Автор Тема: "Иудейка" Галеви из Михайловского - в Москве на "Маске"  (Прочитано 31069 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Мне сложно представить себе кого-либо, кроме Нила Шикоффа в этой роли. Это абсолютное попадание в роль!

Да, впечатление такое, что она написана "для него" ! Судя по всему, эта роль стала для него чем-то вроде того, чем была для Шаляпина роль Бориса Годунова. И Шикофф преподносит её гениально: поразительное единство вокальное, интонационное, драматическое и даже внешне-визуальное.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Victor22

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Буду придерживаться традиционного русского названия этой великой оперы - "Жидовка". В дореволюционной России пользовалась большой популярностью и была в репертуаре чуть ли ни любой передвижной оперной труппы. Скриб предложил вначале Мейерберу, но тот работал как раз над "Гугенотами" и отказался. Галеви, тогда еще как оперный композитор себя особенно не проявивший, буквально вымолил у Скриба отдать либретто ему. По Скрибу Элеазар - натура многогранная, крайне противоречивая, отнюдь не "положительный образ" или однозначно жертва. Заложенный выдающимся драматургом и либреттистом в Элеазара потенциал был гениально реализован композитором, который, как говорится, превзошел здесь самого себя ("Жидовка" так и осталась недосягаемым шедевром в весьма плодовитом оперном творчестве Галеви). Интересно, что знаменитая ария Элеазара из 4-го акта была включена по инициативе первого исполнителя партии Адольфа Нурри, написавшего якобы для нее даже текст!
"Жидовку" с Шикоффом мне довелось слушать в Цюрихской опере в январе 2008 года, где действие было перенесено в Париж во времена Второй империи: вместо Сигизмунда на сцене (немая роль) появлялся Луи Наполеон с бородкой клинышком. Шикофф играл великолепно, заставляя зрителей забыть, что в опере они прежде всего слушатели. Для сравнения достаточно обратиться к записи с Ричардом Таккером, которому Шикофф старается подражать в манере исполнения.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Буду придерживаться традиционного русского названия этой великой оперы - "Жидовка". В дореволюционной России пользовалась большой популярностью и была в репертуаре чуть ли ни любой передвижной оперной труппы

Всё же, наверное, не любой, потому что музыкального материала очень много, тем не менее, этот факт очень любопытен, ибо сюжет её более чем "опасный" с религиозно-политической точки зрения, а размеры весьма велики. Полагаю, до революции купюры тоже делали немаленькие !
Вообще, когда оперу исполняли и я слушал её вживую, я думал о том, что она в музыкально-драматургическом отношении сделана вполне "современно": композитор взял острый сюжет, прекрасно срежиссировал всё действо, оставил большой простор для драматической игры, создал образцовые ансамблевые и хоровые номера, много внимания уделил оркестру … Я ловил себя на мысли, что в живом звучании в исполнении современного оркестра и современных певцов музыка Галеви иной раз напоминала великолепную стилизацию: подобную оперу сегодня мог бы написать лишь гениальный автор, очень хорошо знакомый со стилями тех времён. Имею в виду своё впечатление, что Галеви уже ТОГДА был во всеоружии знания стилей, но именно в "Жидовке" он сумел "прыгнуть выше своей головы", продемонстрировав великолепное мастерство стилизации, практически неотличимое от органичного владения стилями.
Трудно судить о степени т.н. "искренности" любого художника: как определить и измерить, где в его творениях проявился "он сам", а где у него вставлены проходящие моменты, имитации и идейные подражания другим авторам; и вообще, насколько велик композитор Ж.Галеви сам по себе ? Я ощущаю, что в его "Жидовке" имеются элементы полистилистики, что не должно было бы по идее быть характерно для индивидуально-цельного композиторского стиля. Но можно ли говорить об отдельно взятом композиторе и давать ему оценку в отрыве от всей конкретики эпохи ?
Мне кажется, что даже если Галеви и не был гением "сам по себе", то он гениально персонифицировал ключевые черты стилей своей эпохи, нашёл им место в своей "Жидовке" и убедительно-органично применил их по художественному назначению.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Victor22

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Мне, как большому поклоннику стиля французской "большой оперы", кажется, что создание "Жидовки" было самым настоящим "звездным часом" Галеви. Ему удался шедевр в общем-то не адекватный отпущенному ему Богом таланту. Кстати, подобному есть и другие примеры: "Джоконда" Понкьелли или  "Адриана Лекуврёр" Чилеа.
Премьера "Жидовки" в феврале 1835 года произвела абсолютный фурор, поставила Галеви - правда, лишь на короткое время - в один ряд с Мейербером, считавшимся после "Роберта-дьявола" недосягаемой звездой оперного небосклона. Ровно через год, в феврале 1836-го, были поставлены "Гугеноты", и Мейербер окончательно закрепил свой статус недосягаемого.
Продолжительный и заслуженный успех "Жидовки" - это заслуга не только Галеви, но и, конечно, Скриба - высочайшего мастера сюжетной интриги и тонкого психолога. Его Элеазар - вредный, отвратительный, просто гадкий, но в то же время и добрый, великодушный, величественный. Именно в этой противоречивости его трагизм и человечность. Карузо, готовясь к исполнению партии Элеазара, много работал и над сценическим воплощением образа. Интересно, что он неоднократно посещал одну из нью-йоркских синагог, чтобы послушать пение кантора (очевидно, для сцены пасхального седера "... О Бог, Бог наших отцов ...").

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 422
Мне всегда казалось, что музыка в арии Элеазара слшком, слишком красивая. Красивая и мелодраматичная, со слезой...И вот если к этой красивой музыке  прибавляется слишком уж красивое пение, то получается сироп!
(Это я к тому, что калибр тенора, исполняющего эту сложнейшую партию д.б. беспрецедентным! Никакой Аланья здесь не покатит! Даже "поздний" Каррерас в полной записи давит слезу, хотя его исполнение - исполнение высочайшего класса с точки зрения эмоционального наполнения.) В этой опере есть отличная партия для красивого виртуозного тенора, с которым нам не повезло! И есть Элеазар.
Но то, что сделал своим подстёртым голосом Нил Шикофф не поддаётся формальному анализу и оценке. Это действительно явление Театра, прорыв в божественные выси. Я впервые видел, что бы зал дружно задержал дыхание, поблёскивал слезами и белел носовыми платками.
Инна Чурикова, которая была на спектакле 22 с Панфиловым, выдохнула своим низким голосм: Гений!

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
... что калибр тенора, исполняющего эту сложнейшую партию д.б. беспрецедентным! Никакой Аланья здесь не покатит!

+ 1000!

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
в зале я услышал, что жюри "Золотой маски" якобы покинуло зал после второго действия, во всяком случае, я сам видел четыре или пять пустых мест в девятом ряду партера в третьем действии. То есть, получается, что они этого потрясающего исполнения арии не слышали. Если это действительно так, то, не касаясь вопроса о порядке присуждения "Золотой маски", хочу сказать, что мне, чисто по-человечески, глубоко жаль этих людей.

жюри сидело в 6-м ряду (сведения от жюри)

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
По-Вашему, получается, что есть надежда, что жюри всё-таки услышало легендарное исполнение?!
Держим кулачки, чтобы "Маску" за лучшую  мужскую роль получил Нил  Шикофф!


П.С. А у Вас не информации о том, какое впечатление на жюри произвело это исполнение?

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 422
Если Шикофф не получит Маску, я полностью разочаруюсь в нашей шкале оценок! Ни о каком беспристрастии речи тогда быть не может!

Оффлайн Victor22

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Рекомендую всем интересующимся послушать запись лондонского концертного исполнения оперы в 1973 г. (2 CDs Opera D'Oro, 2002 г.) с Ричардом Таккером в партии Элеазара. Это - с моей точки зрения - эталонное исполнение. Таккер был вообще выдающимся певцом, но его Элеазар - вершина исполнительского мастерства. Важную роль в его музыкальной интерпретации образа имело то, что он до 27 лет был кантором в синаноге (мысль стать оперным певцом пришла под впечатлением успешной карьеры его шурина - тогда уже известного оперного тенора Жана Пирса). Слушая запись с Таккером, понимаешь, что Шикофф - будучи вокально на три головы ниже Таккера - сумел довольно точно перенять манеру исполнения своего предтечи. Просто потрясает исполнение Таккером номеров во 2-м акте  "O Dieu, Dieu de nos péres" и "Dieu, que ma voix tremblante" (сцена пасхального седера). Таккер очень хотел спеть Элеазара в "Метрополитен", были конкретные планы постановки оперы там, но они не были реализованы из-за внезапной кончины певца в 1975 году.

Оффлайн Дмитро

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Если Шикофф не получит Маску, я полностью разочаруюсь в нашей шкале оценок! Ни о каком беспристрастии речи тогда быть не может!

Я думаю Шикофф не сильно огорчится, если не получит какую-то там маску, тем более, что Инна Чурикова уже признала его гением ;D

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Разумеется, Нил Шикофф старался не ради "Золотой маски"! Судя по видео и аудиозаписям, он всегда так выкладывается! Но в этот раз, действительно, получилось гениально.

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
Маэстро, возможно, не будет очень опечален, а мы - будем, потому что справедливость должна восторжествовать и очень обидно, когда судьи слепы и, самое главное, глухи к оценке подлинного искусства, свидетелями которого им повезло стать. Когда предварительный сговор и коммерция "рулят" это очень неправильно. Восторжествовать должны Высокое искусство, Добро и Любовь.  

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
Мне тоже кажется, что Маэстро в принципе всегда проживает свои роли, а не отыгрывает (судя по всем записям, которые я видела с ним и слышала).

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 422
Маэстро, возможно, не будет очень опечален, а мы - будем, потому что справедливость должна восторжествовать и очень обидно, когда судьи слепы и, самое главное, глухи к оценке подлинного искусства, свидетелями которого им повезло стать. Когда предварительный сговор и коммерция "рулят" это очень неправильно. Восторжествовать должны Высокое искусство, Добро и Любовь.  

Абсолютно согласен! Эта Маска нужна больше мне, как зрителю. И я хочу, чтобы её вручали за что-то настоящее.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 422
Если Шикофф не получит Маску, я полностью разочаруюсь в нашей шкале оценок! Ни о каком беспристрастии речи тогда быть не может!

Я думаю Шикофф не сильно огорчится, если не получит какую-то там маску, тем более, что Инна Чурикова уже признала его гением ;D

Не вижу повода для иронии. Я почему-то больше доверяю собственным ощущениям , подтверждённым эмоциональной оценкой Чуриковой, чем мнению полтора десятка интернетовских знатоков, которых я в лицо не видел и заслуг их не знаю!

Оффлайн Дмитро

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38

Не вижу повода для иронии. Я почему-то больше доверяю собственным ощущениям , подтверждённым эмоциональной оценкой Чуриковой, чем мнению полтора десятка интернетовских знатоков, которых я в лицо не видел и заслуг их не знаю!

Кто же Вам может это запретить  ;D  Ясное дело, что Инна Чурикова во сто крат умнее и разбирается в голосах намного лучше, чем Дмитро ;D

Только не понятно, исходя из вышесказанного, это к чему .. ? ;D ???

Если Шикофф не получит Маску, я полностью разочаруюсь в нашей шкале оценок!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 422

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Я тут послушал  на YouTube еще арию Элеазара в исполнении Жоржа Тиля, певца с замечательным голосом.
http://www.youtube.com/watch?v=K7Y22obZl5k&feature=related
Он ее исполняет, пожалуй,  уж слишком рафинированно, но зато на совершенно безупречном  французском! Здесь уж я действительно понял каждое слово! Такое получилось, знаете ли, салонное исполнение  с  идеальным звуковедением.
Это исполнение кажется просто дистиллированным, если его с исполнением Шикоффа сравнить, например, в Венской опере.
http://www.youtube.com/watch?v=6mVo3VyDdtA&feature=related
Пел Шикофф абсолютно в том же ключе, что и у нас. И с тем же результатом: бурная овация. Тут его можно поближе рассмотреть.
Но есть еще аудиозапись с той же постановки (но, как я понимаю, более ранняя), где он поет еще и кабалетту!
Вот она (без изображения):
http://www.youtube.com/watch?v=arMaHPeY0ss&feature=fvsr
И каждый раз ему удается довести  публику до катарсиса! Это поразительно! Снимаю шляпу!

А вот еще эта же ария в исполнении Франко Бонизолли.
http://www.youtube.com/watch?v=A-V9P52ZDT8&feature=related
Как говорится, почувствуйте разницу – он своим мощным голосом поет ее раза в два быстрее.
 

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
Мне тоже очень нравится голос Жоржа Тилля, но он партию Элиазара поёт действительно слишком рафинированно, не вызывая у слушателя чувства сопереживания, что, в итоге и не приводит к катарсису.
А по поводу французского языка, то Нил Шикофф прекрасно поёт на нём, великолепно артикулирует, все слова понятны, по его пению просто не возможно догадаться, что поёт не франкофон, нет американского акцента совсем.
Относительно исполнения партии Элиазара: получается, что для достижения максимального эффекта качество языка, на котором исполняется опера, не является определяющим для получения слушателем слухового ощущения катарсиса, это достигается за счёт харизмы исполнителя, за счёт заключённой в ней мощной и обжигающей энергии.

Оффлайн Dyana

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 15
Arsinoyva! И я когда-то была так же эмоциональна. Но сейчас я поняла, что ГОЛОС  - это очень индивидуально.
Слава Богу, что мы имели счастье увидеть такого большого АРТИСТа, как Шикофф. А то у нас в России и слушать то некого.
То, что во многих вызвало может быть слезы, мне показалось, что он чуть-чуть переиграл. Хотя это не нарушило образа
в целом. Но пойти специально слушать этого певца - я не пойду. Потому что ГОЛОС должен задевать струны души, а они
у всех свои, и восприятие тембра голоса индивидуально.
И я вижу в этой роли некоторых других певцов.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
21 Марта 2011 г.

Еврейская дочь кардинала

Михайловский театр показал в Москве оперу «Иудейка»
МАЙЯ КРЫЛОВА

http://www.newizv.ru/news/2011-03-21/142331/

Гастроли петербургской труппы с «Иудейкой» прошли на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Михайловский театр привез редко исполняемую оперу Галеви, написанную в 1835 году. Спектакль поставил французский режиссер Арно Бернар вместе с интернациональной командой (часть певцов, художники по костюмам и свету, сценограф и дирижер). «Иудейка» из Петербурга оказалась безупречной в музыке и вокале, но спорной по режиссуре.

Сюжет оперы, известной еще под названием «Дочь кардинала», связан с болезненной темой – противостоянием христианства и иудаизма. Ювелир Елеазар, ненавидящий христиан за преследования евреев, имеет дочь Рахиль, которая на самом деле ему не родная: она потомок кардинала де Броньи, когда-то спасенная ювелиром от пожара. Кардинал многие годы ищет пропавшего ребенка. Рахиль влюбляется в военачальника Леопольда, который прикидывается ее единоверцем, но за связь христианина и еврейки обоим грозит смерть. У воина имеется еще и невеста, принцесса Евдокия. В порыве ревности Рахиль объявляет, что Леопольд ее любовник, но потом отказывается от обвинения, чтобы спасти мужчину от казни. Тут же преследуют и Елеазара. Ювелира и его дочь, так и не узнавшую тайну своего рождения, отправляют на смерть. В последний момент Елеазар, указывая на казнь, кричит кардиналу: «Твоя дочь там!»

Музыка Галеви велеречива, но не особенно глубока: она полна «волнующих» всплесков, эмоциональных крайностей и романтических общих мест. По современным меркам, партитура слишком длинна (пятиактное сооружение в Михайловском театре значительно сократили). Режиссер Бернар пошел по пути актуализации и перенес время действия из 1414 года в Европу XX века и атмосферу холокоста – решение, лежащее на поверхности. Вместо средневекового города мы видим условное фашистское государство. Персонажи одеты в черные мундиры с галифе и красные рубашки, гербом государства служит зловещий орел с распахнутыми крыльями. Действие происходит в глухой серой коробке, играющей то роль еврейского гетто, то городской площади, где происходит праздник (у Бернара – антисемитский митинг), то военной комендатуры с бездушными машинистками, суетящимися штабистами и картой очередного блицкрига. Лейтмотив событий – подготовка массового уничтожения евреев. Конечно, Бернар задался благородной целью воспеть чувство достоинства у жертв, особенно сильное у ювелира и его дочери, и обличить погромщиков. Уже во время увертюры краснорубашечники избивают дубинками и ногами беззащитных молящихся иудеев, причем так достоверно, что зал не обращает внимания на музыку – все смотрят на побоище. Дальше – больше: евреев станет поносить толпа горожан, их будут бить, запугивать и всячески унижать, а под конец отправят в концлагерь, заменяющий костер для иноверцев. Но ведь опера не совсем (или не только) о расовой или религиозной ненависти. Скорее она о губительности фанатизма (что относится и к непреклонно-мстительному Елеазару), о невозможности счастья в мире, где царит тотальная предвзятость. А мизансцены Бернара эффектны и драматически насыщенны, но несколько декоративны. Пожалуй, слишком много тычков и толчков на квадратный метр действия.

Московскому показу «Иудейки» предшествовала трагикомическая история с нотами спектакля, таинственно исчезнувшими в день гастролей. После долгих поисков дирекция Михайловского сообразила, что, возможно, ноты попали в трейлер Мариинского театра, выступавшего накануне в Москве (и в том же Музыкальном театре). Срочно снарядили погоню. Догнать трейлеры удалось в районе Твери. Обнаруженные ноты «Иудейки» на большой скорости повезли обратно. И едва успели к началу спектакля, который пришлось задержать на полчаса.

Видимо, пережитый шок благотворно сказался на исполнителях: от потрясения они как будто заиграли и запели еще лучше. Оркестр под управлением Петера Феранеца (музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра) играл так, что музыка Галеви казалась глубже, чем она есть. Татьяна Рягузова (Рахиль) вдохновенно играла своим лирическим сопрано. Наталья Миронова (Евдокия) покорила публику трелями другого сопрано – колоратурного. Кардинал (Гарри Питерс) был убедителен в роли человека, обремененного страданием. Джан-Лука Пазолини (Леопольд) работал несколько слабее, но голос у него серьезный. Юрий Ившин (Мэр) спел ничем не хуже, чем его западные коллеги. Но всех затмил Нил Шикофф (Елеазар). Это ему устроила овацию публика, которая (редкий случай!) ради благодарности певцу не стремилась срочно убежать в раздевалку. Американский тенор любил, издевался и страдал своим замечательным голосом, который стал у Шикоффа главной актерской краской. В общем, шесть номинаций на «Золотую маску» «Иудейка» получила не зря. Таким кастингом и таким спектаклем (несмотря на отдельные недостатки) Михайловский театр может гордиться.

-------------------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Адина

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 97
А то у нас в России и слушать то некого.

Жаль, что вы так думаете. НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ....(

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
А вот ссылка на десять разных исполнений арии Элеазара
http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=31581
...Оказывается, вариант с "громким шепотом" пел помимо Шикоффа еще и Ричард Такер. Больше всего впечатляет контраст между этим громким шепотом и последующим фортиссимо.

Спасибо за это упоминание !

Я послушал записи Шикоффа и Такера. У меня на рабочем столе динамики, встроенные в монитор, - не знаю, насколько это плохо на форте - но верхние форте у Шикоффа звучат, по-моему, лучше, сдержанно-благороднее, что ли. 

Выбрал я именно эти записи из-за "шепота", поскольку как раз думал, нельзя ли мне одно слово в исполнении романса спеть (произнести?) шепотом. И то я колебался, можно ли использовать шепот в академическом вокале - подобный запрет я считал одним из отличительных признаков от эстрадного вокала. Теперь ясно, что можно.

Правда, остается технический вопрос - чтобы было слышно, скажем, где-то за десятым рядом.

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 321
Абсолютно согласна- верхи звучат благородно (какое точное слово!).

По поводу шёпота- он в этой сцене очень оправдан-ведь Элиазар просто не смеет вслух сказать, что он собирается сделать с любимой дочерью, настолько это страшно и его мучает, гложет совесть, поэтому этот страшный шёпот с искажённым от боли лицом. Маэстро знал, как Это эмоционально выразить при исполнении арии. Браво еще раз!