Автор Тема: Алексей Чернов (р.1982, Москва), русский пианист и композитор  (Прочитано 105908 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Возможно, но так никто не играет, в т.ч. и Чернов.
Но сам разговор мне очень понравился :)) В конце концов, интересно не только конкретное воплощение, но и некоторое поле возможностей. Убедительных вариантов не слишком много, но они есть.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Но сам разговор мне очень понравился :))
И это несмотря на:
Это антимузыкальный бред. Вы не чувствуете музыку! Не видите за деревьями леса! В ужасе представляю, как ЭТОМУ вы пытаетесь кого-то учить. Кошмар какой.
Я польщена. :D
« Последнее редактирование: Февраль 11, 2014, 18:48:32 от Баба Яга »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
И это несмотря на:

Вспылил, извините.
Но теперь прошёл свой путь к просветлению, расширил горизонты мышления, допустил возможность существования других вариантов динамики. По-видимому, если мыслить раннего Бетховена, во-первых, уже вполне сознательно претворяющим свои намерения, но, во-вторых, ещё не оторвавшимся стилистически от предыдущей эпохи, для которой были типичны мелкие динамические градации и штрихи, не переходящие, впрочем, в романтизм, то можно допустить и такой поворот событий. И тот факт, что ваш вариант никем из известных мне исполнителей не реализован, не означает, что так "нельзя".
« Последнее редактирование: Февраль 11, 2014, 19:27:43 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
И я в восторге. Уже сталкивался с тем же эффектом - сразу возмутительно и очевидно, что невозможно! А потом посидишь, поокаешь, и задумаешься: а почему так никто не играет, ведь убедительная музыкальная логика! - Два эффекта даже проверял по разным записям, чтобы убедиться, что таки да, даже самые-самые не видят и не слышат, и чешут прямолинейно.

Баба сидит в избушке, и, подозреваю, втихомолку передумывает весь ф-п репертуар, причём поразительно, что находит такие новые взгляды не в каких-нибудь тёмных лесных закоулках, а в произведениях, которые постоянно на виду и на свету уже пару сотен лет.
Все бы бабы так вместо рассказов о своих нервных клетках :)

Ну, и удачно,  конечно, что она встретила достойное сопротивление, и пришлось подробно рассказать, а то легко сразу отмахнуться по принципу "ну что я, 5 сонату не знаю?!" - Вы, КащейМагистр, держались до последнего фауст-патрона. Признаться, после напоминания, что "после этого всё надолго затихает", я дрогнул, и растерялся.

Браво.
« Последнее редактирование: Февраль 11, 2014, 20:56:27 от regards »

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 682
даже проверял по разным записям, чтобы убедиться, что таки да, даже самые-самые не видят и не слышат, и чешут прямолинейно.
Шифф, кстати, играет как раз FF-F, правда, в конце (главной партии) вместо трёх FF играет одно форте, но зато без dim.
Должен сказать, мне эта идея (про FF--F и дальше FF, FF, FF) кажется вполне естественной.
Для справки: автографов сонат десятого опуса не сохранилось, так что в качестве источников нам остаются лишь первые издания, точности коих Бетховен уделял массу внимания и постоянно находился в переписке с издателями на предмет правок и гравировки.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Должен сказать, мне эта идея (про FF--F и дальше FF, FF, FF) кажется вполне естественной

И тем не менее:

Шифф, кстати, играет как раз FF-F, правда, в конце (главной партии) вместо трёх FF играет одно форте, но зато без dim

Т.е. ему тоже приходится чем-то жертвовать. Что без dim - это ознозначно! По-моему, это невозможно оспаривать. Для меня здесь вопрос в "качестве" F начала сонаты и F рассматриваемого эпизода. Интуиция подсказывает не только мне, но и большинству исполнителей, что общий динамический уровень этой кульминации развития ГП должен быть выше, чем в начале сонаты. Быть может, не FF, но и не то F, что в начале. Я думаю, точность динамических обозначений попросту недостаточна, чтобы отражать такие нюансы, поэтому композитор в любом случае полагается на интуицию, вкус, чувство меры исполнителя и на его ощущение формы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Для меня здесь вопрос в "качестве" F начала сонаты и F рассматриваемого эпизода. Интуиция подсказывает не только мне, но и большинству исполнителей, что общий динамический уровень этой кульминации развития ГП должен быть выше, чем в начале сонаты. Быть может, не FF, но и не то F, что в начале. Я думаю, точность динамических обозначений попросту недостаточна, чтобы отражать такие нюансы, поэтому композитор в любом случае полагается на интуицию, вкус, чувство меры исполнителя и на его ощущение формы.
Динамика одинакова, вот только смысл повтора изменился из-за трансформации ламентозного элемента, который приобрел прямо противоположный характер по сравнению с началом. Именно  одинаковость форте рождает ощущение формы главной партии. Иначе говоря, надо максимально сохранить то, что одинаково, чтобы почувствовать различие.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В духе ли Бетховена - увлекаться такими тонкостями? Мне кажется, у него всё как-то крупнее что ли ... При исполнении Моцарта это всё имело бы больше смысла.
А тем временем я послушал Шиффа и ..... не нашёл у него в рассматриваемом фрагменте того, о чём пишет Сергей. Шифф что же - несколько раз записал эту сонату?
В моей записи он играет FF и триоли, и тонический аккорд за ними, взлёты у него чуть слабее, а скачки на FF исполняются в манере sf. В этом плане любопытно: если он записал в разное время по-разному, то очень ли это важно? Для меня образец всё же не он и даже не Шнабель, хотя Шнабель подаёт ближе к тому как мне представляются и взлёты, и динамические контуры.
Г.Гульд сонату изуродовал, тут даже говорить не о чем.
Зато я очень доверяю Фридриху Гульде в записях конца 60-х гг.! Хотя его исполнения уже, можно сказать, современны, т.е. сделаны в уртекстовую эпоху, но и он в этом эпизоде не мельчит. А его никак нельзя упрекнуть в недостатке внимания к бетховенским стилистическим тонкостям.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Зато я очень доверяю Фридриху Гульде в записях конца 60-х гг.! Хотя его исполнения уже, можно сказать, современны, т.е. сделаны в уртекстовую эпоху, но и он в этом эпизоде не мельчит. А его никак нельзя упрекнуть в недостатке внимания к бетховенским стилистическим тонкостям.
 
Послушав все доступные исполнения, удовлетворительного для себя не нашла. Такое впечатление, что всем наплевать на то, что написал Бетховен. У каждого какая-то придурь, которая  уродует образ. Вот и Гульда... Ну разве можно весь первый такт на одной педали?? (И он не одинок...) Снятие аккорда должно "выстрелить" в паузу! И дальше аналогично. А так сразу не хочется слушать. И это полностью оправдывается в дальнейшем. Очень трудная соната.

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Многоуважаемая Баба Яга, а можно Вас спросить, как Вы оцениваете исполнение этой сонаты Д. Баренбоймом?

Баба Яга

  • Гость
Многоуважаемая Баба Яга, а можно Вас спросить, как Вы оцениваете исполнение этой сонаты Д. Баренбоймом?
Да я же уже написала... Кстати, очень многие так гонят это аллегро. А ведь там есть безумно трудное место, если попытаться выполнить бетховенское указание и понять его смысл. Я имею в виду прерывание  хода по тонам трезвучия во второй половине главной партии трансформированным ламентозным элементом. Ведь ход и октавы нельзя связывать, поэтому 16-ю перед октавой надо сыграть первым пальцем. Вот и ограничитель темпа... Кстати, и бетховенская лига заканчивается на 16-й... :D

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Цитировать
Да я же уже написала...

Я поняла, просто подумала, что он чем-то отличается.
Спасибо.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Послушав все доступные исполнения, удовлетворительного для себя не нашла. Такое впечатление, что всем наплевать на то, что написал Бетховен. У каждого какая-то придурь, которая  уродует образ. Вот и Гульда... Ну разве можно весь первый такт на одной педали??

Конечно, можно. Это зависит не только от инструмента - во времена Бетховена педаль не могла быть такой густой, звук угасал очень быстро. Главное здесь - показать материал сквозь педаль. Без педали играть очень сложно, потому что клавиша поднимает демпфер, и нужно тратить усилие ещё и на это. Это актуально даже в наши дни.
Так что с педалью - без педали, на мой взгляд, неважно, главное, чтобы всё прослушивалось.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Очень трудная соната.

Это она из самых лёгких сонат Бетховена.
Но трудности можно выдумать :))

Ведь ход и октавы нельзя связывать, поэтому 16-ю перед октавой надо сыграть первым пальцем

Извините, вынужден вернуться к прежней терминологии. Можно и через ухо играть, но удобно ли это будет? Особенно при указанном автором темпе.

там есть безумно трудное место

Вспоминается анекдот "в нашей деревне любят трудности".

Вот и ограничитель темпа... Кстати, и бетховенская лига заканчивается на 16-й... :D

Это техническая фразировка, как и в случае с якобы переходом от FF к F, а подобный буквализм приводит к абсурду, что вы, собственно, и демонстрируете.
Разговор перешёл в плоскость индивидуальных фантазий, и я из него выключаюсь.

В завершение хочу повторить, что исполнение Чернова вполне прилично, оно соответствует одному из возможных вариантов и меня в целом устраивает. Искать же блох можно до бесконечности.
Кстати, педаль Бетховеном в этой сонате не проставлена, но это не означает, что играть без неё "правильно". Вы ещё тексты Скрябина поднимите и расскажите нам, что играть с педалью - это "противоречие авторскому замыслу, потому что в нотах её нет".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Баба Яга

  • Гость
Извините, должен вернуться к прежней терминологии. Это полная ерунда. Можно и через ухо играть, но удобно ли это будет? Особенно при указанном автором темпе.
Я так понял, вам потрафили, вы вошли во вкус и перешли грань разумного.
Я предполагала такую реакцию с Вашей стороны. ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
10
АПРЕЛЯ
ЧЕТВЕРГ
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Абонемент № 9. Пианистическое искусство. Цикл IV
Алексей Чернов (фортепиано)
Сонатный вечер

В программе:

Л. ван Бетховен
Соната № 5 до минор, соч. 10 № 1

А. Скрябин
Соната № 6, соч. 62

А. Чернов
Соната № 2

Р. Шуман
Соната № 1 фа-диез минор, соч. 11
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
перед тем концертом будет ещё в Гнесинке

http://meloman.ru/concert/zhemchuzhiny-kamernoj-muzyki-04042014/

Жемчужины камерной музыки
4 апреля 2014, начало в 19:00
Концертный зал РАМ имени Гнесиных

Алексей Чернов (фортепиано)
Алексей Лундин (скрипка)
Солисты Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»

В программе:
Скрябин - Соната № 4 фа-диез мажор, соч.30
Метнер - Соната № 1 для скрипки и фортепиано си минор, соч.21
Рахманинов - Избранные прелюдии
Глинка - Большой секстет ми-бемоль мажор
А. Чернов - «Маленький романтический квинтет», соч.3

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ой да, я посмотрел, но не скопировал.
Алексей что-то нас забросил - не приходит и не напоминает о себе афишами.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн omniuser

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 157
Алексей занимается, репетирует с утра до вечера.
Учитывая несколько предыдущих страничек на этом форуме после того маленького концерта в Камерном Зале  :) :)
Но спасибо Вам за анонсы!!

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 157
Программа вчерашнего концерта 4 апреля в зале Академии им. Гнесиных (абонемент №102 "Жемчужины камерной музыки"):

1 отделение:
С.Рахманинов - Прелюдии: соль мажор, соч.32 №5, фа-диез минор, соч.23 №1, си-бемоль мажор, соч.23 №2 - исп. Алексей Чернов (ф-но)
А.Скрябин - Соната №4 для фортепиано фа-диез мажор, соч.30 - исп. Алексей Чернов (ф-но)
Н. Метнер - Соната №1 для скрипки и фортепиано си минор, соч.21 - исп. Алексей Лундин(скрипка) и Алексей Чернов (ф-но)

2 отделение:
А.Чернов - Маленький романтический квинтет ми мажор, соч.3 - исп. Алексей Чернов (ф-но), Алексей Лундин(скрипка),  Юрий Дашевский (скрипка), Антон Кулапов (альт), Андрей Березин (виолончель)
М.Глинка - Большой секстет ми-бемоль мажор - исп. Алексей Чернов (ф-но), Алексей Лундин(скрипка),  Юрий Дашевский (скрипка), Антон Кулапов (альт), Андрей Березин (виолончель), Андрей Степин (контрабас).

Концерт прошел хорошо, спасибо всем исполнителям ;D.

Интереснейшая соната Н.Метнера: Канцона, Танец, Дифирамб. В конце  второй части этой сонаты у Алексея Лундина по-видимому лопнула струна, исполнители даже ушли со сцены, потом вернулись и мы слушали два раза прекрасный Танец. Из всей программы мне интереснее всего было слушать Сонату Скрябина, Cонату Метнера и Квинтет Чернова - Алексей представил интересную композицию.
Было много записывающей аппаратуры, может быть появится запись.

Алексею отдельное спасибо!!!!
« Последнее редактирование: Апрель 06, 2014, 06:08:06 от Алька »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я так понял, Алька уехала, lorina совсем отбилась от рук, деморализована Крымом, ждёт войны и на концерты не ходит :) Но я там побывал.
В программе было то, что и намечалось:

1 отд

5-я соната Бетховена
6-я соната Скрябина
2-я соната Чернова

2 отд

1-я соната Шумана

и на бис ...... 4-я соната Скрябина :))

Клавирабенд прошёл в целом хорошо, но некоторые эксцессы - мелкие - всё же были. 4-я соната Скрябина на бис - в подарок :)
Но больше всего мне пришлись по вкусу 6-я соната Скрябина и, особенно, 2-я соната самого Чернова. Что любопытно, он играл её по нотам. Впрочем, почему бы и нет?? Структура её изобилует повторами, так что есть шанс сбиться, если не глядеть в ноты.
Музыка потрясала даже не трагизмом, а каким-то катастрофизмом: 1-я часть - это перманентная катастрофа, которая наваливается, наваливается и никак не может обвалиться до конца, как в каком-то кошмарном сне. Зато 2-я часть - полная противоположность 1-й: нечто вроде идиллии. 2-я часть начинается так, что поначалу можно подумать, что вся она предназначена для одной левой руки, как скрябинский Ноктюрн :) Но нет: затем с красочными бликами подключается и правая рука. Здесь какие-то ассоциации с природой, о которых было бы любопытно спросить самого автора. В частности, о многократно повторяющейся "кукушечной" интонации, которая, раз появившись, долго просвечивала через всю последующую музыку - что она символизирует? Впрочем, в 1-й части - тоже природа, вернее, стихия, но буйная. В этом единстве противоположностей обеих частей - корень монолитности формы сонаты.
Да, её исполнение было самым впечатляющим и проникновенным.

Тех, кто побывал на этом концерте, прошу оставить отклики.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
А я вчера была очень огорчена исполнением сонаты Бетховена. Впечатление сложилось такое, будто Алексей на всём её протяжении думал не о ней, а готовился к исполнению Скрябина. И тут да, я согласна, играл вдохновенно. И в своей сонате Алексей демонстрировал свою любовь к Скрябину :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В сравнении с прошлым разом бетховенская 5-я соната радикальных изменений не претерпела, если только в мелочах. А вот по части некоторой рассеянности пианиста в Бетховене я согласен. Интересно было бы узнать, какими соображениями он руководствовался, объединяя в рамках одного отделения такие разные вещи. Да, Скрябин с сонатой самого Чернова сочетался лучше и сыгран был намного интереснее и качественнее, чем Бетховен, так что и подумаешь, нужно ли было играть в данном случае Бетховена-то? Например, можно было сыграть в 1-м отделении Шумана, затем во 2-м отделении - 6-ю Скрябина и 2-ю Чернова, а затем 4-ю Скрябина на закуску на бис.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Цитировать
В сравнении с прошлым разом бетховенская 5-я соната радикальных изменений не претерпела, если только в мелочах.

Очевидно, это были очень существенные мелочи, лишившие сонату логики и очарования, и на этот раз небрежность была непростительна.
Совершенно с Вами согласна, Бетховен смотрелся чужаком в этой компании, и очень жаль, что Чернов не посоветовался с Вами, обдумывая программу, Ваш вариант представляется более логичным :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я уверен, что ему не нужны советы по части составления программы! :) Тем не менее, вопросы о её логике остаются. Понимая его особые чувства в отношении 5-й сонаты Бетховена, я не уверен, что её можно ставить в какие угодно программы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица