Автор Тема: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас  (Прочитано 58929 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #75 : Январь 21, 2013, 12:41:29 »
13
ФЕВРАЛЯ
СРЕДА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Фонд «Таланты мира»

Гала-концерт к 140-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина. «Парад лучших басов мира»
Оркестр Саратовского академического театра оперы и балета
Дирижер —

Юрий Кочнев
Солисты —

Дмитрий Агеев
Владимир Верин
Виктор Григорьев
Михаил Гужов
Отар Кунчулиа
Михаил Светлов
Денис Седов
Андрей Фетисов

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #76 : Февраль 14, 2013, 16:23:15 »
Шаляпину — 140
Евгений Темнозвуков, 13.02.2013

http://www.belcanto.ru/13021303.html

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #77 : Февраль 17, 2013, 00:22:00 »
Уфа отпраздновала юбилей Шаляпина

Текст: Гульназ Данилова(Уфа)
14.02.2013

http://www.rg.ru/2013/02/14/reg-pfo/jubilej.html

Весь день 13 февраля 2013 года прошел в Уфе под знаком 140-летия великого баса Федора Ивановича Шаляпина.
 
После возложения цветов к памятнику певцу в Шаляпинском зале Уфимской госакадемии искусств состоялся концерт молодых талантов. Там же президент Международного союза музыкальных деятелей, председатель Фонда им. И. Архиповой народный артист СССР Владислав Пьявко наградил активных общественников-шаляпиноведов памятными юбилейными медалями в честь 140-летия со дня рождения певца и в связи с 20-летием открытия уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра.
 
Программа торжеств, на подготовку которой, по словам президента Межрегионального Шаляпинского центра Юрия Тимофеева, потребовалось несколько месяцев, включала также  презентацию книги "Шаляпин против Эйфелевой башни" с участием автора Бранислава Ятича. Но ее пришлось отменить. Ввиду болезни известный сербский певец, писатель-музыковед, руководитель Сербского отделения Шаляпинского центра, исследователь творчества знаменитого исполнителя, автор и участник проекта "Славянские басы" приехать в Уфу не смог.
 
Эта потеря в определенной степени компенсировалась демонстрацией фильма режиссера-кинодокументалиста Веры Федорченко "Россия мне снится редко". В нем рассказывается о жизни и творчестве Шаляпина в канун и после революции 1917 года.
 
Кульминацией праздника стал грандиозный гала-концерт участников проекта "Басы XXI века", солистов, хора и оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета. Они исполнили самые известные арии, песни и романсы из огромного репертуара великого баса. На концерте прозвучал и голос самого Шаляпина, благо граммофонных записей певец оставил немало. Если их слушать без перерыва, то понадобится больше 12 часов.
 
То, что Уфа была выбрана центром юбилейных торжеств, не случайно. Несмотря на то что артист прожил здесь неполный год, город сыграл огромную роль в его творческой судьбе. Именно в Уфе, куда он приехал в составе хора труппы Семенова-Самарского, состоялось первое сольное выступление молодого певца, здесь вышла первая именная афиша, здесь он подписал свой первый контракт. Словом, начался путь в профессию, к звездным вершинам. В свою очередь именно благодаря Шаляпину Уфа попала в историю мировой музыкальной культуры.
 
Кстати, та самая афиша комической оперы "Галька", существующая, наверное, в единственном экземпляре, заняла почетное место на выставке "Магический кристалл Федора Шаляпина", открывшейся в Национальном музее Башкортостана.
 
На ней представлены экспонаты из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки и Государственного музея театрального искусства имени Бахрушина. Это не только афиши, картины, на которых запечатлен Шаляпин, но и подлинные сценические костюмы, предметы из мемориального вещевого фонда, например, сундук, с которым певец ездил на гастроли. Эти экспонаты, по словам замдиректора музея имени Бахрушина Светланы Семиколеновой, впервые покинули Москву.
 
- Сегодня все впервые, - развил ее мысль президент ассоциации музыкальных музеев и коллекций Михаил Брызгалов. - Ежегодно, независимо от круглых дат, день рождения Шаляпина отмечается в каждом учреждении. Но в ноябре 2012 года мы впервые решили объединить усилия, чтобы организовать большой праздник в честь 140-летия Шаляпина. Было предложено провести его в Уфе. И мы убедились, что место выбрано правильно. Более того, у нас появились идеи, которые мы могли бы развить в ходе дальнейшего сотрудничества.
 
В частности, одна из них - помочь в организации музея Шаляпина в Уфе. Если это долгожданное событие состоится, то руководство обоих московских музеев готово предоставить для экспозиции часть своих фондов.
 
Интересно, что по прошествии времени обнаруживаются все новые, доселе не известные документы или предметы, так или иначе связанные с Шаляпиным и его семьей. Например, Михаил Брызгалов рассказал, что незадолго до своей кончины дочь певца Марина Федоровна передала ему завещание отца.
 
Будущие экспонаты для музея есть и в Уфе. Их можно найти в самых неожиданных местах, например, в музее кабельного завода. Он размещается в здании бывшей Уфимской земской управы, где 17-летний Федор Шаляпин работал писцом, и "в наследство" заводу досталась ведомость, в которой будущий певец расписался за полученное жалованье.
 
Есть и здание для музея. Это дом по улице Гоголя, в котором жил Шаляпин. Сохранился балкон, на который певец выходил, чтобы петь в полный голос, глядя на дали, простирающиеся за рекой Белой.
 
Дом пока цел и обитаем, но находится в плохом состоянии, его жильцы ждут расселения. Что будет дальше, остается лишь предполагать, так как южный склон Уфы, где стоит домик, планируют кардинально преобразить. Не попадет ли ветхое строение под снос?
 
- Я обращалась в Главархитектуру и получила ответ, что этот дом - памятник старины и снесен не будет. На сегодняшний день пока мы имеем только этот ответ, - отметила председатель уфимского отделения Шаляпинского центра Елена Замрий. - В Уфе должен быть музей, достойный великого певца. Постановление об этом было принято еще в 1996 году, но потом я узнала, что оно по каким-то причинам отменено. Вопрос решается очень медленно и трудно.
 
Не исключено, что дальше будет еще трудней. Как заметил Михаил Брызгалов, на последней коллегии Министерства культуры России обсуждалась новая концепция музейного дела. В соответствии с ней по стране проведут мониторинг и проверят эффективность деятельности всех музеев. Открыть новые станет сложнее.
 
Тем не менее замминистра культуры Башкортостана Шамиль Абдраков заверил, что музей Шаляпина в Уфе будет создан. Вопросы "когда?" и "где?" пока остаются открытыми
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #78 : Ноябрь 22, 2013, 11:01:53 »
Потомки русских эмигрантов продают виллу Шаляпина по Парижем
22.11.2013

http://realty.rbc.ru/articles/22/11/2013/562949989689392.shtml

Под Парижем продают виллу Шаляпина, которую знаменитый певец купил за несколько месяцев до смерти.
Во Франции на общественные торги выставлена вилла Федора Шаляпина - двухэтажный особняк La Chanson расположен в деревне Жанври, в 32 км от Парижа, пишет «Московский комсомолец». Легендарный певец присмотрел поместье за год до смерти, но обосноваться там не успел: в 1938 году болезнь взяла верх.
"Ты сделаешь хорошо, если выхлопочешь выезд. Тогда приедешь в деревню. Это 40 километров от Парижа - райское место. Я его еще не устроил ввиду каких-то семейных осложнений пропрьетеров, но скоро все устроится", - писал об этой вилле Федор Шаляпин своей дочери Ирине 7 февраля 1938 года. А 12 певец уже скончался, в поместье под Парижем он успел побывать лишь несколько раз.
Считается, что Шаляпин успел перевести на виллу несколько личных вещей, темно-коричневое кресло, фотографии. Эти предметы сохранила семья Головановых, которые после отъезда вдовы Шаляпина с детьми в США открыли на вилле ресторан, а в 1960-х годах выкупили La Chanson, уточняет "МК". В 2000-х годах потомки эмигрантов Головановых начали судебные тяжбы за наследство. В итоге виллу выставили на продажу - об этом сообщалось еще в начале этого года. Правда, пока желающих приобрести каменную усадьбу ХIХ века с парком в 8 тыс. кв. м не нашлось. Общественные торги назначены на 8 января 2014 года.
Отметим, знаменитый русский бас, кроме квартиры в столице Франции и виллой "Песня" владел также несколькими объектами альпийскими домиками в австрийском Тироле, виллой в Биаррице, квартирой в Нью-Йорке и домом в Калифорнии.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #79 : Май 07, 2014, 16:19:39 »
В Казани готовится к открытию первый муниципальный музей Федора Шаляпина

Понедельник, 05 Мая 2014 19:30

 В Казани готовится к открытию первый муниципальный музей Федора Шаляпина
Там будут выставлены уникальные вещи семьи Шаляпиных, - концертный рояль великого певца,  предметы быта, бинокль и веер его супруги, афиши с выступлений. Посмотреть на них казанцы смогут до конца года.
 
Как сообщили «СН» в НКЦ «Казань», музей Шаляпина будет небольшим, -  всего 170 квадратных метров, однако в нем выставят более 80 редких экспонатов, в том числе личные письма певца. Их передал в дар городу известный летописцем Шаляпина Юрий Котляров. К слову в Казанском музее имени Горького, где есть шаляпинский зал, публике представлено всего около 50 предметов, связанных с именем великого казанца. К тому же муниципальный музей будет создан не только местом хранения раритетов, но и центром притяжения ценителей шаляпинского искусства.
 
- Музей будет состоять из двух зон, - мемориальной и студийной. Вторая зона предназначена для встреч любителей творчества Шаляпина и проведения тематических вечеров. В залах будут звучать песни в исполнении певца, - отметили в НКЦ «Казань».
 
Муниципальный фонд шаляпинских реликвий считается одним из самых богатых в России, однако казанцы до сих пор видели лишь малую часть экспонатов. Они были выставлены в Богоявленской церкви на улице Баумана, где Шаляпин подростком пел в церковном хоре, и где он был крещен.
 
Сейчас сотрудники казанской мэрии готовят документы для проведения муниципального тендера, в ходе которого будет определена строительная компания для отделки помещений музея. После его проведения станут известны, точны сроки открытия музея.
 
Президент Казанского общества любителей творчества Федора Шаляпина Альфия Тутаева, считает создание муниципального музея, это большой вклад в дело сохранения памяти великого казанца, хотя здание НКЦ «Казань» не совсем подходит для создания шаляпинского музея.
 
- Известно, что Федор Иванович родился во флигеле дома купца Лисицина на современной улице Пушкина. Сейчас от флигеля осталась одна стена, но при желании власти города могли восстановить этот памятник старины и открыть в нем музей, - сказала Тутаева.

http://intertat.ru/ru/obschestvo/item/29214-v-kazani-gotovitsya-k-otkryitiyu-pervyiy-munitsipalnyiy-muzey-fedora-shalyapina.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #80 : Август 24, 2014, 00:56:58 »
Памятник Шаляпину открыли, в планах установить рядом еще скульптуры

Сквер у драмтеатра украсит целая скульптурная композиция

Валентина РОГАЧЕВА

В День романтики Киров посетил министр культуры России Владимир Мединский. Он принял участие в торжественном открытии памятника певецу Федору Шаляпину, который установили у областного драматического театра. Проект памятника подготовил Вктор Борискин, а оплатил работы благотворительный фонд «Лукойл».

- В следующем году рядом с памятником будут установлены скульптуры, отображающие персонажи из опер, в которых Шаляпин наиболее ярко выразил свой талант, - рассказал на церемонии открытия глава Кировской области Никита Белых.

«Комсомольская правда» - Киров. 23.08.2014
http://www.kp.ru/online/news/1825926/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #81 : Август 25, 2014, 11:58:52 »
В Кирове открыли памятник Фёдору Шаляпину

http://vkirove.ru/news/2014/08/25/446172.html



23 августа в Кирове состоялось торжественное открытие нового памятника. Скульптура певца с мировым именем Фёдора Шаляпина появилась в сквере у Театральной площади спустя несколько лет ожидания.

Идея установить памятник певцу родилась ещё в 2001 году, и только сейчас, в 2014 году, который объявлен годом культуры в Кировской области, имя и память о талантливом певце наконец увековечены в скульптуре отлитой из бронзы.

Открытие памятника совпало с приездом в Киров министра культуры РФ Владимира Мединского. Министр поздравил собравшихся со знаменательным событием и отметил, что Вятская земля всегда была богата талантами. Памятник находится рядом с областным драматическим театром и обязательно станет точкой притяжения для всех кировчан и гостей, сказал Владимир Мединский.

К слову, в будущем памятник Фёдору Шаляпину перерастет скульптурную группу. Никита Белых напомнил, что в следующем году рядом с памятником будут установлены скульптуры, отображающие персонажи из опер, в которых Шаляпин наиболее ярко выразил свой талант.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #82 : Октябрь 28, 2014, 22:58:36 »
В Москве издана новая книга о Федоре Шаляпине

http://www.tatar-inform.ru/news/2014/10/28/428395/

Автор книги – Николай Горбунов, ведущий исследователь жизни и творчества Шаляпина в его зарубежный период.

(Москва, 28 октября, «Татар-информ»). 24 октября в Москве увидела свет первая книга о гастролях великого русского артиста, уроженца Казани Федора Шаляпина в Сербии и Хорватии. Автор книги – Николай Горбунов.

Николай Горбунов является также автором книги «Федор Шаляпин: от Казани до Стокгольма». Издание появилось в Москве в 2013 году при поддержке Полномочного представительства РТ в РФ и было приурочено к 140-летию со дня рождения Ф.Шаляпина, сообщает пресс-центр Полпредства РТ в РФ.

Новая книга рассказывает о выступлениях певца с концертами и в оперных спектаклях в Белграде и Загребе, о встречах с соотечественниками, политиками, деятелями культуры, журналистами. Книга вносит весомый вклад в популяризацию русской культуры за рубежом.

Горбунов – ведущий исследователь жизни и творчества Шаляпина в его 16-летний зарубежный период (артист в 1922 году уехал из России, скончался в Париже в 1938 году). Автор много лет работал корреспондентом ТАСС в странах Северной Европы. В Финляндии он встретил аккомпаниатора Шаляпина Жоржа де Годзинского, который в 1936 году почти полгода работал с певцом в Японии и Китае. На основании встреч и бесед с Годзинским в 2002 году была издана книга «Федор Шаляпин в Японии и Китае» – это было первое в мире фундаментальное исследование, относящееся к зарубежному периоду Шаляпина. Затем последовала книга «По скандинавскому следу Шаляпина», которая легла в основу создания документального фильма «Федор Шаляпин: Великий скиталец».

«В 2011 году я предпринял поездку в Белград и Загреб, где посчастливилось встречаться с интересными людьми, поработать в национальных библиотеках, – рассказал Горбунов. – Чего стоила только одна встреча – с 95-летним Душаном Йовановичем, который в 1935 году играл в оркестре во время выступления Шаляпина в Белграде в операх «Дон Кихот» Массне и «Борис Годунов» Мусоргского».
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #83 : Март 26, 2015, 09:35:41 »
В Национальном музее Башкортостана открывается выставка, посвященная выдающемуся певцу Федору Шаляпину

Читать полностью: http://www.bashinform.ru/news/713157/#ixzz3VTGKP2aW
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фёдор Шаляпин, бас (1873–1938)
« Ответ #84 : Март 28, 2015, 13:26:07 »
Я прошлась по разделу «Вокалисты» и там, где это было нужно и можно, объединила повторяющиеся темы про одних и тех же певцов (например, было два потока про контратенора Филиппа Жарусски, и их можно было безболезненно объединить, что я и сделала).

На форуме не раз возникали самостоятельные дискуссии по поводу творчества Фёдора Шаляпина. В случае объединения потоков посты из всех объединённых тем выстраиваются в хронологическом порядке, то есть перемешиваются, и ход дискуссий будет нарушен. Следовательно, нельзя объединять несколько потоков про Шаляпина в один. Однако чтобы как-то упорядочить раздел, скопирую в этот поток про Шаляпина ссылки на прочие дискуссии, а этот поток под названием "Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас" прошу считать основным и последующие обсуждения вести здесь.
 
В чем феномен голоса Федора Ивановича Шаляпина?
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1812.0.html
 
А вдруг, Шаляпин - "октавист"?
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1318.0.html
 
Шаляпин - Songs
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,2567.0.html
 
Ошибался ли Шаляпин?
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,2712.0.html
 
Фёдор Шаляпин - Мифы и реальность
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,3137.0.html
« Последнее редактирование: Март 28, 2015, 13:46:54 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #85 : Апрель 04, 2015, 17:16:47 »
Пишет Слава (_arlekin_)

выставка "Шаляпин в Тифлисе" в доме-музее М.Ермоловой
http://users.livejournal.com/_arlekin_/3063823.html

Официальное название выставки длиннее, в него вынесена вычурная цитата из главного героя - "Для жизни рожден я в Казани, для музыки - в Тифлисе рожден". Шаляпин в Грузии впервые вышел на профессиональную сцену как оперный певец в полноценных театральных спектаклей, приезжал в Тбилиси много раз, имел там успех, массу друзей и поклонников как в богемно-артистической, так и в буржуазной, и в аристократической среде - но для выставки это скорее повод, а конкретнее - столетие присвоения Шаляпину звания "почетного гражданина Тифлиса", случившееся в 1915 году. Соответственно антураж на вернисаже преобладал этнографический, вплоть до детского ансамбля, исполнявшего грузинские танцы - мне в какой-то момент показалось, что еще чуть-чуть девушки с накладными косами попляшут, и паркет ермоловского особняка проломится. В то же время, хотя часть фотоматериалов и документов связана с пребыванием Шаляпина в Грузии непосредственно, но основной и, пожалуй, наиболее интересный "контент" экспозиции имеет к заявленной теме косвенное отношение. Зато сами по себе привлекают внимание и эскизы к шаляпинским спектаклям (Поленова к "Русалке", Коровина к "Демону", Юона к "Борису Годунову" и т.д.), костюмы, особенно - шаржи на Шаляпина в различных образах (Денисова - Дон Базиль, Легата - Борис Годунов), да и не только шаржи, но и просто портреты в ролях (Гринман - Мефистофель). Забавный момент - дарственная надпись Шаляпина на фотографии 1890 года с изображением его в образе Мельника из "Русалки": "А где больше сумасшедших, Коля - в сумасшедшем доме иль на воле?"
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #86 : Апрель 14, 2015, 22:52:48 »
У Большого театра установят памятник Шаляпину работы Церетели

http://www.interfax.ru/culture/436243

Москва. 14 апреля. INTERFAX.RU - Памятник Федору Шаляпину работы скульптора, президента Российской академии художеств Зураба Церетели будет установлен напротив здания Новой сцены Большого театра в Москве.

Соответствующая идея вице-президента Российской академии художеств Андрея Золотова была одобрена на заседании комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме во вторник.

...

Как ожидается, памятник будет передан в дар городу.

Между тем представитель департамента культуры Москвы Сергей Половинкин сообщил на заседании, что при передаче памятника в дар необходимо будет проведение независимой экспертизы проекта памятника.

В ходе заседания ряд представителей комиссии по монументальном искусству предложили убрать памятник Шаляпину, который находится на Новинском бульваре.

"Нас поставили, мягко говоря, в серьезно положение. Я согласен на это мероприятие (установку нового памятника Шаляпину - ИФ), если "лежачий" Шаляпин будет убран. Это не Шаляпин, а написано, что Шаляпин", - сказал член комиссии Иван Казанский.

Он подчеркнул, что памятник Шаляпину был установлен с нарушением всех необходимых процедур "за ночь".

Читайте полностью http://www.interfax.ru/culture/436243
Che mai sento!

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #87 : Апрель 15, 2015, 10:54:14 »
"Лежачий Шаляпин" - это тот шикарный, где он в барской позе на природе? И его заменить на нечто церетелиевское?!
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 495
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #88 : Апрель 16, 2015, 00:17:06 »
 "Федор Шаляпин в Австралии и Новой Зеландии" - так называется вышедшая сегодня в свет книга о первых длительных гастролях великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина после отъезда из России в 1922 году. Ее автор Николай Горбунов впервые рассказывает в ней о малоизвестных страницах жизни и творчества певца с берегов Волги, триумфальных выступлениях артиста в Австралии и Новой Зеландии, где за три месяца Шаляпин дал 26 концертов, ставших огромным событием для любителей оперы в этих странах
Тему, связанную с гастролями Шаляпина в Австралии и в Новой Зеландии, до сих пор никто никогда не поднимал и не исследовал, - рассказал Николай Горбунов в беседе с корр. ТАСС. - О его выступлениях перед австралийской и новозеландской публикой у нас до сих пор было практически неизвестно, а между тем именно с них начались те поистине легендарные шаляпинские турне по всему миру, которые принесли выдающемуся артисту всемирную славу и известность".

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 092
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #89 : Апрель 27, 2015, 15:46:18 »
Всячески рекомендую всем поклонникам Ф.И.

Банк в горле, или 58 галстуков Шаляпина
Ювелир Александр Маршак, друг и финансист Федора Шаляпина, вспоминает о годах эмиграции в Париже.
Уникальная запись 1965 года, впервые в эфире.


Рассказ о Шаляпине начинается на 21—22-й минуте,
но и до этого момента Маршак (кстати, дальний родственник нашего Самуила Яковлевича) тоже много чего интересного вспоминает (про Ленина в Париже, например):
http://www.svoboda.org/audio/26878737.html

Лучше, конечно, послушать, но имеется и текстовая версия беседы:
http://www.svoboda.org/content/transcript/26919789.html

Упоминаемую в программе другую часть рассказа Маршака,
посвященную Первой мировой войне, можно послушать/почитать здесь —
http://www.svoboda.org/content/transcript/26715782.html

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 393
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #90 : Октябрь 17, 2015, 10:21:36 »
Памятник Шаляпину [в Кирове] будет «петь» по воскресеньям

http://www.newsler.ru/society/2015/10/17/pamyatnik-shalyapinu-budet-pet-po-voskresenyam
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 092
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #91 : Ноябрь 23, 2015, 02:13:44 »
Как травили Шаляпина за коленопреклонение царю

В 1911 году Шаляпин в порыве страсти в Мариинском театре при исполнении гимна встал на колени перед царской семьёй. Сколько затем не каялся певец, интеллигенция так и не простила ему этого поступка до самой Революции. От него отвернулись все друзья, Шаляпин думал о самоубийстве. На этом примере видно, как ранее в России значим был «гуманитарный бойкот» и репутация.

Читать далее — http://ttolk.ru/?p=25400




И если для тогдашней интеллигенции (ну либералы, что с них взять? :) ) столь показное верноподданичество Шаляпина было словно ножом по сердцу, то для монархистов-державников — бальзам на душу. :) Причем не только тогдашних. Помню, как восхищался этим поступком наш записной монархист Н. Михалков. Естественно, не удосужившись заглянуть в известную книгу «Маска и душа», где Ф.И. ясно дает понять, что тот случай для него был скорее курьезом и что никакого коленопреклонения в порыве патриотической страсти у него не могло быть по определению.

Цитата: Ф. И. Шаляпин «Маска и душа»
Государь Николай II в первый раз после японской войны собрался приехать на спектакль в Мариинский театр. Само собою разумеется, что театральный зал принял чрезвычайно торжественный вид, наполнившись генералами от инфантерии, от кавалерии и от артиллерии, министрами, сановниками, представителями большого света. Зал блестел сплошными лентами и декольте. Одним словом, "сюпергала".

Для меня же это был не только обыкновенный спектакль, но еще и такой, которым я в душе был недоволен: шел "Борис Годунов" в новой постановке, казавшейся мне убогой и неудачной.

Я знал, что в это время между хористами и дирекцией Мариинского театра происходили какие-то недоразумения материального характера. Не то это был вопрос о бенефисе для хора, не то о прибавке жалованья. Хористы были недовольны. Они не очень скрывали своей решимости объявить в крайнем случае забастовку. Как будто даже угрожали этим.

Управляющий конторой императорских театров был человек твердого характера и с хористами разговаривал довольно громко. Когда он услышал, что может возникнуть забастовка, он, кажется, вывесил объявление в том смысле, что в случае забастовки он не задумается закрыть театр на неделю, на две недели, на месяц, то есть на все то время, которое окажется необходимым для набора совершенно нового комплекта хористов. Объявление произвело на хор впечатление, и он внешне притих, но обиды своей хористы не заглушили.

И вот когда они узнали, что в театр приехал государь, то они тайно между собою сговорились со сцены подать царю не то жалобу, не то петицию по поводу обид дирекции. Об этом намерении хора я, разумеется, ничего не знал.

По ходу действия в "Борисе Годунове" хору это всего удобнее было сделать сейчас же после пролога. Но наша фешенебельная публика, знающая толк в "Мадам Баттерфляй", осталась равнодушной к прекрасной музыке Мусоргского в прологе, и вызовов не последовало.

Следующая сцена в келье также имеет хор, но хор поет за кулисами. Публике "сюпергала" превосходная сцена в келье кажется скучной, и после этого акта опять не было никаких вызовов. У хора, значит, остается надежда на сцену коронации: выходит Шаляпин, будут вызовы. Но, увы, и после сцены коронации шум в зрительном зале не имел никакого отношения к опере. Здоровались, болтали, сплетничали...

В сцене корчмы нет хора. Нет также хора и в моей сцене в тереме. Хору как будто выйти нельзя. Истомленные хористы решили: если и после моей сцены не подымется занавес, значит — и опера ничего не стоит, и Шаляпин плохой актер; если же занавес подымется — выйти. Занавес, наверное, подымется — надеялись они. И не ошиблись.

После сцены галлюцинаций после слов: "Господи, помилуй душу преступного царя Бориса" — занавес опустился под невообразимый шум рукоплесканий и вызовов. Я вышел на сцену раскланяться. И в этот самый момент произошло нечто невероятное и в тот момент для меня непостижимое.

Из задней двери декораций — с боков выхода не было — высыпала, предводительствуемая одной актрисой, густая толпа хористов с пением "Боже, царя храни!", направилась на авансцену и бухнулась на колени.

Когда я услышал, что поют гимн, увидел, что весь зал поднялся, что хористы на коленях, я никак не мог сообразить, что, собственно, случилось, — не мог сообразить, особенно после этой физически утомительной сцены, когда пульс у меня 200. Мне пришло в голову, что, должно быть, случилось какое-нибудь страшное террористическое покушение или — смешно!.. — какая-нибудь высокая дама в ложе родила... :)
 
   ...полнощная царица
   Дарует сына в царский дом...
 
Мелькнула мысль уйти за сцену, но сбоку, как я уже сказал, выхода не было, а сзади сцена запружена народом. Я пробовал было сделать два шага назад — слышу шепот хористов, с которыми в то время у меня были отличные отношения: "Дорогой Федор Иванович, не покидайте нас!"...

Что за притча? Все это — соображения, мысли, искания выхода — длилось, конечно, не более нескольких мгновений. Однако я ясно почувствовал, что с моей высокой фигурой торчать так нелепо, как чучело, впереди хора, стоявшего на коленях, я ни секунды больше не могу. А тут как раз стояло кресло Бориса; я быстро присел к ручке кресла на одно колено.

Сцена кончилась. Занавес опустился. Все еще недоумевая, выхожу в кулисы; немедленно подбежали ко мне хористы и на мой вопрос, что это было? — ответили: "Пойдемте, Федор Иванович, к нам наверх. Мы все вам объясним".

Я за ними пошел наверх, и они действительно мне объяснили свой поступок. При этом они чрезвычайно экспансивно меня благодарили за то, что я их не покинул, оглушительно спели в мою честь "Многие лета" и меня качали.

Возвратившись в мою уборную, я нашел там бледного и изволнованного Теляковского.
   — Что же это такое, Федор Иванович? Отчего вы мне не сказали, что в театре готовится такая демонстрация?
   — А я удивляюсь, что вы, Владимир Аркадьевич, об этом мне ничего не сказали. Дело дирекции знать.
   — Ничего об этом я не знал, — с сокрушением заметил Теляковский. — Совсем не знаю, что и как буду говорить об этом государю.

Демонстрация, волнение Теляковского и вообще весь этот вечер оставили в душе неприятный осадок. Я вообще никогда не любил странной русской манеры по всякому поводу играть или петь национальный гимн. Я заметил, что чем чаще гимн исполняется, тем меньше к нему люди питают почтения.

Гимн вещь высокая и драгоценная. Это представительный звук наций, и петь гимн можно только тогда, когда высоким волнением напряжена душа, когда он звучит в крови и нервах, когда он льется от полного сердца. Святынями не кидаются, точно гнилыми яблоками. У нас же вошло в отвратительную привычку требовать гимна чуть ли не при всякой пьяной драке — для доказательства "национально-патриотических" чувств. Это было мне неприятно.

Но решительно заявляю, что никакого чувства стыда или сознания унижения, что я стоял или не стоял на коленях перед царем, у меня не было и в зародыше. Всему инциденту я не придал никакого значения. В самых глубоких клеточках мозга не шевелилась у меня мысль, что я что-то такое сделал неблаговидное, предал что-то, как-нибудь изменил моему достоинству и моему инстинкту свободы.

Должен прямо сказать, что при всех моих недостатках рабом или холопом я никогда не был и неспособен им быть. Я понимаю, конечно, что нет никакого унижения в коленопреклоненном исполнении какого-нибудь ритуала, освященного национальной или религиозной традицией. Поцеловать туфлю наместника Петра в Риме можно, сохраняя полное свое достоинство.

Я самым спокойнейшим образом стал бы на колени перед царем или перед патриархом, если бы такое движение входило в мизансцену какого-нибудь ритуала или обряда. Но так вот, здорово живешь, броситься на все четыре копыта перед человеком, будь он трижды царь, — на такое низкопоклонство я никогда не был способен. Это не в моей натуре, которая гораздо более склонна к оказательствам "дерзости", чем угодничества.

На колени перед царем я не становился. Я вообще чувствовал себя вполне непричастным к случаю...
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2015, 01:27:48 от Александр П. »

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #92 : Ноябрь 23, 2015, 09:04:41 »
Как травили Шаляпина за коленопреклонение царю

И если для тогдашней интеллигенции столь показное верноподданичество Шаляпина было словно ножом по сердцу, то для монархистов-державников — бальзам на душу. :) Причем не только тогдашних. Помню, как восхищался этим поступком наш записной монархист Н. Михалков. Естественно, не удосужившись заглянуть в известную книгу «Маска и душа», где Ф.И. ясно дает понять, что тот случай для него был скорее курьезом и что никакого коленопреклонения в порыве патриотической страсти у него не могло быть по определению...
Уважаемый Александр, а я вот не помню, как восхищался поступком Шаляпина Никита Михалков? Ничего об этом не слышал и не читал. Более того, все мои попытки найти какие-нибудь следы этого в интернете оказались неудачными. Поэтому хотелось бы узнать, где и как это происходило?

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 092
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #93 : Ноябрь 23, 2015, 14:39:06 »
Более того, все мои попытки найти какие-нибудь следы этого в интернете оказались неудачными. Поэтому хотелось бы узнать, где и как это происходило?
Самое интересное, что я тоже не могу найти. Но я точно помню, что эту историю в пересказе Михалкова (поданную именно как пример благородного преклонения перед царем) я самолично видел по ТВ. Другое дело, что это было относительно давно — в девяностые или в крайнем случае в самом начале 2000-х.  В те времена я уже знал, что в этой байке выдается желаемое за действительное, поскольку, с одной стороны, уже слышал ее от своего приятеля — рьяного тогда монархиста и исследователя биографии Николая II, а с другой стороны, у меня еще свежи были впечатления от недавно прочитанной тогда «Маски и души». И также помню свое удивление оттого, что Михалков эту книгу явно не читал (или уже забыл), хотя как последователь системы Станиславского, которая, как известно, была списана ее автором с Шаляпина, вполне мог бы и прочесть.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 092
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #94 : Декабрь 02, 2015, 01:25:16 »
Как Шаляпин уезжал из Советской России

В 1921 году Шаляпину разрешили уехать на заработки в США. В 1925 году в Париже он исполнил мечту жизни — стал рантье. В 1927-м в СССР началась травля певца за то, что он дал деньги детям русских эмигрантов. Особенно усердствовали Маяковский, Кольцов и Немирович-Данченко, и Шаляпина лишили советского гражданства.

Читать далее — http://ttolk.ru/?p=25461В


Последняя прижизненная фотография Шаляпина

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 209
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #95 : Декабрь 05, 2015, 14:52:18 »
То, что на Шаляпина кидались деятели отечественной культуры, печалит, но не удивляет. Как хорошо сказал Евтушенко, "Парнас российский дрязгами заселен".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #96 : Февраль 08, 2016, 16:01:57 »
На форуме есть ещё один поток, который можно и нужно отнести к творчеству Шаляпина, хотя в его названии "Что мы слышим" имени певца нет. Я вчера наткнулась на этот поток и не могла оторваться, пока не дочитала эту детективную историю до конца.
http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,2588.0.html

По прочтении этого потока мне теперь стало явно, откуда взялся вывод, приведённый Предлоговым в его нашумевшей статье о концерте Андрея Валентия: «Далее последовали … «Элегия» Ж. Массне с так называемым «шаляпинским» вариантом слов, который, как и неправильное шаляпинское дыхание, взятое Фёдором Ивановичем посреди последнего слова, является на самом деле результатом ошибки великого певца на звуковой пробе в студии. Вряд ли стоит подобные ошибки канонизировать, тем не менее, Валентий исполнил этот вариант». http://www.belcanto.ru/14051901.html
Che mai sento!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #97 : Февраль 09, 2016, 01:10:24 »
Сегодня в БЗК состоялся грандиозный по масштабу благотворительный концерт в пользу строительства музыкально-просветительского центра в селе Гагино близ Сергиева Посада. Центр будет носить имя Шаляпина - в здешней церкви певец венчался со своей первой женой, балериной  Иолой Торнаги. А шафером на свадьбе был Сергей Рахмнинов (немного подробнее об этой истории можно посмотреть вот  здесь:
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/1844/).

Было очень много интересного, в том числе исполнение произведений композиторов- наших современников, Беляева и Микиты. Совершенно необыкновенно прозвучал дуэт Яны Иваниловой и Андрея Коробейникова, исполнивших Шесть стихотворений для голоса и фортепиано Сергея Рахманинова, после чего Андрей сыграл Сонату-фантазию Скрябина, надо сказать, очень и очень вдохновенно.

Очень жаль, что прекрасно  подготовленный концерт, в котором участвовали замечательные музыканты,  не был практически нигде анонсирован (я о нем узнала совершенно случайно). И очень хочется верить, что их благородный порыв принесет свои плоды, и проект музыкально-просветительского центра будет успешно развиваться.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 618
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #98 : Февраль 14, 2016, 11:29:21 »
Накануне казанцы отметили день рождения великого земляка – Федора Шаляпина. Единственный памятник певцу установлен в Казани, единственный оперный фестиваль его имени проходит уже в тридцать четвертый раз на родине великого баса. И традиционно в день рождения Федора Ивановича в казанской опере дают «Бориса Годунова», оперу, где Шаляпин в свое время исполнил одну из своих лучших партий. На спектакле о мятущемся царе Борисе побывали корреспонденты «Реального времени».

http://realnoevremya.ru/today/23929
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 495
Re: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас
« Ответ #99 : Февраль 14, 2016, 17:00:23 »
Из воспоминаний Коровина о Шаляпине
«Как-то летом мы поехали с Шаляпиным на Марну. Остановились на берегу около маленького кафе. Кругом высились большие деревья. Шаляпин разговорился:
- Послушай, вот мы сейчас сидим с тобой у этих деревьев, поют птицы, весна. Пьем кофе. Почему мы не в России? Это все так сложно - я ничего не понимаю.
Далее https://www.facebook.com/a.konchalovsky/posts/1270737556274330:0