Автор Тема: Вера Лотар-Шевченко (1901-1982, Турин-Новосибирск), французская пианистка  (Прочитано 9425 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вера Лотар-Шевченко, французская пианистка:
http://www.lotar-shevchenko.ru/



Пианистка Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году. Её родители преподавали в высшей школе, отец – математику, а мама – язык и литературу. Оба читали лекции в Сорбонне.

Музыкой стала заниматься, как утверждала сама позднее, «с тех пор, как себя помнила». В семье Лотар музыка и литература определяли всё. Так же, как и в жизни дочери. Успехи были ободряющими: уже в двенадцать лет Вера играла с оркестром Артуро Тосканини. В Париже она училась у Альфреда Корто. И навсегда разделила привязанность своего педагога к произведениям Шопена и Дебюсси. По окончании курса стажировалась в Венской музыкальной академии. И уже это прославленное учебное заведение оставило в её репертуаре Баха, Моцарта, Бетховена, с которыми она никогда не расставалась. Портрет Бетховена всегда соседствовал с её домашним роялем.

В Париже она вышла замуж за советского инженера-акустика Владимира Шевченко. И в 1938 году приехала с ним в СССР. Встретили её, в полном соответствии с духом этого страшного года, весьма подозрительно. И только заступничество известной советской пианистки Марии Вениаминовны Юдиной позволило Вере Лотар-Шевченко получить соответствующую исполнительскую категорию и начать работу в Ленинградской государственной филармонии.

Сначала арестовали мужа, а затем и её. Более тринадцати лет пианистка провела в сталинских лагерях. Не виновная ни в чём, отбывала назначенный ей срок в Севураллаге. Все эти долгие годы единственным отдушиной была для неё вырезанная кухонным ножом на нарах фортепианная клавиатура. В редкие свободные минуты она «играла» на безмолвном инструменте. Заключённые, наблюдавшие необычные концерты, были потрясены её преданностью музыке и уверяли, что понимали и слышали то, что она пыталась извлечь искорёженными тяжёлой физической работой пальцами из самого необычного музыкального инструмента ХХ века.

После освобождения Вера Лотар-Шевченко работала концертмейстером в музыкальном театре Нижнего Тагила, где осуществлял первые постановочные замыслы будущий знаменитый российский кинорежиссёр Владимир Мотыль. Затем жила в далёком Барнауле. Наконец, в середине семидесятых годов прошлого века по приглашению основателя Сибирского отделения АН СССР академика Михаила Лаврентьева переезжает в знаменитый Академгородок под Новосибирском и становится солисткой Новосибирской государственной филармонии. Она проживёт в Академгородке шестнадцать счастливых лет. Начнётся активная гастрольная деятельность. Вера постоянно играет – в Москве и Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске, Свердловске. Работает невероятно много. В концертных программах этого времени любимые ею имена: Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси. Подлинным триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижёра Василия Синайского.

Она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Вера Августовна Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Академгородка. На могильной плите высечены её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».


http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F2%E0%F0-%D8%E5%E2%F7%E5%ED%EA%EE,_%C2%E5%F0%E0_%C0%E2%E3%F3%F1%F2%EE%E2%ED%E0

Ве́ра А́вгустовна Ло́тар-Шевче́нко (фр. Vera Lothar; 10 марта 1901(19010310), Турин, Италия — 1982, Новосибирск, СССР) — французская и советская пианистка.

Дочь преподавателей Парижского университета Сорбонна. Училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки. В 12 лет дебютировала с оркестром под руководством Артуро Тосканини.

Выйдя замуж за сотрудника торгового представительства СССР во Франции Владимира Шевченко, в 1937 году переехала в Советский Союз. При поддержке известной пианистки Марии Юдиной получила возможность выступить в Ленинграде и Москве. В 1941 г. была репрессирована. Отбыла 13 лет заключения в ГУЛаге. Находясь в заключении, вырезала на нарах фортепианную клавиатуру и «играла» на ней.

После освобождения работала концертмейстером в Нижнем Тагиле, аккомпанируя спектаклям в городском театре, режиссёром которого был Владимир Мотыль; по предположению журналистов, отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль в фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья». (После выхода фильма он прислал Вере Августовне журнал со статьей о создателях фильма, поверх которой размашистым почерком Мотыля стоял автограф: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!») Затем была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле.

19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый судьбе Лотар-Шевченко (Соловейчик случайно услышал один из её барнаульских концертов). Этот очерк сделал имя пианистки знаменитым: она получила огромное количество писем, концерты стали проходить с аншлагами, а академик Лаврентьев, руководитель Сибирского отделения АН СССР, предложил Лотар-Шевченко жить и работать в Новосибирском Академгородке. В последние годы жизни Лотар-Шевченко вновь получила возможность концертировать в Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не осталось.

Ключевыми авторами репертуара Лотар-Шевченко были Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен, Клод Дебюсси. Значительным событием в культурной жизни Новосибирска стало исполнение пианисткой всех сонат Бетховена.

Вера Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. На её могиле выбита её собственная фраза:

 "Жизнь, в которой есть Бах, благословенна".  

Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989), в котором главную роль сыграла Анни Жирардо с фортепианными исполнениями Елены Кушнеровой.

С 2005 года в Новосибирске проходит Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Вера Лотар-Шевченко
« Ответ #1 : Июнь 21, 2013, 21:42:11 »
По мотивам биографии пианистки Веры Лотар-Шевченко был снят художественный фильм, в котором гениально сыграла великая Анни Жирардо.

Пианистка-француженка Мари Ламбаль-Булатова в 1930-е годы вышла замуж за советского дипломата, уехала с ним в СССР, была репрессирована вместе с мужем и провела в лагерях многие годы. После освобождения она осталась жить в Новосибирске. В тех краях и отыскала ее московская племянница Маша... В основе сюжета - подлинная история пианистки Веры Лотар-Шевченко.

"Руфь". Х/ф

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/24224

Художественный фильм (СССР - Германия, 1989).
Режиссер: Валерий Ахадов
Сценарий: Евгений Козловский
Оператор: Игорь Бек
Музыка: Сергея Рахманинова, Клода Дебюсси
В ролях: Анни Жирардо, Ирина Муравьева, Павел Семенихин, Алексей Петренко, Николай Крым
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вера постоянно играет – в Москве и Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске, Свердловске. Работает невероятно много. В концертных программах этого времени любимые ею имена: Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси. Подлинным триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижёра Василия Синайского

А ведь должны быть какие-то записи, коллеги!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
из записей в инете пока только это:
http://www.youtube.com/watch?v=8UOePMCptL4

и док. фильм с фрагментами:
http://www.youtube.com/watch?v=cmNMYF8t1tQ

но год назад примерно вышел целый диск с концертной записью 24-х этюдов Шопена:
http://www.uralconsv.org/2011-03-01-13-45-20/482-------24-

только фиг его купишь:(

а в инет что-то не торопятся выкладывать...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
но год назад примерно вышел целый диск с концертной записью 24-х этюдов Шопена:
http://www.uralconsv.org/2011-03-01-13-45-20/482-------24-

А ведь это малая толика того, что она, наверное, записала. Она ведь сыграла все 32 сонаты Бетховена - немногие пианисты с "нормальной" биографией на это отважились, а она сыграла! Должен быть записан и упомянутый 5-й концерт Бетховена с Синайским. И она ведь не с папуасами отдыхала в тёплом климате, как Гаврилов, растерявший свой профессионализм, лёжа под пальмами, а сидела в ГУЛАГЕ и отнюдь не в тепле и покое.
При этом она родилась в 1901 и умерла в 1982 году! Какой запас здоровья и желания выжить!
Любопытно, имеется ли где-нибудь перечень её фонограмм.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
А ведь это малая толика того, что она, наверное, записала. Она ведь сыграла все 32 сонаты Бетховена - немногие пианисты с "нормальной" биографией на это отважились, а она сыграла! Должен быть записан и упомянутый 5-й концерт Бетховена с Синайским. И она ведь не с папуасами отдыхала в тёплом климате, как Гаврилов, растерявший свой профессионализм, лёжа под пальмами, а сидела в ГУЛАГЕ и отнюдь не в тепле и покое.
При этом она родилась в 1901 и умерла в 1982 году! Какой запас здоровья и желания выжить!
Любопытно, имеется ли где-нибудь перечень её фонограмм.

сомневаюсь, что есть какой-то перечень... по записям я ни разу в инете ничего вразумительного не встретил... в основном - это воспоминания о...

у меня вообще складывается впечатление, что разговорами о Лотар-Шевченко все увлечены куда больше, чем ее записями... и подозреваю, что так было и раньше - видимо, никто особенно не озабачивался фиксацией ее выступлений - ни в концертах, ни домашних...

пишут, что Уральская консерватория хочет выпустить еще диск с Дебюсси... но если он будет так же "доступен", как и диск с этюдами Шопена - вряд ли мы что услышим в ближайшее время...

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Потрясающая пианистка, даже по небольшим фрагментам, чувствуется, что музыка для нее не ремесло, на котором зарабатывается энная сумма, а способ жизни.

Еще про нее:

http://mikat75.livejournal.com/2329.html

Так же выпущена книга:

http://mikat75.livejournal.com/438862.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В кино роль пианистки гениально сыграла Анни Жирардо, но не менее гениально её озвучила Тамара Сёмина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Ура!
на Форумклассике Огенторн выложил диск с этюдами Шопена. Вот ссылки (я перевыложил на более удобные обменники):

http://yadi.sk/d/DkrfZvoMEZ8mA

или:
http://files.mail.ru/BED081AA08BB45CC8B7DF0BA74F3DD65

regards

  • Гость
Sonore, не знаю, как благодарить Вас и Огенторна за эти записи! Сколько всего необычного, свежего и яркого, просто уши разбегаются! Постоянное присутствие мощного независимого интеллекта, давно не слышал такого. Просто приключение. Только начал, но сразу - ми минорный как просвечен и совершенно потрясающая находка в 12: почти колокольные басы, как "удары судьбы", акцент на которых придаёт этюду совершенно другой смысл и, кстати, оправдывает последние октавы, превращая их из тривиальной тоники в замыкание дуги этих акцентов в басах, раздававшихся на протяжении всего этюда. Что-то ещё будет дальше...

Не помню, рассказывал ли я здесь (кажется, в это время был в бане), что двое моих друзей, один из которых сейчас живёт в Новосибирске (местный житель), а другой - в Нью-Йорке (он учился в новосибирском физико-математическом интернате), откликнулись на мои расспросы о Лотар-Шевченко, и оказалось, что первый слушал в детстве несколько её концертов, а второй часто видел её в гостях у своего учителя физики, который был популярным в школе и городе человеком и участвовал в приглашении и оформлении Л-Ш на работу в Новосибирске. Ничего конкретного они за давностью лет не сказали, но удивительно было увидеть, как тесен мир, несмотря на огромные расстояния.
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2013, 19:17:44 от regards »

regards

  • Гость
Послушал дважды, и был счастлив. Конечно, чувствуется, что во многих случаях она больше "обозначает" намерения, чем реализует, но в данном уникальном случае упрекать в этом абсолютно невозможно, а хватка прорывается сквозь качество записи и несовершенства реализации. И, тем не менее, какой лихой терцовый!! Во втором сделано очень важное - непрерывность потока без разбивки на группы по четыре или сколько хотите, о чём давно говорили большевики и regards и никто не делал. Лучше странного монументального исполнения Рихтера. Потрясающе романтичный девятый, который особенно люблю с детства, не буду перечислять всё, слушайте сами. И везде - фантастическая исполнительская воля, абсолютно мужской диктат и бескомпромиссность намерений в сочетании с "большим стилем" первой половины прошлого века, когда никто не знал, "как надо" играть Шопена и не комплексовал по поводу отдельных технических несовершенств, принося всё в жертву музыкальной задаче. Свободная игра свободного человека. Давно не помню у себя такого эмоционального отклика на музыку, и на что?! - На заигранные вдоль и поперёк этюды Шопена!

Грандиозный музыкант!

Оффлайн Sonore

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 118
Послушал дважды, и был счастлив. Конечно, чувствуется, что во многих случаях она больше "обозначает" намерения, чем реализует, но в данном уникальном случае упрекать в этом абсолютно невозможно, а хватка прорывается сквозь качество записи и несовершенства реализации. И, тем не менее, какой лихой терцовый!! Во втором сделано очень важное - непрерывность потока без разбивки на группы по четыре или сколько хотите, о чём давно говорили большевики и regards и никто не делал. Лучше странного монументального исполнения Рихтера. Потрясающе романтичный девятый, который особенно люблю с детства, не буду перечислять всё, слушайте сами. И везде - фантастическая исполнительская воля, абсолютно мужской диктат и бескомпромиссность намерений в сочетании с "большим стилем" первой половины прошлого века, когда никто не знал, "как надо" играть Шопена и не комплексовал по поводу отдельных технических несовершенств, принося всё в жертву музыкальной задаче. Свободная игра свободного человека. Давно не помню у себя такого эмоционального отклика на музыку, и на что?! - На заигранные вдоль и поперёк этюды Шопена!

Грандиозный музыкант!

Согласен с каждым словом!

а технические несовершенства в каких-то моментах только заставляют вспомнить о том, что ей пришлось пережить, и каково было восстанавливаться после стольких лет лагерей...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, какая потрясающая жизнь!
Она не только фильма достойна, не только конкурса, а какого-нибудь увековечения и превращения в символ любви к искусству и к жизни. В этом есть что-то от мировоззрения Мессиана, сочинявшего в концлагере, не находите? И опять Франция!
И действительно, тысячу раз права Юдина, стучавшая себе по лбу: разве играют руками, а не головой? Когда такой человек, как Лотар-Шевченко, показывает всем пример жизненной и профессиональной стойкости, просто стыдно, я так считаю, будучи здоровыми и обеспеченными всем необходимым заниматься позёвывая, являться на концерт плохо подготовленными или играть лениво. Бог не простит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лучше странного монументального исполнения Рихтера

А знаете, кто в нашей с вами лучезарной реальности лучше всех сыграл 2-й этюд? Его однажды играл - не в составе цикла этюдов, а отдельно на бис - Сергей Кузнецов, и это было абсолютно гениально с т.з. стиля. Ну просто изумительно: полётно, легко, импровизационно, как будто и не было никакого "технического задания", а была просто светлая, воздушная и невероятно позитивная пьеса - несмотря на минор. Я до сих пор вспоминаю, как прозрачно и изящно это звучало.
А Рихтер вообще был большой шутник :)) Мало ли какую цель он перед собой поставил.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Да, Мессиан вспоминается сразу: одно поколение (1908 и 1901). Он пробыл в лагере год с небольшим, она - 13. Он вышел в 1941, её - посадили в 1941. Ему показались концом времени условия, в которых он мог играть на органе, писать музыку и исполнять её перед заключёнными, она работала на лесоповале. Он носил деревянные башмаки, она играла на деревянной клавиатуре. Кстати, сидела где-то в моих родных местах: она вышла в Нижнем Тагиле, который расположен в 80 км от закрытого города Свердловск-45, где я родился, рядом - серовский "куст" лагерей. По времени вполне могла работать в конце 40 гг. на строительстве нашего завода и города, хотя у нас политические не работали, а статью её я не знаю.

Слова Юдиной здесь, конечно, просто удивительно попадают.

Что до 2 этюда, то он, конечно, именно такой и есть - лёгкий, воздушный и совсем не "минорный", поэтому исполнение Рихтера остаётся для меня загадкой. А бис Сергея Кузнецова берём на карандаш :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне лично очень нравится идея поведения конкурса имени Лотар-Шевченко, но он, видимо, не имеет большой популярности, а было бы неплохо придать ему более весомый статус. Но, как всегда, это деньги, деньги и ещё раз деньги. А то о "моральных ценностях" можно говорить сколько угодно, но ведь когда-то придётся и заплатить за их сохранение.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Кроме денег, организаторы могли бы использовать символический потенциал этой истории - поехать, как минимум, во французское посольство, им бы посоветовали, с какими организациями имеет смысл поговорить во Франции: не о деньгах, а о статусной и медиа-поддержке. Для этого есть очень много убедительных поводов: ученица Корто, выдающаяся пианистка ещё до переезда в СССР, каноническая лагерная судьба, невероятное возвращение к масштабной концертной деятельности... тут много символов и поддержка будет. А тогда и деньги найдутся в России.
Я попробую через друзей связаться с организаторами конкурса: возможно, просто этим занимаются люди, недостаточно осознающие возможности Интернета и силу поддержки, которой пользуются на Западе гуманитарные инициативы.
« Последнее редактирование: Декабрь 21, 2013, 17:36:41 от regards »

Оффлайн avg

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 445
Вот статья С.Соловейчика, с которой к В. Лотар-Шевченко пришла известность в нашей стране (я эту статью воспроизвел на "Классике"): http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=6636&bt=120363#comment120363 По техническим причинам ее пришлось разбить на две части. С переходом по ссылке почему-то сразу попадаем на вторую часть, так что надо поднять страничку повыше.
« Последнее редактирование: Декабрь 20, 2013, 13:40:13 от avg »

regards

  • Гость
Л-Ш в статье:
Цитировать
- Сейчас почему-то в моде гладкое и ровное исполнение.
А мне хочется, чтобы голоса и мелодии звучали ярко, рельефно. Мне говорят: <Мы этого голоса в этюде Шопена не слышали>. Но он есть, Шопен его писал!
Вот и я о том :)
« Последнее редактирование: Декабрь 21, 2013, 20:42:52 от regards »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Михаил Плетнёв о Вере Лотар-Шевченко
https://www.youtube.com/watch?v=QTzWQgb7qP4

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв о Вере Лотар-Шевченко
https://www.youtube.com/watch?v=QTzWQgb7qP4

В общем, Михаил Васильевич сказал то, о чём говорил и я, но я хотел бы изложить некоторые его мысли на письме. Он имеет в виду конкурс имени Лотар-Шевченко:

https://www.youtube.com/watch?v=QTzWQgb7qP4

Плетнёв говорит, дескать, понятно - конкурс, молодые пианисты, таланты и т.д., но дело не в этом.
Лотар-Шевченко.
Поймите такую вещь. Вы должны представить себе, через какие тернии пришлось пройти этому человеку во времена самой убийственной жестокой системы в этой стране, человеку, почти не знающему русского языка. Представьте себе француженку, которая начинала свою карьеру с турне по Европе с оркестром под управлением самого Артуро Тосканини - и оказаться потом в мусорной яме. И при этом не утерять того духа, несмотря на все обстоятельство. Вот представьте себе, что такое пройти через советский лагерь, что такое, когда распухают пальцы, когда моешь посуду на 30-градусном морозе, что такое затем в драном тулупе устроиться на работу тапёром - после Тосканини! Не имея никаких шансов, не имея родственников, никого, потеряв всё и при этом оставшись человеком такого духа. Многие люди, взглянув на судьбу этой женщины, подумают - не слишком ли рабская у нас натура? Мы всё чего-то боимся: сказать боимся, сделать боимся - а она не боялась! Она прошла через всё, и видите - её именем назван конкурс, и мы гордимся здесь, в России, французской пианисткой. Много ли найдётся русских людей, способных на такой подвиг? Вот что важно, мне кажется, сейчас народу услышать.
<конец отрывка>
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Добавлю кое-что от себя в качестве комментария.
Плетнёв сказал всё правильно о Лотар-Шевченко, но я хотел бы подчеркнуть, что плетнёвские воззрения на русский народ - это всё же типично интеллигентская точка зрения во всей её ущербности.
Народ в целом можно понять и оценить лишь в совокупности его качеств, в т.ч. и генетически ему присущих, а не только передаваемых из поколения в поколение как традиция. Так, в широком контексте национального характера общеизвестная русская терпеливость, неприхотливость и всегдашняя готовность смириться со сколь угодно тяжкими обстоятельствами, чем бы они ни были вызваны, в т.ч. и способность тащить на себе рабское ярмо (да, и это тоже!), составляют тот стержнь, с которым внутри русский народ завоёвывал, осваивал и держал границы пространств громадной империи. О да, понятно, что это достоинство является причиной и истоком соответствующего недостатка - той же рабской психологии, ибо любой недостаток всегда является продолжением неких достоинств. Но рассуждать о том, что, дескать, русские должны быть большими индивидуалистами, что они должны сделаться кем-то вроде испанцев или французов и брать с них пример - это неконструктивно. Где испанцы? Где французы? Где русские? Какая территория, какие природные условия, какое количество проблем?
Умение погружаться в нирвану небытия и самоотрицания в противовес горячему и бессмысленному сопротивлению неодолимым обстоятельствам - это то качество, которое на протяжении всей лихой истории позволяло русским выживать. Оно и сегодня, между прочим, нелишне! Люди эмоционально словно бы закукливаются и переживают лихие времена. Так, я считаю, что именно это качество позволило нам пережить гайдаровщину и ельцинизм, потому что никакая другая страна такого удара не выдержала бы.
Интересно, кстати, сравнить сталинизм и ельцинизм. Если при Сталине железной рукой загоняли нас к счастью, если широким фронтом росла вся целиком экономика, используя ту самую неприхотливость и терпеливость народа при построении базовых отраслей тяжёлой промышленности, если народ ощущал своё единство, а также веру в вождя, который вёл его вперёд, и народ наблюдал постоянный рост уровня жизни, принимая даже такую жестокую власть как свою, как выражающую его желания, которая не сдаст, не предаст, которая считает страну СВОЕЙ. То при Ельцине-Гайдаре катастрофический провал во всех областях возник по той причине, что народ, испытывая те же лишения и тяготы, что при Сталине, чувствовал, что над ним установилась власть национал-предателей, что им управляют враги, что промышленность всё больше разрушается, что уровень жизни перманентно падает, что работы нет, что даже если она и будет, то честным трудом всё равно на жизнь не заработаешь и т.д.
Плетнёв выдал свою сущность и своё отношение к России, назвав нашу страну на манер ельцинистов - "эта страна". Для меня это хороший маркер отношения к России. Я вот не скажу "эта страна", потому что я скажу - "моя страна", "наша страна", а человек отчуждённый, интеллигентствующий, презирающий Россию и её народ, ставящий ему в пример представителей других народов - он всегда скажет "эта страна", потому что это не его страна, и он в ней - чужак. Если не формальный, то фактический. Можно иметь формальное гражданство, но не быть подлинным, а не записным гражданином.
И мне кажется, Лотар-Шевченко в ЭТОМ смысле была гораздо более "русской", чем эстетствующий и рассуждающий о русских с барской интонацией Плетнёв.
Получается так, что, будучи согласным с ним на словах относительно Лотар-Шевченко, я глубоко не согласен с ним по части базовых предпосылок его убогого и по сути своей нерусского способа мышления, по части отношения к народу, которого он, как я давно выяснил, не знает и не понимает.
Впрочем, его способ мышления я ничуть не проецирую на трагическую фигуру Лотар-Шевченко: она выше всего, что о ней можно было бы сказать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица