Автор Тема: 2014-04  (Прочитано 4267 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
2014-04
« : Апрель 04, 2014, 13:03:28 »
Коллеги !
Продолжаем создание обзоров интернет-публикаций, имеющих отношение к тематике нашего форума.
Я прошу вас мне помогать следующим образом: вы можете размещать в этом потоке любую заинтересовавшую вас или, как минимум, показавшуюся ценной публикацию за текущий день или за обозреваемый месяц (кроме ресурсов Belcanto и operanews - это наши ресурсы). Присоединяйте ваше сообщение к потоку, обязательно копируйте дату.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что в данном потоке размещаются свежие публикации лишь за ТЕКУЩИЙ месяц. При этом совсем не обязательно размещать всю публикацию целиком - можно вырезать из неё наиболее понравившийся вам фрагмент, указать дату и ссылку на текст. Но можно и целиком (со ссылкой) !

Источники публикаций здесь:

------------------------------------


http://www.kommersant.ru/rubric.aspx?NodesID=8

http://www.gazeta.ru/culture/news/

http://www.rg.ru/tema/kultura/ (см. Архив по числам)

http://izvestia.ru/rubric/18 (Культура)

http://www.ng.ru/culture/

http://www.utro.ru/culture.shtml

http://www.chaskor.ru/culture/

http://www.newizv.ru/razdel/4/

http://www.lenta.ru/culture/

http://www.expert.ru/culture/

http://gazetaigraem.ru/

http://www.muzklondike.ru/

http://www.nvspb.ru/arhive/culture

http://www.spbvedomosti.ru     - раздел "Культура"

http://www.kultura-portal.ru/

http://www.fontanka.ru/culturecity/

http://www.classica.fm

http://www.aif.ru/culture

http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2388707/   (телерадиоинтервью: вед. Диана Берлин)

http://www.colta.ru/

http://www.baltinfo.ru/arhive/culture

http://iskusstvo-tv.ru/News/archiv/all/

http://www.ruskline.ru
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Re: 2014-04
« Ответ #1 : Апрель 05, 2014, 13:18:31 »
1 апреля 2014 г.

http://portal-kultura.ru/articles/theater/35389-robert-karsen-lyubov-i-smert-dva-stolpa-opery/

Роберт Карсен: «Любовь и смерть — два столпа оперы»

Юрий КОВАЛЕНКО

6 апреля в Цюрихе состоится премьера оперы «Пиковая дама» с участием наших исполнителей. Осуществил постановку знаменитый канадский режиссер Роберт Карсен. В его планах — и новая работа в России. Накануне спектакля Карсен дал эксклюзивное интервью парижскому корреспонденту «Культуры».

культура: Вы начали карьеру оперного режиссера, поставив в 1976 году в Сполето «Пиковую даму». Почему сегодня Вы к ней вернулись?

Карсен: Считаю эту оперу одной из вершин классической музыки. Давно мечтал обратиться к ней еще раз и сам предложил ее театру Цюриха. В своей постановке я старался быть ближе к пушкинскому тексту. Мысль о том, что деньги разрушают любовь, сегодня как нельзя более актуальна. А также стремление Германа разбогатеть в одночасье, без всяких усилий.

культура: В спектакле заняты несколько русских певцов — Татьяна Моногарова, Алексей Марков, партию Германа исполняет украинский тенор Михаил Дидык. Вам удалось найти общий язык?

Карсен: Мне с ними очень повезло. Они, как никто, понимают Чайковского и помогают мне постичь суть его шедевра. Ведь если Пушкин держит дистанцию по отношению к героям, порой отпуская в их адрес довольно ироничные замечания, то Чайковский говорит о собственных переживаниях. В «Пиковой даме» композитор отождествляет себя с Германом.

культура: «Что наша жизнь — игра!.. Сегодня ты, а завтра я», — поет Герман.

Карсен: В жизни каждому из нас приходится выбирать, делать ставки. Порой сиюминутное решение может обернуться либо джек-потом, либо полным крахом.

культура: С Пушкиным и Чайковским связан и Ваш дебют на сцене «Метрополитен-опера», где в 1997 году Вы поставили «Евгения Онегина». Кто Вам ближе — поэт или композитор?

Карсен: Даже не знаю. В «Онегине» Пушкин склонен критиковать общество, у Чайковского же получилась романтическая трактовка романа. В том спектакле были заняты замечательные певцы — Владимир Чернов, Галина Горчакова, Ирина Архипова. Потом пришли Дмитрий Хворостовский и Рене Флеминг.

культура: Ваша работа в России только начинается. Два года назад на сцене Мариинки Вы поставили «Мою прекрасную леди». Кто был инициатором данного проекта?

Карсен: Меня пригласил Валерий Гергиев — великий дирижер и замечательный коммуникатор. Он хотел, чтобы в репертуаре театра появилась музыкальная комедия. Для меня это было настоящим вызовом. Сегодня в планах — поставить «Риголетто» в Большом театре. Премьера назначена на декабрь 2014 года.

культура: В чем Ваше творческое кредо?

Карсен: Я рассказчик, который излагает истории, написанные другими.

Опера — исключительно богатый жанр. Это своего рода алхимия, соединяющая конкретные слова и абстрактную музыку. Она обращается одновременно и к разуму, и к чувствам. К примеру, «Волшебная флейта» Моцарта кажется чем-то простым и легким, но на самом деле в ней говорится о вечных темах — жизни и смерти. В одном из своих писем композитор даже утверждал, что к смерти надо относиться как к лучшему другу.

культура: Как бы то ни было, для Вас опера, — это не книга, которая пылится на полке.

Карсен: Лучшие произведения не теряют актуальности. И театр — не музей, а живой организм. Оперы всех эпох — будь они написаны в XVII, XVIII или XIX столетиях — остаются для меня современными. Но это не значит, что их нужно непременно переносить в наше время. Новые постановки не должны деформировать произведение. К музыке надо относиться бережно.

культура: В Ваших спектаклях всегда много эротики.

Карсен: Разве может быть иначе? Эрос и Танатос — любовь и смерть — два столпа, на которых зиждется опера. Например, в «Риголетто» герцог видел в женщинах лишь источник сексуальных наслаждений. В моих спектаклях на сцене может стоять кровать, а дамы иногда раздеваются… В XIX веке в женщине видели либо девственницу, либо путану. И влюбленная героиня — как в «Травиате» — часто умирала в конце спектакля. Это было наказанием за ее сексуальность. Сегодня подход изменился, но, по-прежнему, то, что дозволено мужчине, не дозволено женщине.

культура: Что служит для Вас источником вдохновения?

Карсен: Только музыка определяет, какой будет постановка. Я полагаюсь на интуицию и внутренний голос. Прежде чем взяться за новую вещь, я погружаюсь в эпоху. Пытаюсь понять, что хотел выразить автор, что в его работе можно считать современным. Великие композиторы всегда стремились к новизне.

культура: Еще древние греки полагали, что музыка способствует нравственному улучшению человека.

Карсен: Действительно, в опере есть сакральное начало. Театр должен ставить перед собой высокие цели. Музыка объединяет нас даже сегодня, в век интернета и гаджетов, когда мы становимся все более разобщенными.

культура: Но опера по-прежнему остается элитарным жанром.

Карсен: Сама по себе она не элитарна. Всему виной цены на билеты. К сожалению, сегодня они по карману только обеспеченным людям.

культура: На оперных сценах всего мира идут одни и те же спектакли. Почему практически нет современных опер?

Карсен: Никто не хочет рисковать. Постановки стоят очень дорого, а гарантий, что публика пойдет на что-то неизвестное, у дирекций нет. Поэтому обычно выбирают проторенную дорогу — после «Риголетто» дают «Кармен», а затем «Травиату» и «Богему».

культура: На сцене Вы диктуете свои условия игры?

Карсен: Совсем нет. Я требую только, чтобы все делалось ради публики. Она играет главную роль в моих постановках. Потому что мы работаем не для себя, а для тех, кто приходит в театр. Мы должны оправдывать их ожидания.

культура: Вы не сожалеете о том, что оперные постановки так эфемерны?

Карсен: Вообще я никогда ни о чем не жалею. Особенность оперы в том, что каждое представление уникально. Они никогда не повторяются. Все постоянно меняется — начиная от дирижера и заканчивая исполнителями.

культура: Вы оформили выставки «Импрессионизм и мода», «Цыгане». Что заставило успешного оперного режиссера сменить сферу деятельности?

Карсен: Мне важно открывать новое и неожиданное. Впервые меня пригласили выступить сценографом экспозиции, посвященной Марии-Антуанетте в 2008 году. Но вообще-то я всегда увлекался живописью, скульптурой и архитектурой.

культура: Чем больше всего гордитесь в Вашей творческой жизни?

Карсен: Ничем. Гордость — плохое чувство. Как только вы довольны, так сразу останавливаетесь. Чувство удовлетворения означает начало конца.


Справка «Культуры»

Роберт Карсен родился в Канаде в 1954 году. Собирался стать актером. Учился в английской школе «Олд Вик». Но мировую известность ему принес оперный театр. Среди его постановок — произведения Генделя, Моцарта, Верди, Пуччини, Чайковского, Вагнера, Штрауса, Бриттена. Карсен сотрудничает с ведущими театрами мира, только на сцене парижской «Гранд-опера» идет более десяти его спектаклей, а в драматическом театре наиболее известны «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта, «Веер леди Уиндермир» Уайльда, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Стоппарда. Карсен неоднократно выступал сценографом. В 2007 году режиссер поставил церемонию открытия 60-го Каннского кинофестиваля. Удостоен музыкальных премий во Франции, Италии, Испании, Японии…
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Re: 2014-04
« Ответ #2 : Апрель 08, 2014, 08:33:46 »
8 апреля 2014 г.

http://www.kommersant.ru/doc/2447666

Филармония бьется за пропорции

Суд по интеллектуальной собственности не поддержал претензии к Российскому авторскому обществу

Московский суд по интеллектуальной собственности не поддержал попытку Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича изменить условия лицензионного договора с Российским авторским обществом. По условиям документа, филармония отчисляет РАО 10% от сбора за концерт, если в концертной программе прозвучало хотя бы одно произведение современного автора. По мнению руководства филармонии, такая система делает экономически невыгодным продвижение современной музыки.

Cуд по интеллектуальной собственности в Москве не поддержал позицию Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича, которая пыталась внести изменения в лицензионный договор с Российским авторским обществом. Соответствующее постановление в пользу РАО суд вынес 14 февраля этого года.

Конфликт между филармонией и РАО возник в феврале 2013 года, когда РАО отказалось вносить изменения в лицензионный договор, согласно которому филармония обязана выплачивать 10% от общей суммы сборов за концерт, даже если большую часть концертной программы составили произведения, не охраняемые авторским правом, то есть признанные общественным достоянием. "Таким образом, филармония перечисляет РАО огромные суммы, в том числе за произведения Баха и Моцарта, давно перешедшие в общественное достояние", — поясняет юрист "Максима Лигал" Нaталья Зеленцова.

Подобная обязанность, по словам юристов, не согласуется с положениями гражданского кодекса (п. 4 ст. 1243), согласно которым распределение, выплата вознаграждения авторам, а следовательно, и выплата вознаграждения пользователям РАО, должны производиться пропорционально фактическому использованию произведений, охраняемых авторским правом. В марте 2013 года Петербургская филармония подала иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, однако решением первой инстанции в июле 2013 года ей было отказано в удовлетворении требований. В октябре прошлого года апелляционная инстанция оставила это решение без изменения.

Директор Петербургской филармонии имени Шостаковича Илья Черкасов рассказал "Ъ", что планирует обжаловать решение суда по интеллектуальной собственности. Господин Черкасов подчеркивает, что существующий лицензионный договор с РАО не способствует продвижению современной музыки. В таких условиях, когда филармония обязана перечислить РАО 10% от концертного сбора, независимо от времени, которое звучала современная музыка, экономически невыгодно включать в концертную программу современных авторов наряду с классиками.

Филармония имени Шостаковича дает 230-240 собственных концертов в год. Сбор каждого составляет 300-400 тыс. рублей.

РАО, в свою очередь, отрицает несправедливость подобной системы. Пресс-служба организации поясняет, что выплаты авторского вознаграждения за проводимые филармониями концерты рассчитываются исходя из порядка исчисления авторского вознаграждения, закрепленного в действующем постановлении правительства РФ N 218 от 21 марта 1994 года "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства". Согласно данному постановлению, при использовании хотя бы одного охраняемого произведения в концертной программе, размер авторского вознаграждения должен рассчитываться по полной ставке, предусмотренной в конкретном пункте документа. "Таким образом, речь идет не о лицензировании и взимании авторского вознаграждения за использование неохраняемых произведений, а о повышенной ставке авторского вознаграждения для современных композиторов, пишущих "серьезную музыку", исполняемую филармониями. Таким образом государство поощряет творчество современных авторов, поскольку собранное с таких концертов вознаграждение выплачивается только авторам охраняемых произведений", — говорится в сообщении пресс-службы РАО.

Изменить систему отчисления вознаграждений РАО пытались и другие российские филармонии. Так, Московская филармония приняла решение самостоятельно рассчитывать вознаграждение в соответствии с принципом пропорциональности и платить на основании "своих" отчетов, подготовленных по результатам хронометрирования каждого концерта. РАО подавало на нее в суд и в конце 2013 года выиграло первый спор. При этом положительные примеры в судебной практике есть. Кировский районный суд Екатеринбурга по иску Свердловской государственной филармонии в августе 2012 года встал на сторону концертной организации.

Глава PMI Евгений Финкельштейн называет систему отчислений несправедливой, но сомневается, что ее можно изменить. Он отмечает, что организаторы концертов платят 5% от общего сбора, даже если в программе прозвучала одна охраняемая авторским правом песня. 10% для филармонии, должно быть, существенная сумма, рассуждает господин Финкельштейн.

Директор EM Concert Андрей Платонов, также сомневаясь в справедливости такого лицензионного договора, отмечает, что подобные отчисления — общепринятая европейская практика.

Собеседники издания также обращают внимание на то, что из 10%, которые филармония отчисляет РАО, авторам переводят не более 2%.

Кристина Наумова
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Re: 2014-04
« Ответ #3 : Апрель 08, 2014, 19:50:35 »
http://lenta.ru/news/2014/04/08/violins/

Музыканты не смогли отличить скрипки Страдивари от современных

Современные скрипачи мирового класса не смогли отличить звучание скрипок Страдивари от новых инструментов во время «слепого теста», сообщает The Independent.

Исследование организовали скрипичный мастер Джозеф Кертин (Joseph Curtin) и специалист по акустике Клаудия Фритц (Claudia Fritz) из французского Университета имени Пьера и Марии Кюри, которые ставили своей целью «раскрыть секрет скрипки Страдивари».

Десяти музыкантам предложили оценить звучание скрипок при выключенном свете и в темных очках. В результате эксперимента выяснилось, что два первых места в рейтинге популярности достались современным скрипкам, стоимость которых почти в сто раз ниже скрипок Страдивари, отмечает Associated Press.

Скрипачи также должны были определить возраст инструмента, на котором они играли. В 31 случае они дали верный ответ и ошиблись 33 раза.

Организаторы исследования решили не разглашать названия компаний-производителей новых скрипок, чтобы избежать использования данных эксперимента в рекламных целях.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 549
Re: 2014-04
« Ответ #4 : Апрель 27, 2014, 11:00:55 »
24 апреля 2014 г.

http://lenta.ru/news/2014/04/24/cultmos/

Открыт справочно-информационный портал «Культура Москвы»

24 апреля 2014 года в рамках Года Культуры в России начинает работу справочно-информационный портал Департамента Культуры Москвы — «Культура Москвы». Задача портала, как сообщили «Ленте.ру» в пресс-центре «Культуры Москвы» — в интересной и понятной форме рассказать о событиях культурной жизни города с особым акцентом на бесплатные мероприятия и детские события. Помимо афиши мероприятий, на сайте публикуются тематические обзоры и подборки. В день открытия «Культура Москвы» представляет подборку лучших книг по искусству для детей, афишу выставок Дней культурного наследия, расписание мероприятий субботника 26 апреля и обзорные статьи.

В разделе «Места» собрана подробная информация о более чем 1500 учреждений культуры Москвы: от адреса и графика работы до рассказа о его истории, сведений о доступности для маломобильных групп граждан, наличия беспроводного интернета.

Сайт имеет две версии — «Всем» и «Детям». Для детей публикуются специальные тематические обзоры и афиша музейных кружков, студий и уличных праздников. В дальнейшем на портале появится информация об условиях поступления в музыкальные, художественные школы и другие учреждения дополнительного художественного образования с возможностью онлайн записи.

«Это не попытка создать аналог "Афиши" или TimeOut, — говорит руководитель Департамента культуры г. Москвы Сергей Капков. — Задача сайта — предоставить москвичам всю информацию, которой обладает Департамент культуры и которую нам жалко держать у себя: история зданий, экспонатов, планы по развитию, возможности в области культуры и художественного образования. Одним словом, мы не руководствуемся интересами узкой группы аудитории, а предоставляем информацию обо всем и для всех».

Официальное открытие портала «Культура Москвы» будет 25 апреля, но сегодня сайт уже работает. На 16.00 сайт посетили 300 человек.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: 2014-04
« Ответ #5 : Апрель 30, 2014, 07:08:17 »
29.04.2014

Шопениана Соколова
Владимир ДУДИН

Выдающийся пианист современности, ленинградец по рождению и образованию, веронец по прописке и европеец по концертному графику, Григорий Соколов выступил в Большом зале Филармонии с традиционным ежегодным апрельским сольным концертом.
В программе были Третья соната и десять мазурок Шопена.

Двумя отделениями концерт, как всегда, не ограничился, и в так называемом третьем отделении бисов пианист переключился на еще одного своего любимого композитора – Шуберта, исполнив три экспромта, одну из пьес опуса D. 946. После чего вновь вернулся к Шопену, к его соль-минорной мазурке, а последним, шестым, бисом неожиданно стал популярный ля-минорный вальс Грибоедова из репертуара начальных классов музыкальной школы. Этот нежнейший и безыскусный салонный ля-минорный вальсок автора «Горя от ума» прозвучал не без флера таинственности. Пианист, о котором иначе как о «великом» не говорят, вдруг сыграл такую простенькую, детскую вещицу, с одной стороны, интеллигентно намекнув на последний бис, а с другой – дал понять, как важно иногда оценить простые моменты бытия, милые радости недолговечной земной жизни.

Ценности стремительно уходящего, даже уносящегося бытия был посвящен и весь концерт. Обрушивающийся зачин си-минорной сонаты Шопена прозвучал с тяжелым дыханием, пианист как будто не стеснялся показать, как он устал. Впрочем, возможно, устал вместе с композитором, у которого расслышал именно такие смыслы, а Шопен сочинял эту сонату за пять лет до смерти. Традиционно первую часть Allegro maestoso начинают играть с романтической позой, взвинчивая себя такт за тактом. Григорий Соколов все делал ровно наоборот: никакой аффектации, все неторопливо, матово, приглушенно, с неутомимым желанием попытаться спокойно рефлексировать произошедшее. Сдержанным и предельно негромким получился и финал Presto non tanto, вопреки его тревожному колотящемуся ритму маховика судьбы, с которой музыкант собирался не бороться, а спокойно ее осмыслять, пытаясь остановить разные ее мгновения. Главным смысловым центром сонаты стала третья часть – Largo в яркой тональности си мажор. Феноменальная проработка каждого слоя фактуры с бархатными убаюкивающими басами, нежнейшей серединой и кантиленной мелодикой рождали архитектурные ассоциации с воздушным замком неописуемой красоты. Рояль пел, подобно большому симфоническому оркестру, не утрачивая при этом интимной доверительности. Исполнитель гипнотизировал слушателей, уводя их далеко от реальности, останавливая время, погружая в грезы...

Второе отделение было посвящено мазуркам, исполнение каждой из них было подобно разглядыванию семейных реликвий. Энциклопедия тихих звучностей с нюансами до трех, а подчас и четырех пиано была возможной благодаря искусному владению левой педалью. В каждой из мазурок с любовно, каллиграфически прописанными мелодическими линиями, вышитыми орнаментами и вензельками, слышались ароматы старой дворянской Польши, радости частной жизни. Каждая из мазурок будто говорила со слушателем, в каждой из них билось сердце. В утонченной грациозности и гармонической прихотливости было что-то и от французского языка (Шопен был французом по отцу) – и бездонное море грусти и тоски.

Публика, разве что не висевшая на люстрах, на сей раз была не столь дисциплинированна, как год назад, – врывалась бестолковыми аплодисментами там, где не надо, нарушала идиллию судорогами мобильников. Видимо, среди слушателей были случайные люди, пришедшие послушать знаменитость, чему, впрочем, нельзя было не порадоваться: люди стремились приобщиться к классике.

В августе программу из сочинений Шопена Григорий Соколов исполнит на знаменитом Зальцбургском фестивале.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10307462@SV_Articles