Автор Тема: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас  (Прочитано 17314 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Вчера (точнее, сегодня :-)) ночью на НТВ вышла уже вторая за последнее время "Школа злословия", посвященная опере. К сожалению, у меня складывается ощущение, что в областях, которые достаточно далеки от ведущих передачи, эта ТВ-программа получается неудачной.

На сей раз приглашенным был Владимир Маторин, и я не мог не послушать :-)

Но ничего особо интересного не услышал. Он достаточно "скромно" оценил вклад "режиссуры" в оперу (90%, по его мнению - это чистый вокал). Хотя его любовь к концертному исполнению опер я понимаю.

Вот его "возрастные" оценки для басов - 25 лет для начала, и 40 лет - "срок приобретения настоящей басовой бархатистости". Интересно, соответствует ли это "мировой статистике" ? Во всяком случае, я недавно слышал на занятии в МГК студента-баса явно моложе 25, с красивым ровным тембром низов (верхних нот в произведении не было) :-)

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: Маторин в "Школе злословия"
« Ответ #1 : Май 27, 2008, 23:45:51 »
Если честно, терпеть не могу эту передачу. Случайно включил ТВ и с удовольствием посмотрел встречу с Маториным. Как ни странно, Дуня (или Дуся?) задавала вполне осмысленные вопросы, на которые Маторин довольно интересно отвечал.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Маторин в "Школе злословия"
« Ответ #2 : Май 28, 2008, 10:27:17 »
Как ни странно, Дуня (или Дуся?) задавала вполне осмысленные вопросы
:)
Изредка :)
Другое дело, что в данном случае положение исправлял сам Маторин - на самые глупые вопросы он отвечал с юмором и этим спасал положение, поэтому и задававшие их выглядели вроде как "умнО".
Я удивляюсь, как приглашённые отваживаются посещать этот дамский дуэт - дамы такой вздор несут, что это может повредить репутации приглашённых :)) Когда это слушаешь, начинаешь тупеть :)) Иногда случайно включаешь эту программу и прям диву даёшься.
Кстати, многие подобные передачи давно уже пропали из эфира - а одна подобная, кажется, "На ночь глядя" ? - пропала из эфира недавно.
Там, правда, глупостей было меньше, потому что ведущие лучше готовились к передаче и вообще, относились к делу более ответственно, а тут - "свободное плавание" в материале. Имею в виду, что обе ведущие вечно "плавают" и оживляются лишь в тот момент, когда приглашённый затрагивает какой-либо вопрос, волнующий их лично - а это чаще всего какая-нибудь бытовуха.
В ответах Маторина меня одна вещь неприятно удивила - он сказал, что Большой не откроют в 2009 году, потому что не успеют, и даже насчёт 2010 года посомневался.
Вот сюрприз !
Хотя чему тут особо удивляться - когда я проходил мимо развалин бывшего Большого и смотрел на его выпотрошенную середину, то всегда недоумевал, неужели же эти обломки можно собрать за 2 года ??
« Последнее редактирование: Май 28, 2008, 11:38:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Бедржих

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 13
  • Бедржих
Re: Маторин в "Школе злословия"
« Ответ #3 : Июнь 10, 2008, 09:01:55 »
От обязательного наличия мяса и водки в рационе каждого баса я был в шоке! :o

Оффлайн Кристи

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 114
Re: Маторин в "Школе злословия"
« Ответ #4 : Июль 13, 2008, 00:34:40 »
Никто, случайно, не записал? Интересно было бы послушать Маторина. На мой взгляд, один из лучших басов Большого.

Оффлайн да, это я

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Re: Маторин в "Школе злословия"
« Ответ #5 : Июль 16, 2008, 19:47:04 »
http://rutube.ru/tracks/733181.html

- глядите.


Вообще мне передача очень нравится. Иногда, конечно, дамы садятся в лужу, но порой они на высоте.
Недавно смотрел передачу с попом Кураевым - очень хорошо было всё расставлено по местам.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Маторин в "Школе злословия"
« Ответ #6 : Июнь 20, 2011, 18:43:54 »
http://www.izvestia.ru/news/492396

20 июня 2011, 13:26   |   Культура   |   Мария Бабалова Золотое "кукареку" в Большом театре
 
Владимир Маторин сбрил бороду, чтобы спеть царя Додона

Большой театр России показал «Золотого петушка» Римского-Корсакова -- финальную оперную премьеру 235-го сезона. Яркий саркастический памфлет от главного дирижера труппы Василия Синайского и приглашенной звезды современной режиссуры Кирилла Серебренникова стал, пожалуй, самой интересной и удачной оперной работой коллектива, как минимум, за последнюю пятилетку.


Фасад Новой сцены Большого театра украшает прекрасная своей насмешливостью афиша, где запечатлен чиновник, с блаженным выражением лица подносящий к губам карамельного петушка. Такую сладость каждый ребенок старался выцыганить в буфете у родителей, приходя на спектакль в детский музыкальный имени Н.И. Сац.


Но на этом о всяких апелляциях к несовершеннолетней аудитории утренников следует забыть. Страница истории, когда "Золотой петушок" представлялся сказочкой для маленьких, решительно перевернута. Хотя именно фабула пушкинской сказки была положена в основу последней оперы Римского-Корсакова, написанной в 1907 году. Однако сюжет был столь капитально перекроен Владимиром Бельским, что царская цензура запретила либретто. Справедливо усмотрев в нем едкую пародию на отечественное самодержавие.


Так что автору «Садко», «Сказки о Царе Салтане», «Псковитянки», «Китежа», «Майской ночи», «Царской невесты» и иных оперных опусов, не довелось засвидетельствовать появление своего «Петушка» на сцене. Первая постановка оперы состоялась в частном театре Зимина почти полтора года спустя после смерти композитора.


«Я вас здесь затем созвал, / чтобы каждый в царстве знал, / как могучему Додону / тяжело носить корону». Эта фраза и есть квинтэссенция сказочки с намеком. Остроты ума и язвительности Кириллу Серебренникову у авторов оперы не занимать. И собирательный портрет власти у него получается таким, что жанровая ремарка Римского-Корсакова «небылица в лицах» приобретает чересчур конкретные очертания. Теперь многим нашим политикам - что в Большой театр заглянуть, что в зеркало посмотреться, -- все будет едино.


Мало того, зал, где происходит большая часть действия, сильно смахивает на Георгиевский - в Большом Кремлевском дворце. Жизнь правителя, калькирующего образ то Брежнева, то Ельцина, то героев новостей уже наших дней, проистекает под неусыпной охраной с овчарками, со снайперами на галереях и верной челядью. Главные среди которой - ключница Амелфа (Татьяна Ерастова) и воевода Полкан (Николай Казанский). Плюс таджикские гастарбайтары.


Времяпровождение царя Додона состоит из заседаний и парадов. Для души имеется любовная интрижка с красавицей Шемаханской царицей, в итоге становящейся первой леди.


Царские сынки Гвидон и Афрон (Борис Рудак и Михаил Дьяков) забавляются компьютерными игрушками, А если им уж для парада портянки потребовались, то, естественно, не простые, а парчовые. Надо заметить, что Серебренникову ни разу не изменяют вкус и чувство меры, хотя он постоянно балансирует на лезвии крайне острой политической сатиры.


Атрибуты власти, и роскошь – золото, шелка, меха - на сцене повсюду. В театре утверждают, что только один светодиодный костюм (привет сколковским новациям) Большому обошелся в полмиллиона рублей. А бюджет всей постановки сравним с голливудским фильмом. Правда, когда о цифрах напрямую спросили гендиректора театра Анатолия Иксанова, он попытался отшутиться: мол, все расходы будут подсчитаны только после премьеры. Кирилл Серебренников был более определенен в ответе, не без иронии заметив: «Театр «Большой, а петушок «Золотой».


Когда на сцену выкатывается реальная баллистическая ракета класса «Земля-Земля» как единственный символ мощи, какой нынешняя Россия способна предъявить миру, зал уже просто умирает от смеха. Не отдавая, наверное, себе отчета в том, что смеется над собой... Кстати, есть в спектакле и прелестный момент столь необходимой сегодня Большому театру самоиронии, когда вовсе не артист, а один из менеджеров театра появляется на сцене в маске попугая и наикомичнейшим образом выражает почтение царю…


Режиссуру Серебренникова можно упрекнуть в некоторой избыточности. Он насыщает действием, выдумкой каждый такт партитуры, не давая публике ни секунды передышки. При этом удивительно, насколько точно, с какой поразительной любовью режиссером подобраны исполнители всех ролей - от миманса до солистов. Даже если певец откровенно не справляется со своей партией, как в случае с американцем Джеффом Мартином (Звездочет), откровенные недостатки вокала вдруг становятся частью образа. И все происходящее уже не выглядит оперной катастрофой.


При этом в режиссуре ничего не сделано поперек музыки. А из композиторской партитуры Василий Синайский соткал прочную, упругую основу, интересную по музыкальным нюансам и комфортную для певцов. Среди вокально-артистических работ есть две очень хорошие – это выпускница РАТИ, обладательница яркого высокого сопрано Анна Хвостенко, которой досталась закулисная роль Голоса Золотого Петушка, и артистка Молодежной оперной программы лирическое сопрано Венера Гимадиева (Шемаханская царица).


Но есть в этом спектакле и одна просто гениальная работа – бас Владимир Маторин в партии царя Додона. Мало того, что эта роль потребовала от него немалой жертвы: по просьбе режиссера, артист расстался со своей знаменитой бородой, которую носил четверть века. Он завораживающе сыграл словно бы всех наших правителей, вместе взятых, при этом не позволяя отпускаться себе до карикатурности и пошлых гэгов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 401
    • Андрей Ковалев
Re: Владимир Маторин, бас
« Ответ #7 : Июнь 21, 2011, 23:40:38 »
Приятно, что вновь заговорили о В.Маторине, творческий путь которого весьма плодотворен и длится вот уже более 35 лет. Особая страница его творчества - работа в Театре Станиславского и Немировича-Данченко (1974-1991). где на разнохарактерном репертуаре (Чайковский, Римский-Корсаков, Россини, Мусоргский, Прокофьев, Хренников, И.Штраус, Доницетти, Перголези, Гершвин, Гроховский) выковался его талант. Были такие яркие удачи, как Борис Годунов, Порги, король Рене, дон Базилио, аптекарь Аннибале ("Колокольчик"). Были менее удачные - Зупан, Борис Тимофеевич, король Треф, Голова ("Майская ночь"), Уберто ("Служанка-госпожа"), были просто "проходные" роли, типа префекта полиции Бретиньи ("Манон"). Но согласитесь, сам список ролей. панорама жанров - впечатляет.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #8 : Декабрь 01, 2012, 22:08:41 »
Ну а Маторин отжёг в своём репертуаре! "Как во городе было во Казани" заворожило зал своей стихийностью и размахом, при том, что супердостоинства этого голоса отнюдь не в прошлом. Певец, сам выдающийся Борис, существовал на сцене сверхорганично и пел замечательно!

Sasha вёл речь о спектакле "Борис Годунов" в Большом театре 29-11-2012.
Ну а сегодня, 01-12-2012, я и сам услышал Маторина (которого давно уже вживую не слушал) в этом же спектакле в этой же партии и могу присоединиться: голос сохранился отменно, в этой партии певец был очень органичен - не только пел, но и играл хорошо, убедительно. Я даже забывал, что это спектакль - смотрелось как сцена из реальной жизни ! :)) Наверное, Мусоргский как раз и мечтал о том, чтобы произвести своим произведением такое впечатление, не правда ли ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #9 : Декабрь 02, 2012, 01:06:28 »
Безусловно! Очень хорошо спел и ярко сыграл! Настоящий Варлаам!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #10 : Декабрь 02, 2012, 01:15:01 »
Безусловно! Очень хорошо спел и ярко сыграл! Настоящий Варлаам!

Вы тоже там были, Александр !
Скажите, почему он не вышел в конце на поклоны ?? Он что - обиделся, что ему мало похлопали по ходу спектакля и не вызвали поклониться перед занавесом ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #11 : Декабрь 02, 2012, 01:18:03 »
Безусловно! Очень хорошо спел и ярко сыграл! Настоящий Варлаам!

Вы тоже там были, Александр !
Скажите, почему он не вышел в конце на поклоны ?? Он что - обиделся, что ему мало похлопали по ходу спектакля и не вызвали поклониться перед занавесом ?
Не знаю... Я еще удивился, почему они с Мисаилом вылезли кланяться перед последней картиной. Такого, насколько я помню, никогда не было. Я подумал, что это сделано, чтобы сделать последнюю паузу перед сценой в Грановитой палате не такой трудной для зрителей (обычно они не выдерживают ожидания: эта пауза самая большая, так как трудно поставить эту здоровую декорацию!).  Может, он обиделся, что, когда они вылезли, зрители хлопали не очень активно???

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #12 : Декабрь 02, 2012, 01:20:05 »
Может, он обиделся, что, когда они вылезли, зрители хлопали не очень активно???

Вот и я так подумал !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Helene

  • Гость
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #13 : Декабрь 02, 2012, 01:22:44 »
Захотел пораньше домой пойти.)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #14 : Декабрь 02, 2012, 01:27:39 »
Захотел пораньше домой пойти.)

:)) Т.е. вы считаете, что он вылез покланяться заранее, чтобы пораньше слинять из театра ? :)) В результате он упустил возможность насладиться бурей рукоплесканий по окончании спектакля, которые, я уверен, перекрыли бы аплодисменты в адрес Фурланетто.
Его ведь ЖДАЛИ, Маторина-то ! Не я один шумно удивлялся, что такой знатный персонаж, исполняющий по ходу действия столь знаковую вещь, которую знают даже те, кто и оперой-то не интересуется, не вышел на финальные поклоны !

Александр Шварценштейн, я вас прошу: напишите, пожалуйста, об этом конкретном представлении с его составом как в целом, так и по отдельным сценам и певцам. Можно даже в отдельном потоке в "Новостях".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #15 : Декабрь 02, 2012, 01:44:17 »
Александр Шварценштейн, я вас прошу: напишите, пожалуйста, об этом конкретном представлении с его составом как в целом, так и по отдельным сценам и певцам. Можно даже в отдельном потоке в "Новостях".
А я хотел сначала все три состава послушать... а потом написать, если получится...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #16 : Декабрь 02, 2012, 01:50:57 »
Александр Шварценштейн, я вас прошу: напишите, пожалуйста, об этом конкретном представлении с его составом как в целом, так и по отдельным сценам и певцам. Можно даже в отдельном потоке в "Новостях".
А я хотел сначала все три состава послушать... а потом написать, если получится...

Да-да, пожалуйста !
Так вы идёте на Бурчуладзе в партии Бориса ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #17 : Декабрь 02, 2012, 01:55:51 »
Да, и на Казакова, и на Бурчуладзе!

Оффлайн Екатерина

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 2
Владимир Маторин - солист Большого театра (бас), народный артист России.
Почти 10 лет учрежденный им "Благотворительный фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси" организовывает благотворительные мероприятия в больших и малых городах России. В том числе ежегодно проводятся такие масштабные мероприятия, как Бахрушинский фестиваль с 2003 года (совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А.А.Бахрушина) и историко–музыкальный фестиваль «Жемчужины России» с 2005 года. Также проводятся благотворительные концерты в г. Москве (Грановитая палата Большого Кремлевского дворца, Международный дом Музыки, Новодевичиий монастырь, Храм Христа Спасителя, Храм Софии Премудрости Божией, Храм Илии Пророка), с участием делегаций из малых городов России.
Очередной концерт, посвященный Международному женскому дню 8 марта, "Ваше величество, женщина" состоится в Галерее искусств Зураба Церетели (ул.Пречистенка, д.19) 9 марта в 17.00. Справка по тел.+79852838908.
Официальные сайты: http://vlmatorin.ru/, http://www.vmgf.ru/    

Оффлайн NATALY

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #19 : Февраль 21, 2013, 14:25:06 »
Владимир Маторин дает концерт? Это счастье. Много лет пытюсь попасть на его сольный концерт - не получается. Нигде нет  билетов. На прошлой неделе хотела купить билет на Бориса Годунова на 7 мая, а в кассах билетов уже нет. Сейчас буду звонить по предложенным телефонам. Может повезет на сей раз! :) :D

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #20 : Май 20, 2013, 21:38:35 »
Владимиру Маторину — 65 лет!!!!!

http://zavtra.ru/content/view/ya-tsar-esche-ya-tsar/
«Я царь еще! Я — царь!»


7 мая 2013 года Большой театр дал "Бориса Годунова". Народный артист России Владимир Маторин, отметивший свой юбилей, посвятил спектакль юбилею, 140-летию, легенды русской оперной сцены — Федору Шаляпину.
Отшлифованный, как бриллиант, талант Владимира Маторина упал в сокровищницу мирового искусства в огранке оперы "Борис Годунов". Был 1991 год. Владимир Маторин впервые вышел на сцену Большого театра в партии царя Бориса. И так случилось, что страдания Годунова-Маторина эхом отзывались в страданиях народа. "О! совесть лютая!" — эта рыдающая мука Бориса Годунова преломлялась в скрежет искаженной совести народа, что привел в Кремль другого Бориса. И публика шла в Большой театр на Маторина, чтобы еще и еще раз услышать в предсмертном, трагически возвышенном возгласе: "Я царь еще! Я — царь!" — проблеск надежды на возрождение.
 65 лет опера "Борис Годунов" на сцене Большого театра. Премьера состоялась 19 декабря 1948 года. Титаны оперного искусства: дирижер Николай Голованов, художник Федор Федоровский, режиссер Леонид Баратов, — представили спектакль, и он стал символом коронационных торжеств. В честь генералиссимуса Победы Сталина. Всей громоподобной мощью литавр звучало убеждение Пушкина: государством должны править не "все", а избранные, вожди, великие люди. Провиденциальным образом Большой театр обрел в тот вечер свою сакральную сущность. Давал свой третий парадный спектакль. (Первые два состоялись 18 мая 1883 года и 17 мая 1896 года соответственно в честь коронования на царский трон Александра III и Николая II.) В сапфирах и рубинах на царском платье Годунова сверкали медали "За отвагу" и "ордена "Отечественной войны"; знамя Победы, обагренное кровью солдата, проносили по сцене святыми хоругвями, картина "под Кромами" символизировала уже не призыв к бунту, бессмысленному и беспощадному, но — "Смирись! Покорствуй русской силе!" Большой театр превратился в тот вечер в один, единый Сталин-колокол: так неумно и на разрыв били в колокола, как будто Алексей Кусакин, еще в 1920-е годы, собрал по всей стране колокола именно для этого торжества. И лики святых, ангелы и архангелы благословляли со сцены "Серп и Молот" над Центральной ложей театра.
 "Борис Годунов" — эмблема ренессанса Большого театра. Утверждение Федором Федоровским и Леонидом Баратовым стиля "театра-гиганта" для "страны-гиганта", с её грандиозными масштабами социалистического строительства — лестница к "небесной отчизне". Федор Федоровский, ученик Коровина и Врубеля, был подлинным знатоком искусства и быта Древней Руси. Его реалистические, на грани былин, живописно-объемные декорации: Соборная площадь Кремля, залитая золотом куполов Успенского собора, святые врата Новодевичьего монастыря с надвратной иконой Смоленской Божией Матери "Одигитрия", лампаду пред которой лишь освещает лунный морозный свет, келья в Чудовом монастыре — умозрение национально-духовной музыки Мусоргского в архитектуре и красках… О воздействии Николая Голованова на спектакль говорили, как о магическом. Поклонник экспрессивного, густого, сочного оркестрового звучания, он дух живый страдающего царя Бориса, смиренного летописца Пимена, дерзкого Самозванца вселял в декорации и бутафорию спектакля. "Противопоставлять романтику оперному искусству — значит отказаться от социалистического реализма". Николай Голованов, в прошлом регент хора Марфо-Мариинской обители, с "Борисом Годуновым" преобразил "царские чертоги" Большого театра в "молитвенную келью". Восстановил культ христианского искусства.
 5 марта 1953 года Большой театр, "Борис Годунов". "Мы уже знали, что И.В. Сталин болен, — цитирую письмо очевидца того спектакля, — и вдруг зазвучали слова хора, которые нас потрясли: "Плачь, земля русская, плачь! На кого ты нас покидаешь?" Мистика? Многие рыдали искренне, состояние непередаваемое, по времени совпадает с его смертью!"… Через полгода ушел из жизни Николай Голованов. Сердце "Прометея" русской оперы, лауреата четырех Сталинских премий не выдержало позора увольнения из Большого театра Хрущевым. Еще Пушкин презирал "придворное дворянство временщиков, людей, "прыгающих в князья из хохлов". В 1955 году не стало Федора Федоровского, автора рубиновых звезд над Кремлем, лауреата пяти Сталинских премий.
 "Борис Годунов" — вселенский шедевр. "Лед и пламя", консерватизм монархиста Пушкина и радикализм народника Мусоргского столкнулись и вылились в контрастность фортиссимо литавр и воздушность переливов арфы, в страстность бушевания огненной магмы вулкана, в полифонию звуков, сокрушающую все сцены и театры мира. "Борис Годунов" — опера грозных предзнаменований. "Скоро враг придет и настанет тьма/ Темень — тёмная, непроглядная!". Едва Россия с порога каких-то таинственных и недостижимых покоев в очередной раз рухнула в смуту, так картины постановки оперы 1948 года стали хроникой дней 2013-го.
 Снова песенная хмель бродяги-пьяницы Варлаама, приправленная клоунадой шута Троицкого зазывает народ на Болотную. Снова средь вздыбленной толпы промышляют иезуиты из Госдепа. Снова смотрят на русских, как на варваров: "И Московско царство мы полоним живо!" Ловят убогого Гришку на крючок Сандомирского замка, где фонтаны бьют струями из серебра, а воздух цвета золота и лазури. Лукавый царедворец Дворкович на карачках ползёт: "Не казнь страшна! Страшна твоя немилость!" Посвященный в тайну убийства царевича Димитрия, он рассказами Пимена об угличском чуде доводит едва дух переводящего Годунова до исступления. "А там донос, бояр крамолы"… Бояре в шапках Чубайса с Авеном-Фридманом потирают сальные, потные ладошки: Кремль для въезда Навального на белом коне готов! Но если в постановке 1948-го дуэт гордой панны Марины и авантюриста Самозванца — столкновение двух разных миров и характеров, хоть и повязанных "одной веревочкой", чувственно-прекрасной мелодией лирики соблазна, то сегодня дуэт звучит в унисон. Изящно-грациозное шествие пар в полонезе призрак оперы волшебным образом переносит из садов Сандомира в здание Кавалерийского и Гвардейского клуба на Пикадилли. "Русский бал". "Шик императорской эпохи" трещит по швам смокингов black-tie кавалеров, шелка и органзы вечерних платьев дам лакированным убожеством. Уж не звучит грандиозностью размаха, неукротимостью разгула напев "Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая!" Русскому народу — как великой личности, одушевленной единой идеей — посвятил оперу Мусоргский. Сегодня русский народ подавлен. Смятение, паралич воли. Враг внешний да в шкуре врага внутреннего?!. Но! "Сутана пахнет ладаном и воском. А щеки отливают синевой. И отвращение мучает подростка".
 Трепещет враг: "Сильно обветшавшая постановка 1948 года, с её гигантоманской сценографией, перегруженностью исторической бутафорией, перекошенным собором Василия Блаженного давно не делает чести главному театру страны". Как только в Большом театре начинают играть увертюру к "Борису Годунову", так на Рублевке слышится отвратительный запах щей, гречневой каши, и самый воздух над Москвой пропитывается перегаром водки. Расстрельный приговор постановке давно уж привели бы в исполнение, не случись приглашения Ковент-Гарденом. Лондон, от доков до Вестминстерского аббатства, поднялся пред "сталинским" "Годуновым", как Черчилль в зале Ялтинской конференции, поднялся перед Сталиным.
 Сама природа вверила Владимиру Маторину оперу гения русской оперы Модеста Мусоргского. Царственность осанки, скульптурность жеста, раскаты голоса от могучего, как Перун, форте до нежного, проникновенного лиризма… Но даже самый лучший голос мёртв, если не одухотворен он чувством и воображением. И тайна власти Владимира Маторина-артиста в том состоит еще, что с выходом на сцену и вступлением в первую арию "Скорбит душа" величие духа трагедии берет в плен и завораживает публику. Интонация, окраска слова, вздохи скорби Маторина сверкают самоцветами на перстнях Бориса Годунова. Кульминация — сцена "видений" убиенного царевича — задевает сокровенные струны и потрясает душу зрителя. "Нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!.." — преследует царя трескучий голос Юродивого. "Чур! Чур, дитя! Не я… Не я…" Как страшно, как убедительно, с какой вокальной виртуозностью, доведенным до крайности речитативом, с какой исторической и психологической правдой передаёт Владимир Маторин через болезненность души Годунова метафизику русской власти!
 От венчальной "Уж как на небе солнцу красному слава!" до предсмертной "Всё кончено — глаза мои темнеют" — грех. Россия — вместилище таинства, где ход истории подчинен христианским законам, он в свете Божьего Промысла и в поисках Высшей Правды. Состояние души и совести человека влияет на окружающую жизнь, и трагедия Бориса Годунова становится бедствием для страны. Умный, дальновидный, искренне желающий добра народу, Борис Годунов, да еще интригами, поспешеством "преданных рабов, бояр" оказывается ненавистен народу. Замыкая голос совести, тяжелой поступью, словно ноги в оковах, Борис Годунов поднимается на трон, и зритель — "чур! чур!" — сам в ужасе отшатывается в кресле, гонит прочь от себя роковое наваждение. Царь падает бездыханный. Шуйский преграждает царевичу Федору дорогу к престолу. Боль, нестерпимая жалость и к Годунову, и к России, и к себе самому обрывает на вздохе дыхание, жгутом перехватывает сердце. "Тяжка десница грозного судии, ужасен приговор душе преступной".
 "Наследник традиций Шаляпина в русском вокальном искусстве", — говорят о Владимире Маторине. Что ж, Семён Сахаров, дирижер из "колхоза имени Голованова", показывал студенту Гнесинского института, как умирал в финальной сцене Борис Годунов Шаляпина. Какое-то психическое воздействие оказывает Владимир Маторин со сцены. Казалось, дирижер, артисты оркестра и хора Большого театра вдруг разом поняли, что они представляют русское искусство, и поразительной красоты, мощи русских просторов звучала музыка, прерываемая овациями.
 Искусство пения в русской опере нечто большее, чем блеск бельканто.
 Россия — заметил Берлиоз — классическая страна басов. Нигде нельзя услышать таких превосходных басов, как в стране снегов и холода. Именно басу русские композиторы отдавали лучшие, характернейшие роли. Владимир Маторин — не только величайший бас России. Владимир Маторин — достойный гражданин России. Созданный им Благотворительный фонд — помощь городам русской провинции, брошенным в Смуту тоски и уныния. И такая деталь. Ни один другой спектакль Большого театра, как "Борис Годунов" с Владимиром Маториным, не собирает в зрительном зале сонм духовенства. От почтенного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия до безвестного младого чернеца из скита…. Возносят в кельях свои чудные молитвы о Царе, о Богоспасаемой стране нашей, о власти от Бога и по справедливости, о рабе Божием Владимире.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #21 : Февраль 20, 2014, 12:49:52 »
http://www.evening-kazan.ru/articles/mne-nikogda-ne-nravitsya-kak-ya-ispolnil-borisa.html

«МНЕ НИКОГДА НЕ НРАВИТСЯ, КАК Я ИСПОЛНИЛ БОРИСА»

Автор: Айсылу КАДЫРОВА

Титульную партию в самом главном спектакле Шаляпинского фестиваля - народной драме Мусоргского «Борис Годунов» - впервые в Казани исполнил Владимир Маторин, солист Большого театра России. Критики считают, что эта роль, которую певец играл на разных  сценах мира, в том числе в Лионской и Парижской операх, в Гран-театре (Женева), Лирик-опере (Чикаго), в театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия), Национальном театре Праги, Хьюстонской Гранд-опера (США), - пик его славы.

- Баса, который готовится спеть Бориса, я сравниваю с биатлонистом. Спортсмену, чтобы чисто стрелять, нужно уже за километр до стрельбы думать и о ней тоже, двигаясь энергично, не сбавляя темпа. Так и певцу: чтобы хорошо спеть и сыграть Бориса, нужно за неделю до спектакля чувствовать себя в него погруженным, - объяснял Владимир Маторин корреспонденту «ВК» накануне своего казанского выступления. - За неделю до «Бориса Годунова» я не могу спокойно ни спать, ни есть. Я погружаюсь в спектакль, в роль. За пять часов до спектакля я перестаю есть... Борис - особенная роль. Это творческий экзамен, отчет... До спектакля я сам не свой: глаза смотрят внутрь, в душе - психоз. Ощущение - будто всех артистов, участвующих в «Борисе...», посадят в самолет и заставят прыгать с парашютом. И вот прыгающих, допустим, десять, а парашютов - только два. Кому они достанутся? Самым достойным...

-  Еще в 1989 году, когда вам было сорок,  Годунов в вашем исполнении был признан международной музыкальной общественностью лучшей оперной партией года. А когда вы впервые исполнили эту роль?

- В 1989 году мне сорок один было. А год тот был юбилейный - отмечали 150-летие Мусоргского... Впервые же за Бориса я взялся еще в студенческие годы - в одну из зимних сессий пел сцену смерти Годунова. Я учился в институте имени Гнесиных... На настоящей театральной сцене я впервые сыграл Годунова в 1987 году. Это было в Ленинграде, в театре имени Мусоргского, ныне это Михайловский театр... С тех пор я исполнял партию Бориса огромное количество раз. Могу сказать, что не все дирижеры понимают специфику этого спектакля. Специфична она из-за партии Бориса. Все сцены с его участием - это кульминационные моменты его жизни. Он сам себя сжигает... Любимая моя роль. Для баса она трудна, потому что написана для баритона. А еще трудна потому, что начиная с Федора Ивановича Шаляпина задан такой высочайший стандарт исполнительства!.. Мне никогда не нравится, как я исполнил Бориса. Мне всегда хочется, чтобы получилось еще лучше.

- Кого из иностранных вокалистов вы бы назвали лучшим исполнителем Бориса Годунова?

- Лучший сегодня иностранец, поющий Бориса, это Джон Томлинсон из Лондона. Он примерно мой ровесник, у него прекрасное русское произношение. И голос красивый очень. Золотой бас! Еще мне нравится из иностранцев в роли Бориса Ферруччо Фурланетто. Итальянский бас. Потрясающий. Он тоже примерно мой ровесник...

- Владимир Анатольевич, почему вы только в этом году согласились исполнить в Казани партию Годунова?

- В этот раз серьезным было приглашение: меня за год до спектакля начали пасти. А до этого знаете, как было? Звонят 1 сентября и говорят, что спектакль  5 октября. А у меня на два года вперед все расписано!.. Я в Казани два раза уже гастролировал, оба раза выступал с дирижером Фуатом Мансуровым: филармония татарская приглашала. Помню, в первый раз должен был исполнять на концерте песню Варлаама «Как во городе было, во Казани» из «Бориса Годунова». И спрашивал все Мансурова, не побьют ли меня здесь за такой репертуар, не обидятся ли. Маэстро успокаивал: «Ничего страшного!». И действительно: хорошо меня тогда приняли, не обиделся никто. А второй свой приезд я запомнил по другой причине. Приехал в вагоне класса люкс, а в обратный путь мне вручили билет в плацкартный вагон на верхнюю полку. Конечно, я поменял этот билет, доплатил... Приятные воспоминания!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #22 : Февраль 20, 2014, 13:55:21 »
Честно сказать, мне тоже никогда не нравилось, как он исполнял Бориса, так что в этом я с ним солидарен. Это слишком сложная для него роль, слишком много в ней нюансов и психологизма. Зато вот Варлаам - это его партия! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Eugen B

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 444
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #23 : Февраль 20, 2014, 18:13:09 »
Я слушал его Бориса-очень понравилось и произвел большое впечатление

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Владимир Маторин (р.1948, Москва), бас
« Ответ #24 : Март 27, 2014, 13:41:50 »
19:00 9 апреля 2014 г.
Камерный зал ММДМ

«СТАРИННЫЙ РУССКИЙ РОМАНС»

Владимир МАТОРИН,бас

Квартет солистов Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица