Автор Тема: Антон Степанович Аренский (1861-1906)  (Прочитано 21683 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« : Апрель 29, 2011, 16:38:56 »


«Люблю музыку и желаю сделать для нее то,
что могу, что в моих силах».
А.С. Аренский

О русском композиторе А.С. Аренском его гениальный соотечественник П.И. Чайковский писал, что тот «…удивительно умен в музыке, как-то все тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность». Великий русский писатель Л. Н. Толстой ставил Аренского в ыше других современных ему композиторов: «Из новых — лучший Аренский, он прост, мелодичен», а М. Ф. Гнесин вспоминал, что «...большая часть работ, написанных им в консерваторский период, сочинялась им тут же на уроке, в то время как профессор просматривал работы его товарищей. Нередко оказывалось, что экспромтом написанное сочинение Аренского значительно превосходило по качеству работы его товарищей, также людей даровитых и подолгу работавших над своими задачами».

Музыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три четверти века будет мало кому известно. Ведь его оперы, симфонические и камерные сочинения, особенно же фортепианные произведения и романсы, звучали постоянно, ставились в лучших театрах, исполнялись знаменитыми артистами, горячо принимались критикой и публикой... Первоначальное музыкальное образование будущий композитор получил в семье. Отец, нижегородский врач, был музыкантом-любителем, хорошей пианисткой была мать. Следующий этап жизни Аренского связан с Петербургом. Здесь он продолжил занятия музыкой и в 1882 г. окончил консерваторию по классу композиции Н. Римского-Корсакова. Занимался неровно, но проявил яркий талант и был удостоен золотой медали. Молодой музыкант сразу был приглашен в Московскую консерваторию преподавателем теоретических предметов, позже композиции. В Москве Аренский сблизился с Чайковским и Танеевым. Влияние первого стало определяющим для музыкального творчества Аренского, второй стал близким другом. По просьбе Танеева Чайковский отдал Аренскому либретто своей ранней уничтоженной оперы "Воевода" - и появилась опера "Сон на Волге", с успехом поставленная московским Большим театром в 1890 г. Чайковский назвал ее одной из лучших, "а местами даже п р е в о с х о д н о й русской оперой" и добавил: "Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез". Другая опера Аренского "Рафаэль" - строгому Танееву казалась способной одинаково восхитить как специалистов-музыкантов, так и публику; в дневнике этого несентиментального человека встречаем в связи с Рафаэлем то же слово, что в признании Чайковского: "Был тронут до слез..." Может быть, это относилось и к популярной до сих пор Песне певца за сценой - "Страстью и негою сердце трепещет"?

Деятельность Аренского в Москве была разнообразной. Работая в консерватории, он создал учебники, по которым занимались многие поколения музыкантов. В его классе учились Рахманинов и Скрябин, А. Корещенко, Г. Конюс, Р. Глиэр. Последний вспоминал: "...замечания и советы Аренского носили более художественный, нежели технический характер". Впрочем, неровный характер Аренского - он был человеком увлекающимся и вспыльчивым - приводил порою к конфликтам с учениками. Выступал Аренский в качестве дирижера, как с симфоническим оркестром, так и в концертах молодого Русского хорового общества. Вскоре, по рекомендации М. Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой. Должность была весьма почетной, но и очень обременительной и не соотвегетвоаала склонностям музыканта. За 6 лет он создал мало произведений и, лишь, освободившись от службы в 1901 г., вновь начал и выступать в концертах и интенсивно сочинять. Но его уже подстерегала болезнь - туберкулез легких, которая через несколько лет свела в могилу...

Среди прославленных исполнителей сочинений Аренского был Ф. Шаляпин: пел он и романтическую балладу "Волки", ему посвященную, и "Детские песни", и - с наибольшим успехом - "Менестреля". В особом, распространенном в начале века жанре мелодекламации с исполнением сочинений Аренского выступала В. Комиссаржевская; слушатели запомнили ее чтение на музыке "Как хороши, как свежи были розы..." Оценку одного из лучших произведений - Трио ре минор можно встретить в "Диалогах" Стравинского: "Аренский... относился ко мне дружелюбно, с интересом и помогал мне; мне всегда нравился он сам и, по меньшей мере, одна из его вещей - знаменитое фортепианное трио". (Имена обоих композиторов встретятся позже - на парижской афише С. Дягилева, в которую войдет музыка балета Аренского "Египетские ночи".)

Выше других современных русских композиторов ценил Аренского Лев Толстой, и в частности, сюиты для двух фортепиано, действительно принадлежащие к лучшему из написанного Аренским. (Не без их влияния писал потом сюиты для такого же состава Рахманинов). В одном из писем Танеева, жившего у Толстых в Ясной Поляне летом 1896 г. и вместе с А. Гольденвейзером игравшего по вечерам для писателя, сообщается: "Два дня назад мы, в присутствии многочисленного общества играли... на двух фортепиано "Силуэты" (Сюита Э 2. - Л. К.) Антона Степановича, которые имели очень большой успех и примирили Льва Николаевича с новой музыкой. Особенно ему понравилась "Испанская танцовщица" (последний номер), и он долго об ней вспоминал". Сюиты и другие фортепианные пьесы до конца своей исполнительской деятельности - до 1940 - 50-х гг. - сохраняли в репертуаре советские пианисты старшего поколения, ученики Аренского - Гольденвейзер и К. Игумнов. И до сих пор звучит в концертах и по радио Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, созданная в 1899 г. Еще в начале 90-х гг. Аренский записал в Москве от замечательного сказителя - олонецкого крестьянина Ивана Трофимовича Рябинина несколько былин; и две из них - о боярине Скопине-Шуйском и "Вольга и Микула" - положил в основу своей Фантазии. И Фантазия, и Трио, и многие другие инструментальные и вокальные пьесы Аренского, не будучи очень глубокими по заложенному в них эмоциональному и интеллектуальному содержанию, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического - часто элегического - высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в. прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.

Л. Корабельникова
http://www.belcanto.ru/arensky.html

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, – но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы – верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»
( П.И.Чайковский, письмо И.А Всеволожскому, 11 января 1891 года)

«Мой бывший ученик, по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры, но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой. И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении: числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора, Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии, будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников, временное расхождение с женой, в конце концов скоротечная чахотка, умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии. С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком, но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении Чайковского. По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А.Г.Рубинштейну, но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии – влияния Чайковского. Забыт он будет скоро...»
  (Н.А.Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»)   

Оперы
«Сон на Волге» (по драме Островского «Воевода»; 1888);
«Рафаэль» («Сцены из эпохи Возрождения»; 1894);
«Наль и Дамаянти» (по мотивам эпоса «Махабхарата»; 1903)
Балеты
«Египетские ночи» (по новелле Готье «Одна ночь Клеопатры»; 1900)
Оркестровые сочинения
Симфония № 1 h-moll (1883);
Симфония № 2 A-dur (1889);
Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885—1902);
Вариации на тему Чайковского
Концертные сочинения
Концерт для фортепиано с оркестром f-moll (1882);
Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром (1899)
Концерт для скрипки с оркестром a-moll (1901)
Камерные сочинения
Два фортепианных трио;
Два струнных квартета;
Фортепианный квинтет
Многочисленные сочинения для фортепиано
Вокальные сочинения
Около 50 романсов для голоса и фортепиано

А здесь можно прослушать большинство сочинений этого замечательного композитора
http://www.classic-online.ru/ru/composer/249

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 041
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #1 : Январь 17, 2012, 02:47:46 »
Четыре сюиты (существуют также в переложении для двух фортепиано; 1885—1902);

Слушаю сейчас Аренского, делаю себе подборку наиболее понравившихся произведений. По ходу дела возник вопрос:

не знает ли кто-нибудь точно: это именно оркестровые сюиты, переложенные заодно и для двух фортепиано, или все же фортепианные сюиты, которые Аренский заодно и оркестровал? (как он оркестровал, например, вариации на тему Чайковского из своего квартета).

Особенно меня интересует вторая сюита, «Силуэты». У меня такое ощущение, что изначально это именно фортепианное произведение. По крайней мере, названию соответствует именно фортепианная версия. В оркестровом варианте «силуэты» явно вырастают за пределы своих очертаний...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Аренский (1861-1906)
« Ответ #2 : Январь 18, 2012, 14:57:06 »
О Сюитах Аренского у нас кое-что было в теме "Отражения":

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=859.0

Мы там рассматривали, что для каких составов было создано и в каком виде существует и поныне.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #3 : Январь 18, 2012, 15:16:59 »
Совсем недавно имя Аренского было присвоено филармонии Великого Новгорода - http://novved.ru/news/42-2011-09-19-10-23-57/17277-novgorodskoj-oblastnoj-filarmonii-prisvoyat-imya-antoniya-arenskogo

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.С.Аренский (1861-1906)
« Ответ #4 : Январь 20, 2012, 18:17:40 »
Совсем недавно имя Аренского было присвоено филармонии Великого Новгорода - http://novved.ru/news/42-2011-09-19-10-23-57/17277-novgorodskoj-oblastnoj-filarmonii-prisvoyat-imya-antoniya-arenskogo

Значительное событие !
Конечно, нам, избалованным великими именами современников Аренского, трудно понять сегодня, какое значение имела на самом деле та или иная фигура нашего музыкального прошлого, особенно же если она пребывала в тени великих имён ! Разумеется, когда бок о бок творили Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков (а также ранее умершие Мусорский и Бородин) и чуть позже вошедшие в музыкальную жизнь Глазунов, Рахманинов, Скрябин, имена даже таких выдающихся авторов, как Балакирев, Лядов, Аренский, Кюи, Ребиков, Метнер, Калинников и др. и др. неизбежно остаются в тени. А тем не менее, совершенно очевидно, что их творчество интересно не только в историческом плане, а и как вполне самодостаточный источник художественного наслаждения. Я уверен, что без творчества Аренского, в частности, без его ф-п сюит, не было бы ф-п сюит Рахманинова, а также творчество Скрябина было бы без Аренского совершенно другим - скрябинское ф-п изложение уж точно было бы иным без Аренского и Лядова ! У Аренского имеется множество чудесных ф-п пьес и ансамблей, вокальных и оркестровых произведений - попробовал бы кто-нибудь создать сегодня нечто подобное по музыкальному уровню ! Смешно даже думать об этом.
И я рад, что с течением времени многие фигуры нашего славного музыкального прошлого по тем или иным причинам (например, по причине рождения Аренского на новгородской земле) возвращаются в наш быт - в т.ч. и в виде наименований отечественных музыкальных учреждений.
« Последнее редактирование: Январь 20, 2012, 18:29:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #5 : Январь 20, 2012, 19:33:17 »
Раз уж здесь зашла речь об А.С.Аренском, позволю себе скопировать материал, который я помещал когда-то на форуме Классика:

Вот ещё один штрих к портрету С.И Танеева, характеризующий его как высочайше нравственного человека, достойного нашего самого глубочайшего уважения в наш безнравственный век с его "ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА" (не с обязанностями!, а с правами, обратите внимание!) С.И.Танеев очень дружил с А.С.Аренским. Это очень сложный вопрос, потому что эти два человека очень сильно отличались друг от друга. Но вспомните А.С.Пушкина:
"Они сошлись - вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…"

Весной 1886 г. Антоний Степанович Аренский женится на Елизавете Владимировне Лачиновой, ученице Московской консерватории по классу вокала профессора Гальвани. Увлечение началось в 1884 году, поначалу было очень бурным, с предложением руки и сердца, с протестами родных (как-никак А.С. было всего 23 годочка!). Тем не менее помолвка совершена, жених и невеста объявляют о дне свадьбы. Неожиданно Аренский желает один отправиться в путешествие за границу, откладывая свадьбу на неопределенный срок. Невеста потрясена таким поворотом событий. С.И.Танеев пишет возмущенное письмо Аренскому.

" Москва, 1 января 1885 года"

Милый Антоша!

Я сегодня возвратился из деревни, встречал Новый Год у Масловых, пришел домой в час ночи и нашел твое письмо. Оно произвело на меня самое тяжелое впечатление. Ты сделал предложение девушке, назначил время свадьбы, назвал ее своей невестой при посторонних людях и вдруг только потому, что дядя дает тебе деньги на заграничную прогулку, ты уезжаешь кататься, бросаешь свою невесту, откладываешь без ее согласия свадьбу на полтора года. Для всякого ясно, что этот отъезд есть не что иное, как желание под благовидным предлогом нарушить свое обещание. Думаю, что иначе Елизавета Владимировна не объяснит твоего поступка. Ты поступаешь с ней жестоко и в высшей степени неделикатно. Заставить ее ждать полтора года и, может быть, по возвращении объявить, что ты раздумал на ней жениться, это, по моему мнению, очень дурно. Если бы ты ее так действительно ценил, как это ты говоришь, то не написал бы ей: я откладываю свадьбу, потому что мне представился случай уехать. Для тебя, композитора, заграничная поездка есть прогулка. Если бы ты был пианистом, поехал бы учиться, как например Зилоти, , - это другое дело. Отговорка тогда бы была более основательна. Так как ты композитор, учиться за границей тебе нечему, а послушать музыку и побывать в концертах – это вовсе не такая необходимость, для которой стоило бы бросать свадьбу и консерваторию. Наконец, и женатые люди ездят за границу: Кашкин, Губерт, Альбрехт, Фитценгаген, Пабст – все они отправлялись за границу, и то обстоятельство, что они женаты, нисколько не препятствовало. Повторяю, эта поездка не есть необходимость, в данную же минуту она имеет очень неблаговидный характер: родные, которым не хочется, чтобы ты женился, дают тебе деньги с тем, чтобы ты уехал за границу и переменил свое решение. Ты на это соглашаешься. Хорошо ли так поступать, ты об этом не подумал. Я не хочу упоминать о тех затруднениях, в которые ты меня поставишь своим отъездом. Эти соображения второстепенные (С.И.Танеев был в это время директором Московской консерватории и имеет здесь в виду преподавательскую работу А.С Аренского). Самый важный вопрос – это вопрос о Елизавете Владимировне. Никогда мне не приходило в голову, что я тебе буду писать подобное письмо. Милый Тоша, нехорошо, право нехорошо, так мог бы поступить только самый бессердечный эгоист. Душевно жалею, что мнение мое таково, но не имею основания его от тебя скрывать.
Искренне преданный тебе
С.Танеев

Танеев С.И. Материалы и документы. т.1. М.1952. сс.122-123.

Мне кажется, что здесь комментарии совершенно излишни. А как сильно и душевно сказано!...
Мы можем спорить, великий ли композитор С.И.Танеев или всего лишь выдающийся, или вообще - из второго ряда русских композиторов. Но то, что он просто замечательный человек - в этом нет никакого сомнения.  
« Последнее редактирование: Январь 20, 2012, 20:09:27 от Kleon »

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #6 : Январь 20, 2012, 19:38:31 »
А вот еще интересный материал об А.С.Аренском и его свадьбе:

Почти полгода уходит на улаживание ситуации. Поездка за границу переносится на лето 1886 года и становится “свадебным путешествием”. Молодые уезжают во Францию, где живут (в основном в Париже) до 1887 года. Именно там Аренский сочиняет фантазию для оркестра “Маргарита Готье” и посвящает её Чайковскому. Литературной основой произведения послужила драма Александра Дюма-сына “Дама с камелиями”.
Получив ноты, Пётр Ильич в небольшом письме благодарит за посвящение, даёт некоторые оценки, но подробное мнение обещает высказать после тщательного знакомства с произведением.
Прошло четыре месяца. Аренский, уже на грани подступающего сумасшествия, в марте 1887 года пишет раздражённо–капризное письмо Чайковскому, упрекая великого соотечественника в пренебрежении, в нежелании отвечать. Более того, Аренский возмущён таким поведением Чайковского и считает это личным оскорблением!
А деликатный, со здоровой психикой, интеллигентный Пётр Ильич просто не хотел высказывать своё отрицательное мнение об оркестровой фантазии, зная, как болезненно могут авторы реагировать даже на справедливую критику. Поэтому Чайковский ещё до письма высказал Танееву своё негативное отношение к музыке “Маргариты Готье”. Танеев передал мнение великого Маэстро. Аренский в ответ пишет Чайковскому письмо, полное претензий и обид, за что и получает откровенную отповедь.
Если опустить второстепенное: объяснения в задержке с ответом, повторную благодарность за посвящение, заверения в дружелюбии, подчёркивание удачных музыкальных моментов, критика получается жёсткой, нелицеприятной.
Вот что пишет П. И. Чайковский.
“… вкратце выскажу Вам своё мнение.
Во 1-х, выбор сюжета. Для меня, да и для всех друзей Ваших, было просто больно и неловко узнать, что темой для программной фантазии Вы избрали “Даму с камелиями”. Каким образом, когда есть Гомер, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Толстой, Данте, Байрон, Лермонтов и т.д. и т.д., образованный музыкант может выбрать творение г. Дюма-фиса, изображающее похождения продажной девки и изображающее эти похождения хотя и с французской ловкостью и savoir faire (фр. – сноровкой), но в сущности ложно, сентиментально и не без пошлости? Такой выбор был понятен в Верди (здесь П.И. имеет в виду оперу Дж.Верди "Травиата"), искавшем сюжета, бьющего на нервы людей эпохи упадка искусства. Но он непонятен в молодом, даровитом русском композиторе, получившем хорошее образование, в ученике Римского-Корсакова, наконец в племяннике А .Потехина и друге С .И.Танеева.
Но сюжет – дело не моей компетенции. Перехожу к музыке.
1) Оргия. Если отвлечься от мысли, что под оргией здесь подразумевается кутёж и бал у одной б… (здесь Пётр Ильич употребляет ненормативную лексику), на котором присутствует множество других (имеется ввиду других б…): что в этой оргии пьют шампанское, едят майонез с трюфелями, а потом пляшут кан-кан, то музыка, изображающая оргию, не лишена живости, огня, движения, блеска. Она пропитана, впрочем, как и вся фантазия, Листом, и если хорошенько разобрать, то красота её внешняя, условная и ничего захватывающего в себе не заключает. Подобная красота не есть красота абсолютная, а только красивость (условная красота), – а постоянная красивость есть скорее недостаток, чем качество… Ни Бетховен, ни Бах (который скучен, но всё-таки гениален), ни Глинка, ни Моцарт не гонялись за условною красивостью, а за идеальной красотой, проявляющейся нередко в форме, на первый, поверхностный взгляд, и некрасивой…
3) Тема любви опять очень красива и очень напоминает Листа, не то чтобы какую-нибудь определённую мелодию Листа, а вообще его манеру, пошиб его мелодий полуитальянских, но лишённых пластичности и простоты итальянского напева. Впрочем, 3-й и 4-й такт этой темы и следующие имеют в себе не только красивое, но и прекрасное, способное пленять не только уши, но и сердце.
Очевидно, что в развитии этих трёх тем, в форме, в инструментовке, в гармонии, в контрапунктах – Вы явились в “Маргарите Готье” таким же мастером, каким были. Со стороны мастерства в композиторской технике – Вам никто и ничего сказать не может, кроме безусловной похвалы.
Резюмируя всё вышесказанное, я позволю себе выразить следующее общее заключение. Фантазия Ваша неудачна по замыслу, несимпатична по сюжету и мало пленительна по основным темам. Она бесконечно менее мне по душе, чем симфония и три части сюиты (П.И. имеет в виду 1-ю симфонию ор.4 и Сюиту для оркестра ор.7). Она положительно не есть шаг вперёд, а шаг, так сказать, в сторону, и я желал бы, чтобы Вы скорее возвратились на свою настоящую дорогу и обрадовали нас новыми произведениями, ещё более симпатичными и совершенными, чем симфония и сюита”.
(П.И.Чайковский. Литературные произведения и переписка. т.14 М.1974. с.79-81)

Это письмо написано Чайковским 2 апреля 1887 года. Реакцию Аренского на него мы не знаем, так как вскоре весной он тяжело заболел. Диагноз был серьёзным. Вот свидетельство Танеева, который узнал о болезни друга с большим опозданием только в середине июля, так как на лето уехал из столицы. Письмо написано Петру Ильичу Чайковскому.
“Я получил сейчас ужасное известие: Антоша сошёл с ума, и его сейчас везут в Казань, в лечебницу”. И в конце письма, сочувствуя больному, Сергей Иванович пишет: “Бедный Антоша! Может быть что–либо ужаснее, как сознавать, что находишься в сумасшедшем доме, в одиночном заключении. Жена его должна скоро родить (сын Павел родился у супругов Аренских в 1887 г., а дочь Надежда – в 1889 г.). У него религиозная мания. Он говорит, что много грешил, и уговаривает всех покаяться”.
Чайковский потрясён известием: “Меня пугает в болезни Аренского то, что это не припадок острого умопомешательства, а религиозомания. Последняя, кажется, неизлечима…”
Однако уже в конце октября Пётр Ильич сообщает письмом в Петербург Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову: “Аренский выздоровел, но я нахожу его в каком-то угнетённом, приниженном состоянии духа”.
« Последнее редактирование: Январь 20, 2012, 20:09:03 от Kleon »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А.С.Аренский (1861-1906)
« Ответ #7 : Январь 20, 2012, 20:29:44 »
И всё-таки Танеев в плане личных взаимоотношений и профессиональной критики был неуклюжим, как медведь: известны его многочисленные язвительные высказывания в адрес различных людей и их творчества. После его "принципиальной критики" мнительный Чайковский мог уничтожить своё произведение (а Танеев после этого удивлялся - чего это он ??), а Скрябин столкнулся с полнейшим непониманием своих замыслов и отвернулся от Танеева навсегда (что не мешало Танееву на склоне лет признавать Скрябина своим учеником, унаследовавшим некоторые его теоретические установки, в т.ч. расчётный характер многих музыкальных решений и тягу к полифонии). Танеев не признавал импрессионистов, долгое время отвергал Вагнера (когда того уже весь мир признал). В общем фигура Танеева считалась крайне консервативной в тогдашних музыкальных и околомузыкальных кругах.
Я считаю, что такая фигура всегда полезна, но она должна иметь (и имела) достойный противовес.
Аренскому вот тоже досталось, но сам АСА тоже был известным скандалистом. Ведь не случайно же Скрябин из его класса сбежал и закончил Консерваторию и даже получил золотую медаль лишь как пианист, а не как композитор. Я считаю, кстати, что это один из величайших нонсенсов за всю историю музыки ! :)))) Получается, что один из величайших музыкальных творцов не был официально признан "композитором", тогда как для этого были все основания ! :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Marianne_N

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
    • Редкие фото Рахманинова
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #8 : Март 31, 2012, 16:17:26 »
Спасибо за замечательную тему!

Пожалуй из всего мирового фортепианного наследия Вальс из Сюиты для двух фортепиано №1 Аренского - самое самое очаровательное произведение!

Оно становится всё популярнее на Западе:
http://www.youtube.com/results?search_query=arensky+waltz&oq=arensky+waltz

Более других мне нравится вот эта запись 1929 года:
http://www.youtube.com/watch?v=MLnwYotkkQU в исполнении Бауэра и Габриловича

Отмечу также (что не было упомянуто выше, а факт примечательный), что сохранились записи игры Аренского:
http://www.youtube.com/watch?v=Bi2QHeaxOgA (Piano Trio: I Allegro moderato)
http://www.youtube.com/watch?v=qjToeKBCeeg

Волшебное звукоизвлечение!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #9 : Апрель 22, 2013, 18:41:59 »
В Великом Новгороде установят два бронзовых бюста А.С.Аренского

В Великий Новгород доставили два бронзовых бюста Антония Аренского для установки их в одном из помещений Новгородской областной филармонии и на территории детской музыкальной школы. Эти учреждения культуры носят имя композитора, родившегося в Новгороде в 1861 году и прожившего здесь 11 лет.

Таким образом, Великий Новгород станет единственным городом в России, где увековечат память знаменитого земляка - композитора, пианиста, дирижера, талантливого педагога, среди учеников которого Сергей Рахманинов, установкой бюстов.

Исследователи говорят о большом портретном сходстве бронзового изображения с имеющимися фотографиями композитора. На бюсте, скорее всего, Аренский изображен в его бытность профессором московской консерватории. Как отметили в комитете культуры Новгородской области, этот бюст – точная копия гипсового портрета Аренского, который находится в комнате-музее, созданной коллективом новгородской детской музыкальной школы. Автором гипсового бюста является скульптор Надежда Гавриловна Петина, которая дала свое согласие на изготовление двух бронзовых копий своего творения.

Осуществить это многотрудное дело удалось благодаря помощи Губернатора области, который лично принял участие в решении этого вопроса. Московское предприятие «ЛитАрт» выполнило заказ всего за 10 дней. Кроме того, предприятие пошло навстречу и значительно снизило цену заказа. Кстати, новгородцы уже знакомы с работой этого предприятия – здесь были отлиты бюсты Александра II, установленные в Великом Новгороде и некоторых районах области. Отливка бюстов Аренского была оплачена из внебюджетных средств музыкальной школы и филармонии.

Бюст Аренского в филармонии должен появиться уже в июне 2013 года, не позднее празднования Дня города. Прежде, чем будет установлен второй бюст, около детской музыкальной школы, необходимо выполнить благоустройство территории вокруг, заказать постамент, на что потребуется время.


© Пресс-центр администрации Новгородской области, 2013 г.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #10 : Декабрь 16, 2014, 22:20:45 »
Возрождаем наследие русских композиторов: «Рафаэль»

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/12/item10115.html

На сегодняшний день наследие многих знаменитых русских композиторов предано забвению и находится на грани исчезновения. Многие произведения в последний раз исполнялись лишь в начале прошлого столетия, студийные записи многих из них не сохранились или отсутствуют вовсе.

В 2014 году компания «Э.ОН Россия» совместно с радиостанцией «Орфей» отобрала, восстановила и оцифровала ноты малоизвестной оперы Антона Степановича Аренского «Рафаэль».

CD-диск оперы «Рафаэль» был представлен журналистам на пресс-конференции 15 декабря, в которой приняли участие: генеральный директор – художественный руководитель РГМЦ Ирина Герасимова, руководитель пресс-службы РГМЦ Оксана Сереженко и начальник отдела хранения и производства звукозаписей Анна Маркова.

Опера была написана композитором в 1894 году для первого Всероссийского съезда художников и по случаю открытия Третьяковской галереи. Последний раз произведение было поставлено в 20-х годах, а записано в оригинальном исполнении в 50-х годах ХХ века. К сожалению, запись была утрачена, а имя автора практически забыто.

Компания «Э.ОН Россия» и радиостанция «Орфей» выпустили студийную запись оперы «Рафаэль», которую осуществили:

Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и дирижер – Сергей Кондрашев;

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», художественный руководитель – Лев Конторович;

А также солисты московских музыкальных театров:
Агунда Кулаева – Рафаэль (меццо-сопрано);
Ольга Ионова – Форнарина (сопрано);
Николай Диденко – Кардинал Бибиена (бас);
Алексей Татаринцев – Певец за сценой (тенор).

При записи восстановлен оригинальный замысел Аренского, по которому партию Рафаэля Санти пела женщина (меццо-сопрано).

Запись оперы «Рафаэль» положила начало беспрецедентному мультимедийному проекту, получившему название «Возрождаем наследие русских композиторов», направленному на восстановление, сохранение и популяризацию утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов из архивов музыкальной библиотеки ФГБУ «РГМЦ», радиостанция «Орфей».

Именно библиотека, по словам Ирины Анатольевны, вдохновила всю команду «Орфея» и РГМЦ начать заниматься русскими композиторами.

Ирина Герасимова: «Мы заметили, что в нашей библиотеке хранится огромное количество нот русских композиторов конца XIX – начала XX столетия. Этот период в литературе известен как Серебряный век, а у композиторов его, к сожалению, не было в силу самых разных обстоятельств. С тех пор мы для себя обозначили приоритет – возрождать наследие тех русских композиторов, которые не исполняются или никогда не исполнялись».

Первым таким композитором стал Антон Степанович Аренский. «Оказалось, что лишь три человека в России серьезно занимаются исследованием творчества Аренского, – рассказала Ирина Анатольевна. – И один из этих людей живет в Клину, там же в музее находится и весь семейный архив Аренского, который когда-то любовно собрала и передала музею вдова композитора».

Ирина Герасимова: «Итак, у нас уже были практически все составляющие для реализации этого проекта – потрясающая библиотека, ноты оперы и наши коллективы, готовые исполнять эту музыку. Не хватало только одного… И вдруг, как будто сам Антон Аренский откликнулся оттуда, и нам предложила помощь замечательная компания, которая называется «Э.ОН Россия». Они нас поддержали материально, и мы смогли сделать этот проект, который называется «Возрождаем наследие русских композиторов».

С самого начала проект развивался в двух направлениях – «материальном» и «нематериальном». Наряду с работой над оперой «Рафаэль» была реализована уникальная программа по реставрации книжных памятников, для которой были отобраны воистину редкие и ценные издания, требующие срочного восстановления. К настоящему моменту специалисты реставрационной мастерской Российской Государственной Библиотеки завершили работу над первым объектом, которым стал «Учебник гармонии», составленный Н.А. Римским-Корсаковым и записанный под диктовку литографскими чернилами его учеником, изданный в 1885 году.

В ходе пресс-конференции журналистам впервые было представлено отреставрированное издание. Кроме того, были продемонстрированы видеоматериалы, иллюстрирующие фрагменты тончайшей работы, произведенной мастерами реставрации.

В планах компании «Э.ОН Россия» и радиостанции «Орфей» – пятилетнее сотрудничество в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов». Уже 20 февраля в Александровском зале состоится концертное исполнение оперы «Рафаэль», а зрителям будет представлена выставка отреставрированных изданий, работа над которыми ведется сегодня или уже завершена. Кроме того, организаторами проекта готовится следующий музыкальный сюрприз, который участники пресс-конференции предпочли пока что оставить в тайне, но пообещали, что  «он всем очень понравится».
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 041
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #11 : Декабрь 17, 2014, 13:25:57 »
Запись оперы «Рафаэль» положила начало беспрецедентному мультимедийному проекту, получившему название «Возрождаем наследие русских композиторов», направленному на восстановление, сохранение и популяризацию утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов из архивов музыкальной библиотеки ФГБУ «РГМЦ», радиостанция «Орфей».
Очень хорошее и, если выразиться по-современному, в высшей степени патриотическое начинание — обратиться к достижениям эпохи расцвета национальной культуры, вспомнить очень хорошо забытое старое, да еще и найти среди него нечто совершенно новое.

Некоторое время назад послушав на «Орфее» цикл передач М. Казиника о таких русских композиторах, как Алябьев, Аренский, Лядов, Рубинштейн, Ребиков, я осознал, что мир русской музыки XIX—нач. XX в. гораздо богаче, чем можно было предположить будучи знакомым только с творчеством самых известных композиторов. Возможно, многие вещи там не являются шедеврами мирового значения (хотя тоже, как посмотреть), но в любом случае для русского культурного человека это интереснейшая музыка, которая может — опять-таки переходя на современные ощущения — восприниматься отчасти трагически и отчасти оптимистически, ибо, с одной стороны, это музыка России, которую мы потеряли, а с другой — России, которую мы, возможно, еще не обрели...

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #12 : Декабрь 17, 2014, 21:40:21 »
Последний раз произведение было поставлено в 20-х годах, а записано в оригинальном исполнении в 50-х годах ХХ века. К сожалению, запись была утрачена, а имя автора практически забыто.

Всё-таки, правильно я делаю, что уже несколько лет не слушаю радио "Орфей". Они, видимо, уже постоянно слушателям вешают такую лапшу и не стесняются. А ведь когда-то запись оперы "Рафаэль" 1957 года передавалась по тому же "Орфею". Она до сих пор хранится в Гостелерадиофонде (достаточно заглянуть в эл. каталог):

Инвентарный номер: 13127189
Название: РАФАЭЛЬ Музыкальные сцены из эпохи Возрождения
Фонд: Музыкальный
Жанр: Опера
Дата записи: 1957
Хронометраж: 00:36:39
Исполнители: Солисты, хор Всесоюзного радио, хормейстеры Константин Лебедев, Владимир Куньев, Симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер Смирнов Виктор (РСФСР).Действующие лица и исполнители: Рафаэль - Калужский Виктор (тенор),Форнарина (натурщица Рафаэля) - Долуханова Зара (меццо-сопрано),Кардинал Бибиена - Королев Алексей (бас),Народный певец - Кравцов Владимир (тенор)
Автор либретто: А Крюков
Композитор: Антон Аренский

Издавалась эта запись и на всех возможных носителях и известна любому интересующемуся записями русских опер.

На грампластинках - в 1973 году на "Мелодии" (Д 035027-8 - http://records.su/album/16503)
На компакт-диске "Дирижирует Виктор Смирнов"
В mp3, да и в сети она висит везде (http://libretto-oper.ru/arensky/raphael).

Конечно, это не значит, что оперу не стоит записывать снова. Но у Аренского есть ещё и другие оперы, в отличие от "Рафаэля", никогда не записывавшиеся - "Сон на Волге", "Наль и Дамаянти".

Кстати, а что означает - "записано в оригинальном исполнении в 50-х годах XX века"? Ведь чуть ниже написано, что оригинальным является как раз нынешнее исполнение, где Рафаэля поёт меццо.
« Последнее редактирование: Декабрь 17, 2014, 22:45:01 от Максим »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 342
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #13 : Февраль 22, 2015, 00:21:58 »
"Рафаэль" А.С. Аренского: возрождение прекрасного

20 февраля в Александровском зале состоялась премьера оперы А.С. Аренского «Рафаэль» в оригинальной авторской редакции.  Оперу публике представили Симфонический оркестр радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижер - Сергей Кондрашев) и  Академический большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель - народный артист РФ  Лев Конторович).

Концертное исполнение этого шедевра стало кульминационной точкой первого этапа проекта «Возрождаем наследие русских композиторов», который РГМЦ "Орфей" совместно с компанией «Э.ОН Россия» начали ещё в сентябре прошлого года. Задача – не из лёгких: вдохнуть новую жизнь в нотные партитуры, позволить зазвучать забытым или редкоисполняемым сочинениям русских композиторов. И - что самое главное - включить их в современный культурный контекст.

http://www.muzcentrum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16197:rafael-arenskogo-vozrozhdenie-prekrasnogo&catid=12&Itemid=103
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 874
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #14 : Февраль 24, 2016, 13:49:37 »
В этом году исполняется 155 лет со дня рождения Антония Аренского, композитора, чье имя носит Новгородская областная филармония. В течение года здесь пройдет цикл концертов, первый из которых состоится завтра, 25 февраля.

http://vnnews.ru/culture/47402-kontsert-v-chest-antoniya-arenskogo-otkroet-zavtra-v-oblastnoj-filarmonii-yubilejnyj-god-kompozitora.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #15 : Август 10, 2017, 20:59:15 »
По нижеследующей ссылке диск с записью "Рафаэля", изданный в проекте "Возрождаем наследие русских композиторов", выложен на сайте радио "Орфей" с возможностью скачивания всех треков: http://www.muzcentrum.ru/producercenter/orpheusrecords/17387-opera-rafael-antona-arenskogo

Оффлайн gram

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 7
Re: Антон Степанович Аренский (1861-1906)
« Ответ #16 : Август 14, 2017, 14:22:47 »
По нижеследующей ссылке диск с записью "Рафаэля", изданный в проекте "Возрождаем наследие русских композиторов", выложен на сайте радио "Орфей" с возможностью скачивания всех треков: http://www.muzcentrum.ru/producercenter/orpheusrecords/17387-opera-rafael-antona-arenskogo

Большое спасибо. Замечательный, конечно, проект! Еще и записы выкладывают...