Автор Тема: Золотая Маска - номинации музыкального театра  (Прочитано 72258 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #200 : Февраль 12, 2016, 23:59:06 »
Только что вернулся со спектакля. Мои ожидания оправдались, я увидел и, в первую очередь, услышал то, что хотел: живого, яркого, ироничного, молодого, эмоционального Моцарта, каким он, в моем понимании, и должен быть. Мне не хочется кого-то выделять из исполнителей, в пермском Моцарте важнее идеальная ансамблевость, здесь все сложено один к одному, великолепный баланс как в оркестре и хоре, так и в сложнейших секстетах. Это прекрасная команда единомышленников, это чувствуется во всем, от этого самый большой кайф.
Все же из всех исполнителей мужских партий я бы выделил Мику Карес, исполнителя партии Командора. Она звучит у него невероятно, неумолимо, так как надо. Что касается женских партий, то мой выбор - Наталья Кириллова (Донна Эльвира). Она запомнилась мне еще на Свадьбе Фигаро своим мягким вокалом и прекрасной отточенностью всей партии и здесь тоже все было спето очень чисто, очень точно, мягко - получил большое удовольствие. Но подчеркну - мне понравился ансамбль исполнителей в целом, в нем нет слабых звеньев. Хотя Борис Рудак выступил послабее остальных, но я считайте что не заметил.
Об оркестре говорить не буду, одно слово - браво!

Что касается постановки: она тонкая, ироничная, хулиганская, но очень органично сочетается с музыкой - это именно то, что я люблю. Дон Жуан в ней напомнил мне героя фильма "Тот самый Мюнхгаузен", не знаю насколько это осознанная параллель, возможно просто я увидел эту историю под таким углом. Но очевидно, что в постановке главный мотив - это мотив внутренней свободы человека. Я думаю Моцарт был бы доволен :)

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #201 : Февраль 13, 2016, 01:17:44 »
«ДОН ЖУАН» КУРЕНТЗИСА, ИЛИ ГВОЗДЬ В КРЫШКУ ГРОБА МОЦАРТА

Даже рискуя оказаться в одиночестве, выскажу свое решительное "фи" сегодняшнему спектаклю. Ибо кого-кого, но Моцарта я тут и не услышала, и не увидела...

В рамках «Золотой маски» в Москву привезли Пермского «Дон Жуана». Самое громкое имя – дирижер Теодор Курентзис.
Несмотря на обилие аутентичных инструментов, оркестр был куда более далек от Моцарта, чем, например, в "Cosi..." в Большом. Ибо так грубо, бесстильно, частенько пафосно и заглушая певцов, а главное - БЕССМЫСЛЕННО - сыграть главную оперу Моцарта - это надо было умудриться. Началось уже с увертюры. Я не услышала никакой концепции в трактовке дирижера. Кроме двух моментов  (когда неожиданно ясно зазвучала трагическая тема в середине 1 акта  да солирующие инструменты «одарили» мои уши едкой иронией)  и вспомнить нечего. Оркестр играл сам по себе; действие на сцене развивалось само по себе - скорее по законам драматического театра, соотносясь не с музыкой, но с сюжетом; певцы пели сами по себе, словно в яме не было оркестра, а опера шла под фонограмму. Иногда певцы элементарно не успевали - ничего страшного: через пару тактов они догоняли оркестр.

О певцах. Ну про отсутствие моцартовского стиля у всех без исключения даже не буду: общее место. Певцы пели оперу тоже по законам драматического театра: никакого легато, рваными фразами, с синкопами, где криком, где шепотом, но - В ОБРАЗЕ!
Симоне Альбергини замечательный баритон. Но не герой. Тем более не Дон Жуан: мелковат, знаете... :) (если что, я не про рост). Донна Анна - Надежда Павлова обладательница неплохого лирического голоса, но ни разу не моцартовского.  Церлина (Фани Антонелу) без колоратур.  Оттавио - Борис Рудак - в прошлом выпускник молодежной программы Большого театра – « Il mio Tesoro…» не пропел, не прокричал и даже не провизжал - прошелестел практически на одной ноте. Мой диагноз: профнепригоден. Остальные в вокальном смысле пустое место, зато актерски – цвели в этой пустоте...

Ну вот я и подошла к постановке. Такого количества пошлости в единицу времени я в театре не видела. От стягивания трусов с манекена, обматывания себя скотчем - до заигрывания с публикой, Ангелы Меркель и футбольного матча по телевизору... Полный джентльменский набор! Женские манекены, очевидно, были призваны символизировать, что все женщины куклы. А мужские? Что в мире не осталось живых людей, кроме героев оперы Моцарта?! Обилие ортопедических корсетов, которые периодически надевали персонажи (все, кроме Дон  Жуана) - это о том, что все они в той или иной степени инвалиды?! И потому в сцене гибели героя его тоже облачают в эти "доспехи"?!  Каюсь: глубокий замысел режиссера Валентины Карраско мне не покорился...

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #202 : Февраль 13, 2016, 08:38:34 »
Судя по Вашему рассказу, постановщики - постоянные клиенты клиники Корсакова.

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #203 : Февраль 13, 2016, 11:33:04 »
Судя по Вашему рассказу, постановщики - постоянные клиенты клиники Корсакова.
Уважаемый Алексей, думаю по одному отзыву такие выводы делать не стоит. Я понял постановку совершенно иначе, в том числе идею с манекенами, корсетами и бандажами. Довольно странно воспринимать бандажи буквально, будто Дон Жуан окружён сплошь инвалидами, это метафора несвободы, в первую очередь внутренней, защитных барьеров, общественных правил и норм, которые сковывают человека. А Дон Жуан - человек (а человек ли, или это просто абстракция, идея?), который лишен этих ограничений и несвободы. Он как Мюнхгаузен: славен не тем, что летал или не летал на луну, а тем что не врал. Жил как чувствовал. Это мои мысли по поводу увиденного, а вообще прочитайте пермский буклет к спектаклю - узнаете много интересного, возможно ваше мнение изменится.

Оффлайн Алексей

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 384
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #204 : Февраль 13, 2016, 11:59:01 »
Мне вспоминается "Аида", которую привёз на маску Курентзис будучи ещё новосибирским дирижёром.
Это была какая-то больничная палата, Аида в халате медсестры мыла полы.... в общем 6-ти тысячный зал дворца съездов начал быстро пустеть. Наверное поэтому возникла такая ассоциация.

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #205 : Февраль 13, 2016, 12:07:24 »
Во  многом  соглашусь с lgb Прошлогодняя  трансляция  этой  постановки  из Перми  убедила  меня  в  том ,  что г-н Курентзис  играет  что-то  своё ,  к  Моцарту  относящееся  весьма  опосредованно. Из  певцов  тогда  только  Альбергини  и  понравился ,  да  Мазетто  был  хорош ( не  помню ,  к  сожалению , фамилию) .  Женский  вокал  разочаровывал  катастрофически.   Год  спустя,  похоже,  мало  что  изменилось.

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #206 : Февраль 13, 2016, 12:32:05 »
Ну вообще-то я имела в виду, конечно, душевную инвалидность. Виновата, что не закавычила - все и поняли буквально... Что до чтения буклетов. Знаете, я вообще их читаю всегда ПОСЛЕ - ибо имею опыт "чтения" произведения непосредственно со сцены. Если то, что происходит на сцене, зритель не считывает - дело все-таки в режиссуре. Но... не настаиваю. У каждого свой опыт. А насчет изменения мнения ПОСЛЕ прочтения буклета - ну это Вы, батенька, хватили... ;D. Театр - это то, что здесь и сейчас......... Вчера это было пОшло и далеко от Моцарта.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 492
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #207 : Февраль 13, 2016, 13:32:05 »
Совершенно какая-то искусственная идея - что Дон Жуан был единственным свободным человеком там. Откуда эта идея? Вообще  Дон  Жуан не про это.  Дон Жуан -  один из ключевых образов европейской культуры.
И хотелось бы напомнить полное название этой оперы "Дон Жуан, или Наказанный развратник".
« Последнее редактирование: Февраль 13, 2016, 15:41:05 от Bartoli »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #208 : Февраль 13, 2016, 13:52:00 »
Скопирую сюда Арлекина, ибо он достаточно подробно пересказывает спектакль (для тех, кто его не видел, чтобы был понятен ход обсуждения).

Пишет Слава (_arlekin_)

"Дон Жуан" В.А.Моцарта, Пермский театр оперы и балета, реж.Валентина Карраско, дир.Теодор Курентзиc

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3287813.html

Как дирижирует Курентзис "Дон Жуаном", в Москве уже слышали - пять лет назад на сцену Большого перенесли постановку Чернякова, осуществленную сначала в Экс-ан-Провансе, и включили в репертуар, но не только спектакль в целом, а и его музыкальное качество никого (включая фанатичных поклонников режиссера и дирижера) в восхищение не привело, после двух серий показов спектакль сняли. Лично мне та версия тоже показалась унылой - и по мысли, и визуально, и музыкально:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1853015.html

В пермском варианте оркестр звучит куда бодрее (солисты, правда, не успевают), при этом темпы арий и ансамблей быстрые, а речитативы, по контрасту, замедляют, "тормозят" действие. Но если с оркестром все в порядке, то с вокалом проблемы очевидны. Показательно, что на "Золотую маску", которая привезла пермского "Дон Жуана", номинированы наряду с Курентзисом только две солистки - Наталья Кириллова и Надежда Павлова (Донна Эльвира и Донна Анна), но не исполнитель заглавной партии, приглашенный баритон Симоне Альбергини, и хотя может это лишь ритуальный жест "в поддержку отечественного производителя", действительно, ничего выдающегося в образе Дон Жуана здесь нет, а певицы в самом деле показывают вокал пластичный, богатый, содержательный. Вообще мужские партии женским в спектакле явно проигрывают - это касается не только Дон Жуана, но и Лепорелло - тоже приглашенный итальянец Гвидо Локонсоло, и Мазетто - Виктор Шаповалов; как ни странно, поприличнее остальных мне показался тенор Борис Рудак в партии дона Оттавио, колоратура ему катастрофически не дается, но в целом он спел неплохо, а я, много слышав Рудака в Большом, привык относиться к нему скептически.

Постановка Валентины Карраско отталкивается от умозрительной и примитивной идеи, а визуально спектакль, наоборот, перенасыщен, и при такой избыточности видеоряда скудость мысли становится абсолютно очевидной. Люди и манекены: только один Дон Жуан - человек в полном смысле слова, остальные, даже центральные персонажи, носят на себе ортопедический "бандаж" или пластиковые накладки, у женщин - на груди, и мужчин - между ног; кроме того, сцену загромождают в огромном количестве пластиковые антропоморфные болванки, целые, искромсанные и фрагментарные - отдельно руки, ноги, головы, торсы... На заднем плане - полки и ниши с манекенами, манекены и куклы заполняют все пространство, а колористическое решение и свет выстроены таким образом, что отличить живого человека от куклы, выделить артиста среди манекенов зачастую непросто. Зато разгадать режиссерский ребус нетрудно: вот Дон Жуан - свободный, сам выстраивающий свою судьбы без оглядки на навязанные со стороны нормы человек - и вот толпа из бездушного пластика, ну или в лучшем случае живые мертвецы, калеки-"киборги", бездушные "андроиды", и свобода - это жизнь, которая противостоит смерти.

Надо признать - в статике "картинка" выглядит эффектно, особенно когда должным образом подсвечена. И музыке она, в общем, не мешает, но существует параллельно ей, не соотносясь с оперой ни сюжетно, ни ассоциативно: драматургия "Дон Жуана" - отдельно, изобразительный ряд спектакля - отдельно. Пространство постановки - то ли ателье, то ли склад, с огромным запасом пластиковых человекозаменителей, зеркальными ширмами, ящиками-сундуками на колесиках. Спектакль начинается с падения мертвого тела - пластикового манекена, и уже на увертюре содержательное противопоставление жизни и смерти отыграно исчерпывающе, а в опере еще почти три часа чистой музыки - и аргентинской даме-режиссеру приходится мучительно измудряться, вымучивая вариации на заданную символическую тему. Лепорелло, перечисляя "донжуанский список", вытаскивает манекены гроздьями, демонстрируя, что тело - лишь пластиковая болвашка; при этом слуга Дон Жуана лезет к Эльвире с ласками. Анна обнимает манекен, вспоминая убитого Командора - мертвое от живого персонажи этого спектакля, кроме Дон Жуана, не отличают, а вернее, все живое спешает превратить в мертвую пластмассовую расчлененку. Эмоциональной кульминацией и апофеоз открытого противостояния "пластика" и живого человеческого тела становится финал 1-го акта, "маскарад" с пробежкой через зал и буйством на сцене "ряженых" - Кончиты Вурст, гологрудой и анорексичной активистки femen, манерных геев и буддистских монахов; они хватают фрукты, разложенные на голых телах (живых и искусственных), разворачивая лозунг «Viva la Liberta»; туда же пробираются замаскировавшиеся под хиппарей-рокеров-рэпперов Анна и Ко; гостей встречает Лепорелло, раскуривающий косяк в наряде индейского вождя; весельчаков гонят и теснят уродцы в ортопедических накладках и на костылях, а один из хулиганов прорывается под занавес в оркестровую яму, завладевает партитурой и топчет ее. Эта грошовая буффонада смотрится живенько и на чей-то вкус, вероятно, весело - но после антракта мероприятие возвращается к пластмассовым обрубкам.

Эпиграф "Сон разума порождает чудовищ" и слайд с соответствующей гравюрой Гойи, стихи Хорхе Манрике "Проснись, о спящая душа", видеопроекции на полупрозрачном экране, наложенные поверх объемной "картинки" с пластиковыми муляжами... - под чудовищами, допустим, понимаются инвалиды-андроиды, но чей разум спит? кто должен проснуться? где здесь вообще начало разумное, рациональное, бодрствующее? Визионерская инсталляция пытается притвориться концептуальным спектаклем - безуспешно. Ход с манекенами так быстро себя исчерпывает, а опера такая длинная, огромная по объему, что режиссер пускает в ход, помимо кукол, иные средства. Например, Церлина, запихнув Лепорелло в тележку из супермаркета, обматывает его клейкой лентой (я так понимаю, именно это и есть эксклюзивный эпизод из "венской редакции" оперы?) Серенаду Дон Жуан поет пошлейшей надувной бабе из ящика. Статуя Командора - тоже, само собой, манекен, да еще какой уродливый. А финальная сцена разворачивается на зеленом коврике-"газоне", представляя собой что-то вроде барбекю, но возле плазменного телевизора, где Лепорелло, переключая каналы, натыкается то на репортаж с участием Ангелы Меркель ("я ее знаю"), то на трансляцию боксерского матча (копируя, пародируя движения боксеров), а в какой-то момент и на... Курентзиса с оркестром. За столом у Дон Жуана тем временем "восседают" опять-таки манекены, в ожидании главного каменного, то бишь в данном случае пластикового гостя. И Командор является - какой-то "голем" на ходулях под широкими штанинами. А Лепорелло, пока Анна и Ко празднуют победу, набрасывает себе на плечи оставшийся от Дон Жуана зеленый костюм: первый шаг к резиновой женщине.
___________________________________________
конец цитаты

Я смотрела спектакль в кино и, естественно, не могу оценить, как вокалисты звучали в зале. Через видеотрансляцию невозможно оценить ни объём голосов, ни баланс между оркестром и вокалистом. В итоге на меня все певцы произвели хорошее впечатление, кроме именно Бориса Рудака, которого Арлекин хвалит. Партия Оттавио прозвучала тускло, тембра нет, дыхания не хватает. Соглашусь с оценкой "профнепригоден".
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #209 : Февраль 13, 2016, 13:53:52 »
Лапшин Олег

https://www.facebook.com/olapshin/posts/1013294065395899?pnref=story

"Дон Жуан" Моцарта, Пермский театр оперы и балета

Неоднократно за время спектакля благодарил небеса, что мне удалось сесть на первом ряду прямо за спиной Курентзиса. Первые минут 10 после увертюры я еще переводил взгляд с него на сцену. Но потом вся незамысловатая режиссерская концепция стала абсолютно ясна. Манекены и персонажи в бандаже собственных ограничений никакого развития не сулили. А вот Теодор, напротив, был все время разный. Не только человек-оркестр, но и человек-опера. Каждую партию он самолично играл, протанцовывал и пропевал. Причем, если брать мужской вокал, то и тут он вчера был лучшим:) А как он моментально взрывал оркестр при переходе от тягучих,нежных пиано в речитативах к просто бешеному урагану в ариях. Или когда скрипки поднимал, а играли они стоя. А какие влюбленные взгляды бросали на Теодора оркестрантки. Вот где настоящий Дон-Жуан вчера разворачивался: в оркестровой яме. И видно сразу, с каким прекрасным настроением играют все, Живое дыхание оркестра и отличная музыка.

Впрочем, иногда я все-таки возвращался на сцену. Так, Надежда Павлова арию "Non mi dir" спела замечательно.

Но у Курентзиса было гораздо интересней.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #210 : Февраль 13, 2016, 14:40:34 »
Признаться, я думала, что люди, которые не так отрицательно относятся к режопере, как я, этот спектакль будут хвалить. Потому что режиссёр, на мой взгляд, свою концепцию воплотила от и до, во всех деталях, и с артистами хорошо поработала, то есть создала целостный проработанный оперный продукт, так сказать.
Che mai sento!

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #211 : Февраль 13, 2016, 15:37:24 »
Что до чтения буклетов. Знаете, я вообще их читаю всегда ПОСЛЕ - ибо имею опыт "чтения" произведения непосредственно со сцены. Если то, что происходит на сцене, зритель не считывает - дело все-таки в режиссуре. Но... не настаиваю. У каждого свой опыт. А насчет изменения мнения ПОСЛЕ прочтения буклета - ну это Вы, батенька, хватили... ;D. Театр - это то, что здесь и сейчас......... Вчера это было пОшло и далеко от Моцарта.
Я разумеется читаю буклеты тоже ПОСЛЕ, к тому же у пермяков он такого объема, что я вчера после спектакля не дошел и до половины. Я сослался в данном случае на буклет только потому, что увиденное и понятое мной непосредственно во время спектакля практически во всем совпало с тем, что я затем прочитал в буклете

Ну вот я и подошла к постановке. Такого количества пошлости в единицу времени я в театре не видела. От стягивания трусов с манекена, обматывания себя скотчем - до заигрывания с публикой, Ангелы Меркель и футбольного матча по телевизору... Полный джентльменский набор! 
Интересно, а что в перечисленном вами "джентельменском наборе" пошлого? По-моему пошлость - это когда всерьез, а здесь все было сделано не только с большой иронией, но и с самоиронией (вспомните самого Курентзиса на экране телевизора), и это были не манекены ради манекенов, а вполне четко реализованная, осмысленная режиссерская концепция, которая позволяет взглянуть на привычную историю под неожиданным углом. Или для вас голый манекен на сцене - это уже пошлость сама по себе? Но тогда пошлость - половина мирового изобразительного искусства.

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #212 : Февраль 13, 2016, 15:42:40 »
Совершенно какая-то искусственная идея - что Дон Жуан был единственным свободным человеком там. Откуда эта идея. Вообще  Дон  Жуан не про это. Вообще Дон Жуан как один из ключевых образов европейской культуры.
И хотелось бы напомнить полное название этой оперы "Дон Жуан, или Наказанный развратник".

Вот уж говорить о том, что трактовать Дон Жуана нужно каким-то единственно верным способом (наказанный развратник) - действительно искусственная идея, учитывая сколько раз к этой теме обращались разные писатели, композиторы, художники - и все, заметьте, по-разному, каждый смотрел на эту историю немного иначе. Наверное меня здесь все проклянут, но мне не интересно в десятый раз слушать пересказ классической истории одними и теми же словами, мне хочется взгляда под другим углом, чтобы найти в этом для себя какие-то новые смыслы, получить пищу для размышлений.

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #213 : Февраль 13, 2016, 15:49:19 »
Вчера это было пОшло и далеко от Моцарта.

Что близко к Моцарту, а что далеко - на самом деле не знаем ни Вы, ни я, ни Теодор Курентзис, ни кто бы то ни было еще. Мне не нравится пафос Курентзиса, когда он говорит о том, что только они "правильно" играют Моцарта, но я понимаю, что это пиар, привлечение внимания. Меня же дискуссия "близко это к Моцарту или далеко" вообще не очень интересует, потому что до истины здесь добраться невозможно. Меня интересует, было ли исполнение убедительным, насколько у исполнителей получилась целостная концепция. На мой взгляд - у Курентзиса получилось и это было интересно. Но если Вас эта музыкальная концепция не убеждает - это Ваше право, значит Курентзис герой не Вашего романа, только и всего.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 492
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #214 : Февраль 13, 2016, 15:50:41 »
Позвольте вам вопрос задать - а классическая история про Дон Жуана это какая?

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #215 : Февраль 13, 2016, 15:55:21 »
Я имел в виду под классической историей в данном случае просто либретто

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 492
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #216 : Февраль 13, 2016, 16:09:49 »
Как же трудно вести дискуссию с людьми, которые соскакивают с одного тезиса на другой.
 
Цитировать
учитывая сколько раз к этой теме обращались разные писатели, композиторы, художники - и все, заметьте, по-разному, каждый смотрел на эту историю немного иначе.
А оказывается, речь идёт о либретто.
Ещё меня очень заинтересовала идея  про " пересказывать своими словами".
А что, есть такая постановка оперы, где текст пересказывают своими словами? Где же это было?

Ну мне кажется, что мысль, что все манекены, а Дон Жуан - один герой, небогатая. Вот помню Вяч. Вс. Иванов писал, что в психоанализе есть такая трактовка этого образа: Дон Жуан ищет всю жизнь идеальную возлюбленную, перебирая разных женщин, и не находит её, потому что у него скрытые гомосексуальные наклонности. Вот я понимаю - богатая идея. И не скучно любителям новизны
 ;D

Оффлайн Skripun

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 55
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #217 : Февраль 13, 2016, 16:15:42 »
Вы придираетесь к словам. Я имел в виду абсолютно понятную вещь: мне не интересно смотреть в опере на постановки, где режиссер просто следует за либретто, не подвергая его какому-то критическому осмыслению, ставит оперу в максимально традиционном ключе. Я смотрел такие постановки опер в школьном возрасте, и мне достаточно, я уже из таких постановок для себя ничего нового в опере не открою. (о музыкальной стороне сейчас не говорю, от хорошего исполнения я при любой постановке могу удовольствие получить, закрыв глаза)

Оффлайн lgb

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 203
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #218 : Февраль 13, 2016, 16:29:27 »
Что близко к Моцарту, а что далеко - на самом деле не знаем ни Вы, ни я, ни Теодор Курентзис, ни кто бы то ни было еще. Мне не нравится пафос Курентзиса, когда он говорит о том, что только они "правильно" играют Моцарта, но я понимаю, что это пиар, привлечение внимания. Меня же дискуссия "близко это к Моцарту или далеко" вообще не очень интересует, потому что до истины здесь добраться невозможно. Меня интересует, было ли исполнение убедительным, насколько у исполнителей получилась целостная концепция. На мой взгляд - у Курентзиса получилось и это было интересно. Но если Вас эта музыкальная концепция не убеждает - это Ваше право, значит Курентзис герой не Вашего романа, только и всего.
Я где-то когда-то "вещала" от имени всех??? Все, кто здесь (или где бы то ни было) высказывает свое мнение - оно только его, личное. Или все посты надо подписывать "ИМХО"?
Пошлостью я считаю не юмор ниже пояса, как Вы, очевидно, подумали, а отношение к публике как к умственно отсталой и недалекой.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 492
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #219 : Февраль 13, 2016, 16:56:00 »
  Нет, я не придираюсь к словам. Я говорила об образе Дон Жуана в мировой культуре, вы сначала тоже, ну если упоминаются писатели и композиторы, то, наверное, речь идёт не о либретто данном конкретном. 
Не знаю, где вы  именно видели традиционные  постановки данной конкретной оперы, о чём идёт речь.  Я лично live видела блестящую абсолютно постановку Покровского в его театрике. И совершенно бездарную постановку Чернякова в Большом, у которого  многие персонажи были попросту членами одной семьи. Ну чтобы не скучно.
А вспомнила, ещё видела одного скучного в Стасике ( реж. Титель). И по трансляции пермского Дон Жуана.
Совершенно непонятно, что вы называете " в традиционном ключе". Скучное - это скучное. Тителевский Дон Жуан совершенно не похож на черняковского, однако они оба скучные.

Оффлайн Petropol

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 256
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #220 : Февраль 13, 2016, 17:49:07 »

Ну мне кажется, что мысль, что все манекены, а Дон Жуан - один герой, небогатая. Вот помню Вяч. Вс. Иванов писал, что в психоанализе есть такая трактовка этого образа: Дон Жуан ищет всю жизнь идеальную возлюбленную, перебирая разных женщин, и не находит её, потому что у него скрытые гомосексуальные наклонности. Вот я понимаю - богатая идея. И не скучно любителям новизны
 ;D

Пьеса такая есть, где Дон Жуан таки нашел свое нетрадиционное счастье и тут же потерял, отчего и принялся страдать с новой силой - "Последняя ночь Дон Жуана" Э.-Э. Шмитта. Кстати, до того момента, пока не выясняется в чем драма Дона Жуана, пьеса мне страшно нравится. Там его женщины судят. Как бы. Ну, то есть пытаются. :)
« Последнее редактирование: Февраль 13, 2016, 18:10:56 от Petropol »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #221 : Февраль 13, 2016, 20:29:08 »
Анна Матрёнина

http://vk.com/wall28711680_3953

"Как залезть Моцарту в трусы" или "Современное прочтение классики".

Речь пойдёт о постановке Пермского театра оперы и балета "Дон Жуана" Моцарта и номинации этого спектакля на Золотую Маску. Первое, что хотелось бы отметить: режиссёрская задумка, в которой недвусмысленно рассказывается о сером и безликом обществе "манекенов", к которому мы все причастны. Все, кроме "Дон Жуанов", естественно! То есть некоторых людях, которые "ровнее других". Идея стара как мир и, вроде как, с ней не поспоришь-неразрешимая проблема всех поколений человечества, яркие личности и толпа-извечное противопоставление и противостояние. Как видно, тема близка и дирижёру, так что вопросы отпадают сами собой.

Второе, что хотелось бы отметить: кожа, латекс, длина женских костюмов и трансвеститы в финале первого действия... Не сочтите меня излишне консервативной, но помимо постоянно подступающего рвотного рефлекса, представляется беременная женщина, с аппетитом поедающая селедку с клубникой: ей очень вкусно, она наслаждается блюдом, а у меня лично понос от таких сочетаний! К чему я это, собственно...

Может не стоит номинантам на столь престижную в России премию выдавать дурной вкус за стиль, вульгарность за современное видение? Я как будто побывала на показе мод Славы Зайцева и Зены Королевы Воинов! А ещё все так глумились над Кончитой пару лет назад! Азаза, lol, все соцсети в мемах и пародиях, все воротят нос и ржут как кони и вот она, красавица, спустя пару лет, вместе со всеми персонажами, как полноправный участник спектакля представлена к Золотой маске. Ахахаха?! Мне не смешно. Церлина снимает трусики на сцене, Дон Жуан признаётся в любви кукле из секс-шопа, декорации, напоминающие... Это стильно? Это красиво?! Это учит меня чему-то новому?? Вы чё, серьёзно??

Фанаты Курентзиса меня сейчас мысленно забрасывают помидорами и думают о моей недальновидности и непроницательность в такой прекрасной метафоре на современное общество, и вообще "искусство не сознано только для красоты и эстетического удовольствия". Безусловно! Не только! В нём есть место и страданию, и новому прочтению, и много чему ещё, ну и конечно сексу, тем более с учётом основополагающих черт характера главного героя! Но зрителю должно быть "вкусно", даже если показывают мерзость, интригующе, возбуждать мысли и желания, а не вызывать отвращение и гнев. Я откровенно против вульгарности на Большой сцене! Некоторые истории должны, на мой взгляд, оставаться просто историями. По причине всеобщей из любимости и без инноваций борделя! А если нет, переименуйте, пожалуйста, премию в "Золотую СМАЗКУ" - такое название лучше подойдёт.
« Последнее редактирование: Февраль 13, 2016, 20:42:39 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #222 : Февраль 13, 2016, 20:34:36 »
Надя Игнатьева

https://www.facebook.com/nadia.ighnatieva/posts/690112954464607?__mref=message_bubble

...3.00 я ворочаюсь с боку на бок, а во мне ворочаются мысли. В 3.20 я понимаю, что эдак я не засну и иду греть ноги. Тёплые ноги неплохая альтернатива хаосу в голове, а главное - хорошо убаюкивает, а это важно, если на следующий день твои же лекции с 9 утра и спать осталось 3 часа...

Теперь же, когда вы (если было желание) посмотрели спектакль, а я имела сутки на порабо... подумать и упорядочить мысли, я делюсь своими впечатлениями от вчерашней репетиции Дона Жуана.

Сверху на сцену падает манекен, кажется, будто сразу на литавры - столь синхронно сработал ударник. Звучание увертюры несколько плосковато, мне не хватает, что ли объёма. На занавесе проекция (куда ж без современных технологий-то!), которая почему-то вызывает у меня противные мне ассоциации с нечитанным и несмотренным мной "50 оттенков". Однако пережив увертюру, я была очарована Лепорелло: Отличный голос и образ, немного смахивающий на Серебренникова, но в то же время то и дело заставляющий вспомнить Коровьева-Фагота. В этот момент я в очередной раз поражаюсь гению Моцарта, который одной лишь музыкой сумел обрисовать персонаж, его характер, повадки, внешность, манеру держаться, чуть ли не жесты... Ну что за прелесть эта первая ария. Буквально несколькими штрихами и интонациями Моцарт создаёт образ немного плутоватого, немного простоватого, немного развязного слуги. Сразу, пока помню: отличные певцы с прекрасной дикцией. Божечки, я поняла почти всё, как же здорово, когда ты можешь наслаждаться спектаклем на языке оригинала!

(Второе действие. Идёт диалог на итальянском, и вдруг вместо 4 пистолей Симоне Альбергини (ДЖ) предлагает Лепорелло (Гвидо Локонсоло) 4 рубля! По-русски. И тот с крайнем скептицизмом отвечает: какой курс?!).

Увы - ложка дёгтя - Мазетто. Он, конечно, увалень, но это же образ, а не так, что каша во рту в первой сцене с Церлиной. Эту сцену, наверное, раза 3 начинали. Но свою арию "Ho capito" исполнил недурно, но на общем фоне выглядел слабо. Ну и к тому же я в этом номере всегда жду слов "Faccia il nostro cavaliere,
cavaliera ancora te!", где Моцарт в музыке прямо и показал, как доблестный кавалер сделает крестьянку кавалерийкой :) Но вчера было несколько смазано. Вообще мне показалось, что вчера они не в полную силу пели. А с другой стороны, репетиция ж ведь.

Симоне Альбергини понравился очень - во-первых, приятный тембр голоса, во-вторых хорошо играет, в-третьих, при случае послушаю его так, ибо интересно. Дон Жуан получился как настоящий (правда, такое ощущение, будто несколько загнал арию с шампанским).

Гвидо Локонсоло прекрасно справился с ролью Лепорелло и как раз у него всё было без сучка без задоринки (хотя Маэстро раза 4 останавливал арию со списком). Опять же пока помню: очень классно именно в этой арии обыграны манекены. Это просто гениально! И просто :)

А дальше начинается галерея женских персонажей. Скажи дорогой читатель, а задумывался ли ты о феминистическом дискурсе в творчестве Моцарта? Я нет, хотя за вчера и сегодня я поняла, что есть, есть такой вариант. Вот донна Эльвира, например (Наталья Кириллова). Я никогда не думала, что у неё много общего с Царицой ночи. А теперь вот думаю. Кстати, не удивлюсь, если выяснится, что коль покопаться, то найдутся и музыкальные связи. Эльвира, конечно, по голосу более лиричная (а может распелась ко второму действию) и мягкая, чем по образу. А образ, конечно, несколько брутален. Я такое люблю. Вообще среди всех мстителей, она самая настоящая.

Донна Анна - типичный манипулятор. Вертит Оттавио, как ей хочется. Любительница мстить чужими руками. Надо сказать, что в данном случае у этой пары Анна-Оттавио особенно невыигрышные роли. (Кстати, кажется, у Оттавио чего-то выкинули). Впрочем, они сами всегда мной воспринимались как скучные. У донны Анны (Надежда Павлова) лёгкий, практически инструментальный голос. Роль Эльвиры, конечно, интереснее.

А вот Церлина в этом прочтении - бомба. Ну во-первых, сама Фани Антонелу в этой пышной юбочке да ещё и с этими ортопедическими гольфиками (про роль ортопедии в этой постановке расскажу в конце) просто очаровательна. Такая прямо крестьяночка аппетитненкая!!! Во-вторых, образ. Здесь эта душечка сама не знает чего она хочет и кто она такая. Чтобы её побили? Или самой заняться членовредительством и рукоприкладством? Top или sub? А яркий и подвижный голос довершает дело, и конечно роль Церлины под стать донне Эльвире. Кстати не без неё ли произошло столь радикальное изменение характера с "поколоти меня", к "увидишь, если будешь себя хорошо вести" и потрясающей сцене Церлины с бритвой и Лепорелло (в буклете указано, что эта сцена была дописана Моцартом с Да Понте специально для венской премьеры). Последняя реплика героини продемонстрировавшей "связывание и доминирование": Так нам должно с мужчинами поступать!

В оркестре, кроме порадовавшей и утешившей меня натуральной меди (прямо расцеловать их готова), отмечу хаммер-клавир, который украшает речитативы и даже немножко выпендривается, старинные деревянные и теорбу (невесть откуда взявшуюся в этой опере).

Про сценическое и режиссёрское решение. Поначалу показалось перегруженным. А потом то ли я присмотрелась, то ли ещё что, но это ощущение ушло. А может, всё дело в том, что я себя уже ощущала перегруженной и не могла с уверенностью сказать где моё, а где чужое. Перед спектаклем на занавесе гравюра Ф. Гойи и читаются стихи Хорхе Манрике "Проснись, о, спящая душа и разум дремлющий". Не обошлось без метафор: все ходят в каких-то корсетах-бандажах. Один Дон Жуан лишь здоровый неувеченный человек. Проблема в том (уж не знаю, думала ли режиссёр в подобном ракурсе), что ДЖ воспринимает всех их манекенами, а не как инвалидов. Это всё объясняет. И почему так важно пополнить список, и почему он бежит от женщин (а кому охота с манекеном-то больше одного раза?), и почему серенаду он поёт надувной женщине. Идея освобождения через порок, заявленная Т.К (не то чтобы я хочу подискутировать, просто через порок освободиться нельзя в принципе, опять же не следует путать свободу с вседозволенностью, а раскрепощённость с распущенностью) конечно же никому и никакой свободы не даёт, а ДЖ в роли освободителя закономерно терпит фиаско. Мораль (ханжество), как некий бандаж и корсет для инвалидов, пожалуй, да. Короче, человек не в состоянии сам разобраться что такое хорошо, что такое плохо вот и придерживается неких общих правил. Дон Жуан, впрочем, тоже не в состоянии решить этот вопрос. Он слепо следует за своими желаниями, капризами и удовольствиями. Сказать, что его разум не дремлет? Не похоже, что у него вообще он есть. Впрочем, любим мы этого персонажа не за интеллект (хотя был и такой ДЖ - у Мольера. Как раз поставил рацио и прагматизм выше чувств). Командор же - манекен манекенов! Его явление на ходулях, конечно, комично, что идёт в разрез с музыкой (в музыке-то всё серьёзно). А уж когда ДЖ берёт руку Командора, и эта рука остаётся в его руке, которую он тут же отбрасывает с брезгливостью уж очень снижает накал и пафос. Но! Зато никуда он не проваливается, а на него одевают кучу ортопедических корсетов-бандажей и прочих штук и это прямо по-настоящему ужасает. Эти торжествующие инвалиды напомнили мне одну реплику из Шварцевского дракона:

"Дракон. Если бы ты увидел их души -- ох, задрожал бы. Даже убежал бы. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам -- человек околеет. А душу разорвешь -- станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. .... Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души."

Кроме порадовавших меня манекенов в арии со списком, надувной бабы в серенаде, рифмовки увертюры с финалом оперы (сценически), отмечу ещё финал первого действия, который, во-первых, весёлый-карнавальный, у Курентзиса даже партитуру отобрали, во-вторых vive la liberta, которая всё-таки в условиях двух возлежащих тортом девиц заставляет меня задаваться вопросом, а чья именно свобода прославляется? а в-третьих, вы можете увидеть, что постановщики передают привет Femen (и снова о феминистическом дискурсе) и ещё кой-кому.

Вчера. 1.20 ночи. Я дома.
Мама сквозь сон:
- Стоит идти в кино?
- Стоит!
Ps. А на гравюре Гойи - оказывается куча совушек, никогда не обращала внимания :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #223 : Февраль 13, 2016, 22:25:10 »
К предыдущему посту - у Оттавио не хватает арии Dalla sua pace, а темп в арии с шампанским загнал не солист, а дирижёр (и ещё дополнительно "убил" эту арию каким-то аутентичным инструментом, звучащим весьма грубо). И мне, конечно, совсем не понравились шутки ниже пояса, испортившие впечатления от арии со списком и от серенады Дон Жуана. И бедлам в финале первого действия - это явно не Моцарт, а рок-концерт (я люблю рок-музыку и соотв. эстетику, и юмор тоже понимаю, но всему своё место, имхо).

Кирилл Чернышов вспомнил, что манекены в "Дон Жуане" уже были у Г. Вика http://www.teatrogrande.it/spettacolo/don-giovanni/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 473
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Золотая Маска - номинации музыкального театра
« Ответ #224 : Февраль 14, 2016, 11:24:58 »
"Дон Жуан" открывает показы пермской труппы на "Золотой маске"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/148387
Che mai sento!