Автор Тема: Уместность аплодисментов во время исполнения классики  (Прочитано 8271 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Papataci мимоходом подняла интересный вопрос, и я хотел бы завести по этому поводу специальную тему:

А вот аплодировать после арий нужно (разумеется, если они хорошо исполнены). Это благодарность артистам за их труд и обмен положительными эмоциями

Вопрос этот неоднозначный.
Дело в том. что аплодисменты, какими бы они ни были неудержимыми, прерывают музыкальную мысль, и вопрос здесь в том, возможно это в данном конкретном случае или нет, подразумевалось автором или нет.
Например, Вагнеру аплодисменты по ходу действия, как мне кажется, противопоказаны. В значительной степени это верно и для "Пиковой дамы" П.И.Чайковского. Ну т.е. это верно для всех сочинений, в которых уже не столь очевидна т.н. номерная структура.
Я уж не говорю об ораториальных и, особенно, симфонических произведениях: как правило, аплодисменты просто недопустимы, ибо разрушают тишину и не позволяют правильно выстроить форму.
Есть и противоположный пример: "Зимний путь" Шуберта. Казалось бы, это набор номеров, но если аплодировать после каждого, как это бывает, то певец лишается возможности выстроить цикл как целое - а он несомненно представляет собой единое авторское целое, хотя вполне можно исполнять и отдельные номера. Наиболее крупные певцы сумеют выстроить форму даже и при наличии аплодисментов, как я это наблюдал в концерте Фурланетто, и всё же это совершенно лишнее в таких случаях. Однажды я был свидетелем, как в камерном (!) концерте Нетребко попросила не аплодировать между романсами, которые она определённым образом выстроила в связную цепочку, потому что не хотела, чтобы её замысел прерывался и разрушался аплодисментами.
Но!
Опера - это всё же несколько иное! Это не симфония, не оратория, даже не цепочка романсов - это театральная драма с сюжетом и кульминационными точками! А раз так, то слушатель, вовлечённый в действо, и автор, который вполне может предусмотреть эмоциональную разрядку в виде аплодисментов как "интермеццо" по ходу спектакля, а также сама логика развития действия и музыки могут ПОТРЕБОВАТЬ внятно обозначить точку высшего накала и разрядить эмоциональное напряжение, чётко разделив "до" и "после". И в таких случаях аплодисменты не только не мешают, а даже помогают выстраивать форму, т.к. выполняют роль обратной связи между артистами и публикой, помогая публике поучаствовать в действии, а артистам - оценить, правильно ли они это действие ведут.
Поэтому при всём своём ригоризме я всё же считаю, что номерные вещи вполне допускают аплодисменты после номеров, а романтическая опера вполне допускает проявление реакции публики, тем более, что сами автры очень часто дают столь эффектные концовки номеров, которые в случае удачного исполнения ну просто не могут не вызвать шквал аплодисментов.
Так что всё хорошо в меру.
А вообще, этот вопрос достаточно интересен, чтобы посвятить ему отдельный поток, в котором мы могли бы время от времени, когда они нам будут попадаться в живых концертах или по трансляции, рассматривать те или иные конкретные случаи появления уместных и неуместных аплодисментов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, у кого какие мнения, прошу высказываться. И не только в связи с моим текстом по этому поводу, а вообще по этой теме.
Я думаю, интересно было бы возвращаться к ней время от времени по конкретным поводам, поэтому прошу всех размещать здесь свои соображения в русле темы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Хлопать или нет?

06.08.2008 в 14:48

 
Хлопать между частями концерта, симфонии, оратории или кантаты считается неприличным. Попробуем разобраться, почему.

http://www.belcanto.ru/08080628.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Хлопать или нет?

06.08.2008 в 14:48

 
Хлопать между частями концерта, симфонии, оратории или кантаты считается неприличным. Попробуем разобраться, почему.

http://www.belcanto.ru/08080628.html

Я не согласен с этой статьёй как в частностях, так и в целом. Более того, сам её пафос я не приемлю. Мне кажется, такой взгляд возвращает нас к тем допотопным временам, когда классика ещё не была достоянием широких масс людей и не требовала определённой организации взаимоотношений между музыкой, музыкантами и публикой. Но с тех пор много воды утекло, и было ясно ещё век назад, что поведение слушателя тоже должно соответствовать каким-то правилам - писаным или неписаным, не в этом суть.
Пожалуй, нужно сделать свою статью по этому поводу и привести убедительные примеры уместности и неуместности аплодисментов с обоснованием того и другого в конкретных случаях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Аплодисменты в опере. Смотря какая опера. Чайковскому они как раз не противопоказаны. А вот в операх Мусоргского это не обязательно. Там как раз, как у Вагнера, одно перетекает в другое, исключение - чисто песенные номера (БГ, шинкарка и Варлаам). И балет. На Пеллеасе и Мелизанде тоже никто не хлопал. А вот у Верди это норма (если поют хорошо). Вряд ли кто-то из солистов сильно огорчается, если ему похлопали. Единственное но: делать это нужно в своё время, поэтому при первом прослушивании лучше не экспериментировать.
На концертах аплодисменты мешают исполнителям (особенно в камерных концертах), поэтому лучше не стоит. "А если мне будет хорошо, я тебя так довезу, что и тебе будет хорошо." Примерно из этих соображений.
Вот. Но это, естественно, моё личное мнение.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В опере с номерной структурой, там, где музыка имеет чёткое завершение, аплодисменты после арий необходимы. Конец любой арии рассчитан на реакцию публики. Это часть традиции. Если нет аплодисментов, то солист или солистка подумает, что плохо спел/спела, провал. В Италии, на родине оперы, дирижёры ждут столько, сколько нужно, пока публика выразит все эмоции, спектакль не продолжают.
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, что касается оперы, всё более-менее ясно, но по отношению к симфонической или камерной музыке далеко не всё столь же однозначно.
Да и с оперой тоже нет полной ясности. Я со своей стороны думаю, что даже если нельзя, то аплодировать всё равно можно, если НЕ МОЖЕШЬ не делать этого :) Такое случалось даже со мной, хотя я всегда с раздражением выслушиваю аплодисменты между частями больших циклов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Конечно, ещё один очень ясный случай - что не нужно аплодировать поперёк арий!!! Для всех остальных неясных случаев администрация должна делать объявления с просьбой не аплодировать между частями. А тех, кто вопреки запрету аплодирует, удалять из зала :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Пинками :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Catarina P.

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 390
Пинками :))
Иногда бывает достаточно нескольких резких слов. :D

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
После которых можно узнать о себе много нового и интересного. Или не узнать, но отбить у человека охоту посещать впредь подобные мероприятия. Неужели нельзя спокойно поговорить в антракте, если уж одолела жажда просветительства? Откуда столько злобы на концерте классической музыки?

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сложная тема. Действительно, начинать препираться во время концерта - это очень плохо. А что, если до антракта далеко, и человек рядом с вами аплодирует (или разговаривает, шуршит и т.д.) половину спектакля или концерта?..
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Разговаривает и шуршит - не то же самое, что аплодирует. У болтунов я обычно спрашиваю, не мешает ли им музыка. Как правило, помогает. Целый вечер возле меня ещё никто ни разу не шуршал, а разовое шуршание я в состоянии перенести. Мало ли что. Аплодисменты же - это реакция на происходящее, причём положительная. Меня вообще не раздражает, если не посреди музыки (да и то потому, что музыку из-за этого плохо слышно). Но поскольку я знаю, что исполнители это не любят, я иногда пытаюсь донести эту информацию до других людей. В антракте! Потому что объяснение, почему не нужно хлопать - это такой же шум, как и всё остальное.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В антракте! Потому что объяснение, почему не нужно хлопать - это такой же шум, как и всё остальное.

Да, это точно. Всегда дилемма - сделать замечание или не увеличивать шум :(( Эта проблема в большей степени касается болтовни - делать замечания или нет. Но, как правило, сама собой она не прекращается.
Che mai sento!

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Дорогие друзья! Хотим воспользоваться случаем, что начался новый сезон концертов на сценах и в залах Мариинского театра, и сообщить вновь присоединившимся слушателям, что в филармонических концертах не принято аплодировать между частями одного произведения. Аплодисменты нарушают художественную целостность произведения и мешают музыкантам и другим слушателям. Это объявление размещено также в программках концертов. Пожалуйста, сделайте репост этого сообщения, чтобы как можно больше людей узнали об этом. Спасибо!

https://vk.com/mariinsky.theatre?w=wall81344132_69137%2Fall

Хотя вот я всё равно не знаю, кто хуже: аплодирующие или делающие замечания. Какая-то дама на концерте Володина, в тот момент, когда пианист уже на сцене, довольно громко "шипит": "Хлопайте только после того, как он встанет." Это теперь такой новый петербургский стиль - называть присутствующего в третьем лице?

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 955
После межсезонного перерыва у пишущих от имени Мариинки на странице театра "ВКонтакте" время от времени проступает какое-то косноязычие. То ли прежние авторы еще не вышли из отпуска, то ли еще от него не отошли, то ли теперь там новые писатели.  ;D  Последний пример:
Цитировать
Хотим воспользоваться случаем, что начался новый сезон концертов на сценах и в залах Мариинского театра, и сообщить вновь присоединившимся слушателям
https://vk.com/mariinsky.theatre?w=wall81344132_69137%2Fall
Пардон за оффтоп!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Нет, это просто, видимо, несколько раз редактировали и результат не перечитали. "Дело житейское".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 164
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет red_balls (red_balls)

http://red-balls.livejournal.com/158359.html

В школе наш класс ездил дежурить в Детский Музыкальный театр имени Сац. Кроме всего прочего полезного, это было ценно и с точки зрения приобщения к оперному театральному этикету. И, в частности, одно из главных правил, которое я оттуда вынесла, это правило приветствия и аплодисментов оркестру и дирижеру перед началом последнего отделения. Как нам тогда говорили: "оркестр мы всегда благодарим перед последним отделением".

То есть примерно так:
закончился последний антракт (сейчас, как правило, и единственный)
пошло последнее отделение (не обязательно последний акт)
гаснет свет (сейчас еще обязательно напомнят про фото, видео и мобильники)
выходит дирижер
раздаются аплодисменты
свет зажигается
дирижер разворачивается, оркестр встает, кланяется, зрители аплодируют
свет гаснет
и пошел очередной кровавый оперный финал...
То есть смысл, видимо, был в том, что финальные аплодисменты - это скорее солисты, хор и в целом спектакль.

Эта традиция еще сколько-то жила, но все меньше и меньше, хотя премьерные спектакли благодаря публике держались. А сегодня поймала себя на мысли, что в последние мои походы этого не было вообще, хотя вряд ли были совсем случайные зрители.

Может, конечно, это были какие-то местечковые обычаи, устаревшие - не знаю. Пошуровала в инете, нашла только традиционное обсуждение насчет аплодисментов внутри одного симфонического произведения, а также, удивившая меня дискуссия, надо ли хлопать после отдельных арий.

Так и не знаю... Получается учили неправильно, а может просто меняются правила поведения...

ЗЫ За качество картинки наверху - сорри, но не могла удержаться, чтобы не вспомнить очень забавную книгу моего детства:
"Веселый камертон", 1976. Это оттуда и это тоже:

Иллюстрации по ссылке http://red-balls.livejournal.com/158359.html
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
Отличная тема, злободневная!
Особенно бесит, когда аплодисментами заглушается финальный аккорд оперы. Я вот уже знаю точно, что будет завтра: на сцене пылающий скит, уже затихли голоса тех, кто внутри, оркестр набирает мощь, одновременно с финальным аккордом проваливаются внутрь горящие перекрытия, и только занавес двинулся вниз - оркестр тонет в шквале неуместных аплодисментов. Как будто публика настолько устала, что не в состоянии подождать несколько секунд, до финального жеста дирижера.
Я лишь однажды был поражен отсутствием этого поспешного аплодирования - на "Тристане" в Мариинке, 2 марта прошлого года. То ли публика в тот день была подготовленная ( видимо на Вагнера случайные люди не ходят, и уж точно не "доживают" до финала), то ли Гергиев "в ударе", но в течение всей оперы не было ни одного звонка мобильника, ни одного лишнего хлопка, а аплодисменты в финале дружно, как по команде, грянули ровно через секунду после того, как замолкла последняя скрипка в оркестре. А в течение этой секунды была полнейшая, просто мертвая тишина!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 10 955
Очередное предупреждение от МТ и очередная дискуссия не только об аплодисментах, но и о шумливости: http://m.vk.com/wall81344132_91762
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 027
Очередное предупреждение от МТ и очередная дискуссия не только об аплодисментах, но и о шумливости: http://m.vk.com/wall81344132_91762
По следам дискуссии: действительно, а почему бы не написать про аплодисменты в программке или не вывести дополнительное сообщение на табло (если таковое имеется)? А заодно и напомнить об этом после объявления номера (так, кстати, делают иногда).

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 696
Что-то за эти два дня народ в Мариинке очень активно хлопал, где надо и где не надо, буквально влезая с аплодисментами в каждую паузу.
Но 4 марта был абсолютно беспрецедентный случай - аплодисменты в середине третьего акта "Лоэнгрина"! Это - днище! Я такого вообще никогда и нигде не видел и не слышал!