Автор Тема: Сергей Васильевич Рахманинов  (Прочитано 155311 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #25 : Апрель 11, 2008, 12:41:15 »
Пожалуй, пора список составлять, что мы хотели послушать, а то список произведений ширится - забудем  :))

Почему бы и не составить ?

1) муз. моменты в исп. Л.Бермана
2) 3-й концерт с Берманом и Аббадо
3) Гилельса уже слышали, теперь на очереди Флиер и Гизекинг с 3-м концертом
4) Алексеев с редкими пьесами Рахманинова

Гергиева с Кисиным во 2-м концерте позволю себе не слушать :)))))))))
Но прежде всего слушать надо, конечно, автора.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #26 : Апрель 15, 2008, 09:13:21 »
Здесь опубликовано интервью внука С.В. Рахманинова:
"Невское время"
«Мой дед – лишь частично русский композитор»
http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/4098/aleksanderrahmaninovmoidedlish/

Александр

  • Гость
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #27 : Апрель 15, 2008, 09:46:02 »
Раз Россия мне не платит за деда, значит он частично русский ;D Ну вот и договорились. Ох уж это юридическо-прагматическое западное воспитание. Может быть Карновичам-Валуа из Малого театра претензии французам выставить по поводу их предков Людовиков? ;) ;D

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #28 : Апрель 15, 2008, 10:19:47 »
«Мой дед – лишь частично русский композитор»
http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/4098/aleksanderrahmaninovmoidedlish/
:)
А что же вы не прокомментировали поведение и высказывания родственников ? :))
Одно утешает - недолго ещё в Европе осталось испрашивать законного соизволения на издание и исполнение произведений композиторов, умерших в первой половине прошлого века.
Что касается присоединения нашей страны ко всевозможным международным "хартиям", то я от этого не вижу никакой для нас пользы, один только вред всегда, везде и во всём.
Пассажи по поводу того, что, де, Рахманинов не совсем по духу русский, потому что много прожил в других странах, меня просто очаровали :)) Высокие, высокие мысли :))
Вообще, вопрос о том, представителем какого искусства кого считать, не может решаться по факту количества времени, проведённого на том или ином участке Земли - этот вопрос несколько более сложен всё-таки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #29 : Май 08, 2008, 11:43:46 »
1) муз. моменты в исп. Л.Бермана
2) 3-й концерт с Берманом и Аббадо
3) Гилельса уже слышали, теперь на очереди Флиер и Гизекинг с 3-м концертом
4) Алексеев с редкими пьесами Рахманинова

Так, до Алексеева я пока не добрался, зато можно послушать 3-й концерт Рахманинова в исполнении Гизекинга и Менгельберга.

Это во всех смыслах этого слова "историческая" запись, сделанная в Европе в 1940 году.
Можете себе представить обстановочку .....
Это как в Шреке: "Домик ничего, но райончик так себе" (с) :))
Что касается самого исполнения Гизекинга, то оно по всем меркам уникально - начиная с чрезвычайно замедленного темпа главной партии 1-й части концерта. Когда сам композитор услыхал, как исполняет заглавную тему Гизекинг - в 2 раза медленнее, чем сам автор -, то он пришёл в восторг !
Любопытно отметить, что многие пианисты играют первую тему медленнее автора, но у них это слушается именно просто как более медленное исполнение, а под руками Гизекинга главная тема концерта переходит в новое качество: в таком медленном темпе в полной мере, ещё сильнее, чем даже под руками автора, проявляется её песенное начало. Гизекинг тут проявляет просто чудеса владения т.н. "пением на ф-п" - звук рояля под его руками тянется казалось бы "невозможно" долго, а безупречная фразировка, позволяющая подать фразы в выпуклой вокальной манере, ясно демонстрирует, что перед нами один из величайших в истории мастеров ф-п звука, не уступающий в этом плане самому Рахманинову.
Особо хочу отметить, что Гизекинг (видите, в каком уже году ?) играл т.н. "большую" каденцию 1-й части Концерта - меня лично поражает его свобода обращения с авторским материалом, который пианист принимает словно бы  в качестве "эскиза", подобно рапсоду, творя по нему свой вариант кульминации 1-й части. В каком-то смысле это напоминает старинную традицию сочинения исполнителем собственных каденций к исполняемому произведению.
Но для того, чтобы иметь "право" на такое вольное обращение с материалом, нужно помимо пресловутой "уверенности в себе" обладать музыкальными задатками, конгениальными авторским - и слушая эту запись, я в который уже раз убеждаюсь, что Гизекинг "имеет право".
Черты рапсодичности исполнения проявляются и в остальных частях Концерта - и любопытно отметить, что чем выше накал эмоций исполнителя, тем более он творчески раскован, тем свободнее он обращается с материалом автора. В этих моментах проявляется поразительное и какое-то безоглядное бесстрашие пианиста, виртуозная удаль - он рискует, он верит, что в этом творческом полёте с ним ничего не случится, он не боится менять текст, импровизирует, не боясь забыть последовательность событий, не боясь потерять нить исполнения, не смущаясь неизбежными при этом пианистическими потерями и т.п.
И на мой взгляд, он выходит из всех "испытаний" Концерта победителем и дарит нам трактовку, которую по убедительности и творческой смелости можно поставить лишь рядом с авторской.

Материалы по теме:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg12184#msg12184
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #30 : Май 08, 2008, 14:51:07 »
Здесь опубликовано интервью внука С.В. Рахманинова:
"Невское время"
«Мой дед – лишь частично русский композитор»
http://www.nevskoevremya.spb.ru/kultura/4098/aleksanderrahmaninovmoidedlish/
Странное интервью. Особенно странным мне показались сетования на то, что "Россия до сих пор не платит нам авторские за исполнение музыки Рахманинова…". Но ведь известно, что царская Россия не подписывала международных конвенций об охране авторских прав, поэтому Рахманинов ничего не получал от исполнения своей музыки за границей. Между прочим Митрофан Беляев для того, чтобы это обойти зарегистрировал свою издательскую фирму в Германии. Но Рахманинов не издавался у Беляева, его издателем был Юргенсон. В недавно переизданной книге Б.С.Никитина "Рахманинов. Две жизни" даже упоминается такой эпизод, что сам Рахманинов шутил, что до-диез минорная прелюдия потому стало такой популярной, что за её исполнение и издание не надо было платить.
Поселившись после эмиграции в Америке Рахманинов также ничего не получал за исполнение тех сочинений, что были созданы и изданы в России, причем не получал не только из Советской России, но из США и Европы. Он мог рассчитывать только на гонорары от издания за те сочинения, что были написаны и изданы в эмиграции. Мне возразят, но сейчас то Россия присоединилась к международным конвенциям. Однако в том же интервью внука Рахманинова сказано, что в Европе срок охраны авторских прав (даже после недавнего их увеличения) составляет всего 70 лет, т.е. только последнее сочинение Рахманинова "Симфонические танцы", созданное в 1940 г. еще попадает в эти 70 лет. А может наше дурное, ориентирующееся на США правительство, установило больший срок, чем в Европе?
Может кто просветит в чем тут дело, и какие такие отчисления Россия должна платить наследникам Рахманинова?
« Последнее редактирование: Май 08, 2008, 15:04:33 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #31 : Май 08, 2008, 15:09:53 »
в том же интервью внука Рахманинова сказано, что в Европе срок охраны авторских прав даже после недавнего их увеличения составляет 70 лет, т.е. только последнее сочинение Рахманинова "Симфонические танцы", созданное в 1940 г. еще попадает в эти 70 лет

Дело в том, что срок действия авторских прав на ЛЮБЫЕ написанные автором в течение всей его жизни произведения исчисляются не со времени написания или опубликования этих произведений, а со времени смерти автора, независимо от даты создания произведения. Кроме того, надо учесть ещё поправку к европейским срокам, вызванную тем, что срок увеличили из-за 2-й Мировой войны, которая помешала, дескать, реализации авторских прав в этот период.
Но в любом случае, Рахманинов умер в 1943-м году, а 43+70 - это получается 2013 год, так что недолго осталось потомкам ВЕЛИКОГО Рахманинова получать деньги за его счёт.
А вот что касается фонограмм, то права на них действуют 50 лет со дня записи фонограммы.
Между прочим, мне приходилось неоднократно слышать и читать сетования родственников некоторых исполнителей, что, дескать, почему срок действия прав автора исчисляется со дня смерти, а срок действия прав исполнителя - с даты осуществления записи ?
Мол, исполнитель - это тоже "автор", т.е. автор своего исполнения, поэтому, дескать, надо бы и права исполнителя подогнать под закон об авторском праве.
Т.е. эти стоны связаны с тем, что эти ... эээээ...., ну родственники, короче, хотели бы и дальше выдаивать через звукозаписывающие фирмы деньги из слушателей фонограмм их знаменитых предков, а тут, понимаешь, записи уже начали выходить из 50-ти летней зоны действия прав. 50- лет - это в Европе и теперь и в России на фонограммы, тут никаких изменений закона вроде пока не было.
И я всей душой надеюсь, что родственнички великих исполнителей всегда будут получать публичный "шиш" на свои претензии превратить права исполнителя в права автора.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #32 : Май 12, 2008, 11:30:52 »
Запись Гизекинга впечатлила. Действительно, неожиданно подчеркнута песенность – причем она оказалась весьма отчетлива и в оркестровой партии. И в целом концерт звучит очень по-русски. А все вольности очень органично вписываются в общую картину. Действительно, здорово!
Послушала также остальные выложенные записи – Флиера и Оборина, а также переслушала Гилельса. И здесь всё-таки своим вкусам не могу изменить, запись Гилельса  предпочту :))). Возможно, что это сложившиеся с давних времен стереотипы, которые не переломить :)).
В записи Гилельса   более выражены волевой напор, сила, «неистощимые запасы» энергии, торжество жизни в финале. Эти размах, величие, массивность в 3-м концерте мне очень импонируют. Между тем, и нельзя сказать, чтобы лирика очень страдала - удалось всё совместить.  Мне кажется, что в этой записи «большая» каденция пришлась бы очень кстати. 

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #33 : Июль 15, 2008, 14:48:48 »
Интересно, что здесь могло получиться, и стоит ли слушать, если запись появится на нашем аудио-рынке?

Рахманинов (обработка Варенберга)
Пятый концерт (аранжировка Второй симфонии)
Вольфрам Шмитт-Леонарди, фортепиано
Janacek Philharmonic Orchestra, дирижер Теодор Кухар
Brilliant Classics, 2008

цитата:
-----------------------
Вторая симфония Рахманинова превращена в фортепианный концерт. Эту забавную и поучительную идею продюсера Brilliant Classics Питера ван Винкеля весьма компетентно реализовал пианист Александр Варенберг. Ему пришлось немного похимичить — в первой части кое-что подрезать и ввести каденцию для солиста, из второй и третьей части слепить одну медленную со скерцозным разделом в середине.

В целом получилось на сорок процентов короче, но убедительно. Фортепианная фактура придумана отлично, на рояле основные темы симфонии звучат очень органично, словно с них счищена оркестровая краска.

Если бы Вторая симфония Рахманинова была концертом, ее бы играли гораздо чаще — может быть, как его же Третий концерт, в стиле которого Варенберг сочинил партию рояля. …

Солисты, по идее, должны полюбить этот «пятый» концерт почти так же, как они любят остальные четыре и «Рапсодию на тему Паганини». Тем более что это ведь вполне в духе Рахманинова, великого пианиста, с удовольствием игравшего разные обработки.

И вообще, пора уже взяться за симфонические хиты. Знатные фортепианные концерты получатся из Пятой симфонии Чайковского, «Шехеразады» Римского-Корсакова, «Вальса» Равеля, «Игр» Дебюсси. А то, как писал ван Винкель, «экая жалость — такая чудесная музыка, но не для фортепиано».
------

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #34 : Июль 15, 2008, 15:02:34 »
:)))))))))
После того, как из Симфоний Чайковского стали делать балеты, я ожидал чего-то в этом роде, но результат превзошёл все ожидания :))
Кстати, наш с вами любимец, Мацуев, сыграет в след. сезоне эту вещь в Москве :))
Одиозный критик под кодовым названием "Ларош" опять напишет, что Мацуев делает это в угоду моде и ради понтов, в то время как сам "Ларош" всегда приветствовал любую отсебятину что у Султанова, что у Плетнёва, что у кого угодно, но почему-то только не у Мацуева :))
Ну а мы с удовольствием послушаем, как сыграет эту вещь Мацуев.
А г-ну Ларошу лучше не слушать того, в чём он не разбирается, и поберечь нервы :))

http://artlocus.ru/mgaf/

Абонементы сезона 2008/09
Московской государственной академической филармонии

Абонемент No. 56 — продан
Солист Денис МАЦУЕВ
(3 концерта)
 
1. Концерт будет объявлен дополнительно
2. Российская премьера

РАХМАНИНОВ — Концерт для фортепиано с оркестром /Переложение Симфонии No. 2/

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ
Дирижёр — художественный руководитель и главный дирижёр Владимир СПИВАКОВ

Солист — Денис МАЦУЕВ
3. Владимир СПИВАКОВ (скрипка)
Денис МАЦУЕВ (фортепиано)

Начало концертов в 19.00

P.S. Абонемент-то продан :). Наверное по этому поводу Ларош будет исходить желчью не меньше, чем Катя Гордон при виде самоуверенной Ксюши Собчак, и возмущаться не меньше, чем Александр Гордон при виде самовлюблённого Сергея Минаева :))))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #35 : Июль 15, 2008, 16:05:15 »
 :)))))
Predlogoff
Цитировать
Абонемент No. 56 — продан
:)). А я это проглядела. Ну что же, если Спиваков с Мацуевым берутся за исполнение, то, наверное, можно ожидать чего-то интересного…

Оффлайн Marianne_N

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
    • Редкие фото Рахманинова
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #36 : Ноябрь 23, 2008, 03:41:56 »
К вопросу о популярности комозиторов зарубежом. Есть же ресурс дискографии, он тоже в своем роде показателен.
http://www.cduniverse.com/classical.asp?HT_Search=composer&composer=Sergei+Rachmaninov&exact=1
Так у каждого из композиторов в скобочках проставлено количество дисков, на которых записаны их (или и их) произведения:

Modest Mussorgsky (503)
Nikolai Rimsky-Korsakov (528)
Dmitri Shostakovich (836)
Sergei Rachmaninov (1169)
Peter Ilyich Tchaikovsky (2012)
Johannes Brahms (2269)
Ludwig van Beethoven (3315)
Johann Sebastian Bach (4128)
Wolfgang Amadeus Mozart (4346)


Таким образом действительно Моцарт оказывается на первом месте, а Чайковский опережает Рахманинова. Что и требовалось доказать.
Впрочем поспорю с определением Рахманинова как исключительно фортепианного композитора, это мы его так воспринимаем, а на западе его Симфонические танцы и вторую симфонию записывают очень часто! Для меня в свое время это было открытием.

Symphonic Dances, Op. 45 (35 дисков)
Symphony no 2 in E minor, Op. 27 (40 дисков)

Два дня назад состоялась премьера "пятого" концерта Рахманинова. Есть ли у кого какие сведения о событии?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #37 : Ноябрь 28, 2008, 11:04:44 »
Спасибо, любопытная статистика по выпуску грамзаписей !

Два дня назад состоялась премьера "пятого" концерта Рахманинова. Есть ли у кого какие сведения о событии?

Я так понял, речь идёт о переложении 2-й симфонии для ф-п с оркестром ? Его уже сыграли где-то ? Я не в курсе.
Как мы обсуждали выше, в нашей стране его сыграют в этом сезоне Мацуев и Спиваков. Насколько я знаю, пока ещё не сыграли.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Marianne_N

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
    • Редкие фото Рахманинова
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #38 : Декабрь 13, 2008, 18:20:01 »
Премьера уже состоялась в зале Плейль в Париже.
Впрочем уже давненько выпущен диск:



"Пятый" концерт Рахманинова - Аранжировка Александром Варенбергом Второй Симфонии

А я, собственно говоря, ищу редкие фотографии Рахманинова.

Навроде этой:


Берлин, 1930, фотограф Alfred Eisenstaedt
за дирижерским пультом Бруно Вальтер
Исполнение 4-й концерта, 7 или 8 декабря

или этой:


за дирижерским пультом Виллем Менгельберг

Поиску таких фотографий и других интересных материалов и посвящен мой сайт
www.Rachmaninow.narod.ru

Добро пожаловать!

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #39 : Декабрь 15, 2008, 19:22:38 »
Спасибо за сообщение!
На сайте предполагается в основном размещение фотографий композитора?

"Пятый" концерт Мацуев должен исполнить со Спиваковым 02 февраля 2009г.

Marianne_N, а Вы уже слушали запись с этого диска; если да, то каковы Ваши впечатления? Выиграло или потеряло произведение от аранжировки?

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #40 : Январь 19, 2009, 01:54:53 »

Так, до Алексеева я пока не добрался, зато можно послушать 3-й концерт Рахманинова в исполнении Гизекинга и Менгельберга.

Это во всех смыслах этого слова "историческая" запись, сделанная в Европе в 1940 году.
Можете себе представить обстановочку .....
Это как в Шреке: "Домик ничего, но райончик так себе" (с) :))
Что касается самого исполнения Гизекинга, то оно по всем меркам уникально - начиная с чрезвычайно замедленного темпа главной партии 1-й части концерта. Когда сам композитор услыхал, как исполняет заглавную тему Гизекинг - в 2 раза медленнее, чем сам автор -, то он пришёл в восторг !
Любопытно отметить, что многие пианисты играют первую тему медленнее автора, но у них это слушается именно просто как более медленное исполнение, а под руками Гизекинга главная тема концерта переходит в новое качество: в таком медленном темпе в полной мере, ещё сильнее, чем даже под руками автора, проявляется её песенное начало. Гизекинг тут проявляет просто чудеса владения т.н. "пением на ф-п" - звук рояля под его руками тянется казалось бы "невозможно" долго, а безупречная фразировка, позволяющая подать фразы в выпуклой вокальной манере, ясно демонстрирует, что перед нами один из величайших в истории мастеров ф-п звука, не уступающий в этом плане самому Рахманинову.
Особо хочу отметить, что Гизекинг (видите, в каком уже году ?) играл т.н. "большую" каденцию 1-й части Концерта - меня лично поражает его свобода обращения с авторским материалом, который пианист принимает словно бы  в качестве "эскиза", подобно рапсоду, творя по нему свой вариант кульминации 1-й части. В каком-то смысле это напоминает старинную традицию сочинения исполнителем собственных каденций к исполняемому произведению.
Но для того, чтобы иметь "право" на такое вольное обращение с материалом, нужно помимо пресловутой "уверенности в себе" обладать музыкальными задатками, конгениальными авторским - и слушая эту запись, я в который уже раз убеждаюсь, что Гизекинг "имеет право".
Черты рапсодичности исполнения проявляются и в остальных частях Концерта - и любопытно отметить, что чем выше накал эмоций исполнителя, тем более он творчески раскован, тем свободнее он обращается с материалом автора. В этих моментах проявляется поразительное и какое-то безоглядное бесстрашие пианиста, виртуозная удаль - он рискует, он верит, что в этом творческом полёте с ним ничего не случится, он не боится менять текст, импровизирует, не боясь забыть последовательность событий, не боясь потерять нить исполнения, не смущаясь неизбежными при этом пианистическими потерями и т.п.
И на мой взгляд, он выходит из всех "испытаний" Концерта победителем и дарит нам трактовку, которую по убедительности и творческой смелости можно поставить лишь рядом с авторской.

Predlogoff,

I think you are mistaken or confused. Gieseking recorded the Third in the end of 1939 – beginning of 1940 twice: early with Barbirolli and then later with Mengelberg. The Mengelberg performance was a nightmare – it literally deserves to be trashed. The play with Barbirolli is a totally different story – it is possible the best Third committed to the recording media. BTW, Rachnaminoff was in presence during the Barbirolli- Gieseking. From what you describe (the super slow opening and the rest) it was during the Barbirolli- Gieseking play, not the Mengelberg – Gieseking concert.

The Cat

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #41 : Январь 19, 2009, 19:12:40 »
Predlogoff,

I think you are mistaken or confused. Gieseking recorded the Third in the end of 1939 – beginning of 1940 twice: early with Barbirolli and then later with Mengelberg. The Mengelberg performance was a nightmare – it literally deserves to be trashed. The play with Barbirolli is a totally different story – it is possible the best Third committed to the recording media. BTW, Rachnaminoff was in presence during the Barbirolli- Gieseking. From what you describe (the super slow opening and the rest) it was during the Barbirolli- Gieseking play, not the Mengelberg – Gieseking concert.

The Cat


:)) Позвольте по-русски, иначе мои слова вряд ли будут представлять интерес для кого-либо, кроме вас :)
Я не ошибся и ничего не перепутал - мало ли с каким дирижёром играет Гизекинг ? И мало ли с каким дирижёром его слушал Рахманинов ?
Записи различаются в деталях, но похожи в целом, в т.ч. и замедленностью темпов главной темы концерта. В данном случае диктат солиста совершенно очевиден. Как-то раз уже спорили о том, какая из записей (с Барбиролли или Гизекингом) более интересна, но ни к чему не пришли, поэтому не вижу смысла продолжать этот спор: предлагаю в этих записях искать то, что их объединяет, а не разъединяет :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #42 : Февраль 05, 2009, 09:10:15 »
Спасибо за сообщение!
На сайте предполагается в основном размещение фотографий композитора?

"Пятый" концерт Мацуев должен исполнить со Спиваковым 02 февраля 2009г.


Послушал я сие действо ! :)
Имею в виду Концерт для ф-п с оркестром, представляющий собой обработку и перекомпоновку музыки 2-й симфонии Рахманинова. Но прежде чем обратиться к услышанному, хочу отметить любопытную перекличку этой темы с потоком об авангарде, где только что была затронута идея "отступления к прежним музыкальным рубежам".
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=371.msg20447#msg20447
Как говорится, "не успел я это сказать", как прозвучал один из примеров таких обращений к стилям прошлого и к работе с музыкальным материалом прошлых эпох – и кто скажет, что нынешние профессионалы уступают самому Рахманинову в мастерстве обработки материала ? :) Другое дело, что исходный материал не принадлежит транскриптору, но это уже другой вопрос, я имею в виду факт мастерского владения чужими технологиями, и он вряд ли может быть оспорен ! :)) Таким образом, перед нами удачный пример того, как можно творить в прошлых стилях, пользуясь "методом погружения" в эпоху и в её материал.

Если говорить о самой обработке с точки зрения музыки и её оформления (в широком смысле этого слова), то наибольшее удивление у меня вызвала форма получившейся компиляции. Да, я понимаю, что стремление сделать "ещё один" фортепианный концерт "как бы Рахманинова" неминуемо должно было привести к переделке авторского музыкального материала, но в данном случае был переделан не только материал, но и переосмыслена форма целого.
Удачно ли ?
Вопрос спорный !
Да, в ф-п Концертах Рахманинова используется 3-частная форма целого, но само по себе сегодня это тоже не должно быть фетишем, т.к. в истории ф-п концерта встречаются самые разнообразные и даже изощрённые формы, в т.ч. и вариационная, и поэмная, и 2-частная, и 4-частная – и за примерами далеко ходить не надо. Почему же надо было материал Симфонии, вполне логично уложенный в 4-х частях, перераспределять между 3-мя частями компилируемого Концерта, да ещё при этом жертвовать фрагментами, без которых исходную Симфонию просто невозможно представить, а также переставлять материал внутри частей ?
Неужели ради "фетиша 3-частности" необходимы были такие жертвы ? Ведь всё равно известно, что этот Концерт не Рахманинов сочинял :)).
В связи с этими перестановками, кстати, я вспоминаю историю с перераспределением муз. материала внутри 2-го ф-п концерта Чайковского, которую предпринял Зилоти (не к ночи будь помянут), и реакцию на эти переделки Петра Ильича, который, как всегда, в красках расписал свой ужас от увиденного результата :))))) Зилоти тоже в 1-й части произведения переставил каденцию поближе к концу части, чтобы поэффектнее погреметь, тем самым разрушив авторскую форму, а во 2-й части просто повыкидывал чуть ли не половину самого интересного муз. материала, в частности, те моменты, когда солирует как бы " ф-п трио" в окружении оркестра, сочтя его малоинтересным, не преминув также кое-что поменять и в финале, который – о счастье ! – оказался наиболее близок его пониманию, поэтому в финале Зилоти почти ничего не изуродовал :))
Вот примерно такое же впечатление осталось у меня и от предложенной компиляции с той, конечно, принципиальной разницей, что автор транскрипции не выдаёт её за произведение автора муз.материала, а Зилоти-то выдавал !
Если разобрать чуть подробнее, то, как уже было сказано на нашем форуме (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=612.msg20426#msg20426), перестановка музыки из вступления 1-й части Симфонии в репризу с одновременным превращением её в ф-п "каденцию" вызывает возражения по части логики такой формы. Дело даже не в том, что "каденция" никак не следует из предшествующего материала, даже если забыть об истинной форме этой части и о том, что изложение музыки поменялось. Дело в том, что использованный для каденции кусок музыки вступления является ЯДРОМ, а не ИТОГОМ ! Этот фрагмент содержит интонационные эмбрионы, причём, не только 1-й части, но и всей Симфонии, а не результат тематического развития: он является "первотолчком", а не "конечным пунктом" :)) Пожалуй, это и есть главное возражение против такой перестановки: теряется логика, многое становится непонятным – от чего ушло и к чему пришло, т.к. перепутаны начала и концы. К тому же, на мой взгляд, наличие каденции в данном случае вовсе не является обязательным, т.к. за образец вполне можно было – и даже логичнее, если учитывать специфику музыкального материала ! - взять 2-й рахманиновский ф-п концерт, где вообще нету каденции.
В форме рахманиновской 2-й симфонии содержится нечто, напоминающее далёкие и близкие исторические аналоги, поэтому я не узрел бы большой "беды", если бы этот же кусок вступления 1-й части, будучи облачённым в фортепианные одежды, предстал бы в том самом месте, откуда был взят его материал, т.е. в НАЧАЛЕ части, а не ближе к концу её, да ещё в репризе – что уж совсем, на мой взгляд, ни к селу, ни к городу ! А в начале произведения эта музыка смотрелась бы как "фирменная заставка", подобная знаменитой "малой каденции" вступления 1-го ф-п концерта П.И.Чайковского или монументальному ф-п изложению главной темы 4-го ф-п концерта Рубинштейна. Но в любом случае трудность тут состоит в том, что подобного рода развёрнутые "эпиграфические" вступления, внешние по отношению к сонатной форме, более естественно смотрятся именно в симфониях, а не в концертах, поэтому не всякий музыкальный материал будет в подобном качестве выглядеть органично.
Кстати, раз уж зашла речь о ф-п партии компиляции, то хочу отметить большое мастерство, знание и понимание стиля, с которым она сделана. Однако бросается в глаза то обстоятельство, что она тут имеет по большей части орнаментально-декоративный характер и редко выступает на первый план, как то часто случается в Концертах Рахманинова, для которых типична жёсткая мужественно-наступательная пианистическая риторика (Асафьев). В некоторых моментах ф-п партии обсуждаемой компиляции к тому же заметна фактурная схожесть с многочисленными обезличенными ф-п переложениями мировой симфонической литературы, отнюдь не типичная для зрелого ф-п стиля Рахманинова, который даже при использовании насыщенной фортепианной звучности вовсе не стремился копировать оркестровую фактуру и типично оркестровые приёмы, а применял т.н. "фортепианную оркестральность", когда голоса и аккорды различных фактурных слоёв фортепиано, начинавших звучать не одновременно, как в оркестре, а разновременно, продлевались и объединялись в единый звучащий массив педалью. Разумеется, Рахманинов в этом плане следовал заветам великого Листа, коему не уступал в подобном мастерстве, однако в его произведениях отчётливо прослеживается эксклюзивный характер претворения принципов "фортепианной оркестральности", воплощаемых с использованием специфической ф-п фактуры его собственного изобретения.
Финал компиляции не вызвал у меня особых возражений: тут всё было более менее логично, а многое весьма уместно и даже эффектно !
Но "главной жертвой" пали, конечно, средние части Симфонии – на мой взгляд, самые ценные по музыкальному материалу. Изумительную мелодию медленной части компилятор оставил почти без изменений, лишь добавив фортепианной звучности в тутти и кое-что (по мелочи) перепоручив фортепиано, а вот материал скерцозной части, к моему удивлению, был почти полностью отброшен за исключением "злого" центрального эпизода. Вообще, такой выбор показался мне странным: да, центральный эпизод эффектен и интересен по музыке, но он должен быть воспринят по контрасту с главной темой той части, из которой был позаимствован, а он оказался в совершенно другом окружении и воспринимается, соответственно, по-другому. Но самое большое моё сожаление вызывает исчезновение главной темы 2-й части Симфонии – это одна из моих любимых рахманиновских тем и без неё я эту Симфонию вообще не представляю ! А она исчезла……
Но даже если отбросить мои личные "страдания" по этому поводу, остаётся вопрос по поводу логики формообразования компиляции, который я поставил с самого начала.
Короче говоря, если кратко обобщить мои впечатления, то компиляцию эту я признаЮ, безусловно, интересной и достойной внимания, мастерство транскриптора замечательным и даже выдающимся, а сам этот способ взаимодействия с музыкальным наследием прошлого – заслуживающим всяческого поощрения. В каком-то плане такие работы отвечают современным чаяниям и широкой публики, и профессионалов-исполнителей и даже, прости господи, представителей композиторского цеха, если только они способны это осознать и если они ещё не заигрались окончательно и бесповоротно в свою структуралистскую дребедень и способны адекватно реагировать на "старинную музыку", каковой уже давно должна считаться не только венская классика, но и романтика, поздняя романтика и даже плавно вышедший из неё "модерн" начала и 1-й половины 20-го века.

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #43 : Февраль 05, 2009, 12:58:10 »
Цитата Predlogoff
Цитировать
Дело в том, что использованный для каденции кусок музыки вступления является ЯДРОМ, а не ИТОГОМ ! Этот фрагмент содержит интонационные эмбрионы, причём, не только 1-й части, но и всей Симфонии, а не результат тематического развития: он является "первотолчком", а не "конечным пунктом"  :)) Пожалуй, это и есть главное возражение против такой перестановки: теряется логика, многое становится непонятным – от чего ушло и к чему пришло, т.к. перепутаны начала и концы.

Именно! Я это решение совсем не поняла. Этот материал вступления, во-первых, действительно, там не к месту и разрушает логику разработки-репризы и органическую целостность части в целом. Во-вторых, мне кажется, что в сольном фортепианном изложении материал утрачивает отчасти свой характер и драматургическую роль. На мой взгляд, это перенесение в виде каденции слабо получилось: по фп стилю вроде бы и "то", но смысл деформирован.

Цитата Predlogoff
Цитировать
а вот материал скерцозной части, к моему удивлению, был почти полностью отброшен за исключением "злого" центрального эпизода. … Но самое большое моё сожаление вызывает исчезновение главной темы 2-й части Симфонии – это одна из моих любимых рахманиновских тем и без неё я эту Симфонию вообще не представляю ! А она исчезла……
Да, то, что скерцо оказалось изуродовано и фактически убито, вызвало у меня огромную жалость.Меня совершенно удручило отсутствие главной темы, которая вносит яркую краску в  симфонию, без которой эта симфония мне также кажется немыслимой. Но при таком построении я не представляю, куда её можно было вплести.

Цитата Predlogoff
Цитировать
Однако бросается в глаза то обстоятельство, что она тут имеет по большей части орнаментально-декоративный характер и редко выступает на первый план, как то часто случается в Концертах Рахманинова, для которых типична жёсткая мужественно-наступательная пианистическая риторика (Асафьев).
Cогласна!

Цитата Predlogoff
Цитировать
Короче говоря, если кратко обобщить мои впечатления, то компиляцию эту я признаЮ, безусловно, интересной и достойной внимания, мастерство транскриптора замечательным и даже выдающимся, а сам этот способ взаимодействия с музыкальным наследием прошлого – заслуживающим всяческого поощрения.
Мастерство несомненно. Но вот «всячески поощрять» я бы не спешила :)))).
Повторюсь, что «пятый концерт» в этом материале мне сложно признать. Получились какие-то отдельные “фрагменты «пятого концерта»”, в которые прекрасно и естественно легла фортепианная партия и которые, несомненно, удачны и получили новый облик в фортепианно-оркестровом виде. Но эти «фрагменты»  дополнялись насильственными действиями по приданию «концертности» и оказались вписанными в искаженную и пострадавшую от переделок симфонию.
Так что это, действительно, не переложение, а именно «компиляция». И коль скоро, на мой взгляд, собственно концерт не получился, то возникал вопрос: а зачем? Тем более, что симфония является сильным, целостным и очень исполняемым произведением, которое в улучшении не нуждается.

Цитата Predlogoff
Цитировать
В каком-то плане такие работы отвечают современным чаяниям и широкой публики, и профессионалов-исполнителей и даже, прости господи, представителей композиторского цеха, если только они способны это осознать и если они ещё не заигрались окончательно и бесповоротно в свою структуралистскую дребедень и способны адекватно реагировать на "старинную музыку", каковой уже давно должна считаться не только венская классика, но и романтика, поздняя романтика и даже плавно вышедший из неё "модерн" начала и 1-й половины 20-го века.
У меня негативного отношения эта работа не вызвала, но не вызвала и позитивного, если говорить в целом. Если я её принимаю, то как интересный единичный опыт. Я не думаю, что сейчас ОЧЕНЬ актуален именно такой способ взаимодействия с романтическим наследием. По крайней мере, если говорить о потенциальном тиражировании подобного подхода. Всё-таки я бы предпочла слышать новые произведения, хотя бы и со стилистическими заимствованиями.

« Последнее редактирование: Февраль 05, 2009, 16:33:56 от Кантилена »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #44 : Февраль 05, 2009, 14:12:03 »

На мой взгляд, логической ошибкой автора этой трансформации  является то, что он амбициозно  назвал  ее  5-м концертом (так написано в изданном  компакт-диске и пропиарено в масс-медиа), потому что название "концерт"  в сочетании с именем Рахманинова действительно  рождает у широкой публики надежду услышать "жёсткую мужественно-наступательную пианистическую риторику", и эта надежда совершенно не оправдывается эфемерно-орнаметальной партией фортепьяно, какой бы талантливой она не была.  Можно было бы ведь назвать эту трансформацию,  к примеру,  "Фортепьянной фантазией" или еще как то в этом роде (пусть даже при концертной форме), чтобы увести от ассоциаций с концертами Рахманинова.
В целом мне идея обогащения фортепьянным звуком  симфонии кажется интересной. По большому счету, надо признать, что только так, осторожно и трепетно (я имею в виду партию фортепьяно, а не авантюрную перелицовку симфонии) и можно внедряться в музыку прежних композиторов. Просто больше надо думать о форме подачи (пиара) трансформируемого произведения.   

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #45 : Февраль 05, 2009, 14:50:47 »
Всё-таки я бы предпочла слышать новые произведения, хотя бы и со стилистическими заимствованиями.



Т. е. Вы имеете в виду стилизацию?
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #46 : Февраль 05, 2009, 16:44:50 »
Всё-таки я бы предпочла слышать новые произведения, хотя бы и со стилистическими заимствованиями.
Т. е. Вы имеете в виду стилизацию?
:)) Не могу сказать, что я уж очень люблю стилизации. Но хотя бы...
Или что-нибудь в духе реминисценций или вариаций. Мне кажется, благодатное поле для творчества.
Но уже творчества.
Замечу, что я ценю индивидуальный авторский почерк и к подражаниям скептически отношусь. А здесь это уже и не совсем Рахманинов, но и творчества особо нет. 

Можно было бы ведь назвать эту трансформацию,  к примеру,  "Фортепьянной фантазией" или еще как то в этом роде (пусть даже при концертной форме), чтобы увести от ассоциаций с концертами Рахманинова.
Возможно. Кстати, тогда и больше было бы свободы в образовании формы.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #47 : Февраль 09, 2009, 18:00:01 »
Странно, что нет рецензий на российскую премьеру "5-го" концерта Рахманинова, но все же я кое-что нашла:

http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2009/01/30/14314

Придумал затею продюсер голландской фирмы Brilliant Classics, а переделал симфонию в концерт бельгийский (родом из Харькова) пианист и композитор Александр Варенберг. Первые три страницы вступления у него — один в один как у Рахманинова, потом — щедрая купюра, нехитрая связочка, и вот начинается основной раздел, только тему вместо скрипок ведет рояль. Звучит столь похоже на концерт Рахманинова, как будто так и было, — а все потому, что Варенберг использовал фактуру, сходную с той, в которой излагается тема в Третьем концерте. Дальше автор новой версии пользуется подобными средствами: музыку берет из Второй симфонии, а фортепианную фактуру — из концертов. Такой метод хочется даже назвать уважительным, поскольку оркестровка Рахманинова везде, где можно, сохраняется, никакой стилистической отсебятины нет, и — что самое сложное — драматургия отношений у солиста и оркестра складывается очень узнаваемая.
В фортепианном концерте обязательно должна быть сольная каденция — Варенберг нашел для нее место и написал ее без особой изюминки, но честно в стиле Рахманинова.
Дальше ему пришлось попотеть с монтажом. Поскольку в симфонии четыре части, а в концерте должно быть три, Варенберг почти пожертвовал второй частью, но творчески запихнул большой кусок из нее в середину третьей, и снова вышло удачно: посреди лирической музыки появился виртуозный эпизод. А знаменитое соло кларнета, открывающее медленную часть, никуда не делось.

Финал смонтирован тоже лихо; купюры, правда, огромные, но ведь и в оригинале финал Второй симфонии часто играют с купюрами. Апофеоз, когда струнные счастливо разливаются, как говорят оркестровщики, «в три этажа», а пианист, обливаясь потом, заколачивает аккорды по всему диапазону клавиатуры, звучит настолько фирменно, по-рахманиновски, что становится даже смешно.

Компания Brilliant Classics выпустила новый концерт на CD в довольно блеклом исполнении. Но в нем слышны все детали. В живом звучании рояль грозит потонуть в оркестре — по отзывам, на парижской премьере так оно и случилось, хотя солировал отнюдь не малосильный Денис Мацуев. Он же будет играть и российскую премьеру, а дирижировать будет, как и в Париже, Владимир Спиваков — надо думать, он попросит Национальный филармонический оркестр России кое-где играть потише.

Ждать ли продолжения? У Рахманинова три симфонии. Еще одна из них, Первая, сейчас в работе у Александра Варенберга: он трудится над Фортепианным концертом «№ 6». В кавычках.

Петр Поспелов
Ведомости
_____________________

И еще странно, что номер газеты от 6 февраля, а концерт был 2 февраля, а в газете пишут о нем как о  будущем :o, видно трансформация симфонии вызвала заодно и какую-то временнОй сдвиг.
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2009, 18:14:27 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тамбовский фестиваль им. С.В. Рахманинова
« Ответ #48 : Март 05, 2009, 20:17:04 »
В Тамбове ждут участников ХХVIII Международного музыкального фестиваля им. С.В. Рахманинова

http://www.regnum.ru/news/1131978.html

12 марта в Тамбове открывается ХХVIII Международный музыкальный фестиваль им. С.В. Рахманинова. Значительное место в фестивальной программе 2009-го года будет занимать духовная хоровая музыка. Откроет цикл концертов Московский Государственный академический камерный хор. Его художественный руководитель и главный дирижер народный артист СССР Владимир Минин является одним из лучших интерпретаторов русской церковной музыки. Именно в исполнении этого хора возродились запрещенные ранее духовные произведения русских композиторов - Чеснокова, Струмского, Гречанинова. В программе концерта прозвучит "Литургия Святого Иоанна Златоуста" С. Рахманинова.

В афише фестиваля - выступления лауреата международного конкурса Саши Ли (скрипка), заслуженной артистки России Надежды Крыгиной (народное пение, г. Москва), лауреата международных конкурсов Нарека Ахназаряна (виолончель, Армения), камерного ансамбля "Барокко" (г. Минеральные воды), народного артиста России Владимира Селивохина (фортепиано, г. Москва), народного артиста России Мурата Аннамамедова (дирижер, г. Ярославль), губернаторского ансамбля солистов "Старгород" (г. Пенза), солистов академического Большого Театра России, Тамбовского симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов "Россияне", камерного хора им. С.В.Рахманинова, камерного ансамбля и солистов ТОГУК "Тамбовконцерт".

В рамках фестиваля состоится 15 концертов, которые пройдут не только в Тамбове, но и в городах Мичуринске, Уварово, Кирсанове, а также традиционно в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова "Ивановка" (Тамбовская область).

Завершится фестиваль 5 апреля концертом заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Николая Луганского, сообщили корреспонденту ИА REGNUM, в пресс-службе администрации Тамбовской области.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Сергей Васильевич Рахманинов
« Ответ #49 : Март 27, 2009, 22:30:30 »
Обсуждение 1-й ф-п Сонаты Рахманинова здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1941
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица