Автор Тема: Раёшник, но премилый: вчерашние "Черевички" в Театре Покровского  (Прочитано 4117 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yesaul

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Постановку, премьера которой состоялась ещё в 2008 году, сподобились посетить только вчера. Так что рецензией на премьеру это назвать никак нельзя, но здесь на форуме такую удалось отыскать только одну, короткую и ругательную. Надеюсь, и другой взгляд не помешает.

Позволю себе не согласиться с критиками, пенявшими покровчанам за этакую наглость – взять да и поставить в своём карликовом царстве-государстве оперу, которая, будто бы, всенепременно требует огромной сцены, где Бес за один пролёт пό небу покрывал бы никак не меньше ста метров, гигантских хора и оркестра, кордебалета в полторы сотни человек, богатой сценической механики, всякой пиротехники и прочих "спецэффектов". Осмелюсь не согласиться.

В "Черевичках" и сам сюжет с гротесковыми поворотами, и яркие выпуклые образы – вполне раёшно-вертепные, пригодные для камерной сцены. И архетипичные козаки Чуб с Паном Головой, и ведьма Солоха, и переменчивая яркая красотка Оксана, и сам ушлый запорожец Вакула, который и самого чорта укротил, и при дворе у царицы всех обаял, и невесту в награду заполучил, – все они оттуда, из малороссийского народного ярмарочного театра.

Хороши были мягкие декорации с мотивами одновременно рождественскими и язычески-сказочными, дохристианскими: тут тебе и ангелочек с трубой, и трёхглавое чудо-юдо, притаившееся в чащобе. И напрасно художники Ирина Акимова и Юрий Устинов разъясняют зрителю в буклете-программке, почему именно решили они "в сценографическом воплощении ... выбрать условный путь, отказаться от многочисленного реквизита": а разве по-другому что-нибудь толковое могло получиться в пространстве Театра Покровского, примерно равном по размеру стенному шкафу? А так – всё вышло, и вышло в целом очень и очень неплохо. Немного раздражало то, что значительная часть действия происходила за помещавшимися в передней части сцены прозрачными занавесями, покрытыми бледными узорами, но совсем слегка.

Несколько слов о костюмах. Женские были безупречны и вполне аутентичны. А вот наряд Вакулы удивил – свитка не свитка, кафтан не кафтан, а как бы полупальто коричневой верблюжьей шерсти, да ещё такого покроя и с таким вышитым орнаментом, которые были бы уместны где-нибудь на Буковине или иной какой "Западэнщине", но едва ли в Полтавской губернии. Припомним классика:

... впереди всех были дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частию в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка.

Белые свитки, синие, но не такие же ...

И среди парубков выделялся один, облечённый в совершенно закарпатского вида короткий белый мохнатый полушубок и такую же шапку. Поверх шапки было для чего-то надето нечто похожее на одно, отломанное от второго, плавательное очко на резинке. Да и у Беса голову покрывал, кажется, кожаный лётный шлем с лётчицкими же стеклянными очками. Хотя у него-то такой вот головной убор ещё как-то понятен: Бес – он всё же <i>фантастическое лицо</i>, летучее.

Художник по костюмам Юлия Акс, конечно, в своём праве, но то, что заявленный было путь условности дал такие неожиданные побочные эффекты, пусть и немного, бросилось в глаза.

К оркестру под управлением Игоря Громова – решительно никаких претензий. Выдержали ровно от начала до конца, нигде не пытаясь учинить что-нибудь этакое, наособицу, к примеру, заглушая солистов.

Немногочисленному хору в целом удалось "малой кровью" изобразить и народное гулянье, и виватные канты при дворе. Не могу признать удачными в вокальном плане эпизоды, где хористы выбредали сзади и становились в проходах слева и справа лицом друг к другу: тут хор решительно рассыпáлся. Видимо, вместо ожидаемого стереофонического эффекта случалась особенная интерференция, от чего, как известно научным физикам, образуется стоячая волна. На слух же она воспринимается ужасно.

Хороша была главная четвёрка – Вакула с Оксаной, Бес и Солоха. Бес (Герман Юкавский) сумел сделаться одной из основных "скреп" всего действа и был во всех отношениях выше всяких похвал. Женщины – Татьяна Федотова (Оксана) и Екатерина Большакова (Солоха) – довольно скоро распелись, и к печальному своему дуэту – плачу по сгинувшему возлюбленному и сыну поднялись до подлинных драматических высот. Удалась роль Вакулы Павлу Паремузову, для которого это, как говорили, был дебют. Хотя к Вакуле – тенору привыкнуть ну никак не могу: по мне тут надобен баритон, и всё тут. Но здесь уж претензии к автору.

Всех прочих солистов предсказуемо затмил Борислав Молчанов, сыгравший одновременно Панаса и Школьного учителя. Был он, как водится, вертляв донельзя, и на его фоне смотрелись чересчур статично Максим Палий (Чуб) и Анатолий Захаров (Пан Голова). Кстати, не только смотрелись, но и слушались: кажется, они так и не вышли за пределы хрестоматийных образов подвыпивших запорожцев, больше трубно гукали, крякали-ревели, чем собственно пели. Хотя, быть может, таков сам музыкальный материал? Отмечают ведь, что Чуб и Голова прописаны сравнительно бедно ...

Больше всего разочаровала хореография (балетмейстер Лилия Таланкина). Условность условностью, но ключевые повороты сюжета, наиболее яркие его структурные элементы остались не выделены, не акцентированы средствами сценической динамики. Кажется, вовсе и не было "бесовского гопака" в хате Солохи, а если и был, то решительно ничем не запомнился. Неуклюжая пляска в мешках воздыхателей Солохи – Чуба, Пана Головы и Школьного учителя – посмешила, а вот их явление из тех мешков на потеху гуляющей молодёжи потерялось. Эпизод перелёта Вакулы на Бесе в Петембург, к царице, столь памятный по кинофильму 1961 года, опять же пропал: вместо того, чтобы лететь, хоть бы и условно, оба участника полёта ушли к кулисам и там тянули за верёвки, перемещая задник с меняющимися пейзажами. Тем и кончилось. Впрочем, нет нужды перечислять всё.

Однако же, вышеотмеченные огрехи – malum parvum. Ни одному из них не удалось испортить замечательного ощущения праздника.

Спасибо всем, кто это сделал!

« Последнее редактирование: Январь 04, 2011, 22:13:15 от Yesaul »