Автор Тема: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"  (Прочитано 16599 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #25 : Декабрь 21, 2010, 19:55:23 »
За кем будущее

Пианист Пьер-Лоран Эмар как нетипичный представитель фортепианного олимпа

2010-12-02 / Марина Александровна Гайкович - обозреватель отдела культуры "НГ".

http://www.ng.ru/culture/2010-12-02/8_emar.html

В Москве прошли концерты французского пианиста Пьер-Лорана Эмара – спасибо перекрестному году, неумолимо подходящему к завершению. В Московской филармонии даже созданы два специальных абонемента «Год России–Франции», и завершат их гастроли знаменитого оркестра французского радио, дирижера Мунг вун Чунга и пианистки Элен Гримо (14 и 16 декабря). Пьер-Лоран Эмар также сначала сыграл с оркестром – правда, российским (НФОР), а затем дал сольный концерт. Он играл французскую музыку XX века – леворучный концерт Равеля, его же «Отражения», 8 прелюдий Мессиана и «Нотации» Булеза.

Эмар в России – как на американских горках. Его первые гастроли в Москве, еще в 1981 году, были полуподпольными: в Физическом зале Академии наук он играл культовые «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана – сочинение, патологически невозможное на концертной советской эстраде. Пять лет назад Эмар выступал на титулованном фестивале «Владимир Спиваков приглашает…» в полупустом Светлановском зале Дома музыки. Хотя в программе был всего лишь концерт Моцарта, а не авангардные штудии Штокхаузена или Булеза. Говорят, после того как нечто подобное произошло с Григорием Соколовым в начале 2000-х, он наотрез отказался приезжать в Москву, какие бы горы золотые ни сулили продюсеры.

К счастью для нас, Эмар не был таким категоричным – ибо где бы нам еще услышать такое совершенное (и для нашего уха необычное) исполнение французов. То, что в скобках, относится, конечно, к Равелю – в интерпретации Эмара меньше всего было канонической по нашим представлениям «игры полутонов», больше – игры ярких насыщенных, динамических, а местами и драматических пластов, где один фактурный слой не заигрывает, а скорее конфликтует с другим. То, что за скобками, – к Мессиану и Булезу. Мы ведь слушали пианиста, который перенимал материал из первых рук, а если подключить фантазию, его руки – проводники, через которые с нами говорят авторы? Нотации Булеза – первые опыты Новейшей музыки – звучат у Эмара ясно с точки зрения музыкального языка и формы как барочные экзерсисы (старая музыка находится на другом полюсе интересов Эмара, и ей он предан с не меньшим фанатизмом, чем новой; так, только на настройку рояля для записи Искусства фуги ушло полтора года). А прелюдии Мессиана, хотя и ранние, с присутствием влияния Дебюсси (особенно, как говорил автор, в названиях) в исполнении Эмара уже рисуют духовного отшельника, стремящегося постичь вечность.

С музыки Мессиана совершенно органично началось вхождение Эмара в мир музыки вообще и на большую концертную эстраду в частности. В 12 лет он был представлен композитору и через несколько лет выиграл концерт его имени, учился в Парижской консерватории у жены композитора Ивонны Лорио. Затем чуть меньше 20 лет был солистом ансамбля Пьера Булеза Ensemble Intercontemporain – одного из самых маститых пропагандистов современной музыки. То есть перед нами музыкант, чья карьера началась парадоксальным для нашего понимания образом – не через Бетховена и этюды Листа: Эмар сделал себе имя на современной музыке. Но не остановился, как можно было бы предположить, на репертуаре из ХХ века (это путь тоже вполне достойный): скажем, он готовится к записи музыки Листа – на лейбле Deutsche Grammophon, где очень избирательно относятся к репертуару и работают только с лучшими музыкантами.

Нельзя сказать, что пример Эмара типичный. Но возможный. Оговоримся – на Западе. Представить, что в России 12-летнего подающего надежды мальчика приведут к современному и именитому композитору и он сделает мировую карьеру, сложно, если не сказать невозможно. Триада школа–училище–вуз и консервативный репертуар, конечно, доказали свою жизнеспособность. Но на вопрос «Играешь ли ты современную музыку?» студенты консерваторий до сих пор отвечают: «Да, Прокофьева и Шостаковича». Редкие отваживаются взять сочинение студента-композитора, да и то по дружбе (платить ведь мало кто может, а учить надо). А ведь в этом и кроется основная проблема отечественной композиторской школы – некому играть.

Не секрет, что дорожка, по которой новая (часто очень сложная) музыка прокладывает путь к сердцу – или хотя бы интересу слушателя, – через исполнителя. Если Денис Мацуев, предположим, возьмет в свою программу не только Щедрина, но Кузьму Бодрова – какой был бы резонанс. К замечательной новации Министерства культуры, обязывающей оркестры играть новую музыку, даже сами композиторы относятся скептически – автор этих строк тому свидетель (на программе «Пресс-клуб» телеканала «Культура», куда была приглашена и обозреватель «НГ»), дескать, будут киномузыку играть. А дирижеры государственных оркестров, в свою очередь, признаются, что играют современную музыку не потому, что хочется, а потому, что надо (подобную мысль высказал Марк Горенштейн, когда комментировал той же «Культуре» открытое письмо молодых композиторов, призывавших к реформам). Да, новая музыка не так близка, как Бетховен или Шопен, приближение к ней требует определенной работы. И может быть, сейчас настал тот самый момент, когда нашим выдающимся музыкантам стоит переступить через себя и хотя бы иногда обращаться к сочинениям последнего времени – ради будущего нашей музыкальной культуры, ради того, чтобы и в России когда-нибудь появился свой Пьер-Лоран Эмар?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 440
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #26 : Декабрь 04, 2011, 02:27:45 »
Ренанский пишет в своём ЖЖ:

"Потрясающая новость: 12 января 2012 года в Концертном зале Мариинского театра выступает Пьер-Лоран Эмар. Кроме шуток - лучший на сегодняшний день пианист мира. Absolutely must listen - билеты продаются."


Лучший на сегодняшний день?? :))

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #27 : Декабрь 04, 2011, 11:03:16 »
"Потрясающая новость: 12 января 2012 года в Концертном зале Мариинского театра выступает Пьер-Лоран Эмар. Кроме шуток - лучший на сегодняшний день пианист мира. Absolutely must listen - билеты продаются."

Кроме шуток, Ренанский достал своей святой простотой и неадекватностью. Эмар давно уже не является не только "лучшим пианистом мира", но даже и просто интересным пианистом. Я пришёл к выводу, что лучшие его достижения были реализованы в студиях, а в живых концертах он малоинтересен.
А уж сегодня что о нём говорить ... ну приедет ..... ну поиграет .....
Ренанский живёт в СПб, а радуется заезжему среднему иностранцу, словно житель глубокой провинции.

Что касается Эмара, то, как мне кажется, он давно уже всё сделал в тех областях, в которых был на что-то способен, и добавить ему нечего. Его записи мы знаем, лучшие из них помним - чего же боле ??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #28 : Декабрь 12, 2011, 15:42:24 »
Цитата от Predlogoff:
Цитировать
Кроме шуток, Ренанский достал своей святой простотой и неадекватностью. Эмар давно уже не является не только "лучшим пианистом мира", но даже и просто интересным пианистом.

Судя по последним его концертам в Москве - вы правы. Какая-то унылая игра при полном, как теперь говорят, отсутствии драйва. ;D

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 031
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #29 : Октябрь 11, 2017, 23:21:37 »
КЗЧ
12 октября
19:00
Пьер-Лоран Эмар (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Дебюсси
Двенадцать этюдов
Бетховен
Соната № 29 си-бемоль мажор, соч. 106 («Большая соната для хаммерклавира»)

Концерт транслируется.

14 октября 2017 | Концертный зал имени П.И. Чайковского
Абонемент №6 «Великие фортепианные концерты»
Солист – Пьер-Лоран Эмар, фортепиано (Франция)
Дирижер – Владимир Спиваков
В программе:
Людвиг ван Бетховен. Концерты №3 и №5 для фортепиано с оркестром

Этого концерта в списке трансляций нет.

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 111
Re: Пьер-Лоран Эмар (р.1957) как пианист-"мессианист"
« Ответ #30 : Октябрь 12, 2017, 18:20:14 »
           Сегодняшний сольный концерт Эмара, увы, не транслируется.

   (Вообще, многие по-настоящему интересные концерты из КЗЧ или не транслируются вообще или же транслируются, но их запись после окончания трансляции с сайта Филармонии таинственным образом исчезает.)