Автор Тема: «ДОН ЖУАН» 225 лет — опере Моцарта 25 лет — спектаклю Покровского  (Прочитано 2245 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Astre

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
225 лет назад, в теплом октябре 1787 года, Моцарт был занят последними приготовлениями к пражской премьере своей оперы «Дон Жуан». Прага — которая была столь дорога ему, — с энтузиазмом приветствовала композитора, который отвечал ей взаимностью. «Мои пражане меня понимают» — говорил Моцарт об отношениях с жителями богемского города.

Премьера «Свадьбы Фигаро» в Праге в январе 1787 года был триумфальной: несколько недель подряд пражане в кафе и на улицах пели и насвистывали ее дивные мелодии. После такого успеха импресарио Паскуале Бондини заказал Моцарту новую оперу. Вольфганг принял предложение и к концу сентября 1787 вернулся в Прагу с неоконченной еще партитурой оперы «Дон Жуан», над которой продолжал работать до самого дня премьеры.

Во время этого визита в Прагу Моцарт, как и в прошлый раз, воспользовался гостеприимством  своих друзей — Жозефы и Франтишека Душеков: в городе он остановился в доме «У трех золотых львов», а за городом — на их вилле Бертрамка, где нашел тихий оазис, в котором завершал свою великую оперу.

Премьера «Дон Жуана» состоялась в Сословном театре, который в то время назывался Национальный театр Ностица (в честь аристократа Антонина Ностица Рейнека, финансировавшего его постройку). Этот театр является одним из немногих в Европе, сохранившимся до сих пор почти нетронутым. И сегодня, войдя в его зрительный зал, можно испытать волшебное чувство — от осознания, что вы находитесь в том же месте, в котором Вольфганг Амадей Моцарт представлял свои шедевры! Здесь 225 лет тому назад ложи оживленно гудели в ожидании момента, когда композитор предстанет перед публикой, а затем, после грациозного поклона, обратится к оркестру и даст сигнал к началу оперы.

Венская газета «Провинциальные новости» сообщала о премьере: «Господин Моцарт собственной персоной дирижировал оперой и был встречен радостью и ликованием многочисленной публики». Пражские газеты писали:  «В понедельник 29-го Общество итальянской оперы представило с нетерпением ожидаемую оперу композитора Моцарта «Дон Жуан». Знатоки и музыканты говорят, что ничего равного ей в Праге никогда не ставилось. Господин Моцарт сам дирижировал, и когда он вошел в оркестр, он был награжден тройной овацией; то же самое произошло, когда он вышел из оркестровой ямы. Что касается оперы, то она очень сложна, и, несмотря ни на что, все восхищаются, хорошим исполнением, подготовленным в столь короткое время <…> Экстраординарное количество зрителей свидетельствует о всеобщем одобрении».

Позднее великий французский композитор Шарль Гуно скажет об этой опере: «Это непревзойденный и бессмертный шедевр, апогей лирической драмы. Партитура «Дон Жуан» … была и остается для меня своего рода воплощением драматической и музыкальной непогрешимости. Я расцениваю ее как сочинение без малейшего изъяна, как непрерывное совершенство!».

В 1987 году — в год 200-летия рождения «Дон Жуана», — Борис Александрович Покровский поставил шедевр Моцарта в своем Камерном музыкальном театре. Это была не привычная галантная разводка персонажей в напудренных париках. Нет, это была подлинная драма.

«Это Моцарт! — объяснял своим артистам Покровский. — Это не финтифлюшечки!

Это опера опер! Это опера народная, героическая, комическая... Я уже говорил вам, что это комическая опера?

Возьмите партитуру — не такую, которая у нас издается. Мы ведь все поправляем Моцарта, потому что Моцарт не все понимал. Мы пишем «Дон Жуан. Опера в двух действиях». А на самом деле «Веселая драма» написано у Моцарта!

Вы понимаете, что мы должны ставить? Мы должны поставить веселую драму о негодяе, распутнике и подлеце! «Дон Жуан» — это трагедия человечества и его радость, это человек во многих его духовных ипостасях.

Когда меня спрашивают, в чем разница между характерами героев оперы и современными людьми, я отвечаю: никакой разницы! Ибо мы в этих образах непременно видим самих себя, мы видим наше общество, наше окружение. Мы видим вечные противоречия общества, вечные проблемы человека, человеческого характера, его развития, взаимоотношений — общественных и личных. Вот почему эта опера будет тогда интересна, когда зрители, которые придут к нам, войдут в эту жизнь, как будто они живут вместе с нами»

225 лет прошло с того знаменательного момента, когда опера «Дон Жуан» впервые увидела свет рампы. Но до сих пор она остается одним из величайших произведений. Чудесная музыка Вольфганга Моцарта — композитора, благословенного Богом, — сегодня говорит с нашей душой так же эмоционально, так же мощно, как и тогда.