнодушии большинства людей ко всему. И я согласна с тем, что новичку лучше слушать оперу на родном языке.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Schwarzenstein ,вы правы.Опера-несколько" возрастной" жанр.В том смысле ,что воспринимать ее как следует  учишься годами.Но начинать приобщаться  желательно в юности.Пока не закостенело все ;)Хотя вот давеча, одни новые знакомые,узнав,что мы любим джаз и  (О!) оперу,с удивлением заметили,что  а на вид то мы не такие "старые",чтобы все это любить.Это,как бы продолжает теорию,что на Вагнера,к примеру,ходят те,кому за-дцать :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
а на вид то мы не такие "старые",чтобы все это любить.Это,как бы продолжает теорию,что на Вагнера,к примеру,ходят те,кому за-дцать :D

С Вагнером – особый вопрос. Дело в том, что он сознательно делал ставку на физически большие объёмы муз.материала и на колоссальную продолжительность: у него один акт может длиться столько же, сколько у иного композитора продолжается довольно крупная опера в нескольких актах, поэтому слушатели просто физически изнемогают на таких представлениях, и это является частью авторского замысла. Для Вагнера требуется настоящее "погружение", на которое не всякий способен, особенно же смолоду. Действительно, в таких случаях требуется опыт восприятия и даже жизненный опыт, умение жить в ожидании, долгое время находиться в том или ином состоянии и т.п.
Так что по поводу Вагнера разговор особый. Мне кажется, НАЧИНАТЬ с него приобщение к опере довольно проблематично, а вот с наиболее известных зарубежных и русских опер, например, с "Пиковой дамы" или с "Кармен", где есть великолепные мелодии и вполне прозрачно само сценическое действие, вполне можно начинать. Имею в виду, разумеется, вменяемую постановку, а не режоперу ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Ну вот,хорошая тема образовалась:с какой оперы лучше начинать "погружение"?Индивидуально,конечно.Мое приобщение успешно началось в детстве со "Снегурочки" и "Евгения Онегина".Ну,а у Вагнера есть "Тангейзер",вполне приемлим для начинающих,по себе знаю :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот,хорошая тема образовалась:с какой оперы лучше начинать "погружение"?

Я упомянул "погружение" как раз в связи с посещаемостью: представьте себе, что в театре дают оперы, плохо усваиваемые даже продвинутыми посетителями, будет ли это способствовать росту его посещаемости ? Если в театре будут постоянно устраивать "актуализированные" постановки, будет ли это способствовать росту его его посещаемости ? Я вовсе не хочу сказать, что "надо идти на поводу у публики", но интересы и психологию её надо учитывать: ядро репертуара должны составлять такие произведения, которые представляют собой нетленную ценность, а отношение к ним постановщиков, оркестрантов и певцов должно быть соответствующим - бережным и уважительным.
Иначе чего ради содержать театр – чтобы издеваться над классическими шедеврами или ставить нечто никому не нужное ? :) Это же абсурд.
Я хочу подчеркнуть, что в этом конкретном посте упомянул только музыкально-художественную сторону дела, а ведь на посещаемость влияет великое множество других причин.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Вот Двоих товарищей сводил на Пиковую Даму , год назад в Мариинке.
Приезжие . Пели люди несущественные на мой вкус как вокалисты ,
кроме Герелло и Дядьковой . Моим друзьям ,эта русская опера на русском языке
Настолько понравилась ,что на днях мне Андрей позвонил и попросил :
Слушай , Мы опять едем в питер -хотим пиковую послушать .
Эффектно . Красиво .Драматично .
Едем с женами и детьми -встречай , ЕСли нет возможности
провести на пиковую ,то едем в Новгород ... Ну вот ,подумал я .
Возможность есть , а есть -ли Пиковая Дама в Июле-Июне - не знаю .
Расписание на сайте Мариинского театра кончается в мае ..
Так что мне нечего им ответить .
Так вот я о чем : Раз мои двое друзей так прониклись Русской оперой ,
может быть есть смысл исполнять чаще исполнять И русскую оперу
и мировую оперу на русском языке .Так, например ,моя возлюбленная женушка
забраковала всего Р.Штрауса И в частности его оперу Електру -потому ,что ей приходилось
вытягивать шею чтобы понимать спетое , -читать русские субтитры . А в ложе Б ,в мариинком театре
это не очень удобно ,особенно когда заняты оба первых ряда . Хотя и не представляю Електру на русском ,
тем не менее я бы сводил свою единственную на Кармен на русском языке при условии что-бы пели самые лучшие певцы !
Но разве это в Питере возможно ?
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2010, 00:30:17 от фабио капелло »

Оффлайн Dritte-Dame

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 31
Была 17 ноября в Ковент Гардене, в свой первый раз. Давали Ромео и Джульетту. По поводу посещаемости: зал был полон, были заполнены стоячие места. 90% публики- глубокие старики, мне сверху были видны седые волосы, лысины. Реальные дряхлые старики! Один на инвалидном кресле, видела старика на ходунках. 10% - это средний возраст и молодежь. Причем молодежь юго-восточного вида - корейцы, японцы. Интересно, что будет далее, когда произойдет смена поколений. В Ковент Гардене не будет аншлага?

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Если будут субсидии государства и билеты,доступные всем интересующимся,то ничто Ковент Гардену не угрожает.Как и другим  оперным театрам.Без субсидий государства-никуда.Об этом вчера  и Зубин Мета говорил в интервью ,связанном с очередной волной забастовок в театрах Италии. Сеньор Берлускони не желает субсидировать ничего,серьезнее конкурсов красоты и прочих развлекух для электората.И еще запомнилось из этого репортажа,что,например в Германии,где все театры субсидируются,только Семпер-Опер в Дрездене на 73 ,что ли,процента самоокупается.Остальные,гораздо меньше.
А то,что в любом театральном партере,любой столицы вы увидите  людей в возрасте,не удивительно.Ведь у них,как правило,самая высокая покупательная способность :D

Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Если будут субсидии государства и билеты,доступные всем интересующимся,то ничто Ковент Гардену не угрожает.Как и другим  оперным театрам.Без субсидий государства-никуда.Об этом вчера  и Зубин Мета говорил в интервью ,связанном с очередной волной забастовок в театрах Италии. Сеньор Берлускони не желает субсидировать ничего,серьезнее конкурсов красоты и прочих развлекух для электората.И еще запомнилось из этого репортажа,что,например в Германии,где все театры субсидируются,только Семпер-Опер в Дрездене на 73 ,что ли,процента самоокупается.Остальные,гораздо меньше.
Согласен с вами в целом . Несогласен в некоторых частностях :
1 . Ковент Гардену врял-ли что-то угрожает))
2.  Италия . Вряд -ли Что-то угрожает Итальянской опере ,кроме как Депрессивные психозы Новоиспеченых
режиссеров .Потому -что опера и вобще красивая музыка , в моем понимании передается с молоком матери .
Согласен с тем , что культивирование оперы и классической музыки , зависит от нас -тех кто слушает и пропагандирует , и только ( весомо ) от проплаты правительства . Так -же меня заботит что в англии ,например
,есть залы под открытым небом ,где каждый желающий может за несколько фунтов (2-3) сходить на концерты знаменитых артистов . В этих концертах покупательная способность зрителя может быть невелика .
Польза очевидна . У нас таких площадок  нет ! И не будет !
Далее :
давайте смотреть в глаза этой проблеме прямо . Давно -ли вы были в театрах нашей страны ,кроме москвы и питера ? ДАВНО ! я уверен , ибо это так .
Ибо что вздыхать о ковент -гардене или ла-скала .когда посмотрите вокруг - Чита - нет оперного театра .
Улан -уде - театр издыхает . Красноярск - оперетта и только . Пермь -пародия и только пародия на оперу .
Москва, наконец . Куда мне пойти если я буду в москве ? на пасхальный фестиваль ? Но он бывает раз в году
и то не совпадает с моими графиками работ . В большой никогда не пойду ,в остальные тем более .
Я в питере не могу себе позволить такую роскошь по времени -ходить куда захочется ...
Граждане . господа т товарищи ,наконец . Поймите вы все зависит от нас с вами . Если Мы будем искренними
с нашими друзьями ,они сами потянутся . И нечего пенять на правительство : оно с собой разобраться не может ...


Оффлайн фабио капелло

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 75
Люди . мы тут обсуждаем Посещаемость оперного театра , А не степень культурой  обогащенности, или степень покупательой способности старичков .

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
"Италия . Вряд -ли Что-то угрожает Итальянской опере ,кроме как Депрессивные психозы Новоиспеченых
режиссеров ."
Да,да,во всем виноват Чубайс,то бишь,режопера  ;D
Театр издыхает не только в  Улан-Уде.Генуэзская опера-банкрот,другие на подходе,в Германии строят планы о слиянии  нескольких театров-в один и т.д.Всерьез начинается полемика на тему:насколько востребована народом-нологоплательщиком опера.Можно впитать понимание музыки  с молоком матери.Это да.Но при отсутствии лишней сотни евро (в не самом худшем случае) на билет,это вряд утешит бедного меломана.
Все  это касается и России,где далеко не каждый любитель может позволить себе билет в театр.
Не будет хорошей  посещаемости,в том числе,и по этой тривиальной причине.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Есть хорошо известные в мировой экономике "приемы", позволяющие малоимущим получить доступ к дорогостоящим благам. Например, можно выделять им определенные квоты на посещение БТ. Студенты консерватории должны иметь скидки и т.п.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Очень интересная и актуальная тема, по поводу почти каждого написанного сообщения возникли различные мысли, не буду ничего цитировать, иначе бы пришлось очень долго копировать цитаты.
Про выращивание меломанов. Могу рассказать свою историю. До первого курса института вообще не помышлял об опере, и теперь об этом очень жалею. Родился и вырос в одном из провинциальных городов европейской России, в 7 лет переехал в Москву. Хоть я и слышал некоторые великие имена из оперных певцов (Шаляпин, Козловский, Паваротти, Доминго, Каррерас, Кабалье, Виардо, Нетребко, Каллас), но не интересовался классикой и не слышал их записей, только фамилии знал. Когда мне в 14 лет сказали "Я смотрю Травиату", мне послышалось "Я смотрю олимпиаду". Мне пересказали её сюжет, но это тоже почему-то меня не заинтересовало. Я неправильно запоминал названия опер, вместо "Севильский цирюльник" мог сказать "Сибирский цирюльник", увидев на афише надпись "Тоска", прочитал "тоскА" и т.д. Короче, меня ничто не заставляло заинтересоваться классикой, и теперь я недоумеваю, почему, и мне за всё вышеперечисленное стыдно. Всё перевернулось неожиданно в начале 2009 года, и началось моё знакомство с классикой с оперетты, и случайно. Показали по Первому каналу юбилейный вечер Татьяны Шмыги. Оперетта меня так заинтересовала, что прямо во время просмотра вечера мы с родственниками решили сходить на Сильву, Мистера Икс и другие оперетты. За 2 месяца посетил Московскую оперетту 6 раз. Затем началось знакомство с оперой: 4 апреля 2009 меня совершенно случайно стукнуло посмотреть в интернете театральную афишу. Совершенно случайно в этот день оказались Шедевры оперной классики, и на них ещё за 3 часа были билеты, причём  на третий ряд, видимо, какую-нибудь бронь сняли, ведь на 30 октября я на подобный концерт еле достал на предпоследний ряд за 3 недели. И концерт мне так понравился, что я сразу очень заинтересовался оперой, через неделю хотел купить на Травиату, но всё было продано. Может, к лучшему, потому что в Новой опере в Травиате слишком много купюр. Первой оперой, которую я посетил, стала Травиата в Стасике 3 мая 2009. За время, прошедшее с того момента, я прослушал только живьём  более 20 опер, некоторые не по одному разу, познакомился с другими жанрами классической музыки – симфонической, фортепианной, вокальными циклами. Вот так прошло становление меня как оперного меломана.
Про посещаемость Новой оперы
. Ещё с первых её посещений у меня сложилось впечатление, что там всегда аншлаг, и свободные места можно пересчитать по пальцам. Много раз у меня не получалось купить  за 2 недели, а однажды смог купить  за 2 недели только благодаря тому, что выбросили бронь (это было перед  Новым годом).  На 10 сопрано еле достал на последний ряд за 17 дней. Короче, в Новую оперу действительно ходят. Да, они не каждый день дают спектакли или концерты, но почти каждый раз собирают зал. На выездных концертах в центре люди тоже собираются, хотя залы и цены ещё меньше, а вот в Царицыно в конце августа зал был полупустой. Насчёт аборигенов, может быть, и был период, когда в Новую оперу ходили местные, но сейчас не только они: я с большим интересом езжу из окраинного района Москвы, в котором даже метро нет. И знаю женщину тоже из своего района, которая хвалила Новую оперу, но подробно мы с ней про это не обсуждали.
Про иностранцев
. Они не только в театры с историей ходят. И в Новой опере, и в Геликоне на Арбате (хотя там я был всего 1 раз) иноязычную речь я слышал не только со сцены.
И вот самая актуальная подтема – про пропаганду классики среди молодёжи. Да, я знаю, что школы централизованно возят в театры, в основном в драматические, для школьников устраивают даже целевые спектакли. Но кто знает, если пригнать школьников на оперу или симфоническую музыку, они ведь могут сорвать концерт шумом! Можно пропагандировать классику через те же школы, но другими путями, заставлять учить, какие театры и концертные залы есть в Москве, по москвоведению, на уроках музыки не распевать детские песенки, а изучать, какие были великие композиторы. Можно распространять рекламу на тех сайтах, которые посещаются молодёжью, в вузах, конечно, мало кто  клюнет на эту рекламу, но если кто клюнет и действительно разберется в классике, он будет ходить систематически.
Насчёт того, с чего начинать «погружение».  Можно с Травиаты. Можно с Онегина как с программного произведения. Вот с Нормы лучше не начинать при всём моём уважении к ней, её легче понимать, прослушав несколько других опер. Может, с Кармен можно начать. Вот в Цирюльнике, посетив его почти в самом начале, я мало что понял, как мне теперь кажется, там очень много великих фрагментов. Если человека приучать к опере с раннего детства, то, наверно, подойдёт Кошкин дом, Сказка о царе Салтане, Руслан и Людмила,но надо обязательно перед этим объяснить ребёнку, что есть великие классические оперы.
Насчёт 30 человек в зале
. Это ужасно, но правильно, если артисты всё равно выступают, несмотря на малую заполненность. Но если это достаточно большой город, то при грамотно продуманной рекламе и ценовой политике можно было бы прекрасно собирать полный зал. Насчёт пустых залов могу привести такие примеры: вечер романса, причём бесплатный, зал достаточно большой, более 500 мест, но присутствуют не более 40 зрителей. Но даже они смогли выклянчить на бис целых 2 романса, и выклянчили бы ещё, если б директор зала не выскочил на сцену и не начал заключительную речь «Поблагодарим артистов….». Или вот в Доме учёных вечер вокальных дуэтов, мест в зале немного, но и из них лишь меньшая часть занята. Или в Царицыно на органной музыке тоже меньше половины зала, а ведь концерт заслуживает того, чтоб его посетить. К сожалению, это был единственный органный концерт, на котором я присутствовал.
Насчёт русских переводов опер
. Я всегда считал, что петь надо на языке оригинала,  по крайней мере посещаемость русских опер не может зависеть от языка, а те, кто посещали русские оперы, с некоторой вероятностью придут и на итальянские. К сожалению, иногда певцы «съедают звуки», и тогда даже на русском непонятно. Когда я был на Князе Игоре в Мариинке, то в таких случаях смотрел на английские субтитры. А некоторые великие арии можно вообще слушать, не задумываясь об их словах, ту же каватину Нормы, тот же дуэт Лакме.
« Последнее редактирование: Ноябрь 30, 2010, 16:29:36 от Вольфрам »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 851
Александр Буфетов, ведущий научный сотрудник Математического института им. Стеклова и Института проблем передачи информации им. Харкевича (ИППИ РАН), профессор факультета математики НИУ ВШЭ, директор исследований Национального центра научных исследований во Франции (CNRS):

— Посмотрите вокруг себя в вагоне московского метро и в зале Большого театра. Какое главное отличие? Посетители Большого театра одеты, конечно, элегантнее, но я не об этом. В отличие от метро, публику в Большом театре составляют в подавляющем большинстве дамы, в соотношении, не правда ли, примерно три к одному. Ничего подобного нет ни в Париже, ни в Вене, ни в Нью-Йорке. Но у нас мужчина, идущий в театр, несколько смешон. Как вы думаете, что это говорит о месте театра в жизни столицы?

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3047268
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 851
;) ;D В 47 способах выразить женщине любовь заказ абонементов в театр, филармонию, оперу, на балет занимает только 20-е место: http://newsvid.ru/47-sposobov-sdelat-zhenshhine-priyatnoe/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Обсуждение началось здесь
http://classicalforum.ru/index.php?topic=12558.msg192198#msg192198

red_balls
http://red-balls.livejournal.com/216736.html

Общерепертуарное...

Jun. 14th, 2017 at 8:28 PM

На прошлой неделе я довольно спонтанно попала в Немировичи на Царя Эдипа Стравинского/Замок синей бороды Бартока. Спонтанно потому, что покупала билеты за пару часов до спектакля. Спектакль новый, премьера была 16 марта 2017 года. Я, в принципе, собиралась, но тянула - Стравинский для меня сложноват, но, во-первых, для общего развития (а вдруг...), во-вторых, спасибо Евгению Нестеренко, неплохо знала вторую оперу - Замок Синей бороды, и как раз ее посмотреть живьем хотелось.

С момента премьеры прошло буквально несколько спектаклей, но... зал был пуст... Бельэтаж закрыли, с боковых лож народ согнали в партер и все равно заполнить зал не удалось. Я за свои несчастные 600 рублей кайфовала в 7 ряду партера, причем народу не было ни сбоку, ни спереди.. Сегодня узнала, что следующий спектакль 21 июля просто отменили, видимо из опасений, что людей на сцене и в яме будет больше, чем в зале.

Я не буду сейчас касаться того, плох или хорош спектакль, но и Стравинский, и Барток очень редкие гости на нашей сцене. Неужели в 20-миллионном мегаполисе (считаю с пригородами и гостями) не нашлось 800 человек, желающих живьем услышать этих композиторов?

Получается тупик: оперный театр вынужден ставить без конца Травиату с Кармен, поскольку на иное народ не ходит. А зритель перестает ходить в театр, ведь сколько можно ходить на Кармен и Травиату...

Привет Норману Лебрехту...

Но что, в действительности происходит с оперой в любимом "Стасике", ведь почти на каждом спектакле, в последнее время- полупустой зал? Промахи административно- организационной работы ,или в чем-то другом?

Лето. Искусственно зал не заполняют, раздав билеты бесплатно. С балетом похожая ситуация. Зато на оперу можно сходить за 250р. Мне на "Царе Эдипе/Замке герцога Синяя Борода" 7 июня партер показался практически заполненным, бельэтаж остался свободным.

А я хочу напомнить интервью Ары Карапетяна, предыдущего гендиректора МАМТа

«Люди перестали жаловаться на стоимость билетов»

Ярослав Тимофеев http://izvestia.ru/news/569032

Гендиректор МАМТа Ара Карапетян — об «Аиде», Ноймайере и о том, как театр учится жить без Владимира Урина

...

— Как вы оцениваете текущий сезон в сравнении с предыдущим?

— Об этом судить тем, кто ходит к нам в театр. Помните замечательную фразу «зритель голосует ногами»? Пока у нас с этим всё хорошо.

— Какие цифры?

— Цифры поразительные: 97% заполняемости зала, и этот показатель держится на протяжении уже трех или четырех сезонов. У нас есть интернет-форум, и мы получаем множество писем, в том числе очень гневных. Основной причиной недовольства сейчас стало то, что людям не хватает билетов. Но меня это как раз радует: значит, мы интересны. На стоимость билетов жаловаться перестали: мы не загибаем сумасшедшие цены. Только на самые дорогостоящие проекты продаем места по 5–6 тыс. руб.

Ну вот, цены на билеты докризисные, но с 2014 года произошло падение реальных доходов. Люди экономят. Кроме того, люди хотят ходить на проверенные названия и хороших певцов и оркестры, а также, очень желательно, на красивые декорации. Всем этим МАМТ не очень-то может похвастаться. А цены на билеты по-прежнему завышены. Вот зал и не заполняется.

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Кстати, даже Большой театр с его знаменитой люстрой не распродает 100% билетов. Сколько я в этом сезоне ходила - ловила дешевые билеты, а партер часто оставался не полностью занятым.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Виктор Симаков
5 ч · Москва ·
https://www.facebook.com/viktor.simakov/posts/10213216494276651?pnref=story

В жж и фейсбуке встретил сетования на то, что на двойном спектакле Туминаса в МАМТ ("Царь Эдип" / "Синяя Борода") - плохая заполняемость зала. Дескать, не готов наш народ к оперному модернизму, следовательно, спектакль, которому всего пара месяцев, долго не протянет. Сам я считаю работу Туминаса одним из главных событий московского оперного сезона, но речь не об этом.

В Москве официально шесть оперных театров - Большой с двумя зданиями, МАМТ, Покровского, Геликон, Новая опера, Сац. Если считать Центр Вишневской и Электротеатр, дающие оперные спектакли время от времени, то восемь. Есть ещё Оперетта - во всём мире оперетта считается видом оперы. Плюс строится отдельное большое здание для студенческого Оперного театра Консерватории, который тоже хорошо ли, плохо ли, но функционирует. Итого десять. Но даже если шесть. Столько нет ни в Берлине, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке, нигде. Сколько тратится на это федеральных и региональных денег, я считать не возьмусь, но прорва. В советское время оперных театров было четыре плюс оперетта, так что отдельное спасибо следует говорить Лужкову и Собянину, благодаря которым решались все вопросы со зданиями. Как решались и что там с их прочей деятельностью - в данном случае не так важно: Лужков любил строить и открывать театры, Собянин к ним относится вполне лояльно (по крайней мере, к их количеству).

Теперь взглянем на афиши. В Москве 4 Травиаты, 4 Онегина, 4 Пиковых, 3 Бориса, 3 Царских, 3 Апельсина, 6 Стравинских, 4 Шостаковича, 3 Бриттена и так далее (данные примерные, +/- 1 везде). Оперный рынок в столице переполнен, на одну дату приходится 6-7 спектаклей очень разного качества. Чтобы заполнить все залы на 100%, надо хорошо поработать.

Допустим, пиар. Из тех, кто поёт и дирижирует в Москве постоянно или время от времени, хорошо распиарены от силы 5-6 человек. Сколько человек в Москве знает, кто такой Джон Дашак и что он поёт у нас два спектакля? А о том, что какой-то спектакль дирижирует или не дирижирует Геннадий Рождественский, судя по последней премьере, можно узнать разве что прийдя на сам спектакль. Между тем, опера в Москве - это не только Нетребко, Герзмава и люстра Большого.

Или пиар туристический. Московские власти могли бы объявить Москву оперной столицей мира, в каком-то смысле не погрешив против истины. Да, можно истиной считать количественный показатель. Лишний туристический бренд никому не помешает.

Я не удивлюсь, если в Москве однажды примут на вооружение итальянскую и американскую тактику закрытия оперных театров и резкого сокращения их финансирования. Это будет взрыв - ничего подобного в России никогда не было, хотя столица явно напрашивается и со временем эта проблема только заострится. То, что было выражением свободы в девяностые или нулевые (несколько альтернатив поднадоевшему Большому), обернётся непосильным грузом. И вопрос о том, почему люди не ходят на Бартока, окажется более чем второстепенным.

А пока мы сокрушаемся о репертуаре Большого театра (или одного из небольших), сетуем, что у нас не ставят Лигети, редко дают Сверлийцев и плохо посещают Стравинского, мы можем говорить, что пациент скорее жив. И, в частности, за это я очень люблю свой город. Оперная столица мира - это вам не хухры-мухры.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 336
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
У Андрея Хрипина содержательное обсуждение этой темы

https://www.facebook.com/andrey.khripin/posts/1463912003669571?pnref=story
Che mai sento!

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 721
Интересно, а почему у Гергиева нет этих проблем? Нет, я понимаю, на Китеже к полуночи только фанаты типа меня остаются, да и на многие другие оперы половина зала -"собес", Но почему-то "директора императорского театра" это не останавливает от расширения репертуара, и не "Онегина" и "Трпвиату", а "Симона", "Адриану" и "Тристана" ставят. И приезжают петь и Фурланетто, и Рене Папе, и Доминго. Вот сейчас, четыре часа назад, там пел Папе. Короля Марка, в "Тристане и Изольде". Напомните, когда что-то подобное в Москве было?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 851
Швейцарцы предпочитают культурный досуг

Каждый десятый житель Европы за последние 12 месяцев принял участие как минимум в четырех культурных мероприятиях, будь то концерты, театральные постановки, опера или балет. По данным европейского статистического ведомства Eurostat, больше всего любят такое времяпрепровождение швейцарцы. С июля 2016 года по июль 2017 года 37% жителей Швейцарии посетили различные живые представления не менее четырех раз.

https://www.kommersant.ru/doc/3407342
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Я стараюсь посещать красивые театры.Например,Большой.Мариинский(основная сцена).Желательно не зимой,чтобы в гардеробе не толкаться.И чтоб буфет был с разнообразной и вкусной снедью. :) А если еще и споют прилично,тогда совсем все в ажуре.
Путь до той звезды,
Что светит в небе ярче остальных,
 Силой тьмы сокрыт,
Но дело того стоит!