Автор Тема: Дмитрий Алексеев (р.1947 г.), выдающийся русский пианист  (Прочитано 92022 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Поводом для создания специального потока об этом пианисте, о котором уже неоднократно заходила речь в других темах, послужили два замечательных концерта с его участием в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Д.К. Алексеев принадлежит к послевоенному поколению. Музыкальное образование получил в Москве, сначала в Центральной музыкальной школе, затем – в Московской консерватории и аспирантуре у проф. Д.А. Башкирова. Является лауреатом нескольких международных конкурсов. В 1974 г. удостоен V премии на конкурсе имени Чайковского. С этого времени ведет активную концертную деятельность. С 90-х гг. живет в Великобритании. Является профессором Королевской академии музыки в Лондоне. Выступает в разных странах мира.

Моё первое знакомство с творчеством Д. Алексеева состоялось в 80-е годы и началось с пластинки с записью шопеновских вальсов, а несколько дней назад, совершенно неожиданно для себя, я удостоилась  нескольких минут разговора с пианистом, решившись подойти к нему после концерта, чтобы лично выразить своё почтение и выполнить настойчивую просьбу виртуальных скрябинистов)).

Оба вечера в филармонии Д.К. Алексеев исполнял произведения Рахманинова: «Рапсодию на тему Паганини» 6 марта и  первый фортепианный концерт - на следующий день. На данный момент для меня эти выступления стали самым ярким событием ещё не закончившегося концертного сезона в Петербурге.

«Рапсодия…» в исполнении Д.К. Алексеева и Н.Г. Алексеева получилась удивительно гармоничной и слушалась на одном дыхании - при сглаживании контрастов, избегании накала и уходе от прочих внешних эффектов. Пианист сознательно снизил пафос кульминаций и подчеркнул поэтическую красоту лирических вариаций, которые, как мне показалось, в какой-то мере сыграли в этом исполнении формообразующую роль.  Ни разу не приходилось слышать такого тонкого и одухотворенного исполнения 12-й и  17-й вариаций, вызвавшего щемящее чувство «ускользающей красоты». Необычной стала 18-я вариация, которая обычно играется с выраженным душевным подъемом - в интерпретации Алексеева она оказалась более спокойной, задумчивой и печальной. Вообще, преобладающим настроением произведения стала светлая грусть, на этом фоне "инфернальность" ушла на второй план, а «демонические» вариации цикла звучали не столь исступленно и без мрачного трагизма, который мы привыкли слышать, но это только усиливало глубину переживания - в этом исполнении, как ни странно, создаваемого  лирическими эпизодами. Оркестр прекрасно взаимодействовал с пианистом, улавливая нужные оттенки настроений и позволяя почувствовать красоту звучания инструмента, в передаче которой с Алексеевым, полагаю,  не всякий может сравниться. Пианист приглушал звук в драматических местах, однако все ноты прекрасно прослушивались сквозь оркестр.

В первом концерте Рахманинова на следующий вечер также была подчеркнута лирическая сторона. Однако в целом исполнение мне показалось менее органичным, чем исполнение «Рапсодии».  Некоторые эпизоды прозвучали вполне традиционно, но местами  из инструмента извлекался мягкий, светлый, трепетный, иногда тающий, «растворенный» звук, который завораживал и заставлял сидеть, затаив дыхание. Дирижер в этом концерте, как мне кажется, не всегда схватывал то, что делал солист – иногда оркестр можно было бы немного поумерить. Каденция первой части у Алексеева была проникнута глубокой грустью, от которой в буквальном смысле наворачивались слезы. Такую «грустную» интонацию в каденции я слышала впервые. Если Д. Мацуев, недавно исполнявший это произведение, брызжет молодой энергией, а многие пианисты заостряют ритмы и придают суровый напор, то у Алексеева совершенно иное настроение. При этом - что больше соответствует духу произведения и что индуцирует более глубокие чувства, трудно сказать.  Честно говоря, в этом концерте у Алексеева мне почувствовалась некоторая эмоциональная усталость, которая проступала сквозь стремительные пассажи. У меня это исполнение вызвало сильные ностальгические чувства.

Странно и обидно, что эти выступления, в которых пианист явил чудо тонкой и  вдохновенной игры, не перестающее быть чудом несмотря на случайные неточности, получили достаточно сдержанную оценку у зрителей, особенно исполнение "Рапсодии...".  И - я посмотрела специально разделы «События» и «Фортепианная музыка» на форуме «Классика», где присутствуют активные петербургские любители музыки, а также некоторые петербургские форумы - не нашли отклика на музыкальных форумах. Удивительно, почему такое великолепное исполнение стало для части публики «проходным»? Это было для меня одним из побудительных факторов, заставивших выразить признательность пианисту от тех зрителей, которые его знают и ценят.

Анонс был здесь:http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=703.0

Дополнительные материалы о концерте здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?action=post;msg=9175;topic=723.0;sesc=eb214526439396b0c7b3c6d50887fc6b
« Последнее редактирование: Январь 30, 2013, 12:54:43 от Predlogoff »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #1 : Март 11, 2008, 12:25:53 »
Будем считать, что начало этой темы посвящено отмеченному в прошлом году 60-летию замечательного пианиста :)

В первом концерте Рахманинова на следующий вечер также была подчеркнута лирическая сторона

Да, но по прослушивании записи Д.Алексеева я убедился, что его нынешнее исполнение 1-го концерта мало напоминает то, которое я слышал от него в начале 80-х.
Годы дают себя знать - и дело не в том, что мастерство утрачивается - Д.К.Алексеев и сегодня находится вполне на уровне, чтобы представлять любые заявленные произведения - дело в том, что неминуемо меняется вИдение самого артиста. Ныне (что меня даже удивило степенью сгущения красок) концерт предстаёт у него гораздо более мрачным, нежели в былые годы; как вы отметили, Кантилена, поражает ностальгическое чувство, с которым он был исполнен - как воспоминание о чём-то, что ушло и никогда не вернётся. И что самое поразительное, за этим ощущается даже не уходящая жизнь исполнителя, моя или ваша....... Сама страна, породившая эту музыку, радикально поменялась.
Вообще, когда слушаешь такие исполнения, всегда задумываешься над вопросом - а сколько может прожить такая музыка, чтобы ещё оставаться ПОНЯТНОЙ тем, для кого она была написана ? И кто вообще сможет её понять через какое-то время. Музыка Рахманинова каким-то удивительным образом связана с Россией - я затрудняюсь определить, как эта связь была осуществлена, но представьте себе, что поменяется быт, уйдут в прошлое люди и их мысли, изменится климат и т.п. Будет ли музыка Рахманинова, связанная слишком тесно с его временем, внятна тем, кто приходит на смену ушедшим поколениям ?
Уже когда слушаешь записи автора, складывается впечатление, что он повествует о том, чего нет - та Россия, которую он знал и которой посвящал свой талант, ушла в прошлое и к моменту записи жила лишь в его воспоминаниях. Принято считать, что такое отношение автора связано с тем, что он был вынужден уехать и был оторван от России - поэтому, дескать, в его исполнительстве отразилось ощущение трагической оторванности его от родной земли.
Но когда я слышу подобные настроения в игре сегодняшних исполнителей, это вряд ли может быть объяснено подобным образом - тут что-то другое. Мне кажется, что Д.Алексеев тоже ощущает "недостижимость прошлого" и находится во власти настроения, что "уходящая натура" уже не вернётся. И дело не в конкретике деталей, а в ощущении того, что сам ещё помнишь что-то такое и даже можешь это выразить средствами своего искусства, но всё это полностью перекочевало в область воспоминаний и в реальности уже никогда не появится.
Отсюда и острое ностальгическое чувство.
Понимаете, пока мы жили, изменилось всё - и когда сегодня почитываешь вот такие статейки:

http://www.rambler.ru/news/politics/10324/560049720.html

то складывается полное ощущение того, что мир сошёл с ума.
Чем мы все заняты ?? Имею в виду человечество.
Мы находимся на пороге грозных геополитических событий, перед которыми меркнут любые потрясения прошлого - а тут - музыка, искусство, 1-й концерт Рахманинова. Какую ценность всё это будет иметь в грядущих катаклизмах ?
Не в этом ли трагизм ситуации, что более менее нормальные человеческие чувства и интересы, какой-то утрясшийся быт, даже сама русская природа - всё это падёт жертвой ненасытной сверхцивилизации, которая хочет потреблять, потреблять и потреблять ?
Д.К.Алексеев всегда был человеком современным, знающим, эрудированным - и мы в этом ещё раз убедимся, когда прочитаем его эссе, посвящённые позднему Листу, и послушаем эти пьесы в его исполнении. Мне посчастливилось побывать на концертах, записи которых впоследствии были изданы, и я могу дополнить их своей информацией.
Но дело не в личном моём присутствии - дело в том, что все эти фонограммы зафиксировали то настроение и ту психологическую обстановку, которая давно уже исчезла, и я не уверен, что смогу передать её. Надеюсь, что сама музыка что-нибудь скажет об этом без слов.
То же самое относится и к моим воспоминаниям об исполнении Д.К.Алексеевым 1-го концерта Рахманинова в те годы - это было совершенно ДРУГОЕ исполнение, в нём ещё не было той "отягощённости злом", которая ныне сказывается на каждом из нас, в нём не было той ностальгии, которую я слышу теперь, 30 лет спустя. Тогда в нём не было печали, настроение было очень светлое, лирика главенствовала, не было трагического ощущения "уходящей натуры" - это ещё было "современно", актуально.
Вообще, должен сказать, что все мы, осознаём мы это или нет, пережили страшное крушение в 90-х годах - я это утверждаю независимо от того, что каждый из нас, в т.ч. и я сам приобрёл за прошедшие годы. После серии катастроф начала и середины ХХ-го века Россия только-только начала приходить в себя, как нам устроили очередную революцию, очередной "коренной перелом", да ещё имели наглость списать это на "последние 70 лет" - а на самом деле из-под нас опять выдернули страну.
Будущее мира и нашей страны я вижу в самых мрачных красках - честно говоря, я надеялся, что не доживу, но, видать, не судьба: многое придётся увидеть своими глазами.
И вот в свете этих "воспоминаний о будущем" прошлое нашей музыки воспринимается неминуемо всё более ностальгически - и я не удивлён, что один из лучших пианистов русской школы, которой со времён ещё великого Рубинштейна никогда не было чуждо трагическое мировоззрение, тоже проникся этими настроениями и отражает их в своём искусстве.
« Последнее редактирование: Сентябрь 26, 2009, 16:19:29 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #2 : Март 12, 2008, 19:10:52 »
Это может показаться странным, но оба выступления Д.К. Алексеева вызвали у меня не только похожие ощущения от исполняемой музыки, но и всколыхнули аналогичные мысли и  почти идентичные Вашим настроения и ассоциации – то есть то, что определяется категорией «субъективных переживаний», причем переживания эти оказались невероятно интенсивными.  Пытаясь разделить впечатления от концерта и свои мысли на тему (т.е. объективное и субъективное), я ограничилась описанием того, что услышала в музыкальном прочтении, и не стала вылезать за рамки этого описания, относя всё остальное на особенности своего личного мироощущения. Вместе с тем, похожесть моих размышлений, связанных с концертом, на те, которые Вы отразили в своем сообщении, меня очень удивила. 

Исполнение, действительно, напоминало взгляд в прошлое.  При этом «прошлое», согласна с Вами,  в очень собирательном, обобщенном смысле – здесь и собственная молодость, и страна, и люди, и природа (а не экологическая среда), и другое отношение к жизни, и ощущение связи с предшествующими поколениями.  В обоих произведениях Рахманинова, исполняемых Д. Алексеевым, слышались тоска и острое чувство безвозвратной потери  – но это не лежало на поверхности, а было скрыто в лирической прозрачности музыкальных тем. Вы назвали исполнение «мрачным» - по-моему, эта характеристика не очень подходит, в нём было что-то другое, что наполняет болью именно в светлые эпизоды. Как ему удалось так сыграть?! Он передает восхищение красотой рахманиновских образов, но в этом восхищении сквозит почти безысходность и видится усталая улыбка. А говоря об ощущении  утраченного, но сохраняющегося в памяти – Вы попадаете в точку, именно такие ассоциации возникают, когда это слушаешь.

Не знаю, те ли чувства испытывал пианист и их ли пытался он отразить в музыке - но воспринималось это так, что-то подобное он сознательно или бессознательно  выразил в звуках.

Меня не покидает мысль, что этим концертом как будто было сказано: когда на глазах меняется (рушится?) мир и когда это перестаёт ужасать и приходится принять этот факт, музыканту остаётся лишь исполнять ту музыку, которая ему дорога и в которой этот мир ещё живет своей прежней жизнью.   

Такие настойчивые и невеселые возникают мысли.
И я согласна с каждой строчкой Вашего сообщения. В дополнение практически нечего сказать.

Predlogoff
Цитировать
должен сказать, что все мы, осознаём мы это или нет, пережили страшное крушение в 90-х годах - я это утверждаю независимо от того, что каждый из нас, в т.ч. и я сам приобрёл за прошедшие годы. После серии катастроф начала и середины ХХ-го века Россия только-только начала приходить в себя, как нам устроили очередную революцию, очередной "коренной перелом", да ещё имели наглость списать это на "последние 70 лет" - а на самом деле из-под нас опять выдернули страну.

Я его приветствовала и спорила с теми, кто был против реформ, уж слишком притягательными казались "свобода" и "демократия".  А сейчас всё больше думаю – насколько адекватной заменой оказались полученные возможности и приобретения тому, что потеряно? Дать ответ оказывается очень непросто. При этом, опять же, ловлю себя на мысли, что некоторые приобретенные возможности для меня теряют ценность, более того, как это ни парадоксально, я от ряда из них часто сознательно отказываюсь.  Относительно "выдернули страну" - совершенно согласна!

Predlogoff
Цитировать
Вообще, когда слушаешь такие исполнения, всегда задумываешься над вопросом - а сколько может прожить такая музыка, чтобы ещё оставаться ПОНЯТНОЙ тем, для кого она была написана ? … Будет ли музыка Рахманинова, связанная слишком тесно с его временем, внятна тем, кто приходит на смену ушедшим поколениям ?
Трудно сказать. Всё так стремительно меняется. Разрывы между поколениями становятся очень заметными. Новые поколения как-то успевают схватить «техническую» информацию, но, мне кажется, что  прошлое поколение накопленный культурный и исторический опыт уже не успевает передавать, а новое поколение, для которого характерной установкой становится быстрое, экономное (ничего лишнего!) и рационализированное приобретение только кажущейся полезной информации, не очень хочет его усваивать. Постперестроечное поколение уже совсем другое, с другими ценностями, стереотипами успеха, целями. Но кто знает – может, найдет оно в музыке Рахманинова что-то СВОЁ, созвучное ему?

Predlogoff
Цитировать
Мы находимся на пороге грозных геополитических событий, перед которыми меркнут любые потрясения прошлого - а тут - музыка, искусство, 1-й концерт Рахманинова. Какую ценность всё это будет иметь в грядущих катаклизмах ?
Иногда кажется – а что ещё остаётся?

Мне в связи с этим вспомнились строки, которые в свое время, когда читала этот роман, сильно меня тронули: 

Ч. Айтматов «Плаха»

 …Ведь когда все кончится, когда  наступит тот грядущий через миллиарды лет конец света и планета наша умрет, померкнет,  какое-то мировое сознание, пришедшее  из других галактик,  должно непременно  услышать  среди  великого безмолвия и пустоты нашу музыку и  пение. Вот ведь что неистребимо вложено в нас от сотворения - жить  после  жизни!  Как важно  осознавать человеку, как необходимо быть  уверенным ему  в том, что такое продление  себя  возможно в принципе. Наверное,  люди  додумаются оставить  после  себя какое-то  вечное автоматическое устройство, некий вокально-музыкальный вечный двигатель - это будет антология всего  лучшего в  культуре  человечества  за  все  времена, и верилось  мне, когда я наслаждался пением певчих,  что те,  кто  услышит эти слова  и  музыку,  смогут  понять,  почувствовать,  какими   противоречивыми существами, какими гениями  и  мучениками  были люди на земле,  единственные обладатели разума.

Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение  - все будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы смогли достичь наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории  начиная с первых проблесков сознания  в человеке,  но  достичь  которой  нам  удалось  лишь в  ней.  И лишь  музыка, преодолевая догмы  всех времен, всегда устремлена в грядущее... И потому  ей дано сказать то, чего мы не могли сказать...
-----------

Ещё вспомнился роман «Псалом в конце пути» (автор - Эрик Хансен). Читала лет десять назад в журнале «Иностранная литература». Не назвала бы его безусловным шедевром по художественным качествам – но это было произведение, которое "не прошло мимо". Написан он на довольно конъюнктурную тему – гибель «Титаника», однако получилась не дешевая мелодраматическая история, а достаточно серьезный роман, представляющей собой литературную фантазию о судьбах музыкантов из судового оркестра затонувшего корабля. Каждый из героев романа – человек с искалеченной жизнью, а в прошлом - подающий надежды артист. Кого-то на «Титаник» привело разочарование в любви, кто-то, занимаясь активным исполнительством и пользуясь успехом и публики, предал своё призвание – сочинение собственных произведений, кто-то растратил своё дарование по другим причинам. Деталей уже не помню, но каждая история впечатляла. В кульминации романа, когда корабль идет ко дну, в условиях паники и всеобщего хаоса музыканты, развлекавшие доселе богатую публику танцевальными мелодиями и истосковавшиеся по настоящему искусству, вспомнив свои навыки и собрав все внутренние силы, со вспыхнувшими вдохновением и страстью начинают играть Вивальди, изливая в музыке  душу – до самого конца, пока волны не поглощают их.

И всё же не хочется на такой ноте заканчивать сообщение.
Снова приходит в голову Николай Луганский, сказавший в интервью, что, соприкасаясь с музыкой Рахманинова, ярче чувствуешь ценность жизни.
« Последнее редактирование: Март 13, 2008, 01:32:32 от Кантилена »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #3 : Март 13, 2008, 16:31:32 »
А вот что пишет известная нам критикесса (честно говоря, даже не хочется этой выдержкой засорять тему, но она относится к данному событию):
http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/4076/motiviporhalibabochkami/

цитата:
За «Утесом» последовала Рапсодия на тему Паганини – фактически Пятый фортепианный концерт. Солировал довольно известный пианист, постоянно живущий в Лондоне, Дмитрий Алексеев. И хотя с технической точки зрения все обстояло благополучно, в его интерпретации не чувствовалось внутреннего огня, проживания играемой музыки – того, что называется работой души. Мрачная средневековая секвенция Dies Irae («День гнева»), цитируемая автором, проскользнула незаметно, настолько нивелированным оказался ее зловещий пафос. Игре пианиста явно не хватало спонтанности, живости и даже просто любования играемой музыкой. В сухом остатке – профессиональное, излишне академичное исполнение, не оскорбившее взыскательный вкус, но и никого не тронувшее.
(Гюля Садыхова)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #4 : Март 13, 2008, 17:59:39 »
А вот что пишет известная нам критикесса (честно говоря, даже не хочется этой выдержкой засорять тему, но она относится к данному событию):
http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/4076/motiviporhalibabochkami/

(Гюля Садыхова)

Что-то стиль заметки показался знакомым и я сразу проверил - это ведь та самая Гюля, которая выдала перлы про Мацуева и Луганского, рассказав о том, чего не было ?

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=310.msg6400#msg6400

:))
Как самозабвенно она писала о том, чего Луганский не играл :))
Вот видите, в чьих руках у нас ныне находится обозрение концертной жизни :))
А о Скрябине какой вздор редкостный:

Цитата:
-------------
Да, музыка симфонии очень хороша: образцовый скрябинский стиль, полный гаснущих порывов, надломленных на взлете мелодий и неистребимого устремления к Идеалу, никнущему под тяжестью вечной скрябинской рефлексии.
-------------

:))
Какая чушь :))
Что за "тяжесть вечной рефлексии" по пути к идеалу ? :))
Вот уж кто не страдал рефлексией, так это он :)))))))))
Человек, считавший себя чуть ли не "новым Мессией", долженствующим перевернуть мироздание (никак не меньше) !
Мне сразу вспомнились рассказы той старой девы, которая - помните ? - рассказывала о том, как некий "Пианист" (с Большой Буквы :)) вышел к публике и как махал ей ручкой и какую рефлексию опять-таки продемонстрировал :))
Такое ощущение, что все они друг у друга переписывают.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #5 : Март 14, 2008, 11:40:18 »
Ну, видите, я бы согласилась с критиком, что в исполнении Д. Алексеева «дьявольщина» в «Рапсодии» не была очень выражена. Это критик услышала, но почему она не услышала другое (кстати, я бы сказала, что и публика тоже)?  не нашла «работы души»? С одной стороны, вспоминается: «здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» С другой стороны, после таких рецензий у меня возникают сомнения в собственной адекватности восприятия. По крайней мере, на обобщенном уровне оценок мнения должны совпадать.

Хоть название того же самого произведения в этот раз правильно указала. :)

Про Скрябина  там бред какой-то, набор слов – узоры, бабочки  :)(если бы подзаголовка не было, я бы ни за что не догадалась, что статья связана с состоявшимся концертом), по делу, про исполнение – ничего.

А над дамочкой Вы все ж таки зря ехидничаете, меня эти излияния чувств по отношению к «Личности с безусловным знаком плюс» умиляют, хотя читать забавно. То, что подобная чистая наивность в людях живет, – это же замечательно! Даже если объект восхищения не слишком того достоин. (Видала я его по телевизору в репортаже с конкурса, но, кроме богемного вида, ничем не запомнился). Помимо того,  она же не официальную оценку дает, а свою, субъективную :)))). Это меняет дело. А критик претендует на беспристрастность, при этом никто её не устраивает – Луганский строг и расчетлив, не хватает ему спонтанности и лиризма, почти слово в слово она переписывает это про Алексеева (может, у неё шаблон на такие случаи :)?), а Мацуеву, по её мнению, чужда «интеллигентская рефлексия» и, вообще, он насилует рояль.     

« Последнее редактирование: Март 14, 2008, 12:22:24 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #6 : Март 14, 2008, 13:21:22 »
если бы подзаголовка не было, я бы ни за что не догадалась, что статья связана с состоявшимся концертом), по делу, про исполнение – ничего.

Да, это вообще беда всей современной т.н. "критики" - пишут о чём угодно, только не о том, что имело место в реальности.

критик претендует на беспристрастность, при этом никто её не устраивает – Луганский строг и расчетлив, не хватает ему спонтанности и лиризма, почти слово в слово она переписывает это про Алексеева (может, у неё шаблон на такие случаи :)?
:))
Не иначе.
По этому поводу вспоминаются многочисленные пособия, типа, как слепить "хорошую прозу" - 2-3 дежурных штампа, 2-3 дежурных остроты, 2-3 абзаца из умной книги про исполняемых композиторов (как правило, ни к селу, ни к городу), немного о том, кто кому ручкой со сцены помахал, кто с какой стороны к роялю подошёл, во что была одета публика - и всё.
Вот и получается, что по словам таких критиков одним вечно недостаёт "спонтанности и лиризма", а другим, у которых этого хоть отбавляй, недостаёт "интеллигентской рефлексии" и т.п. Т.е. одно и то же в зависимости от обстоятельств можно выдвинуть в качестве либо положительной, либо отрицательной характеристики - и поди докажи, была там "интеллигентская рефлексия" или нет !
А самое главное, что меня поражает в такого рода отзывах - так это кому они нужны ? Газете для отписки что ли ? А чего ради ? Непонятна цель написания откликов: я всё же склоняюсь к мысли, что они нужны для отписки и для имитации "участия в культурном процессе". Хотя с другой стороны, кому нужна эта имитация ? Кто заказчик ? "Культур-мультур, понимаешь", как у Стругацких про амфибрахий.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #7 : Март 14, 2008, 13:27:26 »
Из услышанного выделила бы совершенно разного Рахманинова Д. Мацуева и Д. Алексеева (всё ещё под впечатлением последнего). Интересно – представит ли Дмитрий Константинович скрябинскую 10-ю сонату :))))?
:)
Это зависит от того, насколько убедительно вы его просили об этом :)
Со своей стороны могу лишь высказать убеждение, что она создана буквально "для него". У меня есть записи других поздних скрябинских пьес, сыгранных в стародавние ещё времена Д.К.Алексеевым, поэтому мне давно уже ясно, что ему открыт весь Скрябин - другое дело, хочется ли ему лично подержать в руках то или иное сочинение Скрябина, но никаких принципиальных препятствий на этом пути я не вижу.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #8 : Март 14, 2008, 13:45:54 »
Predlogoff
Цитировать
Со своей стороны могу лишь высказать убеждение, что она создана буквально "для него". У меня есть записи других поздних скрябинских пьес, сыгранных в стародавние ещё времена Д.К.Алексеевым, поэтому мне давно уже ясно, что ему открыт весь Скрябин

А Вы не слышали в его исполнении фортепианный концерт (он у него есть в репертуаре)?

Да, слышал опять-таки очень давно. Он у него есть в репертуаре - кстати, за рубежом в этом сезоне он его должен сыграть, а также, я надеюсь, он его запишет или уже записал.
Вообще сегодня полная неразбериха с его записями - возможно, он много записывался в Великобритании, но где все эти диски ?
Кое-что до нас доходит, кое-что я покупал там, но всё равно я чувствую, что это очень мало и что основная часть лежит в каких-то тамошних "фондах".
Он совершенно гениально играл в своё время "Крейслериану" и Фантазию Шумана, 3-ю сонату Шопена. В 3-й сонате Шопена он в моих глазах затмил многих выдающихся интерпретаторов, если говорить о красоте ф-п звука - и я даже не знаю, записал ли он её !
Он играл это всё в БЗК, поэтому есть надежда, что сохранились записи по трансляции. Но "Крейслериану" он играл в Доме учёных, поэтому тут даже надежды нету, что это чудо сохранилось.
Некоторые записи выходили у нас на пластинках с пометкой "цифровая" - так вышли и Прелюдии Шопена, и Вальсы его. Я присутствовал на концерте, где он играл все Баллады Шопена. Неоднократно слышал от него Полонез-фантазию. Помню совершенно потрясающий концерт, в котором он играл Равеля - "Ночной Гаспар" и "Благ. и сентим. вальсы". Опять-таки была пластинка, но CD я так и не увидел.
Великолепно записаны оба концерта Шостаковича.
Также ещё в 70-х годах им была записана 5-я соната Скрябина - рядом с этой записью я могу поставить только две: лучший вариант Рихтера и недавно опубликованную запись Фейнберга, выпущенную на просторы инета П.Лаулом. Это была сенсация (в прошлом году) ! Вот эти 3 записи на сегодняшний день определяют то лучшее в смысле исполнительских возможностей, чего можно в пределе добиться в этой сонате.
И опять только на пластинке - фирма "Мелодия" по-прежнему "в большом долгу", т.к. CD не выпущен до сих пор.
И я никак не могу добраться до сколько-нибудь полной информации о записях Д.К.Алексеева - всё какие-то обрывки, я не уверен, что даже он сам владеет ею в должном объёме.
« Последнее редактирование: Март 20, 2008, 15:19:49 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #9 : Март 14, 2008, 14:17:14 »
Вот программа одного из концертов Алексеева, на котором я побывал в начале 80-х. В каком-то смысле он для него типичен, а в каком-то смысле на фоне остальных концертов той поры - уникален.
К счастью, этот концерт можно частично услышать в записи - опубликованы пьесы Листа (кроме "Мефисто-вальса") и пьесы Скрябина.
Привожу программу полностью - в том виде, в котором она была опубликована. Программа содержала заметки самого пианиста по поводу некоторых исполняемых произведений - в данном случае, поздних пьес Ф.Листа.

--------------------------------------------------------------------------------

I отделение

ЛИСТ
(1811-1886)

Вариации на тему Баха «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» (1862 г.)

Вторая элегия (1878 г.)

Рихард Вагнер. Венеция (1883 г.)
(1-е исполнение в СССР)

Траурная гондола (1882 г.)

Серые облака (1881 г.)

Посвящение (Памяти Беллини)
(1-е исполнение в СССР)

Первый Мефисто-вальс

------------------------------------------------------------------------
Фортепьянные пьесы Ф. Листа, созданные им в последние годы жизни, представляют собой малоизвестную и интереснейшую главу в истории музыки.
Эти пьесы — записанные импровизации — как бы страницы дневника, на которые Лист заносил свои глубоко сокровенные переживания и о которых он писал своему биографу Лине Раманн: «Как Вы знаете, я ношу глубокую печаль в моём сердце. Она должна излиться в звуках». Эти настроения тоски и подавленности, парадоксальным образом сочетавшиеся с поистине триумфальными успехами и огромным признанием Листа в эти годы, выражены в музыкальных идеях, настолько непривычных для своего времени, что подчас невозможно поверить, что эту музыку писал автор Венгерских рапсодий. Горечь, сарказм, сумрачность этих пьес — это прозрение некоторых сторон музыкальной эстетики XX века, предвосхищение Малера, Дебюсси, позднего Скрябина, Шёнберга. Неудивительно, что Лист никогда не публиковал их и впервые они были изданы только в 1927 г. Но еще несколько десятилетий понадобилось для того, чтобы эта музыка зазвучала в концертных залах крупнейших музыкальных центров.

«Вторая элегия». В конце 1877 г. появилась глубокая и проникновенная статья Лины Раманн о Первой элегии Листа. Под впечатлением этой работы Лист написал Вторую элегию, посвятив её Л. Раманн — биографу и тонкому знатоку творчества композитора.

«Р. В. — Венеция». 14 февраля 1883 года Лист получил известие о смерти в Венеции Р.Вагнера. Эта композиция явилась откликом на смерть человека, связанного с Листом многолетними творческими и родственными узами. Примечательно, что в эту пьесу Лист ввёл мотив из своего сочинения «Excelsior!», использованного в свою очередь Вагнером в его последней опере «Парсифаль». Таким образом этот дважды цитированный мотив приобрёл символический смысл связи между двумя великими художниками.

«Траурная гондола» (первая версия). В конце 1882 года Лист навещает в Венеции Р.Вагнера и свою дочь Козиму Вагнер. Рассказывают, что при взгляде на проплывающую под его окнами траурную процессию, «его охватило внезапное вдохновение, и он тут же написал мотив, полный печали и страха». Через два месяца Лист узнает, что «его пером водило предчувствие близкой смерти Вагнера». При жизни композитора была издана только вторая версия «Траурной гондолы», относительно более сглаженная по музыкальному языку.

«Серые облака» (написана в августе 1881 г. в Веймаре). Необыкновенные гармонии этой пьесы, её сумрачный, прозрачный колорит заставляют вспомнить некоторые прелюдии Дебюсси.

«Посвящение». Лист написал эту пьесу (переводится также как «Благоговение») в фонд памятника Беллини, который был заложен на родине рано умершего итальянского композитора в городе Катания. Точная дата сочинения не установлена.

Д.АЛЕКСЕЕВ
------------------------------------------------------------------------


II  отделение 

ШОПЕН
(1810—1849)

Полонез-фантазия, соч. 61


СКРЯБИН
(1872—1915)

Пять прелюдий, соч. 16

Вальс ля-бемоль мажор, соч. 38

Две поэмы, соч. 69

Соната № 4 фа-диез мажор, соч. 30
Andante
Prestissimo volando

--------

Материалы по теме здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=786.0
« Последнее редактирование: Март 14, 2008, 17:15:07 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #10 : Март 14, 2008, 15:33:43 »
"Вариации на т.Баха" – это громадная удача Алексеева. В те годы (на рубеже 70-80х гг) он часто играл эту пьесу и был едва ли не единственным её исполнителем в Москве – он любил ею начинать клавирабенд. По глубине понимания мира поздних листовских произведений с его "страхами и мглами", демоническими порывами, чередующимися с моментами глубокой тоски и безысходности, Д.Алексеев может быть сопоставлен с Юдиной, игравшей в своё время "Вариации" и тоже записавшей это монументальное полотно, и с Рихтером, до последних лет включавшим поздние листовские пьесы в свои клавирабенды.
Кстати сказать, поздний Лист в нашей стране постоянно пропагандировался С.Рихтером – по-видимому, в этом сказалось и его знакомство с глубочайшим знатоком листовского творчества Я.И.Мильштейном, посвятившим этому композитору шикарный и до сих пор (хотя уж полвека миновало со дня выхода книги) не имеющий аналогов по широте взгляда на листовское творчество двухтомник "Лист".
В этом плане Алексеев выступил достойным идейным наследником этих выдающихся и чрезвычайно оригинальных в своих репертуарных пристрастиях русских пианистов. Как видно и по программе концерта, некоторые листовские пьесы Алексеев исполнил в нашей стране впервые на большой эстраде – а версия "Траурной гондолы" вообще мне была до того момента неведома (в звучании), т.к. Лазарь Берман, также один из апологетов позднего Листа (записавший и 3-й том "Годов странствий", и "Траурную Прелюдию и Траурный марш", и "Серые облака" и т.п.), играл как раз-таки ВТОРУЮ версию этой пьесы, как пишет Алексеев, "относительно более сглаженную по музыкальному языку".
Вообще, как можно теперь отчётливо разглядеть в ретроспективе, поздний Лист имеет глубочайшие традиции исполнения в нашей стране. В каком-то смысле от этих ранних претворений Алексеевым эмоциональной беспросветности поздних листовских пьес протягивается нить к его сегодняшним трагически-ностальгическим прочтениям произведений других композиторов, в т.ч. Рахманинова – на мой взгляд, вполне отчётливая линия, несмотря на то, что в ранние годы исполнительства Алексеева трагический мрак позднего Листа был скорее позой, плодом "искусства представления", нежели реальным мироощущением пианиста в те годы, но тем не менее, отрицать преемственность этих настроений вряд ли приходится.
Необычайно светло и на большом подъёме звучал у Алексеева заключительный хорал из "Вариаций на т.Баха" – как логическое следствие то ли преодоления, то ли избавления от всего предшествовавшего трагического нагнетания. К сожалению, именно этому произведению, как и Мефисто-вальсу, Алексеев не предпослал никаких комментариев в программе концерта, по всей видимости считая их уже "усвоенными" аудиторией – в т.ч. и его собственными стараниями.
Кстати, в таком контексте Мефисто-вальс слушался совсем по-другому – ведь когда его играют в жизнерадостном окружении "Венгерских рапсодий" или других "мажорных" пьес Листа, то и сам Мефисто-вальс и преподносится и воспринимается как пьеса прежде всего красочная, а в окружении мрачных поздних пьес на него словно бы падает их скорбный отблеск – при этом и сам пианист, и публика проникаются совсем другими ощущениями и само собой вспоминается, что Мефисто-вальс это отнюдь не раннее произведение Листа, что от него тянутся идейные нити ко 2-му и к 3-му "Мефисто" и к другим поздним пьесам, а вовсе не к ранним Рапсодиям и транскрипциям.
Наверное в этом смысле поздние пьесы Листа представляют особый интерес – они позволяют по-другому, т.е. более адекватно взглянуть и на вполне "заигранные" произведения Листа, напомнить о том, что все они принадлежат одному и тому же композитору, весьма рано познавшему жизнь с её трагической стороны и разочаровавшемуся в своих юношеских романтических идеалах.
Алексеев пишет, что настроения тоски и подавленности парадоксальным образом сочетались с поистине триумфальными успехами и огромным признанием Листа в эти годы – не потому ли, что композитор столкнулся с циничной изнанкой успеха и признания и видел их как бы "изнутри" ? Очевидно именно с этой точки зрения следует рассматривать многие его зрелые произведения, включая Мефисто-вальс, и Алексеев прямым сопоставлением широкоизвестных и совсем неизвестных листовских пьес в пределах одного клавирабенда хотел подчеркнуть мысль о единстве листовского творчества.
« Последнее редактирование: Март 14, 2008, 17:36:42 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #11 : Март 17, 2008, 17:08:34 »
Цитата: Кантилена
Цитата: Predlogoff
Также будет набор Прелюдий Рахманинова в записи из зала тех же лет с CD. Любопытно будет сравнить со студийными его записями, сделанными позже. Равеля и Шостакович есть на LP, на CD они мне не попались. Также на LP спиричуэлс и "Рапсодия в блюзовых тонах" Гершвина - это вообще так шикарно, что не поддаётся описанию
Это было бы чудесно :)! Но как бы пошире аудиторию охватить, чтобы Ваше время с большим толком было использовано :)... Мне кажется, что многим это должно быть очень интересно и, может быть, кто-то тоже ищет записи, но на нашем форуме  большого проявления интереса не будет… :(
:))
А какая нам разница, будет интерес или не будет ?
В конце концов, нас интересует музыка, а не "интерес", который кто-то соизволит, а кто-то и не соизволит проявить к ней :)
В конце концов, нас самим это интересно, а кто ищет, тот всегда найдёт :))
Чтобы искать и находить, не надо упираться в какую-то пару форумов, считая лишь только их источником информации и средоточием "истины" - есть и другие источники :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #12 : Март 17, 2008, 19:11:28 »
Predlogoff
Цитировать
А какая нам разница, будет интерес или не будет ?
В конце концов, нас интересует музыка, а не "интерес", который кто-то соизволит, а кто-то и не соизволит проявить к ней

 :) :)
Просто я привыкла (это дурацкая привычка в наше время) заботиться о других, а не только о своем интересе, в данном случае - и о "поставщиках", и о потенциальных "пользователях".

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #13 : Март 17, 2008, 19:31:50 »
Просто я привыкла (это дурацкая привычка в наше время) заботиться о других, а не только о своем интересе, в данном случае - и о "поставщиках", и о потенциальных "пользователях".

:)) Если им нужно будет, сами разыщут, а если прозевают, то зарубят себе на носу, где надо искать интересную информацию, а где флуд читать и писать :))
Короче, пусть сами на себя жалобы пишут.

Цитата: Кантилена
Цитата: Predlogoff
Да, он записал концерты Грига и Шумана, а за рубежом записал 1-й концерт Метнера и его ф-п Квинтет
.
У Вас это есть - или попробовать поискать?
Есть ещё, кажется, диск Брамс/Шуман и запись Метнера для 2-х фортепиано с Н. Демиденко.

Произведения для 2-х ф-п я не приобретал из-за Демиденко - я не люблю его игру - но не факт, что это не надо слушать, сыграно вполне на уровне. Но мои личные симпатии не на стороне Демиденко и я не держу его дисков.
Брамса-Шумана послушаем, хотя там не всё интересно, но всё-таки.
Метнер у меня есть, а вот до концертов Шумана и Грига я не добрался - они слишком быстро прошли.
Но я их слышал где-то по случаю - сыграно хорошо, но не особо потрясло.
Вообще, Алексеев всё же человек настроения - хотя в живых концертах, как это часто бывает, у него случались пианистические шероховатости, но его студийные записи, как и у любого романтика - а он по совокупности качеств, несмотря на сравнительную строгость своей игры, должен быть назван романтиком ! - всё же, как правило, проигрывают по впечатлению его же живым концертным записям, хотя совершенство и формальное превосходство студийных фонограмм неоспоримо.
Порой у Дмитрия Константиновича случались в студии казусы - иной раз он столь тщательно готовился и столько раз повторял записываемые произведения наизусть, что заучивал собственные варианты текста :)) Я так понимаю, выучивая наизусть и впоследствии повторяя выученное, он спонтанно вносил мелкие изменения, а потом так и записывал :)) Конечно, я не могу отрицать и просмотра звукорежиссёра - могли прозевать неточность, но мне всё же кажется, что главная причина заключалась именно в том, что я предположил выше.
« Последнее редактирование: Март 18, 2008, 13:58:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #14 : Март 19, 2008, 11:37:35 »
Попробовал я поискать в сети (в т.ч. зарубежной) дискографию Д.К.Алексеева, и поиски эти навеяли грустные мысли.
Как выяснилось, у Алексеева нет собственного сайта, на котором отслеживались бы события, связанные с его деятельностью. В этом вообще проявляется какой-то фатализм – своего сайта не было и у Л.Н.Бермана, нет его и у Г.Л.Соколова, т.е. у первейших наших артистов нет своих информационных табло в сети, хотя даже последние годы Бермана проходили уже при полном расцвете инет-форумов и он вполне мог бы основать собственный сайт, но не пожелал или не посчитал нужным.
После автобиографической книги Л.Н.Бермана вопрос об отсутствии у него сайта сам собой отпал, также много говорили о консерватизме Г.Л.Соколова и о его нелюбви к рекламе и т.п., то вот Д.К.Алексеев всегда представлялся мне человеком более "современным" в том плане, что он всегда был психологически более гибок, открыт новым веяниям и новым технологиям, а вот поди ж ты ….. По всей видимости, он тоже исповедует подобные фаталистические взгляды по типу "будь что будет", иначе он завёл бы и сайт, и собственную дискографию разместил в сети и т.п.
Кстати, не нашёл я и сколько-нибудь полной дискографии Алексеева – такое впечатление, что я сам мог бы составить гораздо более полный перечень его дисков, нежели любой сетевой ресурс, претендующий на его информационную поддержку :) Но, к сожалению, я тоже не могу претендовать на полноту, т.к. имею далеко не все диски, а о некоторых не имею даже информации. Кроме того, я чётко вижу, что его реальный репертуар многократно превосходит зафиксированный в фонограммах.
Всё это очень печально …….
Вот мы говорили о комплектах дисков Бермана – конечно, я бы не отказался приобрести подобный комплект Алексеева с записями хотя бы московских его концертов 70-80-х годов !
Надеюсь, что нечто подобное появится, а пока опубликованы лишь какие-то обрывки его репертуара.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #15 : Март 24, 2008, 15:46:11 »
Любопытная информация !
Оказывается Алексеев давно уже записал "Крейслериану" и она даже была выпущена на CD !
Вот инфа:

SCHUMANN. Kreisleriana, Op. 16. Etudes symphoniques, Op. 13. Dmitri Alexeev (pf). EMI (I) CDC7 49845-2 (72 minutes: DOD).

Album > Schumann Kreisleriana & Etudes Symphoniques (Dmitri Alexeev)
Artist > Robert Schumann
Year of Release > 1989
Label > EMI

http://www.gracenote.com/search/album_details.php?tui_id=13577466&tui_tag=

Так что есть надежда, что это можно услышать :)
Особенно радует то обстоятельство, что "Крейслериана" записана ещё в 80-х годах, как раз когда я её слышал в зале вживую, т.е. в ТЕ времена, в пору ещё раннего "оптимистического" цветения его исполнительства :)

Ещё интересная информация:

http://www.alibris.co.uk/classicalsearch.detail?invid=9396785721&artist=Dmitri+Alexeev&browse=1&qwork=700151802&mtype=C&qsort=&page=1



Shostakovich: Piano Concertos Nos. 1 & 2; Jazz Suite No. 1; Tahiti Trot (Tea for Two) (2007)
performed by Dmitri Alexeev (piano), Philip Jones (trumpet)
composed by Dmitry Shostakovich, Vincent Youmans

И к ней любопытный текст, который абсолютно невозможно перевести без потери его "специфики" :))
По поводу концертов Шостаковича написано забавно, но близко к правде - эту запись на Западе очень ценят, потому и переиздают, наверное !
Видите - релиз 2007 года !
Свежачок !
Может, до нас доедет или на Западе его можно будет перехватить.

This album of Shostakovich works is a rare treat on many levels. First, it's an entire CD of works showing a side of Shostakovich that may not immediately come to mind. There are few hints here of the stern, militaristic, bleak, and politically charged Shostakovich that may be more commonly associated with his name. On this recording, however, we get to hear the more playful and witty side of the venerable Russian composer. The other treat is, although it is a compilation of previously released recordings, it features magnificent offerings by an all-star list of orchestras. The headlining pieces for the album are of course the two piano concertos, the first written for himself and the second written for his son, Maxim. Heard here with pianist Dmitri Alexeev and the English Chamber Orchestra, the two concertos are performed with equal measures of crisp technique, subtle nuance, and exciting orchestral tuttis. The trumpet solos in the first concerto are first rate. Alexeev's playing throughout is quite...
« Последнее редактирование: Сентябрь 26, 2009, 16:20:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #16 : Апрель 10, 2008, 17:24:13 »
Интересная ссылка на youtube -  фильм о репетиции, на которой готовят новое сочинение Пендерецкого.
Партия ф-п - Дмитрий Алексеев.
Среди участников - Ростропович, Башмет и др. - они то играют, то делятся перед телекамерой своими впечатлениями от музыки. Фильм иностранный, соответственно, и язык иностранный :)

Julian Rachlin - Penderecki Sextet World Premiere

http://www.youtube.com/results?search_query=Julian+Rachlin+-+Penderecki+Sextet+World+Premiere&search_type=

Размещу эту ссылку также в другом потоке как пример разучивания и исполнения современного сочинения.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #17 : Апрель 14, 2008, 17:00:45 »
Интересно рассмотреть примеры концертных программ Д.К.Алексеева. Как известно, не только сам по себе репертуар, но и его компоновка в концерте позволяют сделать интересные выводы.

БЗК.

1 отд.
Лист – Вариации на тему Баха
Брамс – Восемь пьес, соч.76

2 отд.
Шуман – Арабеска, соч.18
Карнавал, соч.9
-------------------------

БЗК

1 отд.
Брамс – Соната фа минор для двух фортепиано, соч.34
(в исполнении принимает участие Татьяна Саркисова)

2 отд.
Прокофьев – Четыре пьесы, соч.32
Танец
Менуэт
Гавот
Вальс

Рахманинов – Двенадцать прелюдий:

C-dur
b-moll
Es-dur
c-moll
D-dur
d-moll
a-moll
G-dur
f-moll
gis-moll
fis-moll
B-dur

На бис 2 мазурки Шопена
-----------------

БЗК

I отделение

ЛИСТ
(1811-1886)

Вариации на тему Баха «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» (1862 г.)
Вторая элегия (1878 г.)
Рихард Вагнер. Венеция (1883 г.)
(1-е исполнение в СССР)
Траурная гондола (1882 г.)
Серые облака (1881 г.)
Посвящение (Памяти Беллини)
(1-е исполнение в СССР)
Первый Мефисто-вальс

II  отделение 

ШОПЕН
(1810—1849)

Полонез-фантазия, соч. 61

СКРЯБИН
(1872—1915)

Пять прелюдий, соч. 16
Вальс ля-бемоль мажор, соч. 38
Две поэмы, соч. 69
Allegretto
Allegretto

Соната № 4 фа-диез мажор, соч. 30
Andante
Prestissimo volando

На бис:
3 прелюдии Рахманинова G-dur, c-moll и gis-moll и мазурка Шопена
---------------------


БЗК

1 отд.

Прокофьев – Сарказмы
Шуберт – Соната a-moll, соч.42

2 отд.

Шуман – Фантазия C-dur

На бис:
Шопен Вальс e-moll и мазурка; Рахманинов, прелюдия c-moll; Гершвин, прелюдия cis-moll (из "3-х прелюдий"); Рахманинов, прелюдия gis-moll
-------------------------


БЗК

1 отд.

Шопен – 24 прелюдии, соч.28

2 отд.

Шопен – Четыре баллады

На бис:
Шопен, 2 мазурки и Вальс e-moll; Шуман, "Пёстрый листок, соч.99 №1
------------------


Зал Дома учёных

1 отд.

Шуман – Арабески, соч.18
Крейслериана, соч.16

2 отд.

Лист – Вариации на тему Баха
Рахманинов – Шесть музыкальных моментов, соч.16
(1-й муз.момент, b-moll, не был исполнен)

На бис:

Скрябин, "Quasi valse" и Две поэмы, соч.32; Рахманинов, прелюдия gis-moll
---------------------------------

МЗК

1 отд.

Моцарт – Соната a-moll (К-310)
Шопен – Соната b-moll, соч.35

2 отд.

Шуберт – Соната B-dur, соч. posth
-----------------------------------


БЗК

1 отд.

Шопен – Баркарола, соч.60
Три вальса: Ges-dur, h-moll,e-moll

Шуман – Карнавал, соч.9

2 отд.

Скрябин – Четыре прелюдии, соч.22
Две поэмы, соч.32

Рахманинов – Шесть музыкальных моментов

На бис:

Шопен, мазурка, Вальс Des-dur, соч.64 №1 и Полонез As-dur
----------------------


БЗК

1 отд.

Шуман – Четыре пьесы, соч.32
Карнавал, соч.8

2 отд.

Шопен – Три мазурки: Des-dur, соч.30, f-moll, соч.63 и cis-moll, соч.63
Соната №3, h-moll, соч.58

На бис:

Шопен: 2 мазурки, Вальс e-moll, Полонез As-dur, Вальс cis-moll
-----------


БЗК

1 отд.

Равель

Концерт №1 G-dur
Концерт №2, D-dur (для левой руки)

2 отд.

Рахманинов – Рапсодия на т.Паганини
Гершвин – Рапсодия в блюзовых тонах

На бис: Гершвин, прелюдия cis-moll (из "3-х прелюдий"); Рахманинов, прелюдия gis-moll
-------------------

P.S.
В этом списке не фигурируют вечера, в которых Алексеев исполнял в 1-м отделении какой-либо ф-п концерт (3-й Бетховена, 1-й, 2-й, 3-й или Рапсодию Рахманинова, 2-й или 3-й Прокофьева, 1-й Листа, 1-й Шопена или концерт Скрябина и т.п.), а перечислены только те вечера, в которых он в продолжение всего концерта пребывал на сцене.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #18 : Апрель 14, 2008, 18:06:17 »
Кстати, я заметил, что верна пословица "на ловца и зверь бежит" :)
Как только мы с вами начали искать записи, так сразу удалось найти 1-й концерт Глазунова с Алексеевым, а вот мне только что привезли из-за рубежа алексеевский CD с полным собранием Вальсов Шопена, когда-то вышедшим у нас тут в виде LP-пластинки. Помню, тогда меня это ужасно возмущало: запись-то цифровая, а я вынужден её слушать в виниловом варианте :)))
Но это ещё что - вот когда я недавно заслушал CDs, на которых были опубликованы 24 прелюдии Шопена и спиричуэлс с Барбарой Хендрикс, тоже изначально сделанные в цифровом виде, то к ужасу своему обнаружил, что они ....... КОШМАР ! ..... оцифрованы с винила !!!!!
Я был вне себя: на CD (!), сегодня (!!) при наличии цифровой записи (!!!) выпускать оцифровку с винила (!!!!), это просто какой-то нонсенс !!!!!
Тоже мне, деятели ! Я и сам могу оцифровать, а то "удивили", ей-богу ! "Осчастливили", так сказать ! :))
А вот шопеновские Вальсы теперь у меня, наконец-то, в первоначальном цифровом варианте в записи середины 80-х гг, когда и 24 прелюдии Шопена, и спиричуэлс, и пьесы Равеля были записаны в цифре.

Вообще-то искать есть много чего - собственно, большинство его записей пока на CDs недоступны и где их искать, вообще непонятно.
Вот вы нашли концерт Глазунова - кто его оцифровал, кто выпустил, когда, под какой маркой - неизвестно.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2008, 15:02:58 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #19 : Апрель 14, 2008, 18:16:03 »
Predlogoff
Цитировать
Вот вы нашли концерт Глазунова - кто его оцифровал, кто выпустил, когда, под какой маркой - неизвестно.
Да, непонятно. И ресурс довольно странный.
Как Вы считаете, это действительно Алексеев?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дмитрий Алексеев
« Ответ #20 : Апрель 14, 2008, 18:23:57 »
Predlogoff
Цитировать
Вот вы нашли концерт Глазунова - кто его оцифровал, кто выпустил, когда, под какой маркой - неизвестно.
Да, непонятно. И ресурс довольно странный.
Как Вы считаете, это действительно Алексеев?

Да, это он, насколько вообще реально узнать пианиста по его манере звукоизвлечения :))
Резкий звук в форте и отчётливость звучания пьяно даже сквозь педаль: типичная остротА звуковой атаки, красочность. А если послушать ажурные пассажи перед лирическим эпизодом середины концерта и саму середину, сыгранную столь благородным звуком, то последние сомнения отпадают.
Да, это он.
Вообще, этот концерт Глазунова доступен единичным пианистам, в отличие от 1-го, который многие неплохо играют и который выдерживает различные подходы - от лирического до вполне драматически-трагедийного. В 1-м есть и мелодичность, напевность, и более отчётливо выраженное русское песенное начало.
2-й же концерт это чисто инструментальное сочинение, в каком-то плане более "современное" нам, нежели 1-й концерт, напоминающий о прототипах даже 19-го века - во 2-м же звучат не столько "мелодии", сколько "темы", а это всегда очень сложно подать. 2-й концерт более "симфоничен" в том плане, что в нём и фортепиано звучит более "оркестрово", зачастую абсолютно сливаясь с оркестром в единое симфоническое целое.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #21 : Май 13, 2008, 10:47:33 »
Пришло время написать о Вальсах Шопена в исполнении выдающегося нашего пианиста Дмитрия Константиновича Алексеева, что само по себе является приятным занятием, так как всегда доставляет удовольствие соприкосновение с совершенством стиля.
Удивительно, но в ретроспективе эти записи выглядят совсем по-другому !
Конечно, когда я слушал Вальсы несколько десятилетий назад – и в записи, и в концертах Алексеева -, невозможно было предвидеть направление эволюции его пианизма и творческих взглядов. Но сегодня, когда мы знакомы с его поздним исполнительским стилем, вдруг становится очевидным, что зачатки этого стиля вполне отчётливо проглядывали уже в те стародавние времена.
Я имею в виду прежде всего ностальгический взгляд на романтику вообще и на шопеновскую романтику в частности. Конечно, алексеевский взгляд на Шопена существенно отличается от его взгляда, допустим, на Листа, особенно на позднего Листа, который в его подаче выглядит весьма мрачно, что само по себе стильно и вполне адекватно ! Пожалуй, оттенок ностальгии прослеживается и в листовских трактовках Алексеева, но там ностальгия мрачна и лишена даже проблеска надежды, а в его Шопене она хотя и печальна, но светла, умиротворённа. Когда слушаешь Вальсы в исполнении Дмитрия Константиновича, сама собой вспоминается сакраментальная пушкинская фраза: "печаль моя светла" !
Я не случайно упомянул также Листа – в исполнении Вальсов Шопена у Алексеева ощущается вполне определённое намерение: он их играет словно "забытые вальсы" – есть такое "определение" и у Листа, написавшего несколько "забытых" пьес, именно с таким словом в их названии и именно с таким главенствующим настроением !
Вот эта "забытость" (трактую это слово как характеристику настроения, а не как реальность, ибо Вальсы Шопена на деле вовсе не забыты, а напротив, до дыр заиграны) - вкупе с элегичностью и "антивиртуозной" (при всём совершенстве пианизма исполнителя) неспешностью подачи, полным и вполне очевидно преднамеренным отсутствием исполнительской "бриллиантности" даже в "блестящих" Вальсах - наполняет исполнение Алексеева той самой "ностальгией", о которой я говорил выше.
Даже те Вальсы, в которых, казалось бы, должна ключом бить жизнь – к примеру, в Es-dur'ном ("Большом блестящем") №1, в As-dur'ном №2 или в As-dur'ном №5, которые большинство пианистов подаёт в виртуозно-бравурной манере, в связи с чем можно вспомнить хотя бы Гофмана, игравшего Es-dur'ный Вальс "шикарно" и ослепительно виртуозно – так вот даже они выглядят у Алексеева как лирика.
Что уж говорить о таких Вальсах, как медлительно-флегматичный As-dur №9, в котором впечатление "забытости" становится почти осязаемым (Вальс звучит словно из-за грани реальности), трагический a-moll №3, f-moll №12 или знаменитейший №7 cis-moll, который в подаче Алексеева выглядит совсем уж непривычно, если сравнивать с игрой всех остальных пианистов, и в то же время как-то "узнаваемо", если взглянуть на эту пьесу с других позиций – не потому ли она в таком обличьи узнаваема, что в русской музыке подобные настроения нашли широкое выражение, например, в творчестве Чайковского и Рахманинова ?
Громадной исполнительской удачей Алексеева явились также посмертные шопеновские опусы, которые, как правило, не играет никто из тех пианистов, кто берётся за исполнение собрания его Вальсов – почему-то в исполнительские "интегралы", за исключением гениального Вальса e-moll, очень редко включают посмертные пьесы, что представляется некоторой "несправедливостью".
Любопытно отметить, что на диске Д.К.Алексеев разместил Вальсы в специфическом порядке, отнюдь не хронологическом: по всей видимости, пианистом в результате соприкосновения с этим собранием было выработано некое "личное" отношение к порядку следования образующих его пьес. Цикл замыкается двумя чудесными Вальсиками, каждый из которых представляет собой подлинную жемчужину шопеновского творчества, а всё собрание Вальсов в целом выглядит в подаче Алексеева как большая лирическая поэма, объединённая единством настроения, которую я рекомендовал бы заслушивать "залпом", не размениваясь на смакование отдельных излюбленных пьес.


P.S.
Материалы по теме здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg12375#msg12375
« Последнее редактирование: Май 16, 2008, 15:12:34 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Klein Zaches

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 149
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #22 : Май 16, 2008, 01:44:55 »
Ооооо!!!
Какая игра!
Легкость, уникальное "дыхание" - словом, феноменально!

Как выразился один пианист, при исполнении Шопена требуется такая божественная красота и точность, что как правило этого и близко нет :)
В большенстве случаев, можно сказать, что "музыка не исполнена, а приведена в исполнение "(с) :)))))))
Только не у Алексеева!

Г-н Предлогов продолжает баловать нас уникальными фонограммами - да не оскудеет рука дающего :)

Для сравнения можно выложить пару вальсов в исп. гениального Иосифа Гофмана.
Постараюсь ближайшее время.
"Все лучшее во мне говорило мне: ...  А все худшее возражало на это так: ..."

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #23 : Май 16, 2008, 10:06:34 »
"Рапсодия в блюзовых тонах".
Это произведение в записи 1977 года представляет собой шедевр исполнительства Д.К.Алексеева, одну из высочайших его вершин. Оркестр ведёт В.Дударова.
Бог свидетель, какое количество исполнений этой Рапсодии пришлось выслушать мне за долгие годы ! :) Но после первого же прослушивания этой ранней записи Алексеева мне сразу стало ясно, что я ознакомился с эталонным исполнением данной вещи. Я слышал это вдохновенное, гениальное, "знаковое" для своей эпохи произведение Гершвина десятки раз в исполнении лучших пианистов мира – слышал я его и до ознакомления с записью Алексеева, слушал его и после, но никогда при проигрывании других фонограмм меня не посещало ощущение, что я соприкасаюсь с абсолютом. Даже и сегодня, переслушивая это идеальное с точки зрения воплощения стиля исполнение, я сам себе не верю, что это чудо существует ! Огорчает тот факт, что на CDs на данный момент растиражированы десятки и даже, наверное, сотни вариантов трактовок этого сочинения, а запись Алексеева до сих пор не переиздана.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Дмитрий Константинович ни в одном эпизоде не ломает ритм в угоду вульгарно понимаемой "джазовости", что ни на секунду ему не изменяет чувство меры: его игра классически уравновешенна. Пассажи отточены до блеска, звучание характеризуется "моцартовской" чистотой и отчётливостью, фактура прозрачна, в любой гармонии подчёркивается специфическая красота, насквозь прослушивается вся полифония, чему способствуют тончайшее владение педалью и идеальная пианистическая пластика, наблюдается перманентное благородство звука и в пианиссимо и в фортиссимо, в т.ч. и при взаимодействии с оркестром, который Алексеев внимательно слушает. Об алексеевском рубато и его ощущении пауз в этом сочинении можно написать целую диссертацию по части музыкальной стилистики !
Фактически подобным исполнением стирается грань между "джазом" и "классической" музыкой, потому что становится очевидно, что при такой подаче к подобным произведениям можно подходить со сколь угодно строгими критериями, и оно неизменно и полностью будет им соответствовать. В иных моментах Рапсодии – или мне это лишь мерещится ? – в звуке Алексеева словно бы неуловимо проскальзывает "призрак скрябинизма", или наоборот, в его скрябинских трактовках сказывается знакомство с джазовой стилистикой ? Удивительно ли после этого, что Алексееву, как редко кому (коих можно сосчитать на пальцах одной руки), удалась 5-я скрябинская соната, из гармонического богатства которой (как и 4-й сонаты, как и многих скрябинских поэм и прелюдий), и сегодня это совершенно очевидно, в лице наиболее чутких и просвещённых своих представителей полными горстями черпал гениальные гармонические находки целый цех джазовых профессионалов !
Дмитрий Константинович уже тогда, т.е. на самом раннем этапе своей пианистической карьеры в конце 70-х, в моём понимании фактически "убил" для других пианистов "Рапсодию в блюзовых тонах" своим непревзойдённым исполнением, в полном смысле слова "закрыл" его, и сколько б я ни слушал других исполнителей, всегда мне чего-то не хватает для полного счастья :)
Хочется напомнить, что Алексеев в былые годы – а может, он и теперь ещё не оставил это занятие ! – был великолепным джазовым импровизатором: его импровизации live производили фурор, публика просто визжала от восторга. В этом плане неудивительно, что когда нашу страну посетила Барбара Хендрикс, она, даже если бы захотела, не смогла бы найти лучшего аккомпаниатора для своих концертов, а особенно, для негритянских спиричуэлс, нежели Д.К.Алексеев, сочинивший к этой части её программы собственный аккомпанемент, целиком и полностью явившийся плодом спонтанной джазовой импровизации. К счастью, этот уникальный исполнительский дуэт уже тогда записал свои шедевры в студии.
На самом раннем этапе карьеры Алексеева почти все поголовно, кто его знал, были убеждены, что он двинется по пути джазового исполнительства, где, я уверен, его ждали громадные успехи, но тем не менее пианист – наверное, к счастью для нас ! :) - не переключился полностью на джазовое исполнительство, сохранив его как некое "хобби", как весьма интересную и важную, но всё же побочную ветвь своей основной деятельности на ниве "классики", или, если точнее, романтики. Собственно, у него даже и джаз слушается как "романтика", что, на мой взгляд, выдаёт в джазе одно из глубинных свойств этого направления :). Особенно очевидным это стало после того, как за него взялись профессионалы !
И нет никаких сомнений в том, что гармоническая красота и изумительное ритмическое разнообразие джаза не осталось без влияния и на алексеевскую "Крейслериану", и на Скрябина, Листа, Шопена и других композиторов, исполнение произведений которых под его руками обретало красочность и импровизационность, без которых немыслима настоящая романтика.


P.S.
Материалы по теме здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg12557#msg12557
« Последнее редактирование: Май 19, 2008, 18:18:12 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #24 : Май 21, 2008, 14:29:11 »
Теперь, после "Рапсодии in blue" Гершвина, вполне логично заслушать другие джазовые записи Алексеева, осуществлённые им в дуэте с Барбарой Хендрикс после её московских гастролей, в которых Д.К. Алексеев по случаю замещал её аккомпаниатора.
Вообще, сама эта история их совместного музицирования достойна разговора в контексте "закономерностей и случайностей" нашего бренного мира :)
А что если бы Хендрикс не приехала в СССР ? А если бы она приехала со своим "штатным" пианистом ? А если бы она обратилась не к Алексееву, а к кому-нибудь другому ? и т.п.
Тогда мы были бы лишены возможности услышать сегодня уникальные записи спиричуэлз, осуществлённые артистами уже за рубежом, но тогда же, в 80-х годах...
Всё началось с джазовых импровизаций Алексеева, который на самом-то деле должен был аккомпанировать Хендрикс классические романсы :) Она ему начала подпевать - и вот что из этого вышло :)
Кстати, я вспоминаю их совместное исполнение рахманиновских романсов, к примеру, "Не пой, красавица, при мне" - это были подлинные шедевры, в которых Алексеев вовсе не находился на втором плане и не выглядел обыкновенным аккомпаниатором: он подал свою пианистическую часть в духе его же блистательных исполнений ф-п пьес Рахманинова и был равноправным партнёром замечательной певицы, исполнявшей, кстати, романсы Рахманинова по-русски.
И эта музыка вовсе не оказалась ей чуждой, о нет !
Но подлинного единения они достигли, конечно, при исполнении спиричуэлз. Я вспоминаю, что были сделаны и звучали в эфире не только аудио-, но и видеозаписи тогдашних их московских концертов, но я этих записей с тех пор не видел и не слышал.
Разумеется, к моменту фиксации своего исполнения в студии артисты добились идеального ансамбля - аромат импровизационности полностью сохранился, но и вокальная, и пианистическая отточенность возрасли неимоверно.
Я должен признаться, что не все песни мне нравятся по музыке (!), но я не взял на себя смелость произвести "отбор", руководствуясь личными вкусами, т.к. это тот случай, когда каждая нота представляет исторический интерес и когда личные вкусы лучше отодвинуть подальше и обозревать всё сделанное целиком.
Я хочу напомнить, что вся фортепианная часть сочинена Д.К.Алексеевым и представляет собой спонтанную джазовую импровизацию, которая не была зафиксирована в нотах.
Уместно, наверное, будет сказать несколько слов и о вокале Б.Хендрикс, руководствуясь при этом правилом, что лучше 1 раз услышать, чем 100 раз прочитать мой комментарий :))
Коротко скажу, что именно спиричуэлз очень подходит быстрое вибрато певицы, а также её специфическое звукоизвлечение, благодаря которому её голос, особенно в высоком регистре, звучит подобно некоему духовому инструменту сходного диапазона, что вкупе образует тембр, наполненный эротикой и экстатичностью, особенно подчёркиваемых мастерски координируемыми певицей и лишь кажущимися неожиданными "прорывами" звонкой открытой звучности в кульминациях.

P.S.
Материалы по теме:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg12757#msg12757
« Последнее редактирование: Май 22, 2008, 12:38:16 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица