Автор Тема: Масканьи, "Друг Фритц", опера. Москва, КЗЧ, 25-06-2012  (Прочитано 3737 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Концертный зал Чайковского
25.06.2012 / понедельник / 19.00
Абонемент: No. 1 Оперные шедевры

П. Масканьи – «Друг Фритц», опера в концертном исполнении

Абонемент: No. 1 Оперные шедевры

http://www.meloman.ru/?id=3502&full=Y

Исполнители:

Главные партии исполняют:
Стивен Костелло (тенор) /США/
Айлин Перез (сопрано) /Мексика/
Саймон Бэйли (бас-баритон) /Великобритания/
Александра Кадурина(меццо-сопрано)
Ярослав Абаимов (тенор)
Олег Цыбулько (бас)

Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова
Художественный руководитель – Борис Тевлин

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Симонов

Дирижёр – Антонино Фольяни /Италия/

----------------------------------------------------


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

Действие происходит в конце XIX века в Эльзасе, на тот момент одной из провинций Германской империи

I действие. Гостиная в доме Фрица Кобуса, богатого помещика-землевладельца. Фриц празднует свое сорокалетие в компании двух друзей холостяков, Федерико и Анецо, своего закадычного приятеля раввина Давида; им прислуживает гувернантка хозяина Катарина. Давид уговаривает Фрица одолжить денег молодой паре влюбленных – он сам готов выступить поручителем. Фриц крайне скептически относится к идее - он ненавидит брак, всячески превозносит достоинства холостяцкой жизни и клянется, что никогда не пойдет под венец. Федерико предлагает тост за общество убежденных холостяков. В этот момент появляется Судзель, дочь одного из арендаторов Фрица – она принесла имениннику букет цветов; он не знает о том, что она тайно влюблена в него. Фриц и его друзья, очарованные красотой девушки, уговаривают ее разделить с ними трапезу и расспрашивают ее об отце. С улицы доносятся мелодичные звуки скрипки – это цыганский юноша-скрипач Беппе, который пришел поздравить Фрица с днем рождения. По просьбе друзей именинника Беппе поет сочиненную им песню, в которой рассказывает, как Фриц спас его, когда он был ребенком, от голода и нищеты. Скрипичные напевы и песня трогают Судзель до слез. Она спешит домой к отцу: Давид, подтрунивая над Фрицем, глядя на уходящую Судзель, уверяет своего друга, что совсем скоро он забудет свои холостяцкие клятвы, а у Судзель совсем скоро появится жених. Фриц готов заключить пари, что Давид ошибается, и раввин принимает вызов. Вечер завершается хором собравшихся горожан, пришедших поздравить Фрица с днем рождения.

Антракт

II действие. Сад в поместье Фрица. Утром Судзель выходит в сад, чтобы собрать поспевшую вишню. Вдалеке слышится песня крестьян, уходящих по направлению к полю. Собирая ягоды, девушка напевает мотив старинной песни о прекрасном рыцаре. Голос Судзель привлекает внимание Фрица, который выходит к ней в сад – вместе они собирают вишню и Фриц пленяется красотой и обаянием девушки в то время, как она не может скрыть свое волнение, оставшись с ним наедине. Со двора слышен шум – подъезжает экипаж: Давид, Беппе, Анецо и Федерико приехали навестить своего друга. Во главе с Фрицем они отправляются осмотреть поместье, а Давид под предлогом плохого самочувствия остается в саду с Судзель – он заметил перемену в поведении Фрица, и на ходу придумывает интригу, чтобы свести своего друга с девушкой. Судзель предлагает гостю воды после долгой дороги: Давид, расточая комплименты девушке, говорит, что ее доброта напоминает ему библейскую притчу об Исааке и Ревекке. По просьбе Давида Судзель пересказывает ему библейскую историю: Авраам послал слугу своего Елиезера на родину праотцов своих в Месопотамию с тем, чтобы Елиезер нашел жену сыну его, Исааку. Проделав нелегкий путь из Ханаана Елиезер увидел группу девушек у колодца и взмолил Бога указать ему жену для Исаака из тех девушек, у которых он попросит воды, и которая из них также предложит воды и для его верблюдов – ею и оказалась Ревекка. Окончив рассказ, Судзель слышит неожиданный вопрос от Давида – что бы она сказала, если бы он был на месте Елиезера, который предлагает ей стать невестой своего покровителя и задуматься о браке. В этот момент невдалеке слышится голос Фрица – Судзель в смущении уходит прочь, а Давид с юмором отмечает, что жених для девушки уже найден. Появившемуся Фрицу Давид говорит о том, что практически нашел отличного мужа для Судзель и намеревается сейчас же идти к ее отцу, чтобы обсудить помолвку. Неожиданно для себя самого Фриц раздосадован этой новостью и требует, чтобы Давид больше не обсуждал с ним тему помолвки Судзель; оставшись же один он досадует на то, что поддался чарам любви, которую поклялся не впускать в свое сердце. Анецо и Федерико собираются уезжать из поместья; Фриц в смятении решает присоединиться к друзьям: оставшийся Давид утешает Судзель, которую отъезд Фрица ввергает в отчаяние – ей кажется, что он никогда не вернется назад.

Антракт

III действие. Гостиная в доме Фрица. Главный герой продолжает прибывать в смятении – его терзает воспоминание о грустном лице Судзель, когда он уезжал из поместья; с улицы доносятся песни горожан, которые присоединятся к свадебному шествию и славят новобрачных. Мысли о любви не оставляют Фрица и доводят его до отчаяния в том момент, когда появляется Беппе – желая развеять грусть своего друга, юноша поет песню о девушке с грустными глазами, которая появляется в его мечтах – и тем самым еще больше усугубляя тоску Фрица. Он просит оставить его одного: постепенно он понимает ошибочность своих убеждений и осознает, что смысл жизни – в любви. Тем временем Давид продолжает свою интригу, сообщая Фрицу о том, что Судзель помолвлена, ее жених богат и хорош собой, и вскоре ее отец приедет к Фрицу просить у него, как у своего покровителя, благословения для дочери. Отчаявшийся и взбешенный новостью Фриц отказывается давать какое-либо благословение и вообще не желает больше слышать о предстоящей свадьбе Судзель. Уходя, Давид встречает на пороге дома Судзель, которая принесла Фрицу фрукты – он обещает, что когда они увидятся вновь, Судзель будет счастлива. Разговор Фрица и Судзель приобретает драматический оттенок: отец сообщил девушке, что ей пора выходить замуж, но она не хочет вступать в брак не по любви и просит Фрица заступиться за нее. Охваченный волнением, Фриц спрашивает, не является ли причиной ее нежелания выходить замуж то, что она влюблена в кого-то другого – Судзель медлит с ответом и тогда Фриц признается ей в любви – чем вызывает у Судзель прилив счастья. В этот момент возвращается Давид, и Фриц радостно сообщает ему, что проиграл пари, и согласно уговору отдает Давиду один из своих виноградников. Давид же, довольный плодами своей интриги, дарит виноградник Судзель в качестве приданого. Все герои славят любовь и счастье влюбленных.
« Последнее редактирование: Июнь 25, 2012, 22:01:05 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сижу сейчас на этом действе. Список исполнителей добавил с сайта Филармонии.

P.S. Александр, вы не здесь случаем ? :))
« Последнее редактирование: Июнь 25, 2012, 22:01:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Совершенно неожиданно попал на это исполнение, которое, пожалуй, можно назвать если не блистательным, то, как минимум, великолепным ! Шикарный аккорд в завершение сезона ! :)) Только что я страдал, что Москву оставили на лето без музыки - и вот мне награда: очень достойная подача этой редкоисполняемой оперы.
Основная тройка солистов и дирижёр предъявили себя в лучшем виде ! Оркестр оказался на высоте: инструменталисты разучили свои - иной раз довольно замысловатые - пассажи соло, весь коллектив в целом прекрасно шёл за дирижёром, жест которого был щедр и внятен. Хор не подкачал !
Солисты пели с видимым (и слышимым) удовольствием, иной раз чуть рискованно, но в меру специфики и смысла партии; себя-любимого никто из солистов не выпячивал, всё было согласовано и подчинено музыке. Голосовой материал у ведущей тройки хороший, вокал яркий, в отношении вокальной техники тоже всё было вполне благопристойно.
В общем, я получил настоящее удовольствие, как и публика КЗЧ, с энтузиазмом приветствовавшая солистов, дирижёра и всех остальных музыкантов. Надеюсь, что наш Александр тоже не обошёл стороной этот концерт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Еще бы! Конечно, был! Как же я мог такое пропустить! Такая редкоисполняемая опера одного из моих самых любимых композиторов! Я до сих пор не могу прийти в себя от восхищения! :)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Я тоже в полном восхищении от сегодняшнего исполнения. Про оперу даже и говорить нечего - Масканьи есть Масканьи, музыка льется из сердца, удовольствие сплошное и для слушателей и для певцов. Но меня больше всего сегодня впечатлил тенор (Стивен Костелло). Такого красивого голоса я не ожидал услышать. Все, что нужно для этой партии - и мягкий лиризм, и выразительная экспрессия, и нежнейшие краски на пианиссимо. Но главное, конечно же, тембр - какой-то обволакивающий и очень проникновенный. Ну а поскольку тенор в этой опере занят почти беспрерывно, то и удовольствие было непрерывным. Про все остальное нам, надеюсь, расскажет Александр, как только придет в себя  :).
Мне еще хотелось отметить довольно интересную фотовыставку в фойе КЗЧ, посвященную юбилею филармонии. Не мог оторваться в антракте от стенда с редкими фотографиями из самой ранней истории КЗЧ. Впервые увидел в хорошем качестве фотографию Лемешева во время концерта 1944 г. для союзников на фоне амер. и англ. флагов (там, где единственный раз он пел амер. песни). Но еще интересно, что там же рядом помещена фотография зрит. зала, где можно видеть зал, полный всеми этими союзниками.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Максим, вы тоже там были ? Отлично ! :)
Не ожидал такого представительства, потому что ни с кем из наших форумчан не успел обсудить возможность посещения сегодняшнего концерта, т.к. сам на него вырвался в последний момент, хотя давно уже заприметил его и поместил в календарь.
Максим, спасибо за отклик; Александр - вам слово !
Для меня всегда громадное наслаждение - прочитать обстоятельный отзыв о том, что я сам только что слышал ! :)) Взглянуть, так сказать, на вещи чужими глазами и услышать чужими ушами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Максим, вы тоже там были ? Отлично ! :)

Я как раз долго ждал этого события. Это одна из тех опер, которую я долгое время "любил" заочно. В советское время у меня не было возможности ее услышать, хотя я знал о ней из мемуаров Джильи, который дал ей высокую оценку, да и пел в ней довольно долго. Только мысленно мог представить себе, что это нечто совершенно прекрасное. И когда потом познакомился с записями, не был разочарован, даже наоборот. Музыка там действительно превосходная. А какие певцы в ней записаны - Тальявини, Джильи, Паваротти.  Даже сам Масканьи успел ее записать (http://classic-online.ru/ru/production/26532).

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Да, я действительно в восторге. Меня всегда поражало не только исключительное мелодическое богатство опер Масканьи (мотивы как из рога изобилия), но и их удивительное своеобразие: ведь буквально с первой ноты узнаешь «руку мастера» - перепутать  манеру  этого композитора просто невозможно.  И всегда весьма четкая музыкальная драматургия: лейтмотивы, яркие характеристики каждого из персонажей. При этом у каждой из его пятнадцати опер есть своя «изюминка», делающая эту оперу абсолютно уникальной: в данном случае это не только великолепнейший «вишневый дуэт» (хотя и его одного, так сказать, могло бы для этого хватить!), а, безусловно, необычная партия Беппе с этим обалденным цыганским скрипичным «заходом»! Ну, где еще такое услышишь? А симфонические фрагменты? Увертюра прекрасная, а вступление к третьему действию, по-моему, вообще гениальное.  Масканьи так хорошо знал оркестр, мне кажется, его здорово недооценивают еще и как симфониста, играют только интермеццо из «Сельской чести» (оно же, кстати, «Сон Ратклиффа»!). И вообще, музыка у него всегда такая свежая, полноводная и распевная. А в этой опере она еще и необыкновенно нежная, пряная и ароматная с этой цыганской темой, во всяком случае, я ее так воспринимаю. Я, можно сказать, впервые сегодня еще и либретто оценил. Между прочим, оно  - о вечном, и нисколько не утратило актуальности. Прямо-таки про меня опера.  :)И друзья у меня точно такие есть, и женить они меня все время хотят, подкалывают все время, и даже прототип героини оперы имеется, вот только материальное положение у меня не такое благополучное, как у героя оперы!  :( Короче, слушал я сегодня этот спектакль на одном дыхании! Спасибо большое исполнителям! И дирижер мне тоже очень понравился. Он, кажется, даже внешне  Масканьи чем-то напоминал, и, кажется, здорово в стиль попадал: получалось ярко, эмоционально и очень интересно.
А из певцов мне больше всего понравилась всё-таки исполнительница партии Судзель мексиканка Айлин Перес (не знаю, откуда у них там, в программке, буква «з» появилась, в испанском-то языке?). Голос у неё чистый и яркий наверху, матовый внизу, мягкое-мягкое звуковедение, завораживающее пиано наверху и при этом -  звучность весьма приличная за счет полетности и точной направленности голоса (мне кажется, даже такой плотный оркестр ни разу ее не заглушил), гибкость и пластичность звука, широчайшее дыхание, естественность звукоизвлечения, музыкальность и выразительность: и за счет всего этого – точное попадание в стиль.  Мне показалось, что партия у нее уже хорошо впета. Недостатки я вспомнил только потом, когда опера уже закончилась: пожалуй, голос сам по себе не такой уж и большой, внизу звук был все-таки немного бледноват и плосковат, а тембру в целом чуть не хватало итальянской сочности.
Исполнитель заглавной партии (кстати, лучше все-таки писать имя главного героя в варианте просто "Фриц", без всяких лишних букв, все равно они не произносятся!) американец Стивен Костелло, безусловно, показал себя с самой лучшей стороны – великолепная культура исполнения (а что пиджак снял – так ничего страшного,  жарко же было! :)), выразительная фразировка, приятный тембр, особенно замечательный в среднем регистре: светлый, но не сладкий, сочный, но не приторный, голос с хорошим выносом звука вперед и приятным вибрато. Сначала мне показалось, что звук на самом верху у него получается более узким и сухим, но к третьему действию он так здорово распелся, что все выровнялось и зазвучало достаточно наполненно, эта ария в начале третьего действия (или монолог?) прозвучала просто потрясающе!  А вот низ у него хуже, ну и ладно, в этой опере нижний регистр используется мало. Как я заметил, он очень точно всегда регулирует свою эмиссию. Да, и нюансы, и экспрессия были хороши, но, мне кажется,  они были математически точно отмерены. Ничего плохого в этом, конечно, нет, просто его пение в некоторых местах мне показалось уж слишком рациональным для Масканьи. И еще:  хотелось бы еще более яркого, более итальянского тембра, ведь хотя я давно уже слушал записи этой оперы с Джильи и Тальявини, но их голоса забыть невозможно. Но тут уж лучше не сравнивать (всё равно бесполезно) и не придираться зря . И опять же: во время сегодняшнего исполнения я об этом не думал, потому что уровень вокального мастерства был весьма высоким, и я просто наслаждался музыкой. Пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвел любовный дуэт в третьем действии. Это была кульминация красоты и гармонии.
Очень понравился и британский баритон Саймон Бэйли, он к нам уже не первый раз приезжает. Партию Давида он исполнил очень эмоционально и выразительно, голос хорош, обертонов масса, еще и обыграл все прекрасно, а в этой роли это немаловажно. Добрый, мудрый, симпатичный и даже веселый раввин получился.
Молодые наши певцы в небольших партиях тоже не подвели. Сложнее всего было молодой очаровательной Александре Кадуриной, партия Беппе, хоть и недлинная, но ведь совсем не простая, практически все фразы «на виду», нет никакого права на ошибку. Очень она старалась, да и остальные тоже молодцы!
Прекрасное было окончание сезона в филармонии! Спасибо!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Александр, спасибо огромное за такой подробный и интересный отчёт! Ваши описания мероприятий позволяют прямо представить, как голоса исполнителей звучали! Не было у меня возможности послушать эту оперу, если бы была - тоже бы послушал (зато я был на закрытии прошлого сезона в Филармонии в аналогичном формате - на "Дочери полка"). Не везёт мне как-то вообще с познанием творчества Масканьи. Я из его опер слышал только Сельскую честь и только 1 раз, но даже от одной только "Сельской чести" уже складывается мнение, что это однозначно заслуживающий внимания композитор.
Александр, а как выступил Ярослав Абаимов? Или я перепутал, что он должен был участвовать?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Александр, спасибо, вы очень точно всё обрисовали, я читал с удовольствием !  И я тоже очень рад, что под занавес сезона КЗЧ нас порадовал отличным концертом.
Коллеги, если ещё кто-то побывал на этом представлении, прошу откликнуться и добавить какие-нибудь интересные детали.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Спасибо всем за такие подробные и интересные комментарии, просто как-будто еще раз прослущала эту чудесную постановку. Для меня как для человека куда менее искушенного в опере эта вещь была открытием, во многом неожиданным, но то, что это было явленье "чистой красоты", это точно. У меня есть вопрос к уважаемым коллегам, не пояснит ли кто, что послужило поводом для композитора выбрать именно этот сюжет (по пьесе Эркмана и Шатриана), был ли, может быть, это заказ оперного театра, или Масканьи взволновала сама история? Просто литературный источник для оперного либретта довольно неожиданный.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Александр, а как выступил Ярослав Абаимов? Или я перепутал, что он должен был участвовать?
Ну, конечно, он участвовал. Он и Олег Цыбулько исполняли роли друзей Фрица. Ребята хорошо спели, правда, партии очень небольшие...
Я вот теперь мечтаю: эх, если бы кому-нибудь пришло в голову организовать концертное исполнение еще нескольких опер Масканьи, то все бы услышали, что они, мягко говоря, "не хуже" "Сельской чести" и каждая крайне своеобразная. Я говорю, прежде всего, об операх "Изабо", "Маленький Марат" и, конечно "Сильвано". Последняя вообще одноактная. Музыкальный шедевр!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Стакан воды
«Друг Фриц» Масканьи в концертном — и прекрасном — исполнении

27 июня
Юлия Бедерова

http://www.mn.ru/culture_misic/20120627/321512792.html

Московская филармония закрыла сезон оперой «Друг Фриц» — вещью, словно специально скроенной для летнего ассортимента, легкой, ненадрывной, с обаятельной музыкой и трогательными характерами. Лирическая комедия Пьетро Масканьи в зале Чайковского отлично выглядела в роли летнего блокбастера с участием западных звезд на взлете карьеры.

И с этим согласились все, кто пришел поздравить исполнителей с успехом, — директор филармонии Алексей Шалашов, продюсер одного из самых популярных, с лучшим соотношением цены и качества абонемента «Оперные шедевры» Михаил Фихтенгольц. «Вот если бы все лето так!» — Шалашов то ли мечтал, то ли сетовал. Почему, с другой стороны, только лето. Зимой Масканьи тоже хорошо пошел бы. Музыка красивая, кокетливо переменчивая, крепкая в швах, нерасфуфыренные арии, превосходные дуэты. Драматургия ненапыщенная, сюжет так мил и незатейлив (где реки крови, где торжествующие злодеи, где фатальные недоразумения и маскарады?), что кажется странным для оперы. Короткая романтическая новелла — не для бульвара даже, для балкона. Самый трагический момент — когда молодой эльзасский аристократ, поклонник легкости и свободы холостяк Фриц ужасно раздосадован: он клялся не пускать любовь в свое сердце и, надо же, поймал себя на том, что, похоже, влюблен. Он раздражен сам на себя, он уезжает шляться с приятелями, она (хорошенькая барышня Судзель) грустит и понимает, что больше никогда вот так, чтоб вместе вишню собирать, с ним не увидится. Действительно, печально. Масканьи в этот момент изъясняется целыми фразами, даже абзацами пуччиниевской речи — слепящей красоты и высокого трагизма, не оторваться. Если не знать, в чем дело, можно подумать, что, как принято в опере, все умирают. Но все же любовь у Масканьи звучит менее картинно. И так пластично, что почему-то вспоминается Шуман, хотя, строго говоря, он тут вообще ни при чем.

Приятель Фрица — раввин Давид (раввин он просто так, для краски, и Масканьи даже этот колер не использует, хотя добавляет другие) делает интригу. Вместе с Судзель он вспоминает библейскую притчу о том, как нашлась невеста для Исаака, ею стала Ревекка, правильно предложившая воды. Но Судзель даже этого не понадобилось. Давид просто скажет Фрицу, что девушка вроде выходит замуж. Вот и все, что нужно, чтобы до Фрица наконец дошло. Пьеса Эркмана–Шатриана, либретто Даспуро и сама опера сочиняются, когда сюжеты уже сыграны, надо только их вспомнить, чтобы почувствовать, что ничего нет, не осталось важнее, кроме пылкой нежности. Ничего и не надо. Пара живописных хоров (Госхор имени Свешникова изображает итальянскую музыку с русским народным акцентом, но старательно), красочное скрипичное соло, песенка Беппе (умница Александра Кадурина), мускулистое цыганское оркестровое интермеццо (АСО Московской филармонии звучит, как может, стройнои старательно), нежная тема и два прекрасных, тонко и живо сделанных любовных дуэта. Что еще надо? Особенно если герои — сопрано Айлин Перез и тенор Стивен Костелло. Американцы с мировыми ангажементами, молодая супружеская пара настоящих оперных звезд в прекрасной форме и с запасом — они не так нервически торжественны, как пара Георгиу–Аланья, не так взвинченно игривы, как Нетребко–Шротт. И совершенно очаровательны. Перез не сказать, что большой, но с красивым объемом и хорошей нюансировкой лирический голос. Костелло — нервный, сдержанный темперамент, замечательный тембр, отменная школа. Британский баритон Саймон Бэйли в роли Давида — им для компании, с достаточным для дела юмором, подвижностью и зычностью вокала.

В проекте все сошлось, включая качество дирижерской работы Антонино Фольяни. Он чуть небрежно, упруго, с бодрой чувственностью разыграл веристскую партитуру — так, что она пролетела на одном дыхании, притормаживая в моменты особенной нежности.

Вот бы всю зиму так — чтобы музыка не из затертой хрестоматии, чтобы сильный и стройный ансамбль солистов, аккуратный оркестр и преисполненный энтузиазма дирижер-специалист. Собственно, ровно так и бывает в программах «Оперных шедевров», но их не так много в году, чтобы его наполнить и чтобы можно было летом махнуть рукой и запросто согласиться на милую ерунду, к тому же посчитав таковой превосходное по любым мировым меркам исполнение Масканьи.

В новом сезоне в абонементе — три концертных исполнения. В сентябре — «Мария Стюарт» Доницетти (Александрина Пендатчанска, вот где страсти), в январе — «Геркулес» Генделя (с Анн Халленберг) и в апреле — «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси с Генриеттой Бонде-Хансен. Не запетые названия, действующие звезды, умные дирижеры. Так что по крайней мере три дня в сезоне точно заняты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица