Автор Тема: Фестиваль Earlymusic в Санкт-Петербурге (сентябрь 2011 г.)  (Прочитано 2442 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
 Журнал "Коммерсантъ Weekend", №33 (3629), 02.09.2011
 
Музыка сквозь время
Дмитрий Ренанский о фестивале Earlymusic в Санкт-Петербурге


http://www.kommersant.ru/doc/1758111

Афиша 14-го форума старинной музыки наследует программам Earlymusic прошлых лет. Сохранены фирменные векторы фестивальной политики: традиционные культуры в диапазоне от Средней Азии до Дальнего Востока, выступления признанных классиков аутентичного музицирования плюс импорт новых для российской сцены имен. За диалог культур на этот раз отвечают специалисты по азербайджанскому мугаму и японской придворной музыке, причем по сложившейся традиции world music не загнана в этнографическую резервацию, а мирно соседствует с профессиональным европейским репертуаром. Японской флейте сякухати, к примеру, будут контрапунктировать ее старинные родственники с Пиреней — нидерландский флейтовый квартет Bassano привозит на Earlymusic испанское инструментальное барокко. Начатая на прошлогоднем фестивале экспансия в петербургские пригороды продолжится выездными концертами в Гатчине и Ораниенбауме с двумя программами-посвящениями — музыкальным портретом Павла I и оммажем первому придворному композитору русского императорского двора Франческо Арайе.


В отличие от былых фестивалей в афише этого года не так много российских музыкантов — акцент сделан на гастроли единственного в стране стационарного барочного оркестра Pratum Integrum: форпост московского аутентизма откроет форум шестью Бранденбургскими концертами Баха, уверенно соперничая с зарубежными хедлайнерами. Их на Earlymusic 2011 будет трое. Не раз приезжавшие в Петербург культовый голландский клавесинист Густав Леонхардт и английский арфист Эндрю Лоуренс-Кинг покажутся в новых для отечественной аудитории амплуа — один из столпов исторически достоверного исполнительства впервые выступит в России как органист, первая арфа мира предпочтет излюбленной камерной музыке сольный репертуар. Третий по значимости вечер фестиваля отдан дебютирующему на Earlymusic французскому оркестру La Simphonie du Marais и "Мнимому больному": специализирующийся на реконструкции театральных постановок XVII века коллектив покажет комедию-балет Жана Батиста Мольера и Марка Антуана Шарпантье в точности такой, какой ее увидели и услышали в парижском театре "Пале-Рояль" в феврале 1673 года.


Присмотревшись к программе, нетрудно заметить, что организаторы решили значительно обновить фестивальный пул, обратив внимание на артистов, до сих пор не гастролировавших в России или не слишком хорошо известных нашим меломанам. Приглашая инструменталистов не самого первого ряда вроде бельгийского струнного оркестра Les Muffatti или испанского барочного консорта Regina Iberica, Earlymusic продолжает знакомить Петербург с европейским исполнительским процессом, который, понятное дело, состоит отнюдь не из одних звезд. Особенно результативными обещают быть как минимум два дебюта: худрук фестиваля Андрей Решетин делает ставку на певца, актера и гитариста Пино де Витторио, известного по сотрудничеству с ансамблем L'Arpeggiata знатока музыки итальянского Возрождения; меломаны ждут визита испанской команды Tasto Solo — экспертов по ренессансным клавишным инструментам, играющих на ручных органах, миниатюрных клавесинах и прочих диковинных музейных предметах.


Санкт-Петербург, 2-29 сентября


Расписание на сайте www.earlymusic.ru
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
 Газета "Коммерсантъ", №169 (4710), 10.09.2011
 
Садово-инструментальные ансамбли
"День в Гатчине" на Earlymusic

http://www.kommersant.ru/doc/1770595

Петербургский фестиваль Earlymusic и московский ансамбль Pratum Integrum провели "День в Гатчине" — серию из четырех концертов, возвративших в гатчинские дворец и парк музыку их лучших времен. Сочетание пришлось по вкусу ВЛАДИМИРУ РАННЕВУ.


Увлечение худрука Earlymusic Андрея Решетина последних лет — краеведческие изыскания. К каждому фестивалю он готовит программы премьер — музыку XVIII века, когда-то написанную по случаю, прозвучавшую один или несколько раз в Петербурге и окрестностях и с тех пор благополучно позабытую. Для нового времени эти раскопанные по библиотекам и возвращенные слушателю сочинения звучат как открытия. Тем более важны места их исполнения — в данном случае Гатчинский дворцово-парковый ансамбль, где прошли самые счастливые и беззаботные годы в жизни великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его жены Марии Федоровны. Стараниями великой княгини Марии Федоровны музыка звучала здесь почти ежедневно, облагораживая строгие гатчинские порядки, заведенные ее мужем.


Четыре концерта в один день, устроенные фестивалем Earlymusic, назывались "Павел I. Музыкальный портрет". Это была и пленэрная музыка, прозвучавшая в Собственном саду, и салонная — в павильоне Венеры, и концертная — во дворце. Чередовались инструментальные составы — от дуэта флейт до оркестровой музыки, русские и европейские композиторы, сочинения теперь всем хорошо известные и отложенные на библиотечные полки после одного-двух исполнений. Были настоящие открытия — Гатчинский марш Бортнянского или виолончельный концерт Иоганна Генриха Фациуса. Но главное — в программе не было ни одного случайного номера, это именно та музыка, что озвучивала загородный быт наследника престола. Таким образом, Earlymusic поработал за музейщиков, реконструировав то недостающее в их фондах, что не является материальной культурой. Формы просветительского музицирования стали для Earlymusic традиционными. В этом году фестиваль восстанавливает аутентичный музыкальный мир гатчинского и ораниенбаумского ансамблей. И лишь в Царскосельском дворце администрация потребовала от фестиваля непосильную арендную плату за проведение концерта. Доводы Андрея Решетина, что речь идет о музыкальных памятниках именно этого места и его самого блестящего времени — Екатерининской эпохи, остались без внимания.


Приглашенный фестивалем московский ансамбль Pratum Integrum позаботился о том, чтобы воплотить идею в соответствующей манере игры XVIII века звуке. Это один из самых опытных коллективов на отечественном поле исторического исполнительства, который не ограничился концертом-открытием нынешнего Earlymusic в зале Академической капеллы и продолжил фестиваль выездом в Гатчину. Восемь часов превосходно исполненной музыки не показались избыточными, а придуманная фестивалем форма концертного марафона в очередной раз доказала свою состоятельность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица