Автор Тема: Дарья Работкина (р. 1981 г.)  (Прочитано 2723 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« : Сентябрь 18, 2014, 18:18:13 »
Дарья Работкина: «В современном пианизме нет ограничений, идущих от пола или внешних данных исполнительницы»

18.09.2014

http://www.business-gazeta.ru/article/114582/

КАЗАНСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ПИАНИСТКА УДИВЛЯЕТ МУЖСКИМ ТИПОМ ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОГРАММ И ИЩЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЕ МЕСТО В КОЛЛЕДЖЕ ЗА ОКЕАНОМ

Сегодня Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского открывает предъюбилейный 49-й сезон совместным выступлением с выпускницей Казанской консерватории, пианисткой Дарьей Работкиной. О программе концерта, женском пианизме и отечественной фортепианной школе с Работкиной специально для «БИЗНЕС Online» побеседовала московский музыкальный критик Елена Черемных.
 
«Я НЕ ФЕМИНИСТКА»

— Дарья, не удержусь от соблазна выразить удивление откровенно мужским типом предстоящей программы. Не всякий мужчина-пианист сыграет за один вечер три таких блокбастера, как фортепианный концерт Равеля соль мажор, Четвертый — Рахманинова, да еще и «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина.

— Ну, к феминизму это, конечно, никакого отношения не имеет. Я не феминистка. И не вполне согласна с тем, когда люди после концерта говорят: «Как же так, вы такая хрупкая, а у вас такой большой звук?!» Дело не во внешних параметрах, а в технике, в ощущении готовности к крупной форме, и, конечно, в том контакте с партнерами, со сценой и с публикой, на который каждый раз настраиваешься заново. Конечно, определенную роль в программах такого рода играет конкурсный опыт пианиста или пианистки. И я, например, как человек, участвовавший в разных международных конкурсах, всегда наблюдала, как, впрочем, наблюдаю и концертную, ситуации с точки зрения впечатления, производимого женщинами. Знаете, опыт таких пианисток, как Ольга Керн (первая женщина-победительница конкурса Клиберна в Форт-Уорте, 2001 год — прим. ред.) или Валентина Лисица (одна из самых известных на сегодня исполнительниц концертов Рахманинова в международном фестивальном формате — прим. ред.), вселяет соображение, что в современном пианизме нет ограничений, идущих от пола или от хрупких внешних данных исполнительницы. Да даже от размера руки. Внешние параметры — не главное...

— Простите, что перебиваю, но у Равеля был настолько маленький рост, значит, и рука, что в годы Первой мировой его не взяли ни в один род войск, правда, сжалившись, все же определили в автомобильный дивизион. А у Рахманинова были и рост, слава богу, и ручищи: спокойно брал квинту через октаву. И оба были концертирующими пианистами, играли свои произведения, в том числе и фортепианные концерты. Да и Гершвин, есть свидетельства, играл свою Вторую рапсодию с бостонским оркестром Кусевицкого. То есть в каждом из нотных текстов все же просматривается ... разная физика их авторов.

— Да, безусловно. Но просматривается и кое-что еще. Мало того, что все три композитора примерно ровесники, Равель и Гершвин умерли в одном году — в 1937-м, Рахманинов был неcколькими годами старше Равеля, которого он лишь на 6 лет пережил. В эту программу собраны и сочинения-ровесники: Рапсодия Гершвина — это 1924-й год, Четвертый концерт Рахманинова — это 1926 год, ну и соль-мажорный концерт Равеля — 1930 год. С одной стороны, речь идет о произведениях того времени, когда все эти люди знали друг друга и даже влияли друг на друга. Например, когда Гершвин, приехав во Францию, попросился к Равелю в ученики, тот ему отказал, помните, какими словами: «Лучше вы останетесь первым Гершвином, чем станете вторым Равелем!» Понятно, что и Рахманинов тоже находился в их общем поле зрения.
 
С другой стороны, известно, что материал, например, Четвертого концерта Рахманинов начал сочинять в 1914 году, на что указывает прямая цитата из его Этюда-картины op. 33 №3, использованная во второй части Концерта. То есть информация, предлагаемая самим текстом этого Концерта, как бы затрагивает начало Первой мировой войны. Но третья редакция этого же Концерта, а я играю как раз ее, была сделана Рахманиновым в 1941 году, то есть уже во время Второй мировой войны. Получается неожиданная историческая ретро- и перспектива, которая мне кажется созвучной каким-то тревожным ощущениям нашего времени. (Тема Первой мировой войны резонирует и со многими международными музыкальными акциями нынешнего года. В частности ей был посвящен недавно завершившийя фестиваль в Зальцбурге, и даже на днях открывшийся в Петербурге фестиваль Earlymusic — прим. ред.).

Знаете, вообще при составлении программ мне интереснее всего находить то актуальное, что всегда содержит музыка независимо от времени ее создания. Одну из моих прошлогодних программ, например, я начинала ренессансной пьесой Джона Доуленда «Текут мои слезы», написанной вообще-то для лютни и голоса, потом — клавесинные пьесы Куперена и Итальянский концерт Баха; а во второй части сочетала это с пьесами из Равеля, Прокофьева и Работкина. На подобные вещи я иду, потому что с радостью обнаруживаю: да, музыкальный язык меняется, но эмоции людей разных эпох всегда примерно одни и те же.

«К КАЗАНСКОМУ КОНЦЕРТУ ИЗУЧАЛА АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
ЧЕТВЕРТОГО КОНЦЕРТА РАХМАНИНОВА»

— У кого и где вы научились так замечательно мыслить?


— В казанской cредней специальной музыкальной школе моим педагогом была прекрасная Нора Семеновна Казачкова. А в консерватории я занималась у родителей — Сергея Николаевича Работкина и Гузель Кабировны Абдуллиной. Получая в Казани бакалавриат, параллельно занималась в Маннес-колледж в Нью-Йорке с Владимиром Фельцманом (известный пианист, сын композитора Оскара Фельцмана, эмигрировал в США в 1987 году — прим. ред.), у него я закончила бакалавриат и магистратру. А потом три года училась в докторантуре Школы Истман в Рочестере, там со мною занималась замечательная Наталья Антонова, в свое время профессор Петербургской консерватории. Насчет составления программ, конечно, мой кругозор очень расширил Владимир Фельцман — замечательный пианист, который выступает по всему миру с уникальным порой репертуаром...

— Помню, в конце 1990-х в Москве в Большом зале консерватории он играл в один вечер два тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Да как! Время буквально просвистело: столько смыслов было открыто в, казалось бы, хрестоматийных баховских прелюдиях и фугах...

— Стоит вспомнить и баховские «Гольдберг-вариации» в его потрясающем исполнении. А насчет программ, конечно, составляя их, и книги читаю, но еще больше слушаю разные записи. К казанскому концерту, в частности, изучала авторское исполнение Четвертого концерта Рахманинова...

— ... с Филадельфийским симфоническим под управлением Юджина Орманди. Есть такое, декабрь 1941 года, я тоже послушала в сети. И раз уж мы вернулись к Рахманинову, какое у вас чувство, по-прежнему ли актуален разговор о русской школе концертного пианизма?

— Сложный вопрос. Истоки советской школы пианизма начинаются в далеком прошлом, когда русская фортепианная традиция формировалась под разными углами влияния, шедшего в Россию из Европы. Например, итальянская опера в творчестве Глинки и Чайковского или использование полифонических форм, столь развитых уже в немецкой музыке. И если задуматься о русской традиции, в ней вообще очень трудно отделить композиторское от исполнительского. Достаточно вспомнить тех же Скрябина с Рахманиновым. Спустя поколение дореволюционную традицию уже развивали школы Игумнова, Гольденвейзера, Нейгауза. Сейчас, как мне кажется, реакция публики на российского пианиста везде немного автоматическая: это готовность к особому качеству исполнения, к богатой окраске звука и (тут, считаю, внесли негативную лепту конкурсы) к особой спортивности. Не буду лукавить: спортивный элемент сейчас действительно перевешивает внимание к звуковому разнообразию, а пришедшая в пианизм мода на аутентичный стиль провоцирует в исполнителях большую склонность к стандарту, нежели отклонение от этого стандарта. Конечно, молодым пианистам приходится участвовать в конкурсах, чтобы привлечь внимание к себе, хотя есть и иные пути — к примеру, через летние фестивали, на которых устанавливаются столь необходимые связи в нашей профессии.
 
НУЖНО ПРИДУМЫВАТЬ НОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРЕПОДАВАТЬ

— Чем спасаться?


— Мой способ — это придумывание новых программ и еще преподавание. Программы я сочиняю как минимум одну новую в год. Кстати, это очень ценят концертные агентства: название моего — Concert Artists Guild, оно отвечает за мои выступления в Канаде, Северной и Южной Америке. А что касается преподавания, я работаю в двух музыкальных школах Нью-Йорка и нахожусь в активном поиске преподавательского места в колледже или университете. В Америке это непросто: я получаю разметки с вакансиями, на которые претендует иногда до 200 человек.

...
Елена Черемных

Полностью здесь http://www.business-gazeta.ru/article/114582/
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« Ответ #1 : Сентябрь 20, 2014, 17:21:58 »
Что скажете о Работкиной, коллеги?
Как бы то ни было, в её интервью затронуты интересные вопросы, которые можно было бы и развить при желании. Зёрна полемики в нём есть.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« Ответ #2 : Сентябрь 20, 2014, 19:23:53 »
Что скажете о Работкиной, коллеги?
А что сказать? пытаются раскрутить очередную девочку. Техника какая-никакая  есть, а пианизм усредненно-выхолощенный с явным налетом конкурсной установки "очень быстро и не о чем". Так мне показалось по записям.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 912
Re: Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« Ответ #3 : Сентябрь 20, 2014, 19:36:56 »
Кстати, очень не плохо раскручивают:

Мега-пианистка из Америки Дарья Работкина покорила казанскую публику нежностью 
http://www.kazved.ru/article/54564.aspx
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« Ответ #4 : Сентябрь 20, 2014, 21:24:43 »
Что скажете о Работкиной, коллеги?
А что сказать? пытаются раскрутить очередную девочку

:)) Эти "девочки" похожи одна на другую, не правда ли?
Но Работкина ко всему прочему ещё не слаба поболтать "о высоком".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« Ответ #5 : Сентябрь 22, 2014, 00:08:16 »
А что сказать? пытаются раскрутить очередную девочку. Техника какая-никакая  есть, а пианизм усредненно-выхолощенный с явным налетом конкурсной установки "очень быстро и не о чем". Так мне показалось по записям.

Кстати, очень не плохо раскручивают:

Я могу в опере n количество подобных примеров привести. Вроде ничего особенного ни по природным данным, ни по умениям, а пиарят так, будто это выдающийся певец или певица. Откуда это берётся и зачем это делается? Ведь всё равно будет слышно, что играет или поёт, скажем так, не самый одарённый исполнитель!
« Последнее редактирование: Сентябрь 22, 2014, 11:12:05 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Дарья Работкина (р. 1981 г.)
« Ответ #6 : Сентябрь 22, 2014, 00:15:52 »
В общем, технология освоена и налажена.
С другой стороны, в этом интервью есть интересные замечания, которые к её игре как таковой не имеют отношения.  Впрочем, умение хорошо говорить не означает умения хорошо играть то, о чём идёт речь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица