Автор Тема: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"  (Прочитано 16246 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Predlogоff

  • Гость
На эту тему меня сподвиг материал Сергея-Кварка:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=616.msg7900#msg7900

Это послужило, так сказать, "непосредственным импульсом", хотя мой интерес к Эмару начался, конечно, не с этого, но тем не менее.
Вот эта небольшая, но интересная статейка:

http://gzt.ru/culture/2008/02/04/220020.html

"Я не принимаю всерьез разговоров о глобализации"

Пианист Пьер-Лоран Эмар в интервью "Газете"
В Зальцбурге завершился фестиваль "Неделя Моцарта", специальным гостем которого стал пианист Пьер-Лоран Эмар. Он представил три программы, где наряду с Моцартом звучала и классика ХХ века. Эмар не только выступает с концертами и занят работой в студии, но и возглавляет несколько крупнейших европейских фестивалей, пробует себя в качестве дирижера, о чем рассказал в интервью корреспонденту "Газеты" Илье Овчинникову.

- Что стало для вас важнейшим событием прошедшего года?

- Мне удалось воплотить давнюю идею - обратиться к музыке Баха и записать его "Искусство фуги". В течение долгого времени этот шедевр был для меня недосягаемой вершиной, я не знал, одолею ли ее. Потребовалось колоссальное напряжение сил - умственных, душевных, но я сделал это. Вот мое событие года. "Искусство фуги" было мечтой всей моей жизни, и чудесно, что в этом мы совпали с Deutsche Grammophon. Моя новая работа для них - диск Мессиана с Прелюдиями и фрагментами "Каталога птиц". Я всегда старался и буду стараться записывать то, что хочу. То, что до сих пор мне это удавалось, - большая удача. Но когда 25 лет назад я обивал пороги звукозаписывающих компаний, предлагая "Двадцать взглядов на младенца Иисуса" Мессиана, их это не интересовало! Сейчас мои предложения принимаются, когда они достаточно реалистичны. Правда, я играю меньше премьер, чем прежде, предпочитая повторить что-то из сочинений, которые исполнял первым. Ведь дело не в том, сколько премьер ты сыграл, а в том, чтобы достойное сочинение стало репертуарным.


- "Неделю Моцарта" украсили три ваши программы. Насколько они отражали ваш выбор?

- В этом смысле я был достаточно свободен. Моей задачей было сделать три разные программы с музыкой Моцарта в центре и более поздней - вокруг нее. С Венской филармонией мы исполнили 23-й концерт Моцарта и "Пробуждение птиц" Мессиана; это подходило и оркестру, и маэстро Инго Мецмахеру. Меня также попросили быть одним из солистов в концерте Иоханнеса Марии Штауда, созданном по заказу фестиваля. В этом году его лейтмотив - музыка Веберна, и еще одну программу я составил из сочинений Моцарта и Веберна, которые, казалось бы, не могут звучать рядом.

И все же точки соприкосновения найти можно. Выбранные мною песни Моцарта неплохо сочетались с Вариациями Веберна для фортепиано и его ранними песнями. Мне хотелось приблизить обстановку к интимной, побудить слушателей к восприятию музыки как бы изнутри, я даже попросил не хлопать до конца отделения. Мы исполняли короткие сочинения камерного, негромкого характера. Аплодисменты после каждого номера заняли бы слишком много времени и были бы слишком сильным контрастом к тихой музыке - психологическим и акустическим. Хотя и не все вняли моей просьбе. Зато позиция приглашенного артиста, которую за прошедший год я занимал в пяти-шести местах, позволяла мне делать одновременно самые разные вещи в разных странах. Поэтому я не принимаю всерьез разговоров о глобализации: если люди хотят отличаться друг от друга, никто им не мешает быть по-прежнему разными.


- Ваше расписание всегда чрезвычайно плотно. Куда вы направляетесь отсюда?

- В Лондон, где открывается фестиваль к столетию Оливье Мессиана. Он продлится до декабря, я его художественный руководитель. На открытии мы исполняем "Des Canyons Aux Etoiles" вместе с Ensemble Intercontemporain. Только что я также согласился возглавить фестиваль в Олдборо, который основал Бенджамин Бриттен. Это не совсем моя работа, времени она требует много, но и сделать позволит немало. А сюда я прибыл из Миннесоты, где сотрудничаю с Saint Paul Chamber Orchestra. Там мы сделали очень любопытную программу с сопрано Дон Апшоу: вначале симфония Гайдна "Il distratto", затем "Прибаутки" Стравинского - две стороны музыкального юмора. Следом Три песни Равеля на стихи Малларме и 23-й концерт Моцарта, которым я дирижировал из-за фортепиано, музыка чуть более серьезного, интимного характера. На бис мы исполняли арию Моцарта "Ch´io mi scordi di te" - итог программы и лишний повод порадоваться нам всем.


- Непривычно ли вам чувствовать себя дирижером?

- Я не дирижер - я музыкант, который иногда занимается еще и таким родом деятельности. Это абсолютно новая возможность общения с людьми. Свои силы я оцениваю трезво и берусь за то, что хорошо знаю. Недавно дирижировал сочинением Мессиана "Экзотические птицы" для фортепиано с оркестром, которое много раз играл как солист. У Saint Paul Chamber Orchestra нет главного дирижера, зато есть несколько постоянных приглашенных артистов, и этот опыт оказался удачным, музыканты счастливы. В Америке люди привыкли работать на совесть, но нередко вопрос эффективности работы выходит на первый план, оставляя в тени вопрос личностный. А способ творчества, избранный этим оркестром, позволяет подобной опасности избежать.
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 21:14:19 от Админ »

Predlogоff

  • Гость
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #1 : Февраль 11, 2008, 17:29:42 »
Некоторое время назад я получил mail:

В конце ноября Граммофон выпускает Искусство фуги с Эмаром. В отличие от ситуации с Моцартом, мне кажется, есть много оснований ожидать чего-интересного, так как задачи в каком-то инфернальном смысле близки к тем, которые надо решать во Взглядах. Вот образцы, спешу уведомить Вас, сам ещё не слушал:
www.deutschegrammophon.com/eplayer/aimard-bach

На что я отвечал нижеследующее:

Я послушал фрагменты, остался доволен: он хорошо слышит полифонию, хорошо разделяет голоса.
Кстати, играет более "интенсивно", нежели Гульд или Соколов. Как мне показалось, более "оргАнно", хорошо тянет звук, не филирует его в такой степени, как Гульд, не занимается ненужными в Бахе тонкостями, почти всё даёт крупным штрихом, без импрессионистских недоговорённостей. Иногда региструет, имитируя переключение регистров органа или постепенное наращивание и ослабление органной мощи.
В своём роде великолепно !
Однако хочу заметить, что ТАКИЕ клавирные варианты могли появиться лишь по прослушивании многочисленных оргАнных воплощений этого сборника :)
Впрочем, вряд ли стоило бы браться за ИФ, если не можешь дать что-то действительно выдающееся.
--------------

Под "сборником" я имел в виду "Искусство фуги" (ИФ).
Вряд ли буду менять свою оценку, хотя целиком до сих пор этот сборник в исполнении Эмара не прослушал - если найду и сподоблюсь изучить, то непременно доложу общественности о результатах.
Пока не готов-с !

Что касается материалов статьи, то хочу кое-что сказать об исполнении Эмаром Моцарта и Веберна, а потом и о его Мессиане.

Соседство Моцарта с Веберном лично у меня большого удивления не вызывает - этих авторов объединяет как раз НЕромантическое вИдение мира: если Моцарт - ПРЕДромантик, то Веберн - ПОСТромантик :)) Оба они отстоят от романтизма примерно на одинаковом временнОм расстоянии: Веберн - от окончания основной стадии романтизма, а Моцарт - от её начала :))
Так что всё логично: всё та же "МАЛОнотность", скупость фактуры, прозрачность оркестровой и фортепианной ткани, камерность звучания и эмоций, т.е. то, о чём говорил и Эмар.
Всё логично.

Что касается исполнения Мессиана, то, как следует из слов Эмара, Мессиану не везло в смысле "популярности", т.к. его расчисляли по разряду "авангардистов", хотя это совершенно неправильно.
Именно теперь, думаю, наступает "эра Мессиана", когда его грандиозная опера ставится, когда его оркестровые пьесы исполняются, когда его ф-п и органными сочинениями интересуются первейшие в мире пианисты и органисты.
Настоящее признание пришло к великому человеку, как всегда, после смерти. Кстати, насколько я осведомлён, его оперу до сих пор не признаЮт "своей" (в идеологическом смысле и как элемент идеологии и религиозной пропаганды) ни высокие католические инстанции, ни францисканцы. Его музыкальный язык выглядит слишком радикальным до сих пор, хотя в последних произведениях он выделил как бы специальный "слой понимания" для тех, кто желал бы приблизиться к его музыке. Думаю, он это сделал, чтобы на этом уровне быть доступным широкой аудитории. Видно, этого мало :)) Всё равно он считается радикалом.
Если говорить конкретно об исполнении Мессиана Эмаром, то это беспрецедентно.
Дело в том, что Мессиан был очарован мистикой цифр и изобретал всевозможные ритмические комбинации, в которых числовые соотношения длительностей и порядок их следования заключает в себе, по мысли автора, некий сакральный смысл. В нотных текстах Мессиана тактовые черты используются не с целью разметки ритмически однородных участков музыкальной ткани, когда они (тактовые черты) представляют собой как бы "километровые столбы", отмеряющие одинаковые отрезки, а как раз с противоположными целями – для РАЗОБЩЕНИЯ музыкальной ткани на участки НЕоднородные, на обособление этих участков. Периодических ритмических биений, подобных баховским, т.е. того, что лежит в основе всей европейской музыкальной парадигмы, обеспечивая ритмический стержень любой европейской музыки, мы почти не услышим в его творчестве, зато непериодические ритмические комбинации и варианты поистине неисчерпаемы, особенно если учесть возможность их всяческих "отображений" и "переносов", к примеру, зеркального отражения, а также наличие символики, связанной с древними ритмическими вариантами, почерпнутыми автором в цитатах из древних музыкальных трактатов, и символики, связанной с магией простых чисел. Всего этого в его творчестве предостаточно.
Самое важное тут то, что ИСПОЛНИТЬ это всё СТРОГО ТАК, как написано в нотах, для музыканта ЕВРОПЕЙСКИ образованного почти невозможно. Я сказал "почти", потому что именно Эмару это удалось.
Т.е. Эмар отнюдь не "приблизительно" выдерживает все длительности, указанные автором в нотах, а БУКВАЛЬНО передаёт в звучании любые, даже самые невероятные, непериодические, несимметричные и сложные для воплощения соотношения длительностей. В этом его отличие от т.н. "романтических" истолкователей Мессиана, которые по большей части напирали на ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА, совершенно забывая о необходимости соблюдения строгости ритмической стороны произведений Мессиана и обязательности её БУКВАЛЬНОГО в своей точности воплощения в звучании.
Именно этот ритмический буквализм производит то ошеломляющее воздействие, когда слушаешь  Мессиана в исполнении Эмара – он играет точно то, что написано в нотах.
Это почти невероятно, но это так, хотя он человек, а не компьютер ! :)
Просто не могу себе представить чего-то подобного в исполнении "свободолюбивых" пианистов нашей "родной русской школы", вечно норовящих сделать что-нибудь "по-своему" :))
По всей видимости, на сегодняшний день Эмар является единственным пианистом, который вослед за Мессианом столь глубоко проникся азиатской идеей примата длительностей, оставив в стороне европейскую идею примата звуковысотности. Примат звуковысотности сопровождаем тенденцией к созданию протяжённых ритмически равномерных построений и тенденцией к приблизительности исполнения мелко дробящихся длительностей внутри этих построений, не говоря уже об идее "рубатности" как интуитивно-приблизительного и не слишком строго контролируемого отклонения от основного ритмического стержня, которые исполнители подают, "как чувствуют".
В таком духе играют Мессиана многие романтические пианисты, в т.ч. и французские, не говоря уже о наших.
Всё это абсолютно чуждо зрелому стилю Мессиана и Эмар это прекрасно понимает, осознанно стремясь к ИДЕАЛЬНОМУ воплощению длительностей, указанных автором.
Любопытно отметить, что часто именно азиатские дирижёры находят толк в исполнении оркестровых сочинений Мессиана. А когда с ними играет Эмар, то такие исполнения иначе как "эталонными" не назовёшь.
Во всяком случае я могу назвать два "эталона" с участием Эмара: ф-п "Взгляды" и "Турангалилу" для ф-п с оркестром. На самом деле на сей момент их уже больше.
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 21:14:42 от Админ »

regards

  • Гость
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #2 : Февраль 12, 2008, 17:24:32 »
Я был удивлён и рад упоминанию Эмаром в этом интервью сопрано Dawn Upshaw. Она потрясающе записала цикло Ayre Освальдо Голихова и песни Берио.

Predlogоff

  • Гость
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #3 : Февраль 15, 2008, 13:13:33 »
Я был удивлён и рад упоминанию Эмаром в этом интервью сопрано Dawn Upshaw. Она потрясающе записала цикло Ayre Освальдо Голихова и песни Берио.
Об этой записи много говорили, но я так и не удосужился разыскать её.
Правда, насколько я понимаю, певица не стремилась выбирать слишком типичные для "новейшего времени" произведения - в этих вещах не требуется той идеальной исполнительской точности и дотошности (даже если она её продемонстрировала), каковая нужна, к примеру, в додекафонических вокальных произведениях 1-й половины ХХ-го века или в операх Р.Штрауса и Шостаковича. У этих авторов любое отклонение от авторского вокального рисунка, более напоминающего рисунок инструментальной партии, расценивается на слух как фальшь. Известен отзыв Шостаковича об исполнении его оперы "Нос" немецкими певцами, которые пели в звуковысотном отношении ТОЧНО, как написано в нотах, и Шостакович был этому обстоятельству несказанно рад :)) Доводилось мне также слышать "мимонотность" и искажённую фразировку в операх Р.Штрауса - сами понимаете, что эти записи не были дослушаны до конца :)) Если петь приблизительно, то "волшебство" не работает.
Так что любопытно было бы послушать, как спела Апшоу.
« Последнее редактирование: Июнь 21, 2013, 21:15:37 от Админ »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Лучше поставьте Эмара слушать "Взгляды" - это я вам говорю наверняка: лучше и точнее эту вещь всё равно никто не сыграл на данный момент. А наши будут делать из Мессиана "романтика".
А как Вы оцениваете исполнительство Ивонн Лорио? Кому как не ей быть наиболее близкой к отражению художественных идей Мессиана? Или к ней могут быть упреки технического характера?
Эмара я пока не нашла, а ориентируюсь в большей степени на записи этой пианистки.
И если Вы слушали Аустбе, то что могли бы сказать о его интерпретации? Пианист опирается на основательное изучение искусства Мессиана.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А как Вы оцениваете исполнительство Ивонн Лорио? Кому как не ей быть наиболее близкой к отражению художественных идей Мессиана? Или к ней могут быть упреки технического характера?

Меня менее всего волнуют недостатки технического характера, хотя применительно к Мессиану и они имеют громадное значение, но всё же не определяющее.
Ивонн Лорио - это не просто "жена Мессиана", это совершенно самостоятельная фигура в пианистическом мире.
Но с другой стороны, если перефразировать слова Сталина, сказанные им Крупской, быть женой вождя ещё не означает делать революцию.
Это я в качестве комментария к словам "кому как не ей быть наиболее близкой". Близость к гению ещё не добавляет жене понимания его творчества. В плане этого понимания Эмар ГОРАЗДО ближе к автору, он усвоил важнейшее требование Мессиана - требование ИДЕАЛЬНОСТИ воплощения его ритмических фигур. А Лорио была в своём генезисе всё же романтической пианисткой, творческие принципы которой были весьма далеки от объективных требований отнюдь не романтического стиля Мессиана. Гибкость её исполнения находится в кричащем несоответствии с философией творчества Мессиана.
Мессиан по доброте своей хвалил и её, и, допустим, Берофф'а, но по сути ЕДИНСТВЕННЫМ (из пианистов), кто осознал неободимость МЕТРИЧЕСКИ ТОЧНОГО воплощения текста Мессиана и сумел эту идею воплотить, был Эмар. И только те из пианистов, а также те из дирижёров и те из органистов, кто поступает так же, могут быть признаны "мессианистами".

Эмара я пока не нашла, а ориентируюсь в большей степени на записи этой пианистки.
И если Вы слушали Аустбе, то что могли бы сказать о его интерпретации? Пианист опирается на основательное изучение искусства Мессиана.

:)) Знаете, на основании знакомства с некоторыми записями как-то не тянет слушать остальные :))

А по поводу "Взглядов" у меня только что была интересная переписка, свои мысли из которой я хочу поместить сюда. Мы обсуждали причины отмены концерта Эмара на фестивале, посвящённом Мессиану.
Я надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь расскажет подробнее, что там случилось и почему он не выступил, хотя уже не очень-то интересно. К тому же он гениально записал "Взгляды" в студии.
Но знаете, у меня всю жизнь остаются сомнения по поводу самого последнего номера "Взглядов" - в каком ключе подавать эту музыку ? Вроде последняя пьеса, прославление высших сил, явные аллюзии на мощное хоровое пение, по всей видимости, должен быть "экстаз" и т.п.
Но почти все пианисты, в т.ч. и Берофф, и Эмар, игра которых "авторизована" самим Мессианом, играют этот номер весьма сдержанно. Неужели это указание идёт от автора ?
Один раз я по случаю слышал завершающий номер в исполнении малоизвестной пианистки, выпускницы МГК, и даже не запомнил её фамилию. Но знаете, чем меня поразило её исполнение ? Она подала последний номер в стиле "а ля кульминация Скрябина" - это прозвучало ПОТРЯСАЮЩЕ !
Я не хочу сказать, что она играла "гениально" - о нет, этого и близко не было ! - но она просто придала этой пьесе тот блеск, которого мне всегда в ней не хватало и которого я больше никогда у других не слышал. Т.е. какой-то музыкальный образ у пианистки был, и она его сумела выразить на клавиатуре. В её исполнении это напоминало экстатическое пение громадного хора - представьте себе громадную массу людей, раскачивающуюся в экстазе, с горящими глазами, с руками, поднятыми к небу и т.д. И вот вся эта масса прославляет своё божество.
Странно даже признаться, но меня это проняло тогда, что я даже запомнил этот необычайно яркий образ, хотя это была и гиперболизация, и, наверное, романтизация и т.п., но зато это по-настоящему захватывало в таком виде. И вот с тех пор я думаю: я может, именно ПОСЛЕДНИЙ номер нужно подавать вот так романтически-раскованно ? Я опять же не хочу сказать, что при этом не надо соблюдать длительности и количество аккордов, столь точно выписанные Мессианом (причина в его поклонении цифрам и цифровым соотношениям), но эмоциональности тут надо "поддать", так я теперь думаю.
Эмар же играет последний номер по-другому - сдержанно, замкнуто, будто "назидательно". Да, следуя его трактовке, это можно понять как изложение некой "морали" по окончании действа, но ей-богу, мне ближе оказался пламенный религиозный экстаз :)))) В экстатическом виде это, помню, слушалось почти как "шаманство", я вдруг ощутил, как это "поднимает" (словечко Скрябина).
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Это я в качестве комментария к словам "кому как не ей быть наиболее близкой". Близость к гению ещё не добавляет жене понимания его творчества.
 
:)))). Это написано с долей шутки.
Но Лорио, по свидетельствам, участвовала в подготовке и редактировании рукописей…

Predlogoff
Цитировать
В плане этого понимания Эмар ГОРАЗДО ближе к автору, он усвоил важнейшее требование Мессиана - требование ИДЕАЛЬНОСТИ воплощения его ритмических фигур. А Лорио была в своём генезисе всё же романтической пианисткой, творческие принципы которой были весьма далеки от объективных требований отнюдь не романтического стиля Мессиана. Гибкость её исполнения находится в кричащем несоответствии с философией творчества Мессиана.

Но его творчество многогранно, и в нём романтизм также проявлен. Поэтому ставка на строгость воспроизведения ритмической формулы не означает ещё полного проникновения в дух произведения. Я не могу ничего говорить в отношении Эмара – не слышала. Наоборот,  очень-очень заинтересована и верю Вам в том, что он является лучшим исполнителем сочинения :)).
Но хотела бы «защитить» Лорио. Мне кажется, что отразить красочность, экстатическую наполненность (хотя бы в том же "последнем взгляде":  там, где череда быстрых повторяющихся фигур - иногда кажется, что дыхание перехватывает) – ей удалось.  Религиозные представления композитора, воплотившиеся в идейном содержании его работ, связаны не столько с интеллектуальным  постижением мудрости творения, сколько с поэтически окрашенным,  эмоционально-образным, красочным и пантеистическим восприятием «божественного».  Здесь не столько преклонение, постижение или благоговение, сколько непосредственное чувствование, «пребывание в».  Образная религиозная картина мира  у композитора совсем не такая, какой она предстает в учениях церкви. Она не вполне традиционна. И я не уверена, что нужно связывать Мессиана с традицией духовной музыки, идущей от Баха (у меня, кажется, в буклете к одному из дисков было указано, что фортепианный стиль Мессиана много унаследовал от Баха и требует близких технико-художественных подходов). И тем более с упором на отражение конструктов.

Может быть,  задачи воплощения образного содержания произведений всё же дают некоторые основания жертвовать точностью? С другой стороны, правда, своеобразные ритмические конструкции произведений тоже работают на создание экстатически-восторженного состояния, потому большого противоречия между четким ритмом и "одухотворенностью" в исполнении вроде быть не должно. А что касается колористичности и вдохновенности – то мне кажется, здесь Лорио на высоте:)).

По поводу романтизма. Но разве Мессиан не добился как раз гармонического сочетания разной стилистики, вплетая в произведения разные композиционные техники, в т.ч. включая и романтические штрихи? Хотела привести это как пример в теме об авангарде, но всё никак не найти время, чтобы продолжить обсуждение в том потоке. Лучше, наверное, затронуть этот вопрос там. 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Predlogoff
Цитировать
Это я в качестве комментария к словам "кому как не ей быть наиболее близкой". Близость к гению ещё не добавляет жене понимания его творчества.
 
:)))). Это написано с долей шутки.
Но Лорио, по свидетельствам, участвовала в подготовке и редактировании рукописей…

А жена Толстого ему несколько раз "Войну и мир" переписывала - ну и что ? Прониклась всею глубиною романа ? Разобралась в нём ?

Predlogoff
Цитировать
В плане этого понимания Эмар ГОРАЗДО ближе к автору, он усвоил важнейшее требование Мессиана - требование ИДЕАЛЬНОСТИ воплощения его ритмических фигур. А Лорио была в своём генезисе всё же романтической пианисткой, творческие принципы которой были весьма далеки от объективных требований отнюдь не романтического стиля Мессиана. Гибкость её исполнения находится в кричащем несоответствии с философией творчества Мессиана.

Но его творчество многогранно, и в нём романтизм также проявлен. Поэтому ставка на строгость воспроизведения ритмической формулы не означает ещё полного проникновения в дух произведения. Я не могу ничего говорить в отношении Эмара – не слышала. Наоборот,  очень-очень заинтересована и верю Вам в том, что он является лучшим исполнителем сочинения :)).

Вот тут есть инфа по теме:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1365.msg17489#msg17489

Но хотела бы «защитить» Лорио. Мне кажется, что отразить красочность, экстатическую наполненность (хотя бы в том же "последнем взгляде":  там, где череда быстрых повторяющихся фигур - иногда кажется, что дыхание перехватывает) – ей удалось. 

Я послушаю ещё раз с нотами, тогда и обсудим.

Религиозные представления композитора, воплотившиеся в идейном содержании его работ, связаны не столько с интеллектуальным  постижением мудрости творения, сколько с поэтически окрашенным,  эмоционально-образным, красочным и пантеистическим восприятием «божественного».

Одно другому не мешает. Кстати, известное заблуждение по поводу музыки как таковой – что она, дескать, "эмоциональное искусство". Ничего подобного: в музыке имеется громадный интеллектуальный (в т.ч. конструктивистский) заряд, просто эту её сторону бОльшая часть публики вообще не воспринимает, ибо для восприятия этой составляющей требуются ЗНАНИЯ, а не одна только ИНТУИЦИЯ.
Я могу рассказать вам очень смешной случай, как со мной спорили по поводу технологий Скрябина (не говоря уже о Мессиане, с именем которого слово "технология" связано традиционно и неразрывно) :)
Несколько лет назад на одном из форумов я на примере наиболее характерных произведений Скрябина неспешно копался в его композиторской технологии, обсуждая её с заинтересованными читателями. Вдруг выяснилось, что за нашим обсуждением наблюдают "романтические души", невинность которых не омрачена избытком интеллекта.
Видать, они читали-читали, терпели-терпели, но потом "не вынесла душа поэта": мне было заявлено, что слово "технология" применительно к романтику Скрябину использовать не просто "нельзя", а даже чуть ли не низко и подло, потому что, дескать, это терминология из области науки и техники, что таким термином я принижаю Скрябина, а творчество Скрябина "наполнено любовью" и т.п. Что, мол, для того, чтобы правильно сыграть Скрябина, его "надо любить" – надо любить 1-й такт, любить 2-й и т.п. до последнего такта. "Только так можно хорошо и правильно сыграть Скрябина".
Ну и т.п. в таком же духе – не хочу цитировать и разбирать устаревшую конкретику, но смысл именно в этом.
Во-первых, я сразу ответил по поводу "любви" – что Скрябин это один из самых сатанинских композиторов во всей истории музыки :))) "Сатанинский" в том же смысле, в каком таковым был, к примеру, Лист: не подлежит сомнению идейная "мефистофельская линия" Скрябина, унаследованная им от Листа (дьяволиада, сатанизм, чувственность, гневливость, эротика и похотливость, издёвка, ирония, образы ада, образы беспощадной жестокой силы). В этом же ключе, но в более отдалённом плане, можно упомянуть ещё и Бетховена (по части гнева и беспощадной силы). В этом же контексте можно помянуть также Вагнера, у которого Скрябин тоже многое позаимствовал по части идей "мировых переворотов".
Это "о любви".
А что касается "технологии", то Скрябин на поверку оказался одним из самых интеллектуальных и самых "технологичных" композиторов – в этом плане, если иметь в виду поздний его период, он не уступает даже Баху, пожалуй, самому известному "технологу", а также добаховским "технологам".
Но понимаете, дабы это осознать, в этом надо РАЗБИРАТЬСЯ, а для этого надо уметь пользоваться своим мозгом !
Вот именно В ЭТОМ основная проблема всех "наивных романтиков-интуитов": они "все в чувствах-с", им не до изучения, а уж тем более, не до рассуждений по поводу изученного, таким образом получается, что их мозг почти не задействован и они не умеют им пользоваться, оставаясь на поверхности "чувств-с-вс".
То же самое можно сказать применительно к Мессиану: "романтизм", воспринимаемый чисто внешне на уровне неподготовленной интуиции – это мизерная составляющая часть его творчества, которая не делает и не должна делать основной "погоды" при изучении и восприятии его творений.
Кстати, примерно так же воспринимают и позднего Скрябина – чуть ли не на уровне сонорики :))) Этого не просто "мало", это вообще "ничто", если учесть всю глубину продуманности формы и структуры его творений.


Здесь не столько преклонение, постижение или благоговение, сколько непосредственное чувствование, «пребывание в».  Образная религиозная картина мира  у композитора совсем не такая, какой она предстает в учениях церкви. Она не вполне традиционна.

Если уж вспоминать о религиозной ортодоксальности, то Мессиан был от неё весьма далёк.
Любопытно, что он поклонялся Франциску Ассизскому и даже написал о нём оперу – а ведь Франциск был весьма далёк от "правоверного" католичества, ибо в его взглядах был очень силён пантеистический элемент в виде поклонения животному и растительному миру, т.е. ЧУВСТВЕННОЙ красоте, что идёт вразрез с аскетическими канонами католичества как такового.
Не понимаю, как Франциска терпело католичество :)
Но для Мессиана, если верить его собственным словам, мироздание предстаёт как сложный, но чётко работающий механизм, потому проблема наличия и применения "технологии" его не смущала: ведь если вся Вселенная технологична, то почему бы не воспользоваться технологиями для её постижения и почему бы не воспользоваться "цифровыми кодами" для получения доступа к её "тайнам" ? :)

И я не уверена, что нужно связывать Мессиана с традицией духовной музыки, идущей от Баха (у меня, кажется, в буклете к одному из дисков было указано, что фортепианный стиль Мессиана много унаследовал от Баха и требует близких технико-художественных подходов). И тем более с упором на отражение конструктов.

Не знаю, что он "унаследовал от Баха", тем более, в плане фортепианно стиля – на мой взгляд, это какая-то чушь там в буклете прописана. Как раз много говорилось о другом – что Мессиан (если говорить именно о фортепиано) подарил музыкальному миру новый "образ фортепиано", открыл такие его возможности, о которых до него никто не помышлял.

Может быть,  задачи воплощения образного содержания произведений всё же дают некоторые основания жертвовать точностью?

Нет, не дают.
Ритмы и ритмические фигуры должны исполняться идеально, иначе они не имеют смысла, потому что именно в этой точности, вернее, в цифровом выражении этой точности заключён "мистический смысл".

С другой стороны, правда, своеобразные ритмические конструкции произведений тоже работают на создание экстатически-восторженного состояния, потому большого противоречия между четким ритмом и "одухотворенностью" в исполнении вроде быть не должно

Тут следует понимать, что такое "чёткий ритм" – это не есть регулярный периодический ритм, это есть последование и наслоение, по преимуществу, НЕпериодических ритмических фигур, которые должны быть выполнены абсолютно точно, ибо если говорить о философской подоплёке, то "винтики мироздания" должны быть сделаны и подогнаны "божественно-идеально", иначе магия не сработает.


А что касается колористичности и вдохновенности – то мне кажется, здесь Лорио на высоте:)).

Проверим.

По поводу романтизма. Но разве Мессиан не добился как раз гармонического сочетания разной стилистики, вплетая в произведения разные композиционные техники, в т.ч. включая и романтические штрихи? Хотела привести это как пример в теме об авангарде, но всё никак не найти время, чтобы продолжить обсуждение в том потоке. Лучше, наверное, затронуть этот вопрос там. 

Может быть, но кое-что я хочу сказать именно здесь.
Внешнеромантический флёр его произведений точно так же не должен вводить в заблуждение относительно его "романтизма", как и скрябинская сонорика. Разумеется, Мессиан вышел из французской школы с её культом импрессионизма, звуковой колористики, как и Скрябин вышел из романтических "одежд" европейского романтизма с отчётливым русским оттенком, но если говорить не о том, из чего они вышли, а о том, к чему пришли, то становится очевидной вся относительность применимости к ним прежних стандартов оценки.
Поэтому я думаю, что исполнителей "Взглядов" и других произведений Мессиана следует оценивать прежде всего по их способности воссоздать особенности того стиля, к которому он ПРИШЁЛ, а не того, из которого он вышел.
« Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2008, 13:02:19 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
За ссылку спасибо - послушаю :)). По поводу Скрябина - посмеялась от души :)).
Насчет технологичности - вот творчество Мессиана и показывает, что музыкальное "изобретательство" в современном музыкальном искусстве существует, его возможности не исчерпаны (это к потоку об авангарде). В частности, Вы сами говорите про "новый образ" фортепиано и про стиль, который создан Мессианом.
А вообще, спонтанное получается обсуждение. Тема больно обширна...
Кстати, Гергиев решил представить в декабре Турангалилу.   

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Я успела послушать только "первые взгляды", образующие экспозицию, и, должна сказать, что удивлена :). Интерпретация Эмара существенно отличается от того, что на слуху. Причем  не только темпо-ритмической стороной, но и другими составляющими – тембром, динамическими штрихами. Некоторые фрагменты я даже не узнавала :)), приходилось возвращаться и переслушивать.
У Лорио звучание более "фортепианное", глубокое и гибкое – но очень красивое. Да, в сравнении с Эмаром романтическая окрашенность и легкая рубатность более чем очевидны.  У П. Серкина резче динамические контрасты и глубже басы. Эмар более лаконичен, аккуратен, отчетлив и медитативен. Звук более бесплотен в теме "звезды и креста". "Взгляд Отца" у него, мне кажется, сыгран в завышенном темпе, обычно тема Отца исполняется медленнее. Но тем не менее звучит она у него действительно медитативно, статично. Игра ласкает слух скорее чистотой, чем богатством звучания.

У меня музыка Мессиана ассоциировалась с исполнительством Лорио (если судить по литературе, то это почти такой же симбиозный случай, как Скрябин и Софроницкий :)).
Так что не знаю, что и думать  :))))). Нужно дослушивать и разбираться, где правда :)))))).
Кстати, а Латри приезжал? Вы были на концерте?
« Последнее редактирование: Ноябрь 21, 2008, 11:54:57 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я успела послушать только "первые взгляды", образующие экспозицию, и, должна сказать, что удивлена :). Интерпретация Эмара существенно отличается от того, что на слуху.

Поэтому и рекомендую. Многие убедились, что Эмар "играет как написано в нотах".
В случае Мессиана сие особенно важно: это как в мистическом символе или заклинании – если хоть какая-то составляющая будет нарушена, то колдовство не сработает и может даже погубить своего "владельца", который на основании простого факта владения осмелился прикоснуться к тайне заклятия.
Помню, читал в 70-х годах книгу Гаккеля о ф-п музыке 20-го века и хихикал: Гаккель утверждал, что та нотация, в частности, те ритмические фигуры, которые выписаны в нотах у Булёза и Мессиана, "невозможно точно исполнить", что это выше человеческих сил и т.п.
Я тогда ещё подумал: да уж, нашим (и не нашим) вольнолюбивым романтикам-рубатникам (в частности, дирижёрам и пианистам) довольно сложно ТОЧНО выполнить подобные композиторские указания, но это не означает, что они вообще "невыполнимы".
Я же говорю, надо уметь использовать свой мозг. Вот Эмар сумел проникнуться формальными требованиями текста и воплотить волшебство в почти идеальном виде, насколько это вообще доступно живому человеку. В каком-то смысле его исполнение Мессиана "нечеловеческое" (сразу слова Ленина вспомнились: "изумительная, нечеловеческая музыка" :) ), потому что пианистов вообще по-другому воспитывают, им прививают иные навыки музыкального мышления. А тут, в случае реализации текстов Мессиана, выдвигается требование идеальной точности, в которой как раз и заключена вся "соль".
В каком-то смысле для того, чтобы "правильно" играть Мессиана, нужна особая "школа", каковая нужна также и для воспитания исполнителей Скрябина.
Но вряд ли кто-то будет возиться с такой "школой", да и где для неё взять преподавательские кадры ? :)) Недаром вокруг Скрябина, как и вокруг Мессиана, существовал кружок его приверженцев и фанатов, который помогал композитору налаживать какие-то живые связи с окружающим музыкальным миром, от технических возможностей которого они оба столь далеко и радикально оторвались.


У Лорио звучание более "фортепианное", глубокое и гибкое – но очень красивое. Да, в сравнении с Эмаром романтическая окрашенность и легкая рубатность более чем очевидны.

Конечно. Как говорится, всё познаётся в сравнении :) Между прочим, для приближения к пониманию исполнительского "скрябинизма" тоже очень полезно сравнивать многие исполнения. Тогда и вся относительность "скрябинизма" Софроницкого будет вполне очевидной, более того, после тщательного изучения и сравнения можно будет даже прийти к выводу, что он вовсе и не скрябинист, а просто пианист, "много игравший Скрябина".

У П. Серкина резче динамические контрасты и глубже басы.

Позволю себе о Серкине в тряпочку помолчать, а то ещё брякну что-нибудь такое, за что сам себя должен буду забанить как админ :))))))))

Эмар более лаконичен, аккуратен, отчетлив и медитативен. Звук более бесплотен в теме "звезды и креста". "Взгляд Отца" у него, мне кажется, сыгран в завышенном темпе, обычно тема Отца исполняется медленнее. Но тем не менее звучит она у него действительно медитативно, статично. Игра ласкает слух скорее чистотой, чем богатством звучания.

Да, точность и чистота – это важные характеристики его игры в Мессиане. Он словно апостольствует и при этом экономит краски, дабы не растекаться мыслью по древу.

У меня музыка Мессиана ассоциировалась с исполнительством Лорио (если судить по литературе, то это почти такой же симбиозный случай, как Скрябин и Софроницкий :)).

Ну мало ли что "в литературе" пишут – конечно, это надо читать, но надо и проверять. Пример взаимоотношений Лорио и творчества Мессиана можно поставить в параллель к отношениям между Софроницким и творчеством Скрябина. Да, волею судеб эти пианисты соприкоснулись с теми композиторскими именами, с которыми молва прочно увязывает их исполнительство, но из этого ещё не следует, что они в стилистическом плане были самыми точными и наиболее близкими часто исполняемой и любимой ими музыке.

Так что не знаю, что и думать  :))))). Нужно дослушивать и разбираться, где правда :)))))).
Кстати, а Латри приезжал? Вы были на концерте?

Я там не был.
Но он Мессиана-то собирался исполнить лишь одну небольшую вещицу, а остальное там было Дюпре и т.п. Поскольку Баха не было, наверное, публика не ломилась (у нас только на Баха сильно ломятся) и можно было попасть, но я поленился. К тому же у меня есть органный интеграл Мессиана в исполнении Латри, так что вроде даже и ходить-то незачем было, если только затем, чтобы поинтересоваться, как он разложит по регистрам пьесу Мессиана и другие произведения с учётом диспозиции органа БЗК.
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2008, 12:43:43 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Концертный зал Чайковского
21 11 2010 / воскресенье /
19.00

Пьер-Лоран Эмар (Франция)
Абонемент: No. 43 Год России-Франции. Пианистическая Франция (3 концерта)

В программе:

Равель
«Отражения», фортепианный цикл

Мессиан
Le traquet stapazin из 2-й тетради цикла «Каталог птиц»

Булез
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В результате сегодня (21.11.2010) в КЗЧ Эмаром было сыграно следующее:

1 отд.

Мессиан
"8 прелюдий"

Булез
"12 нотаций"


2 отд.
Равель
"Отражения"

Бисов не было.


Как и желания слушать бисы - тоже.
Я не знаю, что случилось с Эмаром - а может, ничего не случилось, а просто именно ТАКАЯ игра в Равеле ему всегда была свойственна, но это была скучища. Хотя и звук был обаятелен - но однообразен; хотя и техника была на высоте - но не поражала; хотя и концепция вроде наличествовала - но в исполнении было мало жизни.
Я не знаю, как к этому отнестись.
На мой взгляд, лучшим номером этой программы был первый цикл - Мессиан. Вот тут было всё на месте - и звук, и техника, и умение выдерживать равномерный ритм и погружать в медитативные состояния. Да, пожалуй, Мессиан был лучше всего.
Булеза я позволю себе не комментировать: если кто-либо из композиторов настоящего или будущего захочет написать нечто подобное, то, я глубоко убеждён, это не вызовет у него никаких затруднений. Такая музыка может быть написана в любую эпоху и никакой конкретной эпохе не принадлежит.
А вот что касается Равеля .....
Вы не поверите: Володин НАМНОГО превзошёл Эмара в исполнении этого цикла ! Эмар играл в целом неплохо, но даже вчетверть не достиг того чуда, которому я был свидетелем в 2008 году в МЗК, когда Володин играл "Отражения" ! Игра Володина была более экспрессивной, более техничной, более гибкой по темпам, более контрастной по динамике и т.д. Всё это, вместе взятое, делало игру Володина намного более яркой и запоминающейся, красочной, превращающей её в подлинное откровение: перефразируя знаменитые слова, я могу со всей уверенностью сказать, что Володин играет Равеля лучше, чем француз, а Шопена лучше, чем поляк ! :) К сожалению, игра Эмара, от которой я ожидал намного бОльшего, чем услыхал сегодня в КЗЧ, меня с т.з. высших ожиданий не удовлетворила, и вечер этот ДЛЯ МЕНЯ событием не стал.
Эмар будто доигрывал Равеля в состоянии то ли тоскливой скуки, то ли смертельной усталости - уж не знаю, от чего, от музыки или от жизни, но не всё ли равно ?
Бисов не было - и, стыдно сказать, я этому даже порадовался.
С другой стороны, программа была абсолютно "закмнутой" и логически завершённой - что после неё можно играть на бис ? Ещё Равеля ? Мессиана ? Или, быть может, другого французского автора - например, Дебюсси ?
В общем, похлопали, цветочки вручили и спокойно разошлись.
Ей-богу, можно было туда не ходить - ничего не потерял бы. Зато не был бы уверен, что ничего не потерял ! :))
Шучу.
« Последнее редактирование: Ноябрь 21, 2010, 22:30:47 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Мне кажется, не так все и плохо было, особенно если вспомнить  безжизненную игру Девуайона, то Эмар как раз был достаточно витален - до последней пьесы Отражений. Долина звонов действительно получилась довольно скучной. Ну а вы заметили, что люди начали еще во время исполнения Отражений вытекать из зала? Кого это может вдохновить. Отражения в целом, на мой взгляд, Эмар  сыграл утонченно, изысканно,  с мягким переливом  звучаний -мне особенно понравилась Лодка в океане и даже Альборадо, которое  не люблю, я с удовольствием послушала. 
Мессиана Эмар, конечно, превосходно сыграл, но больше мне понравился Булез и вещь, кстати, восхитительная -очень острая, динамичная, стройная по структуре :)
Меня очень удивило, что  Девуайона на прошлом концерте буквально  засыпали цветами (шт. 20 букетов точно было), а Эмар довольствовался букетом от служительницы и некой запиской. Неужели Девуайона так хорошо помнят и знают  по конкурсу Чайковского?
« Последнее редактирование: Ноябрь 21, 2010, 22:30:09 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А вот что мне подпортило этот фортепианный вечер -  так это грубая подзвучка. Я и раньше говорила, что в КЗЧ идет подзвучка, но всегда добавляла -мягкая.  До этого я слышала естественный звук в букете звучания, причем естественная компонента преобладала. Так было и на Девуайоне, а сегодня подзвучка была ужасной - я не слышала естественного звучания вообще, хотя сидела на том же месте, что и на предыдущем концерте (у меня абонемент).
А вы , ув. Predlogoff, почему молчите насчет подзвучки? или вы сидели на первом ряду, и там как  и в СЗМД слышен только естественный звук? Хотела пойти проверить по поводу первых рядов партера, но все места были заняты, хотя по геометрии расположения динамиков не думаю, что там может быть слышен естественный звук.
Между прочим, сегодня я насчитала 10 шт  висячих микрофонов, помимо стоячего. А в прошлых концертах такого изобилия не было -(неск. штук было). Видимо, звукооператор пришел в КЗЧ из Кремлевского дворца (а откуда ему еще взяться), где уровень звука на рок-концертах достигает 100 дб. Если кто не знает, то поясню - побыть в течение 2-х часов на рок-концерте равносильно часовому пребыванию под самолетом с ревущим двигателем.
Я боюсь, что если усиление подзвучки пойдет такими темпами, то на следующем концерте Элен Гримо будут не только волки, но стараниями звукооператора и  аэродром. >:(
« Последнее редактирование: Ноябрь 21, 2010, 22:28:49 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
Скажите пожалуйста, ну чем было плохо без подзвучки, кто был недоволен??
Я чувствую, с такими темпами скоро дойдёт до того, что и пианисты, и оперные певцы будут выступать под фонограмму.
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2010, 14:34:30 от Muusika »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Меня очень удивило, что  Девуайона на прошлом концерте буквально  засыпали цветами (шт. 20 букетов точно было), а Эмар довольствовался букетом от служительницы и некой запиской. Неужели Девуайона так хорошо помнят и знают  по конкурсу Чайковского?

В это трудно поверить, но, по-видимому, это именно так ! :) Наши слушатели готовы млеть над иностранцами десятилетиями: даже если гастролёры давно выдохлись и уже ни на что серьёзное не годятся, их всё равно будут заваливать цветами в память о прекрасной молодости - и своей, и иностранной ! :))
Насчёт подзвучки в КЗЧ - я не знаю, зачем она там. Мне кажется, рояль и без неё всегда очень хорошо наполнял звуком этот зал. Но знаете, во-первых, я стараюсь сесть так, чтобы подзвучка не мешала, а во-вторых, я научился от неё абстрагироваться, как от любых паразитных помех.
А вообще, я давно уже сказал: тех, кто там внедрил подзвучку, надо дисквалифицировать - за профнепригодность и неумение наладить акустику зала обычными средствами - и уволить без права переписки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Скажите пожалуйста, ну чем было плохо без подзвучки, кто был недоволен??
 

Сказать честно, больше всех недовольной была я - без подзвучки рояль в сопровождении оркестра был очень  плохо слышен в КЗЧ, орекстр его вообще забивал,  а  сам симфоническиий оркестр звучал с нарушеним баланса правой и левой стороны (взависимости от местоположения).
В обще с подзвучкой даже лучше, если суметь абстрагироваться от нее (во втором отделении на Равеле мне она уже не так сильно мешала). Так что я умолкаю :(

А вот еще в ветке о Севильском цирюльнике в театра Станиславского я прочла, что вокалистам очень трудно петь под микрофонную полдзвучку, а интересно - как  в этом отношении чувствуют себя пианисты?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Sonik

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 767
Дорогая Lorina, спасибо огромное за доп. материалы!
На меня Эмар произвел как раз большое впечатление! - Я его раньше не слышала!
В целом мои впечатления совпадают с впечатлениями Лорины. Что же касается "Долины звонов", то скучной эта часть стала потому, что Эмар офигел от внезапно раздавшихся на ферматной паузе хлопков - публика вдруг решила, что это окончание!.. >:( - и потом просто потерял интерес к испорченной пьесе... :( Вообще публика меня вчера неприятно поразила - было такое впечатление, что народ зашел случайно с улицы, потому что француз и потому что Мессиан с Булезом - это "круто",  - ну, и вел себя соответствующе...

Честно говоря, когда я слушала вчера Эмара в Мессиане и Булезе, вспомнила Юру Фаворина - вот кто может составить Эмару настоящую конкуренцию в этом репертуаре!!.....

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На меня Эмар произвел как раз большое впечатление! - Я его раньше не слышала!

:) Если только поэтому. Конечно, я тоже с интересом его выслушал. С вежливым интересом, точнее сказать. И чем ближе к концу, тем вежливее и вежливее становился мой интерес ! :)
Насчёт "большого впечатления" от игры Эмара не соглашусь: всё 2-е отделение было сплошной смертной тоской. Даже "Лодка в океане" в таком исполнении оказалась словно бы в стоячем болоте. Удивительно серое, вялое исполнение. Я остался крайне недоволен.
Я объясняю это тем, что накануне Эмар уже играл в КЗЧ ф-п концерт Равеля для левой руки – я не слушал его, но верю, что это было значительно лучше, чем то, что он предъявил нам на следующий день.
Отсутствие бисов говорило само за себя.

В целом мои впечатления совпадают с впечатлениями Лорины. Что же касается "Долины звонов", то скучной эта часть стала потому, что Эмар офигел от внезапно раздавшихся на ферматной паузе хлопков - публика вдруг решила, что это окончание!..

Быть может, он просто физически плохо себя чувствовал.

публика меня вчера неприятно поразила - было такое впечатление, что народ зашел случайно с улицы, потому что француз и потому что Мессиан с Булезом - это "круто",  - ну, и вел себя соответствующе...

:)) Нет, просто клюнули на иностранца !

Честно говоря, когда я слушала вчера Эмара в Мессиане и Булезе, вспомнила Юру Фаворина - вот кто может составить Эмару настоящую конкуренцию в этом репертуаре!!.....

Вот именно ! Я тоже вспоминал о Юре ! А когда звучали "Отражения", я страдал, что играет не Володин ! :))
И ведь что любопытно: они ОБА - каждый в своём репертуаре - превосходят Эмара уже сегодня, а где же их громкая слава в нашем отечестве ??
Знаете, даже не обидно, а тревожно за нашу публику: неужели она вообще уже ничего не понимает и клюёт лишь на рекламу ? Выходит дело, что Фаворина и Володина достаточно объявить "заезжими" и разрекламировать, чтобы на них тоже валом валили ? Это как раз вопрос к т.н. "музыкальному менеджменту" !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.vremya.ru/2010/214/10/265322.html

23.11.2010
 
Технологии ничего не решают, надо работать над собой



После пятилетнего перерыва в Москву приехал Пьер-Лоран Эмар -- одна из ключевых фигур современного музыкального мира. В 1973 году он победил на Международном конкурсе Оливье Мессиана, а в 1977-м по приглашению Пьера Булеза вошел в состав Ensemble InterContemporain, крупнейшего в мире ансамбля новой музыки. С тех пор Эмар много играл музыку Мессиана, Лигети, Булеза, Куртага, Штокхаузена, Картера. Он работает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира, сочетая в равной степени исполнение современного и традиционного репертуара. В Зале Чайковского в концертах Московской филармонии в рамках Года Франции в России Эмар играл Фортепианный концерт Равеля (для левой руки) с Национальным филармоническим оркестром России и сольную программу из сочинений Равеля, Мессиана и Булеза. После концерта с Пьером-Лораном ЭМАРОМ побеседовал Илья ОВЧИННИКОВ.

-- Пьер Булез считает, что с появлением современных коммуникаций возросла разобщенность людей. Вы согласны?

-- Сегодня происходят коренные изменения в менталитете. Раньше считалось, что разница между поколениями -- четверть века, сегодня она может составлять год или два. Новые средства коммуникации не способствуют улучшению возможностей восприятия, особенно если надо сконцентрироваться на чем-либо продолжительном. Я очень удивляюсь тому, что многие важные события и явления ХХ века не впитаны современной культурой и ушли в прошлое: например, многое из авангардного искусства. Люди остаются во многом провинциалами, даже когда хорошо информированы. Технологии ничего не решают, каждый должен работать над собой.

Ситуацию может изменить и один человек, если он видит достаточно далеко и если ему хватает внутренней силы. Разве пример венесуэльской "Системы" (всеобщего музыкального, оркестрового образования. -- Ред.) не фантастика? Один человек, доктор Абреу, изменил страну за тридцать лет, создав с нуля систему оркестров, в которую вовлечены сотни тысяч молодых людей. При этом музыкальное образование во всем мире остается крайне консервативным. В высшей школе музыки Кельна, где я преподаю, стараюсь делать что могу: моя цель -- научить студентов играть любую музыку, от барокко до новейшей, и ориентироваться во всех стилях. Что должно быть целью каждого молодого артиста, но не всем это очевидно.

-- Важно ли для вас быть именно французским пианистом?

-- Я носитель французской культуры, родился в Лионе, но в большей степени я ощущаю себя европейцем, жителем планеты. Я играю в Германии, Англии, Австрии больше, чем во Франции, исполняю много немецкой и венгерской музыки, поэтому ощущать себя французом -- лишь часть моей самоидентификации. Правда, один из крупнейших французских композиторов Мессиан, как и Булез, -- постоянная часть моей музыкальной жизни, юности, и с его музыкой мне особенно важно сохранить хорошие отношения. У нее особые краски и звучание, а главное -- особенное ощущение времени.

-- Еще один композитор вашего круга родился днем позже Мессиана и жив до сих пор: Эллиот Картер, которому скоро исполнится 102. Давно ли вы его видели?

-- В августе мы с детьми навещали его в Нью-Йорке и чудесно проговорили на протяжении часа. Когда меня спрашивают о молодых композиторах наших дней, я думаю о Картере. С его свежестью, энергией, богатством идей, для меня он воплощение того, каким должен быть молодой композитор. Он в отличной форме, у него фантастическая память и невероятное чувство юмора. Он сочиняет одно произведение за другим, недавно закончил концерт для фортепиано, ударных и оркестра. Я буду удостоен чести -- и удовольствия -- первым сыграть его. Надеюсь, это произойдет в июне на фестивале в Олдборо, где я художественный руководитель.

-- Не собираетесь ли принять участие в той или иной оперной постановке как пианист или дирижер?

-- Или как певец, да? Нет, я совсем не дирижер. Иногда дирижирую из-за рояля или встаю за пульт, когда сочинение и его автор слишком уж хорошо мне знакомы, -- это некоторые вещи Мессиана, Булеза, Картера, Штокхаузена, Лигети -- или Гайдн, или Моцарт. Но если бы я взялся за музыку, которой нужен настоящий квалифицированный дирижер, это было бы плохо для всех, для моих коллег-инструменталистов в том числе. На фестивале в Олдборо я иногда позволяю себе это с хорошо знакомым мне коллективом, как Малеровский камерный оркестр или Britten Sinfonia. Но я работаю там не ради того, чтобы лишний раз выступить. Другое дело, если речь о новой или малоизвестной музыке, когда мое участие и мои руки могут действительно помочь делу.

-- Продолжается ли ваше сотрудничество с лейблом Deutsche Grammophon?

-- Да, следующий проект посвящен фортепианной музыке Листа -- к его двухсотлетию. Я уверен, что Лист гораздо богаче, глубже и интереснее как личность, чем нам кажется. Мне хотелось бы подготовить несколько программ, которые показали бы, как много значили его изобретения для своего времени, для других видов искусств, для других композиторов, для будущего. Он был настоящим борцом за новую музыку, что осознается отнюдь не всегда. И я собираюсь сопоставить фортепианную музыку Листа с музыкой следующих эпох, которая помогла бы высветить новаторскую сторону его личности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1544425

В Москве прошли гастроли известного французского пианиста Пьера-Лорана Эмара, одного из самых авторитетных интерпретаторов музыки ХХ века в фортепианном мире. В зале Чайковского он сначала выступил вместе с Национальным филармоническим оркестром России, а на следующий вечер дал сольный концерт. Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.
Первый из двух концертов оказался бенефисом скорее оркестра (за дирижерским пультом которого стоял Михаил Агрест), исполнявшего сюиту Форе "Пеллеас и Мелизанда", "Французскую сюиту" Пуленка и "Море" Дебюсси,— господин Эмар выступил только во Втором концерте Равеля. Сольный концерт вызывал все-таки больше ожиданий — помимо музыки того же Равеля, которому посвящен недавний диск пианиста, в программе был анонсирован Пьер Булез (дуайен французской музыкальной элиты в качестве дирижера записывал с господином Эмаром тот самый диск, но вообще отношения с Булезом-композитором у пианиста давние и основательные, в булезовском Ensemble InterContemporain он в свое время работал 18 лет). А также Мессиан — в полном соответствии с реноме Пьера-Лорана Эмара, который и учился в консерватории у Ивонн Лорио, жены Мессиана, и сам с молодости считается образцовым исполнителем его музыки.

А уж сам интерес к сложным музыкальным текстам он обнаружил и вовсе в полудетском возрасте. Это, если хотите, ситуация предельно искренняя, это не случай музыканта, который пускается в репертуарные эксперименты (в старинную или, наоборот, новую музыку) потому, что прискучил обыкновенный репертуар или кто-то из современных композиторов посвятил ему новый опус, рассчитывая на его, музыканта, известность.

Собственно, в своих трактовках Пьер-Лоран Эмар тоже прежде всего на свой лад искренен, даже если речь идет о сложном композиторском лексиконе середины-второй половины прошлого века (хотя это искренность не совсем того толка, о которой думаешь в связи, скажем, с романтической музыкой). "Двенадцать нотаций" Булеза, решительное атональное сочинение 1945 года, господин Эмар сыграл так ясно, внимательно и с такой объективной содержательностью, как если бы это был Бах.

"Восемь прелюдий" Мессиана, открывавшие концерт (тоже юношеское произведение, кстати), было слушать особенно любопытно — в содержательной части интроспекция и даже мистицизм, но по деликатности и текучести внешнего решения с прекрасной технической отделкой вспоминался если не Дебюсси, то Равель. Впрочем, тем занятнее воспринимался цикл "Отражения" того же Равеля, сыгранный во втором отделении: там-то у изобразительной стороны равелевских "картинок" не было никакого перевеса, а на первый план выходила очень вещественная магия густого, упругого звука и приглушенных динамических контрастов — и в результате Равель самым органичным образом дополнял впечатления от Мессиана и Булеза.

Помимо прочего, концерт оказался достойным ответом клеветникам, считающим, будто авангард у нас публика не очень воспринимает, а именами Булеза и Мессиана вместе со Штокхаузеном иные филармонические слушатели только что маленьких детей не пугают. Ничего подобного, полный зал (и некоторые, надо заметить, как раз с маленькими детьми) — по сравнению с прошлым, пятилетней давности, приездом музыканта очень неплохой прием. Вполне в духе рассказов о том, как в 1981 году Пьер-Лоран Эмар чуть ли не тайком играл для московской публики Мессиана в Физическом институте Академии наук СССР.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
http://www.openspace.ru/mediathek/details/18841/
Мастер-класс Пьера-Лорана Эмара
23/11/2010
Во время своего визита в Москву знаменитый французский пианист Пьер-Лоран Эмар провел мастер-класс в Московской консерватории
Самая эмоциональная реакция у Пьера-Лорана Эмара была на невыключенный мобильный телефон. Бесстыдно скрипящую педаль у рояля пианист, знаменитый своими перфекционистскими отношениями с музыкальными инструментами, как-то вытерпел. Ему сумели найти несколько студентов, исполняющих музыку, у нас считающуюся современной, а у Эмара – скорее классикой. Из предложенного списка он выбрал четырех с сочинениями европейских классиков ХХ века, в частности со своим фирменным Оливье Мессианом.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
вот еще немного видео с сольного концерта Эмара
http://news.mail.ru/video/4821400/
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #25 : Декабрь 21, 2010, 19:55:23 »
За кем будущее

Пианист Пьер-Лоран Эмар как нетипичный представитель фортепианного олимпа

2010-12-02 / Марина Александровна Гайкович - обозреватель отдела культуры "НГ".

http://www.ng.ru/culture/2010-12-02/8_emar.html

В Москве прошли концерты французского пианиста Пьер-Лорана Эмара – спасибо перекрестному году, неумолимо подходящему к завершению. В Московской филармонии даже созданы два специальных абонемента «Год России–Франции», и завершат их гастроли знаменитого оркестра французского радио, дирижера Мунг вун Чунга и пианистки Элен Гримо (14 и 16 декабря). Пьер-Лоран Эмар также сначала сыграл с оркестром – правда, российским (НФОР), а затем дал сольный концерт. Он играл французскую музыку XX века – леворучный концерт Равеля, его же «Отражения», 8 прелюдий Мессиана и «Нотации» Булеза.

Эмар в России – как на американских горках. Его первые гастроли в Москве, еще в 1981 году, были полуподпольными: в Физическом зале Академии наук он играл культовые «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана – сочинение, патологически невозможное на концертной советской эстраде. Пять лет назад Эмар выступал на титулованном фестивале «Владимир Спиваков приглашает…» в полупустом Светлановском зале Дома музыки. Хотя в программе был всего лишь концерт Моцарта, а не авангардные штудии Штокхаузена или Булеза. Говорят, после того как нечто подобное произошло с Григорием Соколовым в начале 2000-х, он наотрез отказался приезжать в Москву, какие бы горы золотые ни сулили продюсеры.

К счастью для нас, Эмар не был таким категоричным – ибо где бы нам еще услышать такое совершенное (и для нашего уха необычное) исполнение французов. То, что в скобках, относится, конечно, к Равелю – в интерпретации Эмара меньше всего было канонической по нашим представлениям «игры полутонов», больше – игры ярких насыщенных, динамических, а местами и драматических пластов, где один фактурный слой не заигрывает, а скорее конфликтует с другим. То, что за скобками, – к Мессиану и Булезу. Мы ведь слушали пианиста, который перенимал материал из первых рук, а если подключить фантазию, его руки – проводники, через которые с нами говорят авторы? Нотации Булеза – первые опыты Новейшей музыки – звучат у Эмара ясно с точки зрения музыкального языка и формы как барочные экзерсисы (старая музыка находится на другом полюсе интересов Эмара, и ей он предан с не меньшим фанатизмом, чем новой; так, только на настройку рояля для записи Искусства фуги ушло полтора года). А прелюдии Мессиана, хотя и ранние, с присутствием влияния Дебюсси (особенно, как говорил автор, в названиях) в исполнении Эмара уже рисуют духовного отшельника, стремящегося постичь вечность.

С музыки Мессиана совершенно органично началось вхождение Эмара в мир музыки вообще и на большую концертную эстраду в частности. В 12 лет он был представлен композитору и через несколько лет выиграл концерт его имени, учился в Парижской консерватории у жены композитора Ивонны Лорио. Затем чуть меньше 20 лет был солистом ансамбля Пьера Булеза Ensemble Intercontemporain – одного из самых маститых пропагандистов современной музыки. То есть перед нами музыкант, чья карьера началась парадоксальным для нашего понимания образом – не через Бетховена и этюды Листа: Эмар сделал себе имя на современной музыке. Но не остановился, как можно было бы предположить, на репертуаре из ХХ века (это путь тоже вполне достойный): скажем, он готовится к записи музыки Листа – на лейбле Deutsche Grammophon, где очень избирательно относятся к репертуару и работают только с лучшими музыкантами.

Нельзя сказать, что пример Эмара типичный. Но возможный. Оговоримся – на Западе. Представить, что в России 12-летнего подающего надежды мальчика приведут к современному и именитому композитору и он сделает мировую карьеру, сложно, если не сказать невозможно. Триада школа–училище–вуз и консервативный репертуар, конечно, доказали свою жизнеспособность. Но на вопрос «Играешь ли ты современную музыку?» студенты консерваторий до сих пор отвечают: «Да, Прокофьева и Шостаковича». Редкие отваживаются взять сочинение студента-композитора, да и то по дружбе (платить ведь мало кто может, а учить надо). А ведь в этом и кроется основная проблема отечественной композиторской школы – некому играть.

Не секрет, что дорожка, по которой новая (часто очень сложная) музыка прокладывает путь к сердцу – или хотя бы интересу слушателя, – через исполнителя. Если Денис Мацуев, предположим, возьмет в свою программу не только Щедрина, но Кузьму Бодрова – какой был бы резонанс. К замечательной новации Министерства культуры, обязывающей оркестры играть новую музыку, даже сами композиторы относятся скептически – автор этих строк тому свидетель (на программе «Пресс-клуб» телеканала «Культура», куда была приглашена и обозреватель «НГ»), дескать, будут киномузыку играть. А дирижеры государственных оркестров, в свою очередь, признаются, что играют современную музыку не потому, что хочется, а потому, что надо (подобную мысль высказал Марк Горенштейн, когда комментировал той же «Культуре» открытое письмо молодых композиторов, призывавших к реформам). Да, новая музыка не так близка, как Бетховен или Шопен, приближение к ней требует определенной работы. И может быть, сейчас настал тот самый момент, когда нашим выдающимся музыкантам стоит переступить через себя и хотя бы иногда обращаться к сочинениям последнего времени – ради будущего нашей музыкальной культуры, ради того, чтобы и в России когда-нибудь появился свой Пьер-Лоран Эмар?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 435
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #26 : Декабрь 04, 2011, 02:27:45 »
Ренанский пишет в своём ЖЖ:

"Потрясающая новость: 12 января 2012 года в Концертном зале Мариинского театра выступает Пьер-Лоран Эмар. Кроме шуток - лучший на сегодняшний день пианист мира. Absolutely must listen - билеты продаются."


Лучший на сегодняшний день?? :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #27 : Декабрь 04, 2011, 11:03:16 »
"Потрясающая новость: 12 января 2012 года в Концертном зале Мариинского театра выступает Пьер-Лоран Эмар. Кроме шуток - лучший на сегодняшний день пианист мира. Absolutely must listen - билеты продаются."

Кроме шуток, Ренанский достал своей святой простотой и неадекватностью. Эмар давно уже не является не только "лучшим пианистом мира", но даже и просто интересным пианистом. Я пришёл к выводу, что лучшие его достижения были реализованы в студиях, а в живых концертах он малоинтересен.
А уж сегодня что о нём говорить ... ну приедет ..... ну поиграет .....
Ренанский живёт в СПб, а радуется заезжему среднему иностранцу, словно житель глубокой провинции.

Что касается Эмара, то, как мне кажется, он давно уже всё сделал в тех областях, в которых был на что-то способен, и добавить ему нечего. Его записи мы знаем, лучшие из них помним - чего же боле ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #28 : Декабрь 12, 2011, 15:42:24 »
Цитата от Predlogoff:
Цитировать
Кроме шуток, Ренанский достал своей святой простотой и неадекватностью. Эмар давно уже не является не только "лучшим пианистом мира", но даже и просто интересным пианистом.

Судя по последним его концертам в Москве - вы правы. Какая-то унылая игра при полном, как теперь говорят, отсутствии драйва. ;D

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 870
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #29 : Октябрь 11, 2017, 23:21:37 »
КЗЧ
12 октября
19:00
Пьер-Лоран Эмар (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Дебюсси
Двенадцать этюдов
Бетховен
Соната № 29 си-бемоль мажор, соч. 106 («Большая соната для хаммерклавира»)

Концерт транслируется.

14 октября 2017 | Концертный зал имени П.И. Чайковского
Абонемент №6 «Великие фортепианные концерты»
Солист – Пьер-Лоран Эмар, фортепиано (Франция)
Дирижер – Владимир Спиваков
В программе:
Людвиг ван Бетховен. Концерты №3 и №5 для фортепиано с оркестром

Этого концерта в списке трансляций нет.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 106
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #30 : Октябрь 12, 2017, 18:20:14 »
           Сегодняшний сольный концерт Эмара, увы, не транслируется.

   (Вообще, многие по-настоящему интересные концерты из КЗЧ или не транслируются вообще или же транслируются, но их запись после окончания трансляции с сайта Филармонии таинственным образом исчезает.)