Автор Тема: Алексей Чернов (р.1982, Москва), русский пианист и композитор  (Прочитано 105940 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вчера я была на концерте и мое реакция в целом   ближе к Алькиной

Я обратил внимание, что когда вы обе встречаетесь в концертах, за этим всегда следуют разносы :))
Но с другой стороны, можно понять важность влияния акустических условий. К примеру, видеозапись Тайсона из КЗММДМ была очень плоха: если бы я услышал только её, то я и впрямь не смог бы адекватно оценить его туше. Хотя в другой записи всё было очень хорошо слышно, а звук был почти как в зале, а в зале он был ещё мягче.
В КЗ Московской филармонии акустика очень плохая, и я это познал на опыте собственных прослушиваний.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Господин Predlogoff, вот уж ни за что не поверю, что мое мнение остановило Вас от рецензии на выступление "одного зарубежного пианиста"

Тем не менее, один раз это имело место после концерта Тьемпо в СЗММДМ. Но я уже говорил, что если и наступаю на грабли, то только один раз: с тех пор я решил не обращать внимания на ваше мнение и делать то, что сам считаю нужным. Но в тот раз, когда я некоторое время спустя понял, что не откомментировал хороший концерт, потому что прочитал ваш неадекватный отрицательный отклик на него, я страшно разозлился.

У меня вопрос: а знал ли Алексей Чернов о том, что будет говорить Антон Висков во вступлении перед 1-ым и 2-ым отделениями концерта?

Интересный вопрос.
Очень часто бывает так, что рассказчики, комментирующие концерт, абсолютно не представляют себе, как именно будут исполнены те произведения, о которых они распинаются, не "вообще", а данным конкретным музыкантом. И получается так, что они говорят одно, а тут же следом выходит исполнитель и играет ну совершенно по-другому, потому что у него имеется отличающееся видение исполняемого.
Эти былинники изучали бы стиль исполнителя что ли? Ну или хотя бы знакомились с общими контурами трактовки, а то получается, что они про Фому, а музыканты про Ерёму.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Не знаю, напишет ли Алексей что-нибудь здесь....
Хочу напомнить слова Предлогова, сказанные до концерта:
"Нужно обладать изрядной смелостью и колоссальной уверенностью в красоте и ценности исполняемой музыки, чтобы играть подобную программу, напрочь лишённую внешнего блеска."

Программа была, вроде бы, наполовину дебютная, поэтому отдельные непроработки в пассажах и т.д. в первой части, возможно, иногда проявлялись (имхо). Или надо было обыграть её в 55ти городах, чтобы потом выйти в 95-ти местный зальчик и сыграть на кабинетном рояле?

Прочитал мнение Альки про 32ю сонату... - послушал сам запись...  И что там было плохого?? А? Блестящее исполнение 32й как обычно.
Он играл её последние годы на всех конкурсах и как-нибудь знает, как её надо играть ;) В этот раз исключения не было. Всё было сыграно превосходно, более чем профессионально, в его стиле. Не под фонограмму и не для записи на CD. Был живой концерт с немного отличным от обычного прочтением сонаты.
Возможно, кстати, на восприятие наложились предыдущие сонаты на концерте и 32я кому-то после этого "не пошла". Так и что, пускать ХТК на разогрев? :)

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Не понимаю, почему мое мнение относительно не самого удачного исполнения сонат Бетховена Алексеем Черновым воспринято, как разнос. Все дело в том, что мастерство пианиста на такой высоте, планка его так высока, что по-видимому требования к Алексею я выдвигаю повышенные. Да,  я отметила местами определенную неровность темпа,  я услышала, что в каких-то местах он не дослушивает концы фраз, не доигрывает их - это возможно определилось половинной новизной программы...  Но больше всего меня поразил звук - не свойственный на мой взгляд исполнителю. 

Возможно сказались акустические особенности маленького зала, хотя я много раз слушала пианистов на этой сцене, в том числе и самого Алексея Чернова.

А что касается "разносов" после совместного прослушивания  вместе с Lorina - за последние 2 месяца концерты Володина, Фаворина, Генюшаса, Лаула, цикл Моцарт-Марафона: Э.Тайсон, С.Кузнецов - все эти исполнители были оценены более чем положительно :)
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2014, 10:58:25 от Алька »

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Я слышал трансляцию. Был нормальный звук небольшого рояля в маленьком зале. В том числе и в 32й сонате. Лучше ее там не сыграть. Это не 2,75 м рояль в БЗК.
 Придираться можно сколько угодно, но термины плоский звук - это не про Чернрва точно.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Я написала резкий, а не плоский звук. :)

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Ок. Мы не будем учить Чернрва,  каким звуком нужно играть Бетховена. )) см.выше. принесите какого нибудь Бетховена ему на урок и все поймете сразу. ))
Насчет технических нюансов  итд.... тоже написал выше и, возможно,  тут Ваше мнение и объяснения не лишены оснований.
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2014, 12:16:54 от omniuser »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Рояль там, правда, странный стоит, видимо не концертный Стейнвей.
Как минимум с декабря там стоит Стейнвей.
:)
Я и имела в виду Стейнвей, но не концертный вариант. Почему -то марка обозначена только на передней панели, а сбоку нет (наверно, китайское производство  ;))

Программа была, вроде бы, наполовину дебютная
Между прочим, я так и сказала Альке после концерта, что Алексей, видимо, только начал отрабатывать эту программу, она еще не достаточно отшлифована (ну кроме 32-й, которою он играл на конкурсах). Отсюда и то внутреннее напряжение, которое я уловила в Алексее, и, кстати,  у других пианистов я тоже всегда чувствую их первые исполнения, как бы блестяще они внешне не играли. Еще бы -ответственность давит.
 А в записи все звучит гораздо лучше - и нюансировка богаче и звук хороший, в зале же происходит нивелирование звука.
 Спасибо Алексею за прекрасную программу, он хорошо подобрал сонаты, желаю ему успеха при концертировании с ней
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн cometa

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 24
У меня вопрос: а знал ли Алексей Чернов о том, что будет говорить Антон Висков во вступлении перед 1-ым и 2-ым отделениями концерта?
Могу ответить точно на Ваш вопрос, Алька: нет, деталей он не знал. Как я поняла, Висков был приглашен устроителями  концерта с просветительскими целями. При этом его комментарии были очень профессиональны, интересны и ненавязчивы, а держался он очень скромно,  не представился и назвал себя "просто ведущим".  Для меня, как и для многих слушателей, была откровением предложенная Антоном версия выбора тональности и первых фраз в 24 сонате.  :)  Как и редко используемой двухчастной сонатной формы. После этого она уже не стала для нас "проходной" перед всеми ожидаемой 32-й. Случайно знаю, что о ней (32-й) Алексей беспокоился больше всего.
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2014, 15:22:12 от cometa »

regards

  • Гость
Весёлый мужик этот Висков. Лохматый для раскрутки бренда Бетховен с кучей маркетинговых приколов - это свежо. Мне понравилось. Это не зануда Бэлза.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Меня Антон Висков, выступающий с ненавязчивыми просветительскими целями, тоже порадовал ;D.
Редко используемая тональность Фа-диез мажор с шестью диезами при ключе, что значительно осложняет пианистам разбор произведения  и отталкивает некоторых от исполнения сонаты №24, и  рассуждения о мнимой глухоте Бетховена – наверное небезинтересно. ???

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://meloman.ru/concert/aleksej-chernov-fortepiano/#webcast

Бетховен:

Соната № 5 до минор, соч.10 № 1
Соната № 16 соль мажор, соч.31 № 1
Соната № 24 фа-диез мажор, соч.78
Соната № 32 до минор, соч.111

Я не согласен с многим из того, что вещал этот рассказчик, в частности, что сонаты Бетховена подобны роману. Как и повести, и новелле и т.п. Слово "исповедь" больше подходит, как и верны рассуждения об эволюции Бетховена и о нашем приобщении к этим изменениям, происходившим на протяжении всей его жизни.
А сомнения в глухоте Бетховена?? Он имитировал глухоту?? Слышу такое впервые! И что же, свои разговорные тетради он вёл тоже ради симуляции глухоты?
Никто не утверждал, что он ВООБЩЕ ничего не слышал, но он воспринимал лишь самые громкие звуки. Современные врачи якобы утверждают, что при отсутствии на протяжении десятилетий внешних слуховых сигналов не может иметь место активность даже и внутреннего слуха. Уж не знаю, как они это выяснили, и кто послужил материалом для исследования - ужли композиторы? :)
Вообще говоря, меня поразили эти рассуждения, и я хотел бы это где-то обсудить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Слушаю сейчас 5-ю сонату. На мой взгляд, Алексей играет просто замечательно. После имевших место выше утверждений о то ли "плоскости", то ли "резкости" его звука крайне удивлён услышанным: обычно запись очень сильно огрубляет звук, делая его как раз и резким, и плоским, и каким хотите в худшую сторону, а тут даже фонограмма не смогла испортить ощущение мягкости! Не верю, что в реальности было "хуже", такого в моей практике ещё не встречалось :))
(вспоминаю, что то же самое имело место в откликах на концерт Мндоянца, а когда я сам услышал его в зале, выяснил, что это чушь и что звук у него весьма деликатный)
Очень свежо получился у Чернова мажор в разработке 1-й части и тональные видоизменения в репризе.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
2-я часть мне отнюдь не показалась затянутой - как раз подходящий темп, хотя некоторые пианисты играли и быстрее, но при этом уже возникают трудности с имеющимися там виртуозными пассажными взлётами. Вряд ли Бетховен желал здесь виртуозничать.
Замечательное исполнение. В техническом плане, да, есть кое-какая недоработка.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Замечание о том, что диезы затрудняют разбор, - это тоже забавно. Висков оригинален во всём.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Финал 5-й сонаты был дан в довольно сдержанном темпе, что очень подходило масштабам остальных частей. Гнать его нельзя ни в коем случае, хотя другие пианисты это делают очень часто, нарушая тем самым форму целого. Ведь финал и без того маленький, и если его загнать, то от него в плане масштаба вообще ничего не останется.
А вот многозначительные ферматы и паузы в самом конце этой части я бы сделал подлиннее! Мне кажется, с их помощью тоже вылепляется форма, поэтому они должны соответствовать масштабу, укрупняя форму. Действие здесь можно полностью остановить, а затем возобновить, как ни в чём не бывало. Кстати, нечто подобное ведь довольно часто встречается у Бетховена на протяжении всей его творческой жизни, есть это и в 3-й сонате и тоже в финале (это гениально делал Рихтер, так что критики даже писали, что возникало ощущение, что с пианистом что-то случилось прямо на сцене - такие пугающие паузы он делал), поэтому даже в ранних его произведениях сию особенность можно уже показывать во всей красе. Это, конечно, не романтизм, но это уже какая-то предромантическая рефлексия, которая в дальнейшем получила невероятное развитие, так что ею стали даже злоупотреблять.
В целом я доволен исполнением, а то по прочтении некоторых размещённых выше откликов можно было подумать незнамо что - что концерт чуть ли не сорвался. А это не так, вполне приличный был концерт.

P.S.
Ещё я хотел бы знать, неужели клавиатура этого рояля до того неровна и упруга, что на нём трудно играть?
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2014, 21:56:04 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Замечание о том, что диезы затрудняют разбор, - это тоже забавно. Висков оригинален во всём

Это из серии "бэмолей маловато"? (с) И.В.Сталин.
:))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Слушаю 16-ю сонату.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Молодец, во 2-й части не тянет кота за хвост :) Ой, как безбожно тут тянут многие другие пианисты, ну просто проще застрелиться, чем дослушать до конца. А тут - мило, изящно, непосредственно, грациозно. Канцонетта.
Замечательно сыграна гаммообразная каденция ближе к концу части! С одной стороны, вроде это тоже "привет романтизму", но Чернов не романтизирует этот эпизод, идеально вписывая его в предшествующую линию и плавно выводя из неё последующую, т.е. не разрушает атмосферы возвышенного классицизма. Каденция получилась в этаком староклавирном духе, стилистически восходя чуть ли не к Баху.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Обожаю 16-ю сонату, хотя не скрываю, что наиболее симпатична мне 1-я часть. К слову сказать, её замечательно играл Дмитрий Башкиров. Ну просто замечательно.
А вот финал отлично получился у Алексея Чернова: тут он тоже не тянул, чем многие грешат. Сыграв в бодром темпе, Алексей убедительно сомкнул форму - это очень удачное решение. Хотя есть соблазн дать здесь нечто чрезмерно мягкое, даже "шубертовское" (что вполне допустимо у Бетховена, почему бы и нет?), Чернов сыграл, на мой взгляд, по-бетховенски в том смысле, что не допустил лишней разнеженности. И вот как раз в этой части в самом конце, где у Бетховена тоже есть эпизод с медленными темпами и большими паузами, Алексей ПОЛНОСТЬЮ насладился всем этим :) А после, как бы "спохватившись", что задержался - бодренькое окончание, как бы "компенсация" только имевших место раздумий. :)
Убедительное исполнение. Я остался доволен.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Слушаю сонату, где "диезов многовато".
Вообще-то, в Fis-dur'е 6 диезов в ключе, а не 5, как сказал комментатор.
Бог с ним, впрочем.
« Последнее редактирование: Февраль 09, 2014, 21:47:46 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ой как мило, соната Fis-dur промелькнула, как "интермеццо", если иметь в виду клавирабенд в целом, или как "увертюра" - если иметь в виду начало 2-го отделения.

Слушаю уже 32-ю. Сопоставление Fis-dur и c-moll почти скрябинское :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну чувствуется, что 32-ю Чернов готовил в техническом плане фундаментальнее остальных вещей этого концерта. Пожалуй, в этом исполнении ощущается уже нечто не только клавирное, но и симфоническое - размах, контрасты, плотность изложения, длительные нагнетания. Огромное значение опять же имеют паузы, их выдержанность, неожиданные взрывы действия после них.
Что ещё мне импонирует в этой записи, что в исполнении Чернова нет манерности. Меня манерничанье так бесило недавно в исполнении Плетнёва, просто нет слов - он тоже играл сонаты Бетховена, но это было нечто уже совсем слабо соприкасающееся с бетховенской стилистикой.
А у Чернова даже нечто "скифское" - с некоторой нарочитой угловатостью, неотрывно следующей, впрочем, за особенностями бетховенской фактуры и тематическими поворотами.
Очень эффектный и убедительный переход ко 2-й части - этакое замирание и ожидание чего-то нового. Переход к полному покою начала 2-й части. Абсолютная статика, потенциал которой постепенно раскрывается.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Молодец, со второй частью справился. Нигде не перегнул палку - "джаза", как у Юдиной, у него не было :)) И было хорошо продемонстрировано единство 2-частного цикла. Как правило, у пианистов эта соната получается в таком виде, что 1-я часть выглядит каким-то "хвостиком" рядом со 2-й, а это ведь неправильно! Особенно же когда не повторяют экспозицию.
Нет, прав, тыщу раз прав Рихтер, что все бетховенские знаки повторения обязательно нужно соблюдать, потому что только тогда сонаты Бетховена становятся "действительно большими". Это касается и финала "Аппассионаты", и 1-й части 32-й, и 1-й части "Хаммерклавира", и "Патетической", и 3-й сонаты, и всех других его сонат.
Чернов отлично вывел 2-ю часть из полной статики начала, развернул его скрытую энергию, выдал энергичную середину, а в конце вернул в первоначальное статичное состояние.
В плане формы идеально.
Очень серьёзное, но не академичное и не засушенное исполнение - эмоциональное, но в рамках стиля; тонкое и деликатное, но не переходящее в романтику и импрессионизм, чем тоже многие грешат. Ничего заумного, на первый план выведена бетховенская гениальная простота.
Прекрасный был концерт! Кто был там - молодец, а кто понял это - тем более :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Неужели он ТАК видит сонаты Бетховена????
Он ТАК слышит их.