Последние сообщения

Страницы: 1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10
51
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-02-17 22:16:00

"Влюбленный дьявол" А.Вустина в МАМТе, реж. Александр Титель, дир. Владимир Юровский

Сколько помню, на основной сцене МАМТа не бывало оперного композитора современнее Стравинского, да и тот недавно возник - а уж чтоб автора здравствующего выводили на поклоны и партитуру над ямой поднимали... Однако писалась опера Александра Вустина в советские 1970-80-е, что слишком заметно, вернее, слишком слышно. Спектаклю, правда, много добавляет, во-первых, не самый затасканный сюжет (мотив вызова Дьявола, допустим, классический, хрестоматийный, но одно дело - Гете или хотя бы Брюсов, а про Казота помнят хорошо благодаря его пресловутому "пророчеству" о гильотине, на чем немало поспекулировал, в частности, Радзинский), и, во-вторых, режиссура и оформление.

Причем что касается последнего - режиссер Александр Титель с постоянным своим партнером-художником Владимиром Арефьевым не впадают в избыточную декоративность, которая полностью свела бы роль музыки к фону, вместе с тем активно используют видеопроекцию, компьютерную анимацию на опускающемся-поднимающемся панорамном экране-заднике, предлагают "исторические" либо фантазийные, будто для Цирка дю Солей придуманные костюмы гротесковых мимансовых персонажей, на сцену выезжает гигантская платформа-кринолин матери главного героя, во втором акте бездыханное тело героини везет здоровенная черепаха (на колесиках, но лапками шевелит и головой качает) - в общем, посмотреть есть на что, а "картинка" не перегружена. Основным символическим элементом сценографии становится маятник Фуко - даже несколько маятников, но из центрального вдобавок сыплется песок, которым очерчивается в первой сцене магический круг, далее возникает ассоциация с песочными часами, к финалу высыпающиеся из шаров-маятников песчинки становятся символом уходящей из тела жизни, погибшей души - находка в тему. Со своей стороны и дирижер Владимир Юровский не ограничивается прямыми обязанностями, а появляется перед началом и по окончании из ямы в красном фетровом цилиндре (у него и палочка сперва "красная"!). И все же, откровенно говоря, партитура Вустина столь почтительно-творческого к себе подхода не выдерживает.

Для своего времени и культурной ситуации, в которой он задумывался, "Влюбленный дьявол" мог бы стать событием... - да и то не факт, если б тогда же оперативно ставились, ну или по крайней мере звучали оперы и кантаты, во-первых, Шнитке, ну и многих еще, прямо сказать, более значительных и оригинальных, нежели Вустин, авторов. Сегодня, как и в случае с Вайнбергом, тридцатилетней выдержки Вустин (да и свежий ненамного лучше - пару лет назад Юровский с ГАСО через концерт играл его, "композитора в резиденции", премьерные опусы - к счастью, лаконичные, минут на десять каждое сочинение) - оставляет впечатление материала... не очень актуального; даже и Вайнберг в сравнении с Вустиным много выигрывает, если уж совсем честно. Серийная техника, в которой Вустин работает, уже для периода создания "Влюбленного дьявола" стала в мировом контексте вчерашним днем, сегодня это и вовсе пройденный этап, откровенное "ретро" академического жанра, и в качестве такового-то не первый сорт... Ставка в оркестре на расширенную группу ударных и создаваемые ими "эффекты" - ну тоже нечто несерьезное. А с другой стороны, сменяющие порой однообразную мелодекламацию вокальные номера (дуэты двух главных героев, как правило), близкие к куплетной форме, на ритмичный и отчасти зарифмованный текст (либретто Владимира Хачатурова), отдают, по совести, опереткой (что в сочетании с атональностью нелепо вдвойне). Ну и до неприличия тривиальна "любовная" песенка героини под челесту и клавесин.

Какие-то эпизоды в известной степени музыкально выразительны - например, монолог призрака матери Альвара доньи Менсии (приглашенная солистка Анастасия Дурсенева) в первом акте, и особенно главная женская партия, собственно Дьявола, принявшего внешний вид сперва животного, потом пажа и, наконец, женщины: Дарья Терехова, чье сладкоголосие и серийной музыке придает немало человеческого (или, коль угодно, дьявольского!) обаяния (искушения?), великолепна и как актриса, а с учетом того, что ей, соблазняя по сюжету Альвара (приглашенный солист Антон Росицкий), приходится и обычно скрытые в опере части тела демонстрировать (не только герою - публике тоже), ее работу стоит назвать без преувеличения героической, по большому счету она музыкальную часть постановки вытягивает на себе.

Отчасти занятны в вокальном плане парные образы Соберано и Бернадильо (Роман Улыбин и Феликс Кудрявцев) - приятели Альвара, они же по сути подручные Сатаны, проходят через весь сюжет, меняя обличья в конце концов на травестийные, становятся "цыганками" в финальной испанской картине (за счет ритмов фламенко запоздало оживляющей действие) - а вот голосистой Наталье Зиминой в партии Олимпии, венецианской пассии Альвара, к сожалению, практически нечего петь... Владимир Юровский за пультом - понятно, событие (первый раз в МАМТе, второй в Москве после выдержавшей, увы, всего две серии показов черняковской постановки "Руслана и Людмилы" в Большом), но случай явно не тот, чтоб всерьез обсуждать особенности "дирижерской интерпретации", вот ей-богу, принимая также во внимание, что на московской афише нет ни одного репертуарного названия того же Шнитке (у которого имеется совершенно гениальная "Фауст-кантата", между прочим!).
52
Арт-Агентство "Премьер"
3 ч. ·
«Ростом не вышел!». Татарский оперный театр расторгает контракт из-за «маленького» роста певца.

Татарский театр оперы и балета им.М.Джалиля заключил договор с Арт-агентством «Премьер», представляющим интересы тенора Хачатур Бадалян (Khachatur Badalyan), на участие в четырех проектах Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина. Однако после выступления Хачатура Бадаляна в опере Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» в партии Пинкертона театр счел певца низкорослым (Рост Х. Бадаляна – 170 см). Было принято решение о расторжении государственного контракта на дальнейшие выступления артиста в одностороннем порядке, не смотря на безукоризненное исполнение партии, по мнению прессы, с точки зрения вокальных и артистических задач.

Читайте далее https://www.facebook.com/agency.premier/posts/755280648180009
53
транслируется концерт:

22 февраля, КЗЧ

Валерий Афанасьев (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Й. Гайдн
Соната до минор, Hob. XVI:20
Соната соль минор, Hob. XVI:44
Брамс
Четыре баллады, соч.10
Две рапсодии, соч. 79
54
Познакомился с двумя книгами одесского математика Валентина Семеновича Максименко – «Семья С.Т.Рихтера и Одесса» и «Святослав Рихтер. Страницы одесские и не только». Собственно, вторая книга повторяет первую, но с дополнениями.
Интересно узнать об одесских годах Рихтера от знающего одессита, как и о житомирских – от житомирянина. Автор просит всех небезразличных читателей сообщать о возможных неточностях. Это особенно актуально в связи с подготовкой нового издания.
Валентин Семенович любезно разрешил выложить его книги на сайте, что я и делаю. Желающие могут скачать их со страницы на моем сайте и направлять отзывы и замечания автору.
«Семья С.Т.Рихтера и Одесса» (2001 г.), «Святослав Рихтер. Страницы одесские и не только» (2003 г.):
https://www.svrichter.com/documents/books/
55
Смилостивились.

В Большом театре с марта заработает механизм возврата билетов, приобретенных по паспорту

Гендиректор ГАБТ Владимир Урин отметил, что человек сможет вернуть почти полную стоимость билета, если его продадут за оставшееся до спектакля время

https://tass.ru/obschestvo/6115096
56
Современные пианисты / Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Последний ответ от lina Февраль 16, 2019, 16:21:22 »
Из ФБ:
Петр Лаул
12 мин. ·
Вот, внезапно нарисовался такой концерт во вторник. 4-й Бетховена с Pavel Smelkov!

19 февраля, КЗ Мариинки

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/2/19/3_1900?fbclid=IwAR3SNxKzkCtki89aUi4drGCq7tuerwvwD8q8qkzCpqFdP3iRs1Md-7NQiFs

Эх, если бы еще трансляция была...
57
После предыдущего поста Алены Баевой, по-моему, уместно дать запись этого дуэта - прекрасная музыка и прекрасный же ансамбль:

https://www.youtube.com/watch?v=p8n1_XgiDyE

Alena Baeva and Vadym Kholodenko perform the Beethoven Sonata for Piano and Violin in E-flat Major, Op.12 #3, at an informal gathering at the Classical Underground studio on Aug. 17, 2016
58
14 февраля, Фридрихсхафен (Германия)

Здесь, в городке на Боденском озере М. Плетнев исполнил те же два концерта, что и в Москве , с Базельским камерным оркестром.

Лядов. Музыкальная табакерка (бис)
https://www.facebook.com/alla.gonchar.75/videos/1538028716330984/
59
Беседы на галёрке / Re: Балет в России и в мире
« Последний ответ от lina Февраль 16, 2019, 14:32:13 »
О двух балетах,  представленных С. Полуниным 15 февраля в "Зарядье"(из ФБ):

Tnargime Rǝnni
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/598492653932975

Я вот хотел смолчать, но не могу. Мне кажется важным это тут зафиксировать. В связи с тем, что Парижская опера недавно отозвала приглашение Полунина за его глупые высказывания, долго и упорно многие авторитетные люди высказывались, что все же нельзя вот так. Нельзя за высказывания Артистов судить. Только по исполнению, по мастерству.

И вот Сергей Полунин в КЗ «Зарядье» свое супермегагалашоу показал. Танцовщик высочайшего уровня, суперзвезда, в хорошей, как многие замечали, форме. И, кажется, большего провала стены «Зарядья» еще не видели. А они уже много, кого видели. Всякое бывало.

Я в хореографическом искусстве не самый большой эксперт, но дешевую поделку от дорого шоу отличить могу. И тут радуюсь даже не тому, что вроде как дураки остаются дураками, а тому, что в очередной раз подтверждается важная истина: каким бы техничным профессионалом исполнитель не был, в искусстве важен мозг. А когда его нет, не спасет ничего, ни форма, ни мастерство, ни толпы фанатов. Вместо мастерства ты какой-то пафосный пшик предъявишь.

Ура, когда так!
И поздравляю Парижскую оперу с верным решением.
60
Леонардо Винчи. «Сигизмунд, король Польши»
14 июня 2019 г., 19:00, КЗЧ

«Оркестра исторична»
Дирижёр – Мартин Пастушка
Макс Эмануэль Ценчич (контратенор)
Юрий Миненко (контратенор)
Софи Юнкер (сопрано)
Александра Кубас-Крук (сопрано)
Диляра Идрисова (сопрано)
Джейк Ардитти (контратенор)
Джейк Ардитти (контратенор)
Василий Хорошев (контратенор)
Марцин Станкевич (клавесин)

Концерт пройдёт при поддержке
Института Адама Мицкевича (Польша)

Совместный проект Московской филармонии и агентства Apriori Arts при участии Parnassus Arts Production

В ПРОГРАММЕ:
Леонардо Винчи
«Сигизмунд, король Польши»,
музыкальная драма в концертном исполнении
(Премьера в России)

Билеты в продаже
https://www.meloman.ru/concert/leonardo-vinchi-sigizmund-korol-polshi/
Страницы: 1 2 3 4 5 [6] 7 8 9 10