Автор Тема: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист  (Прочитано 58994 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

regards

  • Гость
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #75 : Декабрь 02, 2013, 19:00:29 »
Побочная партия о Флиере - действительно поразительна. Когда-то я был увлечён девушкой, которую повёл в БЗК на 3 концерт Рахманинова с Флиером (вероятно, это было последнее публичное выступление Флиера, коллекционеры проверят). Я ей объяснил суть события так, что Флиер - лучший возможный исполнитель этого концерта. Я тогда сам учил этот концерт, и потому, возможно, слышал больше нормального посетителя БЗК. Флиер был явно сдержан или ограничен технически, но хватка была очень слышна.

Забавно о наследниках Рахманинова. Чисто логически мне вся эта история кажется бредом чистой воды.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #76 : Декабрь 02, 2013, 21:29:07 »
Забавно о наследниках Рахманинова. Чисто логически мне вся эта история кажется бредом чистой воды

Понимаете, такое ощущение, что ни Сатина, ни сам Гилельс этой медали не придавали того значения, которое пытаются вокруг этого вопроса раздуть.

Кстати, только что по "Культуре" прошла-таки передача "НескуШная классика", и я её посмотрел. Вы поразитесь, но передача вполне приличная!
Там были Гордон и Афанасьев, а сама передача, правда, началась с фальшивой ноты, когда Сати Спивакова заявила, что Рахманинов слушал Гилельса по радио. Это заявление ни на чём не основано, кроме желания придать фигуре Гилельса больший исторический вес, нежели она уже имеет. На самом деле меня гораздо больше потрясло РЕАЛЬНОЕ свидетельство Аджемова, которое хотя бы косвенно доносит до нас мнение Рахманинова о Флиере, которого СВР и в самом деле слышал по радио.

И всё же передача ничего себе - можно посмотреть хотя бы ради записей Гилельса, если кто-то с ними ещё не знаком. Более того, оба "свидетеля" - и Гордон, и Афанасьев - ДОГОВОРИЛИСЬ не противопоставлять Гилельса и Рихтера! Наконец-то здравый смысл восторжествовал!

Это лучший вариант изложения своего мнения по поводу "исторических хроник". Более того, я сейчас перечитывал Хентову и пришёл к выводу, что Гордон прав: ведь Гилельс ещё ДО конкурса 1933 года приезжал к Нейгаузу, а тот НЕ ПОНЯЛ, что за материал перед ним!! В результате Гилельс окончил консерваторию в Одессе, перед этим поразив всех на Всесоюзном конкурсе, а уже после приехал в аспирантуру к Нейгаузу. Насколько я понимаю, на Нейгаузе была помешана Рейнгбальд - и это было не очень хорошо для Гилельса.

Я считаю, что Гилельсу нужно было идти или к Игумнову, или к Гольденвейзеру. Впрочем, меж ними я не могу выбрать, к кому было бы правильнее, потому что на ранних этапах Гилельсу был бы полезнее Игумнов, а на более поздних - Гольденвейзер.

А Нейгауз так и не простил Гилельсу СВОЮ ошибку в отношении его возможностей :))))))

Нейгауз всё же был слишком спесивым и раздражительным снобом, который высокомерно отверг выдающееся дарование. А потом ему же и мстил за это. Всё это мелко для такой крупной фигуры, как ГГН, но увы - се ля ви.

Гордон в этом прав.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:44:54 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #77 : Декабрь 02, 2013, 21:41:12 »
Кстати, только что по "Культуре" прошла-таки передача "НескуШная классика", и я её посмотрел. Вы поразитесь, но передача вполне приличная!

Потому что Спивакова мало говорила. Но всё равно лучшим был Гилельс. Афанасьев как рассказчик понравился.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #78 : Декабрь 02, 2013, 21:53:44 »
Потому что Спивакова мало говорила. Но всё равно лучшим был Гилельс. Афанасьев как рассказчик понравился.

Он всё же мастер слова! :) Как-никак писатель, причём, пишет на нескольких языках.

Передача должна быть в записи вот здесь - проверьте, видно её?

http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2013-12-02-20-03
« Последнее редактирование: Декабрь 03, 2013, 22:28:43 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #79 : Декабрь 02, 2013, 22:08:02 »
Работает, единственно, ровно в 20:00 ещё идёт передача с Макаровым, нужно подождать или время чуть переставить.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #80 : Декабрь 03, 2013, 02:01:07 »
А вы заметили, как ПОТРЯСАЮЩЕ молодеет Афанасьев, когда начинает говорить - другой человек!!!

Оффлайн Passer-by

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 431
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #81 : Декабрь 03, 2013, 14:37:03 »
http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2013-12-02-20-00
Ссылка работает странно, откуда Вы ее взяли? Все-таки у модератора большие информационные возможности  :).

А вы заметили, как ПОТРЯСАЮЩЕ молодеет Афанасьев, когда начинает говорить - другой человек!!!
Да, это заметно!  :)

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #82 : Декабрь 03, 2013, 18:47:11 »
Передача началась даже не с фальшивой ноты, а с грубого ляпа, который испортил весь настрой. Затравки не получилось - Антон - а не Артур Рубинштейн! И опять  - почему она говорит одному гостю - ВЫ, а другому - ТЫ. Это же противоречит этическим нормам беседы и жутко бьет по ушам.  Такое впечатление, что ведущая хочет побыстрей все завершить и воплотить свой план. Воплощение получается неуклюжим, тем более заметно, что собеседников (любых!!!) она рассматривает ТОЛЬКО как необходимый атрибут передачи, не проявляя к людям сидящим напротив должного почтения. На Всесоюзном Радио когда-то существовал незыблемый редакторский закон - не уверен в тексте - лучше его выброси и не произноси. Хотя сейчас можно все - никто  ни за что не несет ответственности. И это печально.     

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #83 : Декабрь 03, 2013, 20:37:48 »
Передача началась даже не с фальшивой ноты, а с грубого ляпа, который испортил весь настрой.   
   А мне конец показался фальшивым. Сати сказала: "Великий Гилельс". Я совсем не против, чтобы кто-то так считал. Но даже судя по тому, как это было сказано, по интонации, полагаю, что вряд ли Сати могла обосновать эту характеристику. Вообще, всякий раз она оправдывает название своей передачи : "Нескучная классика" - вроде как известный Нескучный сад у Москва-реки. Для меня же есть просто классика, и скучной она никогда не бывает.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #84 : Декабрь 03, 2013, 22:25:06 »
Передача началась даже не с фальшивой ноты, а с грубого ляпа, который испортил весь настрой. Затравки не получилось - Антон - а не Артур Рубинштейн!

Да уж, на медали-то Антон! :)) Да и причём тут Артур, ведь это совершенно другая эпоха.
Как вы думаете, она и в самом деле ....... Ну то, что она дура, вряд ли кто-то оспорит, а вот кто отслеживает её глупости? Ведь должна же быть какая-то редакторская служба? Или она настолько самоуверенна, что лепит без проверки всё подряд, и никто её не контролирует?
Это же какое-то позорище: такая дремучесть, что даже не знаешь, как прокомментировать. И это по национальному ТВ на всю страну!
Но так у нас не только в культуре, то же самое и в политике, то же теперь будет и в науке ... Дремучие дилетанты и самозванцы правят бал.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #85 : Декабрь 03, 2013, 22:57:28 »
Тем не менее, я после этой передачи как-то по-другому взглянул на Гордона!

Мне казалось, особенно же по прочтении его книг о Гилельсе, что, искажая музыкальную историю и выдумывая "факты", он преследует какую-то цель. А теперь я понял, что он попросту ярый фанат Гилельса! Это типичный слепой фанатизм! Никакой особой "цели" он перед собой не ставит, но он желает выдвинуть предмет своего фанатизма во что бы то ни стало. Спартак - чемпион! И баста! Что бы ни происходило в прошлом, настоящем и будущем.

Да, кстати, никто, на мой взгляд (который у меня сложился по прочтении громадной литературы о Рихтере, Гилельсе, обоих Нейгаузах и т.д.) не сумел так тесно приблизиться к более-менее адекватному пониманию человеческой сути ОБОИХ пианистов, как Валерий Воскобойников в своей статье для нейгаузовского сборника! Он лично знал выдающихся пианистов и, можно сказать, дружил с обоими, несмотря на большую разницу в возрасте. Он приводит поразительные примеры "ревности" Гилельса к Нейгаузу по причине предпочтения оным Рихтера!

Воскобойников считает, что Гилельс "выдумал" себе Рихтера-соперника! Он рассказывает о том, как Гилельс терзал себя навязчивыми мыслями о Рихтере. Я, правда, думаю, что в этом Воскобойников не совсем прав: элементы соперничества вполне отчётливо проглядывают в разговорах и делах не только Гилельса, но и Рихтера. Но Рихтер не ревновал Гилельса к Нейгаузу, что вполне естественно, т.к. Нейгауз предпочитал его :))

Но Нейгауз очень нехорошо вёл себя по отношению к Гилельсу, очень нехорошо. Я имею в виду даже не его разговоры, книги и статьи, а его взаимоотношения с ним в консерватории и ещё до неё. И Гилельс в результате сорвался: ревность его сглодала, он не выдержал безудержных восхвалений Нейгаузом Рихтера и предпочёл резко порвать с учителем.

Я также не верю, что Нейгауз из-за ЭТОГО умер: он уже был стар и плохо себя чувствовал по объективным причинам. Но, безусловно, горечь он испытал громадную - это был мощный моральный удар. К сожалению, должен признать, что он получил по заслугам, что, конечно, не извиняет Гилельса, который влепил это в конце жизни своему учителю, уж какому-никакому.

Как родителей не выбирают, так и учителей порой не выбирают - уж как вышло, так вышло. Сколько уж тому примеров и в прошлом и в настоящем.

Я чётко усвоил одно: если Гилельс выводится по линии Рубинштейн-Рахманинов, то Рихтер гораздо отчётливее выводится по линии Лист-Бузони. Т.е. получилось так, что они оба, на самом-то деле, корнями пересекались довольно слабо. А мы в результате имели возможность наблюдать развитие и сплетение обеих этих линий мирового пианизма в их высочайших проявлениях в рамках русского советского пианизма.

В этом смысле нам повезло, что они были у нас оба, а не кто-то один. К сожалению, их человеческих переживаний это никак искупить не может, и прошлое никак не исправишь.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:45:48 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #86 : Декабрь 03, 2013, 23:16:25 »
Передача началась даже не с фальшивой ноты, а с грубого ляпа, который испортил весь настрой. Затравки не получилось - Антон - а не Артур Рубинштейн!

Да уж, на медали-то Антон! :)) Да и причём тут Артур, ведь это совершенно другая эпоха.
Как вы думаете, она и в самом деле ....... Ну то, что она дура, вряд ли кто-то оспорит, а вот кто отслеживает её глупости? Ведь должна же быть какая-то редакторская служба? Или она настолько самоуверенна, что лепит без проверки всё подряд, и никто её не контролирует?
Это же какое-то позорище: такая дремучесть, что даже не знаешь, как прокомментировать. И это по национальному ТВ на всю страну!
Но так у нас не только в культуре, то же самое и в политике, то же теперь будет и в науке ... Дремучие дилетанты и самозванцы правят бал.
Примечательно, что два пианиста, участника передачи,  не поправили ее, хотя бы из уважения к зрителям...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #87 : Декабрь 03, 2013, 23:40:38 »
Примечательно, что два пианиста, участника передачи,  не поправили ее, хотя бы из уважения к зрителям...

Я так понял, она это сболтнула на камеру уже после диалога, когда готовила обрамление передачи, так что они поправить её не могли. Любая передача такого рода - это монтаж. Получилось, что она вмонтировала их в своё позорище.
Я же говорю, этих отвязных ведущих никто не контролирует.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #88 : Декабрь 05, 2013, 12:03:12 »
А теперь я понял, что он попросту ярый фанат Гилельса! Да не то слово – наладил не так давно  уже 3-ю книжку о Гилельсе. Я просмотрел – там как раз яростная полемика с Воскобойниковым, с Перельманом - за нелицеприятные воспоминания о разладе его дружбы с Э.Г., досталось и С.Г.Нейгаузу за слова «он (Гилельс) хамил отцу» и много еще чего. Как Городон пропустил в мемуарах К.П.Кондрашина довольно резкие слова о причине крушения его дружеских и творческих контактов с Гилельсом – непонятно (причина все та же – мягко говоря, непростой характер Э.Г.). Это, наверное, послужит основой его 4-й книги о кумире. А вообще было бы хорошо свести  в телебеседе Гордона и Воскобойникова -  только вот ведущего никак не могу представить – Соловьева разве что, или Карауловаhttp://classicalforum.ru/Smileys/default/cheesy.gif

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #89 : Декабрь 05, 2013, 14:24:18 »
:)) Да, фанатизм Гордона зашкаливает: он готов опровергнуть абсолютно все воспоминания, из которых НЕЗАВИСИМО вырисовывается одна и та же картина.
Но, быть может, это как раз и делает его "опровержения" столь сомнительными? Он лепит из Гилельса не только идеального пианиста, но и нечто вроде непорочного ангела, лишённого человеческих черт, отмечаемых, тем не менее, целой группой лично знавших пианиста людей и даже друзей.
Воспоминания Воскобойникова, пожалуй, самые живые и человечные.
Гордон тоже лично знал Гилельса, но, видимо, в отношении него Эмиль Григорьевич придерживался то ли другой стратегии поведения, то ли просто ситуация общения была принципиально другой. В конце концов, почти никто не может устоять перед слепым поклонением, и таких поклонников, вероятно, приятно иметь рядом в целях повышения самооценки. Но это же слепое поклонение так сильно бросается в глаза во всех писаниях Гордона, что вызывает уже смех - настолько нелепо отрицание очевидного и независимо отмеченного другими людьми. С чего бы им врать? Они абсолютно не ангажированы.
Как шутят в таких случаях - "наказание невиновных и награждение непричастных" :))

Зато я решил привести здесь кое-что из воспоминаний Воскобойникова. Мне кажется, это будет интересно и по делу. Очень интересные, яркие воспоминания.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #90 : Декабрь 05, 2013, 15:37:59 »
Перечитав только что книжку Хентовой о Гилельсе, я нахожу её одним из самых ценных источников информации о детстве и юности Гилельса, о его преподавателях, о его творческой лаборатории той поры. Ведь Хентова всё пишет со слов Гилельса! Она приводит многочисленные его критические самооценки, ведь он с ней делился воспоминаниями о своих трудностях, тяжёлой работе и поражениях, а не только о сладкой жизни и блестящих успехах.

Гилельс, вероятно, не предполагал, что объём сведений критического характера, попавших в книгу, окажется таким громадным, как не предполагал этого и Баренбойм, рекомендовавший Хентову для создания книги о Гилельсе. Когда книга вышла тиражом в десятки тысяч экземпляров, они оба схватились за голову, но было уже поздно :))

Хентова как на духу выложила всё, что ей рассказал Гилельс, а там чего только не было: и страдания, и разочарования, и метания, и мучительные поиски своего пути, и ошибки, и неудачи, и деспотизм и непонимание педагогов, и собственный угрюмый характер - Гилельс рассказал обо всём. В дальнейшем, вероятно, он жалел об этом, но слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Возможно, они передоверились тактичности Хентовой, которая поняла свою роль несколько по-другому :) и не стала лакировать биографию Гилельса, как того хотелось бы его поклонникам - ведь они ругали книгу как раз за то, что в ней слишком много правды.

Очень жаль, что о взаимоотношениях Гилельса с тогдашними вождями Хентова ну никак не могла рассказать - не та ещё была эпоха. В тексте книги угадывается, что круг разговоров Хентовой и Гилельса был гораздо шире: в частности, затрагивалась и пресловутая "борьба с космополитами", что отражалось в попытках принижения не только Прокофьева и Шостаковича, но даже Дебюсси и Равеля! Удивительно суматошное было время!

Тем не менее, Хентова, полностью сосредоточившись на фигуре Гилельса, очень хорошо провела основную линию книги под девизом "и это всё о нём". Всё повествование крутится вокруг Гилельса, остальные музыканты поминаются вскользь (и лишь самые выдающиеся), а большинство не упоминается вовсе. Не говоря уже о том, что Хентова не рассматривает и не обсуждает никакие склоки и распри, которые, конечно, имели место. Только о главном, только о Гилельсе, только о высоком - об искусстве, о пианизме, о музыке. Похвальное - хотя и частью вынужденное - самоограничение.

Хорошим продолжением этой книги Хентовой стала через четверть века книга Баренбойма, к сожалению, неоконченная. Эта книга продолжила и расширила разговор уже не о детстве и юности Гилельса, а о его зрелости и последних годах жизни, когда мироощущение и профессиональные воззрения Эмиля Григорьевича уже вполне и окончательно утряслись.

Эта книга очень интересна тем, что в ней изложены ключевые музыкально-мировоззренческие установки Гилельса, которые при подробном рассмотрении оказываются не его личными, а универсальными установками т.н. "русской школы" пианизма, типичным представителем и одним из высших выражений которой стал Гилельс.

Эта книга рассматривает некоторые "скользкие" вопросы биографии Гилельса, связанные с другими людьми и музыкальной средой в целом, но и она тоже существенно ограничена политическим и моральным контекстом того времени. Тем не менее, если говорить о профессиональном её срезе, в котором рассматриваются пианистические и стилистические проблемы, то он довольно интересен.

Остальной массив информации, которым биография Гилельса приросла уже в 90-2000-х гг., хотя и не сдерживался ни политическими, ни моральными ограничениями, как ни странно, ничего особо нового в понимание искусства Гилельса не привнёс (подчёркиваю слово "искусство").

Я вот сейчас думаю обо всём этом, и мне даже странно: можно говорить всё, а вместо этого идут ожесточённые споры о ранее напечатанном :))) Это свидетельствует лишь о том, что всё ключевое уже сказано и к сказанному добавить особо нечего. О да, мемуары дополнили человеческий портрет Гилельса, но о его искусстве (опять это "неудобное" для многих писателей слово :) ) ничего нового не рассказали.

Собственно, Воскобойников тоже говорит, в основном, о личности и межличностных соприкосновениях Гилельса - далеко не безоблачных. Но более глубокому пониманию искусства Гилельса эти детали вряд ли способствуют.

О книгах Гордона я уж и не говорю: это просто "сочинения не по теме". Я считаю, что в гордоновских писаниях личность Гилельса принижается, так как обсуждение её сводится к перечислению склок, в которых волей-неволей участвовал Эмиль Григорьевич, и изложению пересудов, а его искусство не обсуждается вовсе.

Ну ещё бы: обсуждать деятельность такого крупного пианиста можно лишь на основании фонографического материала, а он существует в объективной форме и доступен каждому желающему, следовательно, не может быть фальсифицирован и переиначен в лучшую или какую-либо другую сторону. Поэтому обсуждать его опять же "неудобно", а то мало ли что - вдруг найдутся и несогласные, которые на том же материале придут к другим выводам, которые не устроят писателя :))

Вон lorina уже говорит, что мнение Гилельса о пианизме "устарело": этак скоро и его фонограммы можно будет объявить "устаревшими", а его самого - яркой этикеткой советской империи. Вернее, он в каком-то смысле как раз ею и был, но ведь нужно рассматривать контекст не только политический, но и музыкальный.

Короче говоря, истина, как всегда, находится на пересечении мнений, а самое интересное для нас - не мнения, а факты, предлагаемые независимыми свидетелями и исследователями. Последние, т.е. исследователи, по вышеуказанным причинам составляют ничтожное меньшинство.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:46:48 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #91 : Декабрь 05, 2013, 16:55:45 »
Как Гордон пропустил в мемуарах К.П.Кондрашина довольно резкие слова о причине крушения его дружеских и творческих контактов с Гилельсом – непонятно (причина все та же – мягко говоря, непростой характер Э.Г.)

:) Наверное, не дочитал книгу до этого места!
Кстати, хочу оттуда кое-что процитировать - это было сказано задолго до всех последующих книг и опубликовано в середине 80-х гг.

цитаты из книги "Кирилл Кондрашин рассказывает ....."


Это рассказ о молодёжном оркестре, которым руководил Кондрашин
----------------------------
Первый опыт руководства оркестром и формирования коллектива был у меня в 1949 году. Готовился второй фестиваль молодежи в Будапеште. Тогда Михайлов, будущий министр культуры, пригласил меня и поручил сформировать молодежный коллектив специально для этой поездки. Оркестр состоял в основном из молодежи Большого театра, но были еще и студенты консерватории. Состав сильнейший, хотя всего 48 человек.

Восемь первых скрипок, но из этих восьми самым слабым был, пожалуй, концертмейстер. Потому что за ним сзади сидели: Грач, Соболевский, Нелли Школьникова сидела на четвертом пульте! Целый ряд ярчайших музыкантов, солистов, уже тогда заявивших о себе очень хорошо. Корнеев, Неклюдов, Никончук — все теперешние первачи — были в этом оркестре. Звучание оркестра было просто фантастическое.

Мы приготовили примерно три программы, не считая сопровождения. «Струнная серенада» Чайковского. Так теперь ее никто не сыграет — как было отделано любовно точно! «Испанское каприччио», которое сейчас ни мне так не продирижировать и никому не сыграть с каким-то таким особым огоньком! Лядовские «Русские песни». Подготовка была довольно длительная — месяца три с каждодневными репетициями.

Я научился работать с музыкантами, которые никакого опыта не имеют. Это очень важно, потому что когда я приходил в Госоркестр, на меня просто давил авторитет старого оркестра, его музыкантов, которые много раз все играли, и я за ними чаще шел, чем сам вел. Потому что я все время боялся, что попаду не туда, куда нужно. А здесь у меня такой боязни не было. Я выработал свое отношение к произведению и заставлял их делать то, что мне нравилось, что надо было.

Оркестр получился первоклассный. В Будапеште он завоевал по традиции первую премию, «Гран при», золотую медаль и прочее. Когда же оркестр вернулся, то был распущен. Но музыканты по собственной инициативе пошли к Белоцерковскому и сказали, что хотят давать по четыре концерта в год с Кириллом Петровичем. Платить им надо очень мало, буквально какие-то гроши, это совершенно необременительно. Белоцерковский на это пошел, и оркестр еще два-три года существовал.

Причем в конце концов получилось так, что он оказался концертным составом оркестра Большого театра, потому что вся молодежь, те студенты, которые играли там, или вышли в лауреаты, или уже поступили в Большой театр работать. Этот оркестр за три года приобрел довольно большой репертуар. С ним выступали и Гилельс, и Рихтер. Играли с удовольствием; не было никакого духа зазнайства или снисходительности, пренебрежительности, что характерно для больших оркестров.
-------------------------------


О путешествии по Волге с Гилельсом и его настройщиком Богино
-------------------------------
Вернемся в Горький. Гельфонт оказался настоящим энтузиастом… Он любил дело и решил вытащить оркестр. Для этого организовал поездку по Волге. Нанял пароход, что было очень нелегко. Этот пароход передали оркестру, пригласили Кондрашина и Гилельса. Причем за полгода до поездки Гельфонт предложил мне приезжать в Горький каждый месяц на две недели главным дирижером и подготовить оркестр к этой поездке. Я согласился и приехал. Репетировал с группами, пересаживал музыкантов. Столичный авторитет; может делать то, что боялись делать когда-то другие дирижеры. Принял молодежь, и оркестр очень сильно вырос. Приехал Гилельс, и это тоже подстегнуло развитие и престиж.

Мы поплыли. Эмиль Гилельс взял с собой настройщика — Георгия Алексеевича Богино, человека, одержимого всякими идеями по линии звучания инструментов. Он впрыскивал коллодий, иголками накалывал и добивался того, что самый простой инструмент начинал хорошо звучать. Иногда только на один вечер, но больше и не нужно.

Он окончил консерваторию как пианист, но, к сожалению, вышел из строя по болезни. Жаль, что он не передал своего мастерства. И вот Богино, который ехал с нами на пароходе, предложил любопытный эксперимент:

— Кирилл Петрович, вот в буфете стоит паршивенькое пианино. Я его настрою и буду проверять каждого музыканта-духовика, весь его диапазон по полутонам, и он будет знать, какая его нота ниже, какая выше.

И мы с ним в течение недели пропустили по нескольку раз весь оркестр. Я не ожидал такого эффекта. На первом же концерте оркестр стал играть стройно. Просто удивительная метаморфоза случилась.

... сегодня меня такой строй не устраивает. Я считаю, что оркестр должен звучать не темперированно, а с тенденцией тонального тяготения. Но тогда порой была просто дикая фальшь и было не до жиру… А когда они стали темперированно чисто играть, это уже был значительный шаг, а инициатива принадлежала Богино. И я ему отдаю должное.
-------------------------------


А здесь о "начале конца" дружбы Кондрашина и Гилельса
-------------------------------
Если не считать наших Рихтера и Гилельса, то я бы мог назвать двух гигантов. Они совершенно разные, но необычайно интересные.

Я не знаю, как играет сейчас Артур Рубинштейн. Ему теперь уже более 90 лет. Мы с ним выступали лет восемь назад. Он в апостольском возрасте. Мне говорили, что он скрывает свой возраст. Во всяком случае — светлейшая голова, знание множества языков и чистый разговор по-русски. Восторженность необыкновенная. О музыке он говорит взахлеб. Сейчас же садится играть. С какой-то детской непосредственностью. Необычайно простая фразировка. Вот когда он играл Шопена, я понял, что Шопена надо играть так. Он играет то, что написано в нотах, и не больше. Получается великая музыка. Никакой отсебятины, никаких таких дурновкусных рубато, замедлений и декадансов — все просто, благородно.

Мы с ним играли Шопена, когда он приезжал в Советский Союз. После этого мы с ним встретились в Париже. Как раз я отлично помню этот концерт. Это было в 1963 году, в один из ноябрьских дней, когда перед началом концерта вышел распорядитель и сказал, что вчера убили президента Кеннеди. Все встали. После этого мы с ним играли Второй концерт Брамса.

Второй пианист — это Бенедетти Микеланджели. Причем надо сказать — они совершенно разные. Рубинштейн необыкновенно романтичен, даже несколько экзальтирован, но это только во внешнем его поведении. Игра его академичная и теплая. Он поэт в музыке. А Бенедетти Микеланджели сидит как истукан. Каменное лицо, ничего не выражающее. Но играет! Такая продуманность, такой вкус. Мы с ним играли Четвертый концерт Бетховена. Я там вдруг «услышал», как встречаются чередующиеся в хроматической гамме триоли с квартолями. Нужно уложить определенное количество нот в этом такте. Как это было необыкновенно отработано! Вот это — триоль, а это — квартоль. Совершенно точно. Ясно и наполнено глубочайшим смыслом.

Очень любопытно, как он готовился к концерту. Мы с ним утром репетировали. Он очень требователен и очень корректен. Он точно знал, что ему нужно. Если ты это сделал, то уже никаких придирок нет. Бывают такие солисты, которые себя желают утвердить. Он сидит и слушает тутти, которое вы сыграли, и говорит: «Прошу вас сыграть еще раз». — «Что было плохо?» — «Я хочу еще раз послушать!» Слушает. «Вы знаете, вот тут скрипки нечисто играют». — «Я не слыхал». — «Ну давайте еще раз».

Это было с Гилельсом в начале конца нашей дружбы: желание самоутвердиться — вот, мол, меня это не устраивает, как бы вы ни играли, я все равно лучше. Это мне очень не понравилось.

А вот Микеланджели знает, что нужно (Рихтер, кстати, тоже), и когда вы сделали, он к этому уже не возвращается. А после репетиции приходил Богино, и они начинали колдовать над роялем. На этот день все остальные занятия в зале отменялись, репетиции кончались в час дня, концерт начинается в полвосьмого. Я прихожу в четверть восьмого, они еще на эстраде, и Микеланджели еще пробует найти вот «эту» ноту, а ее нет. Все в панике: надо еще идти в гостиницу переодеваться, машина его ждет. Наконец, он неохотно покидает эстраду. Быстро ставят оркестр. Через 10 минут он уже входит во фраке и играет как бог.

Это говорит о том, что он может «заводиться» от музыки с полуоборота, то есть он услышал звуки музыки и уже включен. Молниеносно. Это очень редкое качество. Я это качество встречал редко — у Ростроповича, скажем…

Я подумал о Рихтере в этом смысле, но потом понял, что я неправ. Как раз Рихтер долго готовится.
... он приходит за пять минут, ... но один гуляет по Москве или где-то там в Риге, по взморью. Он не может ни с кем общаться, должен вынести в себе вот эту музыку. А Микеланджели работает, сидит…
-------------------------------
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:48:45 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #92 : Декабрь 06, 2013, 14:51:33 »
Мы с ним играли Четвертый концерт Бетховена.
Как ни странно, К.П. здесь ошибается - видимо оговорился. В Москве с ним АБМ играл 5-й Бетховена и Симфонические вариации Франка. 4-й Микеланджели играл крайне редко - всего несколько раз за свою жизнь. И один раз записал с концерта в Белграде в 1973 году

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 376
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #93 : Февраль 17, 2014, 19:22:09 »
http://lenta.ru/news/2014/02/17/gilels/

Обнародованы неизвестные записи Эмиля Гилельса

Звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила ранее не публиковавшиеся записи выступлений пианиста Эмиля Гилельса. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на гендиректора компании Андрея Кричевского. Всего вышло четыре пластинки, на которых собраны почти все ансамблевые записи музыканта, относящиеся к 1940-1950-м годам.

Диски поступили в продажу 17 февраля 2014 года. Они стали первыми в серии произведений Гилельса, выпуск которых приурочен к столетию со дня его рождения (оно будет отмечаться в 2016 году). Комплект выпущен тиражом в тысячу экземпляров.

На пластинках присутствуют записи как из архивов «Мелодии», так и из собраний частных коллекционеров. Вся музыка подверглась тщательной реставрации.

В новое издание вошли фортепианные и камерные записи с участием знаменитых музыкантов XX века, в том числе пианистов Якова Флиера и Якова Зака, скрипачки Елизаветы Гилельс, валторниста Якова Шапиро, музыкантов квартета имени Бетховена. В числе ранее не издававшихся записей Гилельса — Вторая сюита для двух фортепиано Рахманинова, четырехручное рондо Шопена, «Патетический концерт» Листа, фортепианное трио Андрея Бабаева и сюита для двух фортепиано Леонида Николаева. Также сборник включает в себя записи редко исполняемых произведений Сен-Санса, Кюи и Моцарта в обработке Бузони.

Эмиля Гилельса (1916-1985) называют одним из величайших пианистов XX века. В его репертуар входили произведения самых разных жанров и эпох — от барочной музыки до произведений композиторов XX века. Гилельс особенное внимание уделял творчеству Бетховена. Он записал все фортепианные концерты композитора и почти все его фортепианные сонаты. Помимо концертной деятельности, Гилельс преподавал в Московской консерватории и входил в жюри многих международных музыкальных конкурсов.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #94 : Февраль 17, 2014, 21:52:39 »
Ой, какие интересные записи! Я их и в самом деле никогда не слышал с Гилельсом: ни Патетический концерт Листа, ни трио Бабаева, ни сиюту Николаева!
Шикарный подарок.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #95 : Сентябрь 01, 2014, 21:14:39 »
На погружении обновили старую ссылку:
Э.Гилельс в ансамблях Алябьева
http://intoclassics.net/news/2014-09-01-15279

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #96 : Сентябрь 02, 2014, 12:33:11 »
На погружении обновили старую ссылку:
Э.Гилельс в ансамблях Алябьева
http://intoclassics.net/news/2014-09-01-15279

Да, это уникальная запись произведений с уникальной судьбой. Мы о них говорили в потоке об Алябьеве:

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,7128.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 376
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #97 : Октябрь 23, 2015, 19:08:39 »
Гилельс непобежденный. Навстречу 100-летию со дня рождения

Радиопрограмма: Overtime
Ольга Сирота
Время выхода: Пятница, 13.00. Суббота, 22.00
Дата выпуска: 23.10.2015


19 октября 2016 года  исполнится 100 лет со дня рождения одного из величайших пианистов всех времен - Эмиля Гилельса. Программа "Overtime" с Ольгой Сиротой  начинает юбилейный марафон, в котором примут участие  известные  музыканты и деятели культуры.Но есть  один единственный человек, физик по профессии, который знает, каким был Гилельс "без галстука", в семье. Что любил, о чем говорил. Это  Петр Никитенко, зять Эмиля Гилельса, отец его единственного внука.  Впервые уникальные воспоминания  слушайте в ближайшую пятницу в программе "Overtime".

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/overtime/17842-gilels-nepobezhdennyj
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Читатель

  • Читатели
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 391
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #98 : Октябрь 23, 2015, 20:24:00 »
Черт, не углядел вовремя это сообщение, поэтому сегодняшний эфир пропустил. Надо постараться не пропустить завтрашний повтор в 22 часа.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 376
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #99 : Октябрь 23, 2015, 20:33:06 »
Скоро запись этого выпуска появится на сайте (по приведенной выше ссылке), поэтому сможете послушать в любое удобное время.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау