Автор Тема: Зураб Соткилава (1937—2017), лирико-драматический тенор  (Прочитано 13079 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Зурабу Соткилаве посвящены материалы интернета:

http://www.belcanto.ru/sotkilava.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F2%EA%E8%EB%E0%E2%E0,_%C7%F3%F0%E0%E1_%CB%E0%E2%F0%E5%ED%F2%FC%E5%E2%E8%F7

Зураб Лаврентьевич Соткилава (род. 1937) — советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР (1979).

Зураб Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми.
С детства играл в футбол, в 16 лет попал в сухумское «Динамо». В 1956 году Соткилава стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Тяжёлые травмы, полученные им в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии привели к завершению спортивной карьеры.
Учился в Тбилисском политехническом институте, затем окончил Тбилисскую консерваторию (1965).
В 1965—1974 годах Зураб Соткилава — солист Грузинского театра оперы и балета имени З. Палиашвили.
В 1973 году дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), в 1974 году вошёл в оперную труппу театра.
В 1976—1988 годах преподавал в Московской консерватории, с 1987 года — профессор кафедры сольного пения. В 2002 году вернулся к преподавательской работе в Московской консерватории.
Среди учеников — В. Богачёв, В. Редькин, А. Федин и другие.
« Последнее редактирование: Октябрь 13, 2017, 13:26:35 от Александр П. »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
75-летию известного советского певца (д.р. 12 марта) сегодня (26-05-2012) посвящается исполнение оперы Пуччини «Богема» в Большом зале Московской консерватории:

--------------------------------------
26
МАЯ
СУББОТА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

К 75-летию Зураба Соткилавы
Оперный театр Московской консерватории
В программе:
Дж.Пуччини «Богема»
--------------------------------------


По идее, певец там тоже должен присутствовать, потому что он с 1987 года является профессором МГК. Получается, что отмечать можно 75-летие со дня рождения, 25-летие профессорской и -немного запоздало - 35-летие преподавательской деятельности в МГК (певец преподаёт там с 1976 года).

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЗУРАБА СОТКИЛАВУ С 75-ЛЕТИЕМ !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Доводилось слушать З.Соткилаву много раз.
Изумительный по красоте тембра голос, удивительная, почти  детская, непосредственная искренность в исполнении сочетается с мощным певческим темпераментом певца и ставит его в ряд, как одного из лучших теноров отечественного оперного искусства.

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Изумительный по красоте тембра? Искренность?
Вы уверены что слушали Соткилаву?

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Изумительный по красоте тембра? Искренность?
Вы уверены что слушали Соткилаву?

Да, слушал и после конкурса П.И.Чайковского и в БТ и в Колонном зале!
А вы уверены, что воспитаны и тактичны?

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
А вы уверены что умеете принимать критику в адекватной манере без неудержимой злобы и личных оскорблений?

Оффлайн Nakon

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Белорусская-кольцевая
Доводилось слушать З.Соткилаву много раз.
Изумительный по красоте тембра голос, удивительная, почти  детская, непосредственная искренность в исполнении сочетается с мощным певческим темпераментом певца и ставит его в ряд, как одного из лучших теноров отечественного оперного искусства.

   Абсолютно с Вами согласна в отношении Зураба Соткилава. Господин АлексВин - настоящий профессионал, тонкий музыкант, а с господином Savta - все ясно, не стоит на него и реагировать.

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Ох какие тут поборники Зураба элегантные собрались... грузинский тЭмперамент...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Соткилава - классический тенор, который сегодня называют "спинто", хотя я не люблю эту терминологию, ибо она всё равно не отражает сути. В каждой стране привыкли к своей терминологии. В нашей терминологии Соткилава - лирико-драматический тенор.
Но эти детали я привожу лишь для развлечения, а на самом деле о конкретном голосе можно сказать конкретнее: Соткилава обладал звучными верхами, а низы его были довольно плотными, но они никогда не были сильными; вокал его плавно расширялся через середину к верхам, причём середина плавно переходила в верхи, так что тембр был довольно однородным почти во всём диапазоне. Сам диапазон был в точности от "до" до "до", т.е. тоже классический теноровый.
Дикция певца не всегда была на высоте, но как мне казалось, это больше было связано не с вокальным аппаратом как таковым, а с родным языком и, как следствие, со специфической манерой интонирования и артикуляции.
Соткилава не принадлежал к моим самым любимым певцам, я не фанател над его исполнениями, но я всегда отдавал ему должное - в частности, он был великолепен в прогремевшей в начале 80-х в концертных выступлениях и в театральных постановках "Сельской чести" с Образцовой (Сантуцца). Очень хорошо он пел романсы, в т.ч. и русские, хотя и транспонировал их под свой диапазон.
И вообще, мне почему-то кажется, что он сделал меньше, чем мог бы по своим вокальным данным, и записал тоже не всё, что следовало бы.
В целом его вокальную карьеру можно считать вполне состоявшейся.
« Последнее редактирование: Май 30, 2012, 12:35:48 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Если сравнить З.Соткилаву с Е.Райковым, то всё же Е.Райков не раскрылся в БТ в полной мере, хотя по материалу, по сценическим данным он превосходил З.Соткилаву.

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Может у него были лучшие времена, но мне он показался безнадежно хрипло кричащим толстячком беспорядочно бегающим по сцене. Впрочем в записях он звучит не лучше.

Оффлайн Nepogoda

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 53

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Тут дело такое.
Если певец, а мы говорим об оперных певцах, не вышел ростом, не сценичен и таких  вокалистов среди выдающихся, даже великих певцов было немало - Карузо, Джильи, Лемешев, Охотников, Мигай, Соткилава, то им нужно было это компенсировать тембром, выразительным вокалом, драматической игрой. Только красивый тембр, благородного металла мог открыть дверь в БТ певцу с невыразительной внешностью.
Если к А.Мелик-Пашаеву в БТ приходила невысокая певица, то он ей говорил, что слушать её не будет, потому что, если она запоет, то он её примет.
А БТ лицо оперного искусства страны и там при одинаковых вокальных возможностях сценичному певцу отдавали предпочтение.

Оффлайн Surr

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 466
Не знаю кому как , а мне Соткилава никогда не нравился, ни тембром, ни чем. Ну это моей личное) А вообще еще показательный факт, он  является пожизненным солистом ГАБТА)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, ну что вы такое говорите ??
Если бы сегодня появился певец с такими же вокальными данными, какие были в лучшие годы у Соткилавы, все визжали бы в восторге. А насчёт фигуры - это смотря с кем сравнивать. Карузо блистал фигурой ещё меньше, однако прославился он не ею.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Коллеги, ну что вы такое говорите ??
Если бы сегодня появился певец с такими же вокальными данными, какие были в лучшие годы у Соткилавы, все визжали бы в восторге. А насчёт фигуры - это смотря с кем сравнивать. Карузо блистал фигурой ещё меньше, однако прославился он не ею.

И не только голосом он отличался в своё время. От его пения исходил аромат, романтизм, мятежность - здорово он пел в свои лучшие годы. Всё у него было в арсенале и пиано и меццо-воче, замечательное легато, умел петь!

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Нашли с кем сравнивать - с Карузо и Джильи. Вообще смех. Совесть надо иметь хоть какую-то, фанаты или не фанаты.

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Нашли с кем сравнивать - с Карузо и Джильи. Вообще смех. Совесть надо иметь хоть какую-то, фанаты или не фанаты.

Ну хорошо, назовите отечественного тенора, которого Вы можете выделить, отметить!
Только без смеха, по совести и без фанатизма!

Helene

  • Гость
Нашли с кем сравнивать - с Карузо и Джильи. Вообще смех. Совесть надо иметь хоть какую-то, фанаты или не фанаты.

Ну хорошо, назовите отечественного тенора, которого Вы можете выделить, отметить!
Только без смеха, по совести и без фанатизма!
Причём современного, поющего здесь и сейчас. А то, знаете, если бы вдруг воскрес и спел сейчас Карузо, неизвестно, чтобы вы сказали  и начали бы с ТЕМ КарузоМ сравнивать. Живое с живым, пожалуйста!
« Последнее редактирование: Май 30, 2012, 17:32:19 от Helene »

дилетант

  • Гость
"Колокольчик"! Двойную дозу! Срочно!!! ;)

Helene

  • Гость
"Колокольчик"! Двойную дозу! Срочно!!! ;)
Нате!!!)))

http://www.youtube.com/watch?v=2_7gK4FWoHU - Соткилава

http://www.youtube.com/watch?v=Okdq-AOI1kU - Татаринцев

Дополнение. После того, как было удалено администратором несколько постов, этот двойной колокольчик поменял смысл, и читающие могут подумать, что я предлагаю сравнить исполнение Соткилавы и Татаринцева, тем более, что оставлен мой пост, где я прошу savta именно сравнить живое с живым.  Но всё не так. Объяснять же - значит воспроизвести всю предыдущую беседу, которая удалена.
« Последнее редактирование: Май 30, 2012, 18:23:26 от Helene »

дилетант

  • Гость
"Колокольчик"! Двойную дозу! Срочно!!! ;)
Нате!!!)))

http://www.youtube.com/watch?v=2_7gK4FWoHU - Соткилава

http://www.youtube.com/watch?v=Okdq-AOI1kU - Татаринцев
Ну, молодец!!! ...восемь, девять...  аут!

дилетант

  • Гость
Песню люблю, Безрукова - нет. Какой-то это уже глубокий оффтоп ;) Пора возвращаться домой :D
А все-таки прав был тогда dr_dulcamara...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нашли с кем сравнивать - с Карузо и Джильи. Вообще смех. Совесть надо иметь хоть какую-то, фанаты или не фанаты.

Карузо я упомянул в связи с вашим замечанием:

Может у него были лучшие времена, но мне он показался безнадежно хрипло кричащим толстячком беспорядочно бегающим по сцене. Впрочем в записях он звучит не лучше.

Тощий или толстый - это не тот критерий, которым нужно руководствоваться при оценке вокала ! :))
По секрету вам скажу, что рано или поздно все превращаются в "хрипло кричащих толстячков, беспорядочно бегающих по сцене", но это не означает, что они всегда такими были.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Вы упомянули Карузо и Джильи доказывая что фигура это еще не все. Но это слабый аргумент - если бы Соткилава пел как Карузо, я бы простил ему его фигуру.  :D

И... нет, не все превращаются в хриплых толстячков. Во всяком случае, не все являются такими на протяжении большей части своей карьеры, как Соткилава.  :D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И... нет, не все превращаются в хриплых толстячков

Так ему уже 75 лет исполнилось - в каком же возрасте вы его слушали ? Имею в виду - вживую.
А конституция у него весьма типичная для его национальности, так что я бы на этом не зацикливался.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Пару лет тому назад видел по телевизору. Не знаю какого года были записи, но не новые, это точно.

Насчет национальностей - почему вы думаете что все грузины выглядят как он? Вы ошибаетесь. Толстые карлики есть везде и у всех, как и хриплые крикуны, и это не связано с национальностью.

Впрочем, я не хочу говорить что Соткилава полностью профессионально непригоден. Его можно будет возвратить на сцену когда будет написана опера по мотивам книги "Карлсон, который живёт на крыше" шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Пару лет тому назад видел по телевизору. Не знаю какого года были записи, но не новые, это точно.

Насчет национальностей - почему вы думаете что все грузины выглядят как он? Вы ошибаетесь. Толстые карлики есть везде и у всех, как и хриплые крикуны, и это не связано с национальностью.

Впрочем, я не хочу говорить что Соткилава полностью профессионально непригоден. Его можно будет возвратить на сцену когда будет написана опера по мотивам книги "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" шведской писательницы Астрид Линдгрен.

Всё понятно!

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Наконец-то...

Оффлайн Nakon

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 227
  • Белорусская-кольцевая
Коллеги, ну что вы такое говорите ??
Если бы сегодня появился певец с такими же вокальными данными, какие были в лучшие годы у Соткилавы, все визжали бы в восторге. А насчёт фигуры - это смотря с кем сравнивать. Карузо блистал фигурой ещё меньше, однако прославился он не ею.

И не только голосом он отличался в своё время. От его пения исходил аромат, романтизм, мятежность - здорово он пел в свои лучшие годы. Всё у него было в арсенале и пиано и меццо-воче, замечательное легато, умел петь!

Мне казалось, что в советский период он единственный в Большом театре демонстрировал итальянское бельканто. Недаром эти сравнения с Карузо и Джильи. При почти полном отрицании мной советской вокальной школы мне было отрадно слушать этого "итальянца" по ТВ в концертах. Для меня он был уникум, да потому, что из Грузии, где такая невероятная вокальная культура и где традиции бельканто всегда культивировались.
   В последнее время я сделала для себя открытие, что и у нас есть голоса и у нас сейчас есть русская вокальная школа.   

Оффлайн savta

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 244
Да, за весь советский период небыло тенора лучше чем Соткилава.  :D
А в Грузии действительно культивировались хорошие тенора - с деревянным стилем и тяжелым акцентом.  :D
"Поборники" сегодня в ударе...  ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Для меня он был уникум, да потому, что из Грузии, где такая невероятная вокальная культура

Местные особенности, безусловно, наложили отпечаток на его исполнение. К этим чертам можно относиться по-разному: кого-то они, как видим, раздражают, но я лично реагирую спокойно, хотя тоже отмечаю. Но ведь если внимательно прислушаться ко многим известным певцам, то у всех можно найти что-нибудь нестандартное. В конце концов, это тоже часть индивидуального стиля ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В связи с болезнью Зураба Соткилавы концерт 23 февраля (перенос с 17 января 2015 года) в Большом зале консерватории ОТМЕНЕН!!

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=141278
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В связи с болезнью Зураба Соткилавы концерт 23 февраля (перенос с 17 января 2015 года) в Большом зале консерватории ОТМЕНЕН!!

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=141278

Оперный певец Зураб Соткилава болен раком

10.07.2015, 17:56 | «Газета.Ru»
http://www.gazeta.ru/culture/news/2015/07/10/n_7365757.shtml

Оперный певец Зураб Соткилава заявил о том, что у него обнаружена злокачественная опухоль поджелудочной железы.

По словам Соткилавы, он почувствовал себя плохо пять месяцев назад, его мучили боли в области сердца и желудка, артист стремительно похудел.

Артист уже провел одну успешную операцию в немецкой клинике. Сейчас он проходит химиотерапию в онкологическом центре на Каширском шоссе. После ему снова потребуется лечение в Германии.

Зураб Соткилава надеется после лечения вернуться к концертной деятельности.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Оперный певец Зураб Соткилава в эфире LifeNews поделился приятной новостью: артист излечился от тяжелого онкологического заболевания.

http://lifenews.ru/news/159548
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 458
Если это так, то это почти чудо

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Зураб Соткилава отметит 70-летие ЮНЕСКО концертом в Батуми

Сейчас знаменитый тенор готовится к осенним концертам. Кроме выступления в Грузии на 10 сентября у мэтра запланировано выступление в Санкт-Петербурге, а 25 октября - в подмосковном Сергиевом Посаде.

http://www.vestikavkaza.ru/material/139102
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
З. Соткилава во вчерашней программе "Разбор полёта": http://echo.msk.ru/sounds/1641734.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
30 октября 2015 г., 19:00. ММДМ

Легенда Большого театра Зураб Соткилава
Друзья и поклонники

Гала-концерт
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 041
З. Соткилава во вчерашней программе "Разбор полёта": http://echo.msk.ru/sounds/1641734.html
Текст интервью — http://echo.msk.ru/programs/razbor_poleta/1641734-echo/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зураб Соткилава: Слабых звеньев в государстве «театр» быть не должно

http://vm.ru/news/2015/10/28/zurab-sotkilava-slabih-zvenev-v-gosudarstve-teatr-bit-ne-dolzhno-301460.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
После продолжительного перерыва свою концертную деятельность возобновляет выдающийся исполнитель, чьё имя хорошо известно в любой точке мира, – народный артист СССР Зураб Соткилава. 18 марта он выступит на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета. Зураб Лаврентьевич приезжает по личному приглашению художественного руководителя театра Андрея Огиевского. В концерте примет участие молодая певица Александра Сенникова (сопрано). Партия фортепиано – Лариса Бунакова.

В Воронеж маэстро приезжает не только с целью порадовать любителей классической музыки. Профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Зураб Соткилава возглавит аттестационную комиссию, которая будет работать в театре оперы и балета 19 и 20 марта.

http://culturavrn.ru/theatre/17411
Che mai sento!

Онлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 599
После продолжительного перерыва свою концертную деятельность возобновляет выдающийся исполнитель, чьё имя хорошо известно в любой точке мира, – народный артист СССР Зураб Соткилава. 18 марта он выступит на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета. Зураб Лаврентьевич приезжает по личному приглашению художественного руководителя театра Андрея Огиевского. В концерте примет участие молодая певица Александра Сенникова (сопрано). Партия фортепиано – Лариса Бунакова.

В Воронеж маэстро приезжает не только с целью порадовать любителей классической музыки. Профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Зураб Соткилава возглавит аттестационную комиссию, которая будет работать в театре оперы и балета 19 и 20 марта.

http://culturavrn.ru/theatre/17411

Ой! Сочувствую Воронежу... :'(

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
«Никогда не думал, что буду петь в опере»

Народный артист СССР Зураб Соткилава

Елена Милиенко

В середине марта легенда оперной сцены Зураб СОТКИЛАВА планирует дать большой сольный концерт в воронежском Театре оперы и балета. В интервью «НИ» Зураб Лаврентьевич рассказал о секретах вокального мастерства и о том, что изменилось сегодня в музыкальном образовании.

http://www.newizv.ru/culture/2016-03-03/235382-narodnyj-artist-sssr-zurab-sotkilava.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не оставляйте стараний, маэстро

Зураб Соткилава блистал на воронежской оперной сцене

В Воронеже выступил выдающийся тенор современности, народный артист СССР Зураб Соткилава. Интерес к концерту оказался массовым: в зале театра оперы и балета 18 марта наблюдался аншлаг.

Вышедшего на сцену маэстро зрители встретили овацией, показывая, как рады возвращению певца в профессию. Зураб Лаврентьевич возобновил певческую деятельность после значительного перерыва, связанного с тяжелым заболеванием. Которое никак не повлияло на вокальные данные: название концерта, повторившее строчку рахманиновского романса – «Божьей милостью певец…» – оказалось абсолютно адекватным зрительскому впечатлению от пения Соткилавы.

Рахманинов и прозвучал на старте действа – произведения на стихи Пушкина, Бальмонта, Круглова. Также услышали любители камерного искусства вокальный цикл для голоса и фортепиано Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти» на слова Арсения Голенищева-Кутузова. В концерте участвовала ученица Соткилавы, Александра Сенникова (сопрано). В первом отделении она исполнила несколько вокальных произведений на музыку русских композиторов. Аккомпанировала солистам лауреат международных конкурсов Лариса Бунакова (фортепиано).

Вторую часть программы посвятили итальянским классикам. Звучали арии из опер Верди, Пуччини, Доницетти. Кульминацией концерта стала сцена из четвертого акта оперы «Отелло» Джузеппе Верди; ее учитель и ученица исполнили вместе.

Вообще концерт получился очень теплым, с цветами и аплодисментами в знак признательности за мастерство и мужество певца. Зурабу Лаврентьевичу устроили воистину восторженный прием – и дали понять, что будут счастливы слышать и видеть этого артиста еще и еще.

http://www.bereg.vrn.ru/25880.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Народный артист Советского союза Зураб Соткилава провёл аттестацию солистов Воронежского театра оперы и балета. Проверка шла в закрытом для прессы режиме.

http://vestivrn.ru/novosti/otsenivaya-voronezhskih-solistov-zurab-sotkilava-avtomatov-za-vneshnost-ne-daval_2016-3-21_20-10
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Звезда оперной сцены Зураб Соткилава награжден в Грузии Орденом чести

Певец удостоен награды "за особый вклад в популяризацию оперного искусства, за плодотворную творческую и педагогическую деятельность, а также за прославление Грузии на мировой арене"

Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/kultura/3186658
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов ( _arlekin_)

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3370072.html
Зураб Соткилава в МЗК: Гуго Вольф, Мусоргский, Верди

Пятнадцать лет назад я делал заметку о том, как после операции на сердце Зураб Соткилава участвовал в дегустации вина - мне момент запомнился, потому что в тогдашний период этот сюжет и еще несколько подобных (про Лену Хангу, про Николая Петровича Караченцова) сыграли в моей собственной жизни решающую роль, поспособствовали последующему профессиональному утверждению как журналиста. За прошедшие годы, понятно, никто из нас не стал здоровее и моложе, и на сольный концерт Зураба Лаврентьевича, с которым и после мне доводилось общаться в формате интервью, но ни разу - слушать его в серьезной программе - я шел без иллюзий, скорее даже с опаской. Но и с интересом, тем более, что программа не выглядела попсовой, наоборот. Соткилава открывал вечер с цикла Гуго Вольфа на стихи Гейне - к Вольфу певцы в камерном формате сейчас обращаются нередко, но предпочитают разрозненные номера, а Соткилава исполнил цикл целиком. Правда, имея нынче пока еще какие-то возможности слушать европейских солистов, и не только в записи иногда, понимаешь, помимо явных возрастных, технических проблем мэтра, что сама музыкальная культура австро-немецкого позднего романтизма с советской, да и с условно-"итальянской" школой несовместима. Соткилава поет Гуго Вольфа, как если б это были неаполитанские песни или даже "ямщицкие" романсы - все открытым, форсированным звуком, который к тому же дается ему не без труда. По большому счету, в такой манере нельзя петь и Шуберта с Шуманом, а не то что Вольфа или Вагнера. Но и переучиваться уже поздно. При этом каждая фраза в отдельности артисту, в общем, давалась, но терялось связное высказывание, к чему приучили европейские певцы, в том числе, кстати, и одного с Соткилавой возраста, поколения, но разных школ, разного опыта.

Во втором отделении Зураб Лаврентьевич, переходя к более неформальному общению с залом, заметил, что его болезнь - не секрет, но публика ему важнее здоровья, а о снисхождении он не просит. В снисхождении большой артист и творческий человек действительно не нуждается, но хочется думать, что выступает Соткилава не только ради публики (про публику в данном случае не хочется и говорить), но из собственного художественного азарта продолжает осваивать новый для себя материал, и такой, к которому раньше не обращался. Вот тот же Гуго Вольф или завершавшие первое отделение "Песни и пляски смерти" Мусоргского, казалось бы, совсем неподходящие ни для тембра, ни для имиджа Соткилавы, но, вероятно, тем более его привлекающие как задача на преодоление. За последние пару сезонов... да что там, за последние пару месяцев и как раз в том же Малом зале консерватории я слышал в разных исполнениях "Песни и пляски смерти" неоднократно, но они не приедаются и попсой от частого воспроизведения не становятся. Освоив "Песни и пляски всего два года назад, Мусоргского, в отличие от Вольфа, артист пел без пульта, наизусть, сильно рискуя и пару раз, забыв текст, прибегая к подсказкам концертмейстера. Ну да это, пожалуй, не смертельно (извиняюсь за невольный каламбур). Куда сильнее меня удивило, отчасти покоробило, но отчасти и увлекло, каким представлен в версии Соткилавы образ Смерти, которая у него лишена вкрадчивости, двусмысленности (а какая лукавая, подлая, липко-сладкоречивая Смерть в исполнении Ксении Дудниковой!), но оказывается в персонажем искренним и чуть ли не "положительным", уверенным в праве прийти и забрать человеческую жизнь, во всяком случае, не несущим в себе опасности, зла, ужаса, но лишь успокоение, умиротворение - касается ли то больного ребенка, юной девушки, замерзающего мужика или войск на поле битвы. Особенно наглядно, как мне показалось, это проявляется в "Серенаде" - спетой опять-таки открытым, форсированным звуком, тут Смерть - вполне очеловеченная, не условно-аллегорическая, а персонифицированная, да еще увлеченная почти до страсти, ну просто Дон Кихот какой-то (речь о Смерти не как о физическом явлении или философской категории, но именно как о сквозном герое цикла Мусоргского). Кроме того, Соткилава очень неожиданно смещает, ломает ритмическую инерцию - при всей спорности именно Мусоргский в программе оказался лично для меня наиболее интересным. А еще, как ни странно, у Соткилавы акцент в "Песнях и плясках", заметнее, чем у Роберта Холла или даже Феруччо Фурланетто.

Между Вольфом и Мусоргским пианистка-аккомпаниатор Лариса Бунакова сыграла громогласно и не сказать чтоб виртуозно "Лесного царя" в хрестоматийной обработке Листа, а Владимир Редькин, старший ученик Соткилавы, прокричал арию князя Игоря с таким усердием, что мог бы перебудить всех половцев за сотни верст вокруг. После антракта с педагогом в дуэтах и по отдельности выступали ученицы более молодые - Вероника Ершова спела песню Азучены и потом с Соткилавой финальный дуэт из "Трубадура", а Александра Сенникова после арии Микаэлы из "Кармен" выходила еще не раз, но девушки, положа руку на сердце, меня, настроенного лояльно, уважительно к "хедлайнеру" вечера, попросту добили - я слушал их вопли и думал: раньше такие могли от провинциальных филармоний по заводским цехам в обеденный перерыв выступать - а теперь куда они пойдут? И ведь если Соткилава свою карьеру завершает, то у них то как бы все впереди - но что у них может быть впереди, не представляю.

По счастью, Соткилава и во втором отделении довольно много пел, и не сплошь шлягеры, а некоторые серьезные, даже раритетные вещи. И очень достойно сделал сцену смерти Отелло, в том числе и в сугубо вокальном плане - я послушал прям-таки с удовольствием и был тронут. Занятно вышло с "Застольной" Верди, но не петой-перепетой из "Травиаты", а какой-то незнакомой - правда, в дуэте Соткилавы с Сенниковой трудно было разобрать детали. "Снился мне сад" и "Я вас любил", итальянские песни - это уже, конечно, "на публику", а про Funiculi Funicula хором под хлопающий зал и говорить нечего, впрочем, Parlami d'amore прозвучало мило, а остальное - ну как есть, в целом так или иначе было лучше того, к чему я заранее приготовился.
Che mai sento!

Оффлайн Татьяна затворникова

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Сегодня юбилей у Зураба Лаврентьевича Соткилавы.На канале Культура к 80летию певца показали концерт.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 341
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Зураб Соткилава: «Русских в лидеры не пускают!»

12 марта оперной легенде СССР исполняется 80 лет.

http://www.aif.ru/culture/person/zurab_sotkilava_russkih_v_lidery_ne_puskayut
_____________________

Не знаю, кого там куда не пускают, но во всех театрах в кастах полно русских фамилий. И, например, вчера в Болонье Миронова принимали на "ура". Нет никакой русофобии в опере, ерунда эти рассуждения.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Зураб Соткилава: «Мне предлагали жить в девяти странах» 

12 марта исполнилось 80 лет со дня рождения народного артиста СССР Зураба СОТКИЛАВЫ, который является не только прославленным артистом, но и самым долгопоющим грузином на территории Российской федерации…

http://www.teatral-online.ru/news/17830/ 
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 454
    • Русское исполнительское наследие на CD
Царствие небесное..

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289
Светлая память.....R.I.P

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Московская консерватория проведёт концерты памяти Зураба Соткилавы

Они состоятся вместо запланированных выступлений самого певца, сообщил ректор консерватории Александр Соколов. По его словам, памятная доска Соткилавы будет установлена в фойе здания.

Похоронен он будет в Грузии. Такова была воля самого певца, сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин.

http://echo.msk.ru/news/2057600-echo.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Прощание с Зурабом Соткилавой пройдет 20 сентября в Большом театре: https://iz.ru/647113/2017-09-18/proshchanie-s-zurabom-sotkilavoi-proidet-20-sentiabria-v-bolshom-teatre
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 243
Светлая память и царствие небесное великому певцу и замечательному человеку.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 853
Памяти Зураба Соткилавы

Рандеву с дилетантом
Владимир Молчанов
Время выхода: Суббота, 19.00; Воскресенье, 10.00
Дата выпуска: 23.09.2017


В этот раз Владимир Молчанов в студии один. Он вспоминает выдающегося тенора, ушедшего в 80-летнем возрасте, Зураба Соткилаву.

Владимир Молчанов: "Мы познакомились в конце 1973-го, после того Соткилава дебютировал в Большом театре, блистательно исполнив партию Хозе в "Кармен". Весь зал тогда стоя аплодировал этому грузинскому чудо-певцу, своим голосом, своим артистизмом и эмоциями создавшего совершенно неповторимый образ Хозе. Я этот спектакль не забуду, как и не забуду наше знакомство, произошедшее на следующий день... "

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/rendezvousdilettante/24364-pamyati-zuraba-sotkilavy
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау