Автор Тема: Вэн Клайберн / Ван Клиберн / Cliburn (р.1934 г.), романтическая легенда мирового пианизма  (Прочитано 16277 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
15:00  11.06.11 

Игры классиков с Романом Виктюком. Ван Клиберн

http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=11764

Триумф Клиберна в Москве на первом в истории Международном конкурсе им. Чайковского поразил американских любителей музыки и специалистов, которым оставалось лишь сетовать на свою собственную глухоту и слепоту. «Русские не открыли Вана Клиберна, — написал в журнале "Репортер" Чайсинс. — Они только с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш — игнорирует». В программе «Игры классиков» в исполнении Вана Клиберна прозвучит Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и фортепианная версия песни «Подмосковные вечера» В.П. Соловьева-Седого. Запись 1958 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sergeey

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Меня поразило, как он играл концерт Листа, когда приехал в Москву по приглашению Горбачева (это показывали по телевизору). Было впечатлиние, что у него тряслись руки (я слышал слухи, что он алкоголик - не знаю, правди ли?) Исполнение было неровным, но местами он играл так, как может сыграть только гений. Это были какие-то удивительные листовские всхлипы (к сожалению, не могу указать, в каких местах).

Оффлайн Андрей_В

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
О! только недавно с друзьями обсуждали- вроде имя и известное. А никто из нас записей-то не слышал почти, и ощущение как будто слава бежит впереди достижений, так сказать  :-[ даже обсуждают его мало в интернете... не Горовиц, вобщем, в этом смысле :)
Может есть какие рекомендации, какие записи хорошие, какие не очень, и чтобы достать можно было в интернете? Ликвидировать пробел в образовании хочу :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Может есть какие рекомендации, какие записи хорошие, какие не очень, и чтобы достать можно было в интернете? Ликвидировать пробел в образовании хочу :)

Рекомендации, конечно, имеются !
Прежде всего это запись 3-го ф-п концерта Рахманинова, сделанная непосредственно на конкурсе им.Чайковского в 1958 году - это одна из лучших записей этого произведения.
Затем можно рекомендовать послушать различные миниатюры в его исполнении: знаменитое "Посвящение" Шумана-Листа, пьесы Листа, Шопена, Дебюсси, Ноктюрн для левой руки Скрябина (это шедеврально - лучшая в истории запись этого сочинения).
Уверен, что концерт Грига представляет интерес, а также советую обратить внимание на 2-ю ф-п сонату Рахманинова в 1-й (длинной) авторской редакции. Возможно, будет интересна запись Рапсодии на т.Паганини Рахманинова и его же 2-го концерта - но эти фонограммы "на любителя" (особенно 2-й концерт).
Вообще, записей у Клайберна не слишком много, а из тех, что имеются, не все интересны, но лучшую их часть послушать с удовольствием можно и сегодня.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как выяснилось, на Сергея-читателя запись 2-й сонаты Рахманинова в 1-й редакции, сыгранной Клайберном в Москве, тоже произвела самое благоприятное впечатление:

Цитата: Наблюдатель
... В.Горовиц давно уже, в 60-х годах исполнил и даже записал прекрасно сделанный им же  монтаж из двух редакций 2-ой Сонаты Рахманинова. Не длинно и не коротко, а в самый раз. Слушается очень органично. Действительно, 2-я редакция у автора очень куцая,  слышны грубые фактурные швы, особенно во второй части. ....Как известно В.Клиберн прекрасно записал полностью 1-ю редакцию 2-й Сонаты. Все замечательно красиво, но уж больно длинно...

А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн. Я  помню, как в годы моей юности, когда я только начинал слушать музыку и успел "освоить" сравнительно узкий круг произведений, таких как нечетные симфонии Бетховена, три последних симфонии Чайковского, фортепианные концерты Рахманинова, то есть т.н. популярную классику, мне попалась в магазине пластинка с записью Клиберна, сделанной на одном из его концертов, если не ошибаюсь, в 1960 г. На одной стороне - Вторая соната Рахманинова, на другой - Фантазия Шопена. Из всяких книжек, популяризирующих классику, а таких в то время издавалось немало, я узнал, что Фантазия - весьма популярное сочинение, в отличие от Второй сонаты. Каково же было мое удивление, когда при первом прослушивании Фантазия "прошла" совершенно мимо меня. А вот музыкой сонаты я буквально заболел: еду в автобусе в школу, а в голове звучит музыка из второй части. Мне эта соната почему-то совсем не казалась длинной. Правда нужно признаться, что в то время Рахманинов был моим любимым композитором. Я и к классической музыке то пристрастился после того как в фильме "Рапсодия" расслышал 2-й концерт Рахманинова, о чем как-то рассказывал на форуме.
Не удивительно, что пластинку, а вернее одну сторону этой пластинки (ту, где была соната) я буквально "запилил". Напомню молододому поколению, что в отличие от компакт-диска при проигрывании грампластинок имеет место постепенное ухудшение качества из-за разрушения канавки пластинки в результате механического контакта с иглой звукоснимателя. В итоге через пару лет качество звука этой пластинки (вернее, одной из её сторон) настолько ухудшилось, что её стало невозможно слушать. Естественно, я захотел купить новую пластинку с этой сонатой. Но, увы, ни в исполнении Клиберна, ни в чьем-либо другом мне довольно долгое время эта соната не попадалась. Даже когда в начале 1970-х я стал учиться в Москве. Её ведь в те годы не слишком часто играли, а тем более - записывали. Неудивительно, что когда в году 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил. Между прочим, эта пластинка была примечательна еще и тем, что это была едва ли не первая пластинка фирмы "Мелодия", выпущенная по лицензии западной фирмы. До этого Мелодия издавала записи, сделанные западными фирмами, попросту их пиратируя. То есть у кого-то из филофонистов брался фирменный западный диск, переписывался на магнитофонную ленту и с этой переписи на Мелодии уже делался свой тираж. Естественно, что его качество весьма зависело от качества и запиленности исходной пластинки.
А вот при выпуске "по лицензии", т.н. мастер-ленту Мелодия получала непосредственно у фирмы - первоисточника. Между прочим, лицензионные пластинки были дефицитом, поскольку выпускались ограниченным тиражом, который оговаривался при покупке лицензии.
Но не в этих подробностях, разумеется, суть дела. Это я непроизвольно пустился в воспоминания. Что наверное естественно для немолодого человека, так что прошу простить за это лирическое отступление. Так вот, с технической точки зрения (имею в виду качество звучания пластинки) запись была великолепна. Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, а тогда напомню уже появились в продаже отечественные проигрыватели стереопластинок: Аккорд-001, Вега-002. Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал

Спасибо за интересный рассказ, хотя запись Горовица 2-й сонаты Рахманинова, причём, не последнюю по времени, а сделанную, кажется, в 60-х гг., я, как и Наблюдатель, очень ценю. Но дело не в этом, ваш рассказ всё равно очень интересен как историческое свидетельство и воспоминание о той эпохе и её особенностях.

А вновь услышать врезавшуюся в мою память клиберновскую запись мне удалось только лет через 15-20, когда в продаже в московских магазинах появились западные компакт-диски. Кстати, как писалось в аннотации к диску, он делался с советской пластинки, которую кто-то из московских фанатов Клиберна прислал ему в подарок. Причем Клиберн до этого даже не знал о существовании этой записи

А вот это меня поразило !
Клайберновскую пластинку со 2-й сонатой я, конечно, слышал ещё в те годы, но я не знал, что на зарубежном CD была выпущена перезапись с советской пластинки !! Это для меня какое-то откровение ! А где же исходник ?
И вообще, любопытно, что бы это значило: неужели к тому моменту  - а это уже, вероятно, конец 80-х, начало 90-х, когда бурно наращивались тиражи CDs - магнитная плёнка с исходником была уже настолько плоха, что не выдерживала конкуренции с пластинкой ??
И ещё меня удивило, что, как вы пишете, сославшись на аннотацию к CD, Клайберн не знал о существовании этой записи до того, как ему прислали диск - как же так ?? В СССР классика издавалась большими тиражами, поэтому довольно странно, что при этом Клайберн, будучи любимцем тогдашней советской публики и записываясь в наших залах (это от него и не скрывалось), даже не знал, что его фонограммы - и какие именно - выпускаются тут в десятках тысяч экземпляров ??
Я искренне удивлён всем этим. И я бы не доверял слепо этим аннотациям, потому что "ради красного словца" там могут напечатать что угодно. Уж нам ли не знать, откуда на ельцинской Руси появилась такая мода на дутые "сенсации" и эффектные тенденциозные заявления.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
....
А вновь услышать врезавшуюся в мою память клиберновскую запись мне удалось только лет через 15-20, когда в продаже в московских магазинах появились западные компакт-диски. Кстати, как писалось в аннотации к диску, он делался с советской пластинки, которую кто-то из московских фанатов Клиберна прислал ему в подарок. Причем Клиберн до этого даже не знал о существовании этой записи

А вот это меня поразило !
Клайберновскую пластинку со 2-й сонатой я, конечно, слышал ещё в те годы, но я не знал, что на зарубежном CD была выпущена перезапись с советской пластинки !! Это для меня какое-то откровение ! А где же исходник ?
И вообще, любопытно, что бы это значило: неужели к тому моменту  - а это уже, вероятно, конец 80-х, начало 90-х, когда бурно наращивались тиражи CDs - магнитная плёнка с исходником была уже настолько плоха, что не выдерживала конкуренции с пластинкой ??
И ещё меня удивило, что, как вы пишете, сославшись на аннотацию к CD, Клайберн не знал о существовании этой записи до того, как ему прислали диск - как же так ?? В СССР классика издавалась большими тиражами, поэтому довольно странно, что при этом Клайберн, будучи любимцем тогдашней советской публики и записываясь в наших залах (это от него и не скрывалось), даже не знал, что его фонограммы - и какие именно - выпускаются тут в десятках тысяч экземпляров ??
Я искренне удивлён всем этим. И я бы не доверял слепо этим аннотациям, потому что "ради красного словца" там могут напечатать что угодно. Уж нам ли не знать, откуда на ельцинской Руси появилась такая мода на дутые "сенсации" и эффектные тенденциозные заявления.
Во-первых, ельцинская Россия здесь ни при чем, аннотация была на фирменном американском компакте. Во-вторых, про историю с присланной в подарок Клиберну пластинкой я также читал и в статье о Клиберне, опубликованной в  одном из номеров английского журнала "Граммофон" где-то в середине 2000-х годов. У меня, кажется, даже этот номер сохранился - надо будет поискать.
В трертьих, запись на американской компакт была переведена не с советской пластинки, а с пластинки американской. А вот уже та была сделана с советской пластинки. Кстати, я совсем забыл, и вот только сейчас вспомнил, в шестидесятые годы я видел по телевизору и видеозапись второй сонаты, сделанный, как тогда было принято, на кинопленку с экрана телевизора. Поскольку магнитной записи на видео тогда еще не было, трансляции записывались в телестудии на кинопленку со специального телевизионного монитора, а в титрах при этом указывалось, что "запись сделана с экрана телевизора". Подозреваю, что и аудио и видео записи были произведены на одном и том же концерте.

В то время практически все концерты в БЗК записывались. Поэтому и Клиберн мог не знать о выпуске своей пластинки в Советском Союзе, тем более, срок выпуска пластинки тогда составлял от нескольких недель до года. К моменту выхода пластинки Клиберн, как правило, уже давно уезжал из нашей страны. Напомню также, что в то время СССР не входила в число стран, подписавших соглашения об охране авторских прав, поэтому Клиберну по закону не нужно было платить вознаграждения за выпущенную с концерта пластинку, а также спрашивать его разрешение на выпуск сделанной записи.

И еще. Пластинку в подарок, если не ошибаюсь, прислали в те же шестидесятые годы, когда она была выпущена. Клиберн о ней вполне мог не знать, потому что записывались все его концерты. Клиберн подарок послушал и ему понравилось. Поэтому он и предложил фирме, с которой в те годы сотрудничал, эту запись издать и в Америке. И вот дальше я уже точно не помню, надо будет найти ту статью, то ли американская пластинка была переписана прямо с присланной в подарок советской, то ли Клиберн написал запрос в Москву и ему прислали копию с исходной магнитной ленты. Вот убейте, не могу вспомнить. А найти журнал или компакт-диск с аннотацией будет не просто. Хотя капитальный ремонт в моей квартире уже закончился, но все пластинки и диски по-прежнему лежат в картонных коробках. Всё никак не выкрою время для того, чтобы их разложить по полкам в шкафу. Причем шкаф как раз давно уже стоит на месте, а вот разложить пластинки всё руки никак не доходят. Книги вот давно все расставил по полкам, а до пластинок и дисков все никак не доберусь. Возможно это потому что почти перестал слушать музыку на стационарной аппаратуре - в основном слушаю на ай-поде через специально купленные хорошие наушники.
Но мне все-таки кажется, что американская пластинка, которая и была впоследствии переведена на компакт, все-таки сделана именно с советской грампластинки. Переслушайте пожалуста, у кого он есть, диск Клиберна из филипсовской серии "Выдающиеся пианисты 20-го века", на котором есть вторая соната. Мне кажется, что судя по качеству записи, она все-таки сделана не с копии советского исходника на магнитной ленте. Запись непосредственно с исходника должна была звучать лучше - в то время наши уже научились делать неплохие записи - сравните с записями с концертов выдающихся советских музыкантов, сделанных по трансляции примерно в те же годы. Только, естественно, сравнивать нужно не любительские записи, сделанные на домашнем магнитофоне, а официальные - на стационарной аппаратуре, которая стояла в БЗК и других залах.

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 182
Цитата: Sergey
А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн...
В 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил...
Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал.
Сергей, Вы попали в самую точку, уловили суть и разницу между исполнением  Клайберна и Горовица.
Более вдохновенной и органичной игры, чем у Клайберна, (разумеется, в те золотые его времена  после 1-ого Конкурса Чайковского)  мне никогда в жизни не приходилось слушать ни у одного пианиста. Роскошно звучащий рояль, бесконечная поющая кантилена, ОРГАНИКА буквально во всем, естественная музыкальность, шикарные руки, эластичные и огромные пальцы, позволяющие брать аккорды мягко и наполнено, независимо от динамической градации. И я Вас уверяю, что даже если бы 2-я Соната Рахманинова в первой редакции была в три раза длиннее, и звучала бы 2 часа, то в исполнении Клайберна  она тоже не показалась бы длинной, и прозвучала бы на одном дыхании, так как Клайберна можно слушать бесконечно. Он словно погружает в свои звуковые волны.
А Горовица слушать бесконечно невозможно, потому что его игра всегда какая-то  ..."брыкающаяся" . То есть он играет-играет эту Сонату в одной динамике, все начинают постепенно засыпать, а потом ка-а-а-а-к внезапно долбанет где-нибудь в басу на 4-е forte, так публика внезапно просыпается. Потом опять играет-играет, затем резко уносится куда-нибудь в жутко быстром темпе, ничего непонятно, сплошная каша, а потом опять, внезапно  остановится и опять громко долбанет по басам. И так бесконечно. Органичной кантилены я у него никогда не замечал, так, чтобы "плыть по волнам" бесконечно, как у Клайберна. , Видимо, и не пошла по этой причине Соната на публике.. Тем более, что музыка в этой Сонате очень специфическая: крупная  фактура,  мелодия часто словно утопает и исчезает в подголосочной полифинии, рыхлая форма, нет четко очерченных разделов, частые многочисленные,  динамические нарастания и спады, огромные размеры частей, все это немного утомительно слушать и т.д.
Вот поэтому, и возникла, по-видимому, идея у Горовица срочно что-то предпринять, чтобы публика эту музыку  переварила и не "засыпала".  
И кажется, он сам сделал свой собственный монтаж, а Рахманинов одобрил. То есть это получается,  как-бы,  третья редакция. И она действительно, на мой взгляд, гораздо лучше официальной авторской второй редакции.
  

Sergey

  • Гость
Цитата: Sergey
А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн...
В 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил...
Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал.
Сергей, Вы попали в самую точку, уловили суть и разницу между исполнением  Клайберна и Горовица.
Более вдохновенной и органичной игры, чем у Клайберна, (разумеется, в те золотые его времена  после 1-ого Конкурса Чайковского)  мне никогда в жизни не приходилось слушать ни у одного пианиста. Роскошно звучащий рояль, бесконечная поющая кантилена, ОРГАНИКА буквально во всем, естественная музыкальность, шикарные руки, эластичные и огромные пальцы, позволяющие брать аккорды мягко и наполнено, независимо от динамической градации. И я Вас уверяю, что даже если бы 2-я Соната Рахманинова в первой редакции была в три раза длиннее, и звучала бы 2 часа, то в исполнении Клайберна  она тоже не показалась бы длинной, и прозвучала бы на одном дыхании, так как Клайберна можно слушать бесконечно. Он словно погружает в свои звуковые волны.
А Горовица слушать бесконечно невозможно, потому что его игра всегда какая-то  ..."брыкающаяся" . То есть он играет-играет эту Сонату в одной динамике, все начинают постепенно засыпать, а потом ка-а-а-а-к внезапно долбанет где-нибудь в басу на 4-е forte, так публика внезапно просыпается. Потом опять играет-играет, затем резко уносится куда-нибудь в жутко быстром темпе, ничего непонятно, сплошная каша, а потом опять, внезапно  остановится и опять громко долбанет по басам. И так бесконечно. Органичной кантилены я у него никогда не замечал, так, чтобы "плыть по волнам" бесконечно, как у Клайберна. , Видимо, и не пошла по этой причине Соната на публике.. Тем более, что музыка в этой Сонате очень специфическая: крупная  фактура,  мелодия часто словно утопает и исчезает в подголосочной полифинии, рыхлая форма, нет четко очерченных разделов, частые многочисленные,  динамические нарастания и спады, огромные размеры частей, все это немного утомительно слушать и т.д.
Вот поэтому, и возникла, по-видимому, идея у Горовица срочно что-то предпринять, чтобы публика эту музыку  переварила и не "засыпала".  
И кажется, он сам сделал свой собственный монтаж, а Рахманинов одобрил. То есть это получается,  как-бы,  третья редакция. И она действительно, на мой взгляд, гораздо лучше официальной авторской второй редакции.
Согласен с Вами, только надо ваш пост (вам или Предлогову - как админу) перенести в соответствующую тему - о Клайберне, ссылку на неё Предлогов дал чуть выше. Как и мой ответ, в котором я могу подтвердить ваше предположение (доводилось об этом читать), что Горовиц сам сделал "свой собственный монтаж, а Рахманинов одобрил". Кстати, по-моему, это написано было и в аннотации к той советской пластинке с записью Горовица, что была выпущена по лицензии в середине 1970-х.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
У пианиста Ван Клиберна диагностирован рак в поздней стадии
5 часов назад, 04:04

   Врачи диагностировали у знаменитого американского пианиста Ван Клиберна рак кости на поздней стадии, сообщила во вторник представитель музыканта Мэри Лу Фэлкоун (Mary Lou Falcone).
   Сейчас 78-летний Ван Клиберн находится у себя дома в городе Форт-Уэрт в штате Техас. Несмотря на свою болезнь он пребывает в оптимистическом настроении. Ему оказывают медицинскую помощь на самом высоком уровне, передает агентство Ассошиэйтед Пресс.
   Ван Клиберн прославился во времена «холодной войны», покорив СССР, после победы на проходившем в 1958 году в Москве первом Международном конкурсе имени Чайковского. С тех пор его связывали особые отношения с Россией. Уроженец штата Луизиана, он начал заниматься музыкой с 3 лет, а в 13 уже дал первый сольный концерт в сопровождении Хьюстонского симфонического оркестра.
   Он является обладателем целого ряда почетных наград — медали Центра имени Кеннеди, премии Grammy за вклад в развитие музыки, Президентской медали Свободы и Национальной медали Искусства, которыми его наградил президент США Барак Обама.
   Американский деятель культуры также является кавалером российского ордена Дружбы.
1731
   Читать на сайте РИА Новости

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
27 февраля 2013, 20:58   |   Культура  |   Ярослав Тимофеев
 
Умер Ван Клиберн

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/545833#ixzz2M7hznDTN

Легендарный пианист, ставший символом оттепели, скончался на 79-м году жизни

27 февраля ушел из жизни всемирно известный пианист Вэн Клайберн. Об этом "Известиям" сообщили в оргкомитете Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В 1958 году 23-летний Клайберн стал триумфатором первого конкурса Чайковского. Победа американца на первом советском международном состязании стала мировой сенсацией и сыграла значительную роль в потеплении отношений между США и СССР. По легенде, окончательное решение присудить Клайберну "золото" - решение, вызвавшее ужас в среде советских чиновников - принял лично Никита Хрущев.
После финального тура конкурса Большой зал Московской консерватории стоя аплодировал Клайберну восемь с половиной минут. Советская публика, влюбившаяся в Клайберна с первого тура конкурса, называла его "Ваном Клиберном" или просто Ваней. Пианист принял свой русский "псевдоним" и любил, чтобы его называли именно так.
В Форт-Уорте (штат Техас) Клайберн основал фортепианный конкурс, ныне входящий в пятерку самых престижных соревнований мира.
В августе 2012 года пресс-секретарь Клайберна сообщил о том, что у пианиста рак кости.
Похороны Вэна Клайберна станут траурной церемонией национального масштаба. На панихиде ожидается президент США Барак Обама.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Belka_v_kolese

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 30
  • Belka_v_kolese


Известный американский пианист Ван Клиберн умер у себя дома в Форт-Форте, штат Техас. Об этом в среду сообщает агентство Associated Press со ссылкой на представителя музыканта.
 
Клиберн скончался в возрасте 78 лет, он страдал раком кости. По словам пресс-секретаря, пианист умер в окружении родных и друзей.
 
Международная карьера Клиберна началась в 1958 году, когда в возрасте 23 лет он победил на конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве. Согласно некоторым источникам, отмечает АР, советский руководитель Никита Хрущев лично разрешил дать первую премию американцу, несмотря на напряженные отношения между СССР и США.
 
Клиберн начал учиться играть на фортепиано в три года. Его первым педагогом была мать, также талантливая пианистка, которая училась музыке у ученика Франца Листа. Свой первый конкурс пианист выиграл в 12 лет. До победы в Москве Клиберн стал первым почти во всех конкурсах, в которых принимал участие. Его товарищи по Джульярдской школе в Нью-Йорке удивлялись его работоспособности.
 
Клиберн прекратил гастролировать в 1978 году, чтобы проводить больше времени с больной матерью. В 1987 году музыкант сыграл на приеме в Белом доме в Вашингтоне по случаю исторического визита в США генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, после чего возобновил выступления.
 
В Форт-Ворте, напоминает агентство, с 1962 года проходит Международный музыкальный конкурс имени Вана Клиберна. Состязания профессиональных музыкантов и любителей проводятся раз в четыре года.
 


Sergey

  • Гость
Нашел в инете несколько фотографий Вана Клиберна времён 1-го конкурса им Чайковского и его первых послеконкурсных приездов Москву в начале 1960-х. Вот так его тогда приветствовала московская публика:

(фотография из галереи работ выдающегося советского фотомастера Валерия Генде-Роте).
А вот так тогда его слушали:

Обратите внимание как устлана цветами сцена. А ведь тогда цветы было купить не так-то просто, как сейчас, импорта не было и из Голландии их не привозили. Видно также какое, буквально гипнотическое воздействие, оказывала на публику игра пианиста. Даже Хрущева, побывавшего на концерте в 1962 г., как говорится, "проняло" и он о чем-то задумался и загрустил:


А вот так Клиберна встречали в Америке после его победы на конкурсе им. Чайковского:

« Последнее редактирование: Февраль 28, 2013, 11:48:22 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, это был уникальный случай, когда деятель искусства одинаково горячо приветствовался в обеих странах и служил своим искусством сближению, а не разобщению культур и народов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
28 февраля 2013, 16:42   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев
Письмо Вана Клиберна в «Известия»

http://izvestia.ru/news/545863

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
> Возможно, будет интересна запись .......... 2-го концерта - но эти фонограммы "на любителя" (особенно 2-й концерт).

???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

А авторская запись вас в этом плане случайно не бесит?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Давно хотел уточнить, но как-то на глаза не попадалась такая информация. Известно, что у Клайберна были громадные руки, длинные пальцы. Как гласит легенда, Лист мог взять одной рукой интервал в 2 октавы, Рахманинов брал от "до" до "си" следующей октавы. А какой интервал мог взять Клайберн ?
Если кто в курсе, прошу сообщить здесь (в клайберновской тематике) или здесь:

"Размеры рук пианистов"
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8124.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

А авторская запись вас в этом плане случайно не бесит?

На счет бесит не скажу, но если бы не авторская протекция, я бы не бесился, а просто игнорировал такого интерпретатора. "Недовольств" тьма, а фразировки настолько не нравятся, что однажды приснился сон, что он играет, а я ему говорю "Сергей Васильевич, ну как же Вы играете... там же совсем не так написано" (премного извиняюсь за такую подробность). В давность как-то обсуждал с пианистом профессионалом по поводу "что там такое творится в "после (quasi) glissando в басу" (3-я часть)... это что,  аппаратура (30-е годы) не проглатывает, пауза(?!) или еще черт знает что?" Сошлись на том, что он просто не играет там... Интересно узнать мнения других, дабы прояснить "что же там все-таки творится в басу?" Заранее спасибо
« Последнее редактирование: Май 05, 2013, 21:57:18 от maximav »

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Проконсультируйте пожалуйста. Клайберн играл какую сонату Прокофьева кроме 6-й? Это вопрос в связи с журналистскими bla-bla-bla-словесами (разумеется хвалебными)  типа "сонаты Прокофьева". Насколько мне известно, кроме обильно педализированной 6-й (обязательной для конкурса) он ничего не играл. Может разве что 3-ю... но, например, 9-ю не могу вообразить, чтобы играл Клайберн... да и 8-ю тоже.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

А авторская запись вас в этом плане случайно не бесит?

На счет бесит не скажу, но если бы не авторская протекция, я бы не бесился, а просто игнорировал такого интерпретатора

Знаете, у других я объяснил бы подобное исполнение недостаточно крупными руками, но как раз Рахманинов обладал большими руками, чтобы спокойно сыграть все свои аккорды без арпеджирования и форшлагов. Но он, видимо, имитирует неодновременность ударов колоколов что ли ..... Ведь нет секрета в том, что именно изображается фортепианным вступлением.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
мое любопытство к профессионалам остается на счет, "что там такое творится в басу после glissando"?

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
15:00  11.06.11 

Игры классиков с Романом Виктюком. Ван Клиберн

http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=11764

«Русские не открыли Вана Клиберна, — написал в журнале "Репортер" Чайсинс. — Они только с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш — игнорирует».

Вы не находите, что здесь сказалась, что один мой друг-физик называет, "теория момента". В нужном месте в нужный час? В Америке ведь уже он был к этому времени, даже в двух конкурсах и даже в карнеги играл... Тем не менее его одаренность/талант отрицать глупо, но по меркам прошедших десятилетий и с взгляда с птичьего полета, он не из великих(!). Я уж не говорю, что "он себя играет"

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
его одаренность/талант отрицать глупо, но по меркам прошедших десятилетий и с взгляда с птичьего полета, он не из великих(!). Я уж не говорю, что "он себя играет"

Великий он или нет - это другой вопрос. Самое важное для нашей публики было то, что в нём сочетались артистические качества, весьма близкие ожиданиям массового слушателя, а самое главное, он ведь от Розины Левиной получил русскую школу, а это сразу в его игре расслышали. Так что он не только "себя" играет, хотя это и так ясно, но он передаёт ещё и определённого рода романтическое мироощущение, которое уже на тот момент оказалось в дефиците.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
его одаренность/талант отрицать глупо, но по меркам прошедших десятилетий и с взгляда с птичьего полета, он не из великих(!). Я уж не говорю, что "он себя играет"

Великий он или нет - это другой вопрос. Самое важное для нашей публики было то, что в нём сочетались артистические качества, весьма близкие ожиданиям массового слушателя, а самое главное, он ведь от Розины Левиной получил русскую школу, а это сразу в его игре расслышали. Так что он не только "себя" играет, хотя это и так ясно, но он передаёт ещё и определённого рода романтическое мироощущение, которое уже на тот момент оказалось в дефиците.
3-й Рахманинова оказался настолько его, что то, что он "играет себя" просто совпадает с оригиналом. И это было великолепно, обеими руками за. Мне сдается, остается наверно самым лучшим 3-им Р.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
3-й Рахманинова оказался настолько его, что то, что он "играет себя" просто совпадает с оригиналом. И это было великолепно, обеими руками за. Мне сдается, остается наверно самым лучшим 3-им Р.

Лучшим в истории? :)
Мне кажется, это слишком смелое утверждение :)
Тем не менее, слушая именно конкурсную его запись 3-го концерта Рахманинова, я всякий раз убеждаюсь, что это было гениально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)

Лучшим в истории? :)  Мне кажется, это слишком смелое утверждение :)
Этот концерт, мне кажется, богат на то, чтобы было много "разных" хороших трактовок, хотя абстрактно говоря, по музыкальной ценности, он уступает и 1Ч, и 2P и "паганини". Некоторые места, к моему сожалению, мне не просто не нравятся, а больше... И как я не заставляю себя время от времени переделать, ну никак не получается при все моем желании. Но некоторые разработки, великолепно(!). Вот Клайберн и предложил свою трактовку, которая пока, мне сдается, самая в десятку, но то, что может быть и лучше, я очень даже допускаю. Концерт то богатый ... для пианистов. Но, скажем, его Чайковский - это уже не то (однозначно). К слову сказать, я слушал его 5-й Бетховена в Бостоне и было ощущение, что и на 3P и на 2P он уже не потянет. Да и Бетховен был "неправильный" :D (но американская публика была как всегда американской). Клайберн очень "не разный", один  из самых. Кстати, в бытность один "специалист" мне говорил, что когда Клайберн второй раз приехал в Москву, он всех разачаровал своей игрой. Любопытно... это правда (мнения спецов)? По мне, так вообще было ощущение, что он просто играть разучился (Григ, концерт). Почти ужас, как такое можно было привести в Москву? Да и его вступительные арпеджии в 2P меня взбесили. Впрочем у Кондрашина есть характерное. Помните у него диалог типа.

- Вэн, ты же играешь 2 концерта... Надо бы и  что-то другое.

- Понимаешь, Кирилл, но меня тогда перестанут приглашать в разные города...

Это даже помню покоробило... "тебе музыка нужна или приглашения для славы"?

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Вот уточнение:

================
— Вэн, что ты делаешь? Ты играешь только два сочинения!.........

— Нет, Кирилл, ты не понимаешь, если я выпаду на полгода из концертной жизни Америки, то появится другой, и меня на захотят нигде слушать.

Это привело к тому, что на сегодняшний день Клайберн остался тем же......
================

Sergey

  • Гость
3-й Рахманинова оказался настолько его, что то, что он "играет себя" просто совпадает с оригиналом. И это было великолепно, обеими руками за. Мне сдается, остается наверно самым лучшим 3-им Р.

Лучшим в истории? :)
Мне кажется, это слишком смелое утверждение :)
Тем не менее, слушая именно конкурсную его запись 3-го концерта Рахманинова, я всякий раз убеждаюсь, что это было гениально.
Мне кажется, что послеконкурсное исполнение на прощальном концерте в БЗК, где он еще впервые сыграл на бис "Подмосковные вечера", лучше. Недаром же Регардс, как оказалось, не слышавший (и не видевший) эту запись, был так ею впечатлен - см. его сообщение на форуме "Классика" (здесь). Там же в моем сообщении, чуть выше Регардсовского я выложил эту запись 3-го концерта, а чуть ниже запись Подмосковных вечеров, сыгранных на бис. Да и сам поток, на мой взгляд, на Классике получился достойным внимания - его начало - см. тут


Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Выставка, посвященная Вану Клиберну в филиале музея им. М.И. Глинки - музее-квартире А.Б Гольденвейзера. С 13 июня 2013.

http://glinka.museum/news/index.php?news=15933



Памяти Вана Клиберна


Ван Клиберн



13 июня 2013 года в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера ВМОМК имени М.И. Глинки открывается выставка «Приглашение, принятое через полвека…». Выставка посвящена памяти легенды мирового фортепианного искусства Вану Клиберну.

В экспозиции будут представлены редкие фотографии пианиста и другие материалы, иллюстрирующие его звездный дебют в 1958 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского.

В ходе торжественного открытия выставки состоится встреча с участницей Первого Международного конкурса пианистов имени П.И. Чайковского, профессором РАМ имени Гнесиных Инной Малининой. Будет показан видеосюжет о посещении В. Клиберном Музей-квартиры А.Б. Гольдегнвейзера в 2011 году. В музыкальной части вечера примет участие И. Малинина.

Еще в 1958 году на Первом международном конкурсе пианистов имени П. И. Чайковского началась большая дружба между А. Б. Гольденвейзером (не побоявшимся первым – еще до решения жюри) предсказать победу талантливому американскому пианисту) и Ваном Клиберном, который до конца дней своих буквально боготворил своего старшего мудрого друга и советчика.

Во время своего первого гастрольного турне в Россию после блистательной победы на Конкурсе имени П.И. Чайковского Ван Клиберн пригласил А. Б. Гольденвейзера на свой концерт. Александр Борисович с радостью посетил этот концерт и написал в письме В. Клиберну, что он еще раз подтверждает свое восхищение чудесным дарованием молодого музыканта, а далее высказывает целый ряд советов и замечаний по исполненной программе и в заключении – приглашает Клиберна посетить его дом, уже к этому времени ставший «музеем-квартирой», где, как он пишет, Ван Клиберн сможет найти много для себя интересного. Но, видимо, в силу определенных причин, этот визит не состоялся.

В следующий приезд музыканта в Россию – в 1962 году – Ван Клиберн, узнав о смерти А. Б. Гольденвейзера, был потрясен и, выйдя на авансцену Большого зала консерватории им. П. И. Чайковского, объявил, что этот концерт он посвящает памяти профессора А. Б. Гольденвейзера.

Прошло много лет… В 2011 году Ван Клиберн приехал в Москву в качестве Почетного председателя жюри Четырнадцатого международного конкурса пианистов имени П. И. Чайковского. И, словно приняв приглашение через полвека, наконец посещает дом своего великого друга. По удивительному стечению обстоятельств, именно дом Александра Борисовича Гольденвейзера оказался одним из последних мест, где музыкант побывал незадолго до своей смерти… «Время собирать камни» наступило.

А. Ю. Николаева

А. С. Скрябин

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.rg.ru/2013/06/19/kliburn-site.html

В Форт-Уорте прошел ХIV конкурс Вана Клиберна
Текст: Ирина Муравьева
19.06.2013, 17:12

По окончании конкурса его участники, а также член жюри - известный пианист, профессор лондонского Королевского колледжа музыки Дмитрий Алексеев дали комментарии специально для "Российской газеты":
 
Дмитрий Алексеев: В мире сейчас сотни, тысячи конкурсов, но среди этого огромного количества выделяются несколько, значительных для начала карьеры молодых пианистов: это конкурс Чайковского, конкурс в Лидсе в Англии, конкурс Шопена в Варшаве, конкурс Клиберна в Форт-Уорте. Если говорить о последнем, то здесь, в Форт-Уорте создана очень мощная организация, здесь много волонтеров, работающих бесплатно, многие оказывают колоссальную финансовую поддержку конкурсу.

- Какова его специфика в соотношении с другими?

Дмитрий Алексеев: Правила здесь меняются. Я могу говорить об этом в сравнении с прошлым конкурсом, где я тоже был в жюри. И это касается не столько репертуара (он здесь достаточно свободный), сколько расписания. Первый тур состоит из двух сольных программ по 45-50 минут. Это очень сложно, практически полноценная сольная программа. Второй тур состоит тоже из двух частей: из камерной музыки - квинтет со струнным квартетом, и сольной программы на час. Наконец, в финале исполняются два концерта с симфоническим оркестром. Это огромная программа.
 
- Конкурс впервые прошел без Вана Клиберна. И хотя он почти не бывал на конкурсных прослушиваниях, атмосфера во многом определялась его присутствием в Форт-Уорте. Он ведь и для Америки был "живой легендой"?
 
Дмитрий Алексеев: Тема Клиберна - очень многообразная и широкая. Действительно, это легенда: и в России, и в Америке. А для меня это очень личная тема, потому что сейчас уже осталось не так много людей, которые слышали его игру в Москве на конкурсе Чайковского. А я это очень хорошо помню. Мне было 10 лет, я учился тогда в ЦМШ и ходил вместе с моими родителями на конкурс. И помню это потрясающее впечатление, которое испытали все без исключения, кто был в зале и слушали его игру. Потом он приходил в ЦМШ, и это был праздник, сенсация! А потом я несколько раз слышал его в концертах, когда он приезжал в Москву уже после конкурса - в 1959-м, в 1960-м. Когда выступления Клиберна передавали по телевидению, улицы пустели, потому что все шли смотреть телевизор. В фильме Никиты Михалкова "Пять вечеров" есть маленький эпизод, где соседи по коммунальной квартире приходят к героине, которую играла Людмила Гурченко, включают телевизор и смотрят выступление Клиберна. Это действительно был какой-то удивительно трогательный и уникальный случай. Других таких примеров я не знаю. Его музыка, его человеческое обаяние, человеческое существо были настолько притягательны! Все были влюблены в него - и стар, и мал! Это поразительное явление, которое никогда больше не повторилось на моей памяти. Я успел это сказать ему четыре года назад, когда мы с членами жюри были в его доме. И он с трудом мог поверить, что я слышал его в 58-м году. Его музыкальное влияние на музыкальную жизнь в Советском союзе было огромным. И вся его последующая исполнительская судьба была, конечно, трагичной. Потому что тот пик вдохновения, которого он достиг в те годы (ему было 22-23 года), он никогда больше не смог повторить. Я помню его концерт в Москве в 1980-м. Я смотрел его по телевизору: это было хорошее исполнение, но все-таки не то, что вспоминается на Конкурсе. Но, несмотря на то, что его карьера продолжалась всего лет 10 - 15, он оставил совершенно незабываемую память. Есть замечательные пианисты, вероятно, более великие, чем Ван Клиберн, но такого проникновения в дух особенно русской музыки и такого человеческого обаяния действительно трудно даже представить.
 
- Клиберн участвовал работе жюри, в обсуждениях?
 
Дмитрий Алексеев: Никогда. Я помню, как он сказал мягко: это понравилось, то понравилось. Кстати, я был с ним согласен в этом. Но никаких нажимов, никаких действий с его стороны не было. Как я понимаю, он доверял своему жюри.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
12 июля 2014 20:00
«Концертный зал радио «Орфей» К 80-летию В. Клиберна.
Концерт Вана Клиберна.
В программе произведения В. А. Моцарта, Ф. Шопена, С. Рахманинова, В. Клиберна, А. Скрябина и С. Барбера.
Записи из Большого зала Ленинградской филармонии от 23.04.1958г. и 25.06.1965г.

13 июля 2014 20:00
«Концертный зал радио «Орфей» К 80-летию В. Клиберна.
Концерт Вана Клиберна.
В программе произведения Ф. Шопена, Р. Шумана – Ф. Листа, К. Дебюсси, К. Шимановского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова.
Запись из Нью-Йорка, 1970г.

http://www.muzcentrum.ru/