Автор Тема: Концертное исполнение "Кармен" во Дворце на Яузе 21.09.2012. Е.Заремба  (Прочитано 4044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Оно свершилось! Это чудо. Сегодня. Во Дворце на Яузе. Такой «Кармен» я еще не слышал. Елена Заремба пела великолепно. Ее изумительный, неповторимый голос контральтового тембра с блестящим  верхом и бархатным завораживающим низом наполнял весь зал. Меня буквально с первой фразы волной этого огромного голоса просто с головой накрыло. Я, конечно, старался сохранять хоть какую-то объективность, но яркая внешность, артистизм и темперамент певицы сделали свое дело. Тем более, сразу стало ясно, что партия Кармен у Зарембы тщательно продумана, практически идеально впета и отделана до мелочей, там нет ничего лишнего, случайного. Если вначале певица еще чуть «подстраховывалась», а некоторые «ходы наверх» казались немного рискованными и агрессивными, то потом партия зазвучала просто как по маслу – удивительно легко, естественно и свободно. Азартная хабанера, завлекающая сегидилья, зажигательная цыганская песня, драматичнейшая сцена с Хозе в таверне. Но кульминацией партии, на мой взгляд, стала все-таки сцена гадания Кармен. Она произвела на меня сильнейшее впечатление, и это было не восхищение, это было потрясение: напряжение просто висело в воздухе, а голос передавал все оттенки осознания неизбежности. Очень сильно и ярко была сыграна и, конечно, спета заключительная сцена. Но, на самом деле я просто не смогу точно описать, как она пела, настолько это было здорово. Вы знаете, сейчас мне уже кажется, что был какой-то особенно счастливый сон. Но должны же были это всё записать, чтобы это где-то осталось! В конце Зарембу просто завалили цветами, а я все руки себе отбил, аплодируя.
Если от Зарембы я, безусловно, и ожидал чего-то подобного, то за Нажмиддина Мавлянова-Хозе я все-таки немного волновался, но надеялся, что он не испортит дуэт такой великолепной партнерше. Но даже очень хорошо зная возможности Мавлянова, я даже и подумать не мог, что он споет сегодня на таком высоком уровне. Когда он вышел, я ушам своим не поверил: такого крупного, плотного, сочного,  и звонкого звука на большой сцене я от него, пожалуй, еще не слышал.  Свое брио он выдавал щедро и с удовольствием. Голос просто пылал как факел. Честное слово, он смотрелся (и, главное, «слушался») практически не хуже самой Зарембы! Во всяком случае, в первом отделении. Особенно свежо и задорно прозвучала песенка Хозе за сценой, когда он из тюрьмы возвращается. Звук был просто убойным по звонкости и красоте. Вот уж никогда до этого я не слышал, чтобы в этом месте зрители аплодировать начинали! Но апогея напряжение достигло в знаменитой арии с цветком, исполненной Мавляновым с его мягчайшим легато, красивой кантиленой, исключительно пластичным звуковедением  и выразительной фразировкой.  В этот раз она прозвучала настолько ярко, красиво и выразительно и закончилась таким мощным си-бемолем, что «Браво!» Мавлянову сказал сам художественный руководитель проекта, а это дорогого стоит. А потом была долгая овация, прервал которую сам Мавлянов, дав дирижеру знак продолжать. Кстати, Заремба и  Мавлянов так хорошо знали свои партии, что, по-моему, вообще НИ РАЗУ не посмотрели на дирижера. При этом мне показалось, что расхождений с оркестром не было. А потом еще было мое любимое место с «адьё пур жамэ» и тоже спетое с огромным подъемом! Во втором отделении, Мавлянов, как мне показалось, все же стал немного уставать. Хотя звук оставался весьма качественным, он явно поднажимал, это придавало пению дополнительный драматизм и экспрессию, но  ферматы стали короче. В сцене в горах он уже рвал страсти в клочья, да и заключительная сцена была исполнена с таким накалом, что я уже стал опасаться за Зарембу. Но главное, что Мавлянову все-таки хватило сил более чем достойно допеть до конца.
Прекрасное впечатление оставила  и Ольга Терентьева – тоже одна из самых моих любимых певиц! Какая замечательная у нее Микаэла! Такая светлая, чистая, надеющаяся…С такими глазами! В сцене с Хозе из первого акта Ольга пела очень задушевно, ее голос лился весьма свободно и красиво, особенно ярким был верхний регистр. Но мне показалось, что в этой сцене ее героиня выглядела, пожалуй, даже чересчур наивно. Кстати, возможно, что это вполне оправданное решение. А вот в своей арии в третьем акте (во втором отделении) Ольга была просто бесподобна: сколько чувств, сколько динамических оттенков, сколько обертонов. У меня просто сердце разрывалось, когда я ее слушал! Прекрасно провела она и небольшую сцену с Хозе, Кармен и контрабандистами. Короче, это тоже было исполнение очень высокого уровня. Жаль, что партия Микаэлы столь невелика.
К сожалению, Алексей Шишляев в партии Эскамильо  не смог показать всего, на что он способен: если куплеты Тореадора ему еще удалось за счет опыта  и музыкальности выразительно  исполнить (точнее, увы, практически проговорить) почти без потерь, то в сцене в горах из третьего акта его голос никак не хотел идти ни вверх, ни вниз, и тянуться тоже не хотел, поэтому потери тут были гораздо более серьезными. Видимо, он был нездоров. Сочувствую и желаю выздоровления.
Партию Цуниги  весьма добротно исполнил хорошо знакомый мне Алхас Ферзба . Правда, сначала его голос звучал немного несфокусированно и сдавленно, но это, видимо, было связано с волнением, потом все стало гораздо лучше. Еще иногда у него проскакивали странные слова на французском языке (особенно запомнилось «сУксэ» :)).
Весьма порадовала меня лауреат последнего Конкурса Глинки молодая Ирина Костина в партии Фраскиты – она пела ярко и, думаю, хорошо запомнилась зрителям. Вторая победительница конкурса Глинки  2011 года – Ирина Рейнард исполняла партию Мерседес. Я тоже был рад вновь услышать ее красивый голос, который успел так полюбить на конкурсе. Впрочем, практически все участники концертного исполнения побеждали или успешно участвовали в Конкурсе Глинки.
Понравился мне и Алексей Исаев в партии Данкайро, которого я, кажется, раньше не слышал. По-моему, у него очень приятный баритон.
А вот Василий Ефимов, видимо, так разволновался, что  совсем забыл: в партии Ремендадо главное – точность и дисциплина. А он все время норовил вылезти за рамки ритмического рисунка, да еще и пытался «тянуть одеяло на себя». Впрочем, он, наверняка, не нарочно. В следующий раз все получится.
Подводя итог, хочу сказать, что это концертное исполнение, прежде всего, благодаря изумительной Елене Зарембе, стало большим событием и надолго останется в моей памяти. И, конечно, важную  роль в сегодняшнем успехе сыграли  и Нажмиддин Мавлянов,  и Ольга Терентьева. Большое спасибо министерству культуры, Союзу музыкальных деятелей и Фонду Архиповой за это отлично подготовленное и проведенное «музыкальное мероприятие»! Мы все получили огромное удовольствие!

« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2012, 00:16:15 от Schwarzenstein »

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Александр!!!! Ну что Вы не оповестили общественность-то! Про всякую чертовню (Францисков всяких) мы заранее знаем, а про такое - ((((! Ну как же так! Я бы все дела отложил бы!
Спасибо за рассказ. И можно поздравить всех певцов с яркой победой!

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Как не оповестил? Я же анонсировал всё это в теме о Мавлянове:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5260.15
Да и в теме о Зарембе мы это, конечно, обсуждали, вот здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2429.30
а дальше вот здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2429.45
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2012, 00:15:57 от Schwarzenstein »

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Не отследил!!!
Вероятно, столь интересному событию надо сразу "выделять" отдельную тему!
Будете ли завтра в КЗЧ?

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Вряд ли что-то можно добавить к тому, что Александр выше рассказал про Елену и Нажмиддина. Конечно, это надо было слышать. Надо было находиться в очарованном зале. Слышать как сидевший рядом Владислав Иванович Пьявко восторженно выдохнул "Браво!" в первой паузе после арии с цветком (наиболее близко соответствие интонации - как если бы он обращался ко всему залу - "ну БРАВО же!"). А в финале - триумф, стоячая овация, гора цветов у ног Елены Зарембы, царицы вечера... У меня сегодня такое же ощущение - что это был сказочной красоты сон. А вчера только к полуночи почувствовал, что как-будто возвращаюсь в реальный мир, выходя из-под гипноза дуэта царственной Елены Зарембы и огненного Нажмиддина Мавлянова.

Одно из самых сильных впечатлений концерта было в момент, когда солисты, пользовавшиеся нотами, покинули сцену, оставив главных героев выяснять отношения. И тут оркестр как-будто исчез, а Мавлянов резкими движениями отодвинул ставшие ненужными пустые пюпитры, расчищая пространство вокруг себя. И по спине пробежал холодок ужаса. Показалось, что все по-настоящему, что это правда Кармен и Хозе повели дуэт, который завершится настоящей смертью. Настолько исполнители наполнили зал эмоциями своих героев. Возможно, дело в отсутствии оркестровой ямы, позволившее слушателям первых рядов (и мне в их числе) ощутить особый магнетизм артистов - как это бывает в драматическом театре.

А началось с того, что я впервые не услышал аплодисменты после знаменитой увертюры. Цунига и Хозе вышли на сцену под молчание зала. Даже Кармен хлопнули на выходе лишь несколько раз (впрочем, это было под оркестр и аплодисменты культурно сникли). Зал предсказуемо взорвала хабанера. Вернее, это было начало взрыва - после каждого следующего номера аплодисменты стали звучать по нарастающей, и первое отделение закончилось уже под овацию. Жаль, бисы не были предусмотрены.

Хочется отметить дирижера Сергея Кондрашева, чьими стараниями шедевр Бизе прозвучал рельефно, без бравурных громыханий. И да - удивительно, но несмотря на то, что солисты и дирижер не видели друг друга и почти не оглядывались, серьезных расхождений я не услышал. Ложку дегтя добавила поверхность сцены "Дворца на Яузе" (фактически - советского ДК). Видимо, она не рассчитана на симфонический оркестр и исправно выполняет функцию рояльной деки, создавая резонансный гул во фрагментах, где оркестр звучит плотно.

Мне всегда казалось, что Микаэла - сопрано скорее лирико-колоратурное, с легким, звенящим и "журчащим" звуком. Ольга Терентьева (Новая опера) пела свою партию крепким лирдрамом, который скорее подошел бы Тоске во гневе, чем милой деревенской скромнице-простушке, "пахнущей молоком..." и чем-то там еще. Отсутствие обертонового звона Ольга компенсировала децибеллами - впрочем, довольно успешно. А вот глаза и вообще созданный образ Микаэлы - да, это было превосходно.

Более подходящим для Микаэлы показался голос Ирины Костиной (Фраскита, Новая опера) - более лирический и звонкий. В ансамбле контрабандистов в начале третьего действия Ирина, что называется, "торчала гвоздем", но в целом парочка подружек Фраскита и Мерседес (Ирина Рейнард, Геликон) оставили самое приятное впечатление не только интересными голосами, но и слаженным пением в непростых ансамблях.

Солисты мужской "группы поддержки" из Геликон-оперы - Алексей Исаев (Данкайро) и Василий Ефимов (Ремендадо) в сравнении друг с другом оставили прямо противоположные впечатление. Насколько аккуратно и культурно было исполнение Алексея, настолько же небрежно выдал партию Василий, сопровождая пение странной пантомимой, совершенно неуместной и заставившей вспомнить худшие традиции фирменного геликоновского паясничания. При этом округлый и звучный лирический баритон Алексея звучал гораздо приятнее тембрально неровного голоса Василия.

Очень понравился Алхас Ферзба (Цунига, Театр им. Н.И.Сац). Особенно красиво его затемненный драматический баритон заиграл злодейскими красками во втором действии.

Предсказуемо расстроил Алексей Шишляев (Эскамильо, МАМТ). Вчера он прозвучал как расстроенная фисгармония. Бурные аплодисменты за куплеты были, наверное, "по привычке". За прошедший год у него что-то случилось с голосом, и к концу прошлого сезона попытки пения вызывало лишь мучительное сочувствие и пожелание скорейшего обращения к фониатру (с непременным последующим восстановлением формы!)

Слабое впечатление оставил хор. Вначале он зазвучал через колонки, и было слышно лишь несколько голосов. Затем звук изменился, стал ровным и менее электрическим но до конца концерта хор звучал настолько тихо, что приходилось прислушиваться, чтобы понять, что хор есть. Иногда это было даже комично: представьте хор поклонников Кармен, поющих без традиционного нагловатого напора, а мягко и чуть слышно, как бы пианиссимо - будто опасаясь, что Кармен их обнаружит.

Настал момент закруглиться, заметив, что пространное перечисление недочетов в последних нескольких абзацах - по большей части малозначительная ловля блох в попытке дополнить отзыв Александра, передавшего все основные моменты и самое главное: ощущение большого праздника и значительного музыкального события, случившегося вчера во Дворце на Яузе.
« Последнее редактирование: Сентябрь 22, 2012, 16:56:23 от buffone »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Я также посетил исполнение оперы «Кармен» - уже в шестой раз, теперь эта опера у меня по числу прослушиваний живьём сравнялась с «Цирюльником» и «Онегиным» и оторвалась от «Нормы», уступая только «Травиате». Вообще, «Кармен» – уже давно одна из моих самых любимых опер, а по количеству известных фрагментов с «Кармен» могут сравниться только «Травиата» и «Цирюльник». Несомненно, вчера были лучший на моей памяти состав и лучшее исполнение оперы «Кармен». Можно по гораздо более дорогим билетам ходить на «Кармен» в Стас, а можно всего за тысячу рублей пойти на исполнение с гораздо более интересным составом в партер Дворца на Яузе. Три участника мероприятия выступили удивительно ярко, но больше всего мне понравилась всё-таки Ольга Терентьева, которая в арии Микаэлы красотой звучания превзошла исполнителей двух главных ролей, хоть это и представлялось уже невозможным (подробности здесь). Несомненно, Елена Заремба, которую я живьём слышал впервые, была настолько хороша, что я даже себе представить не мог. Уже буквально в первой фразе она продемонстрировала мощный звук очень приятного тембра. Только сначала мне пришлось чуть-чуть засомневаться в её неподражаемости: в Хабанере Заремба в некоторых фразах на piano звучала как-то странно и вообще не очень красиво (возможно, это были как раз упомянутые Александром «рискованные ходы наверх»). Но уже к концу Хабанеры певица «исправилась» и в течение всей оперы, в том числе и в ансамблях, демонстрировала потрясающее звучание, совершенно уникальный тембр, очень красивые переходы от forte к piano и обратно. А то, как партия впета (во время оперы я, видимо, читал мысли Александра), заслуживает отдельного восхищения, сразу видно, что она – певица с мировым имеем. А ещё Зарембу отличает прекрасная внешность и актерский талант. Как много прекрасных меццо я живьём слышал! И Заремба – несомненно, одна из лучших. Сегидилья и Цыганская песня прекрасно прозвучали, но два самых ярких номера этого удивительно интересного мероприятия исполнялись подряд – друг за другом. Сцену гадания, о которой очень точно рассказал Александр, зал слушал, буквально затаив дыхание. Казалось, более сильных эмоций в этот вечер уже не будет. Но после аплодисментов вышла на сцену Ольга Терентьева и восхитила пением ещё больше, её зал слушал, ещё более затаив дыхание. Дальше уже (кроме финального дуэта) настолько ярких впечатлений уже не было (но музыка практически всех фрагментов оперы «Кармен» всегда очень нравится). Мавлянов – тоже лучший Хосе на моей памяти, такой глубокий голос, проникновенно звучащий, больше всего понравились ария Хосе и финальный дуэт, но и в ансамблях он, как и Заремба, потрясающе пел.
Тореадор и хор – единственные участники мероприятия, которые были не столь хороши, как все остальные. В начале куплетов звук был глуховат, потом допел куплеты не так уж плохо, а под конец, вокруг фразы «Я убиваю быков, а не людей» уже как-то совсем глухо и вяло звучал его голос. Но тогда я уже находился под впечатлением от неподражаемого исполнения арии Микаэлы, и мне было уже совершенно всё равно, как поёт тореадор. Хор ближе к концу оперы пел неплохо, но в начале хор звучал слабовато и терялся на фоне оркестра.
Алхас Ферзба понравился, кроме, может быть, пары самых первых фраз. Ирина Костина пела достаточно красивым голосом, но вот тембр (особенно на верху) был совсем не такой, как хотелось бы, и внешность у Ирины не очень нравится (возможно, её просто неудачно загримировали). В партии Мерседес сначала планировалась Екатерина Ковалева, которая на конкурсе в Питере совершенно не понравилась. Её заменили на Ирину Рейнард, у которой голос достаточно глубокий, но как ей далеко до Зарембы! Красиво сливались голоса исполнительницы главной партии и двух Ирин. Два контрабандиста удачно вписывались в ансамбли.
В заключение отчёта хочу выразить благодарность министерству культуры, Фонду Архиповой и всем солистам и музыкантам за это безумно интересное мероприятие, которое прошло настолько удачно.
« Последнее редактирование: Сентябрь 22, 2012, 23:45:45 от Вольфрам »

Оффлайн buffone

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 718
    • Голос публики
Re: Концертное исполнение "Кармен" во Дворц
« Ответ #6 : Сентябрь 23, 2012, 01:13:57 »
Можно по гораздо более дорогим билетам ходить на «Кармен» в Стас, а можно всего за тысячу рублей пойти на исполнение с гораздо более интересным составом в партер Дворца на Яузе.
Ну, Кармен в Станиславского стоит сравнимо. И состав, за вычетом Зарембы, сравним, тот же или лучше - у меня уже лежат билеты:)

Не хотел мешать прекрасное с земным, но раз зашел разговор, воспользуюсь случаем публично удивиться.

Во вторник ММДМ открывает сезон концертом Хворостовского. Стоимость билетов в 20 раз выше, чем на концертное исполнение Кармен с не меньшей мировой звездой. При этом если на Зарембу я бросился покупать билеты в день, когда узнал о концерте (и готов был заплатить гораздо больше), то на Хворостовского не пойду даже если билеты будут стоить как на обсуждаемую в этой теме "Кармен".

Можно при попытке купить на режоперного Донжуана выслушивать от хамоватых рейтузников "ну, на ласкалу не меньше двадцатничка". А можно, как у меня получилось сегодня (уже вчера), за 800 руб. услышать изумительную, почти идеальную "Богему" на Новой сцене БТ.

Чудны и неисповедимы пути ценообразования в Москве.
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2012, 01:26:41 от buffone »

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Не отследил!!!
Вероятно, столь интересному событию надо сразу "выделять" отдельную тему!
Будете ли завтра в КЗЧ?
Ну, честно говоря, я очень боялся сглазить! :)
На "Маленькую торжественную мессу", разумеется, тоже собираюсь!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Кармен" во Дворце на Яузе 21.09.2012. Е.Заремба
« Ответ #8 : Сентябрь 23, 2012, 02:18:51 »
Какая жалость, что я не мог попасть на этот концерт ! Заремба - Кармен ! При условии, что Заремба до сих пор в отличной вокальной форме, чего ж ещё можно пожелать ?
Завидую тем, кто это слышал. Исполнили, конечно, версию без разговорных диалогов ?
Кстати, Александр, а как вы оцениваете акустические свойства этого зала ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Кармен" во Дворце на Яузе 21.09.2012. Е.Заремба
« Ответ #9 : Сентябрь 23, 2012, 02:36:15 »
Какая жалость, что я не мог попасть на этот концерт ! Заремба - Кармен ! При условии, что Заремба до сих пор в отличной вокальной форме, чего ж ещё можно пожелать ?
Завидую тем, кто это слышал. Исполнили, конечно, версию без разговорных диалогов ?
Кстати, Александр, а как вы оцениваете акустические свойства этого зала ?
Да, конечно, без диалогов и без танцев.
Я первый раз был в этом зале и, хотя слышал хорошие отзывы об акустике, тем не менее, на всякий случай решил взять билеты поближе, чтобы уж точно слышать живой звук. Поэтому я сидел в пятом ряду партера (который на самом деле оказался шестым, представляете, там есть еще нулевой ряд!). Естественно, оттуда все было слышно великолепно. Но, кажется, те, кто сидел сзади, тоже не жаловались. :)

Оффлайн Борис Тараканов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 269
    • Академический большой хор РХТУ им. Д.И. Менделеева
Друзья, как главный хормейстер этого проекта, хотел бы дать комментарии по хоровой составляющей.

К сожалению, Дворец на Яузе является "относительно акустическим залом". Это значит, что всё, что находится на зеркале сцены глубже 3-х метров, требует отдельной подзвучки - увы, ремонт так не смог ликвидировать давние "акустические ямы" этой площадки. Отсюда микрофоны  - как извечная деталь этого сценического интерьера. Соответственно, хор, который в подобного рода концертах располагается позади оркестра, автоматически становится заложником дежурного звукорежиссера. Что и произошло 21 сентября. Хор и часть оркестровых групп "разрулили" по звуку только к середине концерта, увы...

Посмотрим, как будет на записи.


Ждем вас на 3 декабря на "Сельскую честь" в БЗК уже при участии Академического большого хора РГГУ.
"Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным..."
http://hor.tarakanov.net