Автор Тема: Фёдор Шаляпин (1873–1938), бас  (Прочитано 58263 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #25 : Март 28, 2008, 20:38:11 »


Кстати, если есть записи Шаляпина, где он поёт ниже ЛяБ, скинте ссылочку пожалуйста. (Правда в арии Филипа есть Лябемоль, но там он так быстро её проходит, что это не считается)

Конечно, нижний регистр не был коньком Федора Ивановича - он же типичный бас-кантанте, а не центральный бас, но записи есть всякие. Есть и "Смерть и девушка" Шуберта, где он поет нижнее ре....

Оффлайн Bor1

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #26 : Март 30, 2008, 17:43:50 »
Цитата: Belcore
Конечно, нижний регистр не был коньком Федора Ивановича - он же типичный бас-кантанте, а не центральный бас, но записи есть всякие. Есть и "Смерть и девушка" Шуберта, где он поет нижнее ре....
А что, разве бас-кантанте может не иметь низов? ??? ??? ??? По-моему не может (не имеет права). А то какой же это будет бас. Это будет "недоделанный" баритон. Кстати баритон тоже должен иметь хорошие низы (ну ЛяБ, СольБ и т.д). Ну это всё IHMO.
За "смерть и девушку" спасибо большое. Я сейчас нашёл и прослушал эту запись. Мне очень понравилось это ре :o. А ещё говорят, что у Шаляпина не было настоящих низов.

Но запись это дело субъективное.

А в опере он пел что нибудь такое. Или какие-то оперные записи есть(скажем, живые, если они вообще есть).

Вот я слышал балладу Мефистофиля со свистом А. Бойто, так он та вместо СольБ поёт СольМ. Никак не могу это ему простить. :-\ Если есть такая запись, где он эту Соль поёт, скинте ссылочку пожалуйста.

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #27 : Март 30, 2008, 21:38:05 »

За "смерть и девушку" спасибо большое. Я сейчас нашёл и прослушал эту запись. Мне очень понравилось это ре :o. А ещё говорят, что у Шаляпина не было настоящих низов.


Да уж, реБ знатная.  ;)
Однако, знаете, Федор Иванович, приналдлежит уже Истории. И не важно были у него нижние ноты или не были,  уж коли современники восхищались им безо всякой меры.
Но, вот мое имхо, если бы кто сейчас стал бы так петь, как Шаляпин,  то про такого имярека сказали бы  Фрося Бурлакова.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #28 : Март 30, 2008, 22:14:40 »
Но, вот мое имхо, если бы кто сейчас стал бы так петь, как Шаляпин,  то про такого имярека сказали бы  Фрося Бурлакова.

Если Вы имеете в виду реБ - наверное, да. Правда, Шаляпин еще в те времена умел делать себе пиар - интересно, что бы он вытворил сегодня  ;D

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #29 : Март 30, 2008, 22:22:07 »
Ну ЛяБ там точно есть. Просто по нотам так (перед первым ХА, ХА, ХА). У меня есть два клавира этой серенады, в обоих так.
А запись эту я как раз скачал с выше указанного сайта. Запись 1930 года, в сводке написано "Записи с двухсторонних пластинок «гигант», фирм «His Master's Voice», «Victor». Записи электрические."
Но на этом сайте Серенада только одна, ну может две.

Я послушал запись 1930 г. Да, действительно, в низах перед "Ха-ха-ха", по-моему, меняется характер вибрато (но он у меня не вызвал ощущения "неприемлемого"). Чем это вызвано - проблемы фонации низов, художественный прием или проблемы записи - не мне судить.

Мне кажется, что такое вибрато возникает, когда при фонации низов поток воздуха не очень силен (например, если поется пьяно).

В записи 1907 г. такого выраженного ощущения смены характера вибрато у меня не возникает.   

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #30 : Март 30, 2008, 22:32:49 »
Цитата: Belcore
Конечно, нижний регистр не был коньком Федора Ивановича - он же типичный бас-кантанте, а не центральный бас, но записи есть всякие. Есть и "Смерть и девушка" Шуберта, где он поет нижнее ре....
А что, разве бас-кантанте может не иметь низов? ??? ??? ??? По-моему не может (не имеет права). А то какой же это будет бас. Это будет "недоделанный" баритон. Кстати баритон тоже должен иметь хорошие низы (ну ЛяБ, СольБ и т.д). Ну это всё IHMO.
За "смерть и девушку" спасибо большое. Я сейчас нашёл и прослушал эту запись. Мне очень понравилось это ре :o. А ещё говорят, что у Шаляпина не было настоящих низов.

Здесь ведь вопрос, что значит "иметь низы". Стандартный рабочий диапазон баса, включая кантанте, - от фаБ до фа1. Стало быть, ниже фаБ Шаляпин был петь не обязан (кстати, это реБ меня не впечатляет :-( - впечатляет скорее сам факт, что он это спел ;-) ).

Центральный бас имеет внизу миБ или Миь большой октавы. И низ центрального баса более насыщен, чем у кантанте - вот, собственно,  об этом и было, IMHO, сказано в нашей дискуссии.

У баритона нижние ноты его диапазона звучат светлее, чем те же ноты у баса.

Оффлайн Belcore

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 286
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #31 : Март 31, 2008, 01:58:35 »
Цитата: Belcore
Конечно, нижний регистр не был коньком Федора Ивановича - он же типичный бас-кантанте, а не центральный бас, но записи есть всякие. Есть и "Смерть и девушка" Шуберта, где он поет нижнее ре....
А что, разве бас-кантанте может не иметь низов? ??? ??? ??? По-моему не может (не имеет права). А то какой же это будет бас. Это будет "недоделанный" баритон. Кстати баритон тоже должен иметь хорошие низы (ну ЛяБ, СольБ и т.д). Ну это всё IHMO.
За "смерть и девушку" спасибо большое. Я сейчас нашёл и прослушал эту запись. Мне очень понравилось это ре :o. А ещё говорят, что у Шаляпина не было настоящих низов.

Но запись это дело субъективное.

А в опере он пел что нибудь такое. Или какие-то оперные записи есть(скажем, живые, если они вообще есть).

Вот я слышал балладу Мефистофиля со свистом А. Бойто, так он та вместо СольБ поёт СольМ. Никак не могу это ему простить. :-\

Дорогой Бор1, я Вас прошу все-таки простить Федора Ивановича. Думаю, он это заслужил.
А что касается низов, так Вы - большой максималист. Да, в принципе, баритону нужно иметь нижнее соль. Но вот у "короля баритонов" Маттиа Баттистини уже нижнее си было "шубой по полу" и что? Я думаю, не стоит делать из низов культа. В вокальном искусстве нет правил без исключений....

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #32 : Март 31, 2008, 12:14:10 »
нижний регистр не был коньком Федора Ивановича - он же типичный бас-кантанте, а не центральный бас, но записи есть всякие. Есть и "Смерть и девушка" Шуберта, где он поет нижнее ре....

Да, технически там звучит нижнее "ре" - но разве не очевидно, что это достигнуто за счёт манипуляций при записи ?
Помню, в своё время на форуме размещали запись Козловского, где он берёт нижнее "соль" - это тенор-то ! Как тогда выразилась Надежда, это "химия" - т.е. если петь над самым микрофоном, то вполне можно выдавить из себя нетипичные низкие звуки, но их нельзя считать "озвученными" в том смысле, в каком это подразумевается при пении на сцене.
Уверен, что на сцене Шаляпин не смог бы озвучить это нижнее "ре", чтобы можно было распознать в зале - он его смог дать, лишь спев на записи буквально "в трубу" фонографа.
И это хорошо слышно:

http://www.tonnel.ru/pesni.php?uid=10586

Это я не к тому, чтобы как-то "принизить" или "уколоть" великого певца - не дай боже !
Просто он, действительно, по диапазону был как бы "баритоном", а потому очень удачно пел баритоновые партии - и Бориса, и Демона.
Кстати, вот запись партии Демона, которая мне лично по тембру очень нравится - это поёт бас Поляков:

http://rapidshare.com/files/103723599/Poliakoff_Demon.mp3.html

Отчётливо чувствуется, что это бас, а не баритон, хотя в голосе столько лирики, а в самом конце такой эффектный патетический взлёт и яркие высокие ноты !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #33 : Март 31, 2008, 14:32:08 »
Уверен, что на сцене Шаляпин не смог бы озвучить это нижнее "ре", чтобы можно было распознать в зале - он его смог дать, лишь спев на записи буквально "в трубу" фонографа.

Я был потрясен, не услышав "ужас смерти сеял мой булат" и "друга ждешь ты дни и ночи" в исполнении Федора Ивановича.   ;)  ( взятые с тоннеля)
Миф и легенда - создали сообщество человеков. И неважно какие они эти миф и легенда.  ;D
Запоешь сейчас так же и обвинят в малой музыкальной культуре и присвоят высокое звание Фроси Бурлаковой.  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #34 : Март 31, 2008, 15:05:38 »
Уверен, что на сцене Шаляпин не смог бы озвучить это нижнее "ре", чтобы можно было распознать в зале - он его смог дать, лишь спев на записи буквально "в трубу" фонографа.

Я был потрясен, не услышав "ужас смерти сеял мой булат"
:))
По всей видимости, без "булата" он записал потому, что так же исполнял на публике, а там, простите, должны быть звучные низкие ноты - тут уже не помухлюешь прилюдно-то !
Вот и не пел.
А при пении в трубу он решил ничего не менять, хотя при желании мог бы изобразить для фонографа.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #35 : Март 31, 2008, 16:40:55 »
По всей видимости, без "булата" он записал потому, что так же исполнял на публике, а там, простите, должны быть звучные низкие ноты - тут уже не помухлюешь прилюдно-то !
Вот и не пел.
А при пении в трубу он решил ничего не менять, хотя при желании мог бы изобразить для фонографа.

да на мой взгляд это и не важно. У Федора Ивановича был бешенный успех, публика любила его. Вот что важно. Ну или нам рассказывают, что любила, что тоже важно. Помню давно мне рассказывали байку - пел как-то Шаляпин чего-то там и с ним пел бас, мощный. И он начал мочить Федора Ивановича, а Ф. И. запел на пиано. так тот бас и оказался в глазах публики быком, а не тореадором.  ;D

Все это дела давно минувших дней. Но вот что любопытно и актуально, после Ф. И. так никто не пел.  ;)

P.S. В свое время читал, как-то Василия Алексеева спросили - правда, что вы самый сильный человек на свете. А он ответил - я чемпион мира по тяжелой атлетике. А кто самый сильный я не знаю.
Вот я и спрашиваю - что толку иметь хоть три фаБ, если ты никто, ничто и звать тебя никак.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #36 : Март 31, 2008, 17:17:30 »
что толку иметь хоть три фаБ, если ты никто, ничто и звать тебя никак
:)
Мы всего лишь рассматриваем мелкие детали певческой технологии, не подвергая ни малейшему сомнению величие Шаляпина. Кстати, любопытно, что одна из самых сильных его вещей, от которой буквально бросает в дрожь, производит впечатление не пением, а мастерством владения интонацией :)
Имею в виду, разумеется, сцену бреда царя Бориса.

Причём, не эту:

http://www.tonnel.ru/pesni.php?uid=10583

а вот эту запись:

http://www.tonnel.ru/pesni.php?uid=10606

Помню давно мне рассказывали байку - пел как-то Шаляпин чего-то там и с ним пел бас, мощный. И он начал мочить Федора Ивановича, а Ф. И. запел на пиано. так тот бас и оказался в глазах публики быком, а не тореадором.  ;D
:)
Этот бас - Василий Родионович Петров, очень хороший певец с мощным голосом, коллега и творческий соперник самого Шаляпина. Шаляпин, кстати, очень ценил его как певца, как и тот - Шаляпина.
« Последнее редактирование: Март 31, 2008, 17:49:58 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #37 : Март 31, 2008, 17:30:39 »
Кстати, любопытно, что одна из самых сильных его вещей, от которой буквально бросает в дрожь, производит впечатление не пением, а мастерством владения интонацией :)
Имею в виду, разумеется, сцену бреда царя Бориса.


Вот я и говорю, что безмерно уважаю Федора Ивановича как артиста и совершенно не перевариваю его как вокалиста.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #38 : Март 31, 2008, 20:39:58 »
... одна из самых сильных его вещей, от которой буквально бросает в дрожь, производит впечатление не пением, а мастерством владения интонацией :)
Имею в виду, разумеется, сцену бреда царя Бориса.

....
Вот я и говорю, что безмерно уважаю Федора Ивановича как артиста и совершенно не перевариваю его как вокалиста.

Так Вы мастерство владения интонацией считаете проявлением артиста ?
Я-то считал и считаю, что это следует относить к вокальной части, а к "артисту" относится поведение на сцене !

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #39 : Март 31, 2008, 20:57:29 »
Так Вы мастерство владения интонацией считаете проявлением артиста ?
Я-то считал и считаю, что это следует относить к вокальной части, а к "артисту" относится поведение на сцене !

Интонация, в моем понимании, безусловно артистизм. А вокализм - это две октавы ровно, мощно ( в меру данных от природы  возможностей) через голову сверху вниз,  вынь да положЪ. На ать-два. Чтобы другие не трогали. Вот это я и называю вокализмом. Как байка про Таддеи - якобы 8 лет в консе он пел лишь  вокализы, безо всяких арий. Потом его педагог, закрыл крышку рояля и сказал - ну, теперь иди, милок, в театр. Ты все умеешь.  ;)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #40 : Март 31, 2008, 21:32:54 »
Так Вы мастерство владения интонацией считаете проявлением артиста ?
Я-то считал и считаю, что это следует относить к вокальной части, а к "артисту" относится поведение на сцене !

Интонация, в моем понимании, безусловно артистизм. А вокализм - это две октавы ровно, мощно ( в меру данных от природы  возможностей) через голову сверху вниз,  вынь да положЪ. На ать-два. Чтобы другие не трогали. Вот это я и называю вокализмом. Как байка про Таддеи - якобы 8 лет в консе он пел лишь  вокализы, безо всяких арий. Потом его педагог, закрыл крышку рояля и сказал - ну, теперь иди, милок, в театр. Ты все умеешь.  ;)

Ну тогда я с Вами могу согласиться в оценке Федора Ивановича ;D ;D
Единственное, мне кажется (IMHO), что терминологически считать это артистизмом не очень естественно. Все, что относится к звукоизвлечению - вокал, и вокальные интонации (у Шаляпина они иногда очень напоминают интонации живого разговорного языка, в чем особенная прелесть) тоже естественно отнести к вокалу.

А то, что в Вашей (более узкой) формулировке вокал - это скорее вокальная техника, вокальные данные. А к артистизму, мне кажется, следует относить выражение лица, поведение на сцене в спектакле и проч. - в чем Шаляпина также считали выдающимся.

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #41 : Март 31, 2008, 22:48:50 »
Все, что относится к звукоизвлечению - вокал, и вокальные интонации (у Шаляпина они иногда очень напоминают интонации живого разговорного языка, в чем особенная прелесть) тоже естественно отнести к вокалу.


Дорогой  Mikky, а Вы попробуйте запеть как Федор Иванович. Лучше на конкурсе каком. Уверен, вас сЪест жюри с потрохами. И формулировку выдаст - малая музыкальная культура. Потом нам расскажете.  ;)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #42 : Апрель 01, 2008, 05:43:04 »
Все, что относится к звукоизвлечению - вокал, и вокальные интонации (у Шаляпина они иногда очень напоминают интонации живого разговорного языка, в чем особенная прелесть) тоже естественно отнести к вокалу.
Дорогой  Mikky, а Вы попробуйте запеть как Федор Иванович. Лучше на конкурсе каком. Уверен, вас сЪест жюри с потрохами. И формулировку выдаст - малая музыкальная культура. Потом нам расскажете.  ;)

Если бы я мог петь, как Ф.И. ("хотя бы"  ;D с точки зрения умения "интонировать"  ;D) - мне было бы (внутри себя) глубоко начхать на все эти вокальные конкурсы  ;D ;D ;D

Мне как-то однажды "досталось" от преподавателя консерватории за "шаляпинизм" исполнения (в смысле похожести акцентов в вокале)  ;D
Но должен сказать, что на конкурсе "романсовом" - типа "Романсиады" - хотя там и сидят в жюри в т.ч. солисты "Стасика" - подход, наверное, другой: все-таки при исполнении романса больше ценится душа, а не количество децибеллов в верхнем "до" у тенора ;-)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #43 : Апрель 01, 2008, 22:54:38 »
...Кстати, вот запись партии Демона, которая мне лично по тембру очень нравится - это поёт бас Поляков:

http://rapidshare.com/files/103723599/Poliakoff_Demon.mp3.html

Отчётливо чувствуется, что это бас, а не баритон, хотя в голосе столько лирики, а в самом конце такой эффектный патетический взлёт и яркие высокие ноты !
У меня скачался почему-то только кусок записи :-(, но из того, что послушал,
шаляпинская запись мне нравится больше - она практически совсем светлая, баритональная, а здесь, как Вы справедливо заметили, с самого начала бас чувствуется. А конца послушать не удалось - обрезан оказался :-) 

Оффлайн Адина

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 97
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #44 : Апрель 02, 2008, 21:51:17 »
Здравствуйте.
Сейчас скажу не про Шаляпинские ноты, и даже не про его величие. Просто вчера была на концерте и меня переполняют эмоции.
Одним из номеров концерта была "Персидская песня" Рубинштейна.
До вчерашнего дня самым лучшим её исполнителем считала Ф. И. Шаляпина. Все, кого я слушала после его записей, не пели даже на треть так же впечатляюще, как он.
Вчера этот романс пел Алёша Тихомиров!!!!!! КАК он его спел!!!! Восторг! Блеск! Весь зал был у его ног! В его исполнении было столько тоски и нежности, столько искреннего чувства, столько всего, что ни в сказке сказать, ни пером описать!!!! Это надо услышать собственными ушами!!! Причём он поёт не как Шаляпин, а как-то особенно, по-своему, очень трогательно и трепетно!!!
Спасибо Алёшеньке за доставленное удовольствие! Он просто гениальный артист.
К слову сказать, я нисколько не задумывалась о нотах, вибрации и других аспектах пения. Всё это техника (и она у Тихомирова хороша), но если в исполнении нет души человеческой, то кому оно вообще нужно?

Александр

  • Гость
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #45 : Апрель 03, 2008, 09:23:44 »
Здравствуйте.
Сейчас скажу не про Шаляпинские ноты, и даже не про его величие. Просто вчера была на концерте и меня переполняют эмоции.
Одним из номеров концерта была "Персидская песня" Рубинштейна. ...
Вчера этот романс пел Алёша Тихомиров!!!!!! КАК он его спел!!!! Восторг! Блеск! Весь зал был у его ног! В его исполнении было столько тоски и нежности, столько искреннего чувства, столько всего, что ни в сказке сказать, ни пером описать!!!! Это надо услышать собственными ушами!!! Причём он поёт не как Шаляпин, а как-то особенно, по-своему, очень трогательно и трепетно!!!
Спасибо Алёшеньке за доставленное удовольствие! Он просто гениальный артист.
К слову сказать, я нисколько не задумывалась о нотах, вибрации и других аспектах пения. Всё это техника (и она у Тихомирова хороша), но если в исполнении нет души человеческой, то кому оно вообще нужно?
По хорошему Вам завидую :) Лишний раз убеждаешься в том, что современные плейеры и аудиозаписи мастеров 50-х - 90-х гг. играют с современными вокалистами злую шутку. Выучить партию или камерное произведение с чужого голоса очень легко, а вот поработать над ним самому, прожить это произведение, пропустить через себя - очень трудное занятие. Вот, кстати, где ещё кроется один из ответов для темы: "Петь ли на языке оригинала или на родном?". Очень легко разучить партию, например, Аиды, Леоноры или Нормы с голоса Каллас, Тебальди, Кабалье - просто скопировать. Благо, что исполняется эта партия порой не на языке оригинала ;D, а на "зарубежном" языке ;D и считается, что для слушателя и этого достаточно. А попробуйте-ка спеть по русски или по итальянски пропустив это произведение через себя ;) ;D Увы, поджимает 2-х недельный срок для подготовки - тут уж не до искусства особо и не до творческого процесса.  

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #46 : Декабрь 27, 2008, 16:35:02 »
В связи с тем, что в разговоре об эстрадных певцах, получивших классическое вокальное образование, всплыло имя К.Каренина, которого считают "учеником Шаляпина" (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1337.msg18502#msg18502), то было бы любопытно обсудить, кто ещё может считаться учеником Шаляпина и насколько вообще правомерно кого-либо считать его "учеником" ? :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #47 : Декабрь 28, 2008, 03:10:03 »
Я нашел только 4 ссылки на Каренина при поиске в google в кириллице, и только в одной - http://telegrafua.com/194/history/1594/
имеется что-то, относящееся к делу: Шаляпин занимался с ним партией Германа в течение одного часа.

Это, наверное, недостаточно для того, чтобы считаться учеником, но хоть ссылок на меня в русской части Интернет на пару порядков больше, чем у Каренина :-)), я завидую ему белой завистью !!

В "поиске на латинице" я тоже ничего нового не нашел.
В том, что я читал про Шаляпина, и намека не было на то, что у него были какие-либо ученики.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #48 : Февраль 12, 2009, 19:24:04 »
Сейчас почти случайно набрел на сайт про знаменитого аккомпаниатора Шаляпина, русского композитора и пианиста Ф.Ф.Кенемана.

Может, кому будет интересно - http://www.keneman.com/
Cайт двуязычный (на русском и английском языках).

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: еще раз про Шаляпина
« Ответ #49 : Февраль 12, 2009, 19:28:53 »
Есть много басов на таком же уровне, как Шаляпин. Это и Гмыря, это и Пирогов, Рейзен, Эйзен, Ведерников, Штоколов.