Автор Тема: Барочная опера  (Прочитано 14946 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #25 : Октябрь 06, 2015, 11:52:49 »
5 октября 2015 г.
Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга

XVIII Международный фестиваль "Earlymusic"

Висенте Мартин-и-Солер

Горе-богатырь Косометович

Комическая опера на либретто императрицы Екатерины Второй и Александра Храповицкого

Ансамбль "Солисты Екатерины Великой" под управлением художественного руководителя фестиваля Андрея Решетина

Опера "Горе-богатырь Косометович" была впервые дана 20 января 1789 г. в Эрмитажном театре. В её основе одноимённая сказка, написанная ранее императрицей

***********************************************

Не знаю, насколько аутентичным было вчерашнее исполнение, но, наверное, по нему вполне можно составить представление о том, как эту оперу исполняли в XVIII в., тем более что всё было особенным: другая фонетика, другое интонирование, другая ритмика языка, другие жесты, другие движения и т.д. Очень достойный результат ежедневных, как написано в программке, четырехмесячных репетиций. Получил огромное удовольствие, просто наслаждался представлением, а это, как я понимаю, как раз то, для чего и предназначалась барочная опера.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #26 : Октябрь 09, 2015, 15:45:28 »
От великого до несмешного

В Петербурге реконструировали оперу императрицы

В Санкт-Петербурге XVIII фестиваль Earlymusic представил в Эрмитажном театре свой главный проект — реконструкцию оперы "Горе-богатырь Косометович", написанную в 1789 году на либретто Екатерины Великой ее придворным композитором испанцем Висенте Мартин-и-Солером. Рассказывает ВЛАДИМИР РАННЕВ.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2826696
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #27 : Октябрь 09, 2015, 15:51:41 »
В. Раннев крайне критически оценил "Горе-богатыря", а на "Россия К" можно посмотреть маленькие фрагменты исполнения в Эрмитажном театре, где проходил первый, закрытый, показ:

В Петербурге представили оперу "Горе-богатырь Косометович"

Смотреть: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/142696/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #28 : Октябрь 09, 2015, 17:08:16 »
Кто же такие Костоглоты?

ЧЕРЕЗ 226 ЛЕТ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ ВНОВЬ ИСПОЛНЕНА ОПЕРА ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ «ГОРЕБОГАТЫРЬ КОСОМЕТОВИЧ»

Текст: Екатерина Бирюкова

Музыка просто и крепко сбита, очаровывает прямодушием. В ней слышится фанфарная лапидарность петровских кантов, сквозь которую периодически все-таки проступает время Моцарта. Но кроме не слишком сложных поющихся нот (Илья Мазуров — Горебогатырь, Юлия Хотай — Локтмета) тут не менее важны диалоги, позы, танцы и понимание стиля, без которого вся эта конструкция рассыплется как примитивный карточный домик.

Ощущение далекой странной планеты с фарфоровыми гэкающими статуэтками и не всегда, правда, изящными шутками создать удалось. Поверить в то, что 226 лет назад все происходило точно так же, сложно, но если очень хочется, то можно. Кто ж будет проверять.

Полностью: http://www.colta.ru/articles/music_classic/8798
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #29 : Октябрь 12, 2015, 17:46:40 »
Висенте Мартин-и-Солер

Горе-богатырь Косометович

Комическая опера на либретто императрицы Екатерины Второй и Александра Храповицкого

Текст либретто: http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/text_0280oldorfo.shtml
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #30 : Август 09, 2016, 09:31:20 »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #31 : Август 26, 2017, 12:03:17 »
Екатерининское барокко

Владимир Абаринов

Екатерина II была не только императрицей, но и литератором. Она сочиняла пьесы, сказки, фельетоны, пословицы, мемуары, нравоучительные, исторические и философские эссе. Одно время она очень увлекалась сочинением оперных либретто. Опера для нее была не просто развлечением, но и важным символом просвещенного абсолютизма. По ее приказанию в Петербурге архитектор Джакомо Кваренги построил Эрмитажный театр, а Антонио Ринальди – Большой Каменный. Это были первые в России театры, построенные специально для постановки опер.

https://www.svoboda.org/a/28691921.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #32 : Сентябрь 19, 2017, 13:07:55 »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 708
Re: Барочная опера
« Ответ #33 : Ноябрь 03, 2017, 21:28:25 »
Барокковая опера «Дидона и Эней» Генри Перселла.

http://eizvestia.com/kontserty/full/311-barokkovaya-opera-didona-i-enej-genri-persella

;D
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Барочная опера
« Ответ #34 : Март 13, 2018, 21:24:51 »
Пишет red_balls (red_balls)
2018-03-12 22:49:00

Иногда два - лучше, чем один
https://red-balls.livejournal.com/249583.html

У меня с барочной музыкой отношения довольно прохладные, хотя с недавних пор господин Перселл все чаще и чаще звучит в наушниках. Вообщем, захотелось чего-то такого. Выбрала на выходные два концерта, причем один выбирала долго и серьезно, с внимательным изучением программы, второй - от балды (программа там не давалась), польстившись на знакомое имя солистки.

Результат получится странным :(

Первый концерт - это программа "Prima Donna" барочного консорта "Tempo Restauro" в Рахманиновском зале. Шла немного "наобум", из знакомого было только имя солистки Немировичей Ольги Луцив-Терновской, которую сто лет не слышала в театре. Оказалось, что мне неплохо знакомо и имя руководителя этого коллектива - Марины Максимчук, но как оперного дирижера Большого и Немировичей. Просто настолько я не могла соединить одно с другим!

Концерт получился замечательный: интересная программа, отличное исполнение и веселый драйв от всего этого. А какое замечательное исполнение Клеопатры из Юлия Цезаря Генделя у Луцив-Терновской! У-у-у... Дикий кайф. Отличный вечер!

И концерт "Британский Орфей" в Музее Чайковского... Заявленная программа целиком посвящена Перселлу, хорошо составленная, не новая, ее уже несколько раз показывали в разных залах... Но "в процессе пути, собака могла подрасти". Хотя в данном случае - уменьшиться до размеров хомячка.

На деле заявленная (и оплаченная -  sic!) программа превратилась в "Британский Орфей и его время", где от собственно музыки Перселла остались рожки и ножки (начало и конец), а середину заняли вездесущий Гендель (опять с Альцестой и Клеопатрой), Вивальди и Джеминиани (причем имя последнего в программе умудрились написать с ошибкой). Из 8 заявленных первоначально исполнителей уцелело 3 (плюс 2 новичка - как бонус), что и поставило под вопрос официальное объяснение изменения программы - болезнь. Пять человек сразу? Прямо мор какой-то...

Новая программа получилась странная, плохо сыгранная, видимо составленная по принципу: ребята, у нас есть клавесин, виолончель, флейта, сопрано и контр-тенор, что мы можем  сварганить из этого состава? Молоденькая виолончелистка долго и нудно, со школьным упорством выпускницы ДМШ, терзала бесконечную сонату Джеминиани - зал порывался хлопать между частями (неужели наконец все?), девушка обиженно зыркала в зал, находила новый нотный лист и упорно продолжала перепиливать виолончель. В зале капризничали совсем мелкие дети (родители, пожалейте детей! в мире классической музыки есть более интересные моменты), сопрано мучительно пыталась вытянуть неподвластную ей Дидону (хотя, надо признать, с оперным Вивальди справилась чуть лучше - хотя зачем тогда было тянуть Дидону? Делайте программу под свои возможности), клавесин стучал задним фоном, как драм-машина, а контр-тенор... ну, контр-тенор, это такой персонаж, что если голос не сорвал, то уже хорошо (хотя его финальные "Music for a While" и "Strike the Viol прозвучали, ИМХО, неплохо).

Чем плохи камерные концерты (да еще при полупустом зале), что надо лицо держать и не очень кривиться: нехорошо обижать людей, но было решительно жалко напрасно потраченного вечера и денег - за те же 500 рублей можно вполне сходить в Консерваторию или в Бетховенский зал...

В итоге, хорошо, что концерта было два, иначе я бы еще не скоро отважилась сходить на чуждое мне барокко...

Зы Персоналию не указываю сознательно, жалко мне нашу молодежь
_______________
ЗЫ2 (Papataci) видеозапись концерта http://meloman.ru/concert/britanskij-orfej/
« Последнее редактирование: Март 13, 2018, 21:31:19 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 858
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Барочная опера
« Ответ #35 : Июнь 04, 2018, 21:29:54 »
Барочный круг
Почему молодежь слушает музыку трехвековой давности
Владислав Крылов

Пока желчные критики поп-музыки стенают по поводу современного ее состояния, читай: полного упадка и разрушения, всё больше молодых слушателей отворачиваются от хип-хопа и техно (не навсегда, но хотя бы на время) и проявляют интерес... нет, даже не к музыке времен своих родителей, а к мелодиям, написанным несколько столетий тому назад. Музыка барокко набирает всё большую популярность — сочинения почти забытых композиторов, от Сальери до Скарлатти, исполняют живьем, записывают, восстанавливают считавшиеся утерянными оперы. Немалую роль в этом сыграла итальянская певица Чечилия Бартоли, которой 4 июня исполняется 52 года. Одна из лучших колоратурных меццо-сопрано мира уже два десятилетия пропагандирует музыку XVII–XVIII столетий. Портал iz.ru выяснял, почему эпоха барокко вновь вошла в моду — и не только среди завзятых ценителей оперного вокала.

...Причин у внезапного интереса, пожалуй, несколько. Прежде всего сама музыка — еще пару десятков лет назад малознакомая, а потому вдвойне интересная даже поклонникам условной «классики» (в обиходе этим термином часто обозначают и романтиков, и академическую музыку прошлого столетия в ее менее радикальных формах), уставшим от неизменной «диеты» Верди/Чайковский/Бетховен. Кроме того, при всей своей кажущейся вычурности барочная и ренессансная музыка неожиданно оказалась понятней для аудитории, более привычной к монотонному ритму техно и повторяющимся мелодическим паттернам рока.

Дело в том, что большинство произведений XVII–XVIII веков написаны с использованием basso ostinato — повторяющейся в нижнем регистре ритмической фигуры, поверх которой и строятся мелодические вариации. Подобная басовая структура практически вышла из композиторского обихода во второй половине XVIII века — но неожиданно вернулась сперва в блюзе и джазе, а затем в рок-н-ролле (так называемый шагающий бас, характерный для этих жанров практически повторяет генерал-бас, технику исполнения, присущую практически всем сочинениям 1600–1750-х годов). Последние же 30 лет остинатный бас вообще превратился в самый привычный для молодых слушателей способ сопровождения мелодии (иногда, впрочем, обходятся и без нее) — благодаря популярности техно и других стилей электронной танцевальной музыки.

https://iz.ru/750797/vladislav-krylov/barochnyi-krug
Che mai sento!