Автор Тема: Живой и искусственный звук. Как, с чем и с кем должен в наши дни работать композитор ?  (Прочитано 47272 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алексей Шмурак

  • Гость
Ну не считаете же Вы, что занимаетесь МУЗЫКАЛЬНЫМ творчеством ?

да какая разница, как это называть. Главное - мне это интересно, позволяет общаться с сотнями интересных и талантливых людей в десятках стран, исполняться разными исполнителями, получать за это (в основном как исполнителю) деньги, испытывать потрясающие эмоции во время написания, репетиций, исполнения, прослушивания, обсуждения и обдумывания. Это - жизнь, Антарес. А что есть у Вас?

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Защита через диссоциацию и обесценивание over 9000. Подумайте, если получится, конечно, насколько абсурдной выглядит Ваша мысль. Тысячи композиторов с самого начала профессиональной композиторской музыки заботятся об исполнениях, ищут исполнителей, сотрудничают, общаются с ними, учатся у них, доверяют им свои работы, - а Вас это "не интересует", потому что это "сложно", нужно "учить" и "раскрывать". Слушайте, Антарес, но ведь в магазин за продуктами Вы ходите, хотя это сложно: нужно выйти из дому, открыть дверь... Да-да, открыть дверь... Так... Закрыть за собой дверь, спрятать ключ.. Лифт... Подъезд... Улица... Дышите полным лёгкими, хоть там и очень много всякой дряни... Помните, как идти в магазин?...

Уфф. Как жаль, что Вы не сможете выбраться из своей клетки.

Я вообще-то уже ответил на этот вопрос в начальном посте данного потока. Времена сильно изменились вот только мышление у вас с коллегами почему-то осталось прежним. Сегодня нет практически никакой потребности ни в современном композиторском творчестве, ни, тем более, в звукокомпиляторском. Времена изменились ! Это в прежние времена, во времена развития композиторских технологий было актуально современное композиторское творчество, но с завершением развития (к началу 20 века), оно перестает быть актуальным, хотя во времена СССР современное композиторское творчество было государственно важным направлением т.к. являлось одним из выразителей идеологии страны советов. Сегодня СССР нет, да и государственные приоритеты имеют совершенно иную направленность, далекую от проблем искусства, особенно современного. Очень странно, что вы этого не понимаете, или м.б. не хотите понимать, делаете вид, что все в порядке. Очень жаль, но А.Стельмах скорее всего так и не доработает свой фортепианный концерт в плане расширения. Кто будет играть ? Ну да, партию фортепиано он сыграет. Кто будет оркестрантам платить ? Где у него мотивация для занятий композиторским творчеством ? Такая же ситуация будет и у Глеба, после окончания МГК. Такая же ситуация и у Вас лично. Ведь Вы же прекрасно понимаете, что полуразрушенный цех пивзавода - это не концертная площадка зала мирового уровня. Вы прекрасно понимаете, что фестиваль-капустник - это не авторский концерт. Вы также прекрасно понимаете, что 10-15 ваших коллег + Predlogoff  - это и есть ваша публика. Но такая ситуация отражает не только вашу творческую действительность, она имеет место и в сфере композиторского творчества. Творчество современных композиторов сейчас попросту НЕАКТУАЛЬНО. И мне бы очень хотелось, чтобы некоторые мои коллеги все-таки посмотрели правде в глаза, посмотрели вперед, в перспективу творческой жизни и не врали ни самим себе не окружающим.                                                          

"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
А что есть у Вас?

Вообще-то вопрос не обо мне :) Но я Вам могу сказать, что у меня есть почти все для того, чтобы вполне комфортно себя чувствовать в современном мире.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
да какая разница, как это называть. Главное - мне это интересно...

Вот ! Именно по этому сфера "искусства звука" не имеет перспективы.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Алексей Шмурак

  • Гость
Такая же ситуация и у Вас лично. Ведь Вы же прекрасно понимаете, что полуразрушенный цех пивзавода - это не концертная площадка зала мирового уровня. Вы прекрасно понимаете, что фестиваль-капустник - это не авторский концерт. Вы также прекрасно понимаете, что 10-15 ваших коллег + Predlogoff  - это и есть ваша публика.

"10-15" - это Вы хватанули, конечно; средняя аудитория концертов с моей музыкой - 70, общая (за год) набегает на тысячу-две; в Интернете меня слушают несколько тысяч; одних только элементарно ценителей собственно моего творчества я могу насчитать - и легко - несколько сотен; и упомянутый Вами заводской цех совсем не полуразрушенный и не пивзавода; и на концертных площадках приличного уровня я тоже выступал и выступаю и буду выступать; но, в любом случае, с бОльшей частью Вашего поста я согласен в том смысле, что прежняя, советская, система реализации умерла, - ну так что ж, есть новая, капиталистическая, которая включает в себя, с одной стороны, выход за пределы академической музыкальной системы (концертные залы, академически подготовленная публика), с другой - безусловную камерность ранее неслыханного уровня; но ведь и мультидисциплинарность тоже.

Я не питаю иллюзий, Антарес, и вовсе не считаю, что композиторство - это исполнение оркестрами во фраках с многотысячной толпой в зале. И я не питаю иллюзий и в том ещё смысле, что не считаю, что наша ("наша") музыка должна (да и может!) транслироваться по ТВ, собирать миллионные просмотры на Ютубе и т. д. Но мне вполне хватает того, что есть; и я осознаю, что кому-то этого может и не хватить; что ж - есть путь в эстраду и прочую обслуживающую музыку.

Алексей Шмурак

  • Гость
Вот ! Именно по этому сфера "искусства звука" не имеет перспективы.

Хотите перспективы? А я вот хочу эмоций и новых смыслов и желательно побольше да поярче :)

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
"10-15" - это Вы хватанули, конечно; средняя аудитория концертов с моей музыкой - 70, общая (за год) набегает на тысячу-две; в Интернете меня слушают несколько тысяч; одних только элементарно ценителей собственно моего творчества я могу насчитать - и легко - несколько сотен; и упомянутый Вами заводской цех совсем не полуразрушенный и не пивзавода; и на концертных площадках приличного уровня я тоже выступал и выступаю и буду выступать...

Ага, а картины Н.Сафронова (по его словам) висят в кабинете папы римского и в Эрмитаже и еще где-то, хотя как выяснилось, Эрмитаж его шедевров не закупал, а что касается папы римского, то, сами понимаете, проверить сложно :)
Я вполне могу допустить и 70 и даже 100, но рамках фестиваля-капустника, а самостоятельно, в рамках авторского концерта Вы никогда не соберете зал (не лично Вы, а любая творческая единица в т.ч. занимающаяся композиторским творчеством).
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Алексей Шмурак

  • Гость
Я вполне могу допустить и 70 и даже 100, но рамках фестиваля-капустника, а самостоятельно, в рамках авторского концерта Вы никогда не соберете зал (не лично Вы, а любая творческая единица в т.ч. занимающаяся композиторским творчеством).

Слушайте, Антарес. Вообще-то у меня вот был сольник. И я играл там почти исключительно свою музыку. В зале было 60 человек. Если бы я потрудился и напечатал бы афиши (а я принципиально этого не сделал, ибо хотел, чтобы пришли только свои), - пришло бы 100. Я вообще довольно популярное лицо в киевской музыкальной среде. Да и в московской. Мне собрать зал - не проблема. Но ведь не в этом же суть вопроса. А в том, что я играю и исполняюсь. да пусть бы в Крыжополе. Важнее не это, а то, что это вживую. На инструментах. Для людей. Понимаете?

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Слушайте, Антарес. Вообще-то у меня вот был сольник. И я играл там почти исключительно свою музыку. В зале было 60 человек. Если бы я потрудился и напечатал бы афиши (а я принципиально этого не сделал, ибо хотел, чтобы пришли только свои), - пришло бы 100. Я вообще довольно популярное лицо в киевской музыкальной среде. Да и в московской. Мне собрать зал - не проблема. Но ведь не в этом же суть вопроса. А в том, что я играю и исполняюсь. да пусть бы в Крыжополе. Важнее не это, а то, что это вживую. На инструментах. Для людей. Понимаете?

Что касается киевской среды, то мне сложно судить, а вот что касается московской, то Ваше имя если и известно, то разве что тем, кто посещает интернет-форумы :) Ну я сильно сомневаюсь, что даже с афишами в Москве Вы сможете собрать даже 50 человек независимой публики (т.е. не коллег по ремеслу и знакомых). Ну Predlogoff придет и если Вы пьесу Глеба сыгаете (для разогрева), то и он придет, придет и Lorina - она явно в Вас влюблена (тайно !) :), а кто еще ?
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Алексей Шмурак

  • Гость
Что касается киевской среды, то мне сложно судить, а вот что касается московской, то Ваше имя если и известно, то разве что тем, кто посещает интернет-форумы :) Ну я сильно сомневаюсь, что даже с афишами в Москве Вы сможете собрать даже 50 человек независимой публики

Сейчас почти все живут в Интернете. У меня около 3-4 сотен московских знакомых по Интернету, и, как Вы понимаете, форумы из них посещают от силы человек 30. Всё-таки сейчас время соцсетей...

Если бы я поставил задачу собрать публику в Москве - я бы это сделал; другое дело, что я вряд ли смог бы сделать это эффективнее самих москвичей (логично, не правда ли?). И, безусловно, в огромном городе, таком, каким является Москва, трудно собрать исключительное количество людей на какое-то либо мероприятие камерного плана. Тем не менее, инициированный мной фестиваль форума classic-online собрал вполне приличное количество людей, в том числе и тех, кого я не знал ни по соцсетям, ни по форуму. Кто эти люди? Зачем пришли? А по-разному: кто от знакомых узнал, кто через рассылку тех заведений, где проводились концерты...

Но это было принципиально камерное мероприятие, разумеется. То есть, скажем, играя Возвращение или слушая своё Intermezzo в академическом зале из 400 человек (филармония), я бы чувствовал себя неуютно. Но есть разная музыка. Оркестровые вещи Ксенакиса вряд ли рассчитаны на 10 человек публики :)

Алексей Шмурак

  • Гость
а кто еще ?

А попробуйте организовать концерт со своей музыкой.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
А попробуйте организовать концерт со своей музыкой.

Мог бы, но не вижу смысла.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Алексей Шмурак

  • Гость
Мог бы, но не вижу смысла.

для того, чтобы смыслы родились, необходимо, чтобы произошло столкновение с реальностью. Вы моделируете свои представления на ситуацию, которая ещё не произошла. Если бы я так мыслил, я бы... наверное, стал Вами :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да уж, если произведения совсем не исполнять и держать в голове или на бумаге, то все разговоры о живом или искусственном звуке вообще теряют смысл.
Ну конечно же НУЖНО исполнять, НУЖНО зазывать публику и показывать ей сделанное. Как минимум, нужно размещать в сети ноты, а ещё лучше - исполнение. Ноты читают далеко не все, а вот исполнение сразу выводит новую вещь на самые широкие слои публики.

И ещё, Алексей, я не понял вашу мысль насчёт противопоставления социальных сетей и форумов. Я бы добавил ещё базы знаний и новостные ресурсы, а хранилища фонограмм вы сами назвали.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Алексей Шмурак

  • Гость
И ещё, Алексей, я не понял вашу мысль насчёт противопоставления социальных сетей и форумов.

мысль? по-моему, это - факт. Блоги, форумы и соцсети - это три мира :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
по-моему, это - факт. Блоги, форумы и соцсети - это три мира :)

Но эти миры довольно плотно соприкасаются, другое дело, что для эффективного обмена информацией нужны какие-то яркие события, но это уже другой вопрос. У этих "миров" разные функции. К примеру, если у одного человека сотни и даже тысячи "друзей", то это кажется чем-то несусветным: поток бессмысленных "для галочки" поздравлений к праздникам, "лайков", обмен анекдотами, ссылки на никому не интересные чересур личные события и фотографии и т.п. без возможности сколько-нибудь осмысленного общения хоть с кем-то из респондентов индивидуально, и при этом такой же поток автоматически отправляемых и перенаправляемых поздравлений, лайков и т.п. - это сумасшествие.
Эта машина может крутиться и без людей ! :)))))))
На форуме, где не обязательно к кому-то приставать или кому-то отвечать, другие правила игры.
Но это не значит, что эти миры не соприкасаются.
Впрочем, это тема другого (предполагаемого) потока, который можно завести в "Беседах на галёрке", если сие кого-то интересует.

А по поводу необходимости исполнения сочинённого я с вами совершенно согласен: в сравнении с этим даже вопросы "живого" и "искусственного" звука кажутся второстепенными. Конечно же, разговоры о звуке имеют смысл лишь в том случае, когда произведения собираются представлять публике. А если нет, то вопрос о звуке не имеет смысла.
« Последнее редактирование: Январь 06, 2013, 00:54:11 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Gleb Yakovlev

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 218
Друзья! Меня несколько дней не было на форуме, и сейчас я, с вашего позволения, прокомментирую некоторые аспекты, затронутые в данном потоке, косаемые моего скромного сочинения.
1. Пьеса конечно же предназначена для фортепиано. За не имением возможности сделать хорошую студийную запись (да и вообще какую-либо запись на фортепиано) я исполнил ее на электронном пианино и выложил в сеть. Конечно же пьеса нуждается в адекватном исполнении, но выкладывалась она скорее для простого ознакомления с ней публикой.
2. Если Алексей возьмется ее исполнить - я не буду против. Даже непротив - мне будет интересно услышать свое сочинение в хужой интерпретации.
3. Хотелось бы сказать о том, что никаких додекафонии и даже quasi-додекафонии в ,,Эскизе,, , слава Богу, нет.
Каждая ноты подчиняется строгой тональной логике, и каждую ноты я могу, если хотите, легко объяснить с точки зрения тонально-гармонической основы.
Кстати, если кто-то захочет, то я могу рассказать довольно много интересного (на мой взгляд) о форме и гармонии этого произведения.  :) Там есть довольно любопытные моменты в гармоническом отношении.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Прочитал всю ветку. Странный спор... Разве не яркая музыкальная идея является единственным важным, основополагающим фактором, который делает набор тех или иных звуков, исполненных на том или ином инструменте, музыкальным произведением? Электронные инструменты, как и компьютерные программы, дают нам новые возможности. Для кого-то это способ демонстрации, для кого-то серьезное увлечение. Ну и что? В моем доме под Санкт-Петербургом стоял очень неплохой "Блютнер". Здесь, где я живу сейчас, стоит очень неплохая Ямаховская "клавинова". А все три мои фортепианных концерта были написаны в тот период, когда в питерской квартире у меня было всего лишь пианино Красный Октябрь". Но это никак не мешало мне мыслить. Думать музыкой... если я понятно выражаюсь.
« Последнее редактирование: Январь 06, 2013, 22:38:43 от oleander »
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Прочитал всю ветку. Странный спор... Разве не яркая музыкальная идея является единственным важным, основополагающим фактором, который делает набор тех или иных звуков, исполненных на том или ином инструменте, музыкальным произведением? Электронные инструменты, как и компьютерные программы, дают нам новые возможности. Для кого-то это способ демонстрации, для кого-то серьезное увлечение. Ну и что? В моем доме под Санкт-Петербургом стоял очень неплохой "Блютнер". Здесь, где я живу сейчас, стоит очень неплохая Ямаховская "клавинова". А все три мои фортепианных концерта были написаны в тот период, когда в питерской квартире у меня было всего лишь пианино Красный Октябрь". Но это никак не мешало мне мыслить. Думать музыкой... если я понятно выражаюсь.

Именно ! И для композитора, как мне это представляется, не имеет существенного значения качество записи, сэмла и пр., т.к. его волнует художественный идеал, который формируется в его сознании и затем фиксируется на нотном листе. Да, конечно, композитору важно исполнение и качество звука, но, на мой взгляд, не до такой степени и вопрос этот не является таким принципиальным, как создание произведений. Ведь для композитора именно процесс создания - это тот "воздух" без которого он не может жить. Процесс создания - смысл жизни композитора, а все остальное включая звук, исполнение - это важно, но не так важно, как создание и поэтому моменты связанные с продвижением своей музыки на концертную эстраду, качество записи в жизни композитора занимает 2-е, 3-и, 10-е позиции, но никак не 1-ю. И если Предлогов выступает явно с позиции слушателя и его мало интересуют вопросы связанные с процессом композиции как таковой, что вполне естественно, то позиция А.Шмурака, где основная часть его суждений сводится не столько к творческому процессу, сколько к исполнительскому, мне представляется более чем странной. Складывается такое впечатление, что его больше волнуют не вопросы связанные с творческим процессом, а именно с исполнительским. Но вопрос потока звучит  "Как композитор должен в наши дни работать со звуком ?". Здесь наверное имеет значение особенности творческого процесса т.к. у разных композиторов он может отличаться. Вот мне, например, важно слушать со стороны ранее написанное, проверять слуховым методом и править, поэтому крайне необходима доп. работа в спец. программах т.к. не имею "живого", прости Господи, оркестра при дворе :)
« Последнее редактирование: Январь 07, 2013, 00:17:04 от Antares »
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
По-моему, эта пресловутая "работа со звуком" во все времена имела более или менее прикладное значение. Естественно, мы все время от времени пользуемся какими-то приемами, но они важны только тогда, когда помогают адекватно выразить звучащую в голове музыкальную идею. Без идеи любые ультрановые сэмплы - это всего лишь погремушка.
Например, в моей симфонии, ссылку на которую я только что выложил в "моей" теме (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=7366.msg101075#msg101075), в третьей части есть фрагмент, где звучит магнитофонная запись (сочинение было написано, когда магнитофоны были еще в ходу). Во время исполнения в зале это давало очень сильный эффект, как и было задумано. Оркестранты сидели неподвижно, а звучала тема, которую они только что играли. И даже сейчас отчасти это слышно, хотя в те годы не представлялось возможным быстро "состарить" запись, как я вообще-то хотел. Но из этого же совершенно не следует, что я сочинил "музыку для магнитофона". В партитуры "Дракулы" у меня есть синтезатор. Но опять-таки не потому, что я пишу "электронную" музыку и не ради "современности", а просто он там выполняет определенную художественную задачу. Только и всего.
« Последнее редактирование: Январь 09, 2013, 10:16:13 от Predlogoff »
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
По-моему, эта пресловутая "работа со звуком" во все времена имела более или менее прикладное значение. Естественно, мы все время от времени пользуемся какими-то приемами, но они важны только тогда, когда помогают адекватно выразить звучащую в голове музыкальную идею. Без идеи любые ультрановые сэмплы - это всего лишь погремушка.

Разумеется. А какой смысл вообще заниматься творчеством, если нет идеи ? А сэмплы, они лишь помогают озвучить материал. И Вы прекрасно знаете, что мало у кого есть возможность слышать свои симфонии, ансамблевую музыку и даже вокальную или хоровую. И если бы Предлогов порекомендовал А.Шмураку исполнить 1-ю часть фортепианного концерта А.Стельмаха (наряду с пьесой Глеба), то Андрею скорее всего придется отказаться от этой затеи :) И вопрос стоит даже не в проблеме исполнения партии фортепиано (Алексей вряд ли возьмется т.к. там много учить надо, да и пианистической техникой обладать - не в этом дело). Но кто будет играть партию оркестра и, главное, кто будет платить оркестрантам за исполнение и аренду зала. Ну если Предлогов, тогда понятное дело :) А если серьезно ?
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Прочитал всю ветку: много интересных мыслей.
Лично я за свою сравнительно небольшую творческую жизнь успел побывать почти на всех высказанных тут позициях, пока разбирался что к чему и пришёл к определённым выводам.
На мой взгляд композитор, конечно же, должен владеть современными технологиями, иначе оторванность от т.н. "технического прогресса" начинает родить в нём целую тучу профессиональных комплексов (кстати, это касается не только технологии звука, но и композиторских технологий "искусства звука" о котором здесь в разных потоках столько написано). Мой профессор по композиции среди прочего говорит, что профессионал должен уметь выполнить ЛЮБОЙ заказ. В современных реалиях (почти) невозможно работать в кино или театре не владея программным обеспечением и основами звукорежиссуры на приличном уровне. Не знаю режиссера, которого сегодня удовлетворят только лишь ноты, пусть и гениальные. В лучшем случае требуется ещё демо-запись (как оно будет звучать), а в худшем - готовая запись, так как профессии композитор-исполнитель-звукорежиссер в данной области чаще всего так тесно спаяны, что не разделяются (в России). Конечно можно от этого отмахиваться, говоря, что музыка к кино это коммерция и "прикладуха", но в таком случае прийдётся отмахнуться и от наследия Прокофьева, Шостаковича и других в той области, где ими были созданы великие творения.

Но даже если не говорить о театре и кино, ситуация не сильно меняется. Время, когда конечным итогом творчества была премьера сочинения на концерте давно ушло. Я считаю, что концерты - важная и неотъемлемая часть творческого процесса, но ввиду ряда причин - запись отобрала у концертного исполнения пальму первенства. С этим можно соглашаться или нет, можно спорить об энергетике и т.д., но это факт: фиксированное искусство, запечетлённое механическим способом (скорее цифровым) сейчас в неоспоримом приоритете у публики (одна из причин - возможность распространения в цифровой среде эталонного варианта, а не записи того, что рассчитано на живое исполнение). Скажу более, сегодня часто концерты становятся вторичными: воспроизведение того, что создавалось в расчёте на студийные условия.

Нужно отличать одно от другого: музыка для звукозаписи и музыка для концерта. Тогда можно будет говорить и о конкуренции за аудиторию, которая в большинстве ориентирована на эталонность механически фиксированного искусства (которое, как предсказывал ещё Стравинский, сильно обесценивается и теряет в качестве: логика обывателя такова, что если на концерт или в другой город я поеду за СОБЫТИЕМ, то из интернета можно качать и "потреблять" что угодно, всё-равно: усилий-то ноль).

Но необходимость есть и в первом, и во втором. Поэтому мне странно, когда композиторам утверждают ненужность владения цифровой технологией. Из-за этого выпускнику даже самой консерваторской Консерватории трудно говорить о своём профессионализме, если он не пошёл дальше учебного курса. В 21 веке уметь качественно озвучивать своё творчество самостоятельно - один из признаков профессионализма, как раньше таким признаком было умение инструментовать для оркестра (оно никуда и не делось: просто навыков теперь должно быть больше).

Поэтому, говоря об образовании, мне странно отсутствие на композиторских факультетах минимум 2-х больших и серьёзных курсов, которые могли бы называться "Основы звукорежиссуры" и "Основы работы с midi", но они скорее всего вот-вот появятся.

Знаю, что есть мнение о "пластмассовости" компьютерных технологий, но оно чаще всего исходит от тех, кто не занимался серьёзно освоением этой сферы. Так же говорят "ты загубишь свой тембровый слух", но наши коллеги-предшественники, писавшие за роялем для различных инструментов и оркестра тембровый слух не загубили! А рояль ещё меньше похож на флейту, чем инструменты VST. Если композитор любит музыку, слушает, изучает партитуры, ходит на концерты - его тембровый слух будет в порядке, главное не забывать, что подобие тембра не есть сам тембр и "фантазировать", представляя живой оркестр поверх мидишного (линии-то никуда не денутся). А если он не отличает скрипку от виолончели - тут уж портить и так нечего. Кроме того, возможны очень удачные соединения самых различных звучаний и технологий: тут как раз (почти) непаханое поле, если не иметь ввиду малоудачные эксперименты.

В общем по теме "Живой и искусственный звук. Как композитор должен в наши дни работать со звуком ?" Думаю что и первое и второе абсолютно необходимые составляющие современного творческого процесса. Причем приближается (если ещё не наступило) время их относительного "равноправия" :)
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"
Коллега Zvolinskiy,
Музыка к кино и драматическому театру (я бы добавил сюда и компьютерные игры) - это совершенно отдельная часть музыкального искусства. Она призвана прежде всего обслуживать визуальный ряд, рождающийся в мозгу режиссера. От такой музыки не требуется сильной индивидуальной яркости, подобно тому, как в прошлом этого не требовал от музыки балет.
Это не хорошо и не плохо, а просто факт.
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov

Оффлайн Zvolinskiy

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 330
Коллега Zvolinskiy,
Музыка к кино и драматическому театру (я бы добавил сюда и компьютерные игры) - это совершенно отдельная часть музыкального искусства. Она призвана прежде всего обслуживать визуальный ряд, рождающийся в мозгу режиссера. От такой музыки не требуется сильной индивидуальной яркости, подобно тому, как в прошлом этого не требовал от музыки балет.
Это не хорошо и не плохо, а просто факт.

Уважаемый Oleander, тут я с Вами и не спорю: отдельная часть, хотя и немаловажная. Но это не отменяет второй половины написанного мной :)
"Фантазия, лишённая разума, производит чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес." (Франсиско Гойя)

Оффлайн oleander

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 162
  • Опера "Дракула"
    • Опера "Дракула"

Уважаемый Oleander, тут я с Вами и не спорю: отдельная часть, хотя и немаловажная. Но это не отменяет второй половины написанного мной :)
Не отменяет, но я предлагаю расставить акценты. Если речь не идет о фоновой музыке, то тогда на первый план выходят вопросы музыкального тематизма, музыкальных идей, музыкального языка. Если всего этого нет, никакие библиотеки сэплов не помогут. Если есть - могут быть нужны, а могут и не пригодиться.
Слишком много я навидался "композиторов", полагающих, что перебилание аккордов в "тембрАх" - это и есть композиция, сочинение музыки. А по сути эти люди ничем не отличаются от обычных звукоинженеров...
Реставрирую оперный жанр. ))
https://www.facebook.com/andr.tikhomirov