Автор Тема: "Билли Бадд" Бриттена в Михайловском театре  (Прочитано 3939 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam



http://www.kommersant.ru/doc/2114886

Владимир Раннев   
АКТУАЛЬНЫЕ МАТРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В Михайловском театре состоялась премьера оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бадд» в постановке Вилли Декера, осуществленной им 12 лет назад для Венской государственной оперы. Получив удовольствие от работы солистов, хора и оркестра, ВЛАДИМИР РАННЕВ задается вопросом, почему директора театра Владимира Кехмана заинтересовала именно эта опера.

Уже много лет Владимир Кехман подыскивает для репертуара своего театра что-нибудь «фирменное» — такую оперу, что не частит на мировых афишах, но признана классикой, хороша для эффектной, но респектабельной постановки, демократична, но с актуальной проблематикой. При кажущейся несовместимости некоторых из этих качеств три года назад театром был найден беспроигрышный, казалось бы, вариант — «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке. Работа закипела, и все, в том числе в европейском оперном сообществе, с нетерпением ждали результата. Но не дождались. На финальном этапе господин Кехман, если верить Петеру Феранецу, предыдущему музыкальному руководителю Михайловского театра, отказался от проекта из соображений политического такта. Господин Феранец предположил тогда, что одна из кульминационных фраз оперы — «Вова, ты понимаешь, что ты идиот!» — могла быть интерпретирована в современной России слишком однозначно. Скорее, однако, проблема не в пресловутой реплике, а более общего — вкусового, эстетического — плана. Кошмары «Жизни с идиотом», как их ни ставь, не выдать за светский продукт, а именно светским, если не великосветским, Михайловский театр себя в последние годы ставит. Что у него неплохо получается. Это не в плюс и не в минус, просто есть такая ниша в разноцветье оперных специализаций. И «Жизнь с идиотом» — не слишком комфортный материал для этого случая, что господин Кехман, хоть и с некоторым опозданием, понял.

Тем удивительней, что для новой премьеры он приглядел еще более острый материал — «Билли Бадда» Бриттена, оперу с жесткой социальной критикой, пружиной трагических событий в которой стали «Права человека» — сначала как название судна, откуда был насильно и с пренебрежением к этим правам рекрутирован матрос Билли Бадд, потом же просто как слова-проклятие, само произнесение которых на военном судне, где несчастный Билли оказался, трактовалось как призыв к мятежу. В опере нет витиеватых сюжетных линий, никакой частной жизни и лирических отступлений. Вся она исключительно о модели общественных отношений в замкнутом корабельном социуме, построенных на гегемонии кнута и пряника. Внизу — затравленные матросы, смирившиеся со своей участью. "Выбора нет, все предопределено, этому не будет конца«,— оправдывается перед собой один из них, соглашаясь на подлость. Сверху — капитан Вир, который, по представлениям матросов, «добрый, заботится о нас как о сынах» и никак в их головах не соотносится с их скотской жизнью. А между ними — опричнина корабельной полиции, старшина которой — Джон Клэггарт, главный антигерой оперы — с остервенением и отвращением к себе служит режиму, от которого кормится, но который сам же называет «сплошным дерьмом». Он ненавидит новобранца Бадда за то, что тот умен и ловок, хорош собой, но главное — добросердечен, за что искренне обожаем окружением. Рядом с таким особенно болезненно ощущается собственное ничтожество, и зависть Клэггарта побуждает его к мести. Подбросив улики, он обвиняет матроса Бадда в подготовке мятежа. Во время разбирательства Билли Бадд в отчаянии убивает своего обидчика, обрекая тем самым и себя на смерть по законам военного времени. Все эти события разворачиваются на фоне войны с «внешним врагом» — французами (действие происходит в 1797 году), которая в опере так и остается «холодной» — враг все время невидим и является какой-то ирреальной, но мобилизующей силой, оправдывающей жестокие порядки корабельной жизни. Французский же корабль всю оперу в тумане, но англичане ненавидят незримого врага по более чем убедительным причинам — «за это их гадкое мсье» и за то, что они «лягушатники». Перечень аналогий с текущей российской реальностью можно было бы продолжать, приглядевшись к деталям. Но и без них очевидно, что эта опера Бриттена — не то отвлеченное изысканное искусство, к которому привыкли в этих стенах.

Уже в середине первого действия в партере зазвучали недоуменные реплики — нарядная благополучная публика, которую Михайловский театр приручал последние годы, почувствовала, что вечер, как говорится, перестает быть томным. Средь бархата и позолоты весь этот «критический реализм» с нелицеприятной социалкой казался недостаточно рафинированным угощением. Можно представить, что вся эта «несогласная» матросня на сцене воспринималась публикой так же, как когда-то «мужицкая» «Жизнь за царя» николаевской аристократией. Редкие аплодисменты одних зрителей вызывали саркастическую реакцию других, и было обидно за крепкий хор, великолепную работу солистов (Олег Балашов, Юрий Ившин, Йоханнес фон Дуйсбург) и уверенный оркестр (дирижер Михаил Татарников), не говоря уже о волшебной музыке Бриттена, достоинства которых при таком «контенте», видимо, мало кого интересовали. Тем более что событийную канву оперы режиссер Вилли Декер разворачивал без декоративных изысков, со скупостью документального театра. На сцене все время палуба корабля и линия горизонта на заднике. Или еще более аскетичные трюм и капитанская каюта. Во втором акте обстановка несколько разрядилась, тут в партитуре больше драматических монологов, более привычных оперным меломанам,— матроса Бадда перед казнью и капитана Вира о том, как невозможно оставаться человеком, находясь на вершине «вертикали власти». Но в целом приходится констатировать, что новая премьера Михайловского — это успех театра и он же провал публики. Последняя оказалась не готова к серьезной опере, предпочитая рассматривать театр — от вешалки до буфета — в качестве роскошного музыкального салона.

*************************************
Полная подборка рецензий на спектакль выложена на сайте ПТЖ: http://ptj.spb.ru/pressa/premiere/2012-2013/spb-mikhaylovsky-billi-badd/


«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Билли Бадд" Бриттена в Михайловском театре
« Ответ #1 : Февраль 07, 2013, 10:55:35 »
Ой, неужели наша публика прям так уж сильно разволновалась и почувствовала себя уязвлённой ? Что-то не верю я в такую её проницательность. Хотя допускаю, что "простонародный" сюжет оперы Бриттена мог нашему гламуру не понравиться.
Над фразой «Вова, ты понимаешь, что ты идиот!», из-за которой отменили (!!) оперу Шнитке, я хохотал ! :))) Неужели этот правда, а не анекдот ?? Вот уж не думал, что в наше сверхплюралистические и супердемократические времена кто-то может испугаться таких фраз, словно в брежневскую эпоху, когда слушателям и критикам за каждым углом мерещился подвох с политическим уклоном. Опера была сочинена задолго до прихода Вовы к власти.
Хотя ....... Чем, собственно, наши времена ЛУЧШЕ брежневских ? На мой взгляд, они ХУЖЕ.
Так что автор статьи имел право изложить свой взгляд.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: "Билли Бадд" Бриттена в Михайловском театре
« Ответ #2 : Февраль 07, 2013, 14:00:24 »

Над фразой «Вова, ты понимаешь, что ты идиот!», из-за которой отменили (!!) оперу Шнитке, я хохотал ! :))) Неужели этот правда, а не анекдот ??

Очень даже похоже на правду, если учесть, что г-н Кехман всегда предельно восприимчив к принципу, так сказать, "политкорректности" в отношении властей. Помнится, постановка Сокуровым танеевской "Орестеи" была закрыта Кехманом после того, как Сокуров подписал письмо с протестом против градостроительной политики Матвиенко. А тут уже речь не о Матвиенко...  ;D
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Re: "Билли Бадд" Бриттена в Михайловском театре
« Ответ #3 : Февраль 07, 2013, 14:07:22 »

Над фразой «Вова, ты понимаешь, что ты идиот!», из-за которой отменили (!!) оперу Шнитке, я хохотал ! :)))

Кроме того: Вы не забыли, как зовут самого г-на Кехмана?..  ;D
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Билли Бадд" Бриттена в Михайловском театре
« Ответ #4 : Февраль 07, 2013, 14:16:14 »
Кроме того: Вы не забыли, как зовут самого г-на Кехмана?..  ;D

:))) Т.е. он мог воспринять это и как личный выпад ?
Такое ощущение, что мы все и впрямь живём в сумасшедшем доме. Я думал, этот идиотский (каламбур, ха-ха) этап в жизни нашей страны остался далеко позади, а глядь - носители его идеологии и сегодня живее всех живых. Никакой рынок не вытравил.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dimkoff

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: "Билли Бадд" Бриттена в Михайловском теа
« Ответ #5 : Февраль 27, 2013, 00:29:45 »
Опера «Билли Бадд» Михайловский театр, Санкт-Петербург

Впервые в России в Михайловском театре осуществлена постановка оперы английского композитора Бенджамина Бриттена «Билли Бадд». Эта опера, которая ставилась ранее на сцене Венской государственной оперы в 2001 г., – явление для России во многом уникальное.  Впервые в Советском Союзе опера Бриттена, - а это была другая опера, - «Питер Граймс»  прозвучала в концертном исполнении в Мариинском (тогда Кировском) театре летом 1965 года. Премьерная постановка «Билли Бадда», на которой мне довелось побывать в Михайловском, не случайно появилась в репертуаре театра. Идее и её реализации мы обязаны во многом нынешнему главному дирижёру театра Михаилу Татарникову, чей дед ,  дирижёр Джемал Далгат стоял за дирижёрским пультом Мариинского театра тогда, в 1965 году и лично был знаком с Бенджамином Бриттеном, не раз бывавшем в Советском Союзе. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения композитора.

Прежде всего, хочется сказать, что оперы на английском языке довольно редко звучат на подмостках ведущих мировых оперных театров. Необычность и непривычность восприятия спектакля заключается в неординарности сюжета, в непохожести и самобытности музыки Бриттена, которая во многом атональна; у главных героев нет традиционных для классических опер итальянских и русских композиторов арий. Ведущая роль как носителю драматургии в спектакле отведена оркестру. Опера сочетает в себе элементы драматического спектакля, поскольку имеет развёрнутую, многогранную идею и «закрученный» интригующий сюжет по одноимённой повести Германа Мелвилла (автора «Моби Дика»). 

Действие происходит на морском военном корабле, поэтому в опере нет ни одной женской роли, что само по себе необычно. Основная линия построена на интриге человеческих взаимоотношений, отношений мужчин-моряков, волею судеб оказавшихся на одном корабле. Это история о борьбе добра и зла, тёмных и светлых сил, ненависти и долге, который превыше всего и, как это кому-то ни покажется странным,  о любви. 

http://www.mikhailovsky.ru/afisha/detail/225949/

Интересна сценография спектакля. За открывшимся занавесом зрители видят палубу идущего по морю корабля, тянущих огромные корабельные канаты матросов.  Дощатый настил палубы расположен не в горизонтальной плоскости, а под ощутимым наклоном к зрительному залу, поэтому все движения персонажей и масштаб разворачивающихся действий хорошо видны. Поговорив после спектакля с одним из его участников, выяснилось, что дискомфорта артистам это почти не доставляет, и они довольно быстро привыкли проворно перемещаться по наклонённой поверхности.

Опера начинается с воспоминаний пожилого моряка о событиях, происходивших в 1797 году, когда на ряде английских судов вспыхнули матросские мятежи, после чего открывается главная картина спектакля. Бриттен показывает безграничное уважение, если ни веру моряков в своего капитана, в величие Родины, преданность ей – с одной стороны, и невыносимость скотского отношения к низшим по званию, «феодализм» офицерства на корабле и лишь внешнюю демократичность общества власть имущих в старой Англии – с другой. Слушатели сразу оказываются вовлечены в назревающий и разворачивающийся с нарастающей силой конфликт. Затем из общего замысла начинают «выплывать» характеры главных героев со сложными внутренними переживаниями, имеющими нравственные, этические и сексуальные мотивы. Некоторые зрители смогут увидеть и почувствовать параллели сюжетной линии и «выпирающих» противоречий с сегодняшней российской действительностью. Не стану пересказывать сюжет, потому как рекомендую сходить на эту оперу, услышать и увидеть всё самим. В завершении, как это любят делать голливудские режиссёры, автор возвращается к началу – к пожилому моряку, который, как оказывается, был капитаном того корабля и как бы рассказал зрителям пробежавшую перед его глазами историю об идеальном «красавце-матросе» Билли Бадде, участником которой был он сам.

Непростая для оркестра и певцов опера идёт с разными исполнителями ведущих партий. В спектакле, на котором побывал я, принимали участие приглашённые исполнители: Нил Шикофф, тенор, солист Венской оперы (Эдвард Вир, капитан) и Йоханнес фон Дуйсбург, бас-баритон из Германии (Джон Клэггарт, старшина корабельной полиции). Обратил на себя внимание и создал запоминающийся образ молодой баритон Андрей Бондаренко в роли Билли Бадда. Можно сказать, что эта роль будто написана специально для него. Очевидно, что при подготовке к постановке оперы была проделана большая работа, в том числе репетиционная. Замечательный хор Михайловского, прекрасный оркестр, видение целого и внимательность к деталям музыкального руководителя постановки и дирижёра Михаила Татарникова, слаженная работа гостеприимного коллектива Михайловского театра сделали эту оперу настоящим, без сомнения  удачным, знаковым и состоявшимся культурным событием страны!
Дмитрий Ширяев