Автор Тема: 2014-03  (Прочитано 5085 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
2014-03
« : Март 01, 2014, 13:13:49 »
Коллеги !
Продолжаем создание обзоров интернет-публикаций, имеющих отношение к тематике нашего форума.
Я прошу вас мне помогать следующим образом: вы можете размещать в этом потоке любую заинтересовавшую вас или, как минимум, показавшуюся ценной публикацию за текущий день или за обозреваемый месяц (кроме ресурсов Belcanto и operanews - это наши ресурсы). Присоединяйте ваше сообщение к потоку, обязательно копируйте дату.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что в данном потоке размещаются свежие публикации лишь за ТЕКУЩИЙ месяц. При этом совсем не обязательно размещать всю публикацию целиком - можно вырезать из неё наиболее понравившийся вам фрагмент, указать дату и ссылку на текст. Но можно и целиком (со ссылкой) !

Источники публикаций здесь:

------------------------------------


http://www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=8

http://www.gazeta.ru/culture/news/

http://www.rg.ru/tema/kultura/ (см. Архив по числам)

http://izvestia.ru/rubric/18 (Культура)

http://www.ng.ru/culture/

http://www.utro.ru/culture.shtml

http://www.chaskor.ru/culture/

http://www.newizv.ru/razdel/4/

http://www.lenta.ru/culture/

http://www.expert.ru/culture/

http://gazetaigraem.ru/

http://www.muzklondike.ru/

http://www.nvspb.ru/arhive/culture

http://www.spbvedomosti.ru     - раздел "Культура"

http://www.kultura-portal.ru/

http://www.fontanka.ru/culturecity/

http://www.classica.fm

http://www.aif.ru/culture

http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2388707/   (телерадиоинтервью: вед. Диана Берлин)

http://www.colta.ru/

http://www.baltinfo.ru/arhive/culture

http://iskusstvo-tv.ru/News/archiv/all/

http://www.ruskline.ru
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: 2014-03
« Ответ #1 : Март 01, 2014, 13:17:09 »
Коллеги!
Если увидите в сети интересную информацию в русле нашей тематики, то копируйте её сюда. Не забудьте дать ссылку на первоисточник!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #2 : Март 09, 2014, 23:21:52 »
9 марта 2014 г.

http://lenta.ru/news/2014/03/09/mortier/

Умер бывший руководитель Королевской оперы Мадрида Жерар Мортье

Бельгийский оперный режиссер, бывший художественный директор Королевского театра в Мадриде Жерар Мортье скончался в возрасте 70 лет. Об этом 9 марта сообщает Agence France-Presse. Он был болен раком поджелудочной железы.

Мортье был одним из ведущих европейских антерпренеров и реформатором оперного театра. За три года, в течение которых он возглавлял в испанской столице королевскую оперу (с 2010 по 2013), в театре были поставлены спектакли, получившие мировое признание.

При Мортье на мадридской сцене прошли гастроли Большого и Мариинского театров, Новосибирского и Пермского театров оперы и балета. Испанский Королевский театр вместе с Пермским, который возглавляет Теодор Курентзис, сделали несколько совместных спектаклей, в частности, поставили «Королеву индейцев» Перселла.

До Мадрида Жерар Мортье возглавлял оперные театры в Дюссельдорфе, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне и Брюсселе. С 2004 по 2009 годы Мортье был директором Парижской национальной оперы. В течение 10 лет, с 1991 по 2001, он руководил музыкальным фестивалем в Зальцбурге.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #3 : Март 11, 2014, 07:47:48 »
10 марта 2014 г.

http://www.kommersant.ru/doc/2426382

Умер Жерар Мортье

Реформатору оперной режиссуры было 70 лет

В Брюсселе умер Жерар Мортье — знаменитый импресарио, интендант, идеолог, руководивший брюссельским оперным театром La Monnaie, Зальцбургским фестивалем, Парижской оперой и мадридским Teatro Real, человек, радикально изменивший лицо современного оперного театра.

В официальных бумагах написано не просто «Жерар Мортье», но «Жерар Альфонс Огюст барон Мортье» — хотя любая официозная титулатура в приложении к нему звучит смешно. Это он-то барон — сын булочника, выросший в гентском рабочем районе, левый из левых, у которого, наверное, за всю жизнь не нашлось доброго слова об аристократии — хоть родовой, хоть финансовой. Но, что делать, король Бельгии пожаловал за заслуги перед отечеством. И, наверное, сам факт награды все-таки был для Мортье по-своему важен. Патентованный гражданин мира, он тем не менее не упускал случая ввернуть в разговор: «а я ведь фламандец». Национальные корни, привязывающие к территории, которой на протяжении столетий большие державы играли как в мячик,— такая вещь, которая размышления о политических интересах поневоле окрашивает в не слишком розовые тона.

И то, что учился он в иезуитской школе,— это тоже очень иронично смотрится — притом что клерикальный консерватизм у него ничего, кроме негодования, не вызывал. Впрочем, отцов-иезуитов он даже хвалил — за то, что способность к независимому суждению не подавляли, а даже стимулировали.

В смысле единомыслия ему очень повезло с учителями и в главном его деле, оперном. Это было в 70-е, когда с Кристофом фон Донаньи он работал в ряде немецких театров, а с Рольфом Либерманом — в Парижской опере. И до конца жизни потом сохранил какое-то совершенно исключительное отношение к немецкой и французской оперной среде: мол, там-то возможны совершенно исключительные вещи, там возможен прогрессивный оперный театр, там общество чувствует свою ответственность за то, чтобы так было. И надо сделать так, чтобы это работало и в других странах.

Его первый самостоятельный проект — десять лет работы в главном оперном театре Брюсселя, La Monnaie,— сразу же показал хватку, какой тогда у оперных менеджеров больше нигде не было. Был тихий сонный театр, считавший благоразумным ни на что не претендовать,— достаточно было и того, что там резидировала труппа Мориса Бежара. И вот там происходит амбициозная и дорогущая реконструкция, вот там ставят Люк Бонди, Патрис Шеро и Герберт Вернике, вот на афишах появляются по тем или иным причинам немыслимые раньше названия — будь то оперы Яначека, Адамса или вовсе Франческо Кавалли. Спонсоры хватают ртом воздух, консервативная публика гневается — даже и с Бежаром пришлось поссориться. Но зато опера вдруг выглядит не милым предлогом выгулять фамильные бриллианты, а остроактуальным видом искусства. А сам театр — что ж, La Monnaie и до сих пор не растратил те очки, которые приобрел при Мортье именно тогда, в 80-е.

Потом было десятилетие правления в Зальцбурге. Огромная эпоха, как сейчас кажется, тектонический сдвиг; казалось, что после смерти Караяна фестиваль обречен окончательно превратиться в гламурную песочницу — а Мортье во что бы то ни стало пытался превратить его в Синай, откуда среди громов и молний должны разноситься заповеди о том, как должен быть устроен оперный театр сегодня. Да и не только оперный. Провокационность, политическая злободневность, бунт против конвенций оперного репертуара — все это, конечно, раздражало похлеще, чем в Брюсселе. И есть много людей, для которых именно после Зальцбурга имя Мортье превратилось в жупел, в олицетворение надругательства над всеми традиционными оперными духовными скрепами. И все же: ругались, но ездили — и с каждым годом ездили все больше. И когда тебе показывали что-то колоссальное, немыслимое — вроде «Св. Франциска Ассизского» Оливье Мессиана, поставленного Питером Селларсом и Георгием Цыпиным (художник-постановщик сочинской Олимпиады, кстати сказать), то всякое брюзжание умолкало.

Он ушел из Зальцбурга в 2001-м не без давления правых политиков, у которых все-таки лопнуло терпение. Но по сравнению с его дальнейшей карьерой то десятилетие все равно выглядит почти идиллией в смысле того круга возможностей и влияния, который ему удавалось отвоевывать и удерживать. Авторитет и реноме — те никуда не делись, конечно, как и готовность моментально реагировать на все самое свежее и неожиданное, что появлялось в оперном театре. И, разумеется, готовность бороться за оперу именно как за тотальный социально-художественный проект, а не музейный жанр. Но времена изменились. В Парижской опере ему дали проработать только пять лет (мол, пенсионный возраст настал) и расстались с ним с ощущением взаимной разочарованности. Он строил планы на New York City Opera, рассчитывал выстроить из театра реального конкурента Metropolitan — но на его планы банально не хватило бюджета (а потом NYCO и вовсе закрылся). Предложили, наконец, мадридский Teatro Real, площадку совсем без истории и без влиятельности, и он сделал из нее несомненного ньюсмейкера — но тут вмешалась болезнь. Теперь он умер, и понятно, что другой сколько-нибудь сомасштабной фигуры в оперном мире пока не видно. Но самое печальное — что и сам его романтический крестовый поход за будущее оперного театра в своих вселенских масштабах нынче смотрится небывальщиной: слишком дорого, слишком непрактично, слишком бескомпромиссно по нашим прагматичным временам.

Сергей Ходнев
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #4 : Март 12, 2014, 07:18:04 »
11 марта 2014 г.

http://lenta.ru/news/2014/03/11/list/

85 деятелей культуры поддержали политику России по Крыму

85 российских деятелей культуры и искусства поставили свои подписи под письмом «В поддержку позиции президента по Украине и Крыму», говорится в сообщении, направленном пресс-службой Минкультуры РФ в редакцию «Ленты.Ру».

«В дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, деятели культуры России не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем. Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму», — говорится в обращении.

Среди подписавших письмо: президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова, актеры Алексей Баталов, Сергей Безруков, Михаил Боярский, Василий Лановой, певец Олег Газманов, пианист Денис Мацуев, дирижеры Юрий Башмет и Владимир Спиваков, кинорежиссеры Федор Бондарчук и Павел Лунгин, актер и кинорежиссер Станислав Говорухин, руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков, директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгар Запашный, президент Российской академии художеств Зураб Церетели и и.о. ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе.

Список подписей деятелей культуры и искусства является открытым, подчеркивается в распространенном Минкультуры РФ сообщении.

В феврале на Украине произошла фактическая смена власти — Верховная Рада, перешедшая под контроль оппозиции, отстранила президента Виктора Януковича. В Крыму новое руководство Украины признавать отказались, попросили защиты у России и объявили о намерении провести референдум по вопросу вхождения полуострова в состав РФ. Совет Федерации РФ разрешил президенту Владимиру Путину использовать на украинской территории российские войска. Однако, как неоднократно заявляли власти РФ, необходимости ввода российских войск в Крым пока нет. При этом очевидцы утверждают, что в Крыму все же находятся российские войска, однако РФ и власти полуострова говорят, что речь идет о местных отрядах самообороны.

Политика России по Крыму подверглась резкой критике международного сообщества. В частности, ЕС и США пригрозили России санкциями. Украина, ЕС и США также заявили, что не признают законными никакие результаты референдума по вхождению Крыма в состав РФ, назначенного на 16 марта.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #5 : Март 12, 2014, 15:48:03 »
12 марта 2014 г.

http://lenta.ru/news/2014/03/12/refuse1/

Профессор Гнесинки признал себя подписантом обращения по Крыму

Пианист, профессор Гнесинки Юрий Розум признал свою подпись под обращением в поддержку российской политики относительно Украины и Крыма. «Конечно, я выступаю за то, чтобы Украина и Крым были Украиной и Крымом, а не очередным американским штатом, — сказал он в интервью ИТАР-ТАСС. — В моих жилах течет украинская кровь, я люблю Крым и не хочу, чтобы он был придатком к США, к НАТО».

Ранее в интернете появилась информация, что Розум отказался признавать свою подпись. За 14 чаов до появляения сообщения ИТАР-ТАСС он написал в фейсбуке: «Первый раз вижу это письмо. Меня никто и не спрашивал о моем согласии». На звонок «Ленты.ру» Розум не ответил.

Ранее в твиттере журналиста Никиты Белоголовцева появилась информация, что своей подписи также не признал джазовый музыкант Анатолий Кролл. В разговоре с «Лентой.ру» Кролл сказал, что ему позвонили из Гнесинки и прочитали письмо, с содержанием которого он согласился.

В том же твите в числе отказавшихся упоминались писатель Андрей Константинов и «актер Клебанов». Однако, судя по всему, в списке подписавших указан кинооператор Игорь Клебанов.

Также театральный режиссер, художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий заявил изданию «Сноб»: «Я ничего не подписывал! Абсолютно точно. Кто там что подписывал, я не знаю». На звонки «Ленты.ру» Могучий не ответил.

В тексте обращения, обнародованного министерством культуры России, говорилось: «В дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, деятели культуры России не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем. Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму». Сейчас под ним уже 102 подписи.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #6 : Март 14, 2014, 16:33:04 »
14 марта 2014 г.

http://lenta.ru/news/2014/03/14/antiwar/

90 деятелей культуры подписали антивоенное письмо

Российские деятели культуры подписали открытое письмо с предложением провести конгресс интеллигенции России и Украины под названием «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма». Текст обращения опубликован на сайте «Новой газеты» 13 марта 2014 года.

В обращении, в частности, говорится, что, по мнению его авторов, в настоящее время уже произошла фактическая аннексия Крыма под лозунгом «Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!» В письме подчеркивается, что Россия «стремительно скатывается к новой холодной войне с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать». Также составители письма отмечают, что «развернута оглушительная пропагандистская кампания против всех, кто пытается поставить под сомнение правомерность действий властей, указать на их пагубные последствия для страны, для народа».

Для того, чтобы выразить мнение интеллигенции, не согласной с политикой, проводимой властями в создавшейся ситуации, предлагается в ближайшее время провести конгресс. На нем деятели культуры собираются высказать свое отношение к происходящим событиям и попытаться «найти пути выхода из ситуации, лишающей нашу страну перспектив сколько-нибудь достойной жизни в обозримом будущем». Кроме того, участники предстоящего конгресса намерены потребовать «прекратить нагнетание пропагандистской истерии, прекратить шельмование несогласных».

Под обращением на момент написания новости подписались 90 человек, в том числе актриса Лия Ахеджакова, режиссер Гарри Бардин, писатель Владимир Войнович, актер Алексей Девотченко, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова, режиссер и художник Дмитрий Крымов, писатель Людмила Улицкая, режиссер Адольф Шапиро и актер Игорь Ясулович.

Вечером 11 марта на сайте министерства культуры РФ появилось другое открытое письмо деятелей российской культуры. В нем сообщалось, что нижеподписавшиеся заявляют о своей поддержке позиции президента России Владимира Путина по Украине и Крыму. Какие именно действия главы страны поддерживают подписанты, не сообщалось. Изначально письмо подписали 86 человек. На момент написания данной новости их число выросло до 395. Среди них — Олег Табаков, Надежда Бабкина, Сергей Безруков, Федор Бондарчук, Михаил Боярский, Лев Лещенко, Иосиф Пригожин, коллектив «Бурановские бабушки» в полном составе и другие.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #7 : Март 24, 2014, 18:20:20 »
24 марта 2014 г.

http://www.kommersant.ru/doc/2422604

Театр одного художника

В Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная полуторавековому юбилею Александра Головина (1863-1930).

Название у выставки кокетливое, если не сказать — выспренное: "Фантазии Серебряного века". Оно как бы о том, что Головин был художником безудержной фантазии, полностью сроднившимся с Серебряным веком, то есть с культурой модерна. Я бы поспорила: сущность искусства Александра Головина в живописности, а не в сюжете; в цвете, а не в линии; в акцентировании индивидуальности, а не в стилизаторстве. Номинально записанный в кондовые мирискусники, Головин таковым был лишь в малой степени: корифеи группы ругали его нещадно, ревновали к театральным успехам, пеняли ему за "ненужную красоту" "роскошного калейдоскопа".

Хронологически вроде бы принадлежащий к поколению поклонников европейского символизма и раннего модернизма, ученической преданностью и самим талантом своим он накрепко оказался связан со своими первыми учителями, в первую очередь с Поленовым, в натюрмортный класс которого ходил в академии. Поленовский круг и Абрамцево для Головина всю жизнь будут самым счастливым воспоминанием. Ему, рано осиротевшему, вечно голодному, хватавшемуся за любые заказы, этот мир представлялся артистическим раем. Там царила живопись. Театр Головина будет потом построен на этом восхищении живописной тканью, с помощью которой можно превратить ничто во все что угодно.

Он был очень одинок, подчеркнуто вежлив и до странности застенчив. Неразборчивость в заказах кормила его и, что в итоге было куда важнее, сводила с новыми людьми. Первым стал Теляковский, директор Московской конторы Императорских театров. С этого момента театр стал главным в его жизни: сначала с Коровиным, а потом и в одиночку он оформлял оперы и балеты в Большом, через два года стал главным декоратором Александринского и Мариинского театров, в 1908-м начал работать с Дягилевым, в 1911-м — с Мейерхольдом.

Головин вошел в хрестоматию русского искусства — пусть ретроградом, но крепким наследником передвижников. А его живописные изыски легко списывались на специфику театрально-декорационного искусства, которому в советской иерархии жанров позволялось много больше, чем "чистым" искусствам.

А вот собственно живопись Головина, за исключением классических портретов Мейерхольда и Шаляпина и нескольких автопортретов, всегда существовала в нашем представлении где-то сбоку от его театра. Юбилейные выставки Головина готовы доказать, что это представление было ложным. У Головина весь мир — театр. Писал он сплошь и рядом людей театральных или околотеатральных, иногда на портретах оттренировывал идеи будущих костюмов, иногда превращал на своих полотнах неслуживых, партикулярных людей в героев еще не написанных пьес. Этот очень страстный, очень индивидуальный театральный импрессионизм Головина на поверку оборачивается массовкой мазков, из которых он способен слепить что угодно. Ядовитая Мария Савина называла эти мазки на декорациях Головина холерными вибрионами. Он не обижался, ведь именно этими "вибрионами" он выписал все свои самые лучшие спектакли.

Кира Долинина
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #8 : Март 28, 2014, 08:05:10 »
28 марта 2014 г.

http://www.kommersant.ru/doc/2433606

Господин декоратор

Анна Толстова о выставке Александра Головина в Третьяковской галерее

Можно сколько угодно твердить о единстве культурного пейзажа России, но как начнешь присматриваться — так даже между Москвой и Петербургом будто пропасть разверзлась. Во всяком случае, за последние лет этак десять главным музеям русского искусства еще ни разу не удалось совместно отпраздновать юбилей какого-нибудь великого или "просто выдающегося, да и только" русского художника. Нестеров, Коровин, Левитан — у Третьяковки один, у Русского музея другой. Времена совместных юбилейных блокбастеров прошли, что, с одной стороны, огорчает, а с другой, возможно, и к лучшему. По крайней мере, нам всегда показывают две версии одного и того же, петербургскую и московскую, что в целом соответствует двум господствующим версиям истории русского искусства, петербургской и московской. Вот и с Александром Головиным (1863-1930) тот же случай: Русский музей отпраздновал его 150-летие вовремя, в прошлом году, Третьяковка празднует лишь сейчас. Правда, в Петербурге выставка была в два раза меньше и на ней Головин представал петербуржцем, мирискусником, художником императорских Мариинки с Александринкой, мастером дягилевской плеяды, сдержанным и суховатым европейским графиком. В Москве ретроспектива будет в два раза больше, с включением вещей, уже показанных в Петербурге, например считавшихся утраченными костюмов к мейерхольдовскому "Маскараду" из Александринского театра. И уж здесь-то Головин по праву окажется москвичом, ярким деятелем абрамцевского кружка, украшателем "Метрополя", орнаменталистом-ориенталистом.

Александр Головин родился на Плющихе, но детство его прошло под Москвой, в Петровско-Разумовском,— отец, священник, получил место профессора богословия в Петровской земледельческой и лесной академии, нынешней Тимирязевке. И потом Сергей Маковский, из всех русских критиков, пожалуй, наиболее нежно отзывавшийся о Головине, скажет, что образ райского сада в его живописи связан не столько с Италией и Испанией, сколько с нашими северными не то английскими, не то деревенскими парками. У него было счастливое детство мальчика из тонкой, интеллигентной семьи, правда, поощрявшей его способности к музыке — абсолютный слух — более, нежели к рисованию, и не сразу смирившейся с решением поступать — это после Катковского-то лицея и Поливановской гимназии — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И была совсем несчастная юность: ранняя смерть родителей, униженное положение приживалы у богатых родственников и семь лет в подмастерьях у декоратора комнат, потому что училище он окончил совсем не блестяще, представив слишком авангардную — то есть слишком символистскую — дипломную работу. Все почти головинские произведения окрашены меланхолией, и особенно — натюрморты с пейзажами, закатными или раннеосенними. Впрочем, то было настроение эпохи, прочитывающееся на лицах головинских Рериха или Мейерхольда.

Так всю жизнь он и проработает декоратором — у Мамонтова в абрамцевских мастерских, в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, в театрах — Большом, Мариинском, Александринском,— на "Русских сезонах", в советском МХТ. Только судьба его пожалеет, сведет с Поленовыми, Коровиным, Дягилевым, Шаляпиным, Мейерхольдом. Это Головин — дягилевские "Борис Годунов" и "Жар-птица", это Головин — главный мейерхольдовский художник Серебряного века. Про Головина, который отчаянно влюбился в сцену еще в школьные годы, в легендарной драматической студии Поливановской гимназии, с сожалением говорили, что он ушел в театр и не вернулся. Что пейзаж у него плоский неспроста, а как театральный задник или занавес, что портрет у него — всегда человек в роли. И не только когда Шаляпин — вот бы собрать всех головинских Шаляпиных вместе, "Мефистофелей", "Годуновых", "Фарлафа", "Демона", "Олоферна". И не только бесконечные "Испанки". Но и автопортрет — это роль, он был в жизни щеголь, чтобы не сказать денди, что при вечных его денежных затруднениях представлялось весьма затруднительным. Да и как же тут не стать щеголем, если он весь, до последнего штришка и удара кисти, совершеннейшее воплощение модерна, русского art nouveau.

Нет безжалостнее критиков, чем близкие друзья. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке" начинает за здравие: "божьей милостью художник", "тонкий поэт", "громадный мастер", в декорациях к "Ледяному дому" и "Псковитянке" — гениальный историк, Сурикову равный. Но заканчивает за упокой: все-то у него пробы пера, все-то он незрел, там напоминает Нестерова с Виктором Васенцовым, там — подумать только! — почти приблизился к Елене Поленовой. А два года спустя в "Русской школе" Бенуа уже беспощаден: "От Головина останется весьма мало: кое-какие эскизы, две-три картины, несколько портретов; все это отмечено подлинной художественностью, красочным блеском и тонким чутьем, но и это немногое — только намеки, только обещания, сдержать которые едва ли Головин захочет". Тут не критик пишет о художнике, а сценограф о сценографе — с ревностью. Полезно сравнить это с собственными мемуарами Головина, с "Встречами и впечатлениями" — сколько в них чуткости и доброжелательности: все видит, всех замечает, в гроб сходя, тяжелобольной и невыездной из Детского Села, благословляет ленинградскую молодежь, того же Акимова.

Головин, судя по этим воспоминаниям, отличался невероятной широтой взглядов. Хорошо бы отплатить ему тем же. Отойти от театра, от Дягилева и Мейерхольда, от сравнений с Фортуни — бессмысленных, и от сравнений с группой Nabis — вполне предсказуемых. И сказать: смотрите, эта упоительная, всепоглощающая, но никогда не аляповатая орнаментальность пейзажей ("узорными затишьями" называл их Маковский), эта завораживающая графичность портретов, где черты лица — действительно черты, эта декадентская театральность, когда каждая дама в шали — Электра, Медея, Саломея, это же наш русский Климт и Шиле. Климт-и-Шиле, но без венских крайностей, в рамках приличий, с Чеховым вместе Фрейда, с серебром вместо золота, с серебристо-хрустальным звенящим воздухом в картинах — как в поэзии Кузмина, столь им любимой.

"Александр Головин. Фантазии Серебряного века". Третьяковская галерея на Крымском Валу, до 24 августа
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 143
Re: 2014-03
« Ответ #9 : Апрель 01, 2014, 06:32:11 »
31 марта 2014 г.

Проект основ госполитики в культуре вынесут на обсуждение через 2 недели

Рабочая группа по подготовке проекта Основ государственной культурной политики будет принимать предложения по доработке документа еще в течение двух недель, после чего он будет вынесен на общественное обсуждение, сообщил журналистам советник президента РФ Владимир Толстой.

"В течение двух ближайших недель эти предложения уже в письменном виде поступят в нашу рабочую группу, будут внесены, и после этого уже этот документ можно будет публиковать и предлагать для широкого общественного обсуждения", — сказал он журналистам.
Напомним, что Ранее глава администрации Кремля Сергей Иванов предложил обсуждать документ в обществе в течение месяца. Также, выступая на заседании рабочей группы по разработке проекта Основ государственной культурной политики, Иванов подчеркнул значение госполитики, призванной обеспечить укрепление гражданской, национальной и культурной идентичности российского народа.

"Это, кстати, особенно актуально именно сейчас, когда жесткая глобальная конкуренция в идейно-информационной сфере становится все более агрессивной. Последние события на Украине демонстрируют, к каким тяжким последствиям для государственности может привести отказ от привычных ценностей и спровоцированный извне раскол общества. Мы с вами этого допустить не можем, не имеем права", — заявил Иванов.

http://calendar.fontanka.ru/articles/1436/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау