Автор Тема: к 100-летию замечательной певицы Тамары Фёдоровны ЯНКО  (Прочитано 4009 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 410
    • Андрей Ковалев



7 июня по гражданскому календарю исполняется 100 лет со дня рождения певицы, которую смело можно назвать одним из столпов советского музыкального театра, его знаменем, честью и славой – Тамары Федоровны Янко (1912-1988). В течение 40 лет с 1937 по 1978 г. Янко выступала на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, соединив своим творчеством, казалось бы, такие далекие и непохожие друг на друга эпохи – связанные с коллективом, руководимым самим Немировичем-Данченко (который позже объединился с Оперным театром Станиславского) и «золотой» михайловской эпохой – временем художественного руководства театром замечательного режиссера Льва Дмитриевича Михайлова. В этом плане Янко сравнима разве что с Владимиром Канделаки, на глазах которого менялись поколения актеров, режиссеров, предавалась некоторой корректировке репертуарная политика, но в целом суть, направление и творческий почерк труппы как театра «поющего актера» оставались неизменными.
Я застал Тамару Федоровну Янко на сцене в последние годы ее работы в театре, и поэтому могу судить о ее мастерстве, не только основываясь на воспоминаниях современников и рецензентов, но и на собственных впечатлениях.
За столь солидный срок служения сцене Янко переиграла великое множество ролей, в ее репертуаре были самые разнообразные по характеру и стилю партии в операх и опереттах, написанные для меццо-сопрано и контральто.
 Пению Янко училась в Московской консерватории у профессора К.Н.Дорлиак. Критики нередко отмечали особую красоту и обаяние голоса Янко, где в равной степени имеет значение и полученная ее вокальная школа и природный певческий дар (нелишне напомнить, что актриса родом с Украины).
Так же не раз отмечалось,  что для Тамары Янко как актрисы музыкального театра не существует определенного амплуа или жанра. В любой образной сфере она держится свободно и естественно. В молодые годы – это лирические образы жизнерадостной Периколы, целомудренной  Варвары («Фрол Скобеев» Т.Хренникова), психологически насыщенные образы Любаши, Кащеевны, злодейки Марии Косовой («В бурю» Т.Хренникова), роли травести (царевич Орест «Прекрасная Елена», Никлаус «Сказки Гофмана»). В зрелые годы – это фейерверк возрастных ролей, разнящихся по темпераменту, социальному типу героинь: беднячка Аксинья («В бурю»), Императрица («Харри Янош» Кодаи), Ахросимова («Война и мир»), Дуэнья («Обручение в монастыре»), Графиня Палматика («Нищий студент» Милеккера), Олимпия «Донья Жуанита» Зуппе), няня Филиппьвна («Евгений Онегин»). Столь далеко неполный список ролей Янко весьма впечатляющ.  Особенно ярко стилевой контраст творческого диапазона актрисы заметен в ролях Аксиньи и графини Палматики.
Беднячка Аксинья (опера «В бурю») – мать двоих детей, оказавшихся в пылу гражданской войны по разную сторону «баррикад». Т.Янко занята только в одной картине довольно длинной оперы, где действие происходит в неказистой избе, и  героиня Янко является драматургическим стержнем этой картины, ее нервом. А вся картина построена на взрывных контрастах по принципу «эмоциональной формы» (определение В.Холоповой), где постоянно чередуются напряжение – разрядка; взрыв эмоций – успокоение страстей. Вот Аксинья с трудом поднимает тяжелое ведро воды, медленно подносит его  к дому, и останавливаясь, начинает петь свое небольшое ариозо «Разлетелись соколы». Ее печальную задумчивость прерывает появление старшего сына -  красного командира Листрата, который пробрался тайком в село, занятое белыми.  И героиня Янко вся разливается радостью, хлопочет по хозяйству, при этом, не теряя бдительность (кругом враги рыщут), за которой скрывается тревога за сына. Но после небольшого успокоения после бурной радости встречи с сыном возникает новая эмоциональная волна: неожиданно в доме появляется младший сын Аксиньи – Ленька, бывший батрак, ныне вестовой у белых, и увидев старшего брата, направляет на него оружие.  Мать – Янко просто взрывается криком: «Ле- ня-я!!!» (но при этом ничуть не пережимая, не допуская фальшивой театральности, чем увы нередко грешили ее коллеги).
И далее во время непростого объяснения братьев (кто за что воюет) мать - Янко ни на минуту не ослабляет бдительного внимания, так как в любой момент возможна вспышка, которая могла бы довести до убийства одного брата другим («Кушайте голубчики, кушайте милые, я огурчиков вам еще накрошу»). Но благодаря умному ведению разговора старшим братом Листратом с младшим Ленькой страсти немного успокаиваются, и начинается замечательное по своей задушевной романсовой интонации трио-вокализ. Мать и двое сыновей усаживаются вокруг стога сена и словно растворяются в теплоте домашнего семейного уюта, мечтая о мирной жизни. И самим олицетворением этого уюта является Тамара Янко, уюта, который неизменно был у нее дома в семье (об этом чуть позже) и в любимом театре. Но вот оркестре мы слышим подражание конскому топоту,  и возникает новая эмоциональная волна,   еще сильнее прежней: в ворота врывается кулак Петр Сторожев (в незабываемом исполнении В.Канделаки) со своими приспешниками. К счастью, братья уже были близки к примирению, и младший мгновенно прячет старшего в стог сена. Но враг догадывается, что Листрат скрывается где-то поблизости, и начинается одна из самых тяжелых сцен, о которой сама актриса нередко вспоминала, когда рассказывала о своем знаменитом партнере Владимире Канделаки: «Мне, игравшей … роль матери … всегда становилось страшно, когда Сторожев-Канделаки вырывал шашку у своих бандитов и сам, не доверяя им, протыкал ею еще и еще раз стог сена. В эти минуты, как бы пытая Аксинью, он не сводил с нее глаз, надеясь, что она не выдержит, крикнет и выдаст сына. Мне в это время казалось, что его шашка входит прямо в мое сердце…» (Музыкальная жизнь, 1978, № 9. – С. 9.).
Роль графини Палматики представляет совершенно иную грань многостороннего  актерского таланта Т.Янко.  Перед нами настоящая  представительница древнего дворянского рода, несколько сухощавая с благородной осанкой и отточенными безукоризненными манерами, интонациями.  С нее можно было писать портреты. И их писали. Так, среди живописных работ главного художника театра Станиславского в 1950-88 гг. А.Ф.Лушина значится и портрет Тамары Янко в роли графини Палматики. Единственное, что здесь как-то связывает актрису с ее многочисленными возрастными ролями, что графиня тоже мать, которая заботится о счастье своих дочерей (в том смысле, как она это понимает). И, несмотря на постоянно возникающие  (как и полагается в оперетте) смешные ситуации (как, например, на ярмарке, когда графиня и ее дочери должны были делать вид, «что у нас ЕСТЬ деньги» и есть на обед «одну картошку без фазана») героиня Т.Янко ничуть не скатывается до фарса или пустого комикования.  Чувство меры и стиля классической оперетты у Янко было безукоризненным. 
Очень мне нравилась Янко и в казалось бы,  эпизодической роли Филиппьевны в легендарном спектакле К.Станиславского «Евгений Онегин». Опять удивительно точное попадание в образ, замечательное чувство народного характера  доброй, не лишенной проницательности старушки-няни. Вроде бы, чего тут сложного? Однако, далеко не каждая, даже очень талантливая «поющая актриса», перейдя на возрастные роли, могла столь убедительно выглядеть в этой опере.
Последний свой спектакль Тамара Янко дала в январе 1978 г,  исполнив роль Мамки боярышни Анны в опере Т.Хренникова «Безродный зять». Этим спектаклем актриса отметила свое 40-летие творческой деятельности.
Наряду с актерской и концертно-певческой деятельностью (напомню, что Янко была первой исполнительницей знаменитой «Катюши»), Янко преподавала сольное пение в ГИТИСе,  дослужившись до звания профессора. Среди ее известных учениц – Т.Моногарова.
Рассказ о Тамаре Янко будет далеко не полным, если не упомянуть о том, что Господь ей даровал не только долгую и интересную сценическую судьбу, но и семейное счастье. Почти столько же лет,  сколько отдала Янко сцене, она прожила со своим мужем – оперным певцом и драматургом-либреттистом Сергеем Александровичем Цениным (он, будучи уже тяжело больным, скончался через месяц после того, как Янко ушла со сцены). Об их замечательной семье, теплом и гостеприимном доме хорошо написал певец Сергей Яковенко в статье «Семья друзей жива была …» (Музыкальная академия, 2003., № 3). Позволю себе привести несколько строк: « За огромным круглым столом, уставленным кулинарными изысками – никогда ничего стандартно-покупного, все создавалось руками Тамары Федоровны – собирались приятные друг другу люди, родные и близкие, старинные, закадычные друзья, а иногда и малознакомые, быстро сближавшиеся благодаря радушию хозяев, излучаемой ими душевности». Тут же Яковенко приводит известный экспромт С.Маршака, посвященный замечательной артистической семье:
Ваш привет мне очень ценен,
Как больному молоко,
Дорогой товарищ Ценин
И прекрасная Янко.
Надо сказать, что среди друзей семьи Ценина – Янко были такие замечательные люди, как Ирма Яунзем и Надежда Казанцева, Наталья Шпиллер и Елена Грошева, Нина Дорлиак и Святослав Рихтер, балетмейстер Алексей Чичинадзе и режиссер Лев Михайлов, а также композиторы Шостакович, Баласанян, Кабалевский, Хренников…
В заключение не могу не посетовать, что все, что создала Янко на сцене и концертной эстраде не было запечатлено на пленку. Мы не имеем ни одного видеокадра с ее участием! Правда записи на грампластинках есть. С ее участием записаны оперетты «Нищий студент», «Прекрасная Елена», оперы «Обручение в монастыре», «Виринея», «В бурю», «Безродный зять»,  есть несколько радиопостановок («Дочь мадам Анго», «Мартин рудокоп»).



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тамара Фёдоровна ЯНКО
« Ответ #1 : Июль 08, 2012, 00:06:20 »
Несколько лет назад на "Орфее" прошла радиопередача, посвящённая Т.Ф.Янко.
Ведущий Сергей Яковенко

Время выхода:
Воскресенье,
19:00,
11.10.2009

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue1236/
 
"Семья друзей жива была…" - О Тамаре Янко и Сергее Ценине

Тамара Янко и ее супруг Сергей Ценин были в 30-50-х годах солистами Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Однако очень важное место в их сердцах, доме и семье занимала не только музыка, но и близкие друзья…

Сергей Яковенко: «Из всех людей, которых мне посчастливилось встретить на жизненном пути, возможно, самыми теплыми и обаятельными, обладающими талантом дружить, были Сергей Александрович Ценин, певец и либреттист, и Тамара Федоровна Янко, Народная артистка, многолетняя солистка одного единственного театра Станиславского и Немировича-Данченко, выдающийся педагог. Вот это их излучение, их дружеское обаяние объединяло людей вокруг них, мы к ним тянулись. Например, Маршак писал такие строчки: «Ваш привет мне очень ценен, / Как больному молоко, / Дорогой товарищ Ценин / И прекрасная Янко…»

Их дом был необыкновенно теплым и притягательным. Все, кто попадал в их силовое поле, чувствовали себя счастливыми, согретыми дружбой и, что особенно удивительно, общались с ними на равных, без всяких субординаций. За столом бывали обычно Наталья Дмитриевна Шпиллер, Ирма Петровна Яунзен, Надежда Аполлинариевна Казанцева, но не чувствовалось совершенно разницы в возрасте, какой-то сановности людей. Сто был всегда такой домашний – ничего из магазина. Тамара Федоровна своими руками создавала кулинарные шедевры. Ну и казалось, что ничего у них в жизни нету, кроме того чтобы быть добрыми, душевными, радушными хозяевами…»

В программе к воспоминаниям Сергея Яковенко присоединяется дочь прославленной музыкальной четы Ирина Сергеевна Ценина.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Тамара Фёдоровна ЯНКО
« Ответ #2 : Июль 08, 2012, 00:32:18 »
Могила Т.Ф.Янко и С.А.Ценина на Кунцевском кладбище в Москве:

http://moscow-tombs.narod.ru/1988/yanko_tf.htm

«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Т.Янко и Е.Шумская
« Ответ #3 : Июль 08, 2012, 00:38:52 »
Елизавета Шумская и Тамара Янко
Дует Клеретты и м-ль Ланж
Oперетта «Дочь мадам Анго» Шарль Лекок Оркестр ВР Дир. - Е.Акулов

http://www.youtube.com/watch?v=nXVhahpVYo4
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 667
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Тамара Фёдоровна ЯНКО
« Ответ #4 : Июль 08, 2012, 00:41:40 »
Несколько лет назад на "Орфее" прошла радиопередача, посвящённая Т.Ф.Янко.
Ведущий Сергей Яковенко

Время выхода:
Воскресенье,
19:00,
11.10.2009

http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue1236/

Вот альтернативные ссылки:

http://www.moskva.fm/share/2101/20091011/fromtime:19:00:55

Музыкальная часть:
http://www.moskva.fm/share/2101/20091011/fromtime:19:35:00

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 473
У кого-нибудь есть двойной винил Т.Янко?