Автор Тема: Валерий Кикта (р. 1941), композитор  (Прочитано 4656 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Сегодня в Малом зале Московской консерватории был авторский вечер замечательного композитора, заслуженного деятеля искусств России и Украины, профессора Валерия Кикты. Концерт был по случаю 50-летия его творческой деятельности и представлял интереснейшую программу состоявшую из сочинений как совсем недавних, так и относительно отстоящих по времени от сегодняшнего дня. Исполнял камерный состав симфонического оркестра студентов Московской консерватории, дирижер - Вячеслав Валеев. В качестве солистов прекрасно выступили Наталия Шамеева (арфа), Сергей Журавель (флейта), Александр Левин (гобой), Наиль Мавлюдов (фортепиано), Константин Волостнов (орган) и Алексей Шевченко (клавесин). Было очень здорово! Как обычно пригласил на хороший концерт несколько человек не музыкантов, они тоже были в восторге!
Исполнялись:
Концерт №3 для фортепиано и струнного оркестра. II, III части
Концерт №4 «Элегии утренних и ночных туманов» для гобоя (английского рожка), солирующей арфы, ударных и струнного оркестра
«Волынские наигрыши», концерт для четырех видов флейт, клавесина и струнного оркестра (редакция 2013 г.)
«Утренняя пастораль» из «Необарочного диптиха №2» для флейты и органа
Аншлаг, продолжительные овации, множество цветов и огромная очередь поздравляющих сопровождали каждый из концертов Валерия Григорьевича, на которых я присутствовал. И этот не стал исключением. Дай Бог ему творческой энергии, сил, здоровья, и всего самого лучшего!
« Последнее редактирование: Май 01, 2014, 12:58:46 от Zvolinskiy »
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Валерий Кикта (р. 1941), композитор
« Ответ #1 : Май 01, 2014, 01:03:51 »
Биографическая справка с сайта Московской консерватории:

Лауреат премии Мэрии Москвы (2000).
Лауреат премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича (2002).
Награжден дипломом и Золотой Пушкинской медалью (1999).
Лауреат приза журнала «Балет» – «Душа танца».уреат III Всесоюзного смотра творчества молодых композиторов (1969).
Обладатель приза «Братислава–1979» Международного композиторского конкурса на лучшее произведение на фольклорной основе (за «Смоленскую рапсодию» для скрипки и народного оркестра).
Лауреат Международного конкурса детской песни в Хельсинки (1982).

Родился в пос. Владимировка Донецкой области (Украина).В 1960 г. окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. – композиторское отделение Московской консерватории (класс композиции С. С. Богатырёва и Т. Н. Хренникова), в 1967 г. окончил ассистентуру-стажировку при консерватории (руководитель – Т. Н. Хренников).

В 1967–1993 гг. ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор».С 1968 г. – член Союза композиторов России, с 1989 г. – член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. – секретарь Союза композиторов России.

C 1989 г. – член редакционной коллегии журнала «Балет». Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. – председатель Русского хорового общества (Москва).

Педагогическая деятельность:

С 1992 г. преподает на кафедре инструментовки теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. Ведет курсы инструментовки и чтения симфонических партитур.

Ученики:

Среди учеников (свыше 50):

композиторы, члены Союза композиторов России
С. Голубков
А. Гордейчев
П. Карманов
Т. Новикова
В. Виноградов
А. Райхельсон
Л. Лангер
Р. Львович
Д. Курляндский
А. Сюмак
дирижеры
П. Клиничев (Большой театр России)
А. Шамеев (Пермский театр оперы и балета)
Р. Моисеев (Театр оперы и балета в Улан-Уде)
М. Грановский (дирижер-стажер Большого театра России)
В. Валеев (дирижер симфонического оркестра Центральной музыкальной школы и оркестра современной музыки Московского музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова)
А. Рейн
В. Горбик (дирижер Московского камерного мужского хора)
преподаватели консерватории
Д. Ломтев
Р. Насонов
Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Первого московского международного конкурса арфистов (1997); член жюри Первого и Второго международного конкурса В. Г. Дуловой (2000, 2002); член жюри открытого московского конкурса-смотра «Хачатурян и его время» к 100-летию со дня рождения композитора (2003).

В 2004 г. – председатель жюри Международного конкурса композиторов «Victor Salvi Prize» в Венеции (2004).

В 2005 г. был проведен I Международный конкурс органистов Валерия Кикты (Москва).

http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8763
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Валерий Кикта (р. 1941), композитор
« Ответ #2 : Май 01, 2014, 01:07:41 »
Сочинения с сайта Московской консерватории (это уже давно не полный список!):

Автор сочинений различных жанров. С 1978 г. Кикта – постоянный участник международного фестиваля «Московская осень», в рамках которого состоялись премьеры многих его сочинений.

Балеты
Золотая пора (1963)
Данко (1964)
Посвящение (1975)
Муха-Цокотуха (1978)
Дубровский (1984)
Свет мой, Мария! (1985)
Легенда Уральских предгорий (1986)
Святая Олеся (польская колдунья) (1988)
Откровения (1992)
Владимир-Креститель (1997)
Белая кокарда (1995) 

Симфонические произведения
«Украинские колядки, щедривки и веснянки» (1967) «Фрески Св. Софии Киевской» (1972)
«Похищение Европы» (по картине В. А. Серова) (1990)
«Был у Христа-младенца сад» – вариации на тему П. Чайковского (1989)
«Владимир-Креститель» – симфоническая летопись (1991)

Оратории и кантаты
Княгиня Ольга (1970)
Песнь о матери (1973)
Святой Днепр (1993)
Свет молчаливых звезд (1999)

Инструментальные концерты
Три концерта для фортепиано (1965, 1979, 1986)
Концерт-новелла для двух фортепиано (1993)
Три концерта для гобоя (1991, 1996, 2000)
Концерт для тубы (1974)
Концерт для тринадцати труб соло (1974)
Концерт на шотландские темы XVI–XVIII веков для двух арф (2000)
«Волынские наигрыши» – концерт для четырех видов флейт (2001)

Произведения для органа
Шесть органных сюит («Органные фрески» – 1966, «Орфей» – 1968, «Преображение» – 1969, «Вокализы» – 1971, «Маленькие пасторали» – 1986, «Карпатские медитации» – 1989)
Украинская пассакалия (1982)
Из украинской архаики для сопрано и органа (1989)
Молитва для альтовой флейты и органа (1990)
Intermezzo (Песнь блаженной ночи) для флейты и органа (2003)
Из юношеской поэзии Пушкина для тенора и органа (2004)

Произведения для арфы
Сюита «Оссиан» (1968)
Диптих по скульптурам Бурделя (1972)
Романтические вариации на тему Станислава Людкевича (1976)
Sonata-lamento (1980)
Былинные звукоряды (1982)
Фантазия на темы оперы П. Чайковского «Пиковая дама» (1982)
У тлеющего камина (1983)
«Ноктюрн» – трио для арфы, флейты и альта (1979)
Трио в честь М. Н. Ермоловой для арфы, флейты и альта (1985)
Гимническая песнь для дуэта арф (1990)
Пасхальные звукоряды памяти Т. Тауэр (1999)
«Рассвет на Москва-реке» – концертная версия для арфы Вступления к опере М. Мусоргского «Хованщина» (2000)
Акафист В. Г. Дуловой для ансамбля арф и ударных (1997)
Вокализ памяти К. А. Эрдели для сопрано, флейты, женского хора, органа и ансамбля арф (2002)
Соната для скрипки и арфы (1998)
Соната для виолончели и арфы (2001)
Соната для альта и арфы (2001)
Соната для альта и арфы (2002)
Мистические гимны Орфея для тенора и арфы (2003)

Произведения для хора
Украинские колядки с голоса И. С. Козловского (1970)
Разбойничьи баллады Закарпатья (1975)
Хвала мастеру – полифонический концерт для мужского хора (1978)
Хоровая живопись – концерт для двух мужских хоров (1978)
Пушкинский диптих (1980)
Два хора памяти А. Пушкина (1980)
Закарпатский триптих (1972)
Тульские песни (1980)
Куликовский диптих (1979)
Хоровой диптих (1980)
Диптих на слова В. Лазарева (2001)
Божественная литургия св. И. Златоуста (1994)
Рождественские хоровые фрески (1995)
Пасхальные распевы Древней Руси (1996)
Милосердия! Господи! Ты милосерд! Слова Н. Гоголя (2003)
О ты, последняя любовь! Слова Ф. Тютчева (2004)

Вокальные произведения
Плач по потерянному сердцу – вокальный цикл на слова И. Такубоку (1967)
За гранью темноты – вокальный цикл на слова Я. Кантковской, перевод В. Татаринова (1968)
Пробуждение – вокальный цикл на слова А. Пушкина (1972)
Возвращение к Пушкину – вокальный цикл на слова В. Лазарева (1985)
Чумацкие песни для баса и бандуры (1985)
Эй, кто в лесу, отзовитесь! – цикл обработок украинских песен для баса и арфы (1985)
Песни Украины для сопрано и инструментального ансамбля (1984)
Из древнерусского эпоса – баллады для баса без сопровождения (1985)
Две украинские колядки для сопрано, органа и ударных (2002)
Украинская баркарола для тенора, арфы и органа (2005)

Произведения для оркестра русских народных инструментов
Диптих по картине В. Васнецова (1973)
Смоленские кадрили (1975)
Смоленская рапсодия для скрипки и оркестра (1979)
Куликовская симфония (1979)
Былина про Василису Микулишну (1974)
Славянская поэма (1976)
Русские миниатюры (1980)
Русская сюита (1980)
Шесть романсов на стихи А. Пушкина для тенора с оркестром (1976)
Белгородский концерт для гобоя с оркестром (1980)

Камерные произведения
Три сонаты для фортепиано (1967, 1968, 1970)
Музыка для клавесина (1966)
Каденция для скрипки соло по скульптуре М. Шандуренко (1970)
Две сонаты для фагота (1977, 1979)
Соната для гитары (1981)
Sonata misterioso для двух гитар (1982)
Полифонические метаморфозы для гитары (1983)
Поклонение Яриле для гобоя (1991)
Гимны грозного Войска Запорожского – соната для литавр (1997)
Пасторальная соната для гобоя и скрипки (2000)
Окский триптих для квартета валторн (1999)
Балтийская элегия для четырех валторн (2000)
Пасхальное трио для фортепиано (арфы), гобоя и виолончели (2001)
Венецианское трио для скрипки, виолончели и арфы (2005)

Музыка к театральным постановкам и фильмам
Золотая карета (1968)
Последний шанс (1975)
Гармония (1978)
Лето под Ковелем (1983)
Полуночный ангел (1990)
Василиса Микулишна (1973)

Фильмы-балеты
«Дубровский» (1985)
«Откровения» (1992)
«Маменька» (2003)

Музыка для детей и юношества
Березовый рожок – альбом пьес в двух тетрадях (1972, 1980)
Гусли звончатые (1987)
Веселый колокольчик (1985)
Земляничка-ягодка (1989)
Возьми эту песню с собой (1975)
« Последнее редактирование: Май 01, 2014, 01:52:34 от Zvolinskiy »
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Валерий Кикта (р. 1941), композитор
« Ответ #3 : Май 01, 2014, 01:14:15 »
Здесь можно посмотреть список публикаций:
http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8763

А здесь, собственно, некоторые из имеющихся записей:
http://classic-online.ru/ru/composer/Kikta/1563

Так же некоторые записи есть в группе ВКонтакте, посвящённой творчеству Валерия Григорьевича:
http://vk.com/club31025090
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Валерий Кикта (р. 1941), композитор
« Ответ #4 : Май 01, 2014, 01:40:15 »
Вот это да! Я и не подозревал, что он столько всего сочинил.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Re: Валерий Кикта (р. 1941), композитор
« Ответ #5 : Май 01, 2014, 01:48:22 »
И этот список давно устарел, лет 8 назад :)
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Валерий Кикта (р. 1941), композитор
« Ответ #6 : Май 01, 2014, 09:11:16 »
Меня поразило обилие произведений для арфы. По-моему, в творчестве современных авторов это беспрецедентно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица