Автор Тема: Кастраты и контртеноры  (Прочитано 43441 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #50 : Март 21, 2018, 22:20:31 »
22 МАРТА
ЧЕТВЕРГ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00

Андреас Шолль (контратенор)
Московский камерный оркестр «Musica Viva»
Дирижёр — Александр Рудин

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=154520
Билеты: http://www.rusconcert.net/events/andreas_sholl.htm

Билеты пока есть.
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 343
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #51 : Март 24, 2018, 13:09:43 »
Вивальди. Скорбящие матери Иерусалима. Stabat Mater
Исп. А. Шолль и Musica Viva п/у А. Рудина
Запись с концерта 22 марта в БЗК

https://www.facebook.com/100008146571898/videos/pcb.2070648856549980/2070639799884219/?type=3&theater


Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #52 : Март 25, 2018, 16:51:07 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3773110.html
2018-03-25 14:48:00

Андреас Шолль, "Musica viva", дир. Александр Рудин в БЗК: Гендель, Вивальди, Бвх

Не без опасения шел: всего много вечерами, а Шолля три года назад уже доводилось слышать, и тоже с рудинским оркестром - ну без особого восторга тогда:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3025883.html

Но на этот раз в сравнению с прошлым просто очень удачно Шолль выступил. Не без проблем в "низах", не без лишней тремоляции, особенно в генделевских ариях первого отделения, но в целом - намного лучше против ожидания. А главное - программа! Рудин и "Musica viva" тоже не подвели, первое отделение начали "синфонией" Вивальди, во втором сыграли кончерто гроссо Генделя, но прежде всего выбор вокального материала поразил. Бог с ним с Генделем (ария из оперы «Джустино» “Se parla nel mio cor”, ария и речитатив из оперы «Юлий Цезарь» “Dall'ondoso periglio”, “Aure deh per pieta”), но какой прекрасный Вивальди, и какой редкий! Ну то есть он не весь редкий, из трех кантат две, "Cessate, omai cessate" и "Filiae Maestae Jerusalem" мне совершенно неизвестны, третья, "Stabat Mater", напротив, растаскана по саундтрекам кинофильмов и узнаваема "с трех нот" вступления. А все равно потрясающе - и сама музыка, и исполнение. Плюс единственный, но столь же чудесный бис - из Кантаты BWV 147 Jesus bleibet meine Freude И.С.Баха.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #53 : Апрель 02, 2018, 07:45:07 »
22 МАРТА
ЧЕТВЕРГ
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00

Андреас Шолль (контратенор)
Московский камерный оркестр «Musica Viva»
Дирижёр — Александр Рудин

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=154520

Соло для ксерокса
31.03.2018

Александр МАТУСЕВИЧ

В Большом зале Московской консерватории выступил легендарный немецкий контратенор Андреас Шолль.

http://portal-kultura.ru/articles/opera/188267-solo-dlya-kseroksa/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #54 : Ноябрь 28, 2018, 23:46:57 »
Дэвид Хансен: “У контратенора не больше прав на роли, написанные для кастратов, чем у женщин”

Беседовала Наталья Шкуратова

https://www.classicalmusicnews.ru/interview/david-hansen-2018/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #55 : Январь 11, 2019, 07:41:37 »
В продаже билеты на декабрьский концерт А. Шолля в Москве

15 декабря 2019, 19:00
Большой зал Московской консерватории
 
Сольный концерт
 
Андреас ШОЛЛЬ (контратенор)
 
Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель и дирижер — Александр Рудин
 
В программе:
Иоганн Себастьян Бах и  Антонио Вивальди

https://rusconcert.net/events/andreas_sholl_december19.htm?fbclid=IwAR2HOEaTnAGOUB0gjkTnGRS7iws9exrmMBD0r9tgfmVkHqo2bZV_D0Po2NI
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #56 : Февраль 23, 2019, 14:17:44 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2019-02-22 23:14:00
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3967365.html

Якуб Йозеф Орлинский в "Зарядье": Вивальди, Фаго, Гендель

ПРОГРАММА
1 отделение
Антонио Вивальди
(Венеция, 1678 – Вена, 1741)
Stabat Mater, RV 621
Концерт для струнных до мажор, RV 115
Allegro – Largo – Allegro

Франческо Никола Фаго
(Таранто, 1677 – Неаполь, 1745)
Мотет: Tam non splendet

2 отделение
Георг Фридрих Гендель
(Галле, 1685 – Лондон, 1759)
Оратория «Самсон», HWV 57 (Лондон, 1741)
Увертюра / Overturе
Акт I
Речитатив и ария Михи: Joys that are pure
Акт II
Ария Михи: It is not virtue, valour, wit

Иоганн Себастьян Бах
(Эйзенах, 1685 – Лейпциг, 1750)
Концерт ля мажор для гобоя д’амур с оркестром, BWV 1055 R
Allegro – Larghetto – Allegro ma non troppo

Георг Фридрих Гендель /
Оратория «Мессия», HWV 56 (Лондон, 1741)
Ария альта: But who may abide

Оратория «Иеффай», HWV 70 (Лондон, 1752)
Увертюра / Overturе
Акт I
Речитатив и ария Хамора: Dull delay
Акт II
Ария Хамора: Up the dreadfull steep ascending
Синфония
Речитатив и ария Хамора: On me let blind mistaken zeal

bis
Антонио Вивальди
ария Vedro con mio diletto
Stabat Mater (1 часть)

Вероятно, специалисты и просвещенные любители барокко знают, кто такой Франческо Никола Фаго, а мне до сих пор, если честно, это имя ни о чем не говорило - впрочем, рождественский мотет "Tam non splendet", который исполнил Орлински, кроме него сейчас никто не поет и, насколько я понимаю, в обозримом прошлом не пел. Тогда как "Stabat Mater" Вивальди, учитывая еще и повальную моду на барочную музыку, стала за последнее время настоящим репертуарным хитом, меньше года назад ее в БЗК с рудинской "Musica viva" исполнял контртенор Андреас Шолль -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3773110.html

- и Орлинский тоже с нее начал первое отделение своего сольника. Затруднился бы сказать, что у него вышло лучше - шлягерный Вивальди, эксклюзивный Фаго или популярный Гендель, составивший второе отделение, тем более, что и Вивальди с Генделем, и безвестного Фаго поет Орлинский неповторимо!

При фантастической кантилене - никакой слащавости, голос звучит естественно, пластичный, но не манерный, не "наигранный"; кто-то, наверное, скажет - неокрепший, недостаточно плотный, а по мне - плотнее и крепче не надо; вот так, как у Орлинского, утонченно, уязвимо, но вместе с тем и победительно - эталон. Пожалуй, камерное пространство для Орлинского предпочтительнее - но не потому, что силы голоса не достает на огромный зал, а по богатству нюансов, по насыщенности деталями, оттенками (смысловыми чуть ли не в большей степени, чем эмоциональными). Плюс к тому артистическое и несомненное человеческое обаяние Януш Орлинский бережет под выходы-уходы, поклоны-одаривание цветами, там он само очарование - но в исполнении музыки серьезен подстать репертуару: праздничный, радостный, упоительный Фаго с его рождественской песнью о поклонении пастухов - скорее исключение; в основном настрой противоположный - от чего пение еще прекраснее.

Дебютный прошлогодний и пока единственный сольный (есть еще один дуэтный) альбом Якуб Йозеф Орлинский записал с итальянским ансамблем Il pomo d'oro под управлением Максима Емельянычева - этот коллектив в "Зарядье" выступал осенью с Джойс ди Донато. Сейчас в Москве Орлински пел под аккомпанемент уткинского камерного оркестра, дирижировал аргентинского происхождения спец по барокко Леонардо Гарсиа Аларкон; худрук Алексей Уткин во втором отделении солировал в концерте Баха для гобоя д'амур. Оркестр нигде солиста не подвел, хотя нельзя не пожалеть, что если Емельянычев и его ансамбль с Джойс ди Донато работали фактически на равных (как минимум!), то Камерный ограничился функцией вспомогательной, инструментальные номера (особенно крупных форм, концерты Вивальди и Баха) впечатления не портили, но усиливали нетерпение в ожидании, когда Орлински вернется на сцену.

Программа составлена отменно, и в кои-то веки увещевания незримого доброжелателя подействовали на местную публику - певцу дали и кантату, и мотет исполнить цельно, ни единым хлопком между частями не прервав. Так что от оркестровых увертюры или сиНфонии переходил Орлински к ариям Генделя без потуг на "театрализацию", без сомнительных внешних эффектов, но все-таки, насколько возможно в концертном формате, обозначая и здесь связность, единство композиторской мысли.

Альтовые арии ораторий Генделя на ветхозаветные сюжеты принадлежат не заглавным героям, а их ближайших друзьям, соратникам, сподвижникам; потому преисполнены они не столько пафоса, сколько сентиментальности: Миха в одной из арий утешает плененного Самсона, в другой возмущается коварством Далилы; Хамор мечтает спасти обреченную отцом в жертву дочь Иеффая. А в "Мессии" ария, изначально предназначенная для кастрата, несет пророчество о Судном дне. Запланированным бисом Орлински спел еще одну арию Вивальди - Vedro con mio diletto. Не так уж давно, в 2017-м, его внезапно попросили (гласит легенда) заменить другого певца, который не смог принять участие в радиопередаче, предоставив пять минут эфира - вот эта ария, прозвучавшая тогда, разошлась по интернету, сделав Якуба Орлинского мировой звездой. Второго биса не предполагалось, но коль скоро восторгу публики (оправданному и не переходящему в проявления совсем уж гротесковые, что по нашей губернии не редкость, увы) предела не было, Орлински с оркестром повторили первую часть "Стабат Матер" Вивальди, и лишний раз мне подумалось, что для скорби тембр и стиль поляка подходит гораздо больше, чем для радости.

К фанатизму я не склонен - но как ту не записаться в фанаты?!

https://youtu.be/CzF11RsxcWg
(кстати, в клипе Емельянычев за пультом!)

По окончании через толпу за автографом пробиваться я, конечно, не стал, но извел себя мыслью, что даже не попытался напроситься на репетицию! А для зала "Зарядье" концерт Якуба Йозефа Орлинского - он впервые в Москве, триумф налицо - еще одно утверждение концертной организации и площадки в статусе "номер один": кроме пары рядов за сценой (они не продавались, оттуда солиста лишь со спины видно) - биток, смешки по поводу пустых мест остались в прошлом (хорошо смеется тот, кто смеется последним... - я знал, еще пожалеем!); несвоевременных звонков и кашля практически не было (я не слышал, по крайней мере - а я очень резко на подобные безобразия реагирую); однократного объяснения перед началом оказалось достаточно, чтоб не только в первом, но и во втором отделении номера произведения не прерывали хлопками - значит, такое возможно, стоит приложить усилия!
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #57 : Февраль 23, 2019, 14:36:59 »
Tnargime Rǝnni на Якуб Йозеф Орлинский, контратенор (Польша).
15 ч. ·
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/601827706932803

Редко случаются такие концерты, как сегодня в Московский концертный зал #Зарядье.

Юный польский контртенор Jakub Józef Orliński - Countertenor, звезда на подъеме. Практически уникальный для оперного мира случай, когда призер ведущих мировых вокальных конкурсов — еще и призер чемпионатов про брейк-дансу.

Как подчеркивает мировая пресса, «юная сенсация привлекает к барочной музыке огромное число свежей, молодой аудитории». Надо признать, что детская непосредственность, неподдельность и пока еще удивление Орлинского овациям гарантируют ему успех и у более возрастной публики всех полов и гендеров.

Программа сегодняшнего концерта стала хорошим примером молодым певцам. Как бы сильно не хотелось, не нужно спешить браться за «великий репертуар», полный драматизма, характера и узнавания широкой публикой. Не нужно демонстрировать невиданную громкость на расщепленной ноте, уничтожая голос. Можно делать «легкое» и «ученическое», но делать хорошо и мастерски. Делать даже лучше, чем хорошо. Сегодня, например, Орлинский, казалось, гипнотизировал своим контролем над дыханием в длинных фразах на Вивальди и Фаго.

К слову о Фаго... И раритеты откапывать тоже вариант беспроигрышный. Даже если в них нет ничего особенного. В России мотет этого композитора прозвучал впервые. Собственно и в мире мало кому известен даже сам композитор, не говоря уже об отдельном произведении.

А дальше составляющие простые: внимание к мелочам партитуры, умная и хорошо заученная работа с интонациями, чувствительность в выборе тона и широкая вокальная палитра. В случае с обаянием и природным талантом все это привело к тому, что в последние годы именно Орлинский столько шума в барочном мире наделал. Триумф молодости и витальности как он есть. Несправедливый к «великим старшим», но закономерный и восхищающий.

Сильный концерт. Ничего вычурного — никаких спецэффектов на сцене, никакого обилия «украшательств» в пении, никаких трюков и вращения на голове (а вполне мог!). Просто хорошо проделанная работа, без пафоса, самолюбования и амбиций. И к финалу уже неважно, был брейк-данс или нет. Фурор, стоячая овация, несколько бисов и длинная очередь на автограф-сессию обеспечены.

Не перестает изумлять в этом году и «Зарядье» — привозят лучших с лучшим в лучшей форме. Неизвестно, чья сегодня случилась победа — Орлинского, для которого такой рецитал уже всего лишь один из, или зала, который вновь смог «не промахнуться» и в нужном месте, в нужное время все устроить.

Прикладываю запись обоих бисов. Первый — визитная карточка певца, «Vedro con mio diletto». Орлинский, конечно, к бисам уже подызмотался, и второго биса вообще не приготовил, поэтому повторил начало Stabat Mater Вивальди. Но даже так передается физиологическое воздействие его пения. Когда он держит дыхание, словно сам погружаешься под воду и плавно поднимаешься на поверхность.

Послушайте, если не смогли быть.
Крутая история про то, какое модное и крутое барокко. Сегодня и всегда. :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #58 : Февраль 25, 2019, 07:56:38 »
Божество как вдохновение
Концерт Якуба Юзефа Орлиньского в «Зарядье»

Контратеноры постепенно перестают быть экзотикой и по российским меркам: только в одном спектакле МАМТа за «Золотую маску» в этом году состязаются трое, а с сольными концертами за последние годы в Москве и Петербурге побывали почти все звездные обладатели этого типа голоса. В обширном доромантическом репертуаре каждый из них находит собственный специалитет, от героических колоратур Порпоры до интеллектуального прочтения кантат Баха. Новая знаменитость, молодой поляк Якуб Юзеф Орлиньский, на концерте в московском зале «Зарядье» тоже продемонстрировал свой путь и свою узнаваемую манеру. В чем они состоят, разбиралась Татьяна Белова.

https://www.kommersant.ru/doc/3894149
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #59 : Март 14, 2019, 23:29:10 »
ПОПЫТКА ОЧАРОВАНИЯ
А. Матусевич

Бум контратенорового вокала развивается по нарастающей: сольные концерты представителей ныне сверхмодного голоса множатся. В Москве, пожалуй, спели уже все прославленные контратенора – пришел черед совсем молодых и пока мало известных. К ним относится польский певец Якуб Юзеф Орлинский, выступивший в феврале в московском «Зарядье» в сопровождении Камерного оркестра России, за дирижерским пультом которого (а также и за клавесином) стоял аргентинский аутентист Леонардо Гарсия Аларкон.

http://gazetaigraem.ru/article/2500
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #60 : Апрель 01, 2019, 20:41:53 »
28 марта 2019 г., Москва, "Зарядье", Большой зал. Валер Сабадус (контратенор, Германия). Tiranno Amor.
Запись концерта можно посмотреть по ссылке https://zaryadyehall.com/arkhiv-meropriyatiy/barokko/ansambl-pratum-integrum-tiranno-amor/

Отзыв Вадима Журавлёва на половину концерта. https://www.youtube.com/watch?v=JPJ8r0uobao
________________________

Амур разбушевался

Сергей Евдокимов

В московском концертном зале «Зарядье» в сопровождении ансамбля Pratum Integrum выступил всемирно известный контратенор Валер Сабадус.

https://www.classicalmusicnews.ru/reports/valer-sabadus-moscow-2019/

______________________

Евгений Пономарёв
31 марта 2019, 11:30
https://evg-ponomarev.livejournal.com/155439.html

Блестящий концерт Валера Сабадуса
30 марта

Большой зал филармонии (Санкт-Петербург)

Замечательный контратенор из Германии (родился Валер Барна-Сабадус — таково его полное имя — в Румынии, в 1991 г. после крушения режима Чаушеску его семья переехала в Германию) выступил на сцене Петербургской филармонии в сопровождении барочного оркестра «Quantum Satis» (художественный руководитель и солист Сергей Фильченко).

Российская публика, как обычно, раскачивается долго. В зал никто не ломился (он был заполнен, но без аншлагового стояния за стульями лож), цены на билеты были весьма щадящими (одно с другим связано), даже любители барочной музыки пришли далеко не все. Представляю, что бы творилось, если бы в Петербург приехал Жарусски. А ведь Валер Сабадус — контратенор чуть более молодой, но не менее талантливый.

Программа, подготовленная музыкантом, называется «Tiranno amor» (Любовь — тиран), название позаимствовано из кантаты Генделя для голоса, струнных и basso continuo, с которой и началась вокальная часть концерта. Затем певец исполнил две арии Ациса из оперы «Полифем», автор — Никола Порпора, в последнее время вошедший в моду среди исполнителей барочной музыки. Не скажу, что очень люблю этого композитора, но арии Ациса, особенно первая — медленная, очень хороши. Возможно, это заслуга солиста. Во втором отделении Сабадус исполнил две арии Вивальди (ария Анастасио из оперы «Юстин» и ария Фарнака из оперы «Фарнак») и две арии Генделя (ария Секста из оперы «Юлий Цезарь» и ария Ринальдо из оперы «Ринальдо»). На бис прозвучали еще одна ария из «Юлия Цезаря» и неизменное «Lascia ch'io pianga» из того же «Ринальдо». 

Голос Сабадуса не слишком велик, но и не слишком мал. В Большом зале идеально слушать его в первых рядах партера; не уверен, что до конца зала и, тем более, до хоров, доходили все нюансы звучания. Как помним, даже голос Бартоли на хорах Большого зала требовал напряжения слуха. Впрочем, я знаю только одного контратенора с мощным голосом — это Филипп Жарусски. И то, следует внести поправку: мощным он казался в Капелле, в Большом зале филармонии он звучал бы совсем по другому. Осенью 2016 года в Театре Елисейских полей он мне показался куда менее мощным и как-то менее ярким, чем в Петербурге в 2010 году.   

Сабадус, напротив, излучает молодость и свежесть. Выглядит он несколько моложе своего возраста, а поет и совсем юно, мягко и нежно, завораживая зал. Пропевает все, как нужно, честно и без халтуры. Пожалуй, больше удаются ему медленные лирические арии, в стремительных колоратурах он чуть менее силен. Но главное — это ни на что не похожий свирельный тембр, до невозможности красивый. Одним словом, те, кто предпочел вчерашним вечером филармоническому концерту что-то иное, много потеряли.

Аккомпанировавший солисту «Quantum satis» произвел очень хорошее впечатление. Недавно сформировавшийся коллектив играет профессионально и по делу. Знакомя нас с редкой музыкой. Помимо чаконы Пёрселла и концерта Телемана, оркестр исполнил чакону немецкого композитора Йохана Самуэля Эндлера (служил в придворной капелле Дармштадта, первая половина 18 века) и концерт Джованни Энрико Альбикастро — нидерландского композитора конца 17 — начала 18 века, происходившего из Баварии.  «Quantum satis»  под руководством талантливого скрипача Сергея Фильченко успешно разрушает стереотипы, сложившиеся в результате деятельности Андрея Решетина и «Солистов, прости Господи, Екатерины Великой», — будто бы не может быть в России настоящего барочного оркестра. Оказывается, может. Желаю оркестру всяческих успехов. 
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2019, 22:44:58 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 19 417
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Кастраты и контртеноры
« Ответ #61 : Апрель 04, 2019, 23:47:16 »
Контратенор из табакерки

Валер Сабадус представил в «Зарядье» программу «Tiranno Amor»
Игорь Корябин, 04.04.2019 в 12:22

https://www.belcanto.ru/19040401.html
Che mai sento!