Автор Тема: Богомолов замахнулся на Генделя  (Прочитано 9966 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 69
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #50 : Май 16, 2018, 13:44:23 »

Да и вообще, кто такой этот Гендель? Он что, наш родственник? Подумаешь, написал что-то 300 лет назад. Это лишь повод создать спектакль о Чикатило и разных человеческих выделениях проявлениях.

Вот опять пошли рассуждения, О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ, еще до его премьеры, по обрывкам текста либретто из интервью. Может быть сначала все-таки ПОСМОТРИМ СПЕКТАКЛЬ, прежде чем делать вывод о том, что он о Чикатило и разных человеческих выделениях? Или для вас если в спектакле присутствует слово "сперма" (О УЖАС!), он сразу становится спектаклем о сперме?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #51 : Май 17, 2018, 00:24:39 »

Да и вообще, кто такой этот Гендель? Он что, наш родственник? Подумаешь, написал что-то 300 лет назад. Это лишь повод создать спектакль о Чикатило и разных человеческих выделениях проявлениях.

Вот опять пошли рассуждения, О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ, еще до его премьеры, по обрывкам текста либретто из интервью. Может быть сначала все-таки ПОСМОТРИМ СПЕКТАКЛЬ, прежде чем делать вывод о том, что он о Чикатило и разных человеческих выделениях? Или для вас если в спектакле присутствует слово "сперма" (О УЖАС!), он сразу становится спектаклем о сперме?

Я сужу не просто по обрывкам текста из интервью. Да и интервью не абы с кем! Не с тётей Маней, которая проходила мимо репетиционного помещения и что-то увидела и услышала. Я прочитала, что сам режиссёр решил рассказать своим зрителям. Акценты в этой беседе расставил именно Богомолов. 8)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #52 : Май 17, 2018, 00:24:46 »
Гость программы "Главная роль" – Константин Богомолов.

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902/episode_id/1783329/
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 627
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #53 : Май 17, 2018, 10:45:04 »
Цитировать
Я называю это так: попытка помешать людям слушать музыку
А вот оно что... Да... Последние рубежи падут.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #54 : Май 18, 2018, 00:29:28 »
Потрясающий спектакль!

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 315
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #55 : Май 18, 2018, 08:53:23 »
«Я должен признаться, что, когда ехал сюда, о Богомолове ничего не знал. Но потом мне кое-что рассказали о его постановках. И я начал думать, что буду участвовать в чем-то диком. На самом деле нет. Хотя, возможно я и сам сумасшедший», - улыбается певец Винс Ли.😉😉😉
https://tvkultura.ru/article/show/article_id/252645/
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Meritaton

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 22
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #56 : Май 18, 2018, 13:16:36 »
Это бесконечно цинично и ооочень красиво сделано.
Да, это шокирует, но не пошлостью, а, скорее, запредельным стебом над «политкорректностью» (пассажи про «смотрите на уродливую девочку - инвалида,  надо ее на Евровидение послать» и «чтобы кто-то жил, кто-то должен не жить»).
На сцене три контратенора (божественно поют все) и один баритон. Преимущественно в женских платьях. Первые арии прерывались демонстрацией на экране советского хита «Крылатые качели» в исполнении детского хора, после чего прозвучал дуэт Красоты (девочка - жертва маньяка Чикатило, контратенор в весёленьком платье с совершенно невероятным вокалом) и Наслаждения (собственно маньяк Чикатило - контратенор в малиновом пиджаке).
Время представлено Падре, который по ходу превращается в террориста - исламиста, минирует зал, а затем - скидывает сутану и предстаёт в кожаных шортах и прозрачной блузе, танцуя с Наслаждением.
Уходим на второй акт.
Во втором акте эпатажа нет почти совсем, если на считать за таковой титры либретто над сценой, где «потоки слез» оригинального либретто превратились в «реку спермы любовников и насильников», брошенную в зал вставную челюсть (обратно, к сожалению, поймавший девайс не отправил, хотя на поклонах вполне можно было это сделать без ущерба для художественного замысла режиссера), и гроб, вынесенный на сцену. Во втором акте все солисты одеты в строгие классические мужские костюмы. Ах, забыла: гвоздь второго действия (не считая спермы в либретто) - выход Времени в роскошном вечернем платье с меховой горжеткой. Разочарование спектакля: мой любимец Дэвид ДиКью Ли оказался коротконогим и коренастым, к переодеваниям в женское вечернее неуместным. Остальное - невинней пионерского лагеря.
Итог: этот спектакль - моё самое сильное музыкальное впечатление за весь год, без тени иронии.
Эпатажа особого в постановке не случилось; это талантливей, ну и уж чего греха таить, развратней и красивей «Нуреева» (пардон за неуместное сравнение) в миллион раз.
В общем, интервью режиссера оказалось эпатажней самого действа.
Рекомендую.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 627
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #57 : Май 18, 2018, 17:48:54 »
Так, в одной театральной группе читаю:" Филипп Матман ( исполнитель Красоты) явно не « вытягивал» партию вокально". В предыдущем отзыве - " все поют божественно". 
Ну одно из двух всё-таки

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #58 : Май 18, 2018, 20:30:03 »
Так, в одной театральной группе читаю:" Филипп Матман ( исполнитель Красоты) явно не « вытягивал» партию вокально". В предыдущем отзыве - " все поют божественно". 
Ну одно из двух всё-таки

Можно ознакомиться с дополнительными материалами и получить собственное представление о качестве вокала
http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg201136#msg201136

А обсуждение, наверное, вы имеете в виду вот это? Очень содержательное, я тоже прочитала с интересом.
https://www.facebook.com/groups/teatr.pro/permalink/1718060721617931/
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 627
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #59 : Май 18, 2018, 20:34:02 »
Спасибо, послушаю.
Да, цитата из этого обсуждения
« Последнее редактирование: Май 18, 2018, 21:27:44 от Bartoli »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #60 : Май 18, 2018, 21:01:57 »
Александр Терехов создал костюмы для спектакля «Триумф Времени и Бесчувствия»

https://www.cosmo.ru/fashion/news/18-05-2018/aleksandr-terehov-sozdal-kostyumy-dlya-spektaklya-triumf-vremeni-i-beschuvstviya/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #61 : Май 18, 2018, 21:02:56 »
Сергей и Софья Капковы и другие на показе нового спектакля Константина Богомолова

http://ru.hellomagazine.com/zvezdy/novosti-o-zvezdakh/26005-sergey-i-sofya-kapkovy-i-drugie-na-pokaze-novogo-spektaklya-konstantina-bogomolova.html
Che mai sento!

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 315
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #62 : Май 20, 2018, 14:21:12 »
Ой,сорри,что личное примешала,но реально дирижер смахивает на Балакина:просто по уши в своих Мирах :) :) :) Даже не не успевала текст читать,который сверху написан,о чем жалею:тема весьма интересна и вечна,как жизнь и смерть....
Филипп Чижевский дирижер Родился в 1984 году в Москве. Окончил МГК им. П. И. Чайковского по специальностям: хоровое дирижирование (класс проф. С. С. Калинина, 2008) и оперно-симфоническое дирижирование (класс народного артиста России проф. В. К. Полянского, 2010). Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (Москва, 2008).
https://philippchizhevsky.com/ru/biografiya
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 421
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #63 : Май 20, 2018, 15:51:12 »
Совершенно идиотская дискуссия на фб. Нудные рассуждения про то, что для кого-то в опере главное голоса, а для кого-то - театр, просто уже поперёк горла.
Богомолов никакого скандала вызвать не хотел - я уверен. Он чётко даёт ориентир на РАБОТУ:
"Я - режиссёр и я живу в 21 веке, в противоречивой и сложной атмосфере.
Гендель (с изначальным автором либретто и автором текста) жил ох как давно! И к чему привязывать за уши к современности то, что уже не одну сотню лет пребывает в области почти сказочной? Пусть будет что-то новое, что-то жёсткое и провокативное в своём стриптизе!
Я ТАК хочу видеть воплощение идеи композитора и автора либретто! Я так работаю."
Я вовсе не любитель современщины и осовременивания в классическом театре. Я не приемлю режиссёрские "самозахваты" в стиле Чернякова. Но Богомолов лично меня убедил.
Это не самое простое для сценического воплощения произведение Генделя. И оно получило очень интересный визуально-философский облик!

Посмотрев материалы с предпремьерных показов, могу сказать, что Филип Матман (за Красоту) - виртуознейший контр-тенор сопранового вектора. На премьере он звучал не сразу в полном блеске - то ли сказалось волнение, то ли (и это нормально для любого вокалиста) непредсказуемость с точки зрения стабильности вокальной формы.
К дирижёру и инструменталистам у меня гораздо больше вопросов, но учитывая их молодость, - принимается!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #64 : Май 21, 2018, 21:53:08 »
В Коммерсанте аж ДВЕ рецензии

Четверо на качелях

«Триумф Времени и Бесчувствия» в постановке Константина Богомолова в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
21.05.2018
У режиссера Константина Богомолова — год дебютов, он изучает смежные с драмтеатром территории. Кинодебют — экранизация новеллы Владимира Сорокина «Настя» — снят и готовится к выходу на экраны, а в это время режиссер дебютирует еще и в оперном театре, хотя и не с оперой. Об оратории Генделя в постановке Богомолова рассказывает Ольга Федянина.

https://www.kommersant.ru/doc/3634485

_________________

Не совсем скорбное бесчувствие
Как звучит Гендель в спектакле Константина Богомолова

Оратория «Триумф Времени и Бесчувствия» («Il trionfo del Tempo e del Disinganno») — не только первая работа Константина Богомолова на оперной сцене, но и первая постановка этого генделевского произведения в России. Музыкальную сторону премьеры комментирует Сергей Ходнев.

...Это тот случай, когда дирижерское решение не противоречит режиссерскому — но только потому, что музыка и режиссура в спектакле вообще взаимодействуют примерно так же, как масло и вода. Театр такого рода хорош в опере в первую очередь тогда, когда речь идет о тексте не просто хорошо знакомом аудитории — лучше, если он будет истаскан, захватан и запет до такой степени, что именно режиссерские причуды вынуждают нас наконец-то не принимать как должное эту лакированность. Я бы, например, дорого дал, чтобы увидеть, во что превратилась бы в руках Константина Богомолова «Богема». Или «Тоска». Или «Паяцы». Предложив же режиссеру для первой оперной работы редкую и деликатную старинную вещь с прекрасной музыкой, но отвлеченным сюжетом, театр самым обидным образом промахнулся. Бесчувствия получилось много, а вот триумфа — едва ли.

Читайте полностью https://www.kommersant.ru/doc/3635185
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #65 : Май 21, 2018, 21:56:21 »
Ненужная победа

В Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представили спектакль "Триумф Времени и Бесчувствия"
Текст: Мария Бабалова

...Богомолов, быть может, пытается сформулировать вещи болезненно-важные для человеческой популяции в XXI веке. О том, что ложь нас окружает, о склонности людей к насилию, предательству и притворству, о циничном взгляде на жизнь. Но меры в "бичевании" не знает. В спектакле есть сцены, которые пересказать язык не повернется даже в частной беседе...

Беда в том, что в спектакле Богомолова нет ничего созидательного. Он будто не понимает, боится чистой красоты, поэтому жестоко унижает и высмеивает ее - музыку Генделя. Но уничтожить ее все же не получается.

Те, кто мужественно не покинул театр в антракте, понимают, что все "скорби земные" (по Мережковскому) неожиданно закончились, как фактически "исчез" и спектакль. Режиссер сдался, не выдержав "сопротивления материала", отступил и дал услышать то, что хотел сказать Гендель. Но только тем, кто смог пройти через его "чистилище".

Читайте полностью https://rg.ru/2018/05/21/reg-cfo/v-moskve-sostoialas-premera-spektaklia-triumf-vremeni-i-beschuvstviia.html
Che mai sento!

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 315
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #66 : Май 22, 2018, 08:54:48 »
Ненужная победа
Беда в том, что в спектакле Богомолова нет ничего созидательного. Он будто не понимает, боится чистой красоты, поэтому жестоко унижает и высмеивает ее - музыку Генделя. Но уничтожить ее все же не получается.
Те, кто мужественно не покинул театр в антракте, понимают, что все "скорби земные" (по Мережковскому) неожиданно закончились, как фактически "исчез" и спектакль. Режиссер сдался, не выдержав "сопротивления материала", отступил и дал услышать то, что хотел сказать Гендель. Но только тем, кто смог пройти через его "чистилище".
Можете швырять в меня гнилыми помидорами,но я никогда в жизни не видела ни единого созидательного спектакля.По моему мнению они все нацелены на одно:сделать кассу.А какими методами-дело десятое :) :) :) Более того,в современном мире к своей работе я отношусь по такому же принципу:у матросов есть вопросы?А на нет-и суда нет!
И по словам еще одного моего любимого режиссера(это интервью есть на "ютубе"),"мы делаем это для дам и господ в наушниках и с чипсами!!!!!!!!!!" ;D ;D ;D
« Последнее редактирование: Май 22, 2018, 09:20:03 от diletantka »
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 627
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #67 : Май 22, 2018, 15:13:05 »
Цитировать
,"мы делаем это для дам и господ в наушниках и с чипсами!!!!!!!!!!"
Ну если неназванный вами режиссёр считает себя просто обслугой, это его личное персональное дело.
Ну про кассу - уж очень примитивный это взгляд на мир

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 971
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #68 : Май 22, 2018, 19:26:15 »
Гробовая красота
БОГОМОЛОВ ПОСТАВИЛ СПЕКТАКЛЬ БОГОМОЛОВА НА МУЗЫКУ ГЕНДЕЛЯ
текст: Екатерина Бирюкова
http://www.colta.ru/articles/music_classic/18122

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 315
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #69 : Май 23, 2018, 08:57:07 »
Цитировать
,"мы делаем это для дам и господ в наушниках и с чипсами!!!!!!!!!!"
Ну если неназванный вами режиссёр считает себя просто обслугой, это его личное персональное дело.
Ну про кассу - уж очень примитивный это взгляд на мир
По мне так честнее быть квалифицированной обслугой,чем смердяковым, который мнит себя гением,способным изменить Мир.К Вашему сведению, этот "обслуга" рос и совершенствовался один,без поддержки отца и матери,которые пахали до пенсии, света белого почти не видя. И в армии отслужил,в отличие от многих "откосивших".И судить его не Вам,и не прочим,делающим кассу.А если кого-то интересуют его труды,то они выложены на сайте и на "ютубе".Абсолютно бесплатно. 
sator arepo tenet opera rotas https://www.youtube.com/user/konsntantinbalakin
« Последнее редактирование: Май 23, 2018, 09:30:49 от diletantka »
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн diletantka

  • ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 315
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #70 : Май 23, 2018, 09:38:07 »
Вернемся к нашим(вашим :) ) столичным.... :) :) :) «Триумф времени и бесчувствия» – это Чикатило, мужчины в платьях, музыка Генделя и билеты по десять тысяч. Прежде, чем решить, почитайте, чего ждать от постановки (постараемся обойтись без особых спойлеров, да и какие спойлеры в классической музыке?).
https://www.gq.ru/lifestyle/bogomolov-triumph
АЭЛИТА-«видимый всем свет звезды»

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 627
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #71 : Май 23, 2018, 18:10:10 »
Философия человека не зависит от того, служил он в армии или не служил, пахал или не пахал.
Это более глубокие вещи.
Ну какая может быть дискуссия? У вас или обслуга или Смердяков .
Для желающих зарабатывать деньги есть очень много гораздо более эффективных способов, чем что-то там ставить.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #72 : Май 23, 2018, 21:09:00 »
Вернемся к нашим(вашим :) ) столичным.... :) :) :) «Триумф времени и бесчувствия» – это Чикатило, мужчины в платьях, музыка Генделя и билеты по десять тысяч. Прежде, чем решить, почитайте, чего ждать от постановки (постараемся обойтись без особых спойлеров, да и какие спойлеры в классической музыке?).
https://www.gq.ru/lifestyle/bogomolov-triumph

Что это за статья? Заголовок:

Цитата: Заголовок
ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ОПЕРЫ КОНСТАНТИНА БОГОМОЛОВА И ВЛАДИМИРА СОРОКИНА

Вообще-то это оратория Генделя.

Цитата: Заголовок
Разумеется, с аншлагом, так что билеты (от семи до десяти тысяч) стоит покупать заранее. Или не стоит?

Вообще-то на 25 мая ещё немало билетов. Нет аншлага. https://www.stanmus.ru/tickets2/1283

Цитата: Статья
По задумке режиссера «Триумф времени и бесчувствия» – это произведение про смерть. Поэтому тут много больных, умирающих, мертвых и воскресающих. Кроме того, это произведение аллегорическое. Поэтому персонажей зовут Красота, Время, Бесчувствие и Удовольствие. Некоторым Богомолов дает дополнительные имена – например, Удовольствие превращается в Чикатило. В общем, лучше купите программку перед началом.

В представлении не участвуют голые люди (увы).

Удовольствие - Чикатило, как мило. Могу сослаться на мнение Ларисы Кириллиной. Она хоть и уважает режиссёрские эксперименты в опере, но это оказалось за гранью для неё. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1901689866550367&id=100001281160486

Цитата: Статья
Если решитесь пойти – берите билеты в бельэтаж. Оттуда лучше всего виден оркестр под управлением блистательного дирижера Филиппа Чижевского, исполняющего барочную музыку на барочных инструментах.

Не совсем поняла. На Малой сцене МАМТа иначе расположили зрительские кресла и оркестр? Обычно оркестр над зрителями. В любом случае, бельэтажа на Малой сцене нет.
« Последнее редактирование: Май 23, 2018, 21:18:04 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #73 : Май 23, 2018, 21:17:54 »
Триумф Богомолова и правды Генделя

Режиссер дебютировал в музыкальном театре с ораторией "Триумф Времени и Бесчувствия"

Надежда Травина

http://www.ng.ru/culture/2018-05-23/7_7230_bogomolov.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 464
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Богомолов замахнулся на Генделя
« Ответ #74 : Май 23, 2018, 21:25:04 »
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2018-05-22 16:42:00
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3802152.html

"Триумф Времени и Бесчувствия" Г.Ф.Генделя в МАМТе, реж. Константин Богомолов, дир. Филипп Чижевский

Для дебюта в музыкальном театре Богомолову не пришлось изобретать ничего нового - я и раньше удивлялся, почему же он не ставит оперы, хотя "Триумф Времени и Бесчувствия" формально оратория, а не опера, "оперой" ее сделал как раз Богомолов в содружестве с автором кавер-версии либретто Сорокиным (при том что оговорка "в редакции" Богомолова наводит на мысль, что и тут Богомолова больше, чем Сорокина): получился идеальный вариант музыкального театра, каким он только сегодня может и должен быть - богомоловские технологии, не вдруг найденные, с годами, путем проб и ошибок выработанные им для драматической сцены, сразу и еще лучше, чем в драме, сработали в музыке.

Оратория Генделя представляет из себя, особенно в ранней, взятой за основу постановки редакции (без хора, который Гендель добавил в партитуру позже) "всего лишь" диалог, вернее, полилог четырех аллегорических персонажей - Красоты, Удовольствия (вариант перевода - Наслаждение), Времени и Бесчувствия (оно же Разочарование, оно же, в более поздней версии оригинального либретто, Правда). Распределение в "квартете" по парам и концептуальный конфликт между этими противостоящими "идеологическими блоками" лежит на поверхности: Красота и Удовольствие - преходящи, как бренно и тленно все мирское, плотское, материальное, а Время и Бесчувствие обязательно возьмут верх над ними. Речитативы и сольные арии, дуэты, трио, квартеты - почти три часа чистой музыки в отсутствие интриги, фабулы, событийной канвы, лишь "размышления" и, если угодно, "дискуссии" - так у Генделя с его соавтором Памфили, не так у Богомолова с Сорокиным.

Сексуально-криминального характера фабула закручивается, не успевает отзвучать оркестровое вступление: девочка Лена Закатова стала жертвой маньяка Чикатило, пока ее родители... были в опере. Контртенор Филипп Матман, которому очень идет платьице в клубничку, выступает за девочку Лену, исполняя партию Красоты; маньяк Чикатило воплощается в партии Удовольствия, доверенной другому контртенору Винсу И. Третий контртенор, Дэвид ДиКью Ли, поет и играет за Бесчувствие, здесь это мать Лены, а ее отец - Время, тенор Хуан Санчо. Последний из солистов знаком Москве поболее остальных, недавно он с партией Оронто вошел в ансамбль "Альцины" Большого театра, без явного триумфа, достаточно скромно.

Остальные - настоящие открытия: хрупкий вокал Филиппа Матмана-Красоты (наряжая его в платьице, превращая Красоту в девочку-припевочку, создатели спектакля остроумно обыгрывают и оправдывают высокий мужской голос, в эпоху Генделя принадлежавший кастратам, сегодня при "серьезном" подходе к материалу в сценических версиях неизбежно вынуждающий подавлять ироничную усмешку), андрогинная фактура Дэвида ДиКью Ли (когда он впервые появляется в образе матери Лены Закатовой, в роскошном зеленом платье, невозможно с точностью определить, это контртенор - или контральто, столь органично способное уходить чуть ли не баритональную тесситуру), "маниакально" сладкоречивая кантилена и колоратура Винса И (именно в его партии возникает главный хит генделевского репертуара - ария Удовольствия Lascia la Spina - впрочем, Георг Фридрих Гендель, как спустя века его коллега Игорь Крутой, справедливо рассуждал, что удачно найденную мелодию грех использовать один раз, и потом возвращался к ней опять, на ином текстовом материале, что в эпоху барокко было нормой, а нынче считается неприличным) - и пускай, наверное, для концертного исполнения какие-то моменты их пения сошли бы за "погрешности", все они, а также оркестр Questa Musica и его руководитель Филипп Чижевский, пародийным "белым ангелом" в ветровке с блестящей надписью "Live" на воротнике (читай и считай - пятый в квартете генделевских аллегорий персонаж!) нависающий над инструменталистами, в спектакле делают ровно то, что нужно, вопреки неудовольствию утОнченных ценителей изящных наслаждений не мешая Генделю осуществлять режиссерский замысел.

История с зверским (анатомические подробности, как водится, доведены до гротеска и пародии) расчленением Лены Закатовой и последующим опознанием изуродованного тела Красоты мамой-Временем и папой-Бесчувствием, "отбитая" от линейного развития музыкальной драматургии видеовставкой пионерского хора, поющего "Крылатые качели" (песня не просто стилистически, но и хронологически точно подобрана: Чикатило орудовал аккурат в те же годы, что с успехом демонстрировался телефильм про Электроника, где прозвучал шлягер Евгения Крылатова и Юрия Энтина - картина вышла в 1979-м, Чикатило впервые проявил себя в 1978-м), переосмысленная и нагруженная дополнительными аллюзиями (маньяк по образованию - филолог, по профессии - преподаватель русского язык и литературы, что, кстати, соответствует "реальным событиям", но его поступкам в спектакле придает соответствующий второй план), между тем, служит лишь завязкой разноуровневой и многофигурной эпопеи (вслед за Бахтиным уместно сказать, "мениппеи"), где кому только не находится места - певцы и артисты миманса, их аллегорические персонажи чудом успевают менять амплуа. Да и уследить за перипетиями непросто: пока, к примеру, на правом экране возникают статичные титры, на левом идет бегущая строка, поверх сценографической конструкции Ларисы Ломакиной ("храмовая" выгородка с колоннадой - коринфские капители "украшены" черепами, черно-белые "фотообои" задника прорисованы не то "под мрамор", не то "под мясо"...) бежит еще одна строка с сильно переписанным подстрочником итальянского оригинального текста, который поют вокалисты ("черные черви вечности" и т.п.), на сцене параллельно разворачиваются свои события, в "перпендикуляр" к ним играет оркестр - "многоканальное" мультимедийное зрелище требует постоянной концентрации внимания и, я бы настаивал, неоднократного к нему возвращения.

Отец-Бесчувствие оказывается не просто папой убитой девочки, но и падре, священником, у которого во время службы "диагностирован порок" (как пелось в русскоязычной версии мюзикла "Красавица и чудовище" - "настоящее барокко не бывает без порока"), но его прооперировали, пересадили девочкино сердце, и он, вернувшись к жизни (воскрешение Бесчувствия сопровождается церемонной раздачей крашеных яиц ближнему партеру - Евгений Перевалов, с недавних пор постоянный актер Богомолова, проходит с корзиной, мне тоже досталось яичко...), мало того что продолжил проповедовать, но перешел в радикальный ислам, записался в ИГИЛ, к концу первого акта готовит теракт, закладывает взрывчатку в колонны портика. Две дамы из благотворительной организации (все те же Красота и Удовольствие) в рамках конференции "Триумф сострадания" празднуют 10-летие создания хосписа: "Раньше мы сжигали уродов в печи - теперь мы делаем их счастливыми". "Мертвые дети благодарят Великого Чикатило, что позволил им увидеть Вечное Царство раньше взрослых". Действие перемещается из "дома душеспасаемых" в дом "душевнобольных". Припадочные отпрыски семьи потомственных эпилептиков (в мимансе заняты актеры драмы - Лера Горин из Электротеатра Станиславский, Александра Виноградова из "Ленкома", последняя, что стоит отметить, играла в "Князе" Настасью Филипповну, беззащитно-увечную и одновременно отвратительно-хищную) усыновляются дамами-благотворительницами, чтоб усыновительница Красота могла использовать мозг приемного ребенка в качестве омолаживающего крема для лица. А богатая старуха из Вены, бросив мужа-еврея, выходит замуж за африканца-мигранта. Тем временем... воссоединилась группа АББА - хотя квартет солистов по внешнему имиджу здесь соответствует скорее эстетике "Армии любовников". Это все пока первый акт!

С одной стороны, в "Триумфе..." хватает чисто "капустнических", злободневных фирменных богомоловских приколов: "бесчувственные" родители бедной Лены кормят мясом собаку и читают "Культуру" (собака - живая, "Культура" - газета); или вот "послушайте, как она поет... наверное, ее нужно послать на Евровидение... поаплодируйте уродливой девочке..." - пожалуй, шутка не на все времена, но теперь "выстреливает" убойно. С другой, "Триумф" однозначно следует воспринимать в контексте богомоловского творчества, и тогда видно, откуда берутся и как развиваются им ключевые мотивы спектакля - имея в виду прежде всего "Карамазовых", "Князя" и, наконец, "Волшебную гору": бренность тела, тление плоти, уязвимость, обреченность и перерождение невинности. В драме Богомолов складывает свои интеллектуальные паззлы, свободно, порой спонтанно жонглируя ассоциациями, сталкивая разнородные элементы т.н. "высокого искусства" и "массовой культуры", дописывая поверх аутентичных литературных текстов (а если б ревнители старины дали себе труд обратиться к первоисточнику вместо того, чтоб с пафосом обнажать собственное невежество, они бы непременно отметили, как много в богомоловском "Идеальном муже" Уайльда, а в "Карамазовых" или "Князе" Достоевского - практически дословно использованных) собственного сочинения сюжеты за счет титров, видеофайлов и онлайн-трансляций веб-камеры, вставных музыкальных номеров, выстраивая новую драматургию на параллелях и пересечениях: Богомолов - виртуоз смыслового "контрапункта", потому прямая дорога ему была в музыкальный театр. Точно так же он поступает и в "Триумфе..." - но, чего следовало ожидать, жесткая и номинально не подлежащая деконструкции ораториальная форма (запись "Крылатых качелей", мычания "эпилептиков" поверх оркестрового благозвучия или диссонирующий "кластер" в клавесинной партии - редкие исключения) не так легко, как литературный текст, ему поддается... Тем мощнее результат проделанной над ней операции.

Второй акт способен с непривычки поставить в тупик: вместо гиньоля, расчлененки, переодеваний и анекдотов - статичные мизансцены и "стабильный" набор персонажей: Красивый Монах, Влюбленный Монах, Вдумчивый Монах... На самом деле, если знать, что у Богомолова есть спектакли разного стилистического формата - ничего тут нет ни удивительного, ни даже слишком неожиданного, просто обычно Богомолов эти стили разделяет: "Идеальный муж", "Карамазовы", "Мушкетеры" - одна линия в его театре, Богомолов шумный, крикливый, броский, "веселый"; а начиная с второй версии "Чайки" (точнее, с "Агамемнона", но тот был поставлен в Литве) и далее, "Юбилей ювелира", "Мужья и жены" - другой Богомолов, "тихий", без песен и плясок, про такого нередко даже отпетые его недоброжелатели говорят: "вот может же, если захочет!", типа "значит, все-таки есть талант? должно быть есть..." Для Богомолова, понятно, подобное противопоставление одних работ другим - тоже игровая, провокационная стратегия, но в драме эти линии у него все-таки существуют раздельно, иногда соединяясь в одной пьесе, но не в одном спектакле (как получилось с "Чайкой", поставленной дважды в одинаковых декорациях и с почти неизменным актерским составом), ну или (как в "двухчастной" без антракта "Волшебной горе") такое противопоставление доводится до крайности, несовместимой с жизнью зрелищностью. В "Триумфе" крайностей нет, но второй акт спектакля противопоставляется стилистически первому не потому, что режиссер выдохся, ему не хватило фантазии (до сих пор хватало на десяток премьер за сезон, да что там, еще в МАМТе не отыграли первую серию "Триумфа..", а уже в МХТ "Три сестры" на подходе), или что вынужденно отступил перед, простигосподи, Музыкой.

Резкий переход от развязного "эстрадного шоу" к академичному "концертному исполнению" - чисто театральный прием. Тут в статике "монашеских" ламентаций - Красота, Бесчувствие и остальные "аллегории" теперь выступают в одинаковых строгих костюмах, "блэк тай" - скрытого эротического напряжения (ну и гомоэротического, не без того), психологического подтекста, метафизических откровений едва ли не больше, чем в нагромождении фантасмагорических перипетий первой части. Но от "социальных" сюжетов про больных детей, маньяков, благотворителей и проч. второй акт "Триумфа..." уходит в план обобщений космологических: пока девушки, рассевшиеся по ступенькам лестниц, вышивают на пяльцах (еще "титры"! вышитый текст видеокамера берет и транслирует крупным планом), Красота, Удовольствие, Время и Бесчувствие продолжают спор, музыкальным апофеозом которому служит, естественно, ария Удовольствия Lascia la Spina. Адаптированный "подстрочник" бегущей строки над сценой, впрочем, никуда не исчезает ("сперма, изливаемая миллионами" и т.д.), как и отдельные репризы из первого действия не забываются (к числу годных для обиходного применения в речи цитат, на которые раздерганы драматические опусы Богомолова, однозначно добавится "поаплодируйте уродливой девочке"), но "ударных" ходов уже не требуется, хватает банального муляжа скелета или выпадающей у скрючившейся, сгорбившейся, трясущейся Красоты вставной челюсти изо рта (стоя над подносом с фруктами, Красота не в состоянии надкусить яблоко, в дрожащих ее руках трепещет жалкий плакатик "я хочу есть"...) как скупых знаков фатального распада всего, что состоит из материи, из плоти.

У Богомолова, как и у Генделя, последнее слово формально остается за Красотой - но Красота признает свое поражение, триумф Времени... и Бесчувствия (оно же Разочарование, оно же Правда). Однако в богомоловских координатах даже и Время - категория не абсолютная, условная, подверженная распаду, вселенской энтропии. Зато, следовательно, и Красота, при всей относительности, ущербности и недолговечности - не просто фикция, и она чего-нибудь да заслуживает, пока вселенная еще не окончательно остыла до абсолютного нуля и не рассыпалась на атомы. Эмили Дикинсон, в поэзии мыслившая понятиями, очень сходными с барочными аллегориями, но мир воспринимавшая как человек, современный нам (по крайней мере я ее стихи ощущаю как сегодняшние), писала:

I died for Beauty — but was scarce
Adjusted in the Tomb
When One who died for Truth, was lain
In an adjoining Room —

He questioned softly why I failed?
"For Beauty," I replied —
"And I — for Truth — Themself are One—
We Brethren are," He said—

And so, as Kinsmen, met at Night —
We talked between the Rooms —
Until the Moss had reached our lips—
And covered up — our names —
Che mai sento!