Автор Тема: О разговорном жанре (рассказы музыкантов и музыковедов о музыке)  (Прочитано 7350 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Не могла сегодня на U-Tube оторваться от роликов, где Петр Андершевски РАССКАЗЫВАЕТ: о Шумане, о Моцарте, о Музыке и жизни, о Варшаве... Конечно,лучше всего его слушать по-польски, но если случаем вам этот язык не близок, он часто говорит и по-французски,и по-английски. Как бы хотелось иметь возможность послушать рассказы и наших замечательных музыкантов, например,Николая Луганского, которым и есть, что сказать, и которые умеют это делать интересно и - чего так не хватает! - задушевно. В конце концов кроме столь ограниченных ресурсов телеканала Культура, у которого в последнее время вообще какой-то странный крен (вроде "Белой студии", которая всегда "ни о чем", так что в случае с достойными гостями очень жалко их времени, которое они могли бы куда с большим толком потратить, да и программа Сати Спиваковой недалеко ушла), есть ведь еще разнообразные интернет возможности. Главное - чтобы это был серьезный разговор умного человека с умной аудиторией. Конечно, самому музыканту этого практически никогда не организовать, для этого ему нужен энтузиаст-режиссер-администратор, но уверена, такие люди есть, а подобная программа могла бы стать "хитом" любого ресурса.

Я вижу, как люди,любящие музыку(я,конечно,говорю в данном случае не о профессионалах), соскучились по СЛОВУ, недаром все дневные абонементы филармонии раскупаются на корню, и далеко не только родителями с детьми. С какой жадностью они ловят все,о чем рассказывают на радио "Орфей", как по-детски радуются, когда на концерте вдруг им исполнители скажут хоть пару слов, почему выбрали именно это произведение (на "регулярной" основе ждут этого, фактически, только от Геннадия Рождественского). Уверена, что назрел какой-то стык жанров или новый формат, прекрасным примером чему могут служить фильмы с Петром Андершевским. (ссылки я не даю, их множество самых разных и найти их легко, самый длинный фильм "Piotr Anderszewski.Podróżujący fortepian или в вольном английском переводе Unquiet Traveller).

Ну и конечно,было бы здорово как-то системнее собирать и делиться информацией о подобных событиях.
« Последнее редактирование: Май 03, 2013, 23:58:00 от Ренне »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
По радио Орфей как-то была передача с С.Кузнецовым, там, где Дебюсси передавали, тоже было интересно послушать не только игру.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сергей очень интересно рассказывает, но, к сожалению, его мало просят об этом :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Вот это-то больше всего и обидно - рассказать есть кому, да вот попросить некому. Кстати, даже совсем юные музыканты могут неплохо выступать в этом жанре: зимой оказалась на дневном концерте Аси Корепановой в Камерном зале филармонии (спасибо Вещи-в-себе за сообщение о нем, купила перед началом в кассе последний билет). Оказалось, что он проходит в цикле детского абонемента "Беседы за роялем", и Ася в роли рассказчика проявила себя очень хорошо, думаю, любому взрослому было бы интересно.

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
да, забыла написать, что исполняла Ася "Детские сцены" Шумана.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В наши дни с комментариями к музыке начал активно выступать дирижёр Владимир Юровский. Я пока ни разу не попадал на его рассказы вживую, но в записи это довольно любопытно. Всё же когда рассказывает профессионал, который вдобавок к своей основной профессии хорошо владеет словом, это всегда интересно, даже если он бывает чересчур субъективен в своих пристрастиях. Но куда уж без этого .....
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
И вот как раз сегодня увидела на улице афишу: Филармония объявляет летний цикл просветительских концертов "Владимир Юровский дирижирует и рассказывает". Есть эта информация и на сайте филармонии:
http://meloman.ru/?id=6668

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И вот как раз сегодня увидела на улице афишу: Филармония объявляет летний цикл просветительских концертов "Владимир Юровский дирижирует и рассказывает". Есть эта информация и на сайте филармонии:
http://meloman.ru/?id=6668

Да!
Юровский прямо подхватил эстафету Рождественского.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Вчера состоялся первый концерт просветительского цикла Владимира Юровского. Прежде всего, стоит отметить,что жанр и вправду оказался крайне востребованным - что-то я не припомню, когда за последние лет пять в зале не было буквально ни одного свободного места и люди сидели прямо на ступеньках! При этом многие, кто хотел подписать на этот концерт свой неиспользованный абонемент, не смогли этого сделать - полный аншлаг. (Возможно, определенную роль в этом сыграли и вполне демократические цены - тоже урок нашей филармонии, как наполнить залы действительно музыкальной публикой, а не обладателями толстых кошельков).

Программу дирижер продумал очень тщательно и начал с сюрприза (я бы даже сказала профессионального тренерского приема), который помог "включить" внимание слушателей - публика еще не расселась, когда безо всякого напоминания об отключении мобильных телефонов и объявления программы музыканты на сцене начали играть. При этом свет в зале начал постепенно гаснуть. Как чуть позже пояснил для пришедших в некоторое замешательство слушателей дирижер, он таким образом сразу погрузил нас в атмосферу эпохи барокко, когда концерт или представление начиналось безо всяких церемоний и многие присутствовавшие на нем еще дожевывали свой ужин. Сразу же удивило звучание инструментов - честно говоря, я даже начала озираться по сторонам, предполагая увидеть"спрятанных в кустах"аутентистов. Ан нет, это на сцене оркестранты ГАСО вооружились старинными инструментами и с удивительной чистотой для таких академистов воспроизводили музыку 17 века (первое отделение было посвящено "Королеве фей" Перселла). Владимир Юровский очень постарался сделать свой рассказ об эпохе Шекспира и жившего на столетие позже него Перселла ярким и интересным, перемежая его музыкальными фрагментами. Единственно, о чем можно сожалеть, это о манере дирижера как рассказчика. Ему все-таки не удалось по-настоящему увлечь и "зажечь" своим рассказом слушателя - возможно, это природная склонность к монотонности, а возможно сказалось определенное волнение и некая ученическая боязнь "ошибиться", что со временем ему наверняка удастся преодолеть и стать более раскованным в своем повествовании.

И еще о формате - первое отделение длилось практически 2 часа, это уже был полноценный концерт, и, моет быть, имело смысл вынести "Сон в летнюю ночь" Мендельсона в отдельную программу. Но он прозвучал во втором отделении - уже без дирижерского рассказа. Алла Демидова читала шекспировский текст, иногда вместе с оркестром иногда соло. Все было очень красиво и гармонично и создавало целостное впечатление о произведении. Оркестр играл великолепно (вот что значит рука настоящего мастера после горе-горенштейна), немногочисленные во втором отделении (но вполне многочисленные в первом) вокальные партии тоже прозвучали неплохо (за исключением Кадуриной, которую снова "было не слышно" - приходится только удивляться, что это за персонаж такой на нашей оперной сцене?). Просто великолепна в барочном репертуаре была Любовь Петрова.

Ну, а общее впечатление - замечательное.

Кстати, о "просветительской" функции - в один из моментов 1 отделения зал после одного из музыкальных фрагментов начал аплодировать, на что Юровский не без иронии заметил, что в барочных произведениях, в отличие от более поздних КЛАССИЧЕСКИХ, это вполне допустимо. Хочется надеяться, что те, кому это  намек был адресован, его поняли и в будущем будут учитывать в своем поведении на концертах. И  еще - к циклу был подготовлен отличный подробный и даже замечательно иллюстрированный буклет. СПАСИБО ДИРИЖЕРУ ЗА ВСЕ!
« Последнее редактирование: Июнь 11, 2013, 14:28:36 от Ренне »

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 284
Интервью с Сумеркиным В.В.
"Пейзажная" фамилия этого музыканта вполне соответствует его дару извлекать из тромбона тончайшую звуковую живопись, передающую гамму настроений и человека, и самой природы.
Тромбон называют инструментом ангелов. В этом не сомневались художники ХIV века. На их картинах часто встречаются лики крылатых тромбонистов. А для меня этот инструмент - ангел-хранитель. Он мне жизнь спас.
В начале 1970-х в числе первых счастливчиков я купил "Жигули" третьей модели и поехал в отпуск к деревенскому дедушке. На шоссе передо мной из леса внезапно выехал грузовик. Удар был таким, что моя машина сплющилась в гармошку. Рулевое колесо в таких случаях проламывает водителю грудную клетку. Но на этот раз оно согнулось до самой колонки. Я отделался переломом четырех ребер. Спасибо тромбону! Благодаря ему диафрагма у меня была, как у боксера.
Этот инструмент - моя первая и единственная любовь, которая продолжается уже полвека. Началось все в сорок пятом году, когда в городе, только что очнувшемся от блокады, я увидел фильм "Серенада Солнечной долины". Оркестр Гленна Миллера решил мою судьбу, я пришел во Дворец пионеров учиться играть на тромбоне. Нас слетелось туда человек двадцать - ленинградских музыкальных воробьев. А мне за короткую стрижку друзья дали прозвище Зяблик. Я вырос в рабочей семье, мог бы пойти по стопам отца. Но, видно, каждому предначертан свой путь. Я верю в знаки Зодиака. По моим наблюдениям, есть несколько сильных музыкальных знаков. На первом месте - Овны. За ними идут Козероги, Стрельцы и Близнецы. Я - Козерог. Упрямый, даже упертый. Но все же характер позволяет мне идти и на компромиссы.
Подвижная часть тромбона называется КУЛИСА. Есть на этот счет даже анекдот. Человек впервые пришел в Филармонию, а потом попросил у тромбониста инструмент, вынул кулису и говорит: "Я видел, ты весь вечер мучился, не мог вытащить эту штуковину. На вот, держи и успокойся". А по поводу моего дореволюционного "Циммермана" мне сказали еще интересней: "Как же можно на нем играть!" Это было в 1957 году, когда я получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Инструмент, конечно, был еще тот. Мундштук выточил мастер, точивший подсвечники для церковных свечей. Иностранцы разглядывали мой тромбон, как доисторического ящера.
Был среди них и парень из Лейпцига Карл-Хайнц Вебер по прозвищу Чарли. Мы потом встретились во время гастролей оркестра Филармонии в Кельне. Из ГДР Чарли эмигрировал в ФРГ. Дома у него я увидел целый музей тромбонов - кулистных, вентильных, сакбутов. И только моего "Циммермана" там не было. Сейчас на нем можно было бы неплохо заработать.
На Западе из старых музыкальных инструментов делают лампы. У одного голландца из "Концертгебау" я видел дома торшер из тромбона. Провод был просунут через мундштук и кулису, а в раструбе светилась лампочка. Но это все пустяки в сравнении с русской смекалкой. Наши псковские умельцы вмонтировали тромбон в конструкцию... самогонного аппарата! Это была музыка градусов под 80.
Я старался брать лучшее от учителей. В аспирантуре Консерватории мне посчастливилось общаться с Михаилом Николаевичем Буяновским, одним из валторнистов, составлявших элиту ленинградской музыки. Это был аристократ духа. Он носил коверкотовый темно-синий костюм, крахмальную рубашку, бант в горошек. От него пахло одеколоном "Красная Москва". В классе он курил папиросы "Казбек". И то, как он вкладывал в гильзу кусочек ватки, как элегантно пускал колечко дыма, уже было актом несуетности бытия.
Такого человека встретил я и в райкоме партии, где перед поездкой за границу мы проходили "собеседования". Как парторг гастролей я обязан был их организовывать. Для музыкантов это была унизительная процедура. Мои коллеги старались попасть на беседу к контр-адмиралу Журавлеву и выходили от него со счастливыми лицами.
- Я никогда ничего не спрашиваю, - объяснил мне Дмитрий Николаевич. - Вы можете не ответить на мой вопрос, я - на ваш. Зачем же нам ставить друг друга в неловкое положение? Мне вполне хватает разговора, чтобы судить об интеллигентности собеседника.
В те времена на углу Невского и улицы Бродского стояла сапожная будка, где работала колоритнейшая женщина Тамара. Все знали ее, и она знала всех. У нее чистили обувь музыканты. Не так давно я встретил ее на Малой Садовой. Она сказала с грустью: - Знаешь, Витя, когда раньше с репетиции выходили эти дородные евреи со скрипочками, я видела - это Ленинградская филармония! А сейчас выскакивают какие-то люди с полиэтиленовыми мешками, куда-то бегут. Я не могу понять, это артист Филармонии или кто-то другой?
Мне нравятся люди, уверенные в себе. Но я терпеть не могу самоуверенных музыкантов. Одну такую байку мне рассказал Дон Лукас из Техаса, когда мы работали в жюри конкурса. Это история о том, как ездили на рыбалку три знаменитых американских тромбониста - Билл Ватроус, Кей Виндинг и Джей-Джей Джонсон. Отведя душу, они на обратном пути зашли промочить горло в придорожный ресторанчик. Ввалились туда, обросшие щетиной, в спортивных куртках. Там играл небольшой оркестр. А затем вышел развязный молодой человек и начал играть соло на тромбоне. Друзьям этот малый сразу не понравился, и они решили сбить с него спесь. Первым к нему подошел Билл и, прикинувшись восторженным идиотом, поинтересовался, как называется "эта штука", попросил разрешения "подуть".
Он поводил кулису, поднес к губам мундштук и вдруг выдал такую сумасшедшую гамму, что у парня глаза полезли на лоб. Потом то же самое проделал Кей. Парень изменился в лице. Ну а Джей и вовсе уничтожил его, процедив: "Так это и есть тромбон? Тут вообще нечего делать. Он сам играет".
Шутку не хуже отпустил мой наставник Иосиф Акимович Гершкович. Студент подрабатывал в оркестре театра и удивлялся: когда он в коридоре разыгрывается, звук отличный, а в оркестровой яме - совсем не то. "Так и играй все время в коридоре", - посоветовал учитель. Сейчас все играют на хороших инструментах. Но любой профессионал знает: если у тебя что-то не выходит в самом себе, никакой инструмент не поможет. В то же время он отдает предпочтение тем, кто упорно идет к цели. Не зря сказано: "Капля камень точит". Эта поговорка, кстати, пользуется большой популярностью в Пхеньяне. Приехав туда на гастроли, мы в свободный вечер пошли посмотреть революционную оперу на текст Ким Ир Сена. Спектакль шел с бегущей строкой на русском языке. Время от времени действие замирало, и в тишине таинственно звучала фраза про каплю и камень.
Мне повезло. Я видел за дирижерским пультом больших музыкантов. Мравинский, Караян, Гаук, Аносов, Рахлин, Кондрашин... Каждое из этих имен вмещает в себя целый мир музыки. Из великих событий по-особому вспоминаю приезд в Ленинград в 1962 году Игоря Федоровича Стравинского. Он дирижировал вторым оркестром, где я тогда играл. Являясь на репетиции, он всякий раз пропускал перед выходом к пульту стопочку водки, приговаривая: "После первой не закусываю". С ним радостно работалось, держался он просто, и со стороны трудно было представить, что за пультом стоит гений.
После концерта публика долго его не отпускала. Уже и оркестр ушел, а зал продолжал аплодировать. Тут Стравинский удалился в Голубую гостиную и вышел оттуда прямо на сцену в приталенном нэпманском пальтишке с бархатным воротником и в галошах.
- Господа! - обратился он к публике. - В 1893 году я стоял вон в том углу слева в партере, когда Петр Ильич Чайковский дирижировал свою Шестую симфонию. Сегодня в этом зале дирижировал я. Спасибо вам за теплый прием, дорогие соотечественники. Адью!

(с) Санкт-Петербургские ведомости, 3 февраля 2001 года

Путь до той звезды,
Что светит в небе ярче остальных,
 Силой тьмы сокрыт,
Но дело того стоит!

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 606
Казиник у Познера:

http://pozneronline.ru/2014/06/8045/

А что вас неприятно поразило в этой передаче, Юрий?

О Казинике мне рассказал бывший сотрудник, обещая блеск двух интеллектов в ожидавшейся телепередаче. Посмотрел, послушал не принял. Не принял по многим причинам. Потом ответил, возможно, не очень соблюдая нормы хорошего тона. Не смог сдержаться. Предлагаю текст моего ответа с несколькими изменениями.

Что касается музыки, ее популяризации, ничего содержательного для себя не услышал. Удивила агрессивность Познера, его прокурорский тон.  Как можно требовать абсолютной четкости, говоря о вещах, которые не могут иметь совершенно бесспорных и окончательных определений? Как глухому объяснить глубины великой сонаты «Hammerklavier»? Да необязательно глухому. У меня был приятель, известный археолог, интеллектуал, центр притяжения просвещенной компании, регулярно собиравшейся у него на кухне. Сплошной «самиздат», прогрессивные веяния времен «застоя», новейшие сведения в различных «запретных» направлениях, познания в области литературы, живописи и прочая, и прочая. Но вот ему медведь на ухо наступил – он ничего толком не мог различить, слушая музыку. Как человек просвещенный он, естественно, отдавал ей должное, но сам ничего в ней не понимал, т.к., по сути, не слышал.
Зная, что есть разные люди, уровни, можно было бы не пытаться охватывать всё и вся, а вести разговор для определенной аудитории, а не для всех сразу, достигнув гораздо большего. Разговор же шел в передаче на уровне определений, о «теоремах» и речи не могло быть. Темы, вопросы у них повторялись, причем, ничего конструктивного не возникало. Познер совершенно произвольно процитировал Рихтера (в самом начале). Это безобразие. Именно так, как это прозвучало у Познера, Рихтер не говорил. Что и в связи с чем говорил – достаточно посмотреть фильм Рижской студии 1967-го года. Казиник при этом промолчал, т.е., как бы согласился. Рассуждал Познер о музыке на примитивном уровне, уровне человека не приобщенного. Я понимаю, что задаваемые вопросы были не только его личными, они могли исходить от неподготовленной аудитории, а он как бы играл роль ее представителя, да еще и агрессивного. Казиник не смог на них на должном уровне ответить. В передаче шла речь о разных уровнях понимания музыки. Мне представляется, что «понимающие» «серьезную» музыку способны разобраться и оценить «легкую», а вот насчет наоборот – весьма проблематично. Думаю, уместно процитировать сказанное Адрианом Леверкюном, «доктором Фаустусом», о «легкой» музыке.
--------------------------------

Затем кое-кому для сравнения с французской захотелось послушать венской музыки — Ланнера и Иоганна Штрауса-младшего; наш хозяин с готовностью доставал эти пластинки из своей коллекции, покуда одна дама — помню как сейчас, это была госпожа Радбрух, супруга издателя, — не заметила, что столь легкомысленные вещички, возможно, докучают присутствующему здесь великому композитору. Все озабоченно с ней согласились, и только Адриан с удивлением прислушался к общим возгласам, так как замечание госпожи Радбрух не дошло до него. Когда его повторили, он живо запротестовал. Помилуйте, это же совершенно неправильное представление. Вряд ли кто-нибудь получает большее, чем он, удовольствие от этих, в своем роде очаровательных, вещей.
— Вы недооцениваете мое музыкальное воспитание, — сказал он. — В ранней юности у меня был учитель (и он со своей прекрасной, тонкой и глубокой улыбкой поглядел в мою сторону), до того напичканный музыкальными творениями всего мира, что они, казалось, задушат его, и до такой степени влюбленный во всякий упорядоченный шум, что научиться чванливости, высокомерию в вопросах музыки от него, право же, было невозможно. Этот человек прекрасно разбирался в высоком и строгом. Но музыка для него всегда оставалась музыкой, какая бы она ни была, и слова Гёте «искусство занимается трудным и добрым» он любил комментировать, говоря, что легкое тоже трудно, если оно доброе, а таким оно может быть наравне с трудным. Что-то прочно засело в меня от того, чему он меня учил. Или по крайней мере я понял, что нужно очень крепко сидеть в седле трудного и доброго, чтобы так воспринимать легкое.
-----------------------------

Говоря об «уровнях» понимания музыки, можно было бы упомянуть, что люди, находящиеся на более высоких уровнях, легко различают исполнения. Иными словами, они понимают, что данный исполнитель хотел сказать, что нашел в произведении, а что делает другой исполнитель, и как, и чем они отличаются. Это отдельная большая тема, еще на целую передачу.
Некоторые смотрят на музыку как бы через замочную скважину, т.е., почти ничего не видя. А если дверь открывается, то там, оказывается, необъятные просторы – как пятое измерение у Булгакова.
И уж совсем стало противно, когда оба заговорили о Боге, присваивая себе (совершенно не имея на то оснований) какое-то особое понимание и обязательно противопоставляя себя и свое понимание церковному, которое, что само собой разумеется, догматическое, что в их устах синоним «мракобесному». Тут невооруженным глазом видно, что люди не знакомы со святоотеческим богословием, с творениями наших религиозных философов, чьи творения поражают глубиной, духовным взглядом на священные тексты, на потрясающее проникновение в суть Писания. Интеллектуалам, ничего подобного не ведающим, приятно наделять оппонентов недалекостью воззрений, исходя из собственного невежества.
Итак, если блеск и был, но не того качества, который ожидался.

P.S. Отвечать, если потребуется,  смогу недели через три с хвостиком. Уезжаю отдыхать.

Оффлайн Adaev

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 11
На форуме "Орфея", когда он ещё был живой, в соответствующей ветке народ всячески пытался донести до администрации МЦ, что разговорчиков стало непомерно много, часто сей трёп вообще не имеет отношения к музыке (действительно, при чём тут Познер?). Я лично предлагал, когда было варварски (без предупреждения и без объяснений) урезано вещание в регионах, сократить их до вразумительного соотношения, отдать сэкономленную денюжку на оплату секвестированных часов  аренды передатчиков. Просил назвать суммы. А ведь вполне хватило бы.

Вскоре успешно секвестировали Антона Киту вместе с форумом. Объяснялось, что для оптимизации расходов. Боже, ну какие там расходы на форум? Скорее всего, даже б.п. движок использовался. Т.е., получается, вся экономия на одной зарплате модератора.

Поражает позиция администрации МЦ. На все просьбы и вопросы по существу - ноль реакции.