Автор Тема: Ультрасовременные авторы в исполнении пианиста Юрия Фаворина  (Прочитано 54469 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Gleb

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 328
И вот мы решили, что говорим об одном и том же. Что Вы в таком случае скажите на посты 117-119?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
чтобы держаться ближе к теме,  хочу спросить Антареса, как специалиста по ультрасовременной музыке, как  Вы расцениваете такую редкостную изменчивость размерности тактов Тракта? т.е. для чего  это сделано?  

Да, коллеги, я прошу вас помнить о направлении потока: он посвящён исполнению Фавориным конкретных произведений, поэтому удаляясь от темы не забывайте к ней возвращаться ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
К произведениям, прозвучавшим на концерте 1 февраля, Юра написал великолепные аннотации, которые, к сожалению, не вошли в буклет "Нового поколения искусства": формат буклета не позволил. Я попросила у Юры разрешения опубликовать их на форуме. Он взял паузу на раздумья. Очень надеюсь, что все-таки даст согласие: исполнительские комментарии, мне кажется, во многом дают ключ к осмыслению прозвучавшего.

regards

  • Гость
В Вашей махровости, не менее дорогой Предлогофф, тут никто не сомневается, а вот Антарес меня поразил своим ответом. Полная смена образа в моих глазах. Композитор! И искренне увлекающийся логикой построения текстов, которые могут не иметь "музыкального содержания", и честно отдающий себе в этом отчёт!

Боже мой. Именно это меня давно и безнадёжно интересует: можно ли уловить какие-то критерии перехода от конструкции к "содержанию".

Прошу прощения у всех, перегружен срочной работой, вернусь с вопросами. Предлогоффу и Глебу замечу, что додекафония - это не серия, поскольку отсутствует требование строго выдерживать последовательность плюс всегда выкладывать серию полностью плюс использовать четыре модификации, а потому эту знаменитую фугу можно считать как предвидением додекафонии, так и случайностью, интеллектуальным натюрмортом, но уж никак не предвидением серии. Додекафония - это просто предельный случай атональности.

А то и Серые облака можно объявить второй серийной пьесой в истории :)

Я как дилетант не могу претендовать на такого уровня обобщения, но интуитивно сказал бы, что Бах таки велик именно безумным мастерством работы в определённой системе правил, а не выходами за её пределы. Равноправие тональностей тогда было животрепещущим для органистов вопросом, который "висел в воздухе".
Уж куда ближе к додекафонии "старые мастера" вроде того же Джезуальдо, который даже на атональность не тянет, так сложен.

Прошу прощения у высокого собрания, вернусь, получив справку о досрочном освобождении от суеты.
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2012, 01:03:41 от regards »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Предлогоффу и Глебу замечу, что додекафония - это не серия
...
эту знаменитую фугу можно считать как предвидением додекафонии, так и случайностью, интеллектуальным натюрмортом, но уж никак не предвидением серии
...
Додекафония - это просто предельный случай атональности.

Я нигде не говорил, что додекафония - это серия ! :)) Додекафония есть додекафония, а уж как раскрутить эти 12 звуков, это уже дело техники. И эту технику придумали. И не одну.
Тема 24-й фуги Баха - и я в этом уверен на все 100% ! - является именно что НЕ "случайностью" ! Я даю голову на отсечение, что Бах НАРОЧНО перебрал в этой теме все 12 хроматических звуков, хотя ему при этом пришлось извернуться ничуть не меньше, чем додекафонистам ХХ века ! :))
Кроме того, я совершенно не согласен с высказыванием о додекафонии как "предельном случае атональности", если только вы не поясните, что здесь имеется в виду, а то, может, я хочу привязаться к игре слов, а не к скрытому за ними смыслу.

В Вашей махровости, не менее дорогой Предлогофф, тут никто не сомневается, а вот Антарес меня поразил своим ответом. Полная смена образа в моих глазах. Композитор! И искренне увлекающийся логикой построения текстов, которые могут не иметь "музыкального содержания", и честно отдающий себе в этом отчёт!

Просто в этом потоке представился случай его знания и практические навыки проявить: вы удивлены и поражены ? :)
А ведь тут были … эээээ….. Ну, в общем, некоторое время назад на нашем форуме бывали довольно самонадеянные посетители, которые, сами размещая всякие банальности по поводу современных сочинений, наверное, думали, что Антарес рассуждает о тональности и о современных композициях с тех самых "махровых" позиций, с которых о них рассуждают дилетанты ! А на самом деле Антарес получил профессиональную закалку. Он этим не бравировал, но, на мой взгляд, он это демонстрировал и раньше, рассуждая о композиторских тонкостях, в которых может быть сведущ лишь профессионал.
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2012, 13:13:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
И  чтобы держаться ближе к теме,  хочу спросить Антареса, как специалиста по ультрасовременной музыке, как  Вы расцениваете такую редкостную изменчивость размерности тактов Тракта? т.е. для чего  это сделано?  

Я Вам ранее хотел ответить на Ваш месседж по этому поводу. Я тогда не видел еще партитуры, но Ваш пост прочитал. Вы почти угадали. В музыке это нзывается переменный метр. Еще Вы говорили о том, что правая рука играет в одном размере, а левая в другом. В музыке это называется полиметрия или полиметр. Но в "Тракте" полиметрии нет. Все значительно проще :) Автор пишет размер то над нотоносцем правой руки, то над нотоносцем левой лишь исходя из того, что много мелких нот и элементарно нет места для написания размера, поэтому он его опускает ниже. Сам же размер, что автор выставляет относится к обоим нотоносцам.  А если бы был полиметр, тогда бы не совпадали тактовые черты - они были бы смещены относительно друг друга. Но то, что переменный метр имеет место - это Вы верно подметили. Вполне вероятно, что и метр он расчитывает, хотя мне так не представляется. Скорее всего он просто выделяет сильные доли, но так как нет регулярных долей в самом материале пьесы, то он и меняет метр с каждым новым тактом. По идее, он мог сделать значительно проще и удобнее для исполнителя, а именно: вообще убрать размер - он по сути не нужен, а вместе с ним и тактовые черты, а сильные доли выделять акцентами или даже каким-либо специальным значком. Вы понимаете, сам текст очень перегружен абсолютно ненужной графикой включая и бекары, перед которыми нет аналогичных альтерированных ступеней. Вообще, если смотреть серийные композиции, лучше это делать на работах Веберна - вот кто истинный мастер "серийного" письма. Я чуть позднее дам ссылку на его хрестоматийную пьесу и ее анализ.
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2012, 12:42:21 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Но в "Тракте" полиметрии нет
Ой, да, спасибо  - я невнимательно посмотрела в первый день, а потом  и не вглядывалась. Действительно, полиритмии нет и то слава Богу.
А сейчас я уже  разглядела, что ноты являются  чуть ли не рукописным вариантом (факсимиле, а не набраны в издательстве), поэтому там и бекары и размеры то вверху, то внизу и цитаты из романов и многое другое  :)

Кстати, накануне  концерта Юрия Фаворина (1 февраля)  решила посмотреть другие произведения  Баррета и  не нашла, даже на классик-онлайн,  а сейчас  их там уже  довольно много выложено
http://classic-online.ru/ru/composer/Barrett/10155
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2012, 21:55:36 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Ой, да, спасибо  - я невнимательно посмотрела в первый день, а потом  и не вглядывалась. Действительно, полиритмии нет и то слава Богу.

Полиритмия (сочетание 2-х и более ритмических рисунков в одновременности) как раз-таки есть :)), а вот полиметрии нет.

Кстати, накануне  концерта Юрия Фаворина (1 февраля)  решила посмотреть другие произведения  Баррета и  не нашла, даже на классик-онлайн,  а сейчас  их там уже  довольно много выложено
http://classic-online.ru/ru/composer/Barrett/10155

Ой, чувствую на  классик-онлайн Вы теперь будете зависать сутками :)))
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2012, 22:44:50 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Полиритмия (сочетание 2-х и более ритмических рисунков в одновременности) как раз-таки есть :)), а вот полиметрии нет.
  :)))  вот анекдот, я ведь  даже не знала, что еще и полиритмия есть, а написала
Все таки музыковедческие тексты, как и ноты  надо читать с утра, на ясную голову.
Но зато теперь буду четко знать все про поли-ритмию-метрию  ;)

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Но зато теперь буду четко знать все про поли-ритмию-метрию  ;)

А в новом сочинении Золтана Алмаши "Камерная симфония", локально, но довольно рельефно и тонко (я бы сказал, на уровне эффекта) представлена политональность и полигармония: http://classic-online.ru/ru/production/27848
« Последнее редактирование: Февраль 14, 2012, 23:38:12 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Tiferet

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 414
http://www.muzcentrum.ru/news/2012/02/item5931.html

Из интервью Бориса Березовского радио "Орфей":

Орфей:  В последнее время стало модным говорить, что ты исполняешь не музыку композитора, а себя в ней. Как Вы думаете, это честно по отношению к композитору?
ББ:  Недавно был на концерте безумно талантливого пианиста - Юрия Фаворина. Он играл совершенно потрясающе первую сонату Пьера Булеза, но меня весь вечер не покидало ощущение, что это был один джазовый аккорд, разложенный на тысячу разных компонентов, которые постоянно повторяются. Не могу сказать, что это сложная музыка. Мне показалось даже, что это примитивная музыка. Наверное, имеет смысл вернуться к тому, что я говорил раньше.. Если человек талантлив, как, например, Юрий Фаворин, то все равно получаешь удовольствие от того, что он делает. Есть разные стили, композиторы и пианисты. В конце концов, не надо углубляться в теорию, надо просто делать то, что тебе нравится. Нужно быть более открытым. Лично мне Юрий Фаворин доказал, что я могу с удовольствием слушать сонату Пьера Булеза. Другое дело, мне показалось, что эта музыка не такая интересная, но тем не менее я хорошо провел 15 минут, которые он играл. Мне было здорово.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Если человек талантлив, как, например, Юрий Фаворин, то все равно получаешь удовольствие от того, что он делает.
...
Лично мне Юрий Фаворин доказал, что я могу с удовольствием слушать сонату Пьера Булеза. Другое дело, мне показалось, что эта музыка не такая интересная, но тем не менее я хорошо провел 15 минут, которые он играл

:)) Под этими словами Березовского я тоже мог бы подписаться !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Относиться к сонатам Булеза можно по-разному, но сделать карьеру пианиста, не зная их... впрочем, серость сера во всём :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Неожиданно задним числом обнаружился комментарий Юрия Фаворина к сыгранным им пьесам радикальных авторов, в т.ч. к "Тракту" Барретта.

http://gazetaigraem.ru/a24201302

Вопрос Юрию Фаворину:

– Вы исполняете современную музыку, а она нередко требует особой «подачи» произведения, не говоря уже об особых приемах игры (и стук по крышке рояля, наверное, – самый безобидный). Выступление становится перформансом – это так?

Ответ Юрия Фаворина:

– Иногда да. Но нельзя, правда, забыть и Гайдна, который придумал отличный «перформанс» с постепенным уходом музыкантов со сцены в «Прощальной» симфонии, отличный «перформанс» с неожиданной настройкой оркестра в Шестидесятой симфонии. Это хрестоматийные примеры. Есть также примеры из современного исполнительства: традиционное вскидывание рук, горовицевский платочек, рихтеровское "пам". Перформанс в музыке – дело очень старое, а восприятие его очень контекстно. Зритель, шокированный эстетским и ужасным уничтожением скрипки в известном перформансе Нам Джун Пайка, не шелохнет бровью, наблюдая разламывание гитары на концерте рок-группы. Существует, конечно, музыка, где перформативная составляющая очень важна, – например, Яни Христу. Но, с другой стороны, такие авторы, как Джонатан Харви, Иван Феделе, Жорж Апергис и многие другие, – это, как правило, беспримесная музыка в самом пуристском значении этого слова.
Стук по крышке рояля может и не иметь концептуального значения – это, например, способ извлечь звук еще и таким вот необычным способом. Он может представляться экстравагантным или вызывающим, но оркестр, играющий за сценой во Второй симфонии Малера, – тоже экстравагантный жест. К перформансу это, пожалуй, имеет отношение не больше, чем моцартовский почтовый рожок или гром-машина и коровьи колокольцы в «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса.  Если говорить о фортепианной литературе, то есть такая пьеса «Tract» Ричарда Барретта. Она представляет собой удивительную попытку вместить в 25 минут целый мир, а значит, совместить принципиально несовместимое: аттракцион с сюжетностью, тотальный контроль за всеми исполнительскими движениями с иллюзией импровизационной непредсказуемости, нагрузить материал  нетривиальными образами и литературными аллюзиями и цитату из Ариетты 32-й сонаты Бетховена обрамить материалом листовской традиции, возведенной в миллионную степень сложности. Наконец, замучить пианиста, пытающегося понять, как это, когда такт одновременно делится в разных слоях на 5, 7, 9, 11 равных частей и в каждом из этих слоев происходит что-то, – например, еще квинтоль, а под ней еще септоль, указаниями в духе «ошеломленно, но осторожно» или «с грустью и нарочитой назойливостью»... В этом для меня величие пьесы, и финальное хлопанье крышкой рояля представляется в некотором смысле психологически закономерным. Это перформанс чистой воды, что нечасто вообще встречается.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне вот даже интересно, музыканты - Иван Соколов, Юрий Фаворин (да-да, он тоже там был :)), и прочие - они что, ВСЕРЬЁЗ считают ЭТО "гениальным" ? Надеюсь, что нет, но кто их знает ......
Интервью с Фавориным, правда не о Корндорфе(но много других авангардистов(и не только) упоминается) - http://gazetaigraem.ru/a24201302

Подход Юрия к авангардистам существенно отличается от его подхода к классике: применительно к ультрасовременным сочинениям речь идёт не о "любви", а о разноуровневой концептуальности. Вижу у Юрия также спортивный интерес: сыграю - не сыграю.
К примеру, "Тракт" Барретта - ЖИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ неисполним в принципе, и Юрий в этом интервью очень хорошо объяснил, почему, а всё же он его сыграл, и я присутствовал при этом.
Да, пожалуй, спортивный интерес с примесью известной доли философичности, вообще присущей Юрию, в его отношении преобладает. Да он и не скрывает это.
Т.е. в его высказываниях по поводу современных сочинений ощущается какая-то совершенно другая атмосфера, в разговорах о классике никогда не наблюдаемая. Но Юрий сам по себе весьма необычный человек, в частности, он всегда берётся за предлагаемые ему для исполнения современные сочинения - это для него то ли вызов профессионализму, то ли своего рода "игра", причём, не только фортепианная :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Юрий Фаворин
« Ответ #140 : Март 18, 2014, 18:32:15 »
Мне попался комментарий по поводу замысла Тракта:
http://www.ump.co.uk/Barrett/rb-tract.htm

Вот он полностью:
Цитировать
Tract was originally conceived in 1984 as a complementary pair of compositions: Tract I was completed in 1989, commissioned by James Clapperton, and Tract II, commissioned by Ian Pace, was finished in the summer of 1996 and the complete Tract was first performed by him at the University of Wales, Bangor, in October that year.

The poetic concept or "situation" envisioned for the two works might be described as two attempts to play the same "piece" (a silence of one minute is interposed between the two parts). The pianist could be seen as a character on stage, whose attempts to articulate a coherent monologue are shaped and distorted by the multilayered workings (and malfunctioning) of his/her memory. There is an explicit parallel here with the works of such writers as Samuel Beckett and Robert Pinget - Beckett’s novel How it is, in fact, provides one angle on the title: "vast tracts of time good moments say what I may less good too they must be expected", and again "passing time is told to me and time past vast tracts of time the panting stops and scraps of an enormous tale as heard so murmured to this mud". The not-quite-repetitive structures of this novel, in which the reader is often unsure as to whether a turn of phrase (or an entire paragraph) has not occurred before, have parallels in this music, as do the frequent half-remembered lapses into platitude, for example "the eyes burn with severe love I offer her mine upcast to the sky whence cometh our help".

In Tract I, the in-built restrictions of the instrument (the two hands of the pianist, the chromatic scale, the decay of struck sounds, and so on) are augmented in several ways, for example the pianist’s hands move in parallel almost throughout, and the upper reaches of the piano keyboard are hardly ever heard. Within these constraints, a dense and complex polyphony gradually unfolds.

Tract II, as if after "vast tracts of time", begins almost exactly as its predecessor, but the evolving thread is now rapidly lost, exploding into disjointed lines which spread themselves over the whole keyboard. This process forms the first (entitled hypothesis) of five йtude-like sections which re-examine the materials of Tract I from radically different angles. The second, husk, applies a similar process of fragmentation to some ‘remembered’ materials from the past (the slow movements of Beethoven’s Op. 109 and Op. 111 sonatas), leading to the third, the light gleams an instant, in which fragments of Tract I, played by the left hand, are confronted by a right-hand part confined to the highest register of the instrument. The fourth section, lacunae, returns (between a sequence of silences) to the Beethoven material, which has now been ‘stretched’ to occupy the whole keyboard and is gradually further obscured by clusters, and the fifth, as heard so murmured, recapitulates the entire pitch-structure of Tract I, highly accelerated, from which melodic outlines condense and are reabsorbed. A satisfactory "closure" has become impossible; the strands of development traced through Tract I have become lost in their own proliferation; as in Beckett’s Waiting for Godot, "They gave birth astride of a grave, the light gleams an instant, then it’s night once more".