Автор Тема: Московский Пасхальный фестиваль (впервые - 2002 год): его прошлое и перспективы  (Прочитано 6944 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Поскольку мы заговорили о перспективах Московского Пасхального фестиваля в связи с последними событиями (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=5997.30), я хотел бы немножко напомнить его историю.
Итак, вот как это начиналось:

-----------------------------------------------------------------------

4 апреля 2002
Екатерина БИРЮКОВА

Гергиев придумал пасхальный фестиваль

http://www.izvestia.ru/news/260367

В четверг в мэрии Москвы состоялась пресс-конференция, на которой журналистам объявили, что в Москве появился новый фестиваль - пасхальный. Он пройдет с 5 по 12 мая в престижных залах столицы, а также на улицах и площадях. Радостная новость не стала бы сенсацией, если бы не фигура художественного руководителя фестиваля. Это - Валерий Гергиев. "Не надо стесняться того, что мы живем в православном государстве. Я ведь сам - осетин, - признался журналистам Гергиев, - но по содержанию я - музыкант великой русской традиции
В четверг в мэрии Москвы состоялась пресс-конференция, на которой журналистам объявили, что в Москве появился новый фестиваль - пасхальный. Он пройдет с 5 по 12 мая в престижных залах столицы, а также на улицах и площадях. Радостная новость не стала бы сенсацией, если бы не фигура художественного руководителя фестиваля. Это - Валерий Гергиев. "Не надо стесняться того, что мы живем в православном государстве. Я ведь сам - осетин, - признался журналистам Гергиев, - но по содержанию я - музыкант великой русской традиции. И я отвечаю за эту традицию. Нас, отвечающих, не так уж много". Рядом с Гергиевым сидел московский мэр Юрий Лужков, входящий в оргкомитет фестиваля. Он рассказал, что фестиваль благословил патриарх Алексий II (тоже член оргкомитета), что в его рамках состоятся общедоступные концерты колокольной музыки (программа "Звонильная неделя") и серия благотворительных выступлений в детских музыкальных школах, городских больницах, госпиталях, домах ветеранов и МГУ. Сам Гергиев тоже подчеркнул важность благотворительности: "Взял - отдай. Если сам окреп - помоги окрепнуть другому. У нас ведь есть огромное количество людей, которые совершенно официально входят в богатейшие списки мира". Но при этом попросил не путать это с псевдоблаготворительностью, широко в последнее время распространенной: "Все знают, что в России можно хорошо заработать, но концерт при этом нужно назвать благотворительным". Пасха в этом году поздняя, так что Светлая неделя накладывается на другой праздник - 9 Мая. В этот день маэстро проведет концерт на Поклонной горе. Но все же основная ценность фестиваля - нормальные симфонические концерты с участием оркестра Мариинского театра, ведущих питерских солистов и мировых гастролеров класса Ольги Бородиной и Вадима Репина. По мнению Гергиева, эти звезды слишком оторвались от своих истоков: "Репин сейчас - один из лучших инструменталистов в мире. Но ему совершенно необязательно считать себя просто европейцем. Ему надо знать, что за ним огромная страна. Это будет гораздо лучше для его самосознания". Программа состоит исключительно из русских авторов: Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. Она включает как симфоническую музыку, так и оперные фрагменты - например, из "Снегурочки", "Руслана и Людмилы" (по удивительному совпадению, именно эти оперы ставятся в следующем сезоне в Большом театре). Эксклюзив, придающий фестивалю европейский шик, - специально заказанное Гергиевым новое сочинение для оркестра. Его пишет модный московский композитор Владимир Мартынов, стиль которого принято определять как "православный минимализм". Гергиев попросил, чтобы сочинение было недлинным: "Мучительно долгие сочинения - не в духе нашего фестиваля, по крайнем мере первого". И Гергиев, и Лужков хотят, чтобы фестиваль стал ежегодным. Если это случится, в Москве станет одним знаменитым музыкантом больше.

================================================================




29 апреля 2002
Эдуард БОЯКОВ:

"Пасхальному фестивалю нужна идеология"

http://www.izvestia.ru/news/261465

С 5 по 12 мая в Москве при поддержке Юрия Лужкова будет проходить Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Это первый собственный проект питерского маэстро в Москве, что само по себе можно назвать революцией. Помимо нескольких симфонических программ, фестиваль включает в себя выступления звонарей и, что особенно важно, хоровые концерты в действующих храмах, ранее там никогда не практиковавшиеся
Для этого понадобилось специальное распоряжение патриарха Алексия, благословившего и весь фестиваль в целом. С директором фестиваля Эдуардом БОЯКОВЫМ встретилась ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА. - Кто задумал фестиваль - Гергиев или Лужков? - Кажется, Лужков. Я думаю, Лужков понимает, какое значение придают политики европейских государств таким визитным карточкам, как Зальцбургский фестиваль в Австрии, Авиньон - во Франции, Глайндборн - в Англии. У Гергиева была важная встреча с Лужковым во Франции, когда мэр представлял там свой проект "Всемирная выставка "Экспо" в Москве". Это было осенью. - То есть когда уже появился фестиваль Спивакова, также претендовавший на то, чтобы стать визитной карточкой Москвы. - Мне трудно комментировать. Единственное, что я могу сказать, - для фестиваля, по-моему, нужна некая идеология, творческая логика, жесткая привязка к определенному сезону или празднику. Демонстрирует ли подобную внятность спиваковский фестиваль? - По-моему, нет. - А то, как придуман Пасхальный фестиваль, честное слово, на меня производит громадное впечатление. Мне кажется, у него огромный потенциал. Начиная с самого по себе обращения к Светлому празднику. Все ведь ели куличи, все стукались яичками - даже в советское время так было. Это уже в коллективном бессознательном. И такой повод совершенно естественен для Гергиева, который родился в Москве, вырос в среде христианских ценностей, его семья соблюдает православные обряды. Еще одна наша жесткая программная заявка - на фестивале звучит только русская музыка. - В программе стоит загадочное произведение Владимира Мартынова, заказанное Гергиевым специально к фестивалю, - называется "Антракт к опере "Новая жизнь". Что это за опера? - Мартынов - человек сколь талантливый, столь и ироничный. Сейчас он только начинает работать над этой оперой. А в качестве приношения Гергиеву сочинил пока антракт. - Опера пишется для Гергиева? - Они несколько раз встречались по этому поводу, и Гергиев очень серьезно к этому относится. - Насколько сложным было взаимодействие фестивальной дирекции с церковными властями? - Оно было очень тесным и серьезным. Алексий дважды встречался с дирекцией, смотрел программу, высказывал пожелания. Церковь ведь берет на себя огромную ответственность - она разрешила концерты в храмах! Концерты, естественно, не повлияют на церковное расписание, будут проходить между службами. И церковь, надеюсь, не отнесется к этому как к сдаче собственных позиций.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
9 февраля 2004
Екатерина БИРЮКОВА

Валерий Гергиев углубился

http://www.izvestia.ru/news/286780

Валерий Гергиев и Юрий Лужков провели в Москве пресс-конференцию, посвященную III Московскому пасхальному фестивалю. По традиции о фестивале предупредили задолго до его начала - концертов ждать еще два месяца. Главная его новость - одной Москвой на этот раз дело не ограничится. Как говорил Валерий Гергиев в недавнем интервью газете "Известия", он всерьез намерен в ближайшие годы объездить все российские регионы. В рамках Пасхального фестиваля, намеченного на 11-24 апреля и как всегда насчитывающего несколько десятков московских концертов, он со своим оркестром съездит еще в Ярославль, Нижний Новгород и - специально к двухсотлетию Глинки - в Кострому, на родину Ивана Сусанина
Валерий Гергиев и Юрий Лужков провели в Москве пресс-конференцию, посвященную III Московскому пасхальному фестивалю. По традиции о фестивале предупредили задолго до его начала - концертов ждать еще два месяца. Главная его новость - одной Москвой на этот раз дело не ограничится. Как говорил Валерий Гергиев в недавнем интервью газете "Известия", он всерьез намерен в ближайшие годы объездить все российские регионы. В рамках Пасхального фестиваля, намеченного на 11-24 апреля и как всегда насчитывающего несколько десятков московских концертов, он со своим оркестром съездит еще в Ярославль, Нижний Новгород и - специально к двухсотлетию Глинки - в Кострому, на родину Ивана Сусанина. Без гергиевского участия, но под маркой фестиваля пройдут также концерты в Вологде и Владимире. А в следующем году предполагается расширение в сторону Урала, Сибири и Северного Кавказа. До кучи в региональную программу Пасхального фестиваля вставили еще и Питер с двумя обрамляющими фестиваль мариинскими премьерами (это "Нос" Шостаковича и "Снегурочка" Римского-Корсакова), изящно назвав их "прелюдией" и "постлюдией". Кроме региональной программы фестиваль по-прежнему имеет симфоническую, хоровую, колокольную и благотворительную. Отдельной строкой идет непременное выступление Гергиева на Поклонной горе в День Победы, хоть в этом году оно далеко отстоит от пасхальных дней. Сверхгероических событий - вроде прошлогоднего "Бориса Годунова" на Соборной площади - на этот раз не ожидается, хотя своего рода подвигом будут все семь симфоний Прокофьева, которые Гергиев исполнит во время фестиваля. Несмотря на то что Юрий Лужков на пресс-конференции упорно именовал Пасхальный фестиваль Православным, его программа не ограничивается рамками одной конфессии. Фестиваль расширяется не только в территориальном смысле, но и в репертуарном. Спецпроект этого года - четыре баховских концерта, кульминацией станет исполнение "Страстей по Матфею" одним из самых авторитетных в барочной музыке дирижеров - Филиппом Херревеге - и его ансамблем Collegium Vocale Gent.

================================================

Материал Википедии - пока тут совсем мало информации, но страничка такая имеется:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F1%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%EF%E0%F1%F5%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%F4%E5%F1%F2%E8%E2%E0%EB%FC

Московский Пасхальный фестиваль — ежегодный российский фестиваль классической музыки, основанный по инициативе главного дирижёра Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева и мэра Москвы Юрия Лужкова.

Содержание [убрать]
1 История создания
2 Интересные факты
3 Смотреть также
4 Ссылки
 

История создания

Фестиваль впервые прошёл в 2002 году. В 2003 году при поддержке президента России Владимира Путина стал Всероссийским. Если в первый год было проведено только 20 концертов в Москве, то ныне проходит от 100 до 120 в разных городах России и ближнего зарубежья.

Интересные факты

Начиная с фестиваля 2008 года маэстро Валерий Гергиев со своим оркестром для передвижения по России использует чартерный поезд.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Информации, прямо скажем, маловато, но я надеюсь, что летопись фестиваля кем-то пишется и рано или поздно будет издана в виде книги в сопровождении фонограмм.
Что я хочу сказать .......
Гергиев, для меня это несомненно – великий дирижёр и великий организатор. Но даже у самых великих людей идеи рано или поздно заканчиваются. Вспоминаю, как Светланов на склоне лет говорил, что сделал всё, о чём мечтал, и даже более того ! :))
У меня такое впечатление, что и Гергиев уже сделал всё, что хотел и о чём мечтал, и даже больше того – он уже сделал то, о чём даже не мечтал ! :)) Но что дальше ?
Я считаю, что Пасхальный фестиваль не должен порывать с Гергиевым, но фестиваль должен вовлекать в это дело другие коллективы и других дирижёров. В конце концов, 10 лет фестиваль продержался, но ныне ощущается не только нехватка новых идей, но также недостаточно высокий уровень реализации прежних замыслов. Я считаю, что есть чем заняться – к примеру, русские оперы: разве все в ходу ?? Какое там: лишь только треть их, если не меньше, появляется в репертуарах разных театров ! Некоторые композиторские имена почти забыты, а из опер известных авторов в ходу лишь ключевые названия. А остальное что же – недостойно внимания что ли ? Почему итальянцы выискивают и ставят не только главные, но и самые второстепенные оперы своих авторов только потому, что это авторы Италии  – а Россия-то чем хуже ??
Почему Гергиев не идёт этим путём, я не знаю: наверное, он просчитал, что это тяжело и невыгодно. Но записать каждую оперу хотя бы по разочку – разве это не может быть достойной целью ? Вот когда недавно в Русской опере собрались поставить "Аскольдову могилу" – как это сразу всколыхнуло общественность ! А сколько таких опер находится ныне в "могиле" запасников ?
Ну хоть бы концертное исполнение ……..
Этих планов хватило бы ещё на 10 лет, как минимум.
Но это я привёл лишь один пример на долгоиграющую перспективу – а сколько ещё можно всего придумать ? И связанное с русской музыкой, и более широко – с музыкой славянских авторов и т.д. И не только славянских, конечно. В рамках Пасхального фестиваля было бы неплохо проводить встроенные в него фестивали помельче –  не только Прокофьев, Шостакович и Щедрин, но и хоровые, оркестровые и камерные произведения Бортнянского, Глинки, Даргомыжского, Рахманинова, Скрябина, Чайковского, Свиридова, Аренского, Глазунова, Лядова, Мусоргского, Рубинштейна, Бородина, Метнера, Капустина, Шапорина, Е.К.Голубева, Глиэра, Шебалина, Гречанинова, Кабалевского, Мясковского ….. просто глаза разбегаются, а на фестивале вдруг наступил какой-то застой с повторением давно пройденного ….. "Подвиг" с исполнением всех симфоний Прокофьева уже был совершён в начале века, сегодня это уже история и подвиг остался в прошлом.
Из того же Чайковского можно было бы вытащить не только скрипичный и 1-й фортепианный, но и 2, 3-й ф-п концерты и Концертную фантазию (их, наверное, и не знает почти никто в широкой публике, не говоря уже о 1-й редакции 1-го концерта), можно было бы исполнять целиком его балеты как грандиозные симфонии, рассчитанные на целый вечер ! Кто так поступал в этом веке ?? Не могу припомнить. 1-й и 2-й ф-п концерты Глазунова, концерты Балакирева, Римского-Корсакова, Рубинштейна. А сколько русских романсов создано великими профессионалами ?
Для большинства нынешних слушателей большинство названных мной выше композиторских имён вообще пустой звук – а разве это дело, если мы живём в России и не знаем собственной музыкальной истории ??
Мне кажется, Гергиев устал – и я не шучу ! нужно оставить его для олицетворения Пасхального фестиваля, а параллельно привлекать другие музыкальные силы, давая им возможность развиться и шире показать себя.
Да, я знаю, что нынешний оркестр Мариинского театра и его главный дирижёр лучшие в России, что они фактически заняли то место, которое когда-то удерживал Светланов с ГАСО, но невозможно же столько лет подряд удерживать монополию на Пасхальный фестиваль ! :))
Можно было бы подключить и БСО, и НФОР, и РНО, и ГАСКР, и МГАСО, но тогда уж придётся пилить бюджет фестиваля всем вместе ! :)) Рано или поздно это случится, и мне кажется, что время это пришло.

А у кого какие мнения по этому поводу ? Я изложил только сиюминутные мои мысли, а ведь если вдуматься, идею Пасхального фестиваля можно раскрутить до грандиозных масштабов с привлечением лучших наших музыкальных сил и с вовлечением в этот музыкальный праздник широких слоёв публики хотя бы по ключевым городам нашей страны.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Когда люди прямо с поезда едут на концерт, а с концерта - в следующий поезд, какие могут быть разнообразные программы? Привлечение других коллективов, конечно, решило бы эту проблему, но возникла бы другая: в провинции люди часто приходят именно на СОМТ с Гергиевым. У них другие запросы, им не нужна оригинальная программа, они хотят услышать оркестр определённого уровня, если верить отзывам в интернете. И им Ваши рассуждения, возможно, покажутся странными (кому щи жидки, кому жемчуг мелок).
Про исполнение Прокофьева: т.е. кто не успел в начале века послушать, тот опоздал? (Это вечный спор, на самом деле, знающие многое часто забывают, что когда-то они тоже услышали впервые то, что сегодня кажется надоевшим.)
Мне кажется, что любое мероприятие (музыкальное, спортивное, любое другое) становится рутинным, как только переходит в категорию ежегодных. И дело тут не только в организаторах.
Фестиваль нужен Гергиеву, он его и тянет. Если бы кто-то захотел сделать что-либо подобное, вряд ли бы этому человеку помешали. Но нет его. В следующем году, кстати, Гергиев обещал приезжать только туда, где будут детские музыкальные коллективы (в интервью каком-то было, на канале Вести 24, если я не ошибаюсь). Вот.
Я не думаю, что всё ах, как здорово, но в ближайшее время вряд ли что-то кардинально изменится. Если только, действительно, рядом с Гергиевым не появится ещё кто-то, в чём я сильно сомневаюсь.
Пока можно попробовать на следующий год "забыть" о том, что это Пасхальный фестиваль, и просто сходить на интересующие мероприятия, как на обычные концерты. Каковыми они, на самом деле, и являются, за редким исключением.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Когда люди прямо с поезда едут на концерт, а с концерта - в следующий поезд, какие могут быть разнообразные программы?

О нет, я имел в виду "разнообразие" от фестиваля к фестивалю: Гергиев просто не успевает обновлять программы, ведь он десятилетиями работал на нынешний репертуар. И, надо сказать, достиг впечатляющих результатов. Но видна и некоторая зацикленность, потому что содержать в порядке наработанный репертуар тоже довольно хлопотно: как говорится, "ноша тянет".

Привлечение других коллективов, конечно, решило бы эту проблему, но возникла бы другая: в провинции люди часто приходят именно на СОМТ с Гергиевым. У них другие запросы, им не нужна оригинальная программа, они хотят услышать оркестр определённого уровня, если верить отзывам в интернете. И им Ваши рассуждения, возможно, покажутся странными (кому щи жидки, кому жемчуг мелок)

Охотно признаЮ себя, как бы это покультурнее себя обозвать, чтобы самого себя не забанить ? :)) Признаю себя пожелавшим получить от Золотой рыбки слишком многое ! :))
Я уверен, что на Спивакова, Темирканова, Плетнёва и Федосеева народ в провинции ходил бы не хуже, чем на Гергиева. Но вот имеются ли у других коллективов такие же кипучие организоваторы, как он, и такие связи, как у него ? Думаю, что связи у некоторых не хуже, а вот с кипучестью дела обстоят хуже ... Хотя кто знает, какие оргталанты проснутся, если дать им такой же пряник ! :))

Про исполнение Прокофьева: т.е. кто не успел в начале века послушать, тот опоздал? (Это вечный спор, на самом деле, знающие многое часто забывают, что когда-то они тоже услышали впервые то, что сегодня кажется надоевшим.)
Мне кажется, что любое мероприятие (музыкальное, спортивное, любое другое) становится рутинным, как только переходит в категорию ежегодных. И дело тут не только в организаторах

Да, наверное, так. И всё же, симфонии Малера уже сыграли, симфонии Чайковского сыграли, Прокофьева, Шостаковича - тоже. Каждому фестивалю нужна своя изюминка - пусть маленькая, но новая. А музыки громадное количество, и с этим нет проблем.
Я вот мечтаю Гергиеву или Плетнёву подкинуть партитуру гениальной 5-й симфонии Евгения Голубева ! Я не слышал её в зале никогда, потому что мы плохо знаем свою собствнную музыку и не играем её. В нашей музыке такие залежи можно открыть .....
Впрочем, музыканты сами могут найти то, что им по душе, главное, чтобы не вариться годами в одном и том же соку.

Фестиваль нужен Гергиеву, он его и тянет. Если бы кто-то захотел сделать что-либо подобное, вряд ли бы этому человеку помешали. Но нет его. В следующем году, кстати, Гергиев обещал приезжать только туда, где будут детские музыкальные коллективы (в интервью каком-то было, на канале Вести 24, если я не ошибаюсь). Вот.

:) Интересная мысль ! Он намекает, что приедет только туда, где самостоятельно стараются на местах прививать классику ? Неплохо задумано, но поможет ли ........

Пока можно попробовать на следующий год "забыть" о том, что это Пасхальный фестиваль, и просто сходить на интересующие мероприятия, как на обычные концерты. Каковыми они, на самом деле, и являются, за редким исключением.

Собственно, я давно уже так к нему и отношусь, но вы же понимаете, что аппетит приходит во время еды ! Тот факт, что Гергиев отсекает от фестиваля других дирижёров и другие оркестры, ограничивает его самого. Но делиться он ни с кем не хочет, насколько я вижу - ни деньгами, ни славой.
Но я вижу, что фестиваль должен быть просто Пасхальным, а не Московским Пасхальным, хотя начинать его логично в столице и заканчивать - тоже. И имя Гергиева с афиши тоже надо бы убрать, чтобы можно было безболезненно привлечь других музыкантов. Ну или оставить его как руководителя, а не как единственную центральную фигуру. При этом материальную базу фестиваля надо расширять, чтобы Гергиев тоже ничего не потерял.
Короче, необходимо расширять и сам фестиваль, и его материальную базу, и состав его участников, и его географию.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
С другой стороны, а почему он должен пускать кого-то "на готовенькое" (да и многие ли в принципе на это способны)? Что мешает другим организовывать свои фестивали? (Некоторые, кстати, и делают, но не столь успешно.) Мне, к сожалению, не удалось толком послушать именно ту часть интервью, где Гергиеву задавали вопрос о том, как это возможно, могут ли другие пойти его путём (речь шла именно об организационной стороне дела). Попробую потом поискать в интернете. Создать что-то своё, наверное, правильнее, чем переделывать чужое. А Гергиев "уж какой есть" и вряд ли изменится.
Приезжайте к нам летом, если сможете, уж чего-чего, а оригинальных программ в этом году, по-моему, хватает. Найдётся ли достаточно желающих это слушать?

Sergey

  • Гость
Согласен с rpb, а не с Предлоговым. Собственно Пасхальный фестиваль и так расширился до невероятных масштабов. Могу повторить здесь фрагмент из своего сообщения на форуме Классика, когда там кто-то упрекныл Гергиева в плохой организации фестиваля:
Цитировать
Как можно называть кого-то плохим организатором (а что же еще, цензурное, вы подразумеваете под вашим определением – "е.о.ый"), когда человек каждый (заметьте, каждый) год организует грандиозный по размаху музыкальный фестиваль, в котором в этом году запланировано на протяжении 25 дней провести около 150 самых разнообразных концертов (симфонических, хоровых, камерных). И где только в рамках симфонической программы под управлением этого человека должно состояться 27 концертов, причем не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в Петрозаводске, Мурманске, Архангельске, Ярославле, Воронеже, Краснодаре, Кисловодске, Ростов-на-Дону и Волгограде, а также в столице Украины – Киеве.
Скопировано из темы "XI Московский Пасхальный фестиваль - БИЛЕТЫ?" на форуме Классика см. - здесь.
Насколько я знаю, Гергиев со своим оркетром даже и до Иркутска добрался. А я жил в молодости в этом городе. Так вот, даже в самые благополучные советские времена, когда денег на гастроли внутри Союза не жалели, оркестр такого уровня не играл здесь. Помню только приезд второго оркестра радио с только что назначенным главным дирижером Максимом Шостаковичем, а также выступления в рамках декады эстонского искусства в РСФСР Государственного оркестра Эстонской ЭССР с возглавлявшим его тогда молодым Нееме Ярви.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ох, да разве я против, чтобы всё это росло и ширилось ?? Я просто вижу, что Гергиев устал в одиночку это всё проталкивать: страна слишком большая даже для него, а эти гастроли страшно изнуряют музыкантов. Помню, присутствовал на нескольких концертах прошлых фестивалей, когда они играли "еле-еле душа в теле" от дикой усталости. Критика наша доморощенная тоже отмечала, что смертельная усталость сказывается на качестве игры, и что оркестр в начале сезона  и в конце сезона - это словно бы разные коллективы.
Для меня несомненно, что к фестивалю нужно подключать новых людей и новые возможности. Нужно учиться сотрудничать с другими оркестрами, в конце концов ! Страна большая, места всем хватит.
Я не уверен, что Гергиев с его диктаторским стилем управления способен на это. Думаю, что фестиваль будет пробуксовывать именно по этой причине.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
"Пасхальный фестеваль" - звучит красиво. Да только есть ли в этом изобилии и многообразии эстетического пира место самой Пасхе?..

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Пасхальный фестеваль" - звучит красиво. Да только есть ли в этом изобилии и многообразии эстетического пира место самой Пасхе?..

Я полагаю, что этот фестиваль нужно мыслить как светское дополнение к празднику Пасхи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
"Пасхальный фестеваль" - звучит красиво. Да только есть ли в этом изобилии и многообразии эстетического пира место самой Пасхе?..

Я полагаю, что этот фестиваль нужно мыслить как светское дополнение к празднику Пасхи.

Только как это оформить? Иначе получается, что Пасха - тольго предлог, извините за невольный каламбур. :) Мне кажется, что идеологическая цельность должна присутствовать, если этим предлогом служит великий церковный праздник. Не всякий спектакль или концерт может в нее "вписаться".
К примеру, Берлиоза и Скрябина в рамках такого проекта исполнять как-то не очень...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... получается, что Пасха - тольго предлог, извините за невольный каламбур. :) Мне кажется, что идеологическая цельность должна присутствовать, если этим предлогом служит великий церковный праздник. Не всякий спектакль или концерт может в нее "вписаться"

Вы словно прочитали мои мысли: я тоже часто думал о том, что не всякая программа органично впишется в пасхальные празднования. Да, нужно признать, что Пасха - это предлог ! Но предлогом можно считать любой праздник: в разных странах существуют многочисленные рождественские фестивали, крещенские программы, свои пасхальные и т.д. Собственно, это очень хорошо, что к таким знаковым христианским праздникам приурочены культурные программы.
Мне кажется, Гергиев довольно аккуратно выбирал произведения и циклы, часто даже подстраивая отдельные произведения под ведущую тему фестиваля, так что назвать хоть одно из них в чём-то противоречащим пасхальному настроению невозможно.
К тому же наши весенние праздники с середины ХХ века тесны связаны с 9 мая - днём Великой Победы. Причём, даже в бОльшей степени, чем с 1 мая. 9 мая до сих пор окрашивает своей спецификой нашу праздничную весну, и я в этом не вижу ничего плохого, а даже наоборот, считаю символичным, что празднование Пасхи плавно переходит в празднование Победы.
Да, кстати, в моей семье всегда отмечали Пасху во все советские эпохи, а уж ритуал окрашивания пасхальных яиц варёной луковой шелухой - это было святое даже в советскую эпоху ! :) Конечно, в отрыве от широкого празднования Пасхи это больше смахивало на идолопоклонничество, но это тоже был символ.
А в связи с 9 мая программа Пасхального фестиваля естественным образом тематически расширяется, так что оснований для включения в неё более широкого круга произведений становится ещё больше. Победа - это тоже повод, причём, очень хороший.
На Пасхальном фестивале Гергиев исполнял 2-ю симфонию "Воскресение" Малера, а в связи с днём Победы - "Ленинградскую" симфонию Шостаковича, как вот только что имело место. Всё это идеально вписывается в фактуру весенних праздников.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Morales

  • Гость
Согласен с Вами, уважаемый Предлогов. А Малер действительно "пасхальный" композитор! Мне очень нравятся его симфонии.

А то, что в Вашем доме всегда красили яйца на Пасху, это вовсе не идолопоклонство, а сохранение христианской традиции в условиях гонений! По большому счету, подвиг исповедничества! Ведь известно, что могли донести и за такое!

Sergey

  • Гость
Согласен с Вами, уважаемый Предлогов. А Малер действительно "пасхальный" композитор! Мне очень нравятся его симфонии.

А то, что в Вашем доме всегда красили яйца на Пасху, это вовсе не идолопоклонство, а сохранение христианской традиции в условиях гонений! По большому счету, подвиг исповедничества! Ведь известно, что могли донести и за такое!
Ну не надо преувеличивать, многоуважаемый Моралес, насчет подвига исповедничества. Хорошо помню, как в моей семье, начиная со середины пятидесятых - раньше я себя просто не помню (мал был еще - я родился в 1950 г.) - несмотря на то, что и мама и отец были членами партии, пасху праздновали: мама пекла куличи (тогда ведь их в магазинах не продавали), красили яйца. Помню, как отец приносил для этого из типографии, где он директорствовал, специальные пищевые краски - так что в нашем дворе у нас были самые красивые яйца, не только выкрашенные с помощью луковой шелухи, как это делали в других семьях, но и самых разных цветов: синие, красные, зеленые, желтые. Помню, как мы - дети выносили эти яйца во двор, чтобы помереться - у кого яйцо крепче. И никто ни на кого не стучал.
А вот Рождество не праздновали, по крайней мере, в моей детской памяти это не отложилось.

Morales

  • Гость
Видимо, где как. Я не от одного человека слышал, что преследовали ответработников и учителей. К рабочим и крестьянам, конечно, власть относилась снисходительно. Что, мол, с них взять. Серость. А вот моя двоюродная бабушка всю жизнь учительствовала и была верующей. Поэтому, с 18 лет и до глубокой старости всю жизнь, почитай, ездила из большого города в глухомань, где ходила в храм!
Евреи мне рассказывали, что в советское время гэбэшники следили, не идет ли дым из печной трубы синагоги. Не пекут ли мацу. Были гонения. Еще как были!